что такое профильный актив
Стратегии работы с профильными и непрофильными активами
Отличия профильных и непрофильных активов
От стратегии компании зависит профильность активов. Профильные активы – это активы помогающий реализовать основные цели компании и приносящие результат. Они участвуют в производстве и сбыте продукции, отвечают за поставку сырья и т. д.
Также на балансе фирмы существуют непрофильные активы, но не отвечают за реализацию стратегий. Они считаются второстепенными и помогают получить финансовый результат, но на основную деятельность компании они не влияют. Так, например, у банка профильные активы будут связаны с продажей и внедрением банковских продуктов, а непрофильные — строительные площадки для будущих зданий или доли от участия в другом капитале.
Признаки непрофильных активов
Если на эти вопросы были получены положительные ответы, то нужно задуматься о том, как реструктурировать непрофильные активы так, чтобы изменить ситуацию. Если это сделать невозможно, рациональнее будет избавиться от них. Продажа непрофильных активов может принести значительную выгоду.
Виды непрофильных активов
Активы не относящиеся к основной деятельности, можно разделить на две основные группы:
Есть несколько решений, что делать с такого рода активами. Их можно перенести в основную деятельность и использовать для получения финансового результата. Таким образом активы непрофильные переходят в разряд профильных.
Второй группа — передача в аренду или под управление другой компании. Это может быть даже собственный филиал. Если уж непрофильные активы совершенно мешают или в них нет нужды — их можно продать.
Инвестиционные активы
Вторую группу непрофильных активов можно назвать инвестиционной. Они специально покупаются собственниками, инвесторами или кредитными фирмами и сразу поступают на баланс как активы непрофильные. Приобретение каждого из них — это отдельный проект, и для его реализации разрабатывается отдельная стратегия.
Инвестиционные активы стали неотъемлемой частью крупного бизнеса в нашей стране. Любая уважающая себя фирма, банк, холдинг и т. д. просто обязаны содержать других. Избыточные активы для них не представляют особой нагрузки. Приведем несколько примеров.
Преимущества
Многие крупные компании стараются привлечь как можно больше непрофильных активов. Это обусловлено целым рядом преимуществ.
В первую очередь реализация непрофильных активов практически всегда приносит доход. Даже если он невелик, это повлияет на конечный финансовый результат. Существует несколько форм собственности, когда преследуются социальные цели без получения дохода, но в таких случаях от государства можно рассчитывать на налоговые льготы. Во всех случаях непрофильные активы приносят положительный результат.
Во-вторых, уменьшаются издержки предприятия на основное производство. За счет дифференцированной деятельности расходы на одну единицу профильного актива уменьшаются, и это тоже влияет на конечный результат и общую рентабельность фирмы.
Чем выше рентабельность, тем больше инвестиционная привлекательность компании. Это третье преимущество. Чем больше финансовые поступления, тем больше шансов совершенствовать и модернизировать производство, повысить продуктивность труда и улучшить условия для сотрудников.
И четвертое преимущество, которое приносит реализация непрофильных активов, состоит в том, что компания может лучше сфокусироваться на ресурсах, необходимых для достижения главных стратегических целей.
Выделение непрофильных активов
Как видно из вышеперечисленных примеров, непрофильные активы могут как выделяться внутри компании, так и появляться извне. Если у руководства возникла идея обзавестись дополнительным источником дохода, оно должно проанализировать следующие этапы:
Активы предприятия простыми словами
Если говорить простыми словами, активами является любое имущество, которым владеет то или иное предприятие: здания, оборудование, интеллектуальная собственность, производственные запасы и т.д. В экономике это средства, которые получены извне или в результате деятельности предприятия и направлены на получение дохода. Иначе говоря, это все ресурсы – то, чем может распоряжаться компания.
Активы предприятия характеризуют основные параметры:
Ресурсы компаний отличаются формой, скоростью оборота, применением в деятельности, источниками поступления средств, принадлежностью, возможностью продажи. Применяются различные способы классификации активов, позволяющие определить их значение для предприятия с разных точек зрения.
Бухгалтерский учёт
Активы разделяются в бухгалтерской отчётности на оборотные и внеоборотные. Срок использования оборотных ресурсов – год, внеоборотных – более года. Внеоборотные ресурсы делятся на нематериальные (которые не имеют физического выражения) и материальные (основные средства). Оборотные активы считаются высоколиквидными и состоят из денежных средств, запасов, краткосрочных вложений и т. д.
Источники ресурсов предприятия классифицируются по форме функционирования:
С точки зрения экономики
Активы предприятий также классифицируются на группы и бывают:
Немного подробнее о каждом из вышеперечисленных видов ресурсов:
Вид | Описание |
Чистые | Это сумма всех ресурсов, которыми владеет организация. Их величину можно определить, суммируя все имеющиеся у предприятия ресурсы с вычетом заёмных капиталов:Международная финансовая отчётностьМеждународная финансовая отчётность отражает активы несколько иначе, чем в российской практике. В отечественной практике активы – это всё что является собственностью предприятия. Однако, не всё что приносит прибыль должно обязательно быть собственностью организации. К примеру, если здание или оборудование взято в аренду, в балансе они не отображаются. В международной практике при составлении финансовой отчётности объект качественно оценивается: контролирует ли его предприятие, как используется и т.д. Существует несколько специфических понятий, редко используемых в российской практике: Актив и пассивДля лучшего понимания активов предприятия нужно знать, что означает понятие пассив. Бухгалтерская отчётность обязательно отражает активы и пассивы. Активы являются имуществом (вещами или денежными средствами), которые всегда приносят и приумножают доход. Пассивы – имущество, удовлетворяющее ежедневные потребности, но требующее расходы на амортизацию и ремонт. Для наглядности рассмотрим примеры. Человек накопил 2 000 000 рублей и планирует распорядиться ими на своё усмотрение. Имеется два доступных варианта реализации этих средств: Вывод: активы увеличивают сами себя: если 2 200 000 руб. положить опять под такие же проценты, через год можно получить сумму 2 420 000 руб. и так далее. Пассивы тратят денежные средства безвозвратно: расходы на ремонт и коммунальные услуги никогда не вернутся.
Пассивами предприятия являются: Идеальный вариант, когда показатели по активам к окончанию расчётного периода превышают показатели по пассивам или хотя бы равны им. В этой ситуации можно сказать, что бизнес развивается успешно. Если расклад иной, стоит проанализировать эффективность проводимой стратегии. Когда доходность активных ресурсов длительное время отрицательная, предприятию грозит банкротство. Внеоборотные и оборотные активыАктивы предприятия используются в производственном процессе. По степени вовлечённости в производство выделяют внеоборотные и оборотные ресурсы. Внеоборотными активами считается всё имущество и денежные средства предприятия, которыми косвенно поддерживается производственный процесс, но полностью не вовлечены в него. Другими словами, они не включены в производственный цикл, поэтому не изнашиваются и могут служить долгое время. Внеоборотными (основными) могут быть материальные, нематериальные и финансовые ресурсы: Внеоборотные ресурсы – прочное основание, при помощи которого создавалась организация (сформировался уставной капитал, собственность, штат сотрудников) и налаживалось производство. Когда предприятие уже сформировалось и готово к производственной деятельности, используются оборотные активы – имущество и средства, способствующие реализации текущего производственного процесса. Подобные ресурсы называют ещё операционными или краткосрочными, так как они полностью вовлечены в создание продукта и используются в течение года. Оборотные (текущие) ресурсы состоят из материальной и нематериальной собственности: Профильные и непрофильные активыСуществуют также профильные и непрофильные ресурсы, зависящие от направления деятельности предприятия. Профильные ресурсы – имущество и денежные средства, используемые непосредственно в производстве и сбыте продукции. Это практически все сбережения, соответствующие виду деятельности предприятия, без которых невозможно развитие и получение прибыли. Непрофильными ресурсами считается любая собственность и денежные средства, которые в данный момент предприятием не используются и приносят только расходы. Подобную ситуацию может вызвать: Самым лучшим примером непрофильного актива может служить собственность должников, которую банк изымает для погашения долга. Обычно банки стараются как можно быстрее продать такое имущество, но это бывает нелегко сделать за короткое время, поэтому банки некоторое время вынужденно содержат этот балласт. Содержание в течение длительного времени непрофильных ресурсов, не работающих на компанию и не приносящих прибыль, дорого обходится предпринимателю: за них придётся выплачивать налог на имущество, и платить за услуги ЖКХ. Значит, рациональное решение – продажа объекта или передача прав собственности. Но владеющим непрофильным имуществом следует учесть, что за него будут предлагать самую низкую цену. Что такое профильный активОб актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца. Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Приказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 25 июля 2013 г. № 218 “Об утверждении Методологии определения профильности активов”С целью исполнения пп. «в» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 19, ст. 2333) приказываю: 1. Утвердить прилагаемые Методические указания по определению профильности активов. 2. Управлению информационных технологий (Ю.П. Холодняков) совместно с Управлением корпоративных технологий (Д.С. Логунов) в срок до 01.08.2013 обеспечить публикацию Методических указаний по определению профильности активов на официальном сайте Росимущества, а также размещение на Межведомственном портале по управлению государственной собственностью. Методология |