Что такое проводки в бухгалтерском учете для чайников примеры
Бухгалтерская проводка: как составить и не ошибиться
эксперт Контур.Школы по бухгалтерскому и налоговому учету
Статья для начинающих бухгалтеров о том, что такое проводка, для чего она нужна и как с этим работать
В Контур.Школе есть онлайн-курс «Бухгалтерский учет. Профпереподготовка» для тех, кто хочет научиться вести бухучет в коммерческой организации.
Скачайте в конце статьи шпаргалку, где собрана основная информация из статьи, а также о том, как мы пришли к бухгалтерским проводкам (нет, это не скучная историческая справка, а выжимка из самого главного).
Как было раньше и откуда появились Д и К
Раньше учет вели на табличках:
Дебет переводится с латинского как «он должен», а кредит — «он верит». Этот вольный перевод хорошо подчеркивает особенность двух половинок счета. Перевод стоимости с одного счета на другой называют бухгалтерской проводкой.
Для простоты такая запись со временем трансформировалась в одну строчку, привычную сегодня не только бухгалтерам: Дебет счета А — Кредит счета Б. Эту запись называют корреспонденцией счетов, корреспонденций по счету либо бухгалтерской проводкой.
Чтобы упростить запись, стали писать короткое Д и К, некоторым удобно писать Дт и Кт, но суть одна:
В создании проводки участвуют два счета, поэтому часто вместо слова «проводка» можно услышать словосочетание «корреспонденция счетов» или «двойная запись». Обычно проводка формируется по дебету одного и кредиту другого счета. Все счета, принимающие в этом участие, имеют определенные номер, структуру и характеристику. При этом на обоих счетах фиксируется одинаковая сумма.
Особенности современного бухучета
Счетов учета много (номера от 01 до 99), но есть:
Что важно запомнить начинающему бухгалтеру
Бухгалтерская проводка (бухгалтерская запись) — это способ регистрации хозяйственных операций одновременно на двух разных, но экономически взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета в равных суммах, в бумажном журнале или компьютерной базе данных.
Как составить проводку и не ошибиться
У каждого бухгалтера есть свой отработанный метод:
Для составления бухгалтерской проводки необходимо выполнить действия:
Можно сказать, что бухгалтерская проводка — это решение бухгалтера:
Виды счетов бухучета. Счета бывают активными, пассивными и активно-пассивными. Чтобы понять, какой счет перед вами, переходите на страницу вебинара « Учимся составлять и читать бухгалтерские проводки » и скачивайте полезный документ в разделе «Материалы».
Еще одно контрольное правило:
Какую информацию получает бухгалтер, глядя на бухгалтерскую проводку
Пример 1. Что можно сказать, глядя на эту проводку:
Пример 2
Т.е. каждая бухгалтерская проводка дает нам, бухгалтерам, информацию о свершившемся факте хозяйственной жизни организации. И понять, и прочитать эту операцию можем мы — бухгалтеры. Это как иностранный язык: знаешь — поймешь, не знаешь — не поймешь, хочешь понять — учись.
Узнавайте новое и работайте с удовольствием. И все у вас получится!
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
Шпаргалка начинающему бухгалтеру. Про бухгалтерские проводки 585.4 КБ
Все секреты бухгалтерских проводок
Любая коммерческая деятельность строится на основе товарно-денежных отношений. Компании, организации, фирмы независимо от формы собственности должны учитывать свои денежные средства в соответствии с требованиями Федерального Закона «О бухгалтерском учете». Бухгалтерская проводка является инструментом бухучета и регистрирует хозяйственную операцию одновременно на двух разных счетах.
Что такое бухгалтерская проводка
В процессе хозяйственной деятельности организации сталкиваются с необходимостью осуществления различного рода операций, связанных с денежными средствами. Это закупка сырья, материалов, оборудования, оплата налогов, выдача заработной платы, продажа продукции и т. д. Бухгалтерские проводки необходимы для отражения стоимости этих операций на счетах бухучета.
Бухгалтерская проводка – это отражение в денежном эквиваленте хозяйственной операции по корреспондирующим между собой счетам бухгалтерского учета. При этом применяется правило двойной записи: дебет и кредит.
Историческая справка
Двойная запись в бухучете применяется с давних времен и является одной из старейших информационных технологий. Споры о ее возникновении ведутся до сих пор. До появления основных понятий бух проводок применялся табличный учет. Все операции отражались в двух столбцах: в левом приход, в правом расход. Для сохранения баланса, если в левом столбце что-то прибывало, в правом должно было быть что-то уменьшено.
Когда и как появились значения «дебет» и «кредит»
Постепенно левый столбец стал называться «Дебет» (по-латински «он должен»), правый «Кредит» (по-латински «должен я»). Счета корреспондируют между собой, т. е. при операции формируется бухгалтерская проводка.
Современная бухгалтерия
Несмотря на современные технологии, базисная система учета осталась прежней. Она также основана на применении двойных записей. Сегодня в России проводки формируются на основе «Плана счетов бухгалтерского учета», который представляет систему бух счетов, сгруппированную в зависимости от объектов и целей учета. Счета различаются на:
В плане счетов имеются забалансовые счета, к которым не применяются принципы двойной записи. На них отражаются внебалансовые обязательства или поступления, которые не задействуют балансовые счета организации. Например, в банке за балансом учитывается оприходованная сумма залога по выданному кредиту.
Нужно иметь в виду, что некоторые счета не поименованы, но на эти пропуски можно не обращать внимание, т. к. они просто не используются для проводок.
Виды проводок
Проводки бывают простые и сложные. Простые – это когда задействованы только 2 счета. При сложных в операции принимают участие более 2-х счетов. Причем по дебету может быть задействован одни счет, а по кредиту несколько или наоборот. При этом сумма операции должна оставаться в балансе.
Кто занимается ведением проводки
Вести бухучет обязаны все предприятия, компании, организации, независимо от юридического статуса и формы собственности, применяющие общую систему налогообложения. Ведением бухгалтерских проводок занимается бухгалтерская служба компаний. Назначается уполномоченное лицо, отвечающее за формирование операций. В небольших фирмах это главный бухгалтер.
При применении автоматизированных систем учета проводки формируются автоматически, сразу после проведения операции по счету.
Составление проводки
Для правильного составления проводки нужно соблюдать установленные правила и определенную последовательность действий.
Правила составления
Какие правила должны быть соблюдены:
При сложных проводках, когда один счет корреспондируется с несколькими, сумма на одном счете должна быть равной сумме всех счетов, отраженных на другой стороне проводки.
Последовательность действий
Что нужно сделать, чтобы составить проводку:
Примеры бухгалтерской проводки
Пример простой проводки:
Выдача из кассы заработной платы работникам предприятия в размере 5000000 руб. будет отражена проводкой:
Пример сложной проводки:
Компания продала имеющееся у нее оборудование на 500000 руб., деньги были перечислены на счет. Одновременно на расчетный счет зачислена выручка 100000 руб. Операция отражается следующими проводками:
Сложная проводка может быть заменена двумя простыми, в нашем примере это будет так:
Кто несет ответственность за ошибки
За неверное отражение бухгалтерских проводок, особенно, если операция привела к снижению налогооблагаемой прибыли, компания может получить штраф от налоговых органов. Ответственность несет руководитель организации и главный бухгалтер. Материальная ответственность должностных лиц прописывается в их должностных обязанностях.
Если в контракте с главным бухгалтером нет меры ответственности, то максимально он может отвечать за понесенные убытки суммой своего среднемесячного заработка.
Все компании и организации применяют один план счетов?
Да, все организации руководствуются планом счетов, утвержденным приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н. Исключением являются банки и бюджетные организации, у них свои планы счетов.
Какие штрафы могут повлечь нарушения при формировании бухгалтерских проводок?
Если при проверке выявлены грубые нарушения, может быть наложен штраф на организацию в размере до 5000 руб., на материально ответственных лиц до 10000 руб.
Как контролировать правильность отражения операций в бухучете?
Контроль проводок нужно производить путем сверки записей по счетам, сплошной проверки данных первичных документов, на основании которых они были сделаны, пересчета отраженных сумм.
Как правильно составлять бухгалтерские проводки
Каждый бухгалтер, от начинающих специалистов до опытных работников, наверняка знает о счетах бухгалтерского учета и об их назначении. Однако при составлении проводок, отражающих реальную хозяйственную жизнь фирмы, могут возникать сложности. Обратимся к правилам составления проводок, рассмотрим примеры и характерные ошибки корреспонденции счетов.
Как составляют проводки
Итак, бухгалтерские счета, связанные двойной записью, корреспондируют друг с другом, образуя бухгалтерские проводки. Составление таких бухгалтерских записей подчиняется определенным правилам, нарушение которых ведет к искажениям учетных данных и отчетности в целом. Правила составления проводок основаны на следующих далее неизменных условиях.
Для понимания, какой счет должен стоять по дебету проводки, а какой – по кредиту, необходимо всегда помнить о признаке счета: активный (отражает средства), пассивный (отражает источники средств, капиталы и обязательства) или активно-пассивный (в определенный момент времени может выступать в том или ином качестве). На активном счете остаток всегда дебетовый, по кредиту остатка быть не может. На пассивном счете не может быть дебетового остатка, а активно-пассивный счет может иметь и кредитовый остаток, и дебетовый, то есть он может выступать и как активный, и как пассивный в определенный момент времени.
Пример: на счете 50 «Касса» сальдо (остаток) всегда дебетовое, это средства фирмы, счет активный; на счете 66, отражающем кредиты и займы компании краткосрочного характера, сальдо кредитовое, счет пассивный. Счет 60, предназначенный для расчета с поставщиками, может иметь разное сальдо: отгружен, но пока не оплачен товар – кредитовый остаток, задолженность фирмы перед поставщиком; осуществлена предоплата за товар – остаток дебетовый, поставщик является должником фирмы.
Таким образом, если, к примеру, на счете 50 расчеты показывают отрицательное дебетовое сальдо, проводка (проводки) по нему содержат ошибку – отрицательное дебетовое сальдо, по сути, равно положительному кредитовому, что противоречит сущности счета – активный. Подобным способом можно проверить любой счет и проконтролировать правильность проводок по нему.
Следующее правило касается отражения хозяйственных операций на счетах. Звучит оно так:
В проводке всегда сумма дебета равна сумме кредита. На это стоит обратить внимание в случае так называемой «сложной» проводки, в которых участвуют более двух счетов. Сумма «разбивается» на несколько либо по дебету, либо по кредиту, а другая часть проводки (соответственно, это либо кредит, либо дебет) указывается общей суммой.
Эти правила – основные при составлении проводок. Используя их, можно составить бухгалтерскую проводку любого типа.
Алгоритм составления проводки достаточно прост:
Важно помнить! Система БУ и составление проводок в ней – это механика учета. Логику составления бухгалтерских записей, правильность отражения сумм в полной мере может отследить лишь специалист даже при наличии разного рода «умных» бухгалтерских учетных программ.
Примеры
Сначала рассмотрим приведенный алгоритм и правила на примере простой хозяйственной операции – поступления материалов от поставщика на условную сумму 1000 руб.
План счетов указывает на два счета:
Поступление материальных ценностей, активов, отражаем по дебету активного счета 10. В активно-пассивном счете 60 используем кредитовую часть, поскольку кредиторская задолженность перед поставщиком за материалы увеличилась. Делаем двойную запись: Дт 10 Кт 60 1000 руб.
Предположим теперь, что кроме материалов партнеры отгрузили фирме оборудование, которое требует установки на условную сумму 5000 руб. По плану счетов оборудование к установке отражается на счет 07, по дебету. Это активный счет.
Кредиторская задолженность перед поставщиками возрастает до 6000 руб. (1000+5000). Это случай «сложной» проводки.
Делают запись Дт 10 1000 руб., Дт 07 5000 руб. Кт 60 6000 руб. либо отображают сложную проводку в виде двух простых: Дт 10 Кт 60 1000 руб., Дт 07 Кт 60 5000 руб.
Как видим, сумма дебета равна во всех бухгалтерских записях сумме кредита, не исключая и «сложную» проводку. Другие упомянутые здесь правила также соблюдены.
Приведем еще примеры корреспонденций счетов разных типов:
Ошибки при составлении проводок
В заключение хочется сказать об ошибках при составлении проводок и выделить наиболее характерные из них:
Бухгалтерская проводка
Бухгалтерская проводка – это запись об изменении состояния объектов учета. Фиксируется в базе данных компьютера или бумажном журнале. Как правило, состоит из числовых характеристик (стоимости, количества) и описания кредитуемого, дебетуемого объекта учета.
Определение бухгалтерских записей
Бухгалтерская запись представляет собой метод регистрации хозяйственных операций на разных счетах. Суммы при этом равные. Через любой субъект хозяйственной деятельности каждый день проходит несколько платежей и торговых операций, в их числе:
Бухгалтерские записи также можно назвать инструментом учета доходов и расходов. Отражается финансовая деятельность с помощью двойной записи:
Счета по кредиту и дебету взаимосвязаны. Они представлены в единой таблице, которая также известна как корреспондентский счет.
Все значения в ведомостях должны совпадать с информацией в первичных документах. Другими словами, операции, которые нашли отражение в журналах, в обязательном порядке подтверждаются соответствующей документацией.
Классификация проводок
Различают два вида бухгалтерских записей:
Проводки используются в зависимости от торговой операции.
Делятся проводки и по характеру отражаемой информации – на реальные, условные и уточняющие. Реальные используются для отражения хозяйственных операций, например, начисления и выдачи заработной платы. Условные возникают в результате методологии учета. Но на самом деле эта операция не совершалась. Используются для переноса или уточнения показателей.
Примеров может быть несколько:
Уточняющие проводки предполагают ведение исправительных записей, а также записей по списанию калькуляционной разности по счетам производственного процесса. Они в свою очередь делятся на две категории:
Примеры бухгалтерских записей
Пример корреспонденции двух счетов: выплачена заработная плата сотрудникам из кассы в размере 500 000 рублей. Отражается операция следующей проводкой: По дебету счета – 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», по Кредиту – 50 «Касса» ― 500 000 рублей.
Если проводки затрагивают более двух корреспондирующих счетов, их можно представить двумя способами. Может дебетоваться один счет и кредитоваться несколько. При этом общая сумма кредитуемых не отличается от суммы дебетуемого счета.
На счет предприятия зачислена выручка в размере 100 тыс. рублей и сумма от продажи оборудования – 50 тыс. рублей:
Дебет счета 51 «Расчетные счета» ― 150 тыс. рублей;
Кредит счета 90 «Продажи» ― 100 тыс. рублей;
Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», в этом случае используется субсчет «Прочие доходы» ― 50 тыс. рублей.
Сложная проводка может быть представлена и в виде двух простых:
По дебету – 51 «Расчетные счета», по Кредиту ― 90 «Продажи» ―100 тыс. рублей;
Дебет 51 «Расчетные счета» Кредит 91 «Прочие доходы и расходы (субсчет «Прочие доходы»)» ― на сумму 50 тыс. рублей.
Рассмотрим еще один вариант, когда одновременно дебетуется несколько счетов и кредитуется один. В этом случае сумма дебетовых равна сумме кредитуемого.
В качестве примера:
Поступили материалы от контрагента в размере 50 тыс. рублей, а также устройство к установке на сумму 50 тыс. рублей. Сложная бухгалтерская проводка отражается следующим образом:
Дебет счета 10 «Материалы» ― 10 тыс. рублей;
Дебет счета 07 «Оборудование к установке» ― 50 тыс. рублей;
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ― 60 тыс. рублей.
Сложная проводка может быть также представлена в виде двух простых:
По Дебету ― 10 «Материалы», по Кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ― 10 тыс. рублей;
По Дебету счет 07 «Оборудование к установке» Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ― 50 тыс. рублей.
Сложные проводки существенно сокращают количество учетных записей, а это позволяет сократить время для выполнения функций – аналитических и учетных.
Кто ведет бухгалтерские записи?
Бухгалтерские записи обязаны использовать все субъекты хозяйственной деятельности – и крупные компании, и индивидуальные предприниматели на упрощенной системе налогообложения. Отчетность некоторых организаций подлежит ежегодному аудиту, поэтому им очень важно следить за «порядком» в бухгалтерском учете. К ним относятся следующие категории:
Кто несет ответственность за ошибки
Серьезные нарушения в части составления записей могут повлечь за собой применение следующих санкций:
Ответственность за ошибки лежит на главном бухгалтере, а также руководителе компании. При выявлении ошибки в бумагах необходимо незамедлительно их исправить, так как меры воздействий могут быть серьезными.
За причиненный ущерб ответственность перед непосредственным работодателем несет главный бухгалтер. Он выступает материально ответственным лицом. Порядок его взысканий указывается в трудовом договоре с сотрудником.
Если эта информация не отражена в договоре, по отношению к бухгалтеру могут применяться лишь взыскания, сумма которых не превышает размер его месячного заработка.
Материальная ответственность регламентируется федеральными законами и трудовым кодексом. Трудовой договор не может противоречить законам. Запрещено взыскивать сумму больше, чем указано в кодексе.
Материально ответственным лицом также выступает и руководитель. Все убытки, которые могут взыматься с него, указаны в Трудовом кодексе (статья 277). Аналогичные условия распространяются и на период испытательного срока.
Каждый день компании проводят несколько сделок. К значимым операциям относится и перевод между счетами, поэтому все действия должны найти отражение в базе компьютера. Некоторые организации продолжают вести учет в бумажном журнале.
Проводки дают возможность отследить, как, что и в каком размере переводилось между корреспондентскими счетами. С помощью этой информации можно составить представление о доходах и расходах, а также деятельности компании в целом. На некоторых предприятиях проводится обязательная проверка бухгалтерского учета. Необходимо удостовериться в том, что все проводки не расходятся с первичной документацией. Это позволить избежать применения санкций.
1С:Бухгалтерия 8
«1C:Бухгалтерия 8» — это самая популярная бухгалтерская программа, способная вывести автоматизацию учета на качественно новый уровень. Удобный продукт и подключаемые к нему сервисы позволят эффективно решать задачи бухгалтерской службы любого бизнеса!
Для чего необходимо делать бухгалтерские проводки
Основное назначение бухгалтерской проводки — это документирование фактов хозяйственной деятельности у экономического субъекта. Путем документирования операций и составления проводок ведется бухгалтерский учет, а затем формируется бухгалтерская отчетность. Поскольку бухотчетность передается в контролирующие органы и рассматривается учредителями, инвесторами и кредиторами, составлять ее следует без искажений, и именно от правильности проводок будет зависеть наличие или отсутствие таких искажений.
Как исправить ошибки в бухгалтерском учете? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Типовую ситуацию. Это бесплатно.
Составлять бухгалтерские проводки необходимо практически всем юридическим лицам, т. к. статьей 6 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ за ними закреплена обязанность по ведению бухучета. Согласно этой же статье отказаться от его ведения могут:
Из каких элементов состоит бухгалтерская проводка
Для того чтобы сформировать проводку, коммерческим предприятиям потребуются счета бухгалтерского учета, которые приведены в Плане счетов, утвержденном приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Государственные, муниципальные, банковские учреждения указанным Планом счетов не пользуются. Для этих структур утверждены другие планы счетов, о которых можно почитать здесь.
В создании проводки участвуют два счета, поэтому часто вместо слова «проводка» можно услышать словосочетание «корреспонденция счетов» или «двойная запись».
Обычно проводка формируется по дебету одного и кредиту другого счета. Все счета, принимающие в этом участие, имеют определенные номер, структуру и характеристику. При этом на обоих счетах фиксируется одинаковая сумма.
Но существуют записи, в формировании которых задействуется только один счет. Это так называемые забалансовые счета, представленные в Плане счетов. Принцип двойной записи для них нехарактерен. Проводка составляется либо по дебету, либо по кредиту такого счета.
Как составить бухгалтерские проводки по хозяйственным операциям: основные принципы
Чтобы понять, как делать бухгалтерские проводки правильно в каждой хозоперации, нужно знать, какими бывают и как ведут себя в различных корреспонденциях счета бухгалтерского учета.
Счета бывают активными, пассивными и активно-пассивными. Одну проводку могут формировать два активных счета или два пассивных, по дебету может быть задействован активный, а по кредиту — пассивный счет или наоборот. Проводок в каждой организации составляется великое множество, и мы не сможем разобрать все их в рамках одной статьи, поэтому просто разъясним принципы формирования бухгалтерских записей с учетом того, какой счет задействован — активный, пассивный или активно-пассивный.
Проводки с активными счетами
На активных счетах отражаются активы организации, они имеют только дебетовое сальдо. При формировании проводки по дебету такого счета показывается поступление активов (например, товаров, материалов, внеоборотных активов, денежных средств и пр.), по кредиту — выбытие.
Например, счета 10 «Материалы» и 41 «Товары» — активные. Проводки, составляемые с их участием, могут быть такими:
Если в проводке участвуют два активных счета, то это может выглядеть следующим образом: Дт 51 «Расчетный счет» Кт 50 «Касса» — сдана наличная выручка на расчетный счет, т. е. количество денежных средств на счете в банке увеличилось, в кассе уменьшилось, а в целом для экономического субъекта осталось прежним.
Проводки с пассивными счетами
Пассивные счета регулируют источники имущества компании и имеют кредитовое сальдо. При создании проводок по дебету показывается уменьшение таких источников, по кредиту — их образование.
Покажем, как сформировать проводки с пассивными счетами. Например, счет 80 «Уставный капитал» — яркий пример пассивного счета, используемый, наверное, во всех коммерческих организациях для отражения собственных источников имущества:
Что касается привлеченных источников средств, рассмотрим процесс создания проводок с использованием счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»:
Проводки с активно-пассивными счетами
К активно-пассивным относятся счета, сальдо которых может быть и дебетовым, и кредитовым. При формировании проводки учитываются характеристики счета для каждой конкретной операции. Примером активно-пассивных счетов выступают счета расчетов, например, счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», а также счета, с помощью которых выводится финансовый результат деятельности хозсубъекта: 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» и пр. Зачастую все проводки формируются с обязательным применением субсчетов к этим счетам. Приведем примеры составления проводок со счетом 90:
Проводки бывают простые и сложные. Это будет зависеть от самой операции, которую они отражают:
Нужно помнить, что практически все проводки, отражающие хозяйственные операции, формируются на основании подтверждающих документов. Это могут быть документы от поставщиков, банковские выписки, документы на отгрузку, ведомости по начислению зарплаты, бухгалтерские справки и пр.
Приведенный список не исчерпывает всего объема первичных документов, применяемых в бухучете, и может быть расширен в зависимости от особенностей учета, осуществляемого в каждой конкретной организации.
Полный список первичных документов вы найдете в Справочнике от КонсультантПлюс. Получите бесплатно пробный доступ к системе и переходите к перечню.
Итоги
Итак, в статье мы рассказали о назначении бухгалтерских проводок, о том, кому и для чего их нужно составлять и кто освобожден от такой обязанности, а также привели примеры проводок с участием различных счетов бухгалтерского учета и напомнили, что формирование бухгалтерских записей происходит лишь на основании документов.