что такое птз в пожарной
Для чего проводятся пожарно-тактические занятия и учебные эвакуации?
Не каждый гражданин понимает, для чего в системе МЧС регулярно проводятся пожарно-тактические занятия и учения. Почему спасатели регулярно создают условные ситуации по ликвидации происшествий на социально значимых объектах: школах, театрах, в больницах. В рамках Года культуры безопасности в системе МЧС, мы бы хотели рассказать об этом. Для чего? Почему? И с какой целью пожарные и спасатели проводят учения.
Составной частью процесса обучения личного состава, направленного на практическое повышение его профессиональных знаний, формирование необходимых умений управления силами и средствами на пожаре, совершенствование навыков ведения боевых действий, и является проведение пожарно-тактических занятий или учений.
Во время практической отработки практической части пожарно-тактических занятий проводится обучение личного состава подразделений способам и приёмам тушения возможных пожаров на различных объектах в разнообразной обстановке.
Пожарно-тактическое занятие призвано решать следующие задачи: подготовить отделения и караулы к ведению боевых действий на пожарах, авариях и стихийных бедствиях; выработать у личного состава самообладание, выдержку и психологическую устойчивость к работе в экстремальных условиях, навыки тактического мышления; подготовить подразделения и гарнизоны пожарной охраны к ведению умелых и слаженных действий в условиях сложной оперативной обстановки и гражданской обороны днём и ночью во взаимодействии с другими службами и ведомствами; совершенствовать навыки у начсостава в организации обучения и воспитания подчинённых; изучать передовой опыт и внедрять его в организацию и проведение подготовки личного состава частей и гарнизонов пожарной охраны; совершенствовать пожарно-тактические знания и практические навыки начсостава по управлению силами и средствами на пожаре; изучать оперативно-тактические особенности взрывопожароопасных и особо важных объектов в районе выезда части.
«Пожарно-тактические занятия организуют и проводят с учётом особенностей современного процесса тушения пожаров и характера боевых задач, которые приходится выполнять при этом. Прибыв на объект, руководитель дает его общую характеристику, знакомит личный состав с планировкой, противопожарным водоснабжением, назначением зданий и сооружений, пожароопасностью технологического процесса и другими элементами оперативно-тактической характеристики. Особое внимание при этом обращается на наличие людей (животных), состояние путей эвакуации и т. п. Это необходимо и для того, чтобы обучаемые в ходе решения задачи могли свободно ориентироваться в обстановке, прогнозировать возможные варианты ее развития, принимать решения и осмысленно выполнять боевые действия по тушению. То есть, если на объекте в будущем случится пожар, то огнеборцы уже будут знакомы с его планировкой, особенностями, проблемными моментами. Это позволит значительно сократить время реагирования и ускорит организацию проведения неотложных работ по тушению пожара и спасению людей».
Имитация обстановки пожара производится лично руководителем занятия или с помощью специально проинструктированного лица. Имитация должна быть более полной, так как именно это позволяет приблизить темп действий личного состава на занятии к темпу боевых действий на реальных пожарах. Отработка действий личного состава в ходе решения поставленных задач производится в порядке, определенном пожарно-тактическим замыслом руководителя, в последовательности, как и при ликвидации реального пожара. Приближение учебной обстановки к реальной — основная задача любого тактического занятия.
Занятие считается достигшим цели, если тактический замысел руководителя выполнен полностью.
1РОНПР Управления по ЮАО
Главного управления МЧС России по г. Москве
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Пожарно-тактические учения и занятия как элемент профилактики пожаров
Пожарно-тактические учения (ПТУ) – это высшая форма тактической подготовки начальствующего состава, которая позволяет совершенствовать и поддерживать на высоком уровне готовность гарнизонов пожарной охраны к тушению пожаров. Учения являются не только наиболее эффективной, но и самой сложной формой тактической подготовки, так как на них одновременно совершенствуют тактическое мастерство личного состава подразделений ФПС при тушении крупных и сложных пожаров с привлечением большого количества сил и средств гарнизона пожарной охраны и служб жизнеобеспечения. Общая цель учений – совершенствование тактического мышления и практических навыков начальствующего состава в управлении силами и средствами на пожаре при исполнении обязанностей различных должностных лиц органов управления. Основным методом обучения личного состава на учениях является практическая отработка организации управления силами и средствами на пожаре в различных условиях и обстановке.
Вчера в г. Луга прошли пожарно-тактические учения на газонаполнительной станции Лужского филиала ООО «ЛОГазинвест». По легенде произошло возгорание в помещении Компрессорного цеха, который находится в здании производственного комплекса.
В ходе учения отработаны вопросы эвакуации работников предприятия, спасения пострадавших, порядок обесточивания энергоустановок, водоснабжения на пожаре, проработаны особенности тушения пожара с учётом специфики объекта. На учения привлекались силы пожарных подразделений «ОГПС Лужского района», скорой помощи.
С поставленной задачей пожарные справились. Благодаря слаженным действиям, профессиональным знаниям и навыкам личного состава подразделений пожарной охраны условный пожар был успешно ликвидирован.
А в Кировском районе прошло практическое занятие с дружиной юных пожарных «огнеТУШИТЕЛИ»
В целях достижения наибольшей эффективности при осуществлении противопожарной пропаганды сотрудниками Тосненского местного отделения Всероссийского добровольного пожарного общества, отряда государственной противопожарной службы Кировского района совместно с инспекторами отдела надзорной деятельности и профилактической работы Тосненского района регулярно проводятся занятия с членами дружин юных пожарных.
Члены ДЮП «огнеТУШИТЕЛИ», Федоровской школы познакомились с различными способами укладки БОП и потренировались надевать ее на время.
Второй частью занятия стало присоединение пожарных рукавов к трехходовому разветвлению, затем ребята соединяли пожарные рукава друг с другом. Дюповцам очень понравилась “пожарная практика”.
ОНДиПР Лужского и Кировского районов
Пожарно-тактическое занятие (ПТЗ). Образец методического плана.
Характеристика объекта условного пожара
Гарнизонный дом офицеров расположен в кирпичном двухэтажном здании 1913 года постройки. Общая вместимость до 550 человек. В 1964 г. проведен капитальный ремонт с заменой междуэтажных перекрытий.
Здание П-образной формы, размером в плане 30-60-30 м, III СО. Наружные стены кирпичные, перегородки деревянные пустотные. Междуэтажное перекрытие железобетонное, Кровля – профнастил (металлические листы по деревянной обрешетке). В чердачном помещении имеется 4 слуховых окна.
С наружной стороны правого крыла здания имеется стационарная пожарная лестница. Этажи здания ГДО соединяются двумя лестничными маршами, установленными в левой и правой его части.
Помещения ГДО оборудованы пожарной сигнализацией с выводом шлейфа на пульт вахты.
Наружное водоснабжение осуществляется от 3 ПГ установленных на кольцевой водопроводной сети диаметром 125 мм. Внутреннее водоснабжение от 8 ПК из них: 1 подвал, 3 первый этаж, 3 второй этаж, 1 промежуточный этаж.
Электроснабжение 220-380 В, ввод от ТП-106, ЭЩ расположена в подвальном помещении.
Оценка обстановки на пожаре на момент прибытия РТП-1
Объявить оперативное время, в которое предстоит действовать обучаемым, довести до обучаемых обстановку, складывающуюся на условном пожаре на момент прибытия РТП-1. Подготовить вводные для обучаемых (в случае неправильных действий).
РТП-1, доложить об оценке обстановки на момент прибытия.
Руководитель занятия разноцветными флажками моделирует обстановку пожара и контролирует действия РТП-1 и отдачу распоряжений пожарным расчетам.
При возникновении пожара в зрительном зале огонь, быстро распространяя по мебели и конструкциям из горючих материалов, создается угроза распространения огня на подвесное перекрытие и чердак.
Линейная скорость распространения огня в зрительном зале составляет 0,8 – 1,5 м/мин. Быстрому распространению огня способствуют системы вентиляции, воздушного отопления и кондиционирования воздуха. При открытом портальном проеме огонь из зрительного зала более интенсивно распространяется на сцену, а также может распространяться через открытые двери в другие смежные помещения.
В условиях пожара возможна деформация металлических конструкций и обрушении подвесного перекрытия. Огонь может быстро распространяться в пустотах по полом. Это приводит к сильному задымлению зрительного зала и к быстрому распространению огня по вентиляционным каналам.
Оценка действий РТП-1 по проведению боевого развертывания и разведки пожара
РТП-1, доложить на ЦППС об оценке обстановки, постановки задач боевым расчетам ПЧ-1 и принятии решений в ходе проведения разведки пожара.
Пожарные расчеты выполняют боевое развертывание с установкой ПА на водоистчник, прокладкой магистральных и рабочих линий.
Руководитель занятия контролирует:
– РТП-1 в выборе решающего направления, отдачу команд пожарным расчетам по проведению боевого развертывания и организации разведки пожара;
– командиров отделения в руководстве действиями личного состава.
Оценка действий РТП-1 по расстановке прибывающих сил и средств и организации боевых действий.
РТП-1, доложить на ЦППС об оценке обстановки на момент прибытия дополнительных сил (дежурных караулов ПЧ-17, 19) и принятии решений по их применению.
Прибывающие подразделения по команде РТП-1 проводят боевое развертывание с прокладкой магистральных и рабочих линий.
Руководитель занятия контролирует:
– РТП-1 по организации спасения людей, встрече и расстановке прибывающих сил и средств, вводу стволов на решающем направлении и передаче оперативной информации на ЦППС;
– командиров отделения в руководстве действиями личного состава;
– пожарных приёмам и способам работы с пожарно-техническим вооружением.
При пожаре в зрительном зале в первую очередь стволы вводят в очаг пожара, на защиту сцены и чердака, а затем для защиты других помещений. В помещениях высотой более 6 м возникает необходимость подачи воды на значительные расстояния по высоте, что можно осуществлять с помощью стволов РС-70 и лафетных стволов. Не исключена возможность применения стволов РС-50 во всех помещениях, особенно когда прибывшие подразделения застают пожар на первой фазе его развития.
При отсутствии противопожарного занавеса первые стволы РС-70 вводят так, чтобы не допустить распространения огня на сцену. Количество стволов на тушение пожаров в зрительном зале определяют из интенсивности подачи воды, равной 0,15 л/м 2 с.
При осуществлении защитных действий в процессе тушения пожаров в помещениях используются, как правило, стволы РС-50.
Действия подразделений по осуществлению необходимых условий по локализации осложняются наличием дыма. Работа ствольщиков должна производиться в СИЗОД
Для защиты подвесных перекрытий из горючих материалов подают резервные стволы с ярусов и балконов, а также на чердак зрительного зала. При этом особое внимание уделяют снижению температуры в чердаке, чтобы не допустить обрушения перекрытия.
РТП, ориентируясь на нормативный предел огнестойкости, иногда (при большом нормативном пределе огнестойкости) не выделяет силы и средства на защиту конструкций, которые фактически оказываются в более жестких условиях, чем предусмотрено нормами и могут потерять несущую способность.
Потеря несущей способности в условиях пожара может происходить под воздействием температуры или вследствие уменьшения сечения конструкции за счет ее прогорания.
При определении поведения строительных конструкций в реальных условиях нужно знать характерные признаки, предшествующие обрушению конструкций. Так, например, обрушению железобетонных конструкций обычно предшествует образование прогиба и трещин.
Обрушение деревянных конструкций, защищенных слоем штукатурки, предшествует отслаивание штукатурки.
Соблюдение требований правил охраны труда участниками тушения условного пожара
РТП-1 отдает распоряжения личному составу подразделений задействованных в тушении условного пожара, в соответствие с требованием Правил по охране труда в подразделениях ГПС МЧС России.
Руководитель занятий контролирует правильность отдаваемых распоряжений РТП-1 и выполнение личным составом действий по тушению условного пожара с соблюдением требований охраны труда.
Боевое развертывание начинается по команде старшего должностного лица ППС после полной остановки пожарного автомобиля.
При проведении разведки пожара формируется звено ГДЗС в составе 3 человек с необходимой экипировкой. Перед входом в непригодную для дыхания среду выставляется пост безопасности. Продвижение звена ГДЗС в задымленной среде осуществляется вдоль капитальных стен или стен с окнами. По ходу движения необходимо следить за поведением несущих конструкций, возможностью быстрого распространения огня, угрозой взрыва или обрушения, обо всех изменениях, неисправностях и состоянии газодымозащитников докладывать на пост безопасности и принимать решения по обеспечению безопасности личного состава звена.
Звено ГДЗС осуществляет разведку пожара с рабочей линией заполненной водой.
При работе на высоте следует применять страхующие приспособления, исключающие падение работающих и соблюдать следующие меры безопасности:
Приложение 1 к методическому плану
Через 4 часа, после проведения ремонтных сварочных работ системы отопления актового зала, произошло загорание паркетного пола с дальнейшим распространением пожара по синтетическим материалам кресел. Пожар возник у стены в средней части актового зала. В результате горения синтетических материалов мягкой обшивки кресел возникло плотное задымление и высокая среднеобъемная температура. При открытом портале угроза распространения пожара на планшет сцены с последующим распространением пожара на смежные помещения
Расчет сил и средств
Актовый зал размером в плане 13,7*18,7 м высота 7 м
1.1. Определяем время свободного развития пожара
где tсл – время следования первого караула до места пожара, мин.;
tбр – время боевого развертывания караула, мин.
tдс – время развития пожара от момента его возникновения до сообщения о нем в пожарную часть, мин. Оно принимается: для объектов оборудованных АПС и АУПЗ – 5 мин, для остальных объектов – 10 мин.
tсб – время сбора и выезда пожарных подразделений на пожар
1.2. Определяем путь пройденный огнем до момента ввода сил и средств ПЧ-1
1.3. Определяем площадь пожара на момент подачи огнетушащих средств дежурным караулом ПЧ-1
Пожар развивается по угловой форме.
Sп1 = πR 2 /2 = 3,14*6 2 /2 = 55,5 м 2
1.4. Определяем площадь тушения.
Первоначальные боевые действия дежурного караула ПЧ-1 будут направлены на проведение эвакуации и проверку помещений на наличие людей звеньями ГДЗС. Защита путей эвакуации будет осуществляться стволом первой помощи (ств. «Б»).
1.5. Определяем количество стволов для тушения пожара на данной площади
При тушении пожаров и одновременной защиты несущих конструкций и перекрытий в помещениях высотой более 6 м. применяются стволы «А».
Следовательно, дежурный караул не сможет локализовать пожар на данной площади.
2.1. Определяем путь пройденный огнем
где, t3 = t – (10+ t2) = 13,5 – (10+1) = 2,5 мин
t = tсв + (tсл2 – tсл1) = 11 + (4,5 – 2) = 13,5 мин
2.2. Определяем площадь пожара на момент прибытия дежурного караула ПЧ-17.
Sп2 = πR 2 /2 = 3,14*7,25 2 /2 = 82,5 м 2
2.3. Определяем площадь тушения пожара на момент ввода сил и средств дежурного караула ПЧ-17.
2.4. Определяем количество стволов для тушения пожара на данной площади
Для тушения пожара в зрительном зале принимаем стволы «А» (при высоте потолков выше 6 м принимаются приборы тушения пожара большой производительностью)
Следовательно, на момент ввода сил и средств дежурного караула ПЧ-17 наступает момент локализации пожара.
3. Определяем требуемый расход воды на нужды пожаротушения
где, Iз = 0,25 Iтр – при отсутствии в нормативных документах и справочной литературе данных по интенсивности подачи огнетушащих веществ на защиту, ее устанавливают по тактическим условиям обстановки и осуществления боевых действий по тушению пожара, исходя из оперативно-тактической характеристики объекта, или принимают уменьшенной в 4 раза по сравнению с требуемой интенсивностью подачи на тушение пожара.
Защищаемая площадь – это сумма защищаемых площадей (площадь над очагом пожара, под очагом пожара и площадь смежных помещений).
4.1. Определяем количество стволов «Б» для защиты чердачного помещения.
S з чердак = Sп2 = 82,5 м 2
N ствБ защ..черд = S з черд *Iз/Qств = 82,5*0,25*0,15/3,7 = 0,84 – 1 ств. «Б»
Ствол «Б» на защиту кровли подаем звеном ГДЗС личного состава подразделения прибывшим вторым, т.е. – ПЧ-17
S з пом 1 эт.= Sп2 = 82,5 м 2
Ствол «Б» на защиту помещений 1 этажа подаем личным составом подразделения прибывшим третьим, т.е. – ПЧ-19
S з смеж.пом.= ∑Sсмеж.пом = 40,5 м 2
N ствБ защ.смеж.пом = S з смеж.пом*Iз/Qств = 40,5*0,25*0,15/3,7 = 0,4 – 1 ств. «Б»
Ствол «Б» на защиту смежных помещений подаем звеном ГДЗС личного состава подразделения прибывшим третьим, т.е. – ПЧ-19
Всего на защиту подаем 3 ствола «Б»:
По табл. 4.1 справочника РТП находим, что водоотдача кольцевой водопроводной сети (Qвод) диаметром 125 мм при напоре 40 м (0,4 МПа) составляет 85 л/с.
Следовательно, объект водой обеспечен, так как
Qводопровода = 85 л/с > Qф = 25,9 л/с
7.1. количество пожарных машин при использовании насоса на максимальную мощность
где, 0,8 – коэффициент полезного действия пожарного насоса
Определяем требуемую численность личного состава.
= 2*3 + 2*3 + 1*2 + 2*3 + 4*1+1*1+2*1 = 6+6+2+6+4+1+2 = 27 человек
Nотд = Nл/с/4 = 27/4 = 7 отделений
Согласно расчету количества привлекаемой техники и объему выполняемых работ принимаем ранг пожара № 2.
вводные
приказания и распоряжения РТП
– диспетчера гарнизона о повторных сообщениях по данному адресу:
– диспетчера ПЧ о ближайших исправных водоисточниках.
Подъезжая к месту вызова, начальник караула по радиостанции передает на ЦППС обстановку по внешним признакам – «вижу плотный дым темно-серого цвета над гарнизонным домом офицеров»
На пожар прибывает дежурный караул ПЧ-1 в составе двух отделений на АЦ.
– о прибытии на место вызова;
– обстановку по внешним признакам
– о проведении разведки пожара.
– 2 отд. установить на ПГ-1, магистральную линию к центральному входу.
РТП-1 устанавливает связь с администрацией объекта, выясняет возможное наличие людей в помещениях здания используя ПТП (поэтажные схемы).
Оценив обстановку о невозможном применении 3-х коленных пожарных лестниц РТП через диспетчера гарнизона запрашивает 3 отд. ПЧ-1 (АЛ-30) к месту пожара
время
вводные
приказания и распоряжения РТП
Вводная: представитель администрации объекта через постового поста безопасности сообщает, что отсутствует кассир, предполагаемое место нахождения – кабинет бухгалтерии или касса.
Получив водную, РТП в составе звена ГДЗС следует по маршруту на отыскание пострадавшего человека. В помещении кассы обнаруживает женщину в бессознательном состоянии с признаками отравления угарным газом. Обнаружив пострадавшего человека по радиостанции передает на ЦППС об обнаружении и выходе из задымленной среде. Применив спасательное устройство, в составе звена ГДЗС выходят на свежий воздух.
После проведения разведки РТП по радиостанции передает на ЦППС информацию о мете расположения очага пожара, путях распространения огня, о проверке помещений на наличие людей, обнаружении пострадавшей и окончании эвакуации
– АЦ 1-2 отд. ПЧ-17 в резерв;
время
вводные
приказания и распоряжения РТП
Sп – 82,5 м 2
На пожар прибывает дежурный караул ПЧ-19 в составе двух отделений на АЦ.
– АЦ 1-2 отд. ПЧ-19 в резерв;
При недостаточном количестве личного состава боевых расчетов РТП через диспетчера гарнизона запрашивает дополнительные силы.
Проводится разборка и проливка деревянных конструкций и мебели, проверка смежных и чердачного помещений.
вводные
приказания и распоряжения РТП
Проводится свертывание сил и средств, проверка ПТВ и пожарной техники
- Окна на бульвар чем закончится
- Что такое пати мама