что такое процедура чарджбэк

В Роспотребнадзоре объяснили, как вернуть деньги от зарубежных компаний

что такое процедура чарджбэк. Смотреть фото что такое процедура чарджбэк. Смотреть картинку что такое процедура чарджбэк. Картинка про что такое процедура чарджбэк. Фото что такое процедура чарджбэк что такое процедура чарджбэк. Смотреть фото что такое процедура чарджбэк. Смотреть картинку что такое процедура чарджбэк. Картинка про что такое процедура чарджбэк. Фото что такое процедура чарджбэк

Для возврата денег, перечисленных банковской картой зарубежным отелям, авиакомпаниям, интернет-магазинам в случае вынужденной отмены поездки можно воспользоваться чарджбэком. Об этом говорится в памятке о правах потребителей в условиях пандемии коронавируса, которую выпустил Роспотребнадзор. Памятка размещена на официальном сайте ведомства.

что такое процедура чарджбэк. Смотреть фото что такое процедура чарджбэк. Смотреть картинку что такое процедура чарджбэк. Картинка про что такое процедура чарджбэк. Фото что такое процедура чарджбэк

что такое процедура чарджбэк. Смотреть фото что такое процедура чарджбэк. Смотреть картинку что такое процедура чарджбэк. Картинка про что такое процедура чарджбэк. Фото что такое процедура чарджбэк

Чтобы применить этот способ возврата оплаченных денег и отменить определенную операцию по карте, нужно обратиться в банк, выпустивший карту, с которой была произведена оплата.

Памятка содержит восемь разделов, посвященных различным ситуациям возврате денег в ситуации пандемии коронавируса. В частности, рассмотрены случаи возврата денег за зарубежные и внутрироссийские туры, авиа и железнодорожные билеты, за гостиничные услуги зарубежных и российских отелей, за финансовые услуги.

Во многих случаях оформляется вынужденный отказ от услуг. В этом случае потребитель имеет право на полный возврат уплаченной суммы. При возникновении спора придется обращаться в суд. При этом в Роспотребнадзоре отмечают, что в случае «одномоментного обращения в суд многочисленного количества потребителей с соответствующими исками реальное исполнение судебных решений в сегодняшней ситуации может с большой долей вероятности привести к физическому банкротству и прекращению деятельности многих участников рассматриваемого сегмента рынка». Потому потребителям рекомендовано добиваться решения спорной ситуации в досудебном порядке через поиск консенсуса на основе взаимного учета интересов с компаниями.

Памятка снабжена образцами заявлений для их оперативной подготовки и подачи исполнителям услуг.

Массовая отмена туров за рубеж и внутри России, отказ от поездок различными видами транспорта, отказ от забронированных отелей и других услуг вызван распространением коронавирусной инфекции. Всемирная организация здравоохранения 11 марта объявила пандемию.

По последним данным, в мире заражено более 1,7 миллиона человек, более 110 тысяч случаев заражения закончились смертью пациентов. В России, по данным оперативного штаба по борьбе с коронавирусом, зарегистрированы 15 770 случаев заражения, выздоровел 1 291 человек, умерли 130 человек.

Источник

Что такое чарджбэк. Объясняем простыми словами

В некоторых случаях, заплатив за товар/услугу, можно попросить банк отменить операцию и вернуть деньги обратно. Это можно сделать, если возникли проблемы с товаром/услугой или деньги вообще списали по ошибке. В процедуре чарджбэка участвуют банк покупателя, банк продавца и платёжная система, через которую шла оплата.

Так, можно обратиться за чарджбэком, если:

Банк не вернет деньги автоматически, а рассмотрит обстоятельства платежа. Если он сочтёт платеж неправомерным, он обратится к платёжной системе и банку получателя платежа. Тот выяснит, действительно ли его клиент обязан вернуть деньги. Если всё так, банк спишет нужную сумму со счёта продавца и через платёжную систему отправит её назад банку покупателя.

Пример употребления на «Секрете»

«В системе быстрых платежей появился аналог чарджбэка — механизма взаимодействия между банками, который позволяет вернуть ошибочный или мошеннический перевод. На данный момент функцию используют 130 российских банков. Впрочем, пока возмещение средств носит рекомендательный, а не обязательный характер».

Ошибки в употреблении

Не путать с кешбэком. Это возврат лишь небольшой стоимости от суммы покупки на карту, аналог скидки.

Правила и сроки процедуры устанавливают платёжные системы. Также они прописываются во внутренних правилах банка. Однако проводить процедуру или нет — вопрос для банкиров добровольный. Де факто в российском законодательстве само понятие не закреплено, так что банки вполне вольны этим не заниматься.

Чаще всего чарджбэк — это бесплатная процедура для клиента, хотя банки имеют право устанавливать за неё комиссию. Но в таком случае её размер обязательно должен быть указан в вашем договоре с банком.

При этом банк не вернёт деньги, если плательщик сам добровольно перевёл их мошенникам, неудачно инвестировал или ошибся — перевёл денежные средства не тому лицу.

Источник

Что такое чарджбэк: причины и механизм оспаривания операции по банковской карте

что такое процедура чарджбэк. Смотреть фото что такое процедура чарджбэк. Смотреть картинку что такое процедура чарджбэк. Картинка про что такое процедура чарджбэк. Фото что такое процедура чарджбэк

Вы оплатили товар онлайн, но он не пришел, пришел с повреждениями или вообще получили не то, что заказывали. С вашей карты списали больше, чем нужно, по кредитке прошел перевод, который вы не совершали. Оплаченные услуги не оказаны. И еще десятки случаев, когда требуется отменить платеж. Есть специальная процедура для возврата денег. Разберем, что такое чарджбэк, где он используется, кто участвует и как работает механизм.

Понятие, участники процесса и где используется

Чарджбэк от английского chargeback (возврат платежа) – это опротестование операции или оспаривание транзакции, которое инициирует клиент банка, а последний запускает процедуру.

Простыми словами если клиент оплатил банковской картой покупку товара или оказание услуги, но при получении были каким-то образом нарушены его права, то он имеет право подать заявление в банк на отмену такой операции и возврат денег.

В процедуре оспаривания платежа участвуют 5 сторон:

Chargeback не является услугой банка. Это инструмент, который дают своим клиентам платежные системы. В нашей стране наиболее популярные – это Visa, MasterCard и МИР. С помощью такого инструмента клиенты могут защищать свои интересы в спорных ситуациях.

Не все пользователи банковских карт знают о такой возможности. Да и банки не особо распространяются о процедуре в надежде на низкую финансовую грамотность населения. Они не заинтересованы в ней, потому что не получают никакого комиссионного вознаграждения за свою работу. Зато есть вероятность заработать штраф от платежной системы.

Весной 2020 г. эта тема стала особенно актуальной в связи с массовыми отменами рейсов, закрытием границ, аннулированием турпутевок и невозможностью туристов приехать в забронированные заранее отели. Многие активизировались в поиске информации о возврате денег и узнали про чарджбэк.

Но в условиях форс-мажора, в которых оказался весь мир, система стала давать сбои. Опротестовать платеж получается далеко не у всех. Несколько примеров из отзывов с крупнейшего форума о путешествиях, где собирают статистику по чарджбэку:

Получить возврат можно практически от любой компании при условии, что платеж совершен через банковскую карту. Если оплата прошла наличными со счета на счет по реквизитам, то чарджбэк применить нельзя.

От кого можно получить возврат денег:

Причины согласия и отказа в инициировании процедуры оспаривания

Наиболее популярные причины оформления заявления на опротестование операции:

Далеко не всегда процедура оспаривания операции проходит успешно. Наиболее часто встречающиеся причины отказа:

С информированностью клиентов о процедуре оспаривания дела обстоят совсем плохо. Этапы и механизм прописаны в правилах платежных систем Visa, MasterCard и “МИР”. По первым двум они даны в многостраничном документе на английском языке и несколько раз в год меняются. По “МИР” в свободном доступе нам не удалось найти Приложение 6 к Правилам платежной системы “МИР”, а именно там описана процедура чарджбэка.

Правила платежных систем по чарджбэку

Процедура оспаривания транзакции описана в документах, разработанных платежными системами. Правила примерно одинаковые, есть отличия в сроках и причинах приема заявления на опротестование.

Visa

Особенности процедуры чарджбэка по карте, подключенной к Visa:

В заявлении клиент должен указать причины обращения в банк-эмитент. Visa составила список, который периодически обновляется, поэтому рекомендуем свериться с последней версией перед обращением.

Всего платежная система выделила 4 группы оснований для оспаривания:

В каждую группу входят по несколько причин. Например, в 4-й это “Сервис не предоставлен / Товар не доставлен”, “Отмена повторяющейся операции”, “Несоответствие описанию или дефектный товар/услуга” и т. д.

MasterCard

Особенности чарджбэка с MasterCard:

Список причин для обращения мало чем отличается от аналогичного в другой платежной системе.

В него входят:

МИР

МИР – российская платежная система, но от этого доступ к информации не стал более легким. Юридические компании, которые оказывают услуги по чарджбэку, ссылаются на Приложение 6 к Правилам платежной системы “МИР”. Но этого приложения в официальных источниках найти не удалось.

Не возьмём на себя смелость публиковать непроверенную информацию от авторов статей в интернете по теме оспаривания транзакций по карте “МИР”. Убеждена, что можно ориентироваться на рассмотренные выше правила иностранных платежных систем. Вряд ли мы изобрели что-то новое.

Механизм и этапы возврата денег

Механизм инициирования опротестования операции регулируется следующими документами:

Обратите внимание, что банк может начислить штраф, если в ходе рассмотрения заявления будет установлена причастность клиента к совершению оспариваемой операции или нарушение им условий обслуживания карты. Например, в Тинькофф Банке сумма штрафа составляет 1 000 руб.

Этапы оспаривания одинаковы для всех платежных систем.

Этап 1. Попытка урегулировать спор непосредственно с продавцом товара или услуги.

Даже если она не увенчается удачей и деньги на счет так и не поступят, вы соберете документы, доказывающие вашу активность в решении проблемы самостоятельно. Сохраните электронную переписку, распечатку звонков в компанию, почтовые квитанции об отправке писем и пр.

Этап 2. Подготовка документов для обращения в банк, который выпустил вашу карту.

Это ваша доказательная база. Без нее все банки откажут вам в инициировании процедуры оспаривания операции. Подойдут копии договоров, скриншоты описания товара/услуги на сайте, все перечисленные доказательства из 1-го этапа, фотографии некачественного товара и т. д.

Этап 3. Подача заявления.

Образец лучше всего запросить в банке-эмитенте. Я пообщалась с работниками банка – они не рекомендуют называть при обращении фразы типа “вернуть деньги”, “сделать отмену операции”, “получить компенсацию” и т. д. Можно сразу же получить отказ. Термин “чарджбэк” тоже знают далеко не все сотрудники. Правильно будет “опротестование операции” или “оспаривание транзакции”.

Этап 4. Чарджбэк.

В этом процессе клиент не участвует. Банк-эмитент сверяется с правилами платежной системы, блокирует необходимую сумму в банке-эквайере. Тот, в свою очередь, блокирует деньги на счете провинившейся компании. Если последняя не согласна, то она сообщает об этом своему банку и отправляет доказательства. Те поступают эмитенту и покупателю. В результате либо деньги возвращаются на счет, либо клиент получает отказ, либо дело передается на рассмотрение в платежную систему.

Этап 5. Арбитраж.

Его проводит платежная система, если стороны не смогли договориться. При несогласии клиента с полученным отказом надо подготовить дополнительные доказательства своей правоты в течение 45 дней и снова обратиться в свой банк-эмитент, который перенаправит документы платежной системе.

Последняя инстанция для решения спора – суд.

Заключение

Знаем, что среди путешественников инструмент чарджбэка очень востребован. Но основаниями для обращения в банк служат не только споры между отельерами, перевозчиками и туроператорами.

Сожалею, что платежные системы не заинтересованы в лояльности российских клиентов и не торопятся переводить свои часто обновляющиеся документы на русский язык. Это серьезное препятствие для многих пользователей банковских карт. Но информации появляется все больше и больше. Возможно, что скоро люди начнут активнее применять инструмент оспаривания на практике, отстаивать свои права и возвращать деньги за некачественные товары и услуги.

Будем рады, если в комментариях вы поделитесь своим опытом возврата.

Источник

Как бизнесу защититься от отмен платежей

Покупатель может написать в банк и отменить платеж практически за любую покупку, даже если она стоила 200 тысяч рублей.

Такая отмена называется чарджбэком. Чарджбэк могут использовать клиенты любых компаний: магазинов, онлайн-школ, доставок и всех, кто что-либо продает. Причем неважно, работает ваш бизнес в онлайне или в офлайне.

Отменить оплату и вернуть деньги покупателю может банк клиента, но перед этим проведет расследование, которое потребует затрат времени, а иногда и денег компании-продавца. Поэтому лучше заранее подстраховаться от чарджбэка. Рассказываем, как это сделать и как оспорить отмену платежа, если до этого дошло.

Как покупатель может вернуть свои деньги

Если товар или услуга в чем-то не устроили покупателя, у него есть право попросить свои деньги обратно, причем за любой товар или услугу. Для этого есть два варианта.

Обратиться напрямую в компанию. Например, купить курс в онлайн-школе, разочароваться в нем и попросить компанию вернуть за него деньги. Правила возврата описаны в законе о защите прав потребителей.

Как компании реагировать на возврат, зависит от того, как работает бизнес — правила для офлайн- и онлайн-продаж отличаются. Например, для офлайн-продаж есть целый список товаров, которые нельзя возвращать: косметику, белье, туалетную воду. Для онлайн такого списка нет.

ст. 497 ГК РФ — продажа товара по образцам и дистанционный способ продажи товара

Договор, который компания заключает с покупателем, тоже может влиять на процесс возврата. Главное, чтобы условия по договору не противоречили законам. Например, официальный срок для онлайн-магазина — 7 дней, компания не может его сократить, но может увеличить до 20 дней. В этом случае срок возврата товара или услуги будет 20 дней.

Обратиться в свой банк и попросить отменить оплату — это еще один способ для покупателя вернуть деньги. По-банковски это называется чарджбэком. Условия чарджбэка не прописаны в законе, их регулируют правила платежных систем — «Виза», «Мастеркард» и «Мир», и банки обязаны им следовать.

Через чарджбэк можно вернуть деньги и за товар, и за услуги. Например, доставка вовремя не привезла блюдо, онлайн-школа не открыла доступ к курсам или в парикмахерской сделали не ту прическу, которую просил клиент. Во всех этих случаях покупатель может обратиться в свой банк и потребовать отменить платеж.

Детальное описание работы с чарджбэками есть во внутренних документах, которые банки получают напрямую от систем. Компании и покупатели могут прочитать общие правила и термины платежных систем, они есть в открытом доступе.

Покупатель пишет в банк и просит вернуть деньги, банк разбирается и, если покупатель прав, возвращает средства

Чем отличается возврат через банк и компанию

Процесс. Банк помогает покупателю только вернуть деньги, но не участвует в возврате или обмене покупки. А компания как раз может предложить замену, например платье другого фасона.

Сроки возврата. Если покупатель хочет вернуть деньги за покупку без брака и обращается напрямую в компанию, у него на это есть до 7 дней для онлайн-покупок и до 14 дней для офлайн-покупок.

При чарджбэках у клиента больше времени на обращение в банк. В «Мастеркарде» и «Визе» максимальный срок, в течение которого можно обратиться за возвратом денег — 120 дней, в «Мире» — 180, срок считается с даты оплаты. Но этот срок может быть больше. Например, если компания написала в договоре, что заказ выполнит через год, то срок обращения в банк будет год + 120 дней. Но обычно покупатели обращаются в первые несколько дней.

Способ оплаты. Чарджбэк возможен, если клиент оплатил покупку картой. Если перевел деньги со счета на счет, даже через приложение, это не считается. Если покупка оплачена не картой, то вернуть платеж можно только через компанию.

Кто принимает решение о возврате денег. Когда клиент обращается в компанию, они договариваются и вместе принимают решение. Например, организация может дать бонус на следующую покупку, и покупатель не будет скандалить и требовать деньги.

Если покупатель обратился за чарджбэком в банк, то решение остается за банком покупателя. Банк компании может помочь оспорить отмену, но он только помогает. При этом все банки ориентируются на правила платежных систем, сами ничего не придумывают.

Способ для возврата денег выбирает покупатель. По нашей оценке, если с компанией легко связаться и она быстро отвечает, покупатель сначала обратится к ней. Если решить проблему не удалось, покупатель идет в банк.

Главное, что нужно знать — покупатель не получит деньги только потому, что об этом попросил. Сначала пройдет небольшое расследование, где компания сможет отстоять свою правоту. Этот процесс называется «претензионная работа», и в ней помогает ваш банк — там, где у вас эквайринг.

Что компания теряет из-за чарджбэков

Если покупатель обращается за возвратом денег в банк, кажется, что компания лишается только платежа от клиента, но есть дополнительные потери:

Рассмотрим каждый пункт подробнее.

Деньги при возврате. По закону о защите прав потребителей компания может не отдавать сразу деньги, а предложить варианты. Например, заменить один курс на другой, продлить доступ, сделать скидку или что-то еще. Если покупатель соглашается, бизнес не теряет деньги.

А вот если покупатель сразу обратился в свой банк, решить вопрос уже сложнее. Для этого компании придется убеждать покупателя и банк отозвать чарджбэк.

Еще есть комиссия платежной системы. Например, «Мастеркард» спишет комиссию от 15 до 45 € с компании за чарджбэк. Деньги вернутся, если компания защитит свою позицию.

Доступ к эквайрингу. Платежные системы штрафуют банки за слишком большое количество чарджбэков у их клиентов, предельное число определяет платежная система, но это действительно большое число. Например, 100 чарджбэков за месяц от одной компании.

Из-за штрафа банк может отключить эквайринг компании, у которой много чарджбэков. Поэтому лучше не рисковать своим эквайрингом и не допускать отмен платежей через банк.

Когда у покупателя есть право на чарджбэк

Правила возврата регулируют платежные системы. По формулировкам они могут отличаться, но по сути одинаковые.

Основные причины для чарджбэка из правил платежных систем

Проблема с оплатойПроблема с заказомМошенничество и оплата без разрешения
Компания дважды списала деньгиПокупатель не получил оплаченный заказМошенник завладел данными карты и купил себе что-то
Компания списала больше, чем заявлено. Например, покупатель зашел на сайт, положил товар в корзину, увидел цену, нажал «оплатить», а списалась другая суммаТовар поддельный, а компания обещала оригиналПлатеж сделан без разрешения клиента. Например, ребенок взял карту мамы и оплатил онлайн-игру
Компания списала не в той валюте, которая была указана в заказеТовар или услуга не соответствует характеристикам, указанным в заказе
Компания вернула меньше денег, чем обещалаПокупатель получил не то, что заказывал
Компания отказалась возвращать деньгиЗаказ пришел позже срока, который указывала компания

Покупатель может вернуть деньги, если у него есть проблемы с оплатой, например:

Еще поводом для чарджбэка могут быть проблемы с заказом — например, такие:

Наконец, деньги вернут в следующих случаях:

Есть случаи, когда банки не вернут деньги покупателю. Примеры частых отказов:

Есть исключения, например, компания в договоре специально оговорила причину возврата и готова вернуть деньги только потому, что модель не понравилась. Если этот пункт не нарушает закон о защите прав потребителей и правила платежных систем, банк вернет деньги.

Как работает чарджбэк

Если покупатель просит банк вернуть деньги, начинается расследование. В процессе участвуют:

Схема отработки чарджбэков одинаковая для всех банков:

В схеме есть свои детали, вот что может оказаться важным.

Банк-эквайер всегда проверяет запрос покупателя. Для этого он связывается с компанией и просит разобраться. Как именно связываться и как быстро — решает банк. Например, Тинькофф-бизнес отправляет запрос по электронной почте на следующий день после того, как узнает об обращении покупателя.

Компания может ответить на сообщение своего банка или проигнорировать — зависит от нее. Еще может отправить отписку «Да все в порядке с заказом» или подготовить документы, которые объяснят, что покупатель неправ и погорячился. Если компания вовремя не отвечает или не присылает доказательства, банк вернет деньги покупателю. Сроки ответа фиксирует договор эквайринга между банком и компанией, в Тинькофф-бизнесе на ответ есть 5 дней. О доказательствах расскажем дальше.

Если банки не смогли убедить друг друга и своих клиентов в чьей-то правоте, у них есть право подключить к спору платежную систему. Это называется арбитраж. Кто должен обратиться в арбитраж, зависит от правил платежной системы и ситуации, но в любом случае решение принимает только она. Если компанию не устраивает ответ, можно обратиться в суд.

Как заранее подстраховаться от чарджбэков

Четко описывайте, что именно продает ваша компания, на каких условиях, что входит в заказ, его характеристики, условия доставки. Частые причины, из-за которых покупатели обращаются за возвратом:

Пишите, как с вами связаться из-за проблем с заказом, и организуйте работу так, чтобы быстро отвечать на жалобы клиента. Как только клиент понимает, что от компании ничего не добиться, он идет в банк.

Включите в договор пункт о форс-мажоре из-за ограничительных мер, которые действуют у вас в регионе. Например, власть их вводит для борьбы с пандемией. Вдруг запретят доставку курьером, и вы уже не сможете гарантировать быстрые сроки. А опоздание с заказом — повод для чарджбэка.

В каждом бизнесе есть свои особенности, поэтому точную фразу в договоре лучше обсудить со своим юристом. Фраза может быть такой:

Работайте так, чтобы всегда оставалось подтверждение — вы все сделали, как надо. В случае чего, у вас будут под рукой доказательства для банков. Что может подойти в качестве доказательств:

Если покупатель просит вернуть деньги

Даже если покупатель отменяет платеж, это только первый шаг, и его еще можно оспорить. Ваши шаги:

Ответьте банку на запрос по чарджбэку. Сначала банки покупателя и компании должны разобраться в ситуации. Поэтому все банки-эквайеры как минимум сообщают компании о чарджбэках и просят дать комментарии и доказательства. Ваша задача — не пропустить запрос и ответить на него.

Как именно разбираться в ситуации, сколько это займет времени и что при этом делать, решает каждый банк. Тинькофф-бизнес присылает письмо на электронную почту компании с информацией о платеже и просит ответить в течение 5 дней. Если у вас другой банк, сроки могут быть другими, поэтому лучше их уточнить.

Соберите доказательства и отправьте в банк. Если компания не согласна вернуть деньги и считает, что покупатель неправ, нужно прислать доказательства в свою пользу. Лучше всего это сделать вместе с первым ответом, если нет — уложитесь в срок, который указан в договоре на эквайринг. Обычно это несколько дней.

Если запрос на чарджбэк приходит клиентам Тинькофф-бизнеса, им в помощь отправляют список документов, которые могут пригодиться. Например, если покупатель пишет, что не получил услугу или товар, компания может использовать:

Список документов под частые причины чарджбэковPDF, 67 КБ

Попросить помощи у банка. Не каждый документ подходит для доказательств, и бывает, что прямо сейчас их нет. В такой ситуации лучше спросить у вашего банка, как быть.

У платежных систем есть внутренние гайды — какие документы смогут защитить компанию от претензий клиента. Возможно, банк сможет прислать отрывок из гайдов. Сейчас «Виза» и «Мастеркард» это запрещают, но «Мир» разрешает присылать скриншоты под конкретную причину возврата. Поэтому на всякий случай попросите прислать что-то по вашей теме, вдруг правила изменятся.

Чек-лист

Что сделать, чтобы подстраховаться от чарджбэков:

Что сделать, если банк прислал сообщение о чарджбэке:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *