Что такое прогнатия в логопедии
Прогнатия
Смотреть что такое «Прогнатия» в других словарях:
прогнатия — аномалия, прикус Словарь русских синонимов. прогнатия сущ., кол во синонимов: 2 • аномалия (43) • прикус … Словарь синонимов
ПРОГНАТИЯ — аномалия прикуса; сильное выступание верхней челюсти кпереди, отсутствие контакта передних зубов обеих челюстей при их смыкании … Большой Энциклопедический словарь
прогнатия — аномалия прикуса; сильное выступание верхней челюсти кпереди, отсутствие контакта передних зубов обеих челюстей при их смыкании. * * * ПРОГНАТИЯ ПРОГНАТИЯ, аномалия прикуса; сильное выступание верхней челюсти кпереди, отсутствие контакта передних … Энциклопедический словарь
прогнатия — (prognathia; про + греч. gnathos челюсть) в стоматологии аномалия развития: выступание верхней челюсти вперед по сравнению с нижней вследствие ее чрезмерного развития … Большой медицинский словарь
ПРОГНАТИЯ — аномалия прикуса; сильное выступание верх. челюсти кпереди, отсутствие контакта передних зубов обеих челюстей при их смыкании … Естествознание. Энциклопедический словарь
прогнатия — прогнат ия, и … Русский орфографический словарь
ПРОГЕНИЯ — ПРОГЕНИЯ, ПРОГНАТИЯ, чрезмерное вы ступание вперед лицевой части скелета, обусловленное значительным развитием челюстей (нижней прогения, обеих верхних или одной из них прогнатия). Истинную прогению следует отличать от «ложной… … Большая медицинская энциклопедия
Патологическая анатомия челюстных костей — Поражения челюстных костей разнообразны. В известном руководстве по онкоморфологии, выпускавшемся Институтом патологии Вооружённых сил США, в томе, посвящённом опухолям и опухолеподобным процессам челюстных костей (2001), описано 71 заболевание.… … Википедия
прикус — а; м. Положение зубов при сомкнутых челюстях. Правильный п. Исправить неправильный п. * * * прикус (у человека), взаимное положение верхних и нижних зубных рядов при их смыкании. Различают физиологический (каждый зуб верхней челюсти контактирует… … Энциклопедический словарь
Прогения
Прогения – это патологическая разновидность прикуса, при которой зубы нижнего ряда перекрывают зубы-антагонисты верхнего ряда при смыкании челюсти. При этом подбородок и нижняя губа сильно выступают вперед, а верхняя губа немного западает.
Причины прогении
В зависимости от происхождения прогению подразделяют на врожденную (наследственную) и приобретенную. Во втором случае факторами, способствующими изменению прикуса, являются:
Разновидности прогении
Прогения может проявляться в двух формах:
Истинная прогения
Истинная прогения – это нарушение, при котором в обратном прикусе находятся и боковые, и фронтальные зубы, а в случае центральной окклюзии между передними зубами обоих зубных рядов образуется пространство. При этом основными причинами возникновения патологии являются аномалии развития нижней челюсти.
Лица, страдающие истинной прогенией, сталкиваются с серьезными нарушениями в работе челюстного аппарата. В частности, неестественное расположение зубов-антагонистов лишает больных возможности откусывать и тщательно пережевывать пищу, а чрезмерное выпирание нижней челюсти заставляет их испытывать существенный психологический дискомфорт.
Ложная прогения
Ложная прогения – это такое нарушение прикуса, при котором в обратных отношениях находятся только некоторые фронтальные зубы. Взаиморасположение остальных зубов на обеих челюстях при этом остается правильным. В качестве примеров ложной прогении можно выделить старческую прогению или неполное сращение альвеолярных отростков и неба после проведения операций.
Лечение прогении
Лечение патологии в младшем возрасте
На ранних стадиях болезни пресечь развитие патологического процесса гораздо легче.
Лечение прогении у маленьких детей сводится к проведению следующих мероприятий в стоматологии:
Лечение патологии у подростков
Лечение прогении у лиц со сформировавшимся постоянным прикусом требует значительно больше усилий и времени, чем терапия данной патологии у детей. При этом для коррекции прикуса у подростков в ортодонтии чаще всего применяют те же аппараты, что и в периоде временного прикуса, однако стоматологи в этом случае останавливают свой выбор на использовании несъемных приспособлений.
Лечение болезни у взрослых
При выраженной прогении у взрослых могут применяться аппарат Брюкля, дуговые аппараты, имеющие межчелюстную тягу и брекет-системы.
При этом ортопедическое лечение патологии сводится к проведению следующих мероприятий:
При необходимости, борьба с прогенией может вестись с применением комбинированного аппаратурно-хирургического метода.
Аномалии прикуса и их влияние на звукопроизношение
Гуридова Ольга Александровна
Учитель-логопед, МБДОУ «ЦРР- детсад № 22», г. Ливны Орловская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Гуридова О.А. Аномалии прикуса и их влияние на звукопроизношение // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 05.12.2021).
Прикус – это соотношение зубных рядов верхней и нижней челюсти. Все дети рождаются с недоразвитой нижней челюстью (она немного смещена назад), но по мере взросления, при активном сосании и жевании формируются нормальные взаимоотношения между челюстями. Однако ребёнок не всегда может активно сосать и жевать, тогда жевательные мышцы будут развиты недостаточно и челюсти могут неправильно сформироваться.
К нарушениям прикуса могут приводить:
— заболевания дыхательной системы, например, хронические насморки, увеличенные аденоиды, из – за чего человек постоянно дышит ртом и челюсти не смыкаются;
— травмы, повреждение зубного ряда, что часто бывает у малышей при падении;
Наиболее распространёнными нарушениями прикуса являются:
Мезиальный прикус (прогенический прикус) – выступает вперёд нижняя челюсть. Характеризуется передним положением нижней челюсти по отношению к верхней. Одним из отличительных признаков является выступающий подбородок. Такой подбородок делает лицо человека волевым, уверенным в себе, но вряд ли украсит ребенка или молодую девушку.
Открытый прикус – передние или боковые зубы не смыкаются, образуя между собой щель. Открытым называют прикус, при котором зубы верхней и нижней челюсти не смыкаются (не контактируют). Патология может наблюдаться в переднем отделе и боковом; в области нескольких зубов или целой группы зубов.
Наиболее явным внешним проявлением открытого прикуса в переднем отделе является постоянно приоткрытый рот. Нарушение только в одном из боковых отделов проявляет себя в асимметрии черт лица.
Глубокий прикус – резцы верхнего зубного ряда более чем на половину перекрывают резцы нижнего зубного ряда, при этом нижние резцы не опираются на зубные бугорки верхних зубов.
В норме верхние зубы должны перекрывать нижние на 1/3 длины короники нижних зубов. Когда же верхние зубы перекрывают нижние более чем на половину их длины, то такой прикус считается глубоким. Он может быть глубоким не только в переднем, но и в боковых отделах тоже. Лицо при таком прикусе имеет не достаточную высоту, нижняя губа часто выворачивается наружу, так как ей не хватает места. Однако если ребёнок старается поджимать губу, то губы могут быть очень тонкими.
Прямой прикус отличается тем, что верхние зубы не покрывают нижних, а стоят прямо над ними, их режущие края соприкасаются.
Влияние зубочелюстной системы на звукопроизношение.
Аномалии в строении челюстей и зубов больше всего влияют на произношение свистящих и шипящих звуков, при нормальном артикулировании которых между верхними и нижними резцами должна образовываться очень узкая щель (не более1,5 – 2 мм). Наличие прогнатии, прогении, открытого переднего прикуса, отсутствие передних зубов лишает ребёнка возможности обеспечить этот момент артикуляции, что и приводит к дефектам в произношении названных звуков. Боковые открытые прикусы способствуют «утечке» воздуха по бокам, что может обусловить «боковое» произношение многих речевых звуков.
Аномалии в строении губ отражаются преимущественно на произношение губных звуков. Что касается слишком массивного языка, то это может приводить к неотчетливости звучания многих звуков речи.
Родители таких детей должны учитывать выше перечисленные аномалии и незамедлительно прибегнуть к помощи специалистов.
Литератрута:
Что такое прогнатия в логопедии
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Советы как исправить аномалии прикуса. Упражнения для исправления прогении и прогнатии.
Статья:
1. Упражнение «Улыбка». Губы естественно улыбаются, зубы сжаты «заборчиком», т.е. верхние зубы «стоят» на над соответствующими нижними. Передние зубы хорошо видны. Удерживать такое положение не менее 10 секунд (от занятия к занятию время удлиняется).
2. Упражнение «Трубочка». Зубы плотно сжаты. Вытянуть губы вперед трубочкой и удерживать в таком положении не менее 10 секунд (продолжительность постепенно увеличивается).
4. Упражнение «Рыбка». Зубы крепко сжаты, губы вытянуты вперёд (см. упр. «Трубочка»). Губы то раскрываются, то смыкаются (как это делает ротиком рыбка в аквариуме).
5. Упражнение «Воронка». Выдвинуть нижнюю челюсть вперёд, рот приоткрыть, зубы разомкнуть. На счет «раз» губы вытянуть вперед «рупором», на счет «два» втянуть губы внутрь рта, подвернув их за зубы (нижняя челюсть по-прежнему выдвинута вперёд!). Сделать не менее 10 повторов.
6. Упражнение «Досада». Покусать нижними передними зубами верхнюю губу не менее10-15 раз. Зафиксировать это положение в течение 5-10 секунд. Нижняя челюсть максимально выдвинута вперёд.
7. Упражнение «Литавры». Губы слегка завернуты за зубы внутрь рта. Пошлепать ими одна о другую, издавая при этом характерный похлопывающий звук. Нижняя челюсть максимально выдвинута вперёд. Проделать не менее 10раз.
8. Упражнение «Пофыркивающая лошадка». Губы расслабить, пофыркать, как это делает лошадка. Нижнюю челюсть максимально выдвинуть вперёд. Проделать не менее 10 раз.
9. Упражнение «Засов». Нижнюю челюсть максимально выдвинуть вперёд. Подвигать ею из стороны в сторону не менее 10-15 раз с максимальной амплитудой.
10. Упражнение «Прятки». а) «Спрятать» верхнюю губку, прикусив её нижними передними зубами. Видна только нижняя губа, она тянется вверх к носу. Удерживать в таком положении не менее 5 секунд (время выполнения упражнения от занятия к занятию увеличивается);
б) «Спрятать» верхнюю и нижнюю губы, втянув их в рот и слегка сжав передними зубами. Нижняя челюсть при этом максимально выдвинута вперёд. Удерживать в таком положении не менее 5 секунд (время выполнения упражнения от занятия к занятию увеличивается).
11. Упражнение «Рубанок». «Поскрести» нижними центральными резцами по верхней губе не менее 10-15 раз. Нижняя челюсть выдвигается вперёд и энергично «работает».
Как устранить прогению?
Исправить прогению (нижняя челюсть неестественно выдаётся вперёд) бывает непросто. Но регулярное ношение вестибулярной пластинки (с козырьком, направленным вверх) и выполнение артикуляционных упражнений (миогимнастики) помогают справиться и с этой аномалией прикуса.
Ребёнку надо представить, что его зубки и губки, это «упрямые двери», которые так и норовят «перекоситься».
1. Артикуляционное упражнение «Выравниваем двери»: а) рот приоткрыть, затем, медленно перемещая нижнюю челюсть назад, установить края нижних центральных зубов на края верхних, удержать это положение 5-10 секунд;
б) рот открыть, затем, перемещая нижнюю челюсть назад, плотно сжать губы, слегка прикусив их зубами, удержать 5-10 секунд.
Что приходится делать, если одна створка двери мешает закрываться другой? Правильно, брать рубанок и убирать всё «лишнее»!
2. Упражнение «Рубанок»: «Поскрести» верхними центральными зубами по нижней губе не менее 10-15 раз. Нижняя челюсть отодвигается назад и активно «помогает» в этой работе.
3. Упражнение «Кролик»: а) покусать верхними передними зубами нижнюю губку не менее 10-15 раз. Затем захватить нижнюю губу верхними зубами и зафиксировать это положение в течение 5-10 секунд. Верхние передние зубы при выполнении этого упражнения хорошо видны.
б) постараться дотянуться верхними резцами до верхней части подбородка и тоже слегка покусать его. Зафиксировать это низкое положение верхней челюсти на подбородке и удержать его в течение 5-10 секунд. Верхние передние зубы хорошо видны.
А теперь поиграет с губками и зубками в «прятки».
4. Упражнение «Прятки»: «спрятать» нижнюю губку за верхние передние зубы и верхнюю губку, прикусив её. При этом видна только верхняя губа, она словно нависает над подбородком, а вот верхние зубы не видны. Удерживать в таком положении не менее 5 секунд (время от занятия к занятию увеличивается.
С помощью артикуляционных упражнений и пластинок ребёнок приобретает полезные навыки, помогающие справиться с произношением трудных звуков, у него формируется правильный прикус. Но надо быть готовым к тому, что ношение пластин и постановка звуков растянется на несколько лет. От родителей и от ребёнка это потребует огромного терпения.
ЛОГОУПРАЖНЕНИЯ
Упражнения для детей с нарушением носового дыхания:
1. Исходное положение стоя. Рот закрыт. Одну половину носа плотно закрыть двумя пальцем, дышать поочередно по 4-5 раз через каждую половину носа.
2. Дышать только через нос. Встать, ноги на ширине плеч. Руки поднять вперед и вверх ладонями внутрь — вдох, опустить руки вниз — выдох. Выполнять медленно по 5 раз.
3. Стоя, вдыхать через одну половину носа, а выдыхать через другую по 5-6 раз через каждую половину носа.
4. Стоя, ноги вместе, нос зажат пальцами. Не спеша, громко считать до 10 (рот з акрыт), затем сделать глубокий вдох и полный выдох через нос, 5-6 раз.
5. Вдох через нос, рот закрыт. На удлиненном выдохе произносить звук «м-м-м», медленно до 8 раз.
6. При ходьбе дышать только через нос. Постепенно удлинять фазу выдоха: на счет 1-2 — вдох, на 3-4-5-6 — выдох, на счет 1-2 — вдох, на 3-4-5-6-7 — выдох (2-3 минуты).
1. Присели, выдыхая. На выдохе протяжно произносится звук «н».
2. Рывки руками с поворотом корпуса в стороны (упражнение сопровождается плавным вдохом и резким выдохом через нос).
3. Упражнение «насос»: медленно руки верх и вниз с глубоким вдохом через нос и выдохом через рот.
4. Наклоны в стороны на выдохе с протяжным произношением звука «м».
5. Глубокий вдох и прерывистый, толчковый выдох через нос.
Для тренировки круговой мышцы рта:
1. Плавно, утрированно артикулируя, тянуть У-И-У-И…»
2. Сделать губы «трубочкой» и подвигать ею в разные стороны.
3. Упражнение воздушный поцелуй
4. Попросите ребенка обхватить губами конец трубочки для коктейля. Пускай он попытается удержать ее 10 секунд.
5. Конфету на палочке( типа чупа-чупс) обхватываем губами и выдергиваем, сопротивляясь, пытаясь удержать её губами
Упражнения на расслабление мышц лица:
Хоботок.
Вытяните губы хоботком. (Показать, как надо вытянуть губы.) напряглись губы. А теперь они стали мягкими, ненапряжёнными. (Показать спокойное положение губ: рот слегка приоткрыт, губы расслаблены.) слушайте и делайте, как я.
Губы хоботком тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
И расслаблены… (2-3 раза.)
Лягушки.
Внимательно посмотрите, как я буду делать следующее упражнение. (Показать движение губ, соответствующее артикуляции звука «и», обратить внимание на напряжение и расслабление губ.) А теперь слушайте и делайте, как я.
Мы весёлые лягушки
Тянем губы прямо к ушкам!
Орешек.
Представьте, что вы разгрызаете твёрдый орешек. Крепко сожмите зубы. Вот так. (Показать, как надо сжать зубы.) Челюсти напряглись, стали как каменные. Это неприятно. Разожмите челюсти – легко стало, рот приоткрылся, всё расслаблено. Слушайте и делайте, как я.
Зубы крепче мы сожмём,
А потом их разожмём.
Губы чуть приоткрываются…
Всё чудесно расслабляется…
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но не все пока умеют
Есть у нас игра такая –
Очень лёгкая, простая,
И становиться понятно –
Кораблик.
Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и посильнее упритесь ими в пол. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу – прижмём к полу правую ногу. (Правая нога напряжена, левая – расслабилась, немного согнулась в колене, носком касается пола.) Выпрямились! Расслабились! Качнуло в другую сторону – прижмём левую ногу. (Напряжена левая нога. Правая рука расслаблена. Выпрямились. Слушайте и делайте, как я. Вдох – выдох!
Стало палубу качать.
Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем,
Упражнение выполняется сначала для правой ноги, потом для левой. Обращают внимание детей на напряжённое и расслабленное состояние мышц ног.
После расслабления ног дети рассаживаются и проводится пауза покоя.
Снова руки на колени,
А теперь – немного лени…
И расслабленно всё тело…
Наши мышцы не устали
И ещё послушней стали.
Дышится легко… ровно… глубоко…
Упражнения на расслабление мышц живота.
Представьте, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. (Дети кладут ладонь на область диафрагмы.) Надуваем живот так как будто это большой воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. (Показать, как поднимается стенка живота при утрированном вдохе.) это сильное напряжение неприятно! Не станем надувать большой шар. Надуем живот спокойно, как будто у нас маленький шарик.. сделаем спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи нельзя поднимать! Вдох – выдох! Мышцы живота расслабились. Стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох. Воздух сам легко входит внутрь. И выдох спокойный, не напряжённый.
Вот как шарик надуваем!
А рукою проверяем. (Делается вдох.)
Шарик лопнул – выдыхаем!
Наши мышцы расслабляем!
Дышится легко… ровно… глубоко…
Упражнения при прогении:
Ребенок медленно открывает рот, затем закрывает, максимально смещая нижнюю челюсть назад, закусывая нижнюю губу. Удерживает челюсть в таком положении 10 секунд. Повторите упражнение, на этот раз аккуратно сдвигая челюсть назад руками.
При широко открытом рте ребенок кончиком языка касается твердого неба в месте перехода его в мягкое, затем медленно закрывает рот, максимально стремясь сместить челюсть сзади. Упражнение повторять 5-6 раз.
При открытом прикусе необходимо вызвать зубоальвеолярное укорочение в области боковых зубов. С этой целью ребенку рекомендуется 5-6 раз в день прикусывать с максимальным усилием жевательными зубами деревянную палочку.
Упражнения при прогнатии:
Нижнюю челюсть ребенок медленно выдвигает вперед, пока края нижних резцов не установятся впереди верхних. Удерживает 10 секунд, затем медленно возвращает в исходное положение.
При прогнатическом прикусе нарушается функция круговой мышцы рта и мышц, выдвигающих нижнюю челюсть. Для их тренировки предлагается комплекс упражнений.
Также упражнения для тренировки круговой мышцы рта:
— вставленными в углы рта пальцами (мизинцами) ребенок старается растянуть губы, преодолевая их сопротивление при напряжении в сомкнутом виде;
— струей воздуха, направляемой через губы, сложенные трубкой, необходимо заставить ритмично, в такт выдыхаемому воздуху, колебаться подвешенный на нитке комочек ватки или бумаги.
Дополнительные упражнения при логопедических проблемах:
Сидя перед зеркалом, голову держать прямо, плечи слегка отвести назад и чуть опустить, грудь развернуть, живот подтянуть, коленные суставы согнуть, ноги и пятки вместе. Упражнения выполняются в медленном темпе на счет 1—2—3— 4 с повторением от 10 до 15 раз ежедневно.
Логопед Полей Яна Борисовна
Центра Естественного Развития и Здоровья Ребенка