что такое прокат вещей
Как сэкономить и заработать десятки тысяч, сдавая и беря в аренду что угодно
Шеринговая экономика, построенная на принципах совместного пользования вещами, распространяется все быстрее. Люди начали делиться квартирами (Airbnb), машинами (Uber), а теперь в интернете можно арендовать вообще что угодно. С одной стороны, это помогает экономить, ведь зачем покупать дорогостоящие вещи, если их можно взять всего на несколько часов или дней? С другой — это новая возможность зарабатывать: если у вас есть какой-либо полезный предмет, вы можете превратить его в актив, сдавая другим людям и получая выгоду. В этом материале, подготовленном при поддержке портала OneTwoRent, мы рассказываем, как устроен сервис аренды всего на свете. Для этого ответим на несколько ключевых вопросов.
Зачем арендовать вещь, если ее можно купить?
Один из основателей международного сайта аренды OneTwoRent Алексей Никонов объясняет, что зачастую людям нужна не сама вещь, а та функция, которую вещь выполняет. «Нам нужна не дрель, а дырка в стене, не автомобиль, а возможность доехать в определенное время в определенное место. Получить функцию можно, взяв вещь в аренду, а не покупая ее», — говорит Никонов.
По мнению бизнесмена, нет смысла тратить всю жизнь на бесконечную работу, чтобы постоянно скупать вещи, ведь можно отказаться от неразумных покупок и на сэкономленные деньги улететь в путешествие и получить самое важное — знания и впечатления.
Сегодня в мире очень популярна идея шеринга, в основе которой лежат экологичность, экономия и эргономика. Люди стараются сделать потребление вещей осознанным, поэтому начинают пользоваться некоторыми вещами совместно.
Что можно арендовать?
Все! На сайте OneTwoRent можно арендовать автомобиль (и даже дом на колесах), строительные инструменты, игровую приставку, фотоаппарат, принтер, одежду, учебники, место для паркинга, велосипед и катамаран.
На OneTwoRent есть такие вещи, об аренде которых вы вряд ли задумывались. Например, при желании можно арендовать весло за 50 рублей в день, корову за 2000 рублей в час, а за 100 рублей в день можно поставить себе в офис статуэтку счастливого чукчи. В описании товара его хозяин пишет: «Чукча со счастливой кармой. Вдруг кому-то нужно немного фортуны? Мне с ним спокойнее. Как будет у вас, не знаю…»
Как арендовать понравившуюся вещь?
В каталоге товаров, представленных на сайте otr24.com, выберите тот, который пришелся вам по душе. Лучше, если вы найдете сразу несколько похожих товаров, чтобы можно было выбирать. Связаться с арендодателями можно двумя способами: позвонить по указанному в объявлении телефону или начать переписку в чате на сайте.
Когда вы обговорите все детали с владельцем вещи, необходимо лишь заключить договор, где будут прописаны все детали, и забрать товар себе.
Можно ли заработать на сдаче в аренду своих вещей?
Бизнесмен Алексей Никонов уверен, что ежегодно на сдаче своих дорогостоящих вещей в аренду можно заработать в среднем 45 тыс. рублей. А если при этом самому не покупать вещи, а тоже брать в аренду, то сэкономить можно еще 30 тыс. в год.
Заработки могут быть и выше. Например, если у вас есть игровая консоль и много видеоигр, то сдать их напрокат можно за 10 тыс. рублей в месяц. А ведь еще сдавать в аренду можно джойстики, очки виртуальной реальности и прочие атрибуты, что увеличит ваш доход.
Очень выгодно сдавать в аренду спортивный инвентарь: велосипеды, сноуборды, лыжи, коньки, а также туристическое снаряжение: надувные лодки, катамараны, палатки. За сдачу в аренду таких вещей можно получать от 200 тыс. до 5000 тыс. рублей в день.
Наверняка в вашей кладовке стоит запылившийся чемодан с инструментами. Сдайте их в аренду! Электролобзики, дрели, перфораторы, шуроповерты, кусачки могут приносить вам до 500 рублей в день.
Чем портал OneTwoRent отличается от других сайтов аренды?
Во-первых, уже сейчас на OneTwoRent можно арендовать и сдавать вещи в 44 городах России. Создатели проекта имеют амбициозные планы и говорят, что в ближайшем будущем OneTwoRent станет единственным в мире международным сервисом, которым смогут пользоваться люди всех стран мира. Аналогичные сервисы есть в Европе, США и Австралии, но они локальны (пока, кроме России, на сайте представлен Казахстан). Кроме того, OneTwoRent объединяет на одной площадке самые разные вещи, от недвижимости до услуг, одежды и даже строительной техники. В-третьих, OneTwoRent — это сервис под ключ, в котором предусмотрены возможности продвижения своего товара на портале, консультации юристов и система проверки контрагентов, PR и реклама для бренда прокатной компании и многое другое — рассказал Алексей Никонов.
Можно ли использовать OneTwoRent для бизнеса?
Да. У сервиса есть программа работы с юридическими лицами. Для них есть множество дополнительных услуг и «фишек» на сайте. По сути, это возможность начать собственный арендный бизнес на готовой инфраструктуре.
Сколько людей уже пользуется OneTwoRent?
OneTwoRent — молодой сервис, он существует шесть месяцев, но уже сейчас им пользуются как минимум 78 тыс. человек, говорят создатели. В 2018 году компания планирует запуститься в Казахстане, Белоруссии и ряде других стран.
Мир, который никому не принадлежит: что такое «ретейл-шеринг» и кто зарабатывает на прокате вещей миллионы
Но к консьюмеризму у нас смешанные чувства — его любят ненавидеть и ненавидят любить. Так что к укоренившимся рефлексам требуется креативный подход. По сути, новое поколение переоткрывает экономику колхоза — теперь миром правит коллективизация по модели SaaS с продуманным UX.
Сама идея коммунального владения в России не нова и на первый взгляд совершенно не привлекательна. В 1990-е эйфория частной жизни пришла к нам вместе с эйфорией частной собственности. А владение до сих пор для многих неотделимо от статуса. Но, в отличие от искаженного прообраза шеринг-экономики, который отсылает к диктатуре или ущербности, новое «не мое» больше не обидно и не стыдно. Шеринг — сознательная позиция и выбор в пользу максимальной свободы.
Экономика доступа
В сущности, сегодня мы воспеваем усовершенствованную версию натурального обмена: коллективное использование товаров и услуг без передачи прав владения. Шеринг имеет множество форм: наиболее близкое к оригиналу горизонтальное взаимодействие непосредственно между участниками, гибридное через юридического посредника или вертикальное со стороны одного поставщика. Конечно, шеринг — это Uber, Airbnb, WeWork, Lyft и Netflix. А еще это пиринговая сеть, краудфандинг, облачное хранение данных и блокчейн. Это решение известной «трагедии общин» (проблема истощения общедоступного продукта из-за его чрезмерного использования): гибрид коммерческого товара и общественного блага, платный продукт для общего, временно ограниченного потребления. Это экономика доступа, идеализированная сегодня, но созданная из практических и интуитивно понятных соображений. С приходом сервисных приложений и смартфонов шеринг совершил фазовый переход: увеличил радиус воздействия, породил хрестоматийных «единорогов» и из стихийного явления перешел в разряд трансформирующей отрасли.
Ближе к телу. Ретейл-шеринг
Шеринг-экономика становится все более интимной стороной городской жизни. Мы стали частью необъятного «нетфликса» из недвижимости, машин, видеоконтента и вещей первой необходимости. Трудно поверить, но шеринг одежды появился до того, как термин «уберизация» стал нарицательным.
Начальные инвестиции и демоверсия платформы Rent The Runway (онлайн-сервис проката дизайнерской одежды и аксессуаров) появились незадолго до первого бета-запуска сервиса Ubercab, а только стартовавшая с нескольких помещений и надувных матрасов компания Airbedandbreakfast (будущий Airbnb) примерно тогда же попала в стартап-акселератор Y Combinator. Фактически наименее интуитивно приемлемая шеринг-модель была одновременно первой офлайн шеринг-моделью как таковой.
RTR выросла из стандартных ожиданий от бутика для проката платьев и в лучших традициях disrupt-логики («подрывная» инновация, которая создает новый рынок и вытесняет укоренившиеся компании) предоставила то, что в ожидания общества вообще не входило: делегированный гардероб для регулярного использования. Задача сервиса — не столько отговорить от потребления, сколько усовершенствовать подход к утилизации вещи. Восприятие возможностей, которые дает аренда, меняется по аналогии с теорией игры: при бесконечном количестве шагов и при постоянно обновляющейся платформе выбор происходит между одной и минимум сорока восемью позициями (в случае лимитированной подписки) в год, из года в год. Результат такой кропотливой перестройки восприятия говорит сам за себя. Rent the Runway заняла 5-е место в рейтинге CNBC Disruptor List 2019 и входит в список лучших компаний по версии Fast Company за 2018/2019 год. В 2013 году тот же CNBC окрестил RTR одной из 50 компаний в мире, разрушающих статус-кво. Соосновательница сервиса Дженнифер Хайман в 2019 году вошла в список 100 самых влиятельных людей по версии журнала TIME.
Самые разные участники fashion-рынка приходят к осознанию того, что новая модель может стать решением структурных проблем для индустрии. В прошлом году бренд COS при поддержке YCloset запустил прокатный сервис в Китае. В Японии, Корее, Лондоне, Париже и Берлине также развиваются прокатные платформы и шеринг-маркетплейсы. Bloomingdales запустил подписку на свою кежуал-коллекцию, а в прошлом году британский универмаг Selfridges в сотрудничестве с компанией HURR запустил аренду своего премиум-ассортимента.
Для бренда и ретейлера аренда в перспективе может позволить активнее продавать ассортимент без необходимости кардинального удешевления его стоимости. В среднем 85% вещей сегодня продается c дисконтом, растет влияние аутлета на ценовую политику дизайнера. Премиум-бренды предпринимают более или менее разумные попытки сохранить ценовой статус в ущерб продажам и отстроиться от «теневого» дисконт рынка. Аренда дает возможность эксплуатации вещей с поддержанием изначальной стоимости. Доступность и прозрачный подход к утилизации ассортимента улучшаут восприятие, растет лояльность к бренду. Нестандартный дизайнер получает нестандартную площадку для выхода на широкую аудиторию. Так вещь окупает себя, продается с большей вероятностью и по более высокой цене. Главное, аренда осторожно, ненавязчиво и комфортно прививает ничего не подозревающему клиенту склонность к осознанному потреблению. Мягкая революция в действии.
Вирус и идеальная модель будущего
Карантин помог создать почти идеальную с экологической точки зрения модель потребления — сократилось и потребление, и производство, но уже отчетливо видна обратная сторона эксперимента. Ограничение в спросе закрыло 1089 бангладешских фабрик, оставив более 1 млн безработных с начала эпидемии. Обратная сторона есть и у шеринг-модели, которая не решает проблему интенсивного потребления. В ней есть ряд эколовушек: увеличение нагрузки на цепочки поставок, постоянная обработка и переупаковка. Проблему усиленного потребления, несоразмерно быстрых производственных цепочек и их объективной необходимости еще предстоит решить. Но шеринг прямо сейчас может перестроить глобальную ретейл-экономику с поддержкой всех зависимых от нее участников.
Что происходит в России
Почему Rent The Runway нет в России? К шеринг-модели неоднократно подступались и традиционные ретейлеры, и небольшие бутики. Успешно работают нишевые сервисы по аренде вечерних платьев. Проекты, которые старались отходить от бутикового формата и внедрять обширную шеринг-платформу для более регулярного и универсального использования, столкнулись с невостребованностью и не смогли обеспечить долгосрочное финансирование до первых перспективных результатов на рынке. Rent The Runway стабильно поднимал 11 раундов, чтобы в течение нескольких лет отстраивать рентабельную экономику сервиса. Основатель российского шеринг-сервиса Rentmania в итоге релоцировал компанию в США, чтобы получить доступ к глобальной венчурной экосистеме. Оценка перспективности ранних проектов на российском рынке, по его словам, сводится к консервативной дивидендной модели (модель оценки будущего свободного денежного потока).
Долгое время существовало три аргумента, почему на российском рынке нет своего RTR: принципиально другой менталитет, принципиально другая инфраструктура, другой инвестиционный климат. Но категоричное отрицание сменяется любопытным ожиданием: сколько должно пройти времени для качественных перемен в поведении и привычках? Сколько нужно ресурсов и поддержки, чтобы получить необходимый капитал, оптимизировать процесс и создать успешный бизнес?
Перестройка в поведении происходит сейчас. В России с наступлением карантина электронная коммерция получила самый сильный толчок за последние 5 лет. Несмотря на пандемию, новая модель наступает на более подготовленную почву. Ухудшение экономики ведет к повышенной активности на ресейл-площадках. Согласно исследованию McKinsey рынка люкса в России, только 24% миллениалов регулярно покупают премиум-вещи. При этом более 50% активно отслеживают последние тренды высокой моды — то есть активно интересуются и являются потенциальными потребителями. Общие расходы на вещи выросли на 20% с 2014 года, когда, по оценке The Economist, траты на одежду в России значительно опережали показатели в Индии, США и странах Евросоюза. Происходит перестройка венчурного рынка и трансформация цепочек поставок. X5 Retail Group, «МВидео» и Хофф недавно объявили о скаутинге и адаптации инновационных ретейл-решений внутри совместного альянса.
На фоне насыщенности моделей и направлений, которые предлагает международный рынок, растет очевидность пробела и потенциала на российском рынке. Вместе с тем растет неизбежность платформ, которые будут осваивать этот пробел и, возможно, идти на опережение: платформы с актуальным продуктом, продвинутой инфраструктурой и активной поддержкой со стороны традиционной индустрии.
Rentmania — стартап аренды вещей
Рассказываю о проекте по аренде вещей, о том, какие у него есть проблемы и о том, как заработать на проблемах бизнеса.
Я с командой специализируюсь на разработке приложений-маркетплейсов и слежу за успехами подобных проектов. Сегодня разберем российский стартап аренды вещей Rentmania: в чем плюсы и минусы такого стартапа, и какова основная проблема такого бизнеса.
Rentmania – это аренда бытовых вещей. Соответственно, сервис – это стандартный маркетплейс, заказчики – это арендаторы, поставщики – это арендодатели. Арендодатели размещают на сервисе все, что они готовы сдать в аренду. Здесь есть каталог с фильтрами и поиском, в котором арендаторы выбирают предмет, договариваются с арендодателем и берут в аренду то, что им хочется. Приятной фишкой является возможность указать фиксированное время аренды (арендодатель может указать три дня, семь дней и один месяц).
Сервис зарабатывает на двух вещах:
Берет 30% от комиссии с аренды
Берет комиссию за транспортировку/доставку
Вы можете взять гироскутер, квадрокоптер, VR-очки с рук. Расчет в таком бизнесе идет на то, что люди не знают точно покупать гироскутер или нет, но есть желание попробовать. Провести, например, тест-драйв, ведь новую вещь в магазинах не дадут протестировать. Этот маркетплейс сводит людей, которые уже наигрались своими вещами и готовы сдать их в аренду, и людей, которые эти вещи хотят попробовать.
Например, приехал в отпуск, в другой город, берешь в аренду гироскутер и катаешься в свое удовольствие.
Главная проблема – это то, что сервис предлагает внести полную предоплату. Арендодатели боятся, что вещь сломают и, чтобы избежать разного рода поломок и «трагедий», сервис берет с арендаторов фиксированную стоимость, схожую со стоимостью данного товара. Если гироскутер стоит 8 тысяч рублей, тогда я, как клиент, должен отдать полную стоимость и её часть (за вычетом суммы аренды), возвращается после сдачи в целости и сохранности.
Это логично с точки зрения арендодателя, но для арендатора такой подход не очень привлекателен. Заморозить 8 тысяч, чтобы покататься как-то не особо хочется. Когда я беру машину в аренду, тогда вряд ли с меня спросят внести залог в виде полной стоимости, там решается вопрос страховки, которая нужна на все случаи. Я бы порекомендовал этому сервису поступить так же, потому что авансовый платеж многих потенциальных клиентов отпугнёт. Это первая проблема.
Вторая проблема заключается в том, что рынок еще не сформирован. Люди не задумываются, что можно взять в аренду гироскутер, а не покупать.
В Америке – это ежемесячные платежи, у нас – разовая покупка. Ребята верят в то, что в Америке для них путь открыт и хотят попробовать свои силы именно там.
Я предлагаю выкрутить идею самого сервиса и посмотреть, что можно сделать и как решить их проблемы оставаясь, по возможности, в России 🙂
Я верю в то, что эту идею можно развить в случаях, когда арендаторам срочно требуется та или иная вещь, а арендодателям действительно выгодно сдавать в аренду. И у нас были клиенты с похожими идеями.
Например, бригада строит здание, и, вдруг, экскаватор ломается, значит, быстро нужна новая спецтехника. Обычно бригадир в это время с выпученными глазами бегает и ищет, где бы найти этот трактор, потому что, во-первых, за каждый день простоя бригаде платить все равно придется. А во-вторых, это ответственность перед клиентом, нельзя его подводить, иначе попадёшь на неустойку. По договору у застройщика фиксированный срок, а у него экскаватор не работает.
Компании, у которых экскаваторы простаивают, можно сдавать в аренду свои машины. Соответственно, для этого арендодатели размещают в сервисе свой транспорт. В таком случае, бригадир, бегающий с выпученными глазами в поисках нового экскаватора, просто может сделать экстренный звонок в сервис, чтобы договориться об аренде новой машины на какое-то время, пока чинится собственная техника. Таким образом, у него уже есть выход из ситуации. Оператор при заказе будет видеть график особождения машин и предложит ему несколько вариантов.
Далее, можно развивать сервис и прийти к тому, чтобы сделать его онлайн и для клиентов, но лучше всего начинать именно со звонков.
Еще один хороший пример на личном опыте. Недавно от нас ушел дизайнер, отработал две недели и ушел. В то же время у нас все проекты расписаны на месяц вперед. Но с учетом поиска нового качественного работника, мы все равно теряем время: две недели дизайнер отрабатывает, еще две недели простой. Да, потом придет новый человек, но его нужно будет ввести в курс дела, объяснить всю специфику работы и подружить с командой, а это займет еще какое-то количество времени.
В нашей отрасли обычно это все закрывается вопросами фриланса. У нас есть определенный пул доверенных фрилансеров, которых можно привлечь к работе, зная, что они не накосячат. Но ведь далеко не у всех есть такие проверенные люди.
У любого бизнеса есть проблемы с персоналом, есть проблемы с ломающейся техникой, мы это знаем. Я предлагаю способ заработать на этом. Если у вас есть свободные ресурсы, то я бы отошел от аренды всякого рода развлечений и сконцентрировался на представлении в аренду техники, вещей, подбора кадров. Именно для тех случаев, когда у некого бизнесового клиента возникает проблема. Бизнес-клиент интересен тем, что он хочет не просто поиграть, взяв в аренду гироскутер, а как можно быстрее решить свою проблему, которая имеет свою цену.
В продажах есть такой лайфхак – клиент покупает продукт тогда, когда у него есть проблема. Например, я меняю машину, потому мне старая не нравится – это проблема. Если я езжу на Жигулях и хочу пересесть на Mercedes, то понимаю что на пятерке уже плохо. Задача менеджера расковырять эту проблему и убедить меня купить Mercedes, а не BMW и объяснить, почему мне не подойдёт KIA.
Такой сервис будет актуален, если говорить о бизнесе, которому необходимо предоставить какую-то услугу здесь и сейчас. Поэтому, если у вас есть свой бизнес или сфера, в которой вы являетесь экспертом, то эта идея будет полезна.
Пишите в комментариях как вам обзор, делитесь своими идеями по поводу своего сервиса. Так же пишите, на какой сервис сделать следующий обзор.
Умей делиться: что такое шеринг одежды и почему он сейчас так актуален
Об эксперте: Таня Нудельман, сооснователь проекта Ничего нового — медиа про вторичное потребление, агрегатор предложений на российских и международных fashion ресейл-платформах.
Сегодня человек потребляет на 400% больше одежды, чем 20 лет назад. Ежегодно производится 150 млрд предметов гардероба. Этого достаточно, чтобы каждый житель Земли ежемесячно обзаводился 1-2 новыми вещами. По прогнозам, к 2030 году потребление одежды и обуви увеличится с 62 до 102 млн тонн. Одно из решений проблемы — шеринг.
В эпоху развития тренда на осознанное потребление люди уже не видят необходимости в том, чтобы покупать большое количество вещей в масс-маркете и начинают приобретать более дорогую и более качественную одежду, пользоваться ресейл-платформами, либо брать вещи на время, а потом передавать их другим.
Идея шеринга не нова и не представляет собой полностью замкнутую экономику, но в последние десятилетия начала очень активно развиваться. Шеринг стал одной из самых популярных альтернатив для тех покупателей, которые хотят оставаться модными, минимизируя негативное воздействие на окружающую среду и риски для своего кошелька. Сейчас разберем подробнее, что это вообще такое.
Netflix в мире одежды
Помимо этого Rent the Runway создает вместе с дизайнерами совместные капсульные коллекции. Такие коллекции уже были выпущены с Дереком Лэмом, Джейсоном Ву и Прабалом Гурунгом. Девиз компании — «Rent, Reduce, Reuse», или «Арендуй, сокращай (вред окружающей среде), используй повторно».
В UK тоже есть свой лидер в этой области — фэшн маркетплейс по аренде одежды My Wardrobe HQ. Компания принимает на хранение вещи от независимых комитентов, а также работает со стоками брендов. Курьерскую доставку и чистку вещей после каждого заказа они берут на себя. Зарабатывает My Wardrobe HQ на комиссии с арендной платы. Бизнес модель позволяет арендатору также приобрести вещь в собственность за сумму, меньшую чем первоначальная розничная цена.
«Рассматривать свой гардероб как источник дохода — довольно перспективная идея», — говорит экс-директор британского бренда Topshop Джейн Шепердсон. Сейчас именно она возглавляет модный стартап по аренде одежды и аксессуаров My Wardrobe HQ. Шепердсон работает в индустрии моды уже 35 лет, и под ее руководством бренд Topshop стал глобальным. Она считает, что аренда дорогой дизайнерской одежды даст многим возможность носить красивую и качественную одежду, обувь и аксессуары, которые они не могут себе позволить приобрести. Например, что многим женщинам проще взять в аренду дорогое дизайнерское платье и пару туфель Jimmy Choo за £60 ($77,5 или около 5 тыс. руб.), чем покупать все то же самое за несколько сотен фунтов ради того, чтобы надеть это всего пару раз.
Другие популярные британские проекты по аренде одежды: OnLoan, Endless Wardrobe, The Devout и Rotaro, используют аналогичную модель либо сводят на своей платформе пользователей напрямую. И те уже сами между собой решают вопросы аренды вещи. Это очень похоже на схему, по которой работает Airbnb, только про одежду.
Еще один арендный проект LENA the fashion library — стартап из Амстердама, города, где циклическая экономика становится привычным понятием благодаря программе Circular Amsterdam. Библиотека одежды «Лена» выросла из секонд-хенда, которая работает и по сей день. Для горожан ходить в библиотеку за нарядами — это способ красиво одеваться и экономить на брендах.
Как правило на подобных платформах арендаторы быстро становятся арендодателями и наоборот. Они думают: «Почему бы мне не заработать на аренде того, что я сам не планирую использовать?».
Аналогичная ситуация наблюдается и на ресейл платформах — пользователь может быть как продавцом, так и покупателем. И вообще модель ресейл-платформ довольно схожа с арендным бизнесом. Это еще одно новое веяние — объединение ресейла и аренды одежды в одном проекте. Рынок ресейла растет на 12-13% в год, в то время как ретейл того же люкса, такого востребованного на вторичном рынке и в сервисах по аренде, только на 3%.
Так, например, американский ресейл-проект Rebag, главный в мире эксперт по культовым сумкам, отличился от других ресейл-платформ тем, что одним из первых запустил услугу аренды: участники программы Rebag Infinity Exchange могут купить сумку, поносить полгода, а затем вернуть и получить 70% от ее стоимости. Их слоган: «С Rebag Infinity вы можете попробовать что-то новое без каких-либо обязательств. Переходите от одной сумочки или аксессуара к другому и прощайтесь с моногамией в мире люксовых брендов».
В Москве по похожей схеме работает шоурум Spin. Проект предлагает услуги по ресейлу и аренде авангардных люксовых брендов, таких как Yohji Yamamoto, Сomme des Garcons, Saint Laurent, Balenciaga, Supreme. Cтоимость аренды в Spin в среднем — от 1 тыс. до 4,5 тыс. руб. за три дня. Заключить договор аренды вещей также можно на неделю или на месяц.
Как изменился рынок модной аренды
Главное отличие сегодняшних сервисов модной аренды от их предшественников («салонов» с вечерними платьями и маскарадными костюмами) заключается в том, что теперь тут можно найти вещи каждый день. Во-первых, это поддерживает идею устойчивой моды и помогает не поддаться соблазнам масс-маркета, во-вторых, дарит радость обладания чем-то новым, красивым и уникальным без чувства вины за потраченную крупную сумму. В кризисный 2020 год легко понять, почему идея аренды одежды так соответствует духу времени.
«Идея заключалась в том, чтобы создать что-то, что носят многие, но никому не принадлежит», — говорит креативный директор Ganni Дитте Реффструп.
Шеринг в массы
Такие популярные бренды, как Banana Republic, Scotch&Soda, American Eagle, Urban Outfitters и Ann Taylor уже запустили сервисы по аренде одежды. Компания H&M в 2019 году начала тестировать прокат одежды в своем флагманском магазине в Стокгольме. За 37$ в неделю можно оформить подписку на приложение, в котором представлены коллекции 2012–2019 годов. Участники программы лояльности могут взять напрокат подборку юбок и платьев из коллекций бренда Conscious Exclusive, а также записаться на прием к стилисту, чтобы получить совет по поводу одежды, которую они планируют арендовать.
В том же 2019 спустя пару дней после запуска шеринга в магазине H&M в Стокгольме шведская компания объявила о начале сотрудничества их дочернего бренда COS с китайской онлайн-платформой по прокату одежды YCloset. Совсем недавно COS объявили о том, что запускают собственную онлайн ресейл-платформу. Проект будет запущен по всему миру уже в этом месяце и позволит клиентам покупать и продавать архивные вещи COS в отличном состоянии.
Все эти примеры прекрасно демонстрируют будущее брендов в эпоху шеринга. Мир меняется, а мода вместе с ним. Поколению нынешних 20-летних важно часто обновлять гардероб для онлайн присутствия в соцсетях. И здесь арендный бизнес как нельзя кстати. Для производителей сейчас очень важно быть ответственными, ну и к тому же брендам уже трудно получить прибыль на падающем рынке, а аренда дает новые возможности заработка. Поэтому логично, что в будущем некоторые дизайнеры станут создавать вещи исключительно для аренды.
Летом 2020 один из самых известных универмагов Великобритании Selfridges сделал шаг в сторону осознанного потребления и запустил инициативу Project Earth, которая включала в себя собственный сервис аренды в тандеме с британской платформой Hurr. Согласно новой программе, аренда платья на одну неделю обойдется клиенту в £65. В пилотном проекте универмага также предполагаются услуги по ресейлу и ремонту одежды.
И еще одна свежая инициатива. 1 октября 2020 известная американская ресейл платформа ThredUp объявила о партнерстве с крупнейшей компанией по аренде одежды Rent the Runway (RTR). Коллаборацию назвали «Revive by Rent the Runway». Авторы проекта говорят, что сотрудничество будет направлено на борьбу с отходами модного производства и четырехкратное увеличение срока использования готовой одежды. На деле, ранее циркулировавшие в арендном бизнесе вещи таких брендов, как Jason Wu, Mother, Rebecca Taylor, See by Chloe, Badgley Mischka и прочих теперь будут доступны для покупки на ThredUp.
Сегмент аренды одежды постепенно становится полноправной частью большого пазла модной индустрии. Не стоит ждать от него революционного переворота как это, в свое время, было с Airbnb и Uber. Однако, аренда одежды входит в число активно развивающихся в последние годы инструментов устойчивой моды, наряду с теми же ресейл-платформами. Радует, что изменения в культуре потребления происходят на наших глазах и их активно подхватывают все участники фэшн-индустрии — от ретейл гигантов до глобальных брендов.
Будущее арендного бизнеса среди поколения зумеров
Молодому поколению в отличие от тех же миллениалов уже не так нужны вечерние платья, туфли Manolo Blahnik как у Керри Брэдшоу, сумки Chanel и Fendi. Их больше интересуют дроповые кроссовки из коллабораций и лимитированных коллекций.
Прогрессивная часть молодого поколения особенно в западных странах озабочена, как и где были сделаны вещи, насколько этично производство и как долго эти вещи смогут жить. ВКонтакте и Высшая школа экономики провели исследование, в котором приняло участие более 10 тыс. человек. Респондентам задавали разные вопросы, в том числе про отношение к экологии. 66% представителей поколения Z (от 14 до 24 лет) отметили, что их так или иначе волнует проблема экологии, а 43,5% — что при выборе товаров они ориентируются не только на цену и качество, но и на влияние на экологию.
Можно ли представить общество, которое перейдет от личного владения к общему пользованию? Однозначного ответа тут нет. Оценивая потенциал рынка аренды одежды, мы видим, что даже молодое поколение, которое полностью разделяет идею общего доступа к собственности и заботится об экологии, все же предпочтет владение вещью, если представится такая возможность. Зачастую одежда для ее владельца слишком интимная вещь, часть его личности.
Новое не всегда значит новое
Мантра сторонников устойчивой моды «покупай меньше, покупай лучше» побуждает потребителей делать долгосрочные инвестиции в свою одежду. Компании по аренде вещей же продвигают идею капсульного гардероба, состоящего из качественных предметов, которые можно регулярно менять с помощью сервиса аренды вещей.
«Вместо того чтобы отрицать врожденное стремление человека к новизне, которое мы ассоциируем с удовольствием и вознаграждением, прокат одежды может дать нам необходимый выброс дофамина — то, что так необходимо в трудные времена», — говорит Кэролин Мэйр, поведенческий психолог и автор книги «Психология моды». «Мы быстро привыкаем к вещам, которые нам изначально понравились и сила первоначального удовольствия со временем истощается», — объясняет она. «Мода процветает на нашей потребности в новизне, и поэтому аренда — и другие варианты, которые позволяют нам иметь «новое для нас» — отличная альтернатива для удовлетворения наших потребностей».
Бизнес фэшн аренды опирается на изменение представлений о совместном использовании и подержанных товарах и пересмотре концепции «нового».
«Если вдуматься, в моде нет ничего нового», — говорит Тереза Басслер из Style Coach, которая призывает своих клиентов пользоваться услугами проката, когда это уместно. «Это просто представлено по-другому в другое время. новизна — это восприятие индивида».
Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.