что такое публичное название школы
О наименовании российских образовательных организаций. Тип образовательных организаций
Напоминаем вам, уважаемые читатели, о том, что в прошлый раз мы разбирались с первой составной частью новых аббревиатур в наименованиях российских образовательных учреждений, представляющей собой их организационно-правовую форму.
Все тот же Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет, что образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной (создается Российской Федерацией или ее субъектом), муниципальной (муниципальным образованием: муниципальным районом или городским округом) или частной (физическим лицом и (или) юридическим лицом или их объединениями). Согласно части 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением. Вот отсюда всякие ГОУ, ФГОУ, МАОУ и пр. Кстати, что касается последних – муниципальных, то согласно части 4 статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальным образованиям предоставлено право создавать в качестве некоммерческих организаций только муниципальные учреждения.
Организационно-правовые формы некоммерческих организаций, в которых могут быть созданы образовательные организации, установлены Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». В ряду таких форм названы общественные и религиозные организации (объединения), фонды, некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, ассоциации (союзы). Поэтому появляются НП, АНО, НОУ и пр.
Сегодня постараемся выяснить, что представляет собой вторая составная часть наименований образовательных организаций, что лежит в основе разделения их на типы, обсудим, зачем вообще нужно было затевать это переименование, и кто в нем заинтересован. Для начала, давайте определимся с понятийным аппаратом. Его можно найти все в том же законе об образовании.
Итак, для того чтобы продолжить тему нашей статьи – наименования образовательных организаций, необходимо уточнить, какое место эти организации занимают в системе российского образования. Для этого обратимся к части 1 статьи 10 нашего закона, которая описывает структуру системы образования. Эта система включает в себя: 1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы; 2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педработников, обучающихся и родителей несовершеннолетних обучающихся; 3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования; 4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования; 5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования. С этим все понятно.
Кроме этого образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование). Этой же статьей устанавливаются уровни общего образования (дошкольное; начальное общее; основное общее; среднее общее) и уровни профессионального образования (среднее профессиональное; высшее – бакалавриат; высшее – специалитет, магистратура; высшее – подготовка кадров высшей квалификации). Кроме этого закон вводит понятие дополнительного образования, включающего в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Также в соответствии с законом существуют еще формы получения образования и формы обучения (их за ненадобностью опустим).
Вот мы и подошли к интересующему нас моменту, а именно к типам образовательных организаций. Статья 23 подразделяет образовательные организации «на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности» на: дошкольные (программы дошкольного образования, присмотр и уход за детьми); общеобразовательные (программы начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования); профессиональные (программы среднего профессионального образования); высшего образования (программы высшего образования и научная деятельность). Помимо основных перечисленных устанавливаются еще образовательные организации, реализующие дополнительные образовательные программы: организация дополнительного образования и организация дополнительного профессионального образования.
А вот и пресловутая часть 5 статьи 23, которая определяет, что «наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации».
Федеральное государственное бюджетное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства (http://www.lexed.ru) так комментирует действие этой статьи. Если функционирование бюджетного образовательного учреждения не подразумевает ни смену названия типа, ни смену организационно-правовой формы, то вносить изменения в наименование не нужно.
Кажется, что все ясно и просто, и подавляющему большинству образовательных организаций беспокоится не о чем. Тем более что в уже цитированном письме «О наименовании образовательных учреждений» Министерства образования сообщается, что к числу необязательных сведений, указываемых в наименовании образовательной организации, по ее желанию и (или) желанию ее учредителя, относятся следующие:
указание на тип для государственных и муниципальных учреждений (казенное, бюджетное, автономное), предусмотренный Законом о некоммерческих организациях; указание на форму собственности («государственная», «муниципальная» или «частная») с целью информирования потребителя образовательных услуг;
указание на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция их различных видов, содержание образовательной программы, специальные условия реализации программ и (или) особые образовательные потребности обучающихся) или дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и другие);
включение в наименование официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
использование в наименовании имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования, в порядке, предусмотренном Законом о некоммерческих организациях.
В письме жизнерадостно утверждается, что «если в отношении образовательного учреждения тип не меняется, то их переименование в рамках Федерального закона об образовании не потребуется». А дальше, со ссылкой на часть 5 статьи 108 Федерального закона об образовании, где определены сроки изменений (не позднее 1 января 2016 года) и образовательные учреждения, наименования которых подлежат приведению в соответствие с указанным законом, приводятся примеры наименований образовательных организаций, подлежащих изменению.
Внимательно присмотритесь к списку и попробуйте догадаться, какое количество образовательных учреждений под него подпадает:
муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа» должно быть переименовано в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа»;
образовательные учреждения начального профессионального образования и образовательные учреждения среднего профессионального образования – в профессиональные образовательные учреждения;
образовательные автономные учреждения высшего профессионального образования – в образовательные автономные учреждения высшего образования;
образовательные учреждения дополнительного образования детей – в учреждения дополнительного образования;
образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов – в учреждения дополнительного профессионального образования.
(Мы не приводим примеры из письма относительно специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением и т.п.).
Получается, что тип, а следовательно, и наименование менять придется практически всем образовательным организациям, так как начальное общее и основное общее стало единым основным общим, среднее (полное) общее стало средним общим, начальное профессиональное исчезло, среднее профессиональное стало просто профессиональным, высшее профессиональное стало просто высшим и т.д.
В итоге получается, что тип образовательной организации жестко определяется федеральным законом об образовании. Если говорить об организационно-правовой форме, то ее выбор ограничен только требованием гражданского законодательства, предусматривающим, что указанная организация создается в форме, установленной для некоммерческих организаций. В остальном право выбора предоставляется учредителю. Что же касается непосредственно названия учебного заведения, то здесь учредитель может отпустить свою фантазию на волю. В результате и получаются такие тавтологические ляпы, как Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования (ФГОУ СПО) «Уфимский государственный колледж радиоэлектроники» или Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение (МБОУ) «СОШ № 47» (расшифруем: средняя общеобразовательная школа – прим. автора) г. Чебоксары.
Единственное правило относительно самого названия образовательной организации состоит в том, что поскольку законом об образовании виды образовательных организаций (например, «школа с углубленным изучением английского языка») не предусмотрены, соответствующие слова следует либо исключить из наименования, либо поместить «в кавычки». Поэтому и появляются такие монстры, как Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Новосибирской области «Казачий кадетский корпус имени Героя Российской Федерации Олега Куянова (школа-интернат)» (см. ниже).
Однако закон есть закон, и его надлежит исполнять. Вот и посыпались постановления и распоряжения региональных правительств от востока до запада страны.
Распоряжение правительства Новосибирской области «О переименовании государственных образовательных учреждений области» гласит: «в целях приведения наименований государственных образовательных учреждений Новосибирской области, подведомственных министерству образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, в соответствие с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» переименовать: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Новосибирской области казачья кадетская школа-интернат «Казачий кадетский корпус имени Героя Российской Федерации Олега Куянова» в государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Новосибирской области «Казачий кадетский корпус имени Героя Российской Федерации Олега Куянова (школа-интернат)»; 2) государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Новосибирской области «Средняя общеобразовательная школа «Областной центр образования» в государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Новосибирской области «Областной центр образования». В списке еще с десяток организаций.
Администрация Владимирской области выпустила Постановление «О переименовании государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования Владимирской области», в котором требует в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» переименовать: государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Владимирской области «Гусь-Хрустальный технологический техникум» в государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Владимирской области «Гусь-Хрустальный технологический колледж»; государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Владимирской области «Александровский промышленно-гуманитарный колледж» в государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Владимирской области «Александровский промышленно-гуманитарный колледж». Список продолжен на двух листах.
Кабинет министров Республики Адыгея издает Постановление «О переименовании государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, подведомственных министерству образования Республики Адыгея», которое обязывает «переименовать: 1) государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Республики Адыгея «Профессиональный лицей N 2» в государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Адыгея «Майкопский политехнический техникум»; 2) государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Республики Адыгея «Профессиональный лицей N 4» в государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Адыгея «Дондуковский сельскохозяйственный техникум». И это не последнее учреждение.
Список решений официальных органов власти этими примерами не ограничивается. По мнению некоторых экспертов, под переименование можно подвести почти любую образовательную организацию, а их у нас в стране больше 120 тысяч! Страшно даже представить то количество людей и со стороны «переименующихся», и со стороны регистрирующих эти изменения, которые будут вовлечены в многочисленные бюрократические процедуры. Напомним, что согласно части 5 статьи 108 этого закона наименования образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с указанным законом не позднее 1 января 2016 года, то есть осталось несколько месяцев.
Надо иметь в виду, что изменение наименований образовательных учреждений потребует не только внесения изменений в уставы, но и переоформление лицензий на право ведения образовательной деятельности, свидетельств о государственной аккредитации, договоров с обучающимися и с сотрудниками, а также многочисленных хозяйственных и иных договоров, а это, по экспертным оценкам, десятки миллионов всевозможных юридически значимых документов. Но и это еще не все: после этого будет необходимо представить новые нотариально заверенные уставы во все инстанции: налоговые, регистрационные, банковские и пр.
Может быть, нашим законодателям стоило прислушаться к заместителю Председателя Комитета Госдумы по образованию, профессору, лидеру регионального отделения партии «Справедливая Россия» в Удмуртии Виктору Шудегову, который еще в сентябре 2014 г. ознакомил с этими данными парламент страны в форме доклада, а также подготовленного его фракцией законопроекта «О внесении изменений в статью 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»».
К сожалению, думцы не услышали вполне разумные предложения своих коллег и отклонили законопроект в первом чтении, посчитав, что установленные законом сроки являются вполне достаточными и изменять их нецелесообразно.
Между тем возникает еще один интересный момент. Автор, пожелавший остаться неизвестным, в материале «Переименование образовательного учреждения по новому закону об образовании» на сайте http://sadko-online.ru пишет: «Следует заметить, что хотя законодатель и указывает на необходимость всего лишь переименования действующих образовательных учреждений, да и требования к содержанию устава образовательной организации существенно сокращены (ст.25 закона № 273-фз) по сравнению с ранее действовавшими (ст.13 закона № 3266-1), фактически это, несомненно, повлечет «деликатную чистку» образовательных учреждений».
Тем более что народу уже давно не привыкать к тому, что государство принимает не разумные, продуманные решения, а лишь норовит содрать с него лишнюю копейку при каждом удобном и не очень случае, создать искусственные условия если не для ликвидации, то вытеснения с игрового поля неугодных ему физических и юридических лиц, а то и просто плодить такие постановления, распоряжения и законы, которые будут подпитывать его бюрократическую машину тоннами свежих, но изначально бесполезных бумажек.
Минобрнауки России от 10.06.2013 N ДЛ-151/17 «О наименовании образовательных учреждений»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 10 июня 2013 г. N ДЛ-151/17
О НАИМЕНОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Согласно части 5 статьи 108 Федерального закона об образовании наименования образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с указанным законом не позднее 1 января 2016 года.
В соответствии с частью 5 статьи 23 Федерального закона об образовании наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации. При этом необходимо иметь в виду, что согласно части 6 статьи 108 Федерального закона об образовании при переименовании образовательных учреждений их тип указывается с учетом их организационно-правовой формы.
Типы образовательных организаций установлены в части 2 статьи 23 Федерального закона об образовании.
В свою очередь понятие «образовательная организация» используется в Федеральном законе об образовании, в связи с тем, что образовательные организации могут создаваться не только в форме учреждения.
Дополнительно Министерство сообщает, что к числу необязательных сведений, указываемых в наименовании образовательной организации по ее желанию и (или) желанию ее учредителя, относятся следующие:
указание на тип для государственных и муниципальных учреждений (казенное, бюджетное, автономное), предусмотренный Законом о некоммерческих организациях;
указание на форму собственности («государственная», «муниципальная» или «частная») с целью информирования потребителя образовательных услуг;
указание на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция их различных видов, содержание образовательной программы, специальные условия реализации программ и (или) особые образовательные потребности обучающихся) или дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и другие);
включение в наименование официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
использование в наименовании имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования, в порядке, предусмотренном Законом о некоммерческих организациях.
Таким образом, переименование образовательного учреждения, в первую очередь, будет связано с приведением его типа с учетом его организационно-правовой формы в соответствие с Федеральным законом об образовании. При этом необходимо иметь в виду, что если в отношении образовательного учреждения тип не меняется, то их переименование в рамках Федерального закона об образовании не потребуется.
Частью 5 статьи 108 Федерального закона об образовании определены образовательные учреждения, наименования которых подлежат приведению в соответствие с указанным законом.
Учитывая изложенное, образовательные учреждения, в отношении которых тип, в соответствии с Федеральным законом об образовании, меняется, либо образовательные учреждения, в наименовании которых в настоящее время тип не содержится, должны привести свои наименования в соответствие с Федеральным законом об образовании.
Так, например, с учетом части 5 статьи 108 Федерального закона об образовании:
муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа» должно быть переименовано в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа»;
специальные (коррекционные) образовательные казенные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны быть переименованы в общеобразовательные казенные учреждения;
Судебная практика и законодательство — Минобрнауки России от 10.06.2013 N ДЛ-151/17 «О наименовании образовательных учреждений»
Разъяснения относительно наименований образовательных учреждений более подробно изложены в письме Минобрнауки России от 10 июня 2013 г. N ДЛ-151/17, которое было направлено в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, имеющим в своем ведении образовательные учреждения были направлены
Наименования школ — в соответствие с Законом об образовании до 1 июля 2016 года
С 1 июля 2016 года вступают в законную силу требования Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 30 декабря 2015 г. N 458-ФЗ (далее – Закон об образовании) в части приведения наименований и уставов образовательных учреждений в соответствие с Законом об образовании. Процедура переименования требует не только значительного времени, но и определенных затрат.
Поэтому тем, кто этого ещё не сделал, следует поторопиться, так как изменение наименований образовательных учреждений потребует:
Нормативные документы и материалы
При проведении данной работы следует руководствоваться:
Кому необходимо вносить изменения в наименование?
Если в отношении образовательного учреждения тип не меняется, то его переименование в рамках Закона об образовании не требуется.
Вносить изменения в наименование необходимо:
Также согласно Закону об образовании:
Что должно быть в наименовании школы?
Обратим внимание, что согласно Закону об образовании и разъяснениям:
1.Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации. Тип организаций указывается с учетом их организационно-правовой формы. Типы образовательных организаций установлены в части 2 статьи 23 Закона об образовании.
2.В наименовании образовательных организаций слово «учреждение» не требуется заменять словом «организация».
3.При переименовании государственных или муниципальных автономных образовательных учреждений их наименование должно содержать слова либо «федеральное», либо «государственное», либо «муниципальное».
4.По желанию школы и (или) желанию ее учредителя в наименовании могут быть указаны следующие необязательные сведения:
— указание для государственных и муниципальных учреждений: казенное, бюджетное, автономное;
— указание на форму собственности: «государственная», «муниципальная» или «частная»;
-указание на особенности осуществляемой образовательной деятельности: уровень и направленность образовательных программ, интеграция их различных видов, содержание образовательной программы, специальные условия реализации программ и (или) особые образовательные потребности обучающихся или дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования: содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и другие;
-включение в наименование официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
-использование в наименовании имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования.
Например, название общеобразовательной организации может выглядеть так:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей современных технологий управления»,
где «муниципальное» — указание на учредителя (собственника имущества) учреждения;
«учреждение» — указание на организационно-правовую форму;
«бюджетное» — указание на тип государственного (муниципального) учреждения (необязательно);
«общеобразовательное» — указание на тип образовательной организации;
«Лицей современных технологий управления» — специальное наименование, указывающее на особенности осуществляемой образовательной деятельности (в кавычках).
Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 31.01.2016) «О некоммерческих организациях»