что такое пустынь в монастыре

Пустынь, пустыня

Пу́стынь – в широ­ком смысле пустын­ное, труд­но­до­ступ­ное, неза­се­лен­ное место, сино­ним поня­тия «пустошь». В пра­во­слав­ной тра­ди­ции келья, скит или целый мона­стырь рас­по­ла­га­ю­щийся в пустын­ной, неза­се­лен­ной обла­сти и/или зна­чи­тельно уда­лен­ный от основ­ного мона­стыр­ского посе­ле­ния. В пра­во­слав­ной тра­ди­ции насель­ник пустыни назы­ва­ется «пустын­ни­ком».

что такое пустынь в монастыре. Смотреть фото что такое пустынь в монастыре. Смотреть картинку что такое пустынь в монастыре. Картинка про что такое пустынь в монастыре. Фото что такое пустынь в монастыре

Исто­рия явле­ния

Пример пустын­но­жи­тель­ства для пра­во­слав­ных монахов/аскетов подает Сам Гос­подь Иисус Хри­стос, когда перед своей про­по­ве­дью и сразу после Кре­ще­ния уда­ля­ется в пустыню, где испы­ты­вает иску­ше­ния со сто­роны дья­вола. Данный эпизод опи­сы­ва­ется у еван­ге­ли­стов-синоп­ти­ков ( Мф.4:1-11 ; Мк.1:12-13 ; Лк.4:1-13 ), в Еван­ге­лие от Иоанна мы не нахо­дим упо­ми­на­ния об этом собы­тии.

Сама же тра­ди­ция созда­ния мона­ше­ских посе­ле­ний в труд­но­до­ступ­ных и пустын­ных местах вос­хо­дит к первым мона­ше­ским общи­нам Фива­ид­ской и Нит­рий­ской пустынь в Египте в III–IV веках (уже в древ­но­сти отно­си­тельно этих мест поня­тие «пустыня» исполь­зо­ва­лось в каче­стве обо­зна­че­ния их незна­чи­тель­ной засе­лён­но­сти, а не только их при­род­ного состо­я­ния).

В даль­ней­шем поня­тия «пустыни» при­об­ре­тает исклю­чи­тельно это зна­че­ние – неза­се­лен­ная или мало­на­се­лен­ная область, как пра­вило, труд­но­до­ступ­ная гео­гра­фи­че­ски и обла­да­ю­щая суро­выми при­род­ными усло­ви­ями. Тем не менее поня­тие «пустыни» сино­ни­мично ассо­ци­и­ро­вано и поня­тию «скит». При этом поня­тие «скит» (греч. σκήτη от копт. ⲓϩⲏⲧ) обо­зна­чает тип кон­крет­ного мона­ше­ского посе­ле­ния, в то время как «пустыня» это харак­те­ри­стика места, в кото­ром мона­ше­ское посе­ле­ние рас­по­ла­га­ется.

Пустынь в тра­ди­ции Помест­ных Церк­вей

На данный момент поня­тие «пустынь» в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви исполь­зу­ется как имя соб­ствен­ное кон­крет­ных мона­сты­рей (Оптина пустынь, Глин­ская пустынь, Корен­ная пустынь и пр.).

В Серб­ской Пра­во­слав­ной Церкви поня­тие «испо­сница» сино­ни­мично рус­скому поня­тию пустынь.

В гре­че­ской тра­ди­ции поня­тие «метох» (мето­хий, греч. μετόχιον или μετόχι) анто­ни­мично поня­тию «скит» и, как след­ствие, рус­скому поня­тию пустынь. Метох, наобо­рот, нередко являлся мона­ше­ским посе­ле­нием в городе или в пре­де­лах сель­ского посе­ле­ния, испол­няв­шим кон­крет­ные хозяй­ствен­ные цели (вообще этим словом может обо­зна­чаться неболь­шой мона­стырь, при­пи­сан­ный к дру­гому).

Пустынь, то есть мало­на­се­лен­ное и неза­се­лен­ное, труд­но­до­ступ­ное гео­гра­фи­че­ски место всегда явля­лось местом для хри­сти­ан­ского аске­ти­че­ского подвига.

Пустынь в оте­че­ствен­ной куль­туре

В оте­че­ствен­ной куль­туре поня­тие «пустыни» при­об­рело кон­но­та­ции не свой­ствен­ные изна­чаль­ному зна­че­нию. В част­но­сти, пустыня как место сугу­бого обще­ния с Богом в рус­ской тра­ди­ции — это дикий лес, остров на озере или море, болото. Это бога­тое ресур­сами про­стран­ство, кото­рые полезны для жизни отшель­ника, но не засе­лено и тем самым при­годно для тихой уеди­нен­ной молитвы Богу. Другим харак­тер­ным для рус­ской пра­во­слав­ной куль­туры вос­при­я­тием пустыни явля­ется вос­при­я­тие ее как дев­ствен­ного места, места при­бли­жен­ного по своим пара­мет­рам Эдем­скому саду. В этом кон­тек­сте наи­бо­лее харак­тер­ным явля­ется сюжет еди­не­ния отшель­ника с дикими зве­рями, кото­рые при­хо­дят к нему за кормом или помо­гают обжи­вать пустыню.

Почему неко­то­рые бого­мольцы пред­по­чи­тали городу пустыню?

Тра­ди­ция уда­ляться для обще­ния с Богом в пустыню имеет давнее про­ис­хож­де­ние. Так, Бог при­звал Авра­ама уда­литься из земли отца и перейти в землю, на кото­рой он до конца своих земных дней оста­вался при­шель­цем и стран­ни­ком ( Быт.12:1 ) (см.: Земля обе­то­ван­ная). Правда, он имел семью и рабов, но при этом его жизнь рази­тельно отли­ча­лась от жизни прочих обес­пе­чен­ных людей, он не строил двор­цов, не купался в рос­коши, не услаж­дался негой.

Моисей встре­тился с Богом и принял от Него пору­че­ние воз­гла­вить еврей­ский народ не тогда, когда жил при дворе фара­она, а тогда, когда сми­ренно пас в пустыне овец ( Исх.3:2 ). При полу­че­нии скри­жа­лей он тоже уеди­нялся, на горе, как и тре­бо­ва­лось по усло­виям Божьего Про­мысла ( Исх.24:12 ).

Духов­ная кре­пость и вера еврей­ского народа опять же фор­ми­ро­ва­лась в пустыне. Давид, прежде чем сде­латься вла­сте­ли­ном, скры­ва­ясь от Саула, долгое время ски­тался по без­люд­ным местам. Будучи лишен мно­же­ства мир­ских удо­воль­ствий, он нахо­дил уте­ше­ние в Боге. И Бог хранил своего избран­ника, а впо­след­ствии возвёл его на цар­ский пре­стол.

В даль­ней­шем многие Божьи про­роки осу­ществ­ляли в пустын­ных местах молит­вен­ные подвиги, напри­мер, Илия. Пред­теча Гос­по­день, Иоанн Кре­сти­тель, выбрал пустыню местом своего посто­ян­ного житель­ства ( Лк.1:80 ). Гос­подь постился в пустыне сорок дней ( Мф.4:1-2 ).

Во вре­мена Нового Завета пустын­ное уеди­не­ние, отшель­ни­че­ство спо­соб­ство­вало хри­сти­ан­ским святым отстра­няться не столько от сограж­дан, людей (ведь бывало, что и в пусты­нях орга­ни­зо­вы­ва­лись обще­жи­тель­ные мона­стыри), сколько от при­вя­зан­но­сти к миру, мир­ских соблаз­нов и забот, гре­хов­ных радо­стей мира. Там, под паля­щим солн­цем, в тиши песков и холмов (а на Руси, нередко, в непро­хо­ди­мых чащах, топях болот, под мороз­ными вет­рами, на засне­жен­ных полях) фор­ми­ро­ва­лись харак­теры, крепла вера, очи­ща­лись и напол­ня­лись бла­го­да­тью сердца.

Всем ли полезно уеди­не­ние?

Как известно, уеди­не­ние уеди­не­нию — рознь. Под­ви­заться в отшель­ни­че­стве и жить в оди­но­че­стве — не одно и то же. Тогда как в оди­но­че­стве может жить и обы­ва­тель-холо­стяк, подвиги аске­ти­че­ского уеди­не­ния под­ни­мает не каждый.

Исто­рия Церкви вклю­чает в себя мно­же­ство слу­чаев, когда тот или иной ново­на­чаль­ный монах само­чинно и даже пом­пезно брал на себя бремя уеди­нен­ного подвига и увы, не справ­лялся. Одни из них воз­вра­ща­лись в обще­жи­тель­ные мона­стыри, горько рас­ка­и­ва­лись, ста­ра­лись ути­шить, иско­ре­нить чрез­мер­ное, гор­де­ли­вое рвение, другие, не выдер­жи­вая труд­но­стей отшель­ни­че­ского подвига, вовсе сво­ра­чи­вали с избран­ного было мона­ше­ского пути.

С другой сто­роны, исто­рии Церкви известно немало при­ме­ров спа­се­ния пра­вед­ни­ков в миру. Кому-то, может быть, умест­нее стать мис­си­о­не­ром, кому-то — просто хоро­шим семья­ни­ном, кому-то — учи­те­лем, кому-то врачом и т. д.

Источник

Тайны Оптиной Пустыни

Старица Сепфора, перешагнувшая столетний рубеж, ходила по развалинам Оптиной в конце 1980-х и приговаривала: «Благодать! Сколько здесь благодати!»

Войдите через Святые врата в древнюю обитель, начало которой положено в XV веке. Вдохните аромат цветов, которые цветут и радуют взор здесь, когда в окрестностях уже сохнет пожухлая трава.

Полюбуйтесь белоснежным храмом Казанской иконы Божией Матери. Чуть дальше храм-усыпальница в честь Владимирской иконы Божией Матери бережно хранит семь мощей преподобных Оптинских старцев. Зайдите с благоговением в главный храм обители – чудесный, самый старинный Введенский с его жемчужиной – ракой с мощами великого преподобного Амвросия Оптинского, чудотворца.

Замрите на короткий миг под перезвон оптинских колоколов. Пусть душа ваша отдохнет от мирской музыки, и пусть захватит дух от пения братского хора.

Сотни людей приезжают в Оптину каждый день. Зачем они едут? Тратят на дорогу деньги, устают в пути… Они едут к Оптинским старцам! Помните пословицу: «К пустому колодцу за водой не ходят»?

Приложитесь к мощам Оптинских старцев. Они всё о нас знают, знают лучше, чем мы сами о себе знаем и понимаем. Проникают своим духовным ведением в глубину души, видят прошлое и будущее, боль и скорбь.

Мощи под спудом, тяжелые каменные гробницы… Но вы чувствуете живой ответ! Старцы отвечают вам. Потому что у Бога все живы! Потому что они продолжают душу свою полагать за своих чад! И вы, обратившись к преподобным Оптинским старцам с верой, – теперь тоже под их молитвенным покровом.

Оглянитесь вокруг. Прекрасная обитель, не правда ли? А когда в 1988 году, после 65 лет разрухи, первая братия вошла в эти стены, они увидели только мерзость запустения на святом месте. Крапива в рост человека. Разбитые надгробия. Разрушенные храмы. Всё, что можно было осквернить, разрушить, – было осквернено, поругано, разрушено. Но Господь поругаем не бывает! Оптина восстала из пепла еще прекрасней!

А знаете – почему? Да потому что не может человек разрушить то, что создано по воле Божией!

Тайны Оптиной. Прикоснитесь к ним и попытайтесь понять законы духовной жизни. Мы часто живем в страхе перед завтрашним днем, надеемся на себя, на друзей и родных, на кредит в банке.

А преподобный Моисей и брат его преподобный Антоний надеялись только на Господа. Монахи-пустынники, они приехали сюда по благословению Калужского архипастыря, преосвященного Филарета, в 1821 году и своими руками корчевали пни, очищали от многовековых сосновых деревьев участок, строили небольшие братские келлии и деревянную церковь во имя святого Иоанна, Предтечи Господня.

Преподобный Моисей, будучи в течение 37 лет настоятелем Оптиной, часто начинал многотысячное строительство, имея в монастырской казне всего 10–15 рублей. По нашим мирским меркам – затея несбыточная, невыполнимая.

Практическому человеку, надеющемуся на свой карман, отец Моисей отвечал: «А про Бога-то ты забыл. У меня нет, так у Него есть».

О чем ему и объявляли люди практические. Такому практическому человеку, возлагающему надежду на свой карман, отец Моисей отвечал: «А про Бога-то ты забыл. У меня нет, так у Него есть».

И таинственным образом появлялись благодетели, которые эти деньги жертвовали. И шло строительство. А также отец-настоятель кормил всех бедных, убогих, помогал всем, кто обращался за помощью.

Когда отец Моисей почил, в ящике стола его, где хранилась монастырская казна, обнаружили один гривенник, и тот закатился куда-то сбоку, так что брат его, преподобный Антоний, только улыбнулся: «Эх, не разглядел батюшка гривенник, а то и его бы истратил на бедных!»

И вот: остался после смерти человека один гривенник – и Оптина, в полном расцвете! Фруктовые сады, расширенные соборы, огромная монастырская библиотека, построенные храмы, трапеза, гостиницы, конный и скотный дворы, семь корпусов келлий, два завода, мельница и знаменитая белая оптинская ограда.

Тайны Оптиной… Преподобный Амвросий исцелял больных и страждущих. Исцелениям не было числа. И эти исцеления старец всячески прикрывал. Однажды чтец, читавший молитвы, страдал сильной зубной болью. Вдруг старец ударил его. Присутствующие усмехнулись, думая, что чтец, верно, сделал ошибку в чтении. На деле же у него прекратилась зубная боль. Зная старца, некоторые женщины обращались к нему: «Батюшка Абросим! Побей меня, у меня голова болит».

Мы очень ценим свое здоровье, заботимся о нем, желаем его родным и близким. А преподобный Амвросий, исцелявший неизлечимые болезни, поднимавший со смертного одра умирающих, сам был болен настолько, что врачи говорили: «Если бы он не был старцем, умер бы в течение получаса!» На нем сбывались слова: «Сила Божия в немощи совершается». Сие есть тайна духовная.

Оптинские преподобные имели все дары Святого Духа: дар духовного рассуждения, дар исцеления душ и телес человеческих, дар прозорливости, дар чудесной молитвы, что как молния возносится к небу. Они могли назвать незнакомого человека по имени, читали письма, не распечатывая, прозревали духом прошлое и будущее человека, открывали на исповеди людям забытые грехи, возвращали слух и речь глухонемым, но главным чудом считали чудо Евхаристии, а главным даром – покаяние – метанойю.

Мы тщимся выглядеть умнее и успешнее, а преподобный Нектарий свое духовное величие скрывал юродством – шутками, чудачеством, неожиданными резкостями или непривычной простотой в обращении со знатными и заносчивыми посетителями. Играл игрушками. Была у него птичка-свисток, и он заставлял в нее дуть взрослых людей, которые приходили к нему с пустыми горестями. Был волчок, который он давал запускать своим посетителям. Были детские книги, которые он раздавал читать взрослым людям.

И это всё – тайны Оптиной Пустыни.

Во многих монастырях подвизались старцы, те, кто достиг высот духовной жизни. Но только в Оптиной эстафета старчества, это благодатное чудо, не пресекалась более 100 лет: с 1829 года – приезда в Оптину старца Льва – до закрытия монастыря в 1923 году и мученического окончания земного пути в 1930-х годах последних Оптинских старцев того времени: преподобного Никона и преподобного Исаакия Второго. И это тоже чудо и тайна.

Господь устраивал так премудро, что Оптинские преподобные были воспитанниками старцев, а затем сами наставниками.

Как передавалась эстафета старчества?

Умирает великий старец Амвросий, и для той любви и преданности, которую питали все к нему, было очень тяжело перейти к другому наставнику. Но все давно уже почувствовали, что один дух с почившим старцем живет в его преемнике – преподобном Иосифе. Даже наружность отца Иосифа стала походить на облик отца Амвросия, и это таинственное сближение душ двух старцев ощущалось всеми.

И сознание того, что преподобный Иосиф скажет именно то, что сказал бы отец Амвросий, это духовное единение, видимая осязательная преемственность великого дара старчества, – всё это позволило отцу Иосифу принять эстафету старчества Оптиной Пустыни.

Были Оптинские старцы разными и похожими одновременно. Каждый старец имел свои особенности: благодать не отменяет индивидуальные черты характера, особенности темперамента, но придает им возвышенность и духовность, как огранка бриллианту.

Волевой, сильный, решительный отец Лев, преодолевший все нарекания, гонения, клевету, как ледокол, очистивший фарватер для своих чад. Живой, ласковый, веселый старец Амвросий, дары которого напоминают великих старцев прошлого, воскрешавших умирающих и исцелявших безнадежных. И преподобный Макарий между ними – «с чистой, любвеобильной и смиренной душой, редкое соединение простоты, тихости и смирения, делавшее его доступным всем и каждому».

Путь старцев в Оптину Пустынь тоже был различным: кто-то пришел в Оптину юношей, как преподобный Иосиф, которому было 24 года, а кто-то, как преподобный Варсонофий, на 47-м году жизни, когда седина уже обильно пробивалась в волосах.

Оптинские старцы могли быть архимандритами, как преподобные Варсонофий, Моисей, Исаакий Первый, а могли не иметь чинов и званий и быть иеромонахами, как преподобные Нектарий, Иосиф, Иларион…

Оптинские старцы заботились не только об иноках монастыря, но обо всех, кого приводил к ним Господь.

Иногда говорят, что мирянам достаточно просто жить по заповедям. Да, заповедь дана нам, но в жизни она может исполняться в разных обстоятельствах по-разному. И не всегда легко понять, что происходит: искушение ли это или то, чего хочет от тебя Господь.

Духовная жизнь не означает только пребывание в облаках… Она заключается в раскрытии законов духовной жизни, насколько они применимы к данному человеку в его ситуации, в его условиях. И Оптинские старцы раскрывали эти духовные законы мирским людям, помогали им понять и осмыслить духовно жизненные обстоятельства, наставляли их на пути к спасению.

Все Оптинские старцы были духовными руководителями мирян. Духовное руководство, окормление происходило лично и через переписку, через духовные наставления.

Старец Иосиф: «Верую в то, что каждый приходящий в Оптину в крайней своей потребности найдет удовлетворение Милостью Божией…»

Оптинский старец Иосиф писал: «Верую в то, что каждый приходящий в Оптину Пустынь в крайней своей потребности найдет удовлетворение Милостью Божией… за молитвы великих наших отец».

Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас!

Источник

Что такое пустынь

что такое пустынь в монастыре. Смотреть фото что такое пустынь в монастыре. Смотреть картинку что такое пустынь в монастыре. Картинка про что такое пустынь в монастыре. Фото что такое пустынь в монастыречто такое пустынь в монастыре. Смотреть фото что такое пустынь в монастыре. Смотреть картинку что такое пустынь в монастыре. Картинка про что такое пустынь в монастыре. Фото что такое пустынь в монастыречто такое пустынь в монастыре. Смотреть фото что такое пустынь в монастыре. Смотреть картинку что такое пустынь в монастыре. Картинка про что такое пустынь в монастыре. Фото что такое пустынь в монастыречто такое пустынь в монастыре. Смотреть фото что такое пустынь в монастыре. Смотреть картинку что такое пустынь в монастыре. Картинка про что такое пустынь в монастыре. Фото что такое пустынь в монастыречто такое пустынь в монастыре. Смотреть фото что такое пустынь в монастыре. Смотреть картинку что такое пустынь в монастыре. Картинка про что такое пустынь в монастыре. Фото что такое пустынь в монастыречто такое пустынь в монастыре. Смотреть фото что такое пустынь в монастыре. Смотреть картинку что такое пустынь в монастыре. Картинка про что такое пустынь в монастыре. Фото что такое пустынь в монастыре

что такое пустынь в монастыре. Смотреть фото что такое пустынь в монастыре. Смотреть картинку что такое пустынь в монастыре. Картинка про что такое пустынь в монастыре. Фото что такое пустынь в монастыре

Сергей Панин. Вид на Оптину пустынь.

Пустынь – изначально место уединения одного или нескольких монахов в безлюдном лесу или в горах.

В некоторых случаях название «пустынь» сохранялось за монастырем, даже когда обитель разрасталась и становилась многолюдной. Примеры таких монастырей – Оптина пустынь, Нило-Столобенская пустынь или Свято-Успенская Флорищева пустынь в Нижегородской области.

Борис Зайцев. Отрывок из очерка «Достоевский и Оптина Пустынь»

Замечательно, что величайший расцвет русской литературы совпадает с расцветом старчества в Оптиной. Все приходили за утешением и наставлением. Гоголь тосковал, преклонялся к старцам в ужасе от своих грехов. Лев Толстой – в поисках истины. Леонтьев так и остался в Оптиной пустыни.

Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Источник

Оптина пустынь: история святого места

что такое пустынь в монастыре. Смотреть фото что такое пустынь в монастыре. Смотреть картинку что такое пустынь в монастыре. Картинка про что такое пустынь в монастыре. Фото что такое пустынь в монастыре

Оптина пустынь — обитель с трудной и необычной историей. Разоренная оброком в годы правления Петра I, разрушенная практически до основания и превращенная в лесопилку и дом отдыха в годы богоборчества, Оптина пустынь выстояла и до сих пор принимает паломников, а чудеса Оптинских старцев известны по всему миру. Молитвы Оптинских монахов помогают людям, а мы расскажем вам о прекрасной обители, ее истории и наследии.

История монастыря

Оптина пустынь — ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви. Он расположен неподалеку от Козельска Калужской области и был основан в IV в., но его история уходит корнями в Средневековье. Оптину пустынь установили в этом чудесном месте по промыслу Божьему, к сожалению, у нас не сохранилось подлинных сведений о первом создателе монастыря. Сохранилось лишь несколько легенд, одна из которых касается разбойника по имени Опта, который жил неправедной жизнью, но потом с ним что-то произошло, он принял монашеский постриг с именем Макарий. Вокруг бывшего разбойника собралась братия, он обустроил пустынь, что и стало началом жизни монастыря.

Согласно другой легенде Оптину пустынь основал князь Владимир Храбрый, который поддерживал монашество или кто-то из его наследников.

Есть также версия, что ранее в обители жили и монахи и монахини, а такие монастыри в древности называли Оптиными. Точных данных о создании Оптиной пустыни не сохранилось. Ясно одно: в этих прекрасных уединенных и живописных местах все располагало к монашеской жизни.

В разные времена монастырю жилось очень тяжело. В начале VI века, при игумене Серии в монастыре была единственная деревянная церковь и всего шесть келий, братия состояла из двенадцати монахов, а во главе братии стоял иеромонах Федор. В 1689 году бояре Шепелевы построили Введенский собор. В годы правления Петра I Оптина пустынь платила огромный оброк, практически непосильный для обители. В казну были отобраны рыбная ловля, мельница и другое имущество, приносившее Оптиной пустыни хоть какой-то доход. Со временем Оптину пустынь упразднили, назвав «малобратным монастырем». Восстановить Оптину пустынь удалось благодаря ходатайству стольника Андрея Шепелева в 1726 году. Монахам даже удалось вернуть мельницу.

что такое пустынь в монастыре. Смотреть фото что такое пустынь в монастыре. Смотреть картинку что такое пустынь в монастыре. Картинка про что такое пустынь в монастыре. Фото что такое пустынь в монастыре

В 1795 году для Оптиной пустыни наступили лучшие времена. Обители уделил внимание московский Митрополит Платон. По благословению митрополита началась застройка обители, которая длилась много лет. Строителем был назначен отец Аврамий, своего служения он не оставлял вплоть до того момента, когда немощь заставила его просить освободить от работ. В 1801 году «за отличные услуги обители к общей пользе», отца Авраамия произвели в игумена Лихвинского Покровского Доброго монастыря, с управлением в то же время и в Оптиной пустыни. До преклонного возраста все любили и уважали его в обители, где он смог при жизни увидеть достойные плоды своих величайших трудов.

Вплоть до 1861 года обитель процветала. В братстве было уже более 150 человек. Оптина пустынь вела, в том числе, и издательскую деятельность. Труды старцев Оптиной пустыни издавались достаточно широко, приумножая достояние святого места.

В 1923 году, во времена богоборчества, Оптину пустынь закрыли. Но не просто закрыли, а разрушили многие храмы, надругавшись над святым местом, превратив его в светские учреждения. Снова начался трудный период истории обители. Большевики закрыли храмы монастыря, превратив их в лесопилку, а скит в дом отдыха. Лишь в 1987 Оптина пустынь вернули Русской Православной Церкви. 3 июня 1988 года после долгого перерыва в Оптиной пустыни совершилось первое богослужение. По сей день в обители принимают тысячи паломников.

что такое пустынь в монастыре. Смотреть фото что такое пустынь в монастыре. Смотреть картинку что такое пустынь в монастыре. Картинка про что такое пустынь в монастыре. Фото что такое пустынь в монастыре

Храмы Оптиной пустыни

Введенский собор

Это — главный храм Оптиной пустыни, который строили с 1750 п0 1771 год. В храме находятся мощи преподобных Амвросия и Нектария, старцев Оптиной пустыни, а также особо почитаемая Казанская икона Божией Матери.

Церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери

Впервые этот храм Оптиной пустыни был построен в 1809-1811 году. В советские годы он был разрушен до основания. В 1989 году археологи обнаружили фундамент храма. Считается, что в келии при храме когда-то жил преподобный старец Анатолий (Потапов). В 1996 году храм был восстановлен и сначала стал усыпальницей старцев Оптиной пустыни. В 1988 году среди всех старцев Оптиной пустыни первым в лике святых был прославлен преподобный Амвросий. В 1996 году уже четырнадцать Оптинских старцев были признаны святыми, мощи семи их них торжественным крестным ходом перенесли в Церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери. По сей день храм остается усыпальницей Оптинских старцев.

Храм Преображения Господня

Этот храм был заложен Патриархом Алексием II во время его последнего визита в Оптину пустынь и освящен в 2007 году. Храм не случайно посвящен Преображению Господню. Получилось так, что Оптина пустынь была окончательно закрыта именно на день Преображения Господня в 1923 году. На территории монастыря появились другие организации, а братия монастыря начала свой исповеднический путь. Многие из них поселились в Козельске, в местных деревнях. Некоторые были арестованы. В Храме Преображения Господня хранятся мощи преподобноисповедника Рафаила (Шейченко).

что такое пустынь в монастыре. Смотреть фото что такое пустынь в монастыре. Смотреть картинку что такое пустынь в монастыре. Картинка про что такое пустынь в монастыре. Фото что такое пустынь в монастыре

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери

Этот храм был построен в 1881 году, но впоследствии разрушен и восстановлен лишь в 1996 году. В храме хранятся мощи преподобных старцев Оптиной пустыни Моисея, Антония и Исаакия I. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери — самый большой храм обители.

Храм в честь преподобного Илариона Великого

Этот храм находится за стенами Оптиной пустыни. Он был построен в 1874 году. В том же здании находятся гостиница и трапезная для паломников.

Храм в честь св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

В этом храме совершаются богослужения по особому уставу для монашествующих. Паломники допускаются на богослужения в храм в честь св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна лишь по особым дням: Рождество Иоанна Предтечи, Собор Иоанна Предтечи, Усекновение главы и понедельник Светлой седмицы.

Храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов»

Этот храм достаточно новый, его построили в 2000 году на территории подсобного монастырского хозяйства.

Передвижной храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник»

Этот храм является передвижным и устанавливается в Оптиной пустыни там, где идут сезонные полевые работы.

Храм в честь преподобной Марии Египетской

Этот храм сейчас находится в стадии реставрации.

Храм в честь свт. Льва Катанского и прп. Иоанна Рыльского

Этот храм расположен на территории Иоанно-Предтеченского скита. В здании храма сейчас — гостиница для паломников.

Храм в честь Всех Святых

Этот храм находится на месте бывшего монастырского кладбища за пределами монастыря. В годы богоборчества был полностью разрушен и сейчас находится в стадии восстановления.

Часовня на месте погребения убиенных оптинских братий: иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта

Эту часовню построили в 2008 году. Сейчас она расположена на территории монастырского кладбища.

Оптинские старцы

что такое пустынь в монастыре. Смотреть фото что такое пустынь в монастыре. Смотреть картинку что такое пустынь в монастыре. Картинка про что такое пустынь в монастыре. Фото что такое пустынь в монастыре

Оптинское старчество основал

Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768–1841)

Огромное количество обездоленных и паломников стекалось в Оптину пустынь, чтобы стать свидетелями многочисленных чудес, творимых старцем. Учеником и сотаинником старца Льва был

Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788–1860)

Он понес подвиг старческого окормления, а основой жизни христианина считал смирение. Известны слова старца: «Есть смирение — все есть, нет смирения — ничего нет».

Еще одним учеником старца Льва был

Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782–1862)

Схиигумен Антоний (Путилов) (1795–1865)

Будучи смиренным молитвенником, он нес тяжелый крест телесной немощи. В болезни, незадолго до своей кончины он говорил «Всех желал бы утешить, и если бы можно было, самого себя растерзал бы и раздал всем по кусочку».

У старца Макария был преемник

Иеросхимонах Иларион (Пономарев) (1805–1873)

Он был известен тем, что возвратил в лоно Церкви многих, отпавших от нее и скончался в молитве, сжимая четки в руках.

Одним из самых известных Оптинских старцев был и остается

Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812–1891)

Он известен многочисленными чудесами. Будучи учеником старцев Леонида и Макария, старец Амвросий унаследовал от них благодатный дар, он служил людям тридцать лет. Основал Шамординскую женскую обитель, окормлял многие монастыри. Широко известны письма и наставления старца Амвросия. Он прославлен в лике святых.

Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824–1894)

Был известным молитвенником и подвижником, также окормлял Шамординскую женскую обитель. Его знали, как человека обладающего уникальным даром утешителя во всякой скорби.

Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810–1894)

Управляя обителью, он обладал удивительной добротой и смирением, а двери его келии всегда были открыты для страждущих. Убранство его келии отличалось простотой и аскетичностью.

Среди множества старцев Оптиной пустыни один застал всю тяжесть поругания святого места. И вынужден был стать свидетелем богоборчества. Этим старцем стал

Архимандрит Исаакий II (Бобраков) (1865–1938)

Четыре раза он находился за свою веру в тюремном заключении по ложным обвинениям и был расстрелян 8 января 1938 года. Его святые мощи не обретены и захоронены в братской могиле. Его кончина увенчана страданиями за Господа нашего Иисуса Христа.

что такое пустынь в монастыре. Смотреть фото что такое пустынь в монастыре. Смотреть картинку что такое пустынь в монастыре. Картинка про что такое пустынь в монастыре. Фото что такое пустынь в монастыре

Чудеса Оптиной пустыни

По молитвам старцев Оптиной пустыни не раз свершались православные чудеса исцеления и многие другие. Оптина пустынь — место для паломничества, многие и сейчас ожидают именно чудес, рассказы о них часто встречаются на православных форумах и порталах. Но, конечно, истинное чудо — существование древней обители, прошедшей через множество испытаний. Многие храмы были уничтожены до основания и до сих пор находятся в стадии восстановления. Оптинских старцев и монахов пытали и убивали в богоборческие годы, но обитель до сих пор жива.

Чтобы не впасть в искушения, нам не стоит основывать нашу веру на чудесах. Ведь с нами всегда чудеса православных Таинств — например, таинства Евхаристии. Чтобы стать свидетелями собственных чудес, многие из которых зачастую происходят в душе человека, вы можете отправиться в паломничество в Оптину пустынь, посетить монастырские службы и помолиться вместе с Оптинскими монахами.

Не стоит искушать Господа непременным ожиданием чудес от паломничества, ведь все, что дается нам, дается во имя спасения и, если мы не получили просимое, значит для нашей души это не было необходимо. что такое пустынь в монастыре. Смотреть фото что такое пустынь в монастыре. Смотреть картинку что такое пустынь в монастыре. Картинка про что такое пустынь в монастыре. Фото что такое пустынь в монастыре

Молитвы

Оптинский молитвослов насчитывает множество молитв. Вы можете прослушать:

Вечерние молитвы Оптиной пустыни

Особенна трогательна Оптинская молитва матери о детях, в которой говорится о том, что мать должна быть готова отдать своих детей для служения Господа и принять Его волю, не желая им мирских благ, если в этом нет необходимости для их спасения. Оптинский молитвослов вы можете прочитать на сайте обители.

Широко известны молитвы Антония Оптинского:

Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися. Управи, Господи, все, еже дею, читаю и пишу, все, еже мыслю, глаголю и разумею, во славу Имене Твоего Святаго, да от Тебе на начало приемлет и в Тебе всяко дело мое кончится. Даруй ми, Боже, да ни словом, ни делом, ни помышлением прогневаю Тя, Создателя моего, но вся дела моя, советы и помышления да будут во славу Пресвятаго Имене Твоего. Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися.

О семье

В руце превеликаго милосердия, о, Боже мой, вручаю: душу мою и многоболезненное тело, мужа, от Тебе мне даннаго, и всех возлюбленных детей. Ты буди Помощником нашим и Покровителем во всей жизни нашей, во исходе нашем и по кончине, в радости и печали, в счастии и несчастии, в болезни и здоровье, в жизни и смерти, во всем да будет с нами воля Твоя святая, яко на небеси и на земли. Аминь.

За врагов

Ненавидящих и обидящих нас, рабов Твоих (имена), прости, Господи, Человеколюбче: не ведят бо, что творят, и согрей их сердце на любовь к нам, недостойным.

Паломничество в Оптину пустынь: адрес, как добраться

Адрес Оптиной пустыни: Калужская обл., г. Козельск, монастырь «Оптина Пустынь».

Добраться до святого места можно

Автобусы «Москва-Козельск» и «Москва-Сосенский» каждый день отправляются от автостанции «Теплый Стан». Время в пути составит пять часов.

Прямое железнодорожное сообщение между Москвой и Козельском отсутствует, но паломники могут доехать на электричке, отправляющейся от Киевского вокзала в Москве, до вокзала Калуга-1.

На личном автомобиле из Москвы можно проехать в Оптину пустынь по Киевскому шоссе, Калужскому шоссе или через Подольск.

что такое пустынь в монастыре. Смотреть фото что такое пустынь в монастыре. Смотреть картинку что такое пустынь в монастыре. Картинка про что такое пустынь в монастыре. Фото что такое пустынь в монастыре

Читайте также об Оптиной пустыни

Видео об Оптиной пустыни

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *