что такое процесс адаптации
Доклад по теме: «Понятие «адаптация», ее сущность, основные стадии и факторы»
Понятие «адаптация», ее сущность, основные стадии и факторы
Как показал анализ литературы подходов к определению понятия «адаптация» существует достаточно много. В качестве примера остановимся на некоторых из них.
В Российской педагогической энциклопедии понятие адаптация рассматривается, как «способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды» [т.1., с. 20]. Существуют и другие подходы к определению понятия «адаптация».
В литературе наряду с термином «адаптация» используются также и такие его производные термины, как адаптированность, дез(диз)адаптация. реадаптация и др.
«Фенотипическую адаптацию можно определить как развивающийся в ходе индивидуальной жизни процесс, в результате которого организм приобретает отсутствующую ранее устойчивость к определенному фактору внешней среды, как комплексную приспособительную реакцию целого организма или его систем к сочетанному воздействию экологических и/или социальных условий его жизни и характеру деятельности или адаптации к значительным физическим и психоэмоциональным нагрузкам»[15, с. 178].
• фаза срочной или первичной адаптации;
• фаза устойчивой адаптации;
Наиболее полно динамика фенотипической адаптации представлена четырьмя стадиями, выделенными Ф.З.Меерсоном.
• гиперфункция системы, специфически ответственной за приспособление к данному фактору;
•нарушение некоторых функций, обусловленных сдвигами гомеостаза.
При врожденной или приобретенной неполноценности какого-либо звена систем, вовлеченных в реакцию на новый фактор среды, срочная адаптация может оказаться настолько несовершенной, что организм заболевает или уходит от решения задач, диктуемых средой.
Психическая адаптация человека обеспечивается деятельностью целостной самоуправляемой системы отдельных компонентов (подсистем), обеспечивающих поиск, восприятие и переработку информации; эмоциональное реагирование, определяющее «личностное» отношение к получаемой информации; социльно-психологические контакты; бодрствование и сон; эндокринно-гуморальную регуляцию. Активность этой системы обеспечивается их взаимодействием, порождающим новые интегративные качества, не присущие отдельным образующим подсистемам.
В современной психолого-педагогической науке нет единого понимания феномена адаптации и ее критериев, нарушения адаптации и факторов риска. Большинство авторов, изучающих адаптацию детей и подростков, придерживается мнения, что в целом процесс адаптации в значительной степени определяется адаптацией к социуму, о чем свидетельствует ведущее значение личностных свойств индивида, через которые показатели вегетативной регуляции оказывают влияние на механизмы психофизиологических функций,
Все авторы согласны с мнением, что полноценную адаптацию следует рассматривать не как статическое состояние, а как динамический процесс, обеспечиваемый постоянной активацией и регуляцией различных механизмов функциональных систем организма. Нет единого мнения исследователей в отношении критериев успешной адаптации. Вместе с тем, поиск информативных и объективных физиологических критериев адаптации чрезвычайно важен, оценка течения адаптации имеет огромное значение, т.к. позволяет своевременно диагностировать дезадаптацию, выяснить причины срыва и провести соответствующие корригирующие мероприятия.
Нет среди исследователей единого мнения относительно условия течения адаптации. Так, Тромбах С.М. выделяет три условия адаптационных реакций:
1. Внешние воздействия являются для организма необычными, новыми и создают несоответствие внешней среды свойствам организма в данный момент.
2. Ответная перестройка организма происходит в результате более или менее длительного или многократного воздействия, оставляющего след в тех физиологических системах, которые играют главную роль в осуществлении реакций на данное воздействие.
3. Возникающая в организме перестройка биологически целесообразна. [15, с. 82].
Описываются четыре системы условий для нормальной социально-психологической адаптации:
Все эти системы условий, по мнению авторов, определяют успешную социальную адаптацию подростка к современной жизни в целом. [27, с. 18].
В процессе социализация человека вступает во взаимодействие с социальной средой. При этом он не просто усваивает социальный опыт, а преобразует его в свои ценности, установки, ориентации. Социальное развитие человека во многом зависит от его состояния, активности в самоопределении. Активность проявления во многом определяется его ощущением, в какой степени он адаптирован или дезадаптирован в среде, как он чувствует себя в социуме. Успешная социализация предполагает адаптацию человека к обществу и в то же время – способность противостоять ему в тех жизненных коллизиях, которые препятствуют саморазвитию, самоопределению, самореализации.
Возможности (пределы) адаптации конкретного человека обусловлены его наследственностью, возрастом, состоянием здоровья и степенью тренированности, которая приобретает особо важное значение [24].
Адаптацию рассматривают как процесс, проявление и результат.
Адаптация как процесс представляет естественное развитие адаптационных возможностей человека в различных условиях среды его жизнедеятельности или в определенных условиях (например, в детском саду, классе, группе, на производстве, на отдыхе и пр.). Она позволяет человеку обеспечивать свою естественную самореализацию, социализацию.
Адаптация как проявление характеризует типичное поведение, отношение и результативность деятельности человека в условиях среды, как отражение его приспособления (комфортного самочувствия) к (в) ней. По проявлениям человека можно судить о степени его адекватности к определенным условиям среды в данный период времени.
Адаптация как результат является свидетельством того, в какой степени ребенок приспособлен к среде жизнедеятельности, данным условиям и насколько его поведение, отношение и результативность деятельности соответствуют возрасту, социальным нормам и правилам, принятым в этом социуме. В отношении ребенка она – показатель его социального развития и воспитания, степени его соответствия или несоответствия основной массе сверстников. Другими словами – это оценка соответствия (несоответствия) социального развития ребенка его возрасту.
Исследования и практика показывают, что предрасположенность человека к адаптации в той или иной ситуации во многом зависят от его индивидуального своеобразия, опыта приспособления к той или иной обстановке, временного перерыва в проявлении опыта, настроя (желания и устремленности), состояния и самоактивности. Опыт адаптации способствует формированию качеств личности, которые помогают быстро вживаться в новые условия, приспосабливаться к ним. Проявляя себя в той или иной ситуации, человек усваивает опыт адаптации в ней и подобно ей (типичной) ситуации [13].
Функция адаптации состоит из следующих аспектов:
Первый – достижение успеха и удовлетворение потребностей, противодействуя факторам среды, ограничивающим самоорганизацию личности.
Второй – отказ от сиюминутных потребностей ради сохранения благоприятных отношений с окружением. При наличии внутреннего конфликта, под влиянием минимальных средовых воздействий, нарушается баланс между эгоцентрическими потребностями человека и умением уступать требованиям социальной среды, наступает дезадаптация. Среди причин дезадаптации можно выделить проблемы социального, медицинского, психологического характера.
Проблемы психологического характера чаще определяются недостатками родительской любви и ласки, ранней депривацией неформального общения с взрослыми, дети после эмоционального семейного детства оказываются без попечения родителей в государственном учреждении. Такие дети постоянно испытывают состояние фрустрации и предрасположены к невротическим срывам.
Проблемы педагогического характера наиболее часто связаны с социально- педагогической запущенностью детей, поступающих в приют. Ряд авторов, рассматривающих проблемы адаптации и дезадаптации в своих статьях описывают некоторые факторы, которые могут стать причиной дезадаптации любого ребенка, независимо от его статуса [13].
Можно выделить и такие характерные для приюта факторы, которые также не дают воспитанникам развивать в полной мере социальную самодостаточность:
· роль социального сироты, не имеющая поддержки и одобрения в социуме;
· условия проживания (общие спальни, общая столовая, общие игровые комнаты, общая туалетная и ванная комнаты);
· урезано личное пространство, где бы ребенок мог уединиться;
· регламентированный режим проживания;
· постоянные вынужденные контакты, нет четких границ личностного пространства;
· ограничение в социально-ролевой позиции – ученик, воспитанник;
· регламентированный характер игровой деятельности;
· недостаток эмоционального тепла, ведущий к вытеснению негативных чувств (агрессии);
· особенности психического развития детей;
· утрата «базового доверия к миру», при котором нарушаются такие новые образования личности, как автономия, инициативность, социальная компетентность, умелость в труде, половая идентичность.
Социальная адаптация, является необходимым условием для обеспечения оптимальной социализации; определяется степенью адекватности реакций индивида общественным влиянием на различных уровнях.
У каждого человека свои природные предрасположенности к социальной адаптации, адаптационным процессам. Благодаря которым, люди успешно приспосабливаются к условиям обстановки, в том числе исключительно сложным и неблагоприятным. Показателями успешной социальной адаптации человека, является его удовлетворенность этой средой, активность самоуправления и приобретения соответствующего опыта.
Для воспитанника приюта очень сложен адаптационный переход во взрослую среду, где он должен реализовать себя как часть социума, так как он лишен оберегающей опеки семьи. До момента поступления в приют, во многих случаях, весь опыт общения для ребенка сводился к отношениям с близкими взрослыми, моральный облик которых, оставлял желать лучшего и вся проблема заключается в том, что именно они выступали в роли бесспорного авторитета в решении всех «жизненных вопросов» и «эталонов», в усвоении речи и навыков поведения ребенка. Во всех остальных случаях для детей, поступающих в приют, авторитетом была «улица», со всеми ее законами и принципами. В связи с этим педагогические работники приюта в своей практической деятельности, специально создают ситуацию для организации адаптационной работы с детьми и подростками. Однако при этом надо учитывать, что сама среда не воспитывает, необходимо превратить ее в воспитательную среду. Когда воспитанник принимает ее, то становится активным участником жизнедеятельности, проявляя себя в соответствии с замыслом педагогов.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Адаптация на новом месте работы
Процесс адаптации персонала на новом месте работы
Адаптация персонала – это процесс привыкания новых работников к условиям труда и новым функциональным обязанностям, понимание ими особенностей работы и социальной среды на новом месте работы.
Целью адаптации является:
— Повышение работоспособности новых сотрудников организации и укрепление их деловых взаимоотношений с коллективом.
— Сокращение времени, которое затрачивается новым сотрудником на освоение своего рабочего места, включая знакомство с коллективом.
— Советы по быстрому поиску соответствующей информации, помощь с вопросами и проблемами по работе, с которыми вначале сталкивается большинство работников, при выполнении своих обязанностей.
Как на деле происходит процесс адаптации?
В современных компаниях вопросам адаптации персонала уделяется очень мало внимания. Чаще сего работодатели хотят, чтобы сотрудники приходили в компанию «адаптированными» как минимум в профессиональном плане. А межличностные отношения и освоение в новых условиях работы произойдет само собой, так как это не столь приоритетно, по их мнению.
Обычно адаптация на новом месте работы выглядит следующим образом:
— Руководитель или начальник отдела представляет нового сотрудника коллективу, назвав поименно и по должности тот круг коллег, с которыми новичок будет работать непосредственно или соседствовать.
— Выдача для ознакомления должностных инструкций, внутренних правил компании и регламентов.
— Предоставление новичкам простейших рабочих заданий, чаще всего как помощь в работе другому более опытному сотруднику.
— Период неоплачиваемой стажировки или испытательный срок тоже являются частью адаптации работника.
Как выглядит эталонный процесс адаптации?
Когда новому сотруднику отдельно выделяют опытного коллегу, который полностью поможет освоиться на новом месте, проконтролирует и поможет в работе. Конечно, отдельный учитель для каждого новичку – это роскошь. Поэтому наставничество практикуется не для всех сотрудников, а только ради отдельных, особо ценных кадров.
Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь
Адаптация персонала: три подхода и четыре этапа
Адаптация — это процесс взаимного приспособления работника к организации и организации к работнику. Обычно большинство новых сотрудников, приступая к деятельности на новом рабочем месте или приходя в новую организацию, стараются проявить себя с положительной точки зрения. Однако трудовая деятельность на новом рабочем месте может быть сопряжена с негативными моментами. Рассмотрим подходы организаций к приему новых сотрудников, процесс их адаптации и факторы, которые влияют на успешную адаптацию на новом рабочем месте.
С точки зрения работника, можно выделить два направления адаптации:
Три подхода
1. «Оптический» подход обычно выражается в словах «начинайте работать, мы на вас посмотрим, а там будем обсуждать оплату и полномочия». Как правило, такие работодатели считают, что рынок рабочей силы перенасыщен специалистами любой квалификации и любого специалиста можно легко заменить. «Оптический» подход дает кандидату ощущение несерьезности организации и отсутствия заинтересованности в его работе.
2. «Армейский» подход заключается в выражении «трудно в учении, легко в бою». На протяжении испытательного срока новому сотруднику создаются дополнительные трудности в виде особо сложных и ответственных заданий. При этом его не знакомят с существующими наработками и не дают никаких объяснений. Иногда организации, исповедующие такой подход, ограничивают период работы с каждым сотрудником испытательным сроком, а затем принимают на работу нового работника.
Чаще всего это не жесткая «потогонная» система, а действительно попытка отобрать самых лучших работников, которая в конечном итоге может привести к негативным последствиям. Работник, прошедший испытательный срок в подобной организации, либо расслабляется после прохождения испытания и считает, что уже обеспечил себе спокойное существование, либо будет «мстить» за несправедливое жесткое отношение. Кроме того, в организациях «армейского» типа неизбежна «дедовщина», т.е. жизнь каждого вновь принятого работника будет еще сложнее. В итоге организация может быть вообще отрезана от притока новых сил. Жесткое дисциплинарное отношение к вновь принимаемым работникам имеет смысл только в том случае, если вся политика в области персонала носит такой же характер и сотрудник не заметит окончания испытательного срока.
3. «Партнерский» подход обычно демонстрируют организации, имеющие большой и разнообразный опыт найма сотрудников. По сути этот подход является признаком зрелости организации, осознающей необходимость оперативности в определении соответствия кандидата требованиям должности и соответственно снижения затрат, неизбежных при найме персонала и его адаптации. Зрелый работодатель понимает, что идеальных работников не бывает и что каждый прием на работу — это компромисс между ожиданиями и действительностью.
Четыре этапа
1. Оценка уровня подготовленности нового работника необходима для разработки эффективной программы адаптации. Даже если работник имеет специальную подготовку, опыт работы в аналогичных структурах, то, попадая в новую организацию, он неизбежно сталкивается с различной внешней инфраструктурой организации, новым персоналом, технологией деятельности. Все это неизбежно приводит его в незнакомую ситуацию.
2. Ориентация на месте, т.е. практическое знакомство работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются. К этой работе привлекаются непосредственный руководитель и служба управления персоналом.
3. Непосредственная адаптация. Этот этап состоит в приспособлении нового работника к своему статусу и в значительной степени обусловливается его включением в межличностные отношения с коллегами. Этот элемент адаптации является ключевым, поскольку от него зависит, как новый сотрудник будет принят на рабочем месте. Важно в рамках этого этапа оказывать максимальную психологическую поддержку работнику, регулярно проводить беседы и оценивать эффективность его деятельности на новом рабочем месте.
4. Полное включение в работу. Этим этапом завершается процесс адаптации нового работника в организации, он характеризуется постепенным преодолением производственных и личных проблем и переходом к стабильной работе.
Если процесс адаптации в организации хорошо отрегулирован, то адаптационный период и затраты на нее сокращаются в несколько раз и приносят существенную выгоду как организации, так и работнику.
Сотрудник заинтересован в том, чтобы процесс адаптации прошел как можно быстрее, поскольку он несет не только моральные потери, связанные со страхом потерпеть неудачу на новой работе или потерять ее (быть уволенным по какой-то причине), но и материальные, связанные с меньшим уровнем заработной платы на время адаптационного срока.
Пять факторов
1. Правильность проведения процедуры найма (отсутствие ошибки типа «прием на работу непригодного кандидата» и пр.) Соответствие профессиональных навыков нанятого персонала требованиям рабочего места позволяет сократить время введения в должность, избежать недоразумений, связанных с неадекватным поведением работников в новых организационных условиях. Кроме того, при ошибках, связанных с наймом непригодного кандидата, возникают косвенные затраты, определяемые как потери, вызванные отказом в приеме на работу более достойному.
2. Размер организации. Чем меньше организация, тем более неформальными являются процедуры адаптации в ней. Поэтому, если нет необходимости в дополнительном обучении, затраты организации будут связаны с ознакомительной беседой, проводимой, как правило, во время трудового процесса. С ростом размера организации увеличивается количество функциональных и информационных связей. В процессе адаптации необходимо их освоение, что требует определенного времени и соответственно затрат.
3. Уровень межличностного общения в коллективе и морально-психологический климат. Высокий уровень межличностного общения в коллективе и комфортный морально-психологический климат в организации уменьшают ее затраты на адаптацию персонала. Вновь нанимаемый персонал попадает в условия, способствующие сокращению времени адаптации за счет построения доверительных отношений, неформального обмена опытом, отсутствия конфликтов, связанных с возможными ошибками нанятых работников.
4. Характер и содержание занимаемой должности. Более сложный характер должности и ответственность, предусмотренная ею, предполагают более длительный период освоения должности и соответственно рост затрат на адаптацию.
5. Социально-демографические характеристики и свойства личности (пол, возраст, семейное положение, образование, степень соответствия образования и выполняемой работы, профессиональная квалификация). Все они в разной степени влияют на время прохождения процесса адаптации, а соответственно и на затраты на нее. Воздействие данных факторов может изменять интенсивность и скорость протекания процесса адаптации. Его продолжительность может занимать от одной недели до двух лет, что в конечном итоге скажется на затратах на адаптацию персонала.
Что такое адаптация — ее виды, назначение и области применения ( биология, психология, адаптация персонала)
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Термин адаптация применяется в различных сферах (биологии, психологии, социологии и др.).
Он весьма многоплановый и поэтому вызывает ряд вопросов, включая главный — что это вообще такое.
Сегодня мы поговорим про адаптацию, ее виды, области применения термина и значение адаптации в процессах естественного отбора.
Адаптация — это.
Если говорить простым языком о том, что такое адаптация, то можно ограничиться одним словом – «приспособление». Именно так переводится этот термин с латинского языка.
Речь идет о приспособлении человека, как живого существа, к условиям окружающей среды. Процесс адаптации начинается с первой минуты жизни индивида, когда он делает первый вдох, и заканчивается в момент смерти.
Синонимами «адаптации» являются следующие слова: врабатывание, приспособленчество, упрощение, коадаптация, изменение, акклиматизация, аккомодация, привыкание.
Явление адаптации направлено на выполнение своей основной задачи – поддержание гомеостаза. Последний, в свою очередь, представляет собой перманентный (неостанавливающийся) процесс регулирования баланса в организме с целью выживания. В данном случае под организмом мы понимаем единство тела и психики.
Например, человек привыкает существовать в определённых условиях – люди, климат, работа и т.д. Когда эти условия изменятся, ему придется привыкать к новизне: перестраивать свои старые привычки, приобретать новые качества, способы поведения, менять образ жизни в целом. И все это для того, чтобы чувствовать себя хорошо во всех аспектах.
Другой пример адаптации: если вы захотите резко встать из положения лежа, то, скорее всего, ваша голова закружится. Так происходит, потому что кровь устремляется в нижние конечности: кровоток, идущий к сердцу, уменьшается в объеме, давление падает.
Чтобы убрать головокружение, организм «нагоняет» давление сужением сосудов, сердце начинает стучать чаще, чтобы адаптировать организм к новому положению тела. Через несколько секунд все неприятные ощущения уходят.
Адаптация в биологии и психологии
Изначально феномен гомеостаза изучали только с биологической точки зрения: ученые исследовали, каким образом организм поддерживает постоянство внутренней жизнедеятельности.
Адаптация в биологии – это процесс, направленный на обеспечение вышеупомянутого постоянства при изменяющихся внешних условиях.
Например, если вы привыкли жить на местности с низкими температурами, то переехав в страну с жарким климатом, можете почувствовать некоторое недомогание (нарушение гомеостаза). Все физиологические ресурсы будут задействованы, чтобы восстановить баланс.
Уже через несколько дней организм перестроит свою деятельность под имеющиеся условия – привыкнет к климату (произойдет акклиматизация), и ваше самочувствие улучшится (восстановится гомеостаз).
Позднее Жан Пиаже перенес теорию адаптации из биологии в психологию. С его точки зрения, адаптация в психологии – это процесс, который включает в себя два способа регуляции психического гомеостаза:
Или пример с ассимиляцией в контексте воспитания – то, чему учат родители детей, откладывается «на подкорку» и в будущем становится их установками;
Например, когда женщина становится матерью, она перекраивает многие свои привычки.
Таким образом, психологическая адаптация представляет собой равное соотношение двух векторов интеллектуальной деятельности человека.
Виды адаптации
Как было упомянуто выше, адаптация – это приспособление человека к среде.
Современная наука выделяет 5 видов рассматриваемого явления:
Для сравнения – у современного индивида объем мозга достигает 1800 кв.см. Можно сказать, что человек умнел на протяжении многих миллионов лет, благодаря прогрессу: мозг рос вместе с развитием цивилизации.
Затем глаза привыкнут к темноте, и вы начнете различать окружающую вас мебель и предметы. Сюда же можно приписать акклиматизацию, о которой речь велась выше.
Здесь примером может служить ситуация, когда ребенка устраивают в детский сад. Сначала мама приходит с малышом в группу на пару часов, потом оставляет его с детьми на это же время одного, далее время пребывания в саду увеличивается.
Так, постепенно ребенок приучается быть в коллективе без мамы, привыкает к установленным правилам.
В этом случае человеку может понадобиться помощь психолога или наставника, чтобы войти в профессиональную среду более комфортно.
Это важная стадия, которую необходимо учитывать всем работодателям: новый сотрудник может показывать низкую производительность не по причине нехватки знаний, а из-за испытываемого стресса в связи с новой для него ситуацией.
Адаптационные возможности
Важно отметить, что люди могут обладать разной степенью адаптации в любом ее виде. Чем выше этот уровень, тем комфортнее чувствует себя личность по жизни.
Ей с легкостью даются новые знакомства, она быстро осваивается в новом коллективе, на новом месте, безболезненно и быстро переживает перемены на личном и профессиональном фронте.
Низкий уровень адаптационной возможности доставляет индивиду психические страдания. Особо чувствительные натуры могут даже физически заболеть из-за невыносимости новизны.
Однако если возможности изменить ситуацию под себя не предвидится, то со временем человек приспособится к тому, что есть – найдет для себя оптимальный стиль поведения. Это естественное развитие события.
В случае когда индивид не может приспособиться к жизненным обстоятельствам и всячески сопротивляется им долгое время, возникает риск заболеть неврозом (что это?) – обратимым психическим расстройством.
Интересно, что невротические симптомы также представляют собой адаптацию, но в извращенной форме. В этом случае человеку поможет либо изменение стрессовых обстоятельств, либо их принятие.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
Адаптация — это то, как вы быстро сможете приспосабливаться к изменениям обстановки.
Смена работы — это адаптация к новому коллективу, требованиям. Поехали на отдых в другую страну — адаптация организма к новым природным условиям. Покушали там другую пищу — тоже адаптация.
Нельзя одним словом сказать, что кто-то адаптируется лучше, а кто-то хуже. Вернее можно, но только применительно к чему-то одному. Можно прекрасно адаптироваться к изменившимся природным условиям, но совершенно не адаптироваться к иному менталитету живущих там людей и таких примеров много.
Но на самом деле, адаптироваться можно ко всему — это вопрос желания и правильных действий.
Мы всю жизнь адаптируемся, к коллективу, климату, экономическим кризисам. Потому человек и живёт сотни тысяч лет, что может как сам адаптироваться к окружающей среде, так и адаптировать её под свои потребности.
Спасибо! Хорошая статья. Дальнейших творческих успехов!