что такое профессорско преподавательский состав
Что такое профессорско преподавательский состав
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Постановление Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678 “Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций” (не вступило в силу)
В соответствии с частью 2 статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2013 г.
Председатель Правительства Российской Федерации | Д. Медведев |
Номенклатура
должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций
(утв. постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678)
I. Должности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность
1. Должности педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу
Заместитель начальника кафедры
2. Должности иных педагогических работников
Инструктор по труду
Инструктор по физической культуре
Мастер производственного обучения
Педагог дополнительного образования
Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности
Руководитель физического воспитания
Старший педагог дополнительного образования
II. Должности руководителей образовательных организаций
1. Должности руководителей
2. Должности заместителей руководителей, руководителей структурных подразделений и их заместителей, иные должности руководителей
Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника)
Руководитель (директор, заведующий, начальник, управляющий) структурного подразделения
Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника, управляющего) структурного подразделения
Руководитель (заведующий) учебной (производственной) практики
Советник при ректорате
Ученый секретарь совета образовательной организации
Ученый секретарь совета факультета (института)
Примечания: 1. К должностям педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, и должностям руководителей образовательных организаций относятся соответственно участвующие в образовательной деятельности директора институтов, начальники институтов, ученые секретари советов институтов, являющихся структурными подразделениями организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
2. Наименование должности «логопед» предусмотрено для организаций сферы здравоохранения и социального обслуживания, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.
3. Должность «преподаватель», предусмотренная в подразделе 1 раздела I настоящего документа, относится к должностям профессорско-преподавательского состава в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ. Должность «преподаватель», предусмотренная в подразделе 2 раздела I настоящего документа, относится к должностям иных педагогических работников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, кроме образовательных организаций высшего образования и организаций дополнительного профессионального образования.
4. Должность «тьютор» предусмотрена для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, кроме образовательных организаций высшего образования.
5. Должность «президент» предусмотрена только для образовательных организаций высшего образования.
6. Должности «начальник факультета», «начальник института», «начальник кафедры» и «заместитель начальника кафедры» предусмотрены только для образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.
Обзор документа
Утверждена номенклатура должностей педагогических работников, а также руководителей образовательных организаций.
Она устанавливает единый подход к наименованию должностей указанных сотрудников во всех организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Так, предусмотрены следующие должности руководителей образовательных организаций: ректор, директор, заведующий, начальник, президент (только для вузов).
Определены иные руководящие должности: заместитель руководителя; руководитель структурного подразделения, его заместитель; проректор (в том числе первый); помощник ректора (проректора); руководитель (заведующий) учебной (производственной) практики; советник при ректорате; старший мастер, ученый секретарь совета образовательной организации, факультета (института). Таким образом, за лицами, занимающими перечисленные должности, должны быть сохранены существующие меры социальной поддержки.
Также номенклатура содержит должности профессорско-преподавательского состава и иных педагогических работников.
Постановление вступает в силу с 1 сентября 2013 г.
Постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 г. Москва «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»
В соответствии с частью 2 статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2013 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев
Прим. ред.: текст постановления опубликован в «Собрании законодательства Российской Федерации», 19.08.2013, N 33, ст. 4381.
Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций
I. Должности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность
1. Должности педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу
Ассистент
Декан факультета
Начальник факультета
Директор института
Начальник института
Доцент
Заведующий кафедрой
Начальник кафедры
Заместитель начальника кафедры
Профессор
Преподаватель
Старший преподаватель
2. Должности иных педагогических работников
Воспитатель
Инструктор-методист
Инструктор по труду
Инструктор по физической культуре
Концертмейстер
Логопед
Мастер производственного обучения
Методист
Музыкальный руководитель
Педагог дополнительного образования
Педагог-библиотекарь
Педагог-организатор
Педагог-психолог
Преподаватель
Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности
Руководитель физического воспитания
Социальный педагог
Старший вожатый
Старший воспитатель
Старший инструктор-методист
Старший методист
Старший педагог дополнительного образования
Старший тренер-преподаватель
Тренер-преподаватель
Тьютор
Учитель
Учитель-дефектолог
Учитель-логопед
II. Должности руководителей образовательных организаций
1. Должности руководителей
Ректор
Директор
Заведующий
Начальник
Президент
2. Должности заместителей руководителей, руководителей структурных подразделений и их заместителей, иные должности руководителей
Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника)
Руководитель (директор, заведующий, начальник, управляющий) структурного подразделения
Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника, управляющего) структурного подразделения
Первый проректор
Проректор
Помощник ректора
Помощник проректора
Руководитель (заведующий) учебной (производственной) практики
Советник при ректорате
Старший мастер
Ученый секретарь совета образовательной организации
Ученый секретарь совета факультета (института)
1. К должностям педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, и должностям руководителей образовательных организаций относятся соответственно участвующие в образовательной деятельности директора институтов, начальники институтов, ученые секретари советов институтов, являющихся структурными подразделениями организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
2. Наименование должности «логопед» предусмотрено для организаций сферы здравоохранения и социального обслуживания, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.
3. Должность «преподаватель», предусмотренная в подразделе 1 раздела I настоящего документа, относится к должностям профессорско-преподавательского состава в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ. Должность «преподаватель», предусмотренная в подразделе 2 раздела I настоящего документа, относится к должностям иных педагогических работников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, кроме образовательных организаций высшего образования и организаций дополнительного профессионального образования.
4. Должность «тьютор» предусмотрена для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, кроме образовательных организаций высшего образования.
5. Должность «президент» предусмотрена только для образовательных организаций высшего образования.
6. Должности «начальник факультета», «начальник института», «начальник кафедры» и «заместитель начальника кафедры» предусмотрены только для образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.
Учимся оценивать преподавательский состав вуза: на что обратить внимание?
На что чаще всего обращают внимание абитуриенты при выборе вуза? Как правило, поступающих интересует только то, что затрагивает их непосредственный интерес: наличие соответствующей программы (специальности) и проходные баллы.
На что чаще всего обращают внимание абитуриенты при выборе вуза? Как правило, поступающих интересует только то, что затрагивает их непосредственный интерес: наличие соответствующей программы (специальности) и проходные баллы.
Одной из самых серьезных ошибок при оценке и выборе образовательного центра для обретения профессии является не обращение внимания на преподавательский состав. Сейчас мы расскажем об этом элементе подробнее.
Что это такое?
Обучением и воспитанием детей, студентов занимаются исключительно подготовленные, квалифицированные и дипломированные специалисты – педагоги, а также практики.
Научный персонал ВУЗа
В заведениях среднего образования (детские сады, школы и частично колледжи) задействованы типичные учителя, имеющие за плечами преимущественно педагогическое образование. Здесь происходит формирование общих навыков и качеств, но для повышения компетентности в конкретной области, важно иметь определенные успехи и заслуги лично. Поэтому в высших образовательных заведениях страны стараются привлекать к работе только профессорско-преподавательский состав, где доля индивидов с учеными степенями, званиями и привилегиями превосходит долю обычных педагогов и ассистентов.
Как правило, в солидном учебном центре действует соотношение:
Какие педагогические должности и обязанности действуют в вузах?
Работать педагогом при вузе сможет далеко не каждый желающий, а сами обязанности и ответственность может оказаться также посильной не для всех. Поэтому удостоиться такой чести могут только сильнейшие кандидаты, сумевшие показать себя в «конкурсном отборе» или на собеседовании.
В общей практике отечественных вузов принято выделять следующие педагогические должности в системе профессионального образования:
Какую роль выполняет профессорско-преподавательский состав в вузе?
Получать профессиональное образование возможно только у знающих и умеющих людей, профилированных организаций, способных не просто поделиться опытом и знаниями, но и предоставить подтверждающий документ – как минимум сертификат, а в идеале – диплом об образовании. Поэтому при выборе учебного заведения (колледжа и в особенности вуза) обязательно следует учитывать и оценивать профессорско-преподавательский состав.
Функциональные обязанности преподавателей
Образование считается наиболее престижным и качественным, если в подготовке студентов участвует более 75% ученых и 25% практиков. В этом случае достигается та самая «точка равновесия», когда студент обретает достойные и актуальные знания и получает практический опыт.
Уровень и качество подготовки выпускника не менее чем на 65-70% зависит от квалифицированности и подготовки, опыта педагогов: какими методами обучения пользуются, какую литературу рекомендуют, какие навыки и знания прививают. В остальном обретать квалификацию студентам помогает самодисциплина, самообучение, ответственность и пр.
Как оценить профессорско-преподавательский состав в вузе: абитуриенту и студенту?
Определить уровень подготовки педагогов вуза новичку бывает крайне сложно. Во-первых, поступающий не знает «ситуации изнутри», а во-вторых, далеко не вся информация может находиться в открытом доступе. Сейчас мы расскажем наиболее популярные правила и критерии, позволяющие оценить вуз по его персоналу и составу.
Как правило, найти информацию о сотрудниках любого вуза можно несколькими способами:
Из этих ресурсов можно почерпнуть полезную информацию относительно:
Уже на основании этих данных можно определить, насколько опытны лекторы и преподаватели, экзаменаторы, каким стандартам следуют. На форумах важно быть бдительным, не поддаваться провокациям, тщательно проверять все сведения. Тогда возможно получить наиболее достоверные факты как о вузе, так и отдельных сотрудниках: коррупция, требовательность и принципиальность, отношение к учащимся, загруженность и пр.
Как оценивается качество работы и преподавателя и его профессиональная деятельность?
Будучи студентом, можно углубить оценку преподавательского состава, лично столкнувшись с учебным процессом, правила поведения и проведения занятий требований заданий и пр.
При оценке профессорско-преподавательского состава вуза на этапе подбора учебного заведения для освоения выбранного профиля следует выделить наиболее важные моменты и параметры:
Оценка профессорско-преподавательского состава может сыграть решающую роль при выборе учебного заведения в системе профессионального образования. «Кому или какому учреждению лучше отдать предпочтение?» — спросите Вы. Ответ лежит на поверхности – тому, где совпадают возможности обучения и желаемое качество образования.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Лучше всего проходить профессиональное становление на базе того учреждения, где задействованы преимущественно действующие ученые и исследователи (не менее 65-75% от общей численности преподавателей и внештатных сотрудников), практики с ученой степенью или достижениями в отрасли (не мене 15-25%).
Обязательно оценивайте не только общий профессорско-преподавательский состав вуза, но и кафедры, к которой привязана выбранная специализация. Именно здесь сконцентрируйтесь и проанализируйте качество преподавательского состава: стаж работы в образовательной системе, наличие наград и достижений, публикаций, степеней и званий, научных работ и пр. В этом случае удастся получить более объективную оценку относительно подготовки кадров, качества образовательных программ и материально-технической оснащённости учебного центра.
При анализе профессорско-преподавательского состава вуза не требуется колоссальной подготовки, математических навыков. Достаточно владеть аналитическим складом ума или критическим мышлением, сравнивать и сопоставлять данные из разных учреждений и инстанций, понимать значение отдельных терминов (степень и звание, премия и награда, орден и пр.). Выбирайте тот вуз, где профессорско-преподавательский состав сильнее, а образовательная программа тщательно спланирована и акцентирована вокруг профильных предметов и практики. Учитывайте посильность как учебную, так и финансовую, желания и возможности и пр.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Приложение. Положение о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу
Положение
о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 23 июля 2015 г. N 749)
2. Должности педагогических работников, отнесенные к профессорско-преподавательскому составу, указаны в пункте 1 раздела I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4381).
4. Не проводится конкурс на замещение должностей декана факультета и заведующего кафедрой*(3).
Педагогические работники, с которыми по результатам конкурса на замещение соответствующих должностей заключены трудовые договоры на неопределенный срок, не проходят повторно конкурс на данные должности в период занятия ими в установленном порядке указанных должностей.
5. Положение о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» и федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет» утверждается указанными организациями самостоятельно.
6. Конкурс на должности профессора и доцента среди ведущих мировых ученых проводится заочно в порядке, определяемом организацией. В конкурсе принимают участие ведущие мировые ученые, имеющие приглашения для работы в организации.
8. При наличии вакантной должности педагогического работника конкурсный отбор в установленном порядке объявляется руководителем организации (уполномоченным им лицом) в период учебного года.
9. Конкурс объявляется руководителем организации (уполномоченным им лицом) на сайте организации не менее чем за два месяца до даты его проведения.
В объявлении о проведении конкурса на сайте организации указываются:
перечень должностей педагогических работников, на замещение которых объявляется конкурс;
квалификационные требования по должностям педагогических работников;
место (адрес) приема заявления для участия в конкурсе;
срок приема заявления для участия в конкурсе (не менее одного месяца со дня размещения объявления о конкурсе на сайте организации);
место и дата проведения конкурса.
В организации должны быть созданы условия для ознакомления всех работников с информацией о проведении конкурса.
10. Заявление претендента для участия в конкурсе должно поступить в организацию до окончания срока приема заявления для участия в конкурсе, указанного в объявлении о проведении конкурса.
К заявлению должны быть приложены копии документов, подтверждающих соответствие претендента квалификационным требованиям, и документы, подтверждающие отсутствие у него ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами.
Претендент не допускается к конкурсу в случае:
несоответствия представленных документов требованиям, предъявляемым по соответствующей должности;
непредставления установленных документов;
нарушения установленных сроков поступления заявления.
12. Коллегиальный орган управления вправе предложить претенденту провести пробные лекции или другие учебные занятия.
13. Претендент имеет право ознакомиться с условиями предлагаемого к заключению трудового договора, коллективным договором организации и присутствовать при рассмотрении его кандидатуры.
Неявка претендента не является препятствием для проведения конкурса.
14. Решение по конкурсу принимается коллегиальным органом управления путем тайного голосования и оформляется протоколом.
Прошедшим избрание по конкурсу считается претендент, получивший путем тайного голосования более половины голосов членов коллегиального органа управления от числа принявших участие в голосовании при кворуме не менее 2/3 списочного состава коллегиального органа управления.
Если голосование проводилось по единственному претенденту, и он не набрал необходимого количества голосов, конкурс признается несостоявшимся.
Если голосование проводилось по двум и более претендентам, и никто из них не набрал необходимого количества голосов, то проводится второй тур избрания, при котором повторное тайное голосование проводится по двум претендентам, получившим наибольшее количество голосов в первом туре избрания.
В случае когда при повторном тайном голосовании никто из претендентов не набрал более половины голосов, конкурс признается несостоявшимся.
15. Если на конкурс не подано ни одного заявления или ни один из претендентов, подавших заявление, не был допущен к конкурсу, конкурс признается несостоявшимся.
16. С лицом, успешно прошедшим конкурс на замещение должности педагогического работника, заключается трудовой договор в порядке, определенном трудовым законодательством.
Трудовые договоры на замещение должностей педагогических работников могут заключаться как на неопределенный срок, так и на определенный срок не более пяти лет.
При избрании работника по конкурсу на замещение ранее занимаемой им по срочному трудовому договору должности педагогического работника новый трудовой договор может не заключаться. В этом случае действие срочного трудового договора с работником продлевается по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок*(4).
При переводе на должность педагогического работника в результате избрания по конкурсу на соответствующую должность срок действия трудового договора с работником может быть изменен по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок*(5).
17. Конкурс на вакантные должности не проводится при переводе педагогического работника с его согласия, в том числе в связи с реорганизацией организации или ее структурного подразделения и (или) сокращением численности (штата), на должность аналогичную или нижестоящую по отношению к занимаемой им должности в том же структурном подразделении или при переводе в другое структурное подразделение до окончания срока трудового договора.
18. Должность педагогического работника объявляется вакантной, если в течение тридцати календарных дней со дня принятия решения по конкурсу коллегиальным органом управления лицо, впервые успешно прошедшее конкурс на замещение данной должности в организации, не заключило трудовой договор по собственной инициативе.
*(2) Часть четвертая статьи 332 Трудового кодекса Российской Федерации.
*(3) Часть пятая статьи 332 Трудового кодекса Российской Федерации.
*(4) Часть восьмая статьи 332 Трудового кодекса Российской Федерации.
*(5) Часть девятая статьи 332 Трудового кодекса Российской Федерации.