что такое прямая склейка
Виды монтажных склеек
Приветствую! Сегодня мы рассмотрим различные техники склеивания кадров между собой, которые применяются кино и сериалах. Монтажные склейки помогают рассказать историю, а она может сильно измениться в зависимости от того, какие склейки вы решите использовать. Резкие склейки разных кадров могут начисто разрушить всю магию кино и вытащить зрителя из художественного мира в реальный. Поняв принцип работы монтажных склеек, вы научитесь не просто располагать сцены друг за другом на монтаже.
Стандартная (прямая) склейка
На монтаже её применяют чаще всего. Конец предыдущего кадра просто стыкуется с началом следующего. Без вспышек, переворотов и проч. Если вы когда-либо просто соединяли между собой два разных клипа — вы пользовались стандартной склейкой. Она хорошо подходит для ситуаций, когда не требуется сложных решений.
Склейка на действии (Cut on Action)
Этим приёмом можно изменить перспективу и показать событие с другой стороны. Или же можно показать детали, которые не было видно в первом кадре. Сцены борьбы в «Матрице» и многочисленные перестрелки в «Криминальном чтиве» являются прекрасными примерами склеек на действии.
Прыжок (Jump Cut)
Внезапный и резкий скачок от одного кадра к другому. Кадры как бы отрезаны друг от друга. Такой приём очень часто можно встретить у блогеров, которые снимают себя с камеры на штативе и часто вырезают лишнее.
Эта техника монтажа очень бросается в глаза, привлекая внимание зрителя — обычно режиссёр с помощью такого монтажа притягивает внимание зрителя к происходящему на экране событии.
Jump cut можно использовать для показа длительного действия, когда необязательно показывать весь процесс, а указать лишь на значительных изменения.
Монтаж по схожести (Match Cut)
Приём, при котором склеиваются кадры со схожими чертами. Это может быть одинаковое действие, которое происходит на склеиваемых кадрах или одинаковая композиция, на которой взор может сфокусироваться и мягче воспринять остальные изменения. Это даёт возможность быстро перемещать историю между, казалось бы, не связанными сценами, не путая зрителя.
При монтаже по схожести постарайтесь обдумать, какие предметы и объекты связаны друг с другом, хотя и косвенно, и как их можно соединить, чтобы ваш фильм выглядел профессионально.
Перебивка (Cut Away)
Перебивка — это разрыв какого-то действия и вставка между кадрами чего-то совершенно иного. Таким способом можно связать два события, которые происходят на одной локации. Но чаще этот приём используют для того, чтобы показать объекты вокруг или мысли персонажа, который находится на экране. Для этого добавляют в разрыв очень быстрый кадр, который словно вспыхивает перед глазами.
Перекрёстный монтаж (Cross Cut)
Приём, при котором монтажёр перемешивает кадры из двух сцен. Такой монтаж может добавить трагичности в два видеоряда, на которых плохой персонаж приближается к ничего не подозревающей жертве. Но чаще всего этот переход используют во время телефонных разговоров, чтобы связать общение нескольких людей, которые находятся далеко друг от друга.
Это проверенная тактика в триллерах и фэнтезийных фильмах, в частности в трилогии «Властелин колец», «Терминатор-2» и др.
Вот мы и разобрали основные монтажные приёмы, которые используются в фильмах. Кроме склеек, соединить кадры можно переходами и специальными эффектами, которые мы обязательно рассмотрим в дальнейшем.
Что такое прямая склейка
Что в первую очередь полезно знать тем, кто только собирается начать монтировать.
Неважно, какой монтажной программой вы пользуетесь, — типы монтажных склеек везде одинаковы. По сути, это инструмент, позволяющий рассказать историю, которая, в свою очередь, может сильно измениться в зависимости от того, какие склейки вы решите использовать. Поняв принцип работы трех самых главных монтажных склеек, вы научитесь не просто располагать сцены друг за другом на монтаже. Давайте посмотрим.
1. Стандартная склейка
Ее все знают и любят. Пожалуй, на монтаже ее применяют чаще всего, в частности, в «восьмерках». Она представляет собой продолжение предыдущего кадра с другого ракурса, с помощью нее можно соединить разные кадры. Если вы когда-либо просто соединяли между собой два разных клипа — вы пользовались стандартной склейкой. Она хорошо подходит для ситуаций, когда не требуется сложных решений.
2. Скачок (Jump Cut)
Есть два вида скачков: первый выглядит хорошо, второй — не очень. Не очень выглядят те скачки, которые происходят во время диалога или как-то по другому вырывают нас из происходящего на экране. В последнее время Jump Cut превратился в простой способ сократить особо длинные кадры. Чаще всего скачок работает только в паре с чем-то еще, например, с саундтреком.
3. Косая склейка (J-Cut)
Отличный способ соединить два кадра, которые в противном случая друг с другом бы никак не сочетались. Достаточно просто взять аудиодорожку из начала второго клипа и наложить ее на конец первого. Растянув звуковую дорожку налево, вы увидите, что на таймлинии получилось что-то похожее на букву J (отсюда и английское название). Благодаря этому зритель погружается в происходящее еще до того, как следующий кадр появляется на экране.
4. L-Cut
Прямая противоположность предыдущему пункту. L-Cut предполагает наложение аудиодорожки из первого клипа на второй. Эту склейку полезно использовать в диалоговых сценах, потому что она разбавляет монотонность бесед, снятых на «восьмерки». Кроме того, она позволяет показывать реакцию одного персонажа сразу же, а не ждать, пока другой проговорит все, что было в сценарии.
5. Склейка на действии
Монтируя экшн-сцены, важно соединять кадры между собой как можно естественнее. Склейка на действии предполагает, что вы переходите к следующему кадру в момент, когда персонаж совершает какой-то действие. Так вы «обманываете» зрителя и говорите ему, чтобы он проигнорировал склейку. Это отличный способ смонтировать сцену драки или погони.
6. Параллельный монтаж
Смешение перспектив нескольких персонажей в одной сцене. Вы берете точки зрения разных персонажей (допустим, один из них гонится за другим) и переходите между ними. Зритель автоматически соединяет их в голове, поскольку наблюдает за происходящим в «реальном времени».
7. Заявочные кадры
Подобные кадры нужны, чтобы показать окружение, в котором разворачивается действие. С их помощью можно заявить локацию, рассказать зрителю о мире фильма. Но будьте внимательнее и не переусердствуйте — иначе аудитория потеряет интерес.
8. Монтаж
Хотите, чтобы за 45 секунд прошли месяцы или даже годы? Тогда монтаж — то, что вам нужно. При помощи него можно показать течение времени или моральный рост персонажа. Выберите набор кадров, которые показывают прогресс вашего героя, наложите вдохновляющую музыку — и монтаж, которому позавидует сам Рокки, готов.
9. Визуальное совпадение
Визуальное совпадение — прием, при помощи которого режиссер монтажа может продемонстрировать творческий подход к делу. Нужно взять кадр с каким-то действием, а затем тут же перейти на другую сцену, в которой есть нечто похожее. В качестве референса можете взять один из самых известных примеров: визуальное совпадение в «Лоуренсе Аравийском».
Рубрики: Видео, Уроки | Комментариев нет »
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Теория монтажа. Часть 4
Предыдущие части конспекта по курсу “Основы монтажа” от Дмитрия Ларионова:
Линейный и нелинейный монтаж
Критерии, по которым можно отнести тот или иной вид монтажа к какой-либо категории:
При линейном монтаже все монтажные решения принимаются последовательно, и сборка материала идет в строгой очередности, от начала к концу.
Внести изменения в смонтированный сюжет достаточно проблематично (иногда — невозможно, пример: прямой эфир). Например, заменить один план на другой без затирания последующего материала можно только если новый и замещаемый планы одной длины.
При нелинейном монтаже материал может собираться в любой удобной последовательности; возможно начать с середины или даже с конца сюжета.
Более того, внести изменения можно в любое время в любое место смонтированного сюжета, не затрагивая соседние планы.
Почему кинопленка это частично нелинейный монтаж? Перемещение по сюжету линейное (перемоткой), в то же время внесение изменений возможно без затрагивания соседних планов.
Параллельный монтаж (cross-cutting)
Параллельный монтаж — это переключение между двумя и более сценами, которые происходят одновременно. («Джон делает что-то, а в это же время Питер…»)
Назначение параллельного монтажа:
На рассказ истории могло бы уходить в два раза больше времени, если бы сначала показывалась первая сюжетная линия целиком, а затем вторая целиком.
В английском варианте у этого термина много синонимов: cross-cutting, parallel edit, intercutting. Последний термин чаще применяется в сценарном деле, чем в монтаже.
Не всегда эти два типа параллельного монтажа могут быть четко разделены. Возможны варианты, когда будет использоваться длинный параллельный монтаж с элементами короткого.
Иногда вместо термина cross-cutting используют термин parallel edit. В этом случае, cross-cutting будет обозначать монтаж более крупными кусками (например сцены), а parallel edit — более мелкими (например в рамках одной сцены показ разных частей действия, происходящих одновременно в одном и том же месте: диалог в кафе, в то время как под столом тикает бомба).
Длинный параллельный монтаж
Действие в одной сцене развивается независимо от действия в другой. Действия могут не пересекаться долгое время.
Желательным условием длинного параллельного монтажа является то, что сюжетные линии должны пересечься, до или после этого приема. Или должно быть понятно, как эти сцены связаны между собой (например, по смыслу).
Основы видеомонтажа: базовые виды склеек и переходов
Что отличает хороший видеоролик от плохого? Интересный и уникальный контент, качественный саундтрек, аккуратная цветокоррекция… и, конечно, вдумчивый и наполненный смыслом монтаж!
Разные техники видеомонтажа позволяют направлять внимание зрителя и интриговать его, задавать определенное настроение. Хотите этому научиться?
Предлагаем начать с основ. Рассказываем о базовых видах склеек и переходов, которые пригодятся в работе любому начинающему видеомонтажеру.
Стандартная склейка
Самый простой вид склейки – стандартный. Это то, что получается по умолчанию, когда вы соединяете два отрезка видео друг с другом на таймлайне. Первый отрезок заканчивается – и сразу после этого начинается другой.
Джамп кат (Скачок)
Джамп кат – это склейка двух похожих фрагментов видео. К джамп катам часто прибегают YouTube-блогеры и монтажеры видеоинтервью, когда хотят вырезать моменты, где герой ролика оговорился или задумался. Человек в кадре один и тот же, его речь будто бы не прерывается, но движение героя резко обрывается (делает «скачок»).
Чаще всего блогеры стараются сделать джамп кат максимально незаметным. Но иногда, наоборт, выделяют его. Например, «перескакивают» с общего плана на крупный план, снятый с того же ракурса.
В фильмах склейки-скачки часто используют для того, чтобы «ускорить» течение времени.
Косая склейка (L-cut и J-cut)
Косой склейкой называют переходы, при которых аудиодорожка опережает соответствующее ей видео или, наоборот, запаздывает за ним. J-cut – это когда во время первого фрагмента видео уже звучит аудио из следующего отрезка. При L-cut, наоборот, сначала сменяется видеоряд и только вслед за ним – аудио.
Эти приемы так называются, потому что на таймлайне во время монтажа они визуально похожи на английские буквы «J» и «L» соответственно.
Косая склейка позволяет сделать переход от одного видеоклипа к другому более незаметным и плавным.
Переход
Склейка в момент действия
Когда персонаж видео совершает какое-то действие, переход от одного плана к другому можно сделать прямо во время этого движения. В фильмах этот прием часто применяют в сценах с танцами или драками.
Впрочем, для пущей эпичности склейку в момент действия можно использовать и во самого обыденного движения. Как например, в этой сцене из «Матрицы». План сменяется с общего на крупный пока Морфиус поворачивается лицом к зрителю:
Согласитесь, выглядит намного серьезнее, чем если бы вся сцена была снята одним планом.
Match cut
Match в переводе с английского значит «совпадение». Соответственно, match cut – это переход от одной сцены к другой на моменте какого-либо элемента, который выглядит идентично в обеих сценах. Этим элементом может быть что угодно – движение персонажей, звук, композиция кадра.
Создатели мультфильма «Тарзан» использовали этот прием, чтобы показать схожесть двух разных семей:
В иных случаях match cut может, напротив, противопоставлять две сцены. Как в этом хрестоматийном примере из фильма «Космическая одиссея 2001 года»:
Ритмический монтаж
Еще один прием – это синхронизация склеек с ритмом музыки, которую вы накладываете на видеоряд. Ритмический монтаж часто используется в музыкальных клипах и ТВ-рекламе. В художественных фильмах он тоже встречается – и обычно выглядит очень эффектно:
Клиповый монтаж
Клиповый монтаж – это нарезка кадров из разных, но связанных между собой сцен, которые расположены в хронологическом порядке. В кинематографе этот прием часто используют для того, чтобы одно продолжительное действие показать через нарезку коротких ярких фрагментов. Вы наверняка видели клиповый монтаж в сценах, где персонаж собрается на пробежку, готовится к соревнованиям или, скажем, переезжает:
Параллельный монтаж
Чтобы продемонстрировать, как два равнозначных события происходят одновременно или противопоставить одно другому, режиссеры часто используют параллельный монтаж. Этот метод подразумевает постоянное «перескакивание» между двумя сценами. В «Крестном отце» этот прием был использован для того, чтобы показать две стороны жизни главного героя и душераздирающую разницу между ними:
Параллельный монтаж – это очень мощный инструмент удержания внимания зрителя. Режиссеры монтажа часто прибегают к нему ближе к развязке фильма, чтобы нарастить напряжение и «прилепить» нас к экранам. Вспомните, например, финал фильмов «Начало» или «Молчание ягнят».
Перебивки
Перебивки, или b-roll, этот дополнительные кадры, которые позволяют сделать фильм более наполненным и детализированным. Когда персонаж о чем-то разговаривает, можно вместо его лица показывать зрителю предмет его рассуждений.
Перебивки иногда делят на «внутренние» (insert cut) и «внешние» (cutaway). В первом случае мы показываем крупным планом предмет, с которым взаимодействует персонаж. Например, в этой сцене из фильма «Гарри Поттер и философский камень» Гермиона открывает учебник, и камера переключается с ее лица на страницы книги:
Cutaway – это когда камера переключается на что-то вне основной сцены. Допустим, герой окунается в воспоминания, и в это время на экране появляются предметы и люди, о которых он думает. Как в этой фрагменте из фильма «Гарри Поттер и тайная комната»:
Сначала мы видим лицо Тома Реддла, а потом – наблюдаем за действиями Джинни, о которых он рассказывает:
Вот и все! Это самые простые и базовые техники монтажа, которые гарантированно сделают ваши видео интереснее и насыщеннее. Используйте их с умом 😉
Теория монтажа. Часть 2
Предыдущая часть конспекта по курсу “Основы монтажа” от Дмитрия Ларионова:
Типы склеек
1. прямая (cut)
2. наплыв (dissolve)
3. ЗТМ (fade)
4. шторка/вытеснение (wipe/push)
5. компьютерная графика (cg)
Каждая склейка состоит из двух монтажных точек — начало одного клипа и конец другого.
Наплыв и ЗТМ (затемнение) чаще всего используются чтобы показать, что между кадрами прошло какое-то время.
Типы склеек 2–5 предназначены чтобы не спрятать, а наоборот, акцентировать, подчеркнуть на смену плана. Прямая склейка многофункциональна; в некоторых приемах она может показывать, что прошло время (например, jump cut).
Правило 30° / Правило двух шагов
При съёмке одного человека с двух и более камер, рекомендуется не только менять крупность, но и смещаться в сторону, на угол примерно в 30° (примерно два шага в сторону от предыдущей точки съёмки).
Правило применимо при съемке одного человека.
Угол в 90 градусов
Если по техническим причинам не удается разместить вторую камеру с отступом в 30 градусов, или крупности кадра получаются соседними, можно пойти другим путем и нарочито увеличить угол до 90 градусов. Цель этого действия — достичь достаточного количества отличий между кадрами.
Правило непрерывности (continuity)
1. Действия (movement)
2. Реквизита (content)
3. Звука (sound)
4. Композиции (screen position)
Если какое-либо действие начинается в одном кадре, и этот кадр заканчивается, то окончание действия все же желательно показать, в следующем кадре.
Нарушение этого правила приводит к временному джамп-кату (который может быть ошибкой или приемом).
Восполняемый реквизит должен расходоваться равномерно (сигареты — скуриваться и не «отрастать» обратно, бокалы с шампанским — выпиваться и не наполняться самостоятельно). Также реквизит, декорации, положение и реплики актёров должны совпадать при смене планов. Если на общем плане актёр держит в левой руке отвертку, то и на крупном плане она должна оставаться там же, при условии что актёр не взял ее в другую руку в кадре или у него было достаточно времени, чтобы сделать это за кадром.
Нарушение этого правила — всегда ошибка.
В разных планах уровень звука (реплики актеров, фоновый шум, музыка) должны быть одинаковыми. В противном случае, это сильно отвлекает внимание зрителя.
Нарушение этого правила — всегда ошибка.
Композиция кадра не должна “прыгать” от кадра к кадру. Например, актер не должен хаотически перемещаться по экрану (из-за разницы в композиции кадра), если в действительности он стоит на одном месте.
Нарушение этого правила приводит к композиционному джамп-кату (который может быть ошибкой или приемом).
Монтаж с захлестом (Double cut)
Монтаж с захлестом — это повтор одинаковой фазы действия в соседних планах (на склейке).
В ситуациях, когда важное действие имеет недостаточную протяженность на экране, его можно повторить на разных крупностях, захлестывая фазы движения в разных кадрах.
Назначение — “растянуть” время, подчеркивая значимость или эффектность действия (взрывы, удары и прочее).
Технически, монтаж с захлестом — это частный случай монтажа по фазе движения, а точнее — нарушение этого правила, ставшее приемом.
Частота кадров
Порог мерцания — это минимальная частота смены кадров, при которой человек начинает видеть движение. Примерно 12fps.
Первые фильмы снимались на 12 кадров в секунду. Потом частота кадров была увеличена до 16 fps. Появление звука привело к тому, что частоту кадров вынуждены были поднять до 24fps.
Количество кадров в секунду различается в зависимости от типа (кино/видео) и вещательного стандарта (PAL/NTSC).
Частота кадров на ТВ привязана к частоте напряжения в электросети (50Hz и 60Hz).