что такое промежуточный контроль
Положение о промежуточном контроле
Приказ № 40 от 31.12.2013
Директор МКОУ ООШ п. Попов Порог
о текущем контроле успеваемости
и промежуточной аттестации обучающихся
МКОУ ООШ п. Попов Порог
1.2.Настоящее положение принимается педагогическим советом школы, имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения, и утверждается приказом директора школы.
1.3.Целями текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся являются:
— обеспечение социальной защиты обучающихся, соблюдение их прав и свобод в части регламентации учебной нагрузки в соответствии с санитарными нормами и правилами, уважения их личности и человеческого достоинства;
— установление фактического уровня теоретических знаний обучающихся по предметам обязательного компонента учебного плана, их практических умений и навыков и соотнесение этого уровня с требованиями федерального образовательного государственного стандарта во всех классах;
— контроль выполнения учебных программ и годового календарного учебного графика.
1.4. Текущий контроль успеваемости включает в себя поурочное оценивание достижений обучающихся, которое осуществляет учитель, преподающий предмет, по результатам устного опроса, письменных работ обучающегося и работ контрольного характера и других форм.
1.5. Промежуточная аттестация обучающихся – вид внутреннего контроля, проводимого школой, в результате которого фиксируется освоение обучающимися класса образовательной программы и принимается административное решение о возможности получать образование на следующем этапе обучения в школе.
2.Текущий контроль успеваемости обучающихся
2.1. Текущему контролю успеваемости подлежат обучающиеся всех классов школы, кроме обучающихся 1-го класса.
2.2. Текущий контроль успеваемости осуществляется в виде отметок по пятибальной шкале во 2-9 классах (минимальный балл – 1, максимальный – 5), которые выставляются в классный журнал и дневник обучающегося.
2.3. Форму текущего контроля успеваемости определяет учитель с учетом контингента обучающихся, содержания учебного материала, специфики преподаваемого предмета, используемых им образовательных технологий и других обстоятельств.
2.4. Избранная форма текущего контроля успеваемости сообщается учителем одновременно с представлением календарно-тематического графика изучения программы директору школы.
2.5. Периодичность проведения письменных работ контрольного характера:
— во вторую декаду сентября с целью установления исходного уровня знаний обучающихся по учебным дисциплинам;
— после изучения определённой темы;
— в последнюю декаду учебной четверти (полугодия).
2.6. Письменные работы контрольного характера могут проводиться по текстам администрации школы и в ее присутствии. Сроки проведения, формы и предметы определяются администрацией и доводятся до сведения учителя (желательно совпадение со сроками, определёнными учителем).
2.7. По результатам текущего контроля учитель выставляет отметки:
— четвертные (2-9 классы);
Отметка за четверть и год выставляется на основе результатов письменных работ и устных ответов обучающихся и с учетом их фактических знаний, умений и навыков за 2 дня до начала каникул или аттестационного периода.
2.9.Письменные самостоятельные, контрольные и другие виды работ обучающихся оцениваются по 5-бальной системе. Отметка за выполненную письменную работу заносится в классный журнал к следующему уроку, за исключением:
— отметки за творческие работы по русскому языку и литературе в 5-9 классах не более чем через 2-3 дня;
— отметки за проектные и творческие работы во 2-4 классах не более чем через 2 дня.
Двойная отметка за сочинение, изложение, диктант с грамматическим заданием выставляется в одной клетке классного журнала.
2.10. Обучающиеся по индивидуальным учебным планам аттестуются только по предметам, включенным в этот план.
2.11. Обучающиеся, временно пребывающие в санаторных школах, реабилитационных образовательных учреждениях, аттестуются на основе результатов контроля в этих учебных заведениях.
3.Промежуточная аттестация обучающихся
3.1 Решение о проведении и сроках промежуточной аттестации принимается педагогическим советом школы и утверждается приказом директора школы не позднее 15 сентября текущего учебного года.
3.2. Промежуточная аттестация обучающихся может проводиться как в письменной, так и в устной форме.
3.3. Письменными формами проведения промежуточной аттестации являются:
— контрольная работа (5-8,9 класс);
— изложение с разработкой плана его содержания (8,9 класс);
— сочинение или изложение с творческим заданием (9 класс);
— письменный экзамен по предметам учебного плана;
— для начальной школы (1-4 классы) — выполнение письменной комплексной работы.
3.4. К устным формам промежуточной аттестации относятся:
— тестирование (7,8,9 классы);
— собеседование (5-9 классы);
— проверка техники чтения в 1-4 классах.
3.4. При проведении промежуточной аттестации в форме собеседования обучающийся без подготовки отвечает на вопросы аттестационной комиссии по одной из ключевых тем курса или отвечает на вопросы обобщающего характера по всем темам образовательной программы данного года обучения.
3.5. При проведении промежуточной аттестации в форме зачета обучающийся отвечает на теоретические вопросы билета и выполняет практическое задание.
3.6. Обучающийся, пропустивший по уважительным причинам более половины учебного времени, на основании решения педагогического совета может не участвовать в промежуточной аттестации.
3.7. От промежуточной аттестации на основании решения педагогического совета могут быть освобождены обучающиеся:
— по состоянию здоровья (дети – инвалиды; обучающиеся на дому по индивидуальным программам; в связи с пребыванием в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении; в связи с нахождением в лечебно-профилактических учреждениях более 4-х месяцев);
— имеющие отличные отметки по всем предметам, изучаемым в текущем учебном году;
— выезжающие на учебно – тренировочные сборы, кандидатов в сборные команды, на российские или международные спортивные соревнования, конкурсы, смотры, олимпиады и тренировочные сборы.
3.8. Список освобождённых от промежуточной аттестации обучающихся утверждается приказом директора школы.
3.9. В исключительных случаях по решению педагогического совета отдельным обучающимся письменные формы промежуточной аттестации могут быть заменены устными.
3.10. Обучающиеся, имеющие неудовлетворительную годовую оценку по учебному предмету, обязаны пройти промежуточную аттестацию по данному предмету.
3.11. Расписание проведения промежуточной аттестации, состав аттестационных комиссий, а также график консультаций доводятся до сведения педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей) не позднее чем за две недели до её начала.
3.12. Заявления обучающихся и их родителей, не согласных с результатами промежуточной аттестации или с итоговой отметкой по учебному предмету, рассматриваются в установленном порядке конфликтной комиссией.
4.Критерии оценки знаний, умений и навыков обучающихся
при текущем контроле и промежуточной аттестации
4.1. Балл «5» ставится, когда обучающийся обнаруживает усвоение образовательного уровня и уровня повышенной сложности учебных программ, выделяет главные положения в изученном материале и не затрудняется при ответах на видоизменённые вопросы, свободно применяет полученные знания на практике, не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, а также письменных работах, которые выполняет уверенно и аккуратно.
4.2. Балл «4» ставится, когда обучающийся обнаруживает усвоение базового образовательного уровня и частично уровня повышенной сложности учебных программ, отвечает без особых затруднений на вопросы учителя, умеет применять полученные знания на практике, в устных ответах не допускает серьёзных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в письменных работах делает незначительные ошибки.
4.3. Балл «3» ставится, когда обучающийся обнаруживает усвоение базового образовательного уровня учебных программ, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя, предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы, допускает ошибки в письменных работах.
Знания, оцениваемые баллом «3», зачастую находятся только на уровне представлений и элементарных понятий.
4.4. Балл «2» ставится, когда у ученика имеются отдельные представления об изученном материале, но всё большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, в письменных работах ученик допускает грубые ошибки.
4.5. Нормы оценок по предметам соответствуют общим требованиям.
4.6. Итоговая отметка по учебному предмету в переводных классах выставляется учителем на основе среднего арифметического между годовой отметкой и отметкой, полученной обучающимся по результатам промежуточной аттестации. Положительная итоговая отметка не может быть выставлена при получении неудовлетворительной отметки по результатам промежуточной аттестации.
5.1. Обучающиеся, успешно освоившие содержание учебных программ за учебный год, решением педагогического совета переводятся в следующий класс.
5.2. Обучающиеся 2-8 классов, имеющие по итогам учебного года одну неудовлетворительную оценку, обязаны ликвидировать задолженность в сроки, установленные педагогическим советом, но не позднее 30 августа.
5.3. Обучающиеся 2-8 классов, имеющие по итогам учебного года две или более неудовлетворительных оценок по предметам учебного плана и не ликвидировавшие академическую задолженность в установленный срок, решением педагогического совета школы и с согласия родителей оставляются на повторный курс обучения, переводятся в классы компенсирующего обучения или продолжают получать образование в иных формах.
6.Оформление документации по итогам промежуточной аттестации обучающихся
6.1. Результаты промежуточной аттестации обучающихся отражаются отдельной графой в классных журналах в разделах тех предметов, по которым она проводилась.
6.2. Родителям (законным представителям) обучающегося должно быть своевременно вручено письменное сообщение о неудовлетворительных отметках, полученных им в ходе промежуточной аттестации, и решение педагогического совета о повторном обучении в данном классе или условном переводе обучающегося в следующий класс после прохождения им повторной промежуточной аттестации.
6.3. Письменные работы и протоколы устных ответов обучающихся в ходе промежуточной аттестации хранятся в делах школы в течение одного года.
7.Обязанности администрации школы в период подготовки, проведения
и после завершения промежуточной аттестации обучающихся
7.1. В период подготовки к промежуточной аттестации обучающихся администрация школы:
— организует обсуждение на заседании педагогического совета вопросов о порядке и формах проведения промежуточной аттестации обучающихся, системе отметок по её результатам;
— доводит до сведения всех участников образовательного процесса сроки и перечень предметов, по которым организуется промежуточная аттестация обучающихся, а также формы её проведения;
— формирует состав аттестационных комиссий по учебным предметам;
— организует экспертизу аттестационного материала;
— организует необходимую консультативную помощь обучающимся при их подготовке к промежуточной аттестации.
7.2. В период проведения промежуточной аттестации обучающихся администрация школы обеспечивает условия её проведения и контроль.
7.3. После завершения промежуточной аттестации администрация школы организует обсуждение её итогов на заседаниях методических объединений и педагогического совета.
8. Заключительные положения
8.1 Настоящие правила вступают в силу с 1 с ентября 2014 года.
8.2 Настоящие Правила выставляются для ознакомления на сайт школы и на информационный стенд школы.
ПРОВЕДЕНИЕ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИЙ УЧАЩИХСЯ
Содержимое публикации
НОРМАТИВЫ ТИПОВЫХ ПРАВИЛ
ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ,
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В вопросах организации контрольно-оценочной деятельности накоплен большой опыт. Но, по-прежнему, актуальность вопроса оценочной деятельности учащихся на уроке не снижается, по-прежнему эти вопросы остаются сложнейшими педагогическими проблемами.
«В оценке зачастую мало педагогики и много власти».
Задача каждого педагога строить образовательный процесс таким образом, чтобы в его оценке власти было мало, а педагогики много.
Слайд. Контроль — процедура проверки и оценки учебных достижений учащихся, направленная на установление степени соответствия реально достигнутых результатов учебной деятельности каждым учащимся планируемым результатам обучения в предметно-деятельностной форме, определённых образовательными стандартами и учебными программами;
Слайд. Что нужно знать о контроле?
Слайд. (Приложение 2 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 марта 2008 года № 125, с изменениями и дополнениями)
Слайд.Текущий контроль — подразделяется на поурочный и тематический, значимость которого определяется спецификой учебного предмета.
Слайд. Тексты контрольных работ, диктантов, самостоятельных работ, тестовые задания
Здесь мы выставляем оценки в журнал на уроках. В начале учебного года в методкомиссию сдаем график проведения контрольных работ, надо бы, я думаю, и тексты к\ работ сдавать.
Слайд. Промежуточный контроль — проверка степени усвоения учащимися учебного материала за длительный период времени.
Слайд. Это защита курсовых, отчеты по практике,з ачеты, экзамены
Материалы промежуточной аттестации обучающихся составляются на основе рабочих учебных планов и программ каждой учебной дисциплины и (или) модуля.
В период подготовки к промежуточной аттестации обучающихся проводятся консультации за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.
Слайд Для проведения промежуточной аттестации обучающихся в форме экзаменов должны быть подготовлены:
1) экзаменационные билеты (экзаменационные контрольные задания), тестовые задания, ситуационные задачи;
2) наглядные пособия, материалы справочного характера, нормативные документы и образцы техники, разрешенные к использованию на экзамене;
3) учебные и технологические карты;
4) спортивный зал, оборудование, инвентарь;
5) экзаменационная ведомость.
Какие документы нужны здесь? Зачетный и экзаменационный материалы по дисциплинам, которые мы рассматриваем на заседаниях методкомиссий, они утверждаются затем директором.
Здесь мы заполняем ведомости, оценки тоже ставим в журналы.
Итоговая аттестация обучающихся организаций технического и профессионального, послесреднего образования проводится в форме сдачи итоговых экзаменов по общепрофессиональным и специальным дисциплинам и (или) модулям, или выполнение и защита дипломного проекта (работы), или выполнение и защита дипломной работы со сдачей итогового экзамена по одной из специальных дисциплин и (или) модуля.
Итоговые экзамены по дисциплинам и (или) модулям проводятся в соответствии с учебными программами в следующих формах: устно, письменно, в форме комплексных экзаменов, включающих вопросы нескольких специальных дисциплин и (или) профессиональных модулей.
Итоговая аттестация лиц с особыми образовательными потребностями проводится в форме сдачи практической работы по производственному обучению с пояснениями выполняемых действий с обязательным присутствием руководителя. Для защиты практической работы обучающийся выступает с докладом об этапах выполнения работы с продолжительностью не более 15 (пятнадцати) минут.
Слайд Для проведения итоговой аттестации создается аттестационная комиссия
Состав итоговой аттестационной комиссии формируется из числа квалифицированных специалистов предприятий, преподавателей специальных дисциплин, мастеров производственного обучения и представителей коллегиальных органов управления учебного заведения в соотношении 65 % от представителей работодателей и 35 % от представителей организации технического и профессионального, послесреднего образования, включая секретаря комиссии без права голоса
Слайд В комиссию представляются следующие материалы и документы:
1) рабочий учебный план по специальности;
2) приказ руководителя организации технического и профессионального образования о допуске обучающихся к итоговой аттестации;
3) сводные ведомости итоговых оценок обучающихся;
4) комплект экзаменационных билетов и перечень вопросов, выносимых на итоговые экзамены, согласно учебной программе;
5) документы, подтверждающие право обучающегося на перенос сроков итоговой аттестации по состоянию здоровья.
Виды и формы текущего контроля и промежуточной аттестации
К видам контроля можно отнести:
· контроль с помощью технических средств и информационных систем.
Каждый из данных видов контроля выделяется по способу выявления формируемых компетенций:
· в процессе беседы преподавателя и студента;
· в процессе создания и проверки письменных материалов;
· путем использования компьютерных программ, приборов, установок и т. п.
Каждый из видов контроля имеет собственные преимущества и недостатки.
1. Устный опрос позволяет оценить знания и кругозор студента, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки. УО обладает большими возможностями воспитательного воздействия преподавателя, т. к. при непосредственном контакте создаются условия для его неформального общения студентом.
Воспитательная функция УО имеет ряд важных аспектов:
· нравственный (честная сдача экзамена),
· дисциплинирующий (систематизация материала при ответе),
· дидактический (лучшее запоминание материала при интеллектуальной концентрации),
· эмоциональный (радость от успешного прохождения собеседования) и др.
Обучающая функция УО состоит в выявлении деталей, которые по каким-то причинам оказались недостаточно осмысленными в ходе учебных занятий и при подготовке к зачёту или экзамену.
Мотивирующая функция УО: правильно организованные собеседование, коллоквиум, зачёт и экзамен могут стимулировать учебную деятельность студента, его участие в научной работе
2. Важнейшими достоинствами письменных работ являются:
· экономия времени преподавателя, (затраты времени в два-три раза меньше, чем при устном контроле);
· возможность поставить всех студентов в одинаковые условия;
· возможность разработки равноценных по трудности вариантов вопросов;
· возможность объективно оценить ответы при отсутствии помощи преподавателя;
· возможность проверить обоснованность оценки;
· уменьшение субъективного подхода к оценке подготовки студента, обусловленного его индивидуальными особенностями.
3. Контроль результатов образования с использованием информационных технологий и систем обеспечивает:
• быстрое и оперативное получение объективной информации о фактическом усвоении студентами контролируемого материала, в том числе непосредственно в процессе занятий;
• возможность детально и персонифицировано представить эту информацию преподавателю для оценки учебных достижений и оперативной корректировки процесса обучения;
• формирования и накопления интегральных (рейтинговых) оценок достижений студентов по всем дисциплинам и модулям образовательной программы;
• привитие практических умений и навыков работы с информационными ресурсам и средствами;
• возможность самоконтроля и мотивации студентов в процессе самостоятельной работы.
В то же время контроль с применением технических средств уступает письменному и устному контролю в отслеживании индивидуальных способностей и креативного потенциала студента.
Технические средства контроля желательно сочетать с устной беседой с обучающимся.
Каждый из видов контроля осуществляется с помощью определенных форм, которые могут быть как одинаковыми для нескольких видов контроля (например, устный и письменный экзамен), так и специфическими.
Соответственно, и в рамках некоторых форм контроля могут сочетаться несколько его видов (например, экзамен по дисциплине может включать как устные, так и письменные испытания).
К формам контроля относятся:
· лабораторная, и т. п. работа*;
· эссе и иные творческие работы*;
· отчет (по практикам, научно-исследовательской работе студентов и т. п.)*;
(в случаях, отмеченных знаком*, речь идет о неразрывной связи форм контроля с соответствующими видами учебной деятельности и образовательными технологиями.)
Формы устного контроля.
Устный опрос как вид контроля и метод оценивания формируемых компетенций задействован при применении следующих форм контроля:
· экзамен по дисциплине или модулю.
Собеседование– специальная беседа преподавателя со студентом на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, рассчитанная на выяснение объема знаний студента по определенному разделу, теме, проблеме и т. п.
Коллоквиум) (лат. colloquium – разговор, беседа) может служить формой не только проверки, но и повышения знаний студентов. На коллоквиумах обсуждаются отдельные части, разделы, темы, вопросы изучаемого курса, обычно не включаемые в тематику семинарских и других практических учебных занятий, а также рефераты, проекты и иные работы обучающихся.
Зачет и экзамен представляют собой формы промежуточной аттестации студента, определяемые учебным планом подготовки по направлению ВПО.
Формы письменного контроля.
Письменные работы могут включать:
Тест является простейшей формой контроля, направленной на проверку владения терминологическим аппаратом, современными информационными технологиями и конкретными знаниями в области фундаментальных и прикладных дисциплин. Тест состоит из небольшого количества элементарных задач; может предоставлять возможность выбора из перечня ответов; занимает часть учебного занятия (10-30 минут); правильные решения разбираются на том же или следующем занятии. Частота тестирования определяется преподавателем.
1. по уровню контроля
• тесты промежуточной и итоговой аттестации;
• гомогенные (основанные на содержании одной дисциплины),
• гетерогенные (основанные на содержании нескольких дисциплин), в свою очередь подразделяющиеся на полидисциплинарные тесты (набор гомогенных тестов по отдельным дисциплинам) и междисциплинарные тесты (каждое задание такого теста включает элементы содержания нескольких дисциплин);
3. по методологии интерпретации результатов:
• нормативно ориентированные (позволяют сравнивать учебные достижения отдельных испытуемых друг с другом),
• критериально ориентированные (позволяют измерить уровень индивидуальных учебных достижений относительно полного объема знаний, навыков и умений, которые должны быть усвоены обучаемыми по конкретной дисциплине);
4. по форме предъявления
Контрольная работа является более сложной формой проверки; она может применяться для оценки знаний по базовым и вариативным дисциплинам циклов ГСЭ, ЕН и профессионального. Контрольная работа, как правило, состоит из небольшого количества средних по трудности вопросов, задач или заданий, требующих поиска обоснованного ответа. Контрольная работа может занимать часть или полное учебное занятие с разбором правильных решений на следующем занятии. Рекомендуемая частота проведения – не менее одной перед каждой промежуточной аттестацией.
Эссе – одна из форм письменных работ, наиболее эффективная при освоении базовых и вариативных дисциплин циклов ГСЭ и, в некоторых случаях, профессионального цикла. Роль этой формы контроля особенно важна при формировании универсальных компетенций выпускника, предполагающих приобретение основ гуманитарных, социальных и экономических знаний, освоение базовых методов соответствующих наук.
Эссе – небольшая по объему самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем соответствующей дисциплины. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных умозаключений. Эссе должно содержать чёткое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. В зависимости от специфики дисциплины формы эссе могут значительно дифференцироваться. В некоторых случаях это может быть анализ собранных студентом конкретных данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации, подробный разбор предложенной преподавателем проблемы с развёрнутыми пояснениями и анализом примеров, иллюстрирующих изучаемую проблему и т. д.
Требования к эссе могут трансформироваться в зависимости от конкретной дисциплины, однако качество работы должно оцениваться по следующим критериям: самостоятельность выполнения, способность аргументировать положения и выводы, обоснованность, четкость, лаконичность, оригинальность постановки проблемы, уровень освоения темы и изложения материала (обоснованность отбора материала, использование первичных источников, способность самостоятельно осмыслять факты, структура и логика изложения). Для подготовки эссе студенту предоставляется список тем, список обязательной и дополнительной литературы, требования к оформлению
Реферат – форма письменной работы, которую рекомендуется применять при освоении вариативных (профильных) дисциплин профессионального цикла. Как правило, реферат представляет собой краткое изложение содержания научных трудов, литературы по определенной научной теме.
Объем реферата может достигать 10-15 стр.; время, отводимое на его подготовку – от 2 недель до месяца. Подготовка реферата подразумевает самостоятельное изучение студентом нескольких литературных источников (монографий, научных статей и т. д.) по определённой теме, не рассматриваемой подробно на лекции, систематизацию материала и краткое его изложение. Цель написания реферата – привитие студенту навыков краткого и лаконичного представления собранных материалов и фактов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научным отчетам, обзорам и статьям. Для подготовки реферата студенту предоставляется список тем, список обязательной и дополнительной литературы, требования к оформлению.
Курсовая работа – более сложный, чем реферат, вид самостоятельной письменной работы, направленный на творческое освоение общепрофессиональных и профильных профессиональных дисциплин (модулей) и выработку соответствующих профессиональных компетенций. Объем курсовой работы может достигать 10-20 страниц; время, отводимое на ее написание – от 1-2 месяцев до семестра. В зависимости от объема времени, отводимого на выполнение задания, курсовая работа может иметь различную творческую направленность. При написании курсовой работы студент должен полностью раскрыть выбранную тему, соблюсти логику изложения материала, показать умение делать обобщения и выводы. Курсовая работа должна состоять из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы. Во введении автор кратко обосновывает актуальность темы, структуру работы и даёт обзор использованной литературы. В основной части раскрывается сущность выбранной темы; основная часть может состоять из двух или более глав (разделов); в конце каждого раздела делаются краткие выводы. В заключении подводится итог выполненной работы и делаются общие выводы. В списке использованной литературы указываются все публикации, которыми пользовался автор.
При оценке уровня выполнения курсовой работы, в соответствии с поставленными целями для данного вида учебной деятельности могут контролироваться следующие умения, навыки и компетенции:
• умение работать с объектами изучения, критическими источниками, справочной и энциклопедической литературой;
• умение собирать и систематизировать практический материал;
• умение самостоятельно осмыслять проблему на основе существующих методик;
• умение логично и грамотно излагать собственные умозаключения и выводы;
• умение соблюдать форму научного исследования;
• умение пользоваться глобальными информационными ресурсами;
• владение современными средствами телекоммуникаций;
• способность и готовность к использованию основных прикладных программных средств;
• умение обосновывать и строить априорную модель изучаемого объекта или процесса;
• способность создать содержательную презентацию выполненной работы.
Научно-учебные отчеты по практикам являются специфической формой письменных работ, позволяющей студенту обобщить свои знания, умения и навыки, приобретенные за время прохождения базовых и профильных учебных производственных, научно-производственных практик и НИР. Отчеты по базовым и профильным учебным практикам могут составляться коллективно с обозначением участия каждого студента в написании отчета. Отчеты по производственным, научно-производственным практикам и НИР готовятся индивидуально. Объем отчетов может составлять 20–25 страниц, структура отчета близка к структуре курсовой работы. Правильно сформулированные требования к содержанию, оформлению и защите научно-учебных отчетов по практикам могут дать хороший образец нового «интегрального» или системного подхода к оценке уровня приобретенных студентом умений, навыков, универсальных и профессиональных компетенций. При этом помимо перечисленных выше умений и навыков, приобретаемых при выполнении курсовой работы, могут контролироваться следующие компетенции:
· способность работать самостоятельно и в составе команды;
· готовность к сотрудничеству, толерантность;
· способность организовать работу исполнителей;
· способность к профессиональной и социальной адаптации;
· способность понимать и анализировать социальные, экономические и экологические последствия своей профессиональной деятельности
· владение навыками здорового образа жизни и физической культурой.
Цель каждого научно-учебного отчета – осознать и зафиксировать профессиональные и социально-личностные компетенции, приобретенные студентом в результате освоения теоретических курсов и полученные им при прохождении практики. Для выпускающей кафедры отчеты студентов по практикам важны потому, что позволяют создавать механизмы обратной связи для внесения корректив в учебные и научные процессы.
Отчеты по научно-исследовательской работе студентов (НИРС) НИРС выполняется на старших курсах. При оценивании результатов выполнения НИРС целесообразно использовать критерии, аналогичные оцениванию ВКР.
Могут быть предусмотрены следующие этапы выполнения и контроля НИРС:
1. Планирование НИРС. Ознакомление с тематикой исследовательских работ кафедры и выбор темы своего будущего исследования, обсуждение с ведущим преподавателем сути предстоящей работы. Как правило, на этом этапе студент составляет реферат по избранной теме, в котором отражает текущее состояние исследуемого вопроса. После рассмотрения реферата и собеседования со студентом преподавателем утверждается план проведения НИРС. В зависимости от сроков выполнения НИРС и сложности поставленной задачи этот этап может занимать временной интервал от одного до двух месяцев. На данном этапе должны контролироваться следующие компетенции, приобретаемые студентом в процессе выполнения работы:
• способность пользоваться глобальными информационными ресурсами, находить необходимую литературу;
• владение современными средствами телекоммуникаций;
• способность определять и формулировать проблему;
• способность анализировать современное состояние науки и техники;
• способность ставить исследовательские задачи и выбирать пути их решения;
• способность создавать содержательные презентации.
2. Корректировка плана проведения НИРС. В ходе проведения исследований можно вносить корректировки в ранее намеченный план. При этом можно контролировать следующие компетенции, формируемые у студента:
• способность анализировать современное состояние науки и техники;
• способность самостоятельно ставить научные и исследовательские задачи и определять пути их решения;
• способность составлять и корректировать план научно-исследовательских работ;
• способность применять научно-обоснованные методы планирования и проведения эксперимента;
• способность анализировать полученные результаты теоретических или экспериментальных исследований;
• способность самостоятельно принимать решения на основе проведенных исследований.
3. Составление отчета о НИРС. На данном этапе можно контролировать следующие компетенции студента:
· способность самостоятельно оценивать научные, прикладные и экономические результаты проведенных исследований;
· способность профессионально представлять и оформлять результаты научно-исследовательских работ, научно-технической документации, статей, рефератов и иных материалов исследований.
4. Публичная защита выполненной работы па заседании студенческого научного кружка. В ходе защиты преподаватели и студенты проводят широкое обсуждение работы, позволяющее оценить качество компетенций, сформированных у студента:
• способность к публичной коммуникации; навыки ведения дискуссии на профессиональные темы; владение профессиональной терминологией;
• способность представлять и защищать результаты самостоятельно выполненных научно-исследовательских работ;
• способность создавать содержательные презентации.
При оценке качества выполнения НИРС должны приниматься во внимание приобретаемые компетенции, связанные с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.
Технические формы контроля.
Данные формы контроля осуществляются с привлечением разнообразных технических средств.
Технические средства контроля (ТС) могут содержать:
· программы компьютерного тестирования,
· комплексные ситуационные задания и т. п.
В понятие технических средств контроля может входить оборудование, используемое студентом при лабораторных работах и иных видах работ, требующих практического применения знаний и навыков в учебно-производственной ситуации, овладения техникой эксперимента.
В отличие от производственной практики лабораторные и подобные им виды работ не предполагают отрыва от учебного процесса, представляют собой моделирование производственной ситуации и подразумевают предъявление студентом практических результатов индивидуальной или коллективной деятельности.
Электронные тесты являются эффективным средством контроля результатов образования на уровне знаний и понимания. Во время тестирования студенту последовательно предъявляются тест-кадры.
К базовой группе тест-кадров относятся:
· задание закрытого типа,
· задание открытого типа,
· задание на установление правильной последовательности
· задание на установление соответствия.
Существуют группы тестовых заданий графического и бланкового типов.
В тестовых заданиях графического типа основой вопроса и объектом для ответа является рисунок. В зависимости от параметров и способа формирования ответа различаются графические задания закрытого типа с одним и несколькими правильными ответами, открытого типа с одним и с несколькими ответами, на установление последовательности и задание одной или нескольких связей, на задание маршрута и на соответствие.
Вопросы бланкового типа представляют собой сложные, комбинированные вопросы, состоящие из нескольких элементов, и могут включать поля ввода, списки, ячейки, возможности выделения и перемещения элементов. Последовательность кадров формируется системой на основе алгоритма, определенного разработчиком теста. Это может быть и псевдослучайный алгоритм, и жестко определенная последовательность, и алгоритм, когда при выборе следующего кадра учитывается ответ обучаемого на предыдущий.
Обучающие тесты предназначены для самоконтроля студента и определения траектории обучения: в зависимости от ответов тестируемого ему будут предъявляться те или иные обучающие элементы. В обучающем режиме особое внимание должно быть уделено организации диалога системы и пользователя путем задания вариантов реакции системы на возможные действия студента при прохождении теста.
Система предоставляет тестируемому возможности активного взаимодействия с учебным материалом, при котором реализуется обучающий диалог с целью выработки у обучаемого наиболее полного и адекватного знания изучаемой темы.
Основными компонентами обучающего диалога можно считать:
• обучающее воздействие, соответствующий ему обучающий модуль УМК или его кадр;
• контроль (проверка) исполнения данного учебного фрагмента;
• корректировка обучающего воздействия в соответствии с результатами контроля, т. е. обратная связь.
Наличие обучающего диалога (интерактива) создает «эффект присутствия преподавателя», когда каждый обучаемый по любому вопросу, при любой ошибке, например, при решении задач, получает необходимый именно ему корректирующий учебный материал.
В результате при изучении электронного УМК системой формируется индивидуальная траектория обучения для каждого студента, т. е. система выполняет роль электронного тьютора. В процессе изучения материала системой могут быть обеспечены многочисленные объектно-ориентированные подсказки, появляющиеся по мере необходимости. В результате реализуется уровень интерактивности «реального масштаба времени», при котором учащийся вовлекается во взаимодействие со средой, моделирующей реальные процессы, управляет ее поведением, отвечает на сложные учебные запросы
Обучающий тест может использоваться для построения электронного тьютора, модуля с высоким уровнем интерактивности и мультимедийности. Повышения интеллекта данного модуля обеспечивает новые возможности более полного анализа ответа студента и увеличение числа реакций системы на действия тестируемого.
Аттестующие тесты могут использоваться как для проведения текущего контроля успеваемости в течение семестра, так и для проведения промежуточной и рубежной аттестации.
Электронный практикум содержит набор заданий, которые необходимо выполнить студенту. Предъявляемое задание выбирается из базы данных и закрепляется за конкретным студентом. В отличие от тестов, задание, которое предъявляется студенту в рамках практикума, не требует мгновенного выполнения. Системой определяется срок, в течение которого задание должно быть сдано. Результатом выполнения задания должен быть файл, отсылаемый студентом в базу данных. Проверка результата работы студента осуществляется преподавателем, который может поставить оценку или отправить работу на исправление, указав выявленные недостатки, не позволяющие ее принять. При неудовлетворительной оценке студенту может быть выдан другой вариант задания. Подобный способ контроля может использоваться при организации таких видов учебной работы как курсовой проект (работа), расчетно-графические работы, реферат.
Виртуальные лабораторные работы с помощью специализированных обучающих комплексов позволяют студенту производить эксперименты либо с математической моделью, либо с физической установкой. Выполнение лабораторной работы заканчивается представлением отчета, который может быть проверен автоматически. В частном случае, результатом выполнения лабораторной работы может быть формальное описание какой-либо системы, которая оценивается по реакциям на эталонные воздействия. Использование виртуальной лаборатории требуется в случае, когда невозможно реализовать авторский замысел средствами других видов электронных элементов системы. Например, когда существует достаточно большое количество правильных ответов или задача проверки результата не является алгоритмической. Как и в случае с тестами, результат выполнения лабораторной работы доступен и студенту, и преподавателю сразу после ее окончания.