что такое протестантизм определение
Значение слова «протестантизм»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ПРОТЕСТАНТИ’ЗМ, а, мн. нет, м. (религ.). Всякое вероучение, возникшее в западном христианстве в связи с реформацией (лютеранство, кальвинизм и др.), как протест против католицизма.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
протестанти́зм
1. совокупность направлений христианства, возникших в Европе в результате Реформации ◆ Разновидностями протестантизма являются, в частности, лютеранство, кальвинизм, англиканство и баптизм. ◆ Средневековый аскетический перфекционизм, а также сектантский перфекционизм в протестантизме (например, у Менно Симонса) не воспринимали попытку достичь уровня совершенной любви в отдельной человеческой жизни как политическую цель. Нибур Райнхольд, «Почему Церковь не стоит на позициях пацифизма»
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: фартить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Предложения со словом «протестантизм»
Цитаты из русской классики со словом «протестантизм»
Сочетаемость слова «протестантизм»
Каким бывает «протестантизм»
Понятия со словом «протестантизм»
Протестантизм как идеология и международная историческая сила оформился в XVI веке, когда Мартин Лютер и Жан Кальвин возглавили массовое движение против духовной монополии католицизма. Однако история протестантизма прослеживается в более ранние века, идеалом движения было возвращение к раннему христианству. На протяжении многих веков питательной почвой для антикатолических настроений в Европе были претензии папства на светскую власть и упадок нравов римской курии. С началом Реформации протестантизм.
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «протестантизм»
Окончательное закрепление господства эпохи торговых людей произошло вместе с появлением протестантизма.
Благодаря иезуитам во второй половине XVI века католицизм сумел остановить распространение протестантизма и начать восстановление своего влияния.
Капитализм не равняется рационализации и духу протестантизма?
Протестантизм. Краткая справка
Протестантизм (от лат. protestatio, onis f [protestor] – провозглашение, заверение; в отд. случаях – возражение, несогласие) – совокупность религиозных общин (около 20 000 деноминаций), каждая из которых отождествляет себя с Церковью Божьей, Христовой, полагает, что исповедует чистую веру, основанную на Евангелии, на учении святых апостолов, но в действительности представляет собой псевдохристианскую общность, или секту. В основе вероучения каждой протестантской общины, а также в основе норм богослужения и богопочитания лежит своеобразно интерпретированное богооткровенное учение, изложенное в Священном Писании, главным образом — в канонических Книгах Нового Завета.
Протестантизм образовался в ходе Реформации, в XVI в. Причиной начала реформационных движений стало недовольство отдельных представителей Римско-Католической церкви злоупотреблениями со стороны её пастырства, и прежде всего со стороны римских пап. Лидером религиозной революции стал Мартин Лютер. Его планы заключались в частичной реформе церкви и ограничении власти папы. Первое открытое выступление Лютера против политики католической церкви состоялось в 1517 году. Затем Лютер разослал тезисы своим друзьям. Изданы они были в январе 1518 года. Также ранее считалось, что реформатор публично и яростно осудил торговлю индульгенциями, однако он не отрицал правомерность и действенность индульгенций, но только злоупотребления в их выдаче. Его 71‑й тезис гласил: «Кто говорит против истины папских отпущений – да будет тот предан анафеме и проклят».
Другими основоположниками протестантизма, помимо Мартина Лютера, были Ж. Кальвин, У. Цвингли, Ф. Меланхтон.
Протестантизм, в силу достаточно вольного отношения к методам и приёмам интерпретации Священного Писания, очень неоднороден и включает в себя тысячи направлений, хотя в общем, в какой-то мере, пока ещё разделяет христианские представления о Боге Троице, единосущии Божеских Лиц, Богочеловеке Иисусе Христе (Воплощении, Искуплении, Воскресении Сына Божия), о бессмертии души, рае и аде, Страшном Суде и т. д.
Довольно резкая разница между Православием и протестантизмом усматривается в отношении учения о Церкви, и это естественно, ведь если бы протестанты согласились с православным (или даже с католическим) учением, им не осталось бы ничего иного, кроме как признать свои «церкви» ложными. Помимо того, что протестантизм отвергает учение о Православной Церкви как единственно истинной и спасительной, протестанты, частично или полностью, отрицают церковную иерархию (священноначалие), Таинства, авторитет Священного Предания, на основе которого строится не только толкование Священного Писания, но и богослужебная практика, аскетический опыт христианских подвижников, почитание святых и институт монашества.
Пять главных вероучительных тезисов классического протестантизма:
Учитывая, что протестантизм – не единое религиозное направление, но раздробленное на множество частных, вышеуказанные замечания приложимы к различным протестантским общинам в различной мере. Так, лютеране и англикане признают необходимость иерархии, хотя и не в таком виде, как оно присутствует в Православной Церкви. Отношение к таинствам в разных общинах неодинаковое: отличается как, собственно, отношением к ним, так и количеством признаваемых таинств. Протестантизму, как правило, чуждо почитание святых икон и святых мощей, чуждо учение об уместности молитв к Божьим святым как к нашим ходатаям. Отношение к Божьей Матери сильно разнится в зависимости от принятого в той или иной «церкви» вероучения. Сильно разнится и отношение к личному спасению: от убеждения, что спасутся все уверовавшие во Христа, до убеждения, что спасутся лишь те, кто к этому предопределен.
Православие подразумевает живое, деятельное восприятие христианином Божественной благодати в силу чего вся Церковь становится таинственным соединением Бога и человека, а храм с его Таинствами – реальным местом такого соединения. Живой опыт действия Божественной благодати не допускает ограничения Таинств или их извращенного толкования, а также умаления или отмены почитания святых, стяжавших благодать, аскезы как пути ее приобретения.
Первоначальными формами протестантизма были лютеранство, цвинглианство и кальвинизм, унитарианство и социанство, анабаптизм и меннонитство, англиканство. В дальнейшем возникает ряд течений, известных как поздний, или неопротестантизм: баптисты, методисты, квакеры, адвентисты, пятидесятники. В настоящее время протестантизм получил наибольшее распространение в Скандинавских странах, США, Германии, Великобритании, Нидерландах, Канаде, Швейцарии. Мировым центром протестантизма по праву считаются США, где обосновались штаб-квартиры баптистов, адвентистов и других протестантских деноминаций. Протестантские течения играют главную роль в экуменическом движении.
Теология протестантизма прошла в своем развитии ряд этапов. Это ортодоксальная теология XVI в. (М. Лютер, Ж. Кальвин), непротестантская или либеральная теология XVIII–XIX вв. (Ф. Шлейермахер, Э. Трёльч, А. Гарнак), «теология кризиса» или диалектическая теология, появившаяся после Первой мировой войны (К. Барт, П. Тиллих, Р. Бультман), радикальная или «новая» теология, распространившаяся после Второй мировой войны (Д. Бонхеффер).
Протестантизм: история реформации
Протестантизм
Протестантизм — одна из трех основных христианских конфессий, наряду с православием и католичеством. Помимо консервативной ветви — лютеранство, насчитывает множество других. Баптисты, пятидесятники, кальвинисты — это тоже протестанты. Протестантизм — самая молодая из трех конфессий, появившаяся в XVI веке благодаря Мартину Лютеру.
Как возник протестантизм
Происхождение протестантизм неразрывно связано с Реформацией. Именно так называется движение, которое возникло в XVI веке в католической Церкви Германии. Лидером Реформации стал Мартин Лютер, католический монах, благодаря обучению в Виттенбергском университете, он обладал обширными знаниями в области теологии и других науке. Считается, что монашеский обет Лютер принял, попав под сильный ливень и грозу в поле. Упав на землю, он молился о спасении и пообещал посвятить свою жизнь Богу, если выживет. Будучи ревнителем веры, молодой Лютер был шокирован, свободными нравами, царившими в те Риме в 1511 году.
В костелах продавали индульгенции, поклонялись зачастую поддельным святыням, таким как «шип с тернового венца Спасителя». Все это стоило немалых денег. Священники вели себя распущенно, а паства не понимала и половины того, что происходит на богослужении. Вернувшись из Рима, пораженный Мартин Лютер решил взяться за изменение установленного порядка в католической Церкви. Он не задумывался о создании новой конфессии, но хотел реформировать старую, считая, что за нагромождением обрядов, Церковь отошла от своего истинного предназначения, и от слова Спасителя.
Долго думая о том, как исправить сложившуюся ситуацию, 31 октября 1517 года, Лютер по распространенной легенде, прибил на дверь Виттенбергской Церкви 95 тезисов, в которых изложил принципы Реформации. Лютер критиковал догмат о Чистилище, требовал отменить индульгенции и позволить мирянам читать Писание на немецком языке. Одним из трудов всей его жизни стал перевод Библии на немецкий. Читать Писание в те времена удавалось только тем, кто знал латынь.
Пока Лютер уединился, чтобы перевести Писание, в стране начались погромы католических храмов. Узнав об этом, Мартин Лютер, вышел, чтобы объявить — он хотел совсем другого. Его женой стала Катарина фон Бора — беглая монахиня (Лютер отверг идею монастырей, по его мнению Христос и апостолы не уходили из мира). Во время суда на Лютером, ему предлагали отказаться от принципов протестантизма. Недолго думая, Мартин Лютер заявил «на том стою и не могу иначе, да поможет мне Бог!». Приговор к нему не был суровым. Но католическая Церковь не приняла реформы. У Лютера к тому времени появились тысячи последователей. Результатом стало появление новой конфессии — протестантизма.
Основные принципы (тезисы) протестантизма
Основные принципы протестантизма изложены в Аугсбургском исповедании — вероучительном документе лютеран.
Три главных Sola или принципа протестантизма:
Существуют и другие принципы:
Протестантизм в современном мире
Протестантизм и православие: отличия
Интересный факт о протестантизме
Многие историки сомневаются в достоверности этого эпизода.
Протестантизм в России
Первые русские и украинские протестантские общины возникли во второй половине XIX века в нескольких регионах Российской империи: на юге Украины (в Херсонской, Екатеринославской и Киевской губерниях), на территории Закавказья, в Санкт-Петербурге и на территории Левобережной Украины (в Таврической губернии). К началу XX века конфессиональный состав протестантов в России был представлен имевшими государственное признание лютеранами, кальвинистами и меннонитами, а также баптистами и евангельскими христианами, которые на несколько лет получили относительную свободу действий после подписания Указа «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 г. и по Манифесту Николая II от 17 октября 1905 г. — Из Википедии.
К сожалению, в России также существовал ряд протестантских сект, таких, как «Свидетели Иеговы», презентовавших себя в качестве протестантских общин. Консервативные протестанты «лютеране» резко выступают против деструктивных христианских сект.
В богоборческие времена лютеранские пасторы также подвергались гонениям, а кирхи закрывали.
Что такое Протестантизм
Протестантизм (или протестантство) — это лютеранская, кальвинистская и англиканская религия, эти христианские церкви отделились от Римского католицизма в 16 веке. С того времени протестантизм превратился в название верования протестантов. Мартин Лютер (1483—1546) был основателем немецкого протестантизма.
Протестант — член одной из протестантских церквей.
История протестантизма
Слово «протестант» произошло от протестов немецких князей во втором Шпейерском сейме в 1529 году. Сейм проголосовал за прекращение веротерпимости к тем, кто следовал учениям Мартина Лютера в Германии.
Раньше идеи Лютера считались недопустимыми. Первый сейм в 1526 г. разрешил следовать его учениям. Но в 1529 г. люди опять лишились этого права, и немецкие князья начали против этого протестовать.
Суть протестантского учения лежит в Пяти основах протестантского богословия (Пять Solae; лат. Solae — «уединённый»), где даётся краткое изложение протестантской теологии:
Основные характеристики протестантизма
Существенным образом протестантизм характеризуется акцентом на Библию, как на единственный источник непогрешимой истины, и на доктрину спасения благодатью только через веру (они известны как формальные и материальные причины реформации соответственно).
Как протестанты сами сообщают, в их традициях поощрять толкование Священных Писаний частными лицами, вместо того чтобы полагаться на толкование церквями.
Для протестантства писание считается ясным и понятным, когда ясны основные истины спасения. В результате различных толкований возникли различные деноминации, такие как баптисты, лютеране и методисты, каждая из которых придерживается своих отличительных доктрин.
Разница между методистской, баптистской и лютеранской церквями
Методисты | Баптисты | Лютеране |
---|---|---|
крестят младенцев | крестят только взрослых и молодёжь, способную понять веру | крестят младенцев |
совершают крещение погружением, окроплением и поливанием | совершают крещение только погружением | крещение полным погружением, обливанием или окроплением троекратно |
имеют систему епископальной иерархии управления | имеют конгрегационную независимость | имеют систему епископальной иерархии управления |
дают епископам полномочия назначать пасторов в приходы | собрание вместе выбирает своего пастора | пасторы назначаются |
верят, что человек сам выбирает быть спасённым | утверждают, что после спасения человек навсегда спасён и не может попасть в немилость | спасением он обязан только Богу |
как правило, менее фундаментальны | в основном фундаменталисты | как правило, менее фундаментальны |
Протестантизм отличие от православия
Православие | Протестантизм | |
---|---|---|
Организация | Это группа церквей, у которых есть одни нормы (нравственные/поведения) и вера | Возник как протест, как движение против Римского католицизма в XVI веке. Это множество разных течений, эта религия никогда не была единой. Течения отличаются друг от друга священными писаниями, правилами, организацией, культом |
Главный источник религиозного познания | Для православных Священное Писание и Священное Предание являются главными источниками религиозного познания | Протестанты принимают как главный источник религиозного познания «только Писание» (sola Scriptura), однако каждое течение имеет своё собственное толкование |
Святой Дух | Православные проповедуют об исхождении Святого Духа только «от Отца» | В то время как протестанты проповедуют «филиокве» — католическое учение о том, что Святой Дух исходит «от Отца и Сына» |
Судный день/Осуждение | Православные уверены, что будет Судный день, на котором Бог будет милосерден, справедлив и мудр | Для одних для спасения души нужно верить во Христа, для других — спасение каждого, как и осуждение зависит от Божественного предопределения (существуют значительные расхождения в его понимании; мнения по этому вопросу в главных течениях протестантизма сильно различаются) |
Иерархия | В православии существует священный сан и трёхчастная иерархия — епископ, пресвитер, диакон | Не существует особенного распределения титулов |
Молитвы поминания | Существуют молитвы поминания мёртвых | Не поминают умерших в молитвах из-за уверенности в их спасении |
Хлеб и вино | В Таинстве Евхаристии считается, что хлеб и вино превращаются в реальные Тело и Кровь Христа | В тех течениях, где есть Причащение, считают хлеб с вином всего лишь напоминанием о миссии Христа |
Крещение младенцев | Крещение младенцев по вере их родителей | Не общепринято крестить младенцев |
Монашество | Монашество играет большую роль | Монашество часто не существует |
Женское священство | Женское священство не существует | Женское священство существует |
Иконы | Почитание святых икон | Отрицание почитания святых икон, так как считают иконы идолами |
Святые | Существует Небесная Церковь (молитвы к святым) | У многих не существует Небесной Церкви, молитвы адресуются только Богу |
Однополые отношения/брак | Однополые интимные отношения считаются грехом, брак невозможен | Со временем становится всё больше общин, где возможно и первое, и второе |
Крещение и спасение | Крещение не гарантирует спасения | Крещённому прощаются все грехи и гарантируется спасение |
Ангел-хранитель | Есть ангел-хранитель | Нет ангела-хранителя |
Протестантизм в России
Ещё при жизни Лютера в России появились первые протестантские общины, при царе Василии III (годы жизни царя 1479—1533). В будущем московские цари отдавали предпочтение протестантам, а не католикам, им гарантировали полную свободу вероисповедания. При этом им ставилось жёсткое условие: не пытаться обращать православных в свою веру. Попытки карались жестокими мерами — костром.
В конце 17 века в Москве уже существовали 3 лютеранские и одна реформатская церкви. Вскорости в Архангельске, Астрахани и других крупных городах появились кирхи (от нем. Kirche — церковь) и протестантские школы. Со времён Петра I делами российских протестантов управлял Синод. Им разрешались браки с православными если детей будут растить православными.
Николай I (1796—1855) подписал Устав протестантских церквей в Российской империи в 1832 г. По этому уставу следовало, что общины должны были избирать высший совет, который должен был следить за соблюдением религиозных и государственных законов. Часть жалованья пастора шла из казны, а его правовое положение было эквивалентно дворянскому.
Все вероучения были разделены на 4 класса: православные, другие христиане, раскольники и нехристиане. Протестантство допускало лишь официально признанные конфессии — лютеране, англикане, реформаты. Другие назывались никак иначе как «секты» и при этом, среди них выделяли «особо вредные секты», как например, баптисты.
Александр II (1818—1881) подтвердил запрет на миссионерство и российские баптисты и евангельские христиане особенно пострадали в это время. Однако евангельское христианство и баптизм распространились в империи во второй половине XIX века. И уже к 1910 году количество евангельских христиан и баптистов, по их собственным оценкам, дошло до 100.000.
17 апреля 1905 года Николай II подписал указ «Об укреплении начал веротерпимости» (Указ о свободе вероисповедания), по которому было разрешено выйти из православной церкви.
В 1912 году в Петербурге было уже 22 крупных протестантских храмов (протестанты составляли 12,59 % населения столицы и 4,85% всего населения России).
Протестантские деноминации
Протестантизм произошёл от римской католической церкви, которая, в свою очередь, развилась от ранней христианской церкви. Далее история дала нам лютеранство и англиканство.
Ещё англиканство развилось в такие направления как: епископальная церковь и евангелическо-лютеранская церковь (произошла также от лютеранства).
Из развития англиканства уже вышли конгрегационализм, методизм (что дало нам армию спасения, объединённую методистскую церковь, движение святости и пятидесятничество).
Чистый протестантизм уже дал нам квакерство, баптизм (который развился в южную баптистскую конвенцию, адвентизм и адвентистов седьмого дня), анабаптизм (который дал нам меннонитство и амишей), и реформатство (которое развилось в пресвитерианство и церковь Шотландии).
Протестантские страны
По данным 2015 года, население следующих стран имеет наибольшее число протестантов:
Значение слова протестантизм
Словарь Ушакова
протестант и зм, протестантизма, муж. нет, муж. (рел.). Всякое вероучение, возникшее в зап. христианстве в связи с реформацией (лютеранство, кальвинизм и др.), как протест против католицизма.
Политическая наука: Словарь-справочник
Культурология. Словарь-справочник
☼ одно из основных направлений в христианстве, возникшее в ходе Реформации XVI в. как протест против римско-католической церкви; объединяет множество самостоятельных течений, церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканство, баптизм, адвентизм, методизм и др.
☼ третья, после православия и католицизма, разновидность христианства, возникшая в период Реформации. Объединяет множество течений и сект (лютеранство, кальвинизм, баптисты, методисты и др.); отличается отказом от сложной церковной иерархии, упрощенным культом, отсутствием монашества, целибата (обет безбрачия священников), в протестантизме нет культа Богородицы, святых, ангелов, икон; число таинств сведено к двум (крещению и причащению).
☼ общее обозначение вероисповеданий и сект, генетически связанных с Реформацией и образующих в совокупности третью важнейшую разновидность христианства — наряду с православием и католицизмом. Термин «П.» возник в связи с т. н. «Протеста-цией 20 имперских чинов» от 19 апреля 1629 г., с которой ряд германских князей и городов выступил против антилютеранского постановления на имперском сейме в Шпейере.
Типологические особенности П. Для П. характерно прежде всего повышенно личностное понимание общения человека с Богом. Человек для П. уже не звено в цепи сверхличной общности, каким он был для средневекового христианства. Индивидуализм буржуазной эпохи ставит в порядок дня такую перестройку религиозных представлений, при которой человек со всем своим личным своеобразием мог включаться в ситуацию религиозного переживания. Это наглядно прослеживается уже на бытовом уровне: если католицизм и православие строго, регламентируют систему постов, то П. предлагает каждому упражняться в воздержании, исходя из собственных вкусов, пристрастий и привычек. Соответствующие изменения претерпевает в П. и идея Бога. Если для средневековой религиозной философии характерно накладывание библейского мифа о личностном Божестве («живой Бог») на платоновско-аристотелианские представления о безличной «совершенной сущности», «первопричине всех вещей», «чистом бытии» и т. п., то протестантскую теологию Бог интересует преимущественно как личностный партнер человека, которому можно с предельной интимностью «поручать» свою жизнь и доверять ее «оправдание». В противоположность средневековым онтологическим и космологическим доказательствам бытия Бога П. постоянно оперировал с «моральными» доказательствами, которые приобрели окончательное философское оформление у Канта (ср. R. Eucken, Thomas von Aquino und Kant: ein Kampf zweier Welten, В., 1901). С точки зрения П. Бог существует потому, что Он нужен человеку и что последний в Него верит (по формуле Лютера, «во что веришь, то и имеешь»); это приводит к психологизации всей теологии протестантизма.
С этим связана и «христоцентричность» П., поскольку образ Иисуса Христа — с акцентом на Его человеческих чертах — становится в П. последней опорой идеи Бога как таковой. Хотя и православие, и католицизм учат, что Бог в Себе Самом не может быть постигнут мыслью и раскрывается для человека лишь в Христе, однако в своей догматической части эти вероучения занимаются спекуляцией как раз о Боге в Себе (католицизм до сих пор настаивает на том, что Бог как чистое бытие рационально доказуем и до известной степени рационально познаваем). Но для новоевропейского рационализма мыслить триединого Творца и Вседержителя Вселенной становится все труднее. Остается т. н. исторический Иисус — уже не архаический чудотворец, но своего рода сверхморалист, совершенный учитель, личность которого представляется единственной гарантией против полного религиозного агностицизма. Отсюда обостренный интерес протестантской теологии к конструированию рационалистических биографий Иисуса.
Взаимоотношение Бога и человека не терпит в П. не только абстрактно-онтологической, но и абстрактно-юридической интерпретации (последнее характерно для католицизма). С точки зрения П. все, что человек получает от «своего» Бога, есть свободный дар, а не оплата каких-либо заслуг (возвращение к «даром данной благодати» Августина, см. ст. «Августин» и «Предопределение»). Бог требует от человека в конечном счете лишь полного и безусловного доверия, делающего возможным интимно-личностные отношения; именно идею доверия передает в П. (особенно в лютеранстве) термин «вера», обозначающий не умственную убежденность в бытии Бога, но охватывающее всю психику человека чувство «пребывания в руках Божьих» (П. именует это столь желанное для человека индивидуалистической эпохи состояние «оправданностью»). Поэтому П., основываясь на некоторых тезисах раннего христианства настаивает на том, что человек может оправдаться и спастись «единственно» верой («sola fide»), без малейшего участия «дел» («заслуг»), т. е. независимо от следования тем или иным формализованным нормам поведения. И на вере в более обычном смысле, т. е. на убежденности в бытии Бога П. делает более усиленный акцент сравнительно со средневековым христианством, видевшим в вере нечто само собой разумеющееся и требовавшим не веры, но послушания (по формуле «и бесы веруют и трепещут»).
Эти повышенно-личностные черты П. определяют и его понимание религии, пределы которой оказываются одновременно и суженными, и расширенными. С одной стороны, религия как таковая оказывается сведенной к вере, с другой — вместо замкнутой сферы церковности она охватывает всю жизнь человека; повседневная практическая деятельность приобретает религиозный смысл (о значении П. в становлении буржуазной профессиональной этики и технического практицизма — см. М. Weber, Die proteslantische Ethik und der Geist des Kapitalismus, Tub. 1934; M. Scheler, Die Wissenschaft und die Gesellschaft, 2 Aufl, Bern-Miinch., 1960, S. 101). Если для средневекового христианства религия — это либо культ, либо аскеза, требующие особого посвящения (вступить в непосредственный контакт с Богом может лишь наделенный преемственной апостольской благодатью священнослужитель, а до конца выполнить требования религиозной морали способен лишь монах-подвижник — в средневековой латыни слово religiosus употребляется как синоним слова «монах»), то с т. зр. П. таким посвящением является уже крещение, которым, по словам Лютера, «все мы посвящаемся в священство» («An den christichen Adel deutscher Nation», Hale/Saale, 1877, S. 7). Всякий христианин оказывается наследником всей полноты завещанной Христом «благодати», так что протестантский пастор отличается от мирянина не принципиально, но лишь по кругу своих профессиональных обязанностей. Согласно Лютеру, возродившему представления раннего христианства, «служить Богу есть не что иное, как служить ближнему, будь то ребенок, жена, слуга. любому, кто телесно или душевно в тебе нуждается; и это есть богослужение» (Werke, Bd 10, Abt. 1, Halte 2, Weimar, 1910, S. 168). П. придает повышенное значение «домашней» религиозности: чтение Библии и пение псалмов в семейном кругу так же характерны для П., как всенародные церемонии для католического переживания импозантной церковности.
Разновидности П. Возникнув в борьбе с надгосударственным католическим централизмом, П. разбился на ряд течений сообразно с запросами различных социальных кругов и национальными особенностями стран, где он укоренялся. Ранее всего выделились лютеранство, реформатское вероисповедание (цвинглианство и кальвинизм) и англиканство. В дальнейшем, особенно в XVII-XVIII вв., это дробление продолжается под знаком разрыва с застывшей ортодоксией П. и возвращения к первоначальным идеям Реформации, что нашло наиболее радикальное выражение в конгрегационализме, признающем за каждой отдельной общиной право конституировать свою веру. Среди протестантских сект следует упомянуть баптистов, квакеров, методистов, гернгутеров (Германия, XVIII в.), адвентистов и вышедших из адвентизма иеговистов.
Наибольшее культурно-историческое значение имеют расхождения между лютеранством и кальвинизмом. Кальвинизм с гораздо большей последовательностью выразил буржуазный характер П., чем лютеранство, законсервировавшее ряд компонентов средневековой религиозности. Лютеранство понимает духовный путь человека как ряд иррациональных катастроф, не поддающихся рассудочному калькулированию (см. ст. «Обращение»). Поэтому оно решительно отвергает мораль перфекционизма: высшее состояние, которое доступно человеку, есть состояние непостижимо «оправданного» Богом грешника. Путь от греха к оправданности протекает не во времени, но человек есть, как неоднократно повторяет Лютер, «одновременно и оправданный, и грешник». Подобное отношение к внутренней жизни человека, сочетающее чуткость к психической диалектике с известным этическим анархизмом, создало благоприятную почву для таких течений, как немецкий романтизм; даже имморализм Ницше по-своему продолжает люте-ровскую традицию. Кальвинизм разработал строгую доктрину самосовершенствования человека, последовательно проходящего один за другим этапы «совершенства» (ср. сочинение пуританина Дж. Беньяна «Путь паломника» — «The pilgrim’s progress», pt. 1-2,1678-84). Так был выработан тип буржуазно-расчетливого, хладнокровно-непреклонного жизненного поведения, блестяще проявившийся в социальных битвах XVIII в., но мало пригодный для художественного или философского творчества. Поэтому наиболее содержательное развитие теология П. получила именно на почве лютеранства, сыграв виднейшую роль в подготовке немецкого классического идеализма XVIII-XIX вв.
Этапы религиозной философии П. После бурной диалектики отчаяния и надежды, неверия и веры, свободы и несвободы, развитой в сочинениях Лютера, протестантская теология прошла период поверхностной рационалистической систематизации, формализуясь по образу и подобию католической схоластики (Меланхтон, Хуттер, Герхард, Калов и др.). Лютеровский пафос «веры» подменяется пафосом «чистого учения», протестантская Церковь стала «. Церковью теологов и пасторов. » (цит. по кн.: Гарнак А., Общая история европейской культуры, т. 6, СПб., [1911], с. 463). Оппозиция против этой сухой и нетерпимой «ортодоксии» выливается с конца XVI в. в мистические учения: Вейгель, Штифель, Бёме и Арндт продолжают традиции предреформацмонной немецкой мистики. Позднее легальной формой оппозиции становится пиетизм, возрождающий стиль крайне индивидуалистического самоуглубления и полемизирующий не только с «отвлеченным» рационализмом догматической ортодоксии, но и с деизмом просветителей. В 1-й половине XVIII в. в оборот школьной теологии П. попадают идеи вольфианства (через посредство Бильфин-гера и др.); этим создаются первые предпосылки просветительской либерализации П., реализовавшиеся в XIX в. Во 2-й половине XVIII в. наиболее четким философским выражением первооснов П. стало кантианство, до конца переносящее религиозную проблематику в «моральный мир» человеческого духа. Кантовское противопоставление мира явлений и умопостигаемого мира свободы исчерпало идею Лютера о человеке как «беспредельно свободном» в духовном измерении и «беспредельно связанном» в измерении эмпирическом («О христианской свободе»). К концу XIX в. Кант воспринимается теологией П. как своего рода протестантский антипод Фомы Аквинского [см. Ф. Паульсен, Философия П. (Кант и протестантство), пер. с нем., СПб., 1907].
Романтизм выдвинул одного из крупнейших теологов П. — Шлейермахера, доведшего религиозное самоуглубление почти до эстетства. Характерная для XIX в. тенденция к соединению конфессиональной религиозной традиции с духом исторического релятивизма и позитивистской научности оформилась наиболее отчетливо именно в сфере П. Ричль, один из столпов либерального П. (доминирующего течения в П. во 2-й половине XIX в.), давал, напр., такое толкование тезису о богочело-веческой природе Христа: поскольку учение Христа представляется наиболее возвышенным среди всех доступных нашему рассмотрению доктрин, «мы оцениваем Христа как Бога». Это создавало благоприятные предпосылки для научного исследования истории религии (тюбингенская школа, середина XIX в., школа А. Гарнака, ставшая ведущей с 1880-х гг.). Однако союз религии с позитивистским агностицизмом, ликвидировавшим понятие чуда (см. G. Marquardt, Das Wunderproblem in der deutschen protestantischen Theologie der Gegenwart, Munch., 1933), a понятия богочеловечества и откровения превращавшим в оценочные метафоры, не мог быть прочным. В 1910-12 гг. в Америке складывается фундаментализм, требующий безусловного принятия на веру всего содержания Библии при полном игнорировании данных естественных наук. В Европе после 1-й мировой войны все популярнее становится наследие Кьеркегора, под влиянием которого складывается т. н. «диалектическая теология» (К. Барт, Э. Бруннер, П. Тиллих, Р. Нибур и др.), становящаяся господствующим течением в П. XX в. Все же либеральный П. не исчезает бесследно, и его методы прослеживаются даже у его оппонентов из лагеря диалектической теологии [напр., у Р. Бультмана, инициатора известной дискуссии о «демифологизации» (см. K.Jaspers, R. Bidtmann, Die Frage der Entmythologisierung, Munch., 1954; P. Barthel, Interpretation du langage mythique et theologie biblique. Leiden, 1963)].