что такое прогрессивный блок
Прогрессивный блок
Прогресси́вный блок — объединение депутатских фракций IV Государственной думы и Госсовета Российской империи в годы Первой мировой войны 1914—1918 гг. Образован в августе 1915, когда патриотический подъём первых месяцев войны сменился тревогой, вызванной весенне-летним отступлением русских войск. Состоял преимущественно из представителей парламентских партий прогрессистов, кадетов, октябристов и «прогрессивных русских националистов». После Февральской революции лидеры объединения вошли во Временное правительство России — так называемое «правительство народного доверия».
Содержание
Обстоятельства создания
Весенне-летние поражения русских войск от германской армии в 1915 нарушили «единение» царя с IV Государственной думой.
19 июля 1915 открылась 4-я думская сессия. Крайние правые полностью поддержали правительственную декларацию. Но другие фракции — от националистов до кадетов — выступили с критикой правительства И. Л. Горемыкина, требуя создания кабинета, пользующегося «доверием страны». Вокруг этого лозунга объединились большинство фракций Думы и часть фракций Госсовета.
9-22 августа 1915 в Думе и Госсовете по инициативе лидера кадетов П. Н. Милюкова между депутатами были проведены переговоры, которые привели к подписанию 22 августа 1915 г. формального соглашения, получившего название Прогрессивный блок (По др. источникам Блок создан 25 августа [1] ). Фактический лидер Прогрессивного блока Милюков строил планы оказывать силами депутатов коалиции давление на правительство, понуждать последнее к реформам.
Состав
Ведущее место в Прогрессивном блоке занимали кадеты. С момента создания Блока в нем выделились 3 крыла: правое (центристы, земцы-октябристы, националисты-прогрессисты), левое (кадеты и левые октябристы) и крайне левое (прогрессисты).
Для ведения практической работы Прогрессивного блока было избрано Бюро из 25 человек (председатель — член Госсовета октябрист А. Н. Меллер-Закомельский; с 4 сентября 1915 — руководитель депутатской группы «Союз 17 октября» левый октябрист С. И. Шидловский), в которое вошли кадеты П. Н. Милюков, А. И. Шингарёв, прогрессисты И. Н. Ефремов, А. И. Коновалов, левый октябрист А. И. Звегинцев, октябристы-земцы М. С. Акалелов, М. М. Алексеенко (председатель бюджетной комиссии Думы), И. И. Дмитрюков, граф Д. П. Капнист 2-й и Н. А. Ростовцев, председатель фракции Центра В. Н. Львов и его заместитель П. Н. Крупенский 1-й (секретарь думской части Блока), «прогрессивные» националисты В. В. Шульгин, А. И. Савенко, граф В. А. Бобринский 2-й и др.
В Прогрессивный блок также входили центристы Б. И. Кринский, Н. Д. Крупенский 2-й, А. Н. Лихачев, С. А. Рыблов, Д. Н. Сверчков, прогрессисты-националисты А. Г. Альбицкий, И. Ф. Половцев 2-й, И. А. Рындовский, октябристы-земцы А. И. Алехин, Н. И. Антонов, М. И. Арефьев, А. А. Лодыженский, Л. Г. Люц, М. В. Родзянко 1-й (председатель Государственной думы), С. Н. Родзянко 2-й, Н. В. Савич, П. А. Хохлов, левые октябристы М. Г. Аристаров, Н. А. Хомяков, кадеты В. И. Алмазов, А. Г. Афанасьев, Н. В. Некрасов, Ф. И. Родичев, А. С. Салазкин, московский городской голова М. В. Челноков, прогрессисты А. А. Барышников, Н. И. Родзевич, независимые М. А. Караулов, Е. Д. Логвинов, беспартийный Н. Н. Рычков и др.
Программа
Программа (Декларация) Прогрессивного блока сводилась к требованиям создания «правительства доверия», проведения политики, направленной на «сохранение внутреннего мира», частичной амнистии осуждённых по политическим и религиозным делам, отмены некоторых ограничений в правах крестьян («уравнение крестьян в правах») и национальных меньшинств («вступление на путь отмены ограничительных в отношении евреев законов», «автономия Польши», прекращение репрессий против «малороссийской печати»), предоставление больших возможностей для местного самоуправления («пересмотр земского положения», «волостное земство»), [3] восстановления деятельности профсоюзов. Содержание программы определялось стремлением найти почву для соглашения с правительством на основе минимума либеральных реформ и доведения войны до «победного конца». Это была последняя попытка конструктивных сил общества заставить монарха допустить минимум либеральных реформ, чтобы избегнуть широкого недовольства и отторжения от верховной власти даже столичной элиты, — тем самым, предотвратить возможную революцию-катастрофу в условиях мировой войны. По максимуму депутаты Прогрессивного блока готовы были предложить новый состав правительства. При этом подразумевалась незыблемость Основных Законов Российской империи, по которым новое правительство было бы подотчетно по-прежнему не Думе, а Царю. [4]
Но и эта программа оказалась неприемлемой для монарха: как бы в ответ Николай II снимает великого князя Николая Николаевича с поста верховного главнокомандующего и 23 августа 1915 г. принимает на себя обязанности по командованию всеми российскими вооруженными силами.
3 сентября 1915 Дума была распущена на каникулы.
Участие в политическом процессе 1915—1917 гг
Попытка главноуправляющего землеустройством и земледелием А. В. Кривошеина образовать «правительство общественного доверия» была отвергнута Николаем II и привела к отставке Кривошеина (октябрь 1915).
Думская оппозиция в лице Прогрессивного блока заняла выжидательную позицию, рассчитывая на компромисс со Двором. Члены Государственной думы активно сотрудничали с правительством, принимая участие в работе особых совещаний.
9 февраля 1916 возобновились занятия Думы. Думцам было предложено работать с новым председателем Совета министров Б. В. Штюрмером.
Крайнее обострение политического положения в столицах осенью 1916 провоцировало депутатов Прогрессивного блока взять более решительный тон. Вместе с тем, депутатам-прогрессистам это казалось уже недостаточным и в знак протеста против отсутствия в декларации Блока требований ответственного министерства и создания следственной комиссии для расследования действий правительства, 31 октября 1916 фракция прогрессистов вышла из Прогрессивного блока.
Открывшаяся 1 ноября 1916 5-я сессия Думы приступила к обсуждению общего положения в стране. Прогрессивный блок потребовал отставки главы правительства Б. В. Штюрмера, а также создания «ответственного министерства». Вынужденный пойти на отставку Штюрмера (10 ноября), Николай II и его ближайшее окружение, тем не менее, продолжали прежнюю политику, что привело к дальнейшему обострению положения.
6(18) ноября 1916 товарищами (заместителями) председателя Государственной думы были избраны представители Прогрессивного блока — левый кадет Н. В. Некрасов и националист-прогрессист В. А. Бобринский 2-й.
Дума, в лице Прогрессивного блока, продолжила конфронтацию с царем.
Новый глава правительства А. Ф. Трепов предложил Думе несколько частных законопроектов. В ответ Дума во главе с Прогрессивным блоком выразила недоверие правительству. К ней присоединился Госсовет. Это свидетельствовало о полной изоляции монарха и правительства.
16 декабря 1916 Дума была опять распущена на каникулы (17 декабря был убит Г. Е. Распутин).
27 декабря 1916 получил отставку А. Ф. Трепов и в тот же день главой правительства безо всяких консультаций с думскими лидерами Николай II назначил Н. Д. Голицына.
В день возобновления заседаний Думы, 14 февраля 1917, представители парламентских партий пытались организовать демонстрацию к Таврическому дворцу под лозунгом доверия Государственной думе в лице Прогрессивного блока.
Февральская революция 1917 прервала деятельность Прогрессивного блока. Многие из его руководителей вошли в состав Временного комитета Государственной думы, а затем — Временного правительства.
Следует отметить, что сразу же после захвата власти деятели Временного правительства отбросили выдвигавшийся ими ранее лозунг «ответственного перед Думой правительства», де-факто, а затем и де-юре распустив Государственную Думу.
Прогрессивный блок в Государственной Думе
Прогрессивный блок в Государственной Думе России был создан 22 августа 1915 года по инициативе П. Н. Милюкова, лидера партии кадетов. Объединились представители Госсовета и многие депутатские фракции. Целью Прогрессивного блока было оказать серьезное влияние на правительство. По сути, это было оппозиционное большинство, выступавшее за радикальные реформы.
Что послужило причиной создания Прогрессивного блока
Причиной создания Прогрессивного блока стало брожение в обществе оппозиционных настроений. Шла Первая мировая война, Россия терпела поражение за поражением, началось отступление русской армии. Единство царя и Государственной Думы было нарушено, тревога и неопределенность нарастали.
Во время открытия 4-й думской сессии 19 июля 1915 года националисты, кадеты и другие фракции раскритиковали правительство. Они потребовали создания нового органа управления, кабинета, который бы вызывал доверие. Собственно, большинство думских фракций поддержали эту идею. Начиная со 9 по 22 августа шли активные переговоры между членами партий и фракций, в результате чего и был создан Прогрессивный блок.
Кто вошел в состав Прогрессивного блока
Вошли в Прогрессивный блок сами инициаторы, кадеты – 54 человека, октябристы – 60 человек, 38 прогрессистов, центристов – 34 человека, прогрессивные националисты – 28 человек, а также 22 октябриста. В целом это было большинство, из 422 депутатов Думы 236 стали членами Прогрессивного блока. Немало было и сочувствующих, к примеру мусульманская фракция, Польское коло, автономисты и независимые. Социал-демократы хоть и остались в стороне, однако считали полезным своё сотрудничество с этим объединением, поскольку программа Прогрессивного блока была созвучна их идеям, а по сути, составляла программу-минимум самих социал-демократов.
В Прогрессивный блок в Думе вошли также и сразу 3 группы из Госсовета. Это были центристы, 63 человека, внепартийцы в составе 15 человек и академическая левая партия – 12 человек. Это почти половина членов верхней палаты. За пределами блока остались, по сути, только махровые монархисты и крайне правые националисты. Они поддерживали все действия реакционного правительства.
Примечательно, что в этот «Желтый блок», как его назвали правые противники, вступили самые влиятельные личности, например председатель самой 4-й Госдумы Михаил Родзянко, националист Василий Шульгин, октябрист Александр Гучков, не говоря уже о лидере кадетов Павле Милюкове.
Отклик в обществе
В обществе создание Прогрессивного блока произвело эффект разорвавшейся бомбы. Особенно неожиданными стали перемены в Государственном совете, который либералы считали неприступной твердыней застоя, апологетом реакции.
По сути, Госсовет был создан и реформирован в 1905 году именно для того, чтобы сдерживать либеральные настроения и шаги, которые бы предпринимались депутатами Госдумы. Поддержка идей «Желтого блока» членами Госсовета была беспрецедентной.
Кто руководил Прогрессивным блоком
Руководить блоком стало избранное депутатами Бюро, в которое вошли 25 человек, в том числе кадеты П. Н. Милюков и А. И. Шингарев, а также И. Н. Ефремов, А. И. Коновалов – прогрессисты, октябристы А. Н. Меллер-Закомельский, С. И. Шидовский и другие. Председателем был избран А. Н. Меллер-Закомельский, однако идейным вдохновителем был и оставался, конечно, П. Н. Милюков. Впоследствии Прогрессивным блоком в думе руководил А. И. Коновалов.
Требования Прогрессивного блока
Прогрессивный блок предложил правительству свою программу, которая должна была, по сути, дать шанс для предотвращения грядущей революции, провести либеральные реформы хотя бы по минимуму. Это могло бы снизить напряженность в обществе, царящее в нем недовольство властью.
Оппозиция жаждала изменения методов управления государством, проведения реформ в короткий срок. Выдвигались определенные требования, обозначавшие самые острые проблемы, что стояли в тот момент перед Россией и ее народом:
Депутаты Прогрессивного блока готовы были предоставить свой состав нового правительства. Однако они продолжали поддерживать существующее законодательство Российской империи, согласно которому новое правительство должно было бы по-прежнему держать ответ перед царем-самодержцем, а не Государственной Думой.
Противники Прогрессивного блока
Против предлагаемых требований и реформ в Государственной Думе выступили правые и частично центристы и националисты. Они считали, что невозможно в воюющей стране проводить столь радикальные реформы, тратить большие финансовые средства на либерализацию в то время, когда фронт требует поддержки. Противники «Желтого блока» предупреждали о том, что нельзя внедрять сомнение в народе по отношению к власти в то время, когда страна находится на военном положении. Правые заявляли, что создание министерства доверия и его подотчетность Прогрессивному блоку в Думе будет подрывать авторитет царя. Для победы на поле битвы России нужны сильная государственная власть, усилия всего общества и множество снарядов, а не реформы.
Правые призывали членов Прогрессивного блока оставить свои политические игры до окончания войны.
Николай Второй занял жесткую позицию
Император Николай Второй, стремясь к укреплению власти, не внял либеральным политикам. Он решил сосредоточить управление страной только в своих руках. Поэтому он снял с поста верховного главнокомандующего Великого князя Николая Николаевича и принял на себя руководство вооруженными силами.
Позже, в октябре 1915-го, он отстранил от занимаемой должности Александра Кривошеина, который всё же попытался создать правительство общественного доверия. Он был последовательным реформистом, работал рука об руку со Столыпиным, а после его гибели продолжил общее с ним дело. Он считал, что необходим иной подход в управлении страной, а потому был близок с думской оппозицией.
Николай Второй сосредоточил всю полноту власти у себя в руках. Однако это привело только к большему сопротивлению со стороны всевозможных оппозиционных сил, дало основание для непримиримого противостояния в обществе, результатом чего и стало отречение царя от престола.
Значение Прогрессивного блока в истории России
В целом следует отметить, что сам факт — образование Прогрессивного блока в Государственной Думе — интересен моментом объединения различных сил общественных вокруг одной идеи – отстранения власти от управления страной. Предложение радикальных на тот момент реформ и создание нового правительства – это попытка превратить Российскую империю в конституционную монархию. У сторонников реформ по европейскому образцу было намерение шаг за шагом добиваться ограничения самодержавной власти, сохраняя при этом мир в России, не доводя ситуацию до революционной. Однако это им не удалось.
В последующем почти все депутаты Прогрессивного блока стали членами Временного правительства после отречения царя от престола. Тем не менее они проиграли стратегически большевикам и В. И. Ленину.
«ПРОГРЕССИВНЫЙ БЛОК»
Объединение бурж.-помещичьих фракций 4-й Гос. думы и Гос. совета в годы 1-й мировой войны 1914-18. Образован в авг. 1915, когда «патриотич.» подъем первых месяцев войны сменился у буржуазии «патриотич.» тревогой, вызванной весенне-летними воен. поражениями и неспособностью царского пр-ва обеспечить победу на фронте и предотвратить назревавший в России революц. кризис. В ходе открывшейся 19 июля 1915 сессии Гос. думы представители ряда бурж.-помещичьих фракций выступили с критикой пр-ва и выдвинули лозунг создания «пр-ва доверия»; вокруг этого лозунга объединилось большинство фракций Гос. думы и часть фракций Гос. совета. Переговоры между ними завершились 22 авг. подписанием формального соглашения, получившего назв. «П. б.». В «П. б.» вошло 6 фракций Гос. думы («прогрессивные» националисты, группа центра, земцы-октябристы, фракция «Союза 17 окт.», кадеты, «прогрессисты») — 236 из 422 членов Гос. думы и 3 фракции Гос. совета (центр. академич. группа и внепартийные). Всего в блок вошло более 300 чел. Вне его пределов остались думские фракции правых и националистов, безоговорочно поддерживавшие пр-во, а также меньшевики и трудовики, к-рые, однако, практически проводили линию «П. б.». Создание в Думе устойчивого большинства из фракций левее националистов означало крах политики бонапартизма с ее лавированием и попеременной опорой то на правооктябристское, то на октябристско-кадетское большинство. Ведущее место в «П. б.» занимали кадеты (см. Конституционно-демократическая партия), ставшие гл. выразителями чаяний российской бурж.-помещичьей контрреволюции. Для ведения практич. работы «П. б.» было избрано бюро из 25 чел. (пред. — член. Гос. совета А. Н. Меллер-Закомельский), в к-рое вошли кадеты П. Н. Милюков, А. Н. Шингарев, прогрессист И. Н. Ефремов, октябрист С. И. Шидловский, «прогрессивный» националист В. В. Шульгин и др. Программа «П. б.» сводилась к требованиям создания «пр-ва доверия», проведения политики, направленной на «сохранение внутр. мира», частичной амнистии осужденных по политич. и религ. делам, отмены нек-рых ограничений в правах крестьян и нац. меньшинств, восстановления профсоюзов и т. д. Содержание программы определялось страхом буржуазии перед назревавшей революцией и ее стремлением найти почву для соглашения с пр-вом на основе минимума либеральных реформ и доведения войны до «победного конца». Но и эти куцые требования оказались неприемлемыми для царизма. 3 сент. 1915 Гос. дума была досрочно распущена на каникулы; это не встретило протеста со стороны «П. б.». В кон. 1915 и 1-й пол. 1916 «П. б.», ведя поиски компромисса, активно сотрудничал с царским пр-вом. Однако обострение политич. положения в стране к осени 1916 и поворота пр-ва к сепаратному миру с Германией заставило «П. б.» активизироваться. На осенней сессии Гос. думы «П. б.» потребовал отставки пред. Совета министров Б. В. Штюрмера — открытого германофила и распутинца, а также создания «ответственного мин-ва», хотя последнее требование было сформулировано в завуалированной форме. Пойдя на отставку Штюрмера, царизм тем не менее продолжал прежнюю политику. Это побудило «П. б.» перейти от парламентских форм борьбы к подготовке дворцового переворота с целью замены Николая II его братом Михаилом. Февр. революция 1917 сорвала этот план. Многие из руководителей «П. б.» 27 февр. (12 марта) 1917 вошли в состав Временного комитета Государственной думы, а затем и Временного правительства.
Лит.: Ленин В. И., Поражение России и революц. кризис, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 27 (т. 21); Буржуазия накануне Февр. революции, М.-Л., 1927; Прогрессивный блок в 1915-17, «КА», 1932, т. 1-3, 1933, т. 1; Кадеты в дни галицийского разгрома, 1915, «КА», 1933, т. 4; см. также лит-ру к ст. Государственнная дума.
ПРОГРЕССИВНЫЙ БЛОК
В «прогрессивном блоке» выделялись два крыла: кадеты и прогрессисты выступали за выполнение полной программы, остальные настаивали на безусловной реализации только требования о формировании «министерства общественного доверия», фактически соглашаясь отложить выполнение всей программы до завершения войны.
На встрече с министром внутренних дел князем Н.Б. Щербатовым, министром юстиции А.А. Хвостовым, министр торговли и промышленности князем В.Н. Шаховским и государственным контролёром П.А. Харитоновым 27 августа (9 сентября) 1915 года представители блока потребовали отставки правительства [требование поддержано 7-9(20-22) сентября на экстренных съездах Земского союза и Союза городов]. В знак недовольства император Николай II 3(16) сентября досрочно прекратил сессию Думы.
2 ноября (5 декабря) Дума по инициативе «прогрессивного блока» потребовала устранить влияние «тёмных безответственных сил» (в первую очередь имелись в виду А.Д. Протопопов и Г.Е. Распутин) и фактически выдвинула требование «ответственного министерства». 26 ноября (9 декабря) схожую резолюцию принял Государственный совет.
В ходе Февральской революции 1917 года лидеры «прогрессивного блока» стали инициаторами создания Временного комитета Государственной думы для водворения порядка в Петрограде и для сношения с учреждениями и лицами (Временный комитет Государственной думы, 7 из 12 его членов представляли «прогрессивный блок»), который 1 (14) марта сформировал Временное правительство.
Прогрессивный блок
Прогрессивный блок — объединение депутатских фракций IV Государственной думы и Госсовета Российской империи в годы Первой мировой войны 1914—1918 гг. Образован в августе 1915, когда патриотический подъём первых месяцев войны сменился тревогой, вызванной весенне-летним отступлением русских войск. Состоял преимущественно из представителей парламентских партий прогрессистов, кадетов, октябристов и сблизившихся с октябристами «прогрессивных русских националистов». После Февральской революции лидеры объединения, кроме националистов, вошли во Временное правительство России — так называемое «правительство народного доверия».
Обстоятельства создания
Весенне-летние поражения русских войск от германской армии в 1915 нарушили «единение» царя с IV Государственной думой.
19 июля 1915 открылась 4-я думская сессия. Крайние правые полностью поддержали правительственную декларацию. Но другие фракции — от националистов до кадетов — выступили с критикой правительства И. Л. Горемыкина, требуя создания «кабинета, пользующегося доверием страны». Вокруг этого лозунга объединились большинство фракций Думы и часть фракций Госсовета.
9-22 августа 1915 в Думе и Госсовете по инициативе лидера кадетов П. Н. Милюкова между депутатами были проведены переговоры, которые привели к подписанию 22 августа 1915 г. формального соглашения, получившего название Прогрессивный блок (по др. источникам Блок создан 25 августа). Фактический лидер Прогрессивного блока Милюков строил планы оказывать силами депутатов коалиции давление на правительство, понуждать последнее к реформам.
В Блок вошли представители 6 фракций Государственной думы: кадеты (59 депутатов), «прогрессисты» (48), левые октябристы из фракции «Союз 17 октября», часть депутатов из фракций правых октябристов-земцев, группы Центра и правых националистов-прогрессистов во главе с В. В. Шульгиным (в начале 1915 последний основал фракцию «прогрессивных русских националистов» в Думе). Всего 236 думцев из 442 членов Государственной думы. Также в объединение вошли 3 фракции Госсовета (центр, академическая группа и внепартийные). Всего же в Блок вошло более 300 человек. Вне его пределов остались думские фракции крайне правых монархистов и националистов, безоговорочно поддерживавшие правительство, а также социал-демократы-меньшевики и трудовики (2 последних фракции левых, хотя и называли этот парламентский союз «желтым блоком», фактически солидаризировались с его политикой).
Состав
Ведущее место в Прогрессивном блоке занимали кадеты. С момента создания Блока в нём выделились 3 крыла: правое (центристы, земцы-октябристы, националисты-прогрессисты), левое (кадеты и левые октябристы) и крайне левое (прогрессисты).
Для ведения практической работы Прогрессивного блока было избрано Бюро из 25 человек (председатель — член Госсовета октябрист В. В. Меллер-Закомельский; с 4 сентября 1915 — руководитель депутатской группы «Союз 17 октября» левый октябрист С. И. Шидловский), в которое вошли кадеты П. Н. Милюков, А. И. Шингарёв, прогрессисты И. Н. Ефремов, А. И. Коновалов, левый октябрист А. И. Звегинцев, октябристы-земцы М. С. Акалелов, М. М. Алексеенко (председатель бюджетной комиссии Думы), И. И. Дмитрюков, граф Д. П. Капнист 2-й и Н. А. Ростовцев, председатель фракции Центра В. Н. Львов и его заместитель П. Н. Крупенский 1-й (секретарь думской части Блока), «прогрессивные» националисты В. В. Шульгин, А. И. Савенко, граф В. А. Бобринский 2-й и др.
В Прогрессивный блок также входили центристы Б. И. Кринский, Н. Д. Крупенский 2-й, А. Н. Лихачёв, С. А. Рыблов, Д. Н. Сверчков, прогрессисты-националисты А. Г. Альбицкий, И. Ф. Половцов 2-й, И. А. Рындовский, октябристы-земцы А. И. Алехин, Н. И. Антонов, М. И. Арефьев, А. А. Лодыженский, Л. Г. Люц, М. В. Родзянко 1-й (председатель Государственной думы), С. Н. Родзянко 2-й, Н. В. Савич, П. А. Хохлов, левые октябристы М. Г. Аристаров, Н. А. Хомяков, кадеты В. И. Алмазов, А. Г. Афанасьев, Н. В. Некрасов, Ф. И. Родичев, А. С. Салазкин, московский городской голова М. В. Челноков, прогрессисты А. А. Барышников, Н. И. Родзевич, независимые М. А. Караулов, Е. Д. Логвинов, беспартийный Н. Н. Рычков и др.
Программа
Программа (Декларация) Прогрессивного блока сводилась к требованиям создания «правительства доверия», проведения политики, направленной на «сохранение внутреннего мира», частичной амнистии осуждённых по политическим и религиозным делам, отмены некоторых ограничений в правах крестьян («уравнение крестьян в правах») и национальных меньшинств («вступление на путь отмены ограничительных в отношении евреев законов», «автономия Польши», прекращение репрессий против «малороссийской печати»), предоставления больших возможностей для местного самоуправления («пересмотр земского положения», «волостное земство»), восстановления деятельности профсоюзов. Содержание программы определялось стремлением найти почву для соглашения с правительством на основе минимума либеральных реформ и доведения войны до «победного конца». Это была последняя попытка конструктивных сил общества заставить монарха допустить минимум либеральных реформ, чтобы избегнуть широкого недовольства и отторжения от верховной власти даже столичной элиты, — тем самым, предотвратить возможную революцию-катастрофу в условиях мировой войны. По максимуму депутаты Прогрессивного блока готовы были предложить новый состав правительства. При этом подразумевалась незыблемость Основных Законов Российской империи, по которым новое правительство было бы подотчётно по-прежнему не Думе, а Царю. Данная программа оказалась неприемлемой для Николая II. 3 сентября 1915 Дума была распущена на каникулы.
Участие в политическом процессе 1915—1917 гг
Попытка главноуправляющего землеустройством и земледелием А. В. Кривошеина образовать «правительство общественного доверия» была отвергнута Николаем II и привела к отставке Кривошеина (октябрь 1915).
Думская оппозиция в лице Прогрессивного блока заняла выжидательную позицию, рассчитывая на компромисс со Двором. Члены Государственной думы активно сотрудничали с правительством, принимая участие в работе особых совещаний.
9 февраля 1916 возобновились занятия Думы. Думцам было предложено работать с новым председателем Совета министров Б. В. Штюрмером.
Крайнее обострение политического положения в столицах осенью 1916 провоцировало депутатов Прогрессивного блока взять более решительный тон. Вместе с тем, депутатам-прогрессистам это казалось уже недостаточным и в знак протеста против отсутствия в декларации Блока требований ответственного министерства и создания следственной комиссии для расследования действий правительства, 31 октября 1916 фракция прогрессистов вышла из Прогрессивного блока.
Открывшаяся 1 ноября 1916 5-я сессия Думы приступила к обсуждению общего положения в стране. Прогрессивный блок потребовал отставки главы правительства Б. В. Штюрмера, а также создания «ответственного министерства». Вынужденный пойти на отставку Штюрмера (10 ноября), Николай II и его ближайшее окружение, тем не менее, продолжали прежнюю политику, что привело к дальнейшему обострению положения.
6(18) ноября 1916 товарищами (заместителями) председателя Государственной думы были избраны представители Прогрессивного блока — левый кадет Н. В. Некрасов и националист-прогрессист В. А. Бобринский 2-й.
Дума, в лице Прогрессивного блока, продолжила конфронтацию с царем.
Новый глава правительства А. Ф. Трепов предложил Думе несколько частных законопроектов. В ответ Дума во главе с Прогрессивным блоком выразила недоверие правительству. К ней присоединился Государственный совет. Это свидетельствовало о полной изоляции монарха и правительства.
16 декабря 1916 Дума была опять распущена на каникулы (17 декабря был убит Г. Е. Распутин).
27 декабря 1916 получил отставку А. Ф. Трепов и в тот же день главой правительства безо всяких консультаций с думскими лидерами Николай II назначил Н. Д. Голицына.
В день возобновления заседаний Думы, 14 февраля 1917, представители парламентских партий пытались организовать демонстрацию к Таврическому дворцу под лозунгом доверия Государственной думе в лице Прогрессивного блока.
25 февраля император снова приостановил деятельность Думы. Февральская революция 1917 прервала деятельность Прогрессивного блока. Многие из его руководителей вошли в состав Временного комитета Государственной думы, а затем — Временного правительства.
Следует отметить, что сразу же после захвата власти деятели Временного правительства отбросили выдвигавшийся ими ранее лозунг «ответственного перед Думой правительства», де-факто, а затем и де-юре распустив Государственную Думу.