что такое пункт и подпункт в договоре

II. Структурные элементы, разделы, подразделы, пункты, заголовки

II. Структурные элементы, разделы, подразделы, пункты, заголовки

Наименования «Список исполнителей», «Реферат», «Содержание», «Нормативные ссылки», «Определения», «Обозначения и сокращения», «Введение», «Заключение», «Список использованных источников» служат заголовками структурных элементов документа.

Каждый структурный элемент документа следует начинать с нового листа.

Основную часть документа следует делить на разделы, подразделы и пункты. Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов. Пункты, при необходимости, могут делиться на подпункты. При делении текста на пункты и подпункты необходимо, чтобы каждый пункт содержал законченную информацию.

Разделы, подразделы должны иметь заголовки. Пункты заголовков не имеют. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов. Заголовки разделов, подразделов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Разделы, подразделы, пункты и подпункты следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа. Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений.

Номер подраздела или пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела или пункта, разделенные точкой (например: 1.1, 1.2 и т.д.). Если документ имеет подразделы, то нумерация пунктов должна содержать номер раздела, подраздела и пункта (например: 1.1.1, 1.1.2 и т.д.). Номер подпункта включает номер раздела, подраздела, пункта и порядковый номер подпункта, разделенные точкой (например: 1.1.1.1, 1.1.1.2 и т.д.). Если раздел или подраздел имеет только один пункт, или пункт имеет один подпункт, то нумеровать его не следует.

После номера раздела, подраздела, пункта и подпункта в тексте точку не ставят.

Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления.

Перед каждым перечислением, следует ставить дефис или строчную букву (за исключением ё, з, о, г, ь, й, ы, ъ), после которой ставится скобка. Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа, например:

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Правила составления договоров

что такое пункт и подпункт в договоре. Смотреть фото что такое пункт и подпункт в договоре. Смотреть картинку что такое пункт и подпункт в договоре. Картинка про что такое пункт и подпункт в договоре. Фото что такое пункт и подпункт в договоре

На основании ст. 420 Гражданского Кодекса Российской Федерации «Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей».

Порядок составления договора.

Несколько основных правил составления Договоров:

1) При заключении любого Договора нужно четко понимать, какие цели должны быть достигнуты по результатам его реализации и согласовать с контрагентом важные моменты для обеих сторон по оформлению, подписанию и исполнению такого Договора.

2) Если предложение о заключении Договора поступает от неизвестной организации, необходимо провести всестороннюю проверку контрагента и провести тщательный анализ предложенного проекта Договора на всевозможные риски.

В таких случая, лучше всего, заключать Договор, разработанной заинтересованной стороной, а не получать готовый проект от контрагента.

что такое пункт и подпункт в договоре. Смотреть фото что такое пункт и подпункт в договоре. Смотреть картинку что такое пункт и подпункт в договоре. Картинка про что такое пункт и подпункт в договоре. Фото что такое пункт и подпункт в договоре что такое пункт и подпункт в договоре. Смотреть фото что такое пункт и подпункт в договоре. Смотреть картинку что такое пункт и подпункт в договоре. Картинка про что такое пункт и подпункт в договоре. Фото что такое пункт и подпункт в договоре

Подписант, представляющий интересы контрагента, может действовать на основании Устава или же Доверенности.

4) Ни в коем случае не допускать двусмысленности условий договора и нечеткости фраз, которая может привести к нарушениям условий Договора.

5) Четко оговаривайте сроки выполнения условий по Договору для того чтобы избежать затягивания получения какой-либо услуги или поставки товара.

6) Четко оговаривайте условия оплаты оказываемой услуги по Договору. Из-за размытых формулировок в данном пункте, Вы можете остаться без оплаты оказанных Вами услуг.

7) Обязательно, при составлении проекта Договора привлекайте компетентных юристов, они помогут не только грамотно сформулировать ту или иную фразу, но и снизить всевозможные риски.

Структура договора:

Любой договор условно можно разделить на четыре части:

Преамбула (или вводная часть):

1) Наименование договора (Договор купли-продажи, поставки, комиссии, транспортных услуг, аренды, подряда, юридических услуг и т.п.).

Наименование Договора дает четкое понимание, какие правоотношения он несет. Однако, всегда помните, что сущность Договора вытекает не из наименования, а из его содержания.

2) Дата подписания Договора. Это очень важный момент, дата подписания определяет начало обязательств сторон по Договору, если иное не установлено в самом договоре.

3) Место подписания Договора. Иногда место заключения Договора играет не мало важную роль. Договор может регулироваться законодательством той страны, в которой он был заключен.

4) Полное фирменное наименование контрагента, под которым последний зарегистрирован в государственном реестре, а так же сокращенное название стороны по договору («Арендодатель», «Покупатель», «Заказчик» и пр.).

5) Должность, фамилия, имя, отчество лиц, подписывающие Договор, а так же документ, регулирующий их полномочия (Устав, Доверенность).

Источник

Структура понятного договора (часть 2)

Продолжаем обсуждать структуру договора.

В прошлый раз мы выяснили несколько особенностей нашего мозга, которые влияют на восприятие информации:

1. Мы любим порядок.

2. Мы пишем и читаем по-разному.

3. Мы лучше воспринимаем информацию, которая расположена в определенной последовательности.

Поэтому информацию в тексте нужно делить на блоки и внутри них выстраивать связный рассказ.

Из раздела «Права и обязанности» мы выделили информацию о вывесках.

что такое пункт и подпункт в договоре. Смотреть фото что такое пункт и подпункт в договоре. Смотреть картинку что такое пункт и подпункт в договоре. Картинка про что такое пункт и подпункт в договоре. Фото что такое пункт и подпункт в договоре

Но возникла проблема: новый блок оказался слишком большим для «Прав и обязанностей», но слишком маленьким для самостоятельного раздела.

Существует ли оптимальный размер раздела договора? Чтобы определить его, нужно узнать еще один факт о нашем мозге.

Факт 4. У нас слабая оперативная память.

Человеку сложно в один присест внимательно и вдумчиво прочитать большой текст. В примере ниже только обязанности субарендатора занимают 17 пунктов — его права, скорее всего, займут еще столько же. Эту информацию будет сложно воспринимать, если не ограничить число пунктов в разделе.

что такое пункт и подпункт в договоре. Смотреть фото что такое пункт и подпункт в договоре. Смотреть картинку что такое пункт и подпункт в договоре. Картинка про что такое пункт и подпункт в договоре. Фото что такое пункт и подпункт в договоре

В среднем мы можем удерживать в памяти от 5 до 9 идей. Поэтому в раздел оптимально включать от 5 до 9 пунктов.

Если в разделе меньше 5 пунктов или он выглядит неполно (я такие называю “сиротинушка”), желательно объединить его с другим близким по смыслу разделом.

Вернемся к вывескам. В новоявленном разделе всего 4 пункта, и выглядит он сиротливо. Но в этом договоре есть информация не только про вывески, но и про оформление витрин — можно собрать раздел под названием «Оформление помещения».

Объединять стоит только близкие по смыслу разделы. Не стоит объединять разделы про форс-мажор и порядок оплаты, но можно — про стоимость и порядок расчетов.

Если в разделе больше 9 пунктов или пунктов нужное количество, но его все равно сложно читать:

· разбейте на несколько разделов.

что такое пункт и подпункт в договоре. Смотреть фото что такое пункт и подпункт в договоре. Смотреть картинку что такое пункт и подпункт в договоре. Картинка про что такое пункт и подпункт в договоре. Фото что такое пункт и подпункт в договоре

Подсказки можно использовать, чтобы сделать договор понятнее для читателя и показать, где заканчивается один блок информации и о чем будет следующий. Для читателя такое разделение удобно, при этом какого-то юридического значения подсказки не несут.

В примере я преобразовал раздел «Права и обязанности» в раздел «Порядок исполнения договора». Получился достаточно большой раздел из 10 пунктов, но пункты сгруппированы исключительно по смыслу, а подсказки позволяют делать перерыв при чтении — мы заранее знаем, где можем остановиться.

Чтобы подсказки были полезными, не рекомендую:

· нумеровать подсказки — это излишне;

· выделять подсказки жирным шрифтом — это запутывает и отвлекает;

· давать только одну подсказку посреди раздела — их должно быть хотя бы две- три.

что такое пункт и подпункт в договоре. Смотреть фото что такое пункт и подпункт в договоре. Смотреть картинку что такое пункт и подпункт в договоре. Картинка про что такое пункт и подпункт в договоре. Фото что такое пункт и подпункт в договоре

Этот прием также дает читателю отдохнуть.

Например, в договоре был один раздел «‌Стоимость услуг и порядок расчетов». В него входило 10 пунктов, что почти соответствует нашему критерию. Но пункт 3.5 оказался слишком тяжеловесным, а заказчик настаивал на том, чтобы его сохранить. Поэтому было принято решение выделить два раздела: «Стоимость услуг» и «Порядок расчетов». Второй раздел получился небольшим, но в целом информацию проще усвоить, и у читателя появилась возможность перевести дух.

Итак, что мы узнали о структуре договора?

· Разбиваем договор на блоки (с помощью разделов, подразделов, подсказок).

· Связываем условия внутри блоков:

-по схожей тематике;

-хронологически, от общего к частному, от важного к неважному или в сравнительном порядке.

· Включаем в блок от 5 до 9 пунктов.

Как располагать разделы?

Можно ли применить принципы объединения пунктов внутри разделов к структуре договора? Например, располагать разделы в порядке от важного к неважному? Скорее всего, нет. Трудно определить, что для читателя важнее всего. Для предпринимателя важен вопрос прибыли, для менеджера — исполнения договора, а для бухгалтера — оплаты и НДС.

Универсального рецепта порядка разделов я не нашел. Единственный критерий — информация должна быть организована так, чтобы получился внятный рассказ.

При этом есть гипотеза, которая Вам может помочь. При создании договора можно придерживаться следующей структуры:

1. Общие разделы: термины и определения, предмет договора, общие положения;

2. Конкретика: порядок исполнения, оплата, сдача-приемка;

3. Все остальное: ответственность, форс-мажор, сроки договора, порядок досрочного расторжения, т. д.

Сначала вводим читателя в курс дела, потом снабжаем его ключевой информации о взаимодействии сторон, затем уже рассказываем какие-то отдельные аспекты.

Надеюсь, такая последовательность поможет вам создать из договора рассказ.

На сегодня все. В следующий раз поговорим о том, как избежать слишком объемных пунктов в договоре. До новых встреч.

Напоминаю, что эта заметка выходит в рамках курса «Понятный договор», который я выкладываю на ютуб-канале.

А еще у меня есть телеграм-канал, где мы обсуждаем договоры, их согласования, автоматизацию и немножко шутим. Заходите на огонек)

Предыдущие заметки в текстовом виде доступны здесь:

Источник

Структура понятного договора (часть 1)

Практически всё, о чем я здесь рассказываю, основано на книге Барбары Минто «Принципы пирамиды Минто». Настоятельно советую ее прочитать. Эта книга касается создания любых текстов, но для вас я адаптировал ее под написание договоров.

Рассказ построен на фактах о человеческом мозге и о том, как особенности нашего восприятия влияют на составление договора.

Факт 1. Мы любим порядок.

Мы любим порядок, и наш мозг любит порядок.

Приведу простой пример. Жена попросила меня купить продукты по т акому списку:

«яблоки, сырки, гречка, морковь, вода, зелень».

После работы я купил овощи в овощном ларьке, а все остальное — в «Пятерочке». На вопрос жены, почему я не купил зелень в овощном ларьке, я устало пожимаю плечами. Не заметил. Разумеется, мне сложно после рабочего дня разложить информацию на логические блоки.

В следующий раз я получил более продвинутый список, чтобы уж точно не ошибиться:

В этом списке информация разбита по блокам, поэтому намного сложнее забыть или запутаться, что и где покупать.

Но список примечателен не только этим. Внутри блоков информация представлена в определенном порядке — в том, в котором продукты расставлены на пути к кассе. Поэтому время на покупки сокращается, и я быстрее прихожу домой.

Какой вывод мы может сделать из этой истории и применить в договоре?

Как правило, все согласны, что информацию нужно объединять в блоки. Но многие забывают о том, что внутри таких блоков информация также должна быть взаимосвязана.

Пожалуйста, посмотрите на пример:

что такое пункт и подпункт в договоре. Смотреть фото что такое пункт и подпункт в договоре. Смотреть картинку что такое пункт и подпункт в договоре. Картинка про что такое пункт и подпункт в договоре. Фото что такое пункт и подпункт в договоре

Подумайте, что вас смущает в примере, не обращая внимания на оформление, мелкие помарки или формулировки.

В пункте 2.2.13 речь идет о вывесках. Казалось бы, на этом информация о вывесках в договоре заканчивается, потому что дальше написано про оборудование, уступку прав и обязанностей, уведомления. Но вывески снова появляются в пункте 2.2.17.

Очевидно, что в этом разделе нет структуры, поэтому читателю сложно переключаться, запоминать и анализировать информацию. Взаимосвязью не пахнет.

Почему так получилось? Возможно, разные пункты раздела писали разные люди. Но у меня есть и другая версия: скорее всего, автор писал условия в том порядке, в котором вспоминал о них. Написал про вывески, добавил другие условия, потом снова вспомнил про вывески и добавил еще один пункт. Почему? Потому что не знал второго факта о нашем мозге.

Факт 2. Мы пишем и читаем по-разному.

Когда мы пишем, мы собираем несколько мелких идей, которые приходят в голову, и объединяем их в идею более высокого уровня. Но читаем мы иначе: сначала замечаем главную идею, и только потом видим, как она раскрывается в идеях более низкого уровня.

Какой вывод из этого можно сделать?

После того как написал информацию, необходимо адаптировать ее для читателя. Сама по себе она в рассказ не превратится. Нужны отдельные целенаправленные усилия.

Ладно, сейчас приложим усилия. Поменяем расположение пунктов.

что такое пункт и подпункт в договоре. Смотреть фото что такое пункт и подпункт в договоре. Смотреть картинку что такое пункт и подпункт в договоре. Картинка про что такое пункт и подпункт в договоре. Фото что такое пункт и подпункт в договоре

В новом варианте пункты идут по-порядку. Стал ли договор от этого понятнее? Честно говоря, совсем не намного. Значит, дело не только в том, чтобы объединить информацию.

Расположить пункты рядом — не значит связать их.

Факт 3. Наш мозг лучше воспринимает определенные варианты группировки информации.

Чтобы договор был связным, внутри разделов нужно придерживаться одного из них.

Хрестоматийный пример — сдача-приемка работ. Как правило, действия сторон при этом описывают в хронологическом порядке, например:

Такой порядок подойдет в разделе терминов и определений: сначала приводятся более общие термины, а потом с их помощью раскрывается значение более частных. (если терминов не очень много, об этом еще поговорим).

В разделе оплаты сначала указана сумма, т. е. самое важное, а потом уже все остальное: как оплачивать, на какой банковский счет, облагается ли сумма НДС и т. д. Это и есть порядок от важного к неважному.

Сравнительный порядок идет последним, потому что его сложнее всего воспринимать, особенно в том виде, в котором он используется в наших договорах.

Раздел «Права и обязанности», где должно быть сравнение, часто представляет собой гигантское нагромождение пунктов. Поэтому если получается изложить информацию в хронологическом порядке, в порядке от общего к частному или от важного к неважному, используйте именно эти принципы.

Можно использовать сразу несколько вариантов группировки, и разные варианты могут частично пересекаться. Но самое главное — порядок. Недостаточно просто поставить пункты рядом, чтобы создать хорошую структуру.

Вернемся к нашему примеру про вывески. Я его немного переписал:

что такое пункт и подпункт в договоре. Смотреть фото что такое пункт и подпункт в договоре. Смотреть картинку что такое пункт и подпункт в договоре. Картинка про что такое пункт и подпункт в договоре. Фото что такое пункт и подпункт в договоре

Это та же информация, которая была в разделе «Права и обязанности сторон». Но теперь она организована по указанным выше принципам.

Насколько быстрее вы прочитали этот текст по сравнению с предыдущим? Наверняка, намного быстрее, потому что теперь в разделе прослеживается структура.

Но возникает другой вопрос: где в договоре разместить такую красоту? Вряд ли уместно выводить ее в отдельный раздел — появится много мелких подразделов, которые будет неудобно читать. В следующий раз я расскажу о том, сколько пунктов должно быть в договоре и как их между собой группировать.

А сегодня напомню основные идеи:

Напоминаю, что эта заметка выходит в рамках курса «Понятный договор», который я выкладываю на ютуб-канале.

А еще у меня есть телеграм-канал, где мы обсуждаем договоры, их согласования, автоматизацию и немножко шутим. Заходите на огонек)

Предыдущие заметки в текстовом виде доступны здесь:

Источник

Структура понятного договора (часть 1)

Практически всё, о чем я здесь рассказываю, основано на книге Барбары Минто «Принципы пирамиды Минто». Настоятельно советую ее прочитать. Эта книга касается создания любых текстов, но для вас я адаптировал ее под написание договоров.

Рассказ построен на фактах о человеческом мозге и о том, как особенности нашего восприятия влияют на составление договора.

Факт 1. Мы любим порядок.

Мы любим порядок, и наш мозг любит порядок.

Приведу простой пример. Жена попросила меня купить продукты по т акому списку:

«яблоки, сырки, гречка, морковь, вода, зелень».

После работы я купил овощи в овощном ларьке, а все остальное — в «Пятерочке». На вопрос жены, почему я не купил зелень в овощном ларьке, я устало пожимаю плечами. Не заметил. Разумеется, мне сложно после рабочего дня разложить информацию на логические блоки.

В следующий раз я получил более продвинутый список, чтобы уж точно не ошибиться:

В этом списке информация разбита по блокам, поэтому намного сложнее забыть или запутаться, что и где покупать.

Но список примечателен не только этим. Внутри блоков информация представлена в определенном порядке — в том, в котором продукты расставлены на пути к кассе. Поэтому время на покупки сокращается, и я быстрее прихожу домой.

Какой вывод мы может сделать из этой истории и применить в договоре?

Как правило, все согласны, что информацию нужно объединять в блоки. Но многие забывают о том, что внутри таких блоков информация также должна быть взаимосвязана.

Пожалуйста, посмотрите на пример:

что такое пункт и подпункт в договоре. Смотреть фото что такое пункт и подпункт в договоре. Смотреть картинку что такое пункт и подпункт в договоре. Картинка про что такое пункт и подпункт в договоре. Фото что такое пункт и подпункт в договоре

Подумайте, что вас смущает в примере, не обращая внимания на оформление, мелкие помарки или формулировки.

В пункте 2.2.13 речь идет о вывесках. Казалось бы, на этом информация о вывесках в договоре заканчивается, потому что дальше написано про оборудование, уступку прав и обязанностей, уведомления. Но вывески снова появляются в пункте 2.2.17.

Очевидно, что в этом разделе нет структуры, поэтому читателю сложно переключаться, запоминать и анализировать информацию. Взаимосвязью не пахнет.

Почему так получилось? Возможно, разные пункты раздела писали разные люди. Но у меня есть и другая версия: скорее всего, автор писал условия в том порядке, в котором вспоминал о них. Написал про вывески, добавил другие условия, потом снова вспомнил про вывески и добавил еще один пункт. Почему? Потому что не знал второго факта о нашем мозге.

Факт 2. Мы пишем и читаем по-разному.

Когда мы пишем, мы собираем несколько мелких идей, которые приходят в голову, и объединяем их в идею более высокого уровня. Но читаем мы иначе: сначала замечаем главную идею, и только потом видим, как она раскрывается в идеях более низкого уровня.

Какой вывод из этого можно сделать?

После того как написал информацию, необходимо адаптировать ее для читателя. Сама по себе она в рассказ не превратится. Нужны отдельные целенаправленные усилия.

Ладно, сейчас приложим усилия. Поменяем расположение пунктов.

что такое пункт и подпункт в договоре. Смотреть фото что такое пункт и подпункт в договоре. Смотреть картинку что такое пункт и подпункт в договоре. Картинка про что такое пункт и подпункт в договоре. Фото что такое пункт и подпункт в договоре

В новом варианте пункты идут по-порядку. Стал ли договор от этого понятнее? Честно говоря, совсем не намного. Значит, дело не только в том, чтобы объединить информацию.

Расположить пункты рядом — не значит связать их.

Факт 3. Наш мозг лучше воспринимает определенные варианты группировки информации.

Чтобы договор был связным, внутри разделов нужно придерживаться одного из них.

Хрестоматийный пример — сдача-приемка работ. Как правило, действия сторон при этом описывают в хронологическом порядке, например:

Такой порядок подойдет в разделе терминов и определений: сначала приводятся более общие термины, а потом с их помощью раскрывается значение более частных. (если терминов не очень много, об этом еще поговорим).

В разделе оплаты сначала указана сумма, т. е. самое важное, а потом уже все остальное: как оплачивать, на какой банковский счет, облагается ли сумма НДС и т. д. Это и есть порядок от важного к неважному.

Сравнительный порядок идет последним, потому что его сложнее всего воспринимать, особенно в том виде, в котором он используется в наших договорах.

Раздел «Права и обязанности», где должно быть сравнение, часто представляет собой гигантское нагромождение пунктов. Поэтому если получается изложить информацию в хронологическом порядке, в порядке от общего к частному или от важного к неважному, используйте именно эти принципы.

Можно использовать сразу несколько вариантов группировки, и разные варианты могут частично пересекаться. Но самое главное — порядок. Недостаточно просто поставить пункты рядом, чтобы создать хорошую структуру.

Вернемся к нашему примеру про вывески. Я его немного переписал:

что такое пункт и подпункт в договоре. Смотреть фото что такое пункт и подпункт в договоре. Смотреть картинку что такое пункт и подпункт в договоре. Картинка про что такое пункт и подпункт в договоре. Фото что такое пункт и подпункт в договоре

Это та же информация, которая была в разделе «Права и обязанности сторон». Но теперь она организована по указанным выше принципам.

Насколько быстрее вы прочитали этот текст по сравнению с предыдущим? Наверняка, намного быстрее, потому что теперь в разделе прослеживается структура.

Но возникает другой вопрос: где в договоре разместить такую красоту? Вряд ли уместно выводить ее в отдельный раздел — появится много мелких подразделов, которые будет неудобно читать. В следующий раз я расскажу о том, сколько пунктов должно быть в договоре и как их между собой группировать.

А сегодня напомню основные идеи:

Напоминаю, что эта заметка выходит в рамках курса «Понятный договор», который я выкладываю на ютуб-канале.

А еще у меня есть телеграм-канал, где мы обсуждаем договоры, их согласования, автоматизацию и немножко шутим. Заходите на огонек)

Предыдущие заметки в текстовом виде доступны здесь:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *