что такое психологический запор
Спастический запор или запор «от нервов»
Большинство людей знакомы с таким нарушением работы кишечника, как запор. Развивающийся запор приносит массу неудобств и неприятных симптомов. Запор может сопровождаться дискомфортом, болью, психологическими проблемами и ухудшением самочувствия.
Существуют различные виды запора. В данной статье мы сконцентрируем внимание на проблеме спастического запора.
Как возникает спастический запор?
Признаки и особенности спастического запора
Помимо очевидного симптома существуют клинические признаки, которые могут проявляться во время спастического запора 4 :
Лечение и профилактика спастического запора
Лечение любого запора должно быть комплексным. Основной задачей является снятие спазмов и восстановление регулярного стула без дискомфорта. Спастический характер запора требует к себе особого подхода, так как многие варианты самолечения могут усугубить ситуацию.
Когда речь идет о запоре, связанном с психологическими причинами, его лечение должно быть направлено непосредственно на первопричину. Если человек столкнулся с серьезным стрессом, страхом или эмоциональной перенапряженностью, нужно обеспечить эмоциональную стабильность, свести стрессовые ситуации к минимуму. В целом общие рекомендации по лечению непосредственно запора будут следующими: соблюдение диеты, физическая нагрузка для нормализации работы кишечника, прием слабительных и спазмолитических препаратов при условии, что вышеперечисленные меры оказались недостаточными.
Несомненно, важную роль в избавлении от запора играет потребляемый рацион. Нормализации работы кишечника способствуют 5 :
Следует обратить внимание на следующие факторы при подборе диеты при запоре:
Материал разработан при поддержке компании Эбботт в целях повышения осведомленности пациентов о состоянии здоровья. Информация в материале не заменяет консультации специалиста здравоохранения. Обратитесь к врачу.
Что такое психологический запор
Запоры – как у взрослых, так и у детей – традиционно относятся к «деликатным» темам, которые не принято обсуждать на людях.
Человек, так или иначе столкнувшийся с такой проблемой, предпочитает решать ее самостоятельно, полагаясь на широко рекламируемые лекарственные средства. И это – большая ошибка.
По статистике, от запоров страдают до половины людей всех возрастов. И в огромном количестве случаев (по некоторым оценкам, более 80%) их проблема вызвана прежде всего психологическими причинами, устранить которые невозможно с помощью слабительных препаратов и без общения с психологом. Так или иначе, но эту «деликатную» тему обязательно придется обсудить.
ПЕРВОЕ И ГЛАВНОЕ, ЧТО СЛЕДУЕТ УЯСНИТЬ, — ЭТО ТО, ЧТО В ОСНОВЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАПОРОВ И У ВЗРОСЛЫХ, И У ДЕТЕЙ ЛЕЖИТ СТРАХ.
Однако причины страхов у людей разного возраста несколько различны.
РАССМОТРИМ НАИБОЛЕЕ ХАРАКТЕРНЫЕ СТРАХИ У ДЕТЕЙ.
Самые маленькие, только начинающие приучаться к горшку, могут быть напуганы реакцией родителей на «неудачные» попытки освоить этот новый навык. Например, если малыш не дотерпел и испачкал штанишки. К сожалению, многие родители могут начать ругать его за это, демонстрировать, насколько неприятно им постоянно стирать испорченное белье и т.п.
Сталкиваясь с подобным отношением к себе, ребенок будет испытывать чувство вины, непосредственно связанное с позывами к опорожнению. Если эта связь станет прочной, малыш будет стремиться избежать ее повторения и станет сдерживаться изо всех сил. Результатом явится запор со всеми его негативными последствиями.
Причиной запора может стать также страх «сделать это» в новом, незнакомом месте, в непривычной обстановке, в присутствии незнакомых людей: например, в детском садике, в школе, в летнем лагере.
ОДНОЙ ИЗ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ПРИЧИН ЗАПОРОВ МОЖНО СЧИТАТЬ СТРАХ ДИСКОМФОРТА И БОЛИ, КОТОРЫЕ ВОЗНИКАЛИ В РЕЗУЛЬТАТЕ НЕПРАВИЛЬНОГО ПИТАНИЯ.
Не секрет, что современные дети и подростки едят и пьют далеко не самые полезные продукты, причем вне какого бы то ни было режима. Фаст-фуд, бутерброды, чипсы, сладкие батончики в сочетании со сладкими газированными напитками, — все это само по себе можно считать гарантией возникновения проблем с пищеварением, включая запоры.
Столкнувшись с этой проблемой, испытав при дефекации множество неприятных ощущений, ребенок будет бояться их повторения. Результат – наложение психологических факторов на физиологические…
СЛЕДУЕТ УПОМЯНУТЬ И ЕЩЕ ОБ ОДНОЙ ПРИЧИНЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАПОРОВ У ШКОЛЬНИКОВ, ОСОБЕННО – СТАРШЕКЛАССНИКОВ. ЭТО – ЭКЗАМЕНЫ.
Психологические нагрузки, стрессы и страхи, вызванные экзаменами могут спровоцировать множество серьезных проблем, в том числе и в работе пищеварительной системы, одна из которых – длительные и мучительные запоры.
КАК ИСПРАВИТЬ СИТУАЦИЮ?
Во-первых, если вы видите, что ваш ребенок (сколько бы лет ему ни было) испытывает трудности при посещении туалета, постарайтесь понять, выяснить, в чем дело. Что он ест и пьет, как регулярно, чего он стесняется, опасается.
Конечно же, никогда не помешает обратиться к врачу, чтобы удостовериться в отсутствии заболеваний желудочно-кишечного тракта. Если таковых нет, то скорее всего, проблема вызвана психологическими причинами, возможно – в сочетании с неправильны питанием и образом жизни ребенка.
УДЕЛИТЕ ПОВЫШЕННОЕ ВНИМАНИЕ ЭТИМ ДВУМ ПОСЛЕДНИМ ПОЗИЦИЯМ: ОБРАЗУ ЖИЗНИ И ПИТАНИЮ.
Установите нормальный режим приема пищи. Сделайте все от вас зависящее, чтобы исключить из рациона ребенка фаст-фуд и сладкую газировку (тем более – энергетики). Обеспечьте регулярное потребление овощей и фруктов, горячих супов, простой воды. Это позволит минимизировать риски возникновения запоров, вызванных не психологическими причинами.
Что касается чисто психологических запоров, то наиболее правильным решением будет обращение к детскому или подростковому психологу. Специалисту зачастую проще, нежели родителям, выяснить глубинные корни детских страхов, и специалисты могут точнее и эффективнее подобрать методы их преодоления.
В качестве примера можно привести специально разработанные игры с пластилином. С одной стороны, они позволяют доходчиво объяснить ребенку строение и функции пищеварительной системы, естественность, нормальность и необходимость регулярного посещения туалета. Это снимет с темы ненужные «табу», развеет излишнюю стеснительность ребенка, так часто мешающую регулярной работе кишечника.
В то же время работа с пластилином, по мнению психологов, оказывает успокаивающее действие на нервную систему. Она поможет ребенку расслабиться, отвлечься от засевших в его голове страхов, забыть их.
Помимо этой методики существует еще множество достаточно простых приемов, с помощью которых можно добиться положительных результатов. В любом случае квалифицированная консультация специалиста по детской и подростковой психологии поможет вам правильно и тактично выстроить общение с вашим ребенком по этой столь деликатной теме, избежать ошибок, которые могут только усугубить ситуацию.
Медведева Наталья
Клинический психолог, детский и взрослый психолог, нейропсихолог
Что такое психологический запор
У детей запор — явление нередкое, возникающее часто в раннем возрасте в связи с приучением к горшку или как следствие физиологического запора.
Ближе к трем годам количество таких детей резко возрастает.
По данным исследований, психологические сложности с дефекацией свойственны дошкольникам в возрасте от 2–5 лет, причем у большинства (каждого десятого) из них запор переходит в хроническую форму.
Трудности с испражнением могут появиться в результате негативного опыта, т. е. когда испытав боль или дискомфорт во время этого процесса, малыш опасается повторения ситуации.
Страх перед процедурой опорожнения кишечника приводит к спазмам, задержке стула и затвердению каловых масс.
В результате акт дефекации снова вызывает дискомфорт, и ребенок попадает в замкнутый круг.
Дошкольники 3–5 лет также могут иногда страдать нейрогенным запором (при дискомфорте, связанном с поступлением в садик, госпитализацией в медучреждение, сменой места жительства или другой эмоциональной нагрузкой).
В незнакомых условиях, в том числе и в поездке в отпуск, они стараются сдерживать позывы к дефекации, а потом каловые массы уплотняются и присоединяется физиологическая составляющая.
При попытке освободить кишечник малыш ощущает боль, что ведет к устойчивому страху перед дефекацией.
Психологический запор у ребенка 1,5-2 лет часто возникает в период приучения к горшку.
Иногда проблема со страхом похода в туалет появляется на почве применения неправильных методов воспитания, когда родители могут сильно поругать ребенка, который не попросился на горшок и «сходил в туалет» в штанишки.
Как результат, малыш может прийти к неправильному выводу, связав гнев родителей не с выпачканными штанами, а с самой процедурой дефекации.
Разумеется, теперь ребенок, чтобы не расстраивать родителей, будет до последнего терпеть.
Работа с такими малышами строится комплексно: педиатр, гастроэнтеролог, психолог.
Медведева Наталья Александровна
Клинический психолог, детский и взрослый психолог, нейропсихолог
Что такое психологический запор
Психологический запор у ребенка – актуальная тема в последние несколько лет в среде психологов. Но не с точки зрения рабочего процесса, а скорее с позиции вообще работать или нет с этим запросом. Если работать, то как.
И самый острый момент в работе психолога – это результат. Ну или положительная обратная связь = результат.
В работе с запорами результат не бывает быстрый, поэтому не все специалисты готовы идти этот долгий сложный путь вместе с родителями и ребенком.
Какой запор?
Вы заметили, что психосоматическим запором не страдают младенцы? У них наблюдается физиологический запор. А психологическая причина в задержке дефекации уже характерна с 2-х лет.
Что может послужить причиной?
Как формируется психологический запор?
Ребенок получил негативный опыт похода в туалет и на психологическом уровне у него формируется связь дефекация = боль (или стыд, неприятные ощущения, давление и прочее…).
Итак, что может вызвать нежелание малыша сходить в туалет:
Причем симптомы запора часто одинаковы с симптомами физиологического запора, родители не понимают природу запора и продолжают совершать ошибки, которые и привели изначально к психологическому запору.
Кто попадает в группу риска?
Что делает психолог?
Сначала психолог задает очень много разных вопросов, которые могут показаться родителям странными. Но именно таким образом вырисовывается картина проблемы и находится отправная точка, с которой и начался замкнутый круг.
Беседуя с родителями, психолог составляет представление о семейной системе в целом, о всех моментах, которые могли повлиять на формирование психологического запора.
Какие рекомендации бывают?
Медведева Наталья
Клинический психолог, детский и взрослый психолог, нейропсихолог
Психогенный запор
То же самое касается цвета и консистенции кала: если нет существенных изменений, у человека нет запора.
Ошибочные представления о запоре иногда вызывают чрезмерное внимание к частоте дефекаций, побуждают к длительному использованию стимулирующих слабительных средств, свечей и клизм. Это может нарушать функцию толстой кишки или вызывать развитие синдрома «ленивой» кишки и меланоза толстой кишки (так называются патологические изменения в cлизистой оболочке толстой кишки, вызванные осаждением пигмента).
Различают спастический и атонический психогенный запор, чаще оба типа сочетаются.
Запор считается болезнью цивилизации. Этому способствует не только характер питания и малоподвижный образ жизни, но и психогенные факторы: стрессы, психические нагрузки, невозможность опустошить кишечник по требованию (в течение дня на работе или в гостях).
Психогенный запор может свидетельствовать о тяжелых психических заболеваниях: депрессии, шизофрении, а также наркомании.
Для лечения психогенного запора может потребоваться изменение образа жизни: нормальный режим сна и бодрствования, здоровое питание, стакан воды утром натощак (можно с медом или лимоном) запустит моторику кишечника. Во время привычных часов дефекации желательно находиться дома в спокойной обстановке.
Существует специальная гимнастика для усиления моторики кишечника.
Наиболее удобная поза для дефекации – на корточках – возможно, в первое время придется пользоваться ей. Не запрещается использование свечей с глицерином или небольших клизм, но только в первые дни лечения для установления ритма дефекации.