что такое проектное мышление

Думать масштабно: принципы работы проектного мышления

Любовь Карась

Проектное мышление позволяет комплексно подходить к решению проблем с минимальными ресурсными затратами. Вы реализовываете проекты ежедневно, причем не только на работе — будь то планирование путешествия, прохождение образовательного курса или генеральная уборка дома. Т&Р рассказывают о принципах работы проектного мышления и делятся советами, как его развивать.

Что такое проектное мышление

что такое проектное мышление. Смотреть фото что такое проектное мышление. Смотреть картинку что такое проектное мышление. Картинка про что такое проектное мышление. Фото что такое проектное мышление

На самом деле, этот навык необходим для специалистов из совершенно разных областей, и применять его можно в том числе в обычной жизни. Например, вы забыли в офисе зарядку от ноутбука, а видеоконференция начинается через 40 минут, самостоятельно съездить в свое рабочее место вы не сможете. Перед вами своеобразный проект (хоть и бытовой), который можно решить несколькими альтернативными путями: попросить зарядку у соседей, доставить ее курьером, перенести встречу и отправиться за ней самостоятельно. На выбор влияет множество внешних факторов, и ваша задача — выбрать наиболее оптимальный. Кроме того, необходимо продумать, как не допустить повторного возникновения этой проблемы — поставить напоминание на телефоне, перед тем как уйти из офиса, или же иметь две зарядки — дома и на работе. То же самое можно применить в процессе организации дня рождения для друга или отпуска — вопрос только в масштабе и долгосрочности проекта.

Проектное мышление позволяет выявить корень проблемы в общем процессе и найти рациональное решение, требующее наименьших усилий, предсказав результат

Еще одна особенность проектного мышления — уникальность результата и способ его достижения. В отличие от операционных задач, которые являются механическими и не всегда приводят в одну и ту же точку Б, проекты и их реализация отличны и чаще всего требуют новых навыков и знаний.

что такое проектное мышление. Смотреть фото что такое проектное мышление. Смотреть картинку что такое проектное мышление. Картинка про что такое проектное мышление. Фото что такое проектное мышление

Как работает проектное мышление

Деление проекта на циклы необходимо для того, чтобы расставлять контрольные точки и фиксировать промежуточные результаты, эффективно распределяя время. Каждый цикл представляет собой законченный этап работы.

Основные этапы цикла:

1. Выявление проблемы

Цель любого проекта — решение определенной проблемы (медленный сервис, технические неполадки, низкое качество и так далее). Для начала ее необходимо распознать и четко сформулировать, так как именно от этого зависит последующее разрешение. На этом этапе вы прогнозируете, каким будет ваш проект, и строите модель будущего.

2. Подготовительная работа

3. Разработка проекта

На этом этапе устанавливаются сроки, создается алгоритм действий, а также просчитываются возможные риски.

Основная часть — реализация плана. Он должен быть гибким, так как внешние обстоятельства могут повлиять на вашу стратегию и ее придется корректировать.

Каждый пройденный этап необходимо фиксировать и контролировать соответствие плану. На этом этапе необходимо собирать обратную связь и при необходимости вносить корректировки.

6. Завершение с фиксацией результатов

На этом этапе вы сопоставляете цели с тем, что вам удалось реализовать (поэтому обязательно нужны критерии ее достижения). Как правило, в данном случае требуется отчетность

Источник

Думать масштабно: принципы работы проектного мышления

Любовь Карась

Проектное мышление позволяет комплексно подходить к решению проблем с минимальными ресурсными затратами. Вы реализовываете проекты ежедневно, причем не только на работе — будь то планирование путешествия, прохождение образовательного курса или генеральная уборка дома. Т&Р рассказывают о принципах работы проектного мышления и делятся советами, как его развивать.

Что такое проектное мышление

что такое проектное мышление. Смотреть фото что такое проектное мышление. Смотреть картинку что такое проектное мышление. Картинка про что такое проектное мышление. Фото что такое проектное мышление

На самом деле, этот навык необходим для специалистов из совершенно разных областей, и применять его можно в том числе в обычной жизни. Например, вы забыли в офисе зарядку от ноутбука, а видеоконференция начинается через 40 минут, самостоятельно съездить в свое рабочее место вы не сможете. Перед вами своеобразный проект (хоть и бытовой), который можно решить несколькими альтернативными путями: попросить зарядку у соседей, доставить ее курьером, перенести встречу и отправиться за ней самостоятельно. На выбор влияет множество внешних факторов, и ваша задача — выбрать наиболее оптимальный. Кроме того, необходимо продумать, как не допустить повторного возникновения этой проблемы — поставить напоминание на телефоне, перед тем как уйти из офиса, или же иметь две зарядки — дома и на работе. То же самое можно применить в процессе организации дня рождения для друга или отпуска — вопрос только в масштабе и долгосрочности проекта.

Проектное мышление позволяет выявить корень проблемы в общем процессе и найти рациональное решение, требующее наименьших усилий, предсказав результат

Еще одна особенность проектного мышления — уникальность результата и способ его достижения. В отличие от операционных задач, которые являются механическими и не всегда приводят в одну и ту же точку Б, проекты и их реализация отличны и чаще всего требуют новых навыков и знаний.

что такое проектное мышление. Смотреть фото что такое проектное мышление. Смотреть картинку что такое проектное мышление. Картинка про что такое проектное мышление. Фото что такое проектное мышление

Как работает проектное мышление

Деление проекта на циклы необходимо для того, чтобы расставлять контрольные точки и фиксировать промежуточные результаты, эффективно распределяя время. Каждый цикл представляет собой законченный этап работы.

Основные этапы цикла:

1. Выявление проблемы

Цель любого проекта — решение определенной проблемы (медленный сервис, технические неполадки, низкое качество и так далее). Для начала ее необходимо распознать и четко сформулировать, так как именно от этого зависит последующее разрешение. На этом этапе вы прогнозируете, каким будет ваш проект, и строите модель будущего.

2. Подготовительная работа

3. Разработка проекта

На этом этапе устанавливаются сроки, создается алгоритм действий, а также просчитываются возможные риски.

Основная часть — реализация плана. Он должен быть гибким, так как внешние обстоятельства могут повлиять на вашу стратегию и ее придется корректировать.

Каждый пройденный этап необходимо фиксировать и контролировать соответствие плану. На этом этапе необходимо собирать обратную связь и при необходимости вносить корректировки.

6. Завершение с фиксацией результатов

На этом этапе вы сопоставляете цели с тем, что вам удалось реализовать (поэтому обязательно нужны критерии ее достижения). Как правило, в данном случае требуется отчетность

Источник

Чему может научить проектное мышление

что такое проектное мышление. Смотреть фото что такое проектное мышление. Смотреть картинку что такое проектное мышление. Картинка про что такое проектное мышление. Фото что такое проектное мышление

Почему важно мыслить проектами

Проекты окружают нас повсюду. Например, вы хотите детскую площадку во дворе дома. В голове появляется образ будущего — безопасная площадка с качелями, на которой играют счастливые дети. Здесь возникает проект, а вокруг него — люди. Чтобы появилась площадка, нужно познакомиться с соседями, договориться с управляющей компанией, выбрать подрядчика, собрать деньги и проконтролировать установку. Управляя проектом, вы находитесь в середине системы и влияете на ее части. Именно от вас зависит конечный результат — будет детская площадка во дворе дома или нет.

Проектное мышление — умение четко видеть проблему в процессах и находить оптимальные решения, учитывая ресурсы и время. Навык становится необходимым для людей всех возрастов и профессий. Инженеров учат этому в университете: студенты ищут и устраняют неисправности в установках. Государственные структуры и бизнес активно переходят на проектное управление, чтобы не повторять ошибки, а предугадывать и решать проблемы.

Проектное мышление похоже на творческое, но отличается способностью видеть образ будущего и находить к нему путь. Управляя проектом, вы раскладываете проблему на части, ищите между ними связи и противоречия, подбираете подходящие инструменты для решения этой проблемы. Учитесь основам проектирования и технологии, развиваете критическое мышление, саморефлексию и другие гибкие навыки.

Что такое проект

Проект — это проблема, решенная по расписанию. Мы целенаправленно выбираем решение, ограниченное по времени и ресурсам, чтобы получить уникальный единовременный результат. Спланировать путешествие, найти работу, построить гараж — все проекты.

Проект начинается с проблемы или мечты. Проблема — это несоответствие наших ожиданий и реальности. Мы хотим удобные дороги, но по всему городу они разбиты, поэтому считаем дорогу проблемой. Мечта отличается от проблемы более позитивным и ярким эмоциональным образом. Например, мечта стать космонавтом может превратиться в проект с конкретным результатом.

Как развивать проектное мышление

Чтобы развить проектное мышление, нужно управлять проектами разной сложности. Переходить от простых проблем к более сложным — с этапами, делегированием и меняющимися условиями.

В проектном мышлении четыре этапа:

что такое проектное мышление. Смотреть фото что такое проектное мышление. Смотреть картинку что такое проектное мышление. Картинка про что такое проектное мышление. Фото что такое проектное мышление

что такое проектное мышление. Смотреть фото что такое проектное мышление. Смотреть картинку что такое проектное мышление. Картинка про что такое проектное мышление. Фото что такое проектное мышление

Вместе с тренером Ассоциации тренеров Российского союза молодежи (АТ РСМ) Анной Аполосовой мы подобрали инструменты для управления собой, людьми и проектами. Они помогут развить проектное мышление и решить проблемы в повседневной жизни.

Управляем собой

Представьте рутину в виде проектов. Проект — это задача, которую нельзя решить за один подход. Любой проект можно разбить на задачи, а их тоже рассмотреть как проекты. Представьте свои текущие дела в виде проектов с целью и сроками. Например, разложите ремонт в квартире на несколько задач. Подберите материалы, купите их или закажите доставку. Найдите подрядчика или сделайте все сами. Подумайте, как оптимизировать проект и решить задачи оптимальным путем.

Автор книги «Сделайте это завтра» Марк Форстер разделяет проекты на два типа: продолжительные и организационные. Чтобы сделать продолжительный проект, нужно выполнять похожие действия длительное время. Например, учить испанский язык или играть на гитаре. Форстер предлагает превратить их в ежедневную привычку и выделить время в расписании.

Организационные проекты состоят из серии разных действий, которые приведут к определенной цели. Например, рекламная кампания или запуск сайта. Такие проекты лучше разбить на задачи и добавить в список дел на завтра.

Делайте постепенно. Форстер уверен, что худший вариант поведения — метаться между слишком большим количеством задач и предлагает делать дела по очереди. В ресторане вы физически не сможете съесть больше одного основного блюда. С задачами нужно поступать так же. Установите правило: работать только над одной задачей.

Чтобы оценить умение выполнять задачи по очереди, возьмите лист бумаги и составьте список дел, которые вы когда-нибудь хотели бы сделать. Запишите такие дела, до которых руки никак не доходят.

Выберите одну небольшую задачу из списка и примите два решения:

Обучение как проект. Продуманный план помогает учиться и расти. Представьте свое образование в виде большого проекта с небольшими этапами. Для такого проекта в Бюро Артема Горбунова придумали метафору иллюзии альпиниста.

Представьте высокий пик и альпиниста, который мечтает его покорить. Он уверен, что это самая высокая вершина. За несколько метров до пика альпинист чувствует, что уже все узнал и смысла идти дальше нет, поэтому поворачивает назад. Такой альпинист не узнает, что эта вершина — совсем не великая. Это подножие более высокой горы, а за ней другие. План обучения помогает видеть несколько высоких вершин и превращать свое образование в проект.

что такое проектное мышление. Смотреть фото что такое проектное мышление. Смотреть картинку что такое проектное мышление. Картинка про что такое проектное мышление. Фото что такое проектное мышление

Пусть вершинами будут ключевые этапы обучения. Для каждого придумайте цель и поставьте сроки. Спланируйте покорение каждой вершины как проект: подберите источники и найдите людей, которые помогут развить нужные навыки. Например, вы хотите стать арт-директором. Этапами может быть профессиональный рост: новичок → дизайнер → старший дизайнер → арт-директор. Для этого вам потребуются книги, курсы, наставники и коллеги на каждом этапе. Такой путь может быть долгим, но он того стоит.

Управляем людьми

Основной инструмент управления людьми — делегирование. Вы передаете часть задач, дел и полномочий другим людям, чтобы достичь конкретного результата. Так вы учитесь объяснять задание другому человеку, контролировать и принимать результат.

Базовое делегирование. Вы можете делегировать простые бытовые задачи, чтобы сэкономить время для более важных дел:

Делегировать простые бытовые задачи выгодно, если ваше время стоит дороже. Например, вы заказали пять книг в интернет-магазине. Вы можете забрать их из пункта самовывоза и потратить на это два часа, либо оплатить курьерскую доставку за 400 руб. Допустим, час вашей работы стоит 600 руб., тогда два потраченных часа обойдутся в 1,2 тыс. руб. В такой ситуации выгоднее заказать курьера, а свободное время потратить на фриланс, самообразование или отдых.

Профессиональное делегирование. Личные и профессиональные задачи можно делегировать удаленному помощнику:

Вы платите удаленному помощнику за время, которое он потратит на задачу. Например, отправляете тезисы своего выступления и просите подготовить презентацию за три часа. Помощника можно найти через соцсети, знакомых или специальные сервисы — «Профи.ру» или YouDo.

Если вы пишете статьи, можно нанять корректора, который вычитает текст и исправит ошибки. Если ведете соцсети — контент-менеджера, который подготовит черновики постов. Для управления сложными проектами и людьми проектные менеджеры используют систему Agile и канбан-доски. Мы подробно рассказывали о них в статье о навыке бережливого производства.

что такое проектное мышление. Смотреть фото что такое проектное мышление. Смотреть картинку что такое проектное мышление. Картинка про что такое проектное мышление. Фото что такое проектное мышление

Чтобы эффективно делегировать:

Управляем проектами

Dragon Dreaming (мечта дракона). Dragon Dreaming развивает новую культуру управления проектами, сосредоточенную на личностном росте, развитии сообществ и экологии. Метод разработали в Австралии работники экологического фонда Джон Крофт и Вивьен Эланта.

Проектное управление в Dragon Dreaming не замыкается на планировании и действии. Проект начинается с совместного мечтания, а заканчивается совместным празднованием. Это основная ценность подхода, — участники собираются, мечтают, благодарят друг друга, отмечают собственный рост и рост коллег.

что такое проектное мышление. Смотреть фото что такое проектное мышление. Смотреть картинку что такое проектное мышление. Картинка про что такое проектное мышление. Фото что такое проектное мышление

Управление проектов в Dragon Dreaming представляют в виде колеса из четырех частей:

Части постоянно сменяют друг друга. Если представить этот цикл в виде прожитых суток, получится, что ночью во сне мы мечтаем, утром планируем, днем делаем, а вечером празднуем и благодарим себя. Первый и последний этапы лучше провести в необычных местах, добавляя ко встрече ритуалы команды. Это укрепит доверие и раскроет команду изнутри.

Социальный проект. В социальном проекте люди объединяются вместе, чтобы решить общественную проблему, которая их беспокоит. Например, плохая экология, заброшенный парк, недоступная среда для маломобильных людей, бездомные животные. Даже небольшой социальный проект поможет развить навыки управления проектами, людьми и собой.

В проекте РСМ «Пространство развития» разработали набор карточек для социального проектирования, которые помогают поэтапно управлять проектом.

В основе набора — карта социального проекта, состоящая из девяти этапов:

Социальный проект начинается с мечтания. Мечта поможет обрисовать образ будущего, найти социальную проблему, придумать идею и воплотить ее в жизнь. Например, в вашем городе есть большой заброшенный парк, в котором вы хотите отдыхать и проводить свободное время. Скорее всего, другие горожане тоже хотят там гулять. Вам нужно найти их и вместе придумать решение проблемы. Чтобы восстановить парк, можно убрать мусор, организовать в парке бесплатные фестивали и проводить экскурсии, найти партнеров, которые восстановят скамейки и фонари. Через такой проект вы прокачаете набор гибких, научитесь управлять проектами, принесете пользу обществу и себе.

Чек-лист проектного цикла

Вместе с коллегами тренер Анна Аполосова подготовила чек-лист проектного цикла. Он поможет придумать, спланировать и сделать проект.

что такое проектное мышление. Смотреть фото что такое проектное мышление. Смотреть картинку что такое проектное мышление. Картинка про что такое проектное мышление. Фото что такое проектное мышление

Чтобы научиться управлять проектами

Источник

Что такое проектное мышление и как с ним жить?

Содержание

Проектный тип мышления позволяет четко видеть проблему в происходящем вокруг и находить наиболее подходящее решение. Проектное мышление – навык, который стоит развивать в любом возрасте и при любой профессиональной деятельности. Несмотря на кажущуюся сложность, подобное мышление знакомо каждому. Мы строим карьеру, планируем отдых и будущее. В педагогике и смежных областях это необходимость, профессиональный инструмент, без которого не обойтись.

Развивать этот вид мышления можно и нужно. Так вы сможете эффективнее решать задачи, ставить себя в центре системы, влияя оттуда на каждый ее элемент. Думая проектным образом, будет проще увидеть конечный результат. Следует выделить и другие особенности такого способа выстраивать мысли:

Подобные особенности хорошо знакомы представителям технических профессий. Инженеров учат так выстраивать мысли в университете. Но почему проектный способ думать нужен сегодня каждому? Представители бизнеса, а также государственных структур активно переходят на управление в таком ключе. «Проектные» люди становятся необходимы, обладают важными профессиональными навыками.

С развитым типом построения мысли через проекты вы сможете предугадывать, как сложатся те или иные события. В педагогике, при создании компании или поступлении на руководящую должность это особенно важно. Таким мышлением должен обладать любой, кто планирует расти и добиваться чего-либо в жизни. Поэтому так важно разобраться в особенностях его работы.

Что такое проект и как начать развивать проектное мышление?

что такое проектное мышление. Смотреть фото что такое проектное мышление. Смотреть картинку что такое проектное мышление. Картинка про что такое проектное мышление. Фото что такое проектное мышление

Проект представляет собой определенное препятствие, которое можно обогнуть или преодолеть пошагово. Особенность его в том, что решение выбирается целенаправленно. Оно ограничено по времени, для достижения используются ограниченные ресурсы. В итоге получается уникальный и единовременный результат.

Знакомый каждому «проектный» пример – это планирование отпуска или путешествия. Либо поиск новой работы, строительство гаража, организация праздника – все это относится к проектным задачам. В каждом случае используются разные инструменты, есть свои особенности, но суть у них одна.

В основе – мечта или жизненная трудность, нужда. Когда реальность не соответствует ожиданиям, возникают затруднения. Их характеризует негативный оттенок. Главная особенность мечты – позитивный и яркий эмоциональный образ. Педагогика, бизнес, менеджмент и другие смежные сферы деятельности работают с обоими типами (и трудности, и мечты). Представители этих профессий должны иметь «проектную особенность», когда идут к результату.

Если не обладаете таковой, ее можно сформировать. Начать взращивать проектный тип мышления надо с управления:

Эти четыре пункта – основной инструмент на пути становления проектного типа мышления. Когда начало положено, можно переходить к более профессиональным вариантам обучения.

Как научиться по-новому добиваться целей?

что такое проектное мышление. Смотреть фото что такое проектное мышление. Смотреть картинку что такое проектное мышление. Картинка про что такое проектное мышление. Фото что такое проектное мышление

Сначала надо разобраться, какие этапы проходит мышление, когда нужно профессионально преодолеть трудность или достичь желаемого. Проектный тип мышления делится на четыре стадии:

Сформировать проектное, профессиональное мышление можно через управление собой, окружающими людьми и задумками/планами. Для этого уже разработаны необходимые инструменты.

Управление собой – это своеобразная педагогика в отношении собственной личности. Применив профессиональный подход, вы научитесь планировать и реализовывать такие планы с максимальной эффективностью. Главный инструмент и особенность проектного управления жизнью – это деление задач на этапы:

Так проектный образ мысли насаждается незаметно, вы привыкаете к нему постепенно. Разберем на примере. Вы планируете открыть собственное дело. Это один большой проект, который надо поделить на несколько маленьких:

Небольшие шажки, решать которые надо последовательно. На первом этапе следует расположить данные этапы в правильном порядке, затем приступать к их исполнению. И так с любой целью или проблемой.

Главный инструмент управления людьми – это делегирование. Передавая часть полномочий, вы ускоряете и упрощаете процесс достижения желаемого. Пользуйтесь таким инструментом, контролируйте воплощение крупных планов. Базовое делегирование – это профессиональный подход, мышление, освобождающее время для более значимых дел:

Но этим типом управления стоит пользоваться, когда ваше время стоит дороже, чем та же доставка продуктов или предметов гардероба. В педагогике такой способ планирования времени применяется директорами – отдельные полномочия делегируются учителям.

Начинать управлять планами надо со сбора информации, ее осознания и получения мотивации. Профессиональный подход в этом вопросе позволяет быстрее получить требуемые данные. Далее идет планирование, разработка стратегий и только за ним – действие (воплощение задумки, контроль и т.п.). Мышление дарит каждому шанс не просто встать у руля, но и направлять транспорт вперед и обходить конкурентов. Этим навыком важно овладеть, если хотите достичь высот.

Источник

Сказка как проект: цели, планирование, оптимизация – обучаем ребёнка навыку проектного мышления

Внимание!1: В посте есть спойлеры к сказкам.

Внимание!2 (абзац добавлен после чтения комментариев, полученных в течение дня после публикации): В этом посте я не призываю отбирать у детей детство и тратить его на сложные и ненужные упражнения. Игра, которую я предлагаю – это естественный способ развития ребёнка посредством чтения и общения, я лишь предлагаю организовать это общение в определенном формате. Если для вас настольные игры для детей или попытки вызвать ребёнка на диалог после совместного чтения книги (или вообще — совместное чтение книги) кажется странным и ненужным занятием, то не читайте этот пост – кроме недоумения и негатива он не вызовет в вас ничего.

Что такое проектное мышление, зачем оно детям и причём тут детские сказки

Если начать отвечать на первый вопрос, то ответ на второй придёт сам собой.

Мне нравится такое определение для проектного мышления: это способность определять цель и шаги по её достижению с учётом имеющихся обстоятельств и ресурсов, – навык, который актуален в любом возрасте, начиная с 6-ти летнего. (Ограничение в 6 лет связано с особенностями развития человеческого мозга – до этого возраста у ребёнка ещё отсутствует волевая регуляция и способность к планированию.)

Ведь, если так подумать, практически вся наша жизнь – это череда больших и маленьких проектов: организовать путешествие, сделать ремонт, распланировать семейный бюджет на месяц… Даже поход в магазин за продуктами можно представить как проект. И для ребёнка это тоже актуально – просто в детстве задачи стоят несколько другие. И поэтому я предлагаю начать обучать проектному мышлению, как только мозг для этого “созреет”. Сегодня я расскажу про игру по сказкам: будем развивать навык проектного мышления ребёнка с помощью самого доступного “сборника упражнений” – книги сказок.

Как играть

Народные сказки – это собрание самых разнообразных жизненных ситуаций, на которых мы и будем вместе с ребёнком оттачивать навык проектного мышления. Отсюда и это “сборник упражнений”: каждую из сказок мы будем рассматривать как отдельное упражнение на проектное управление.

Процесс игры можно строить по-разному, здесь я по большей части описываю последовательность основных шагов и даю инструкцию, как сделать и использовать игровое поле.

Для игры понадобятся сказка, лист бумаги (будет служить в качестве игрового поля), ручка/карандаш, цветные стикеры-закладки (будем использовать вместо игровых фишек). Суть игры сводится к простой последовательности шагов:

Если в процессе обсуждения был сделан вывод, что цель главным героем выбрана неверно, и её нужно заменить, вписываем в первый столбец новую цель.

Нюансы игры

Иногда у героев нет никаких целей ни в первом, ни даже во втором этапе (просто идёт перечисление событий), тогда просто фиксируем всю информацию об этапе и переходим с персонажами на следующий этап (переклеиваем стикеры в соседний столбец, переносим карточки/фигурки). Когда цель есть, не останавливайтесь после того, как ребёнок её определил – провоцируйте ребёнка на обсуждение: вместе с ребёнком убедитесь, что цель выбрана правильно, поинтересуйтесь, почему, как думает ребёнок, персонаж выбрал именно эту цель и т.д. Полезно подвергать сомнению обоснованность цели в сказке. (Например, в сказке Г. Х. Андерсена “Свинопас” сам главный герой разочаровывается в своей первоначальной цели и в конце сказки от неё отказывается.)

В некоторых сказках можно выбрать персонажа, за которого можно “играть”.

Вариант игрового поля для сказки “Вещий сон”:
что такое проектное мышление. Смотреть фото что такое проектное мышление. Смотреть картинку что такое проектное мышление. Картинка про что такое проектное мышление. Фото что такое проектное мышление
Первые два этапа – просто повествование, перед персонажами не стоит целей, хотя, в процессе обсуждения ребёнок может предложить их сам. А вот на этапе “У Елены” можно сыграть за Елену, тем более, что по сюжету её попытки достигнуть цели оказались неудачными – возможно, ребёнок сможет предложить лучшее решение.

Пример игрового поля для сказки “Чудесная рубашка”:
что такое проектное мышление. Смотреть фото что такое проектное мышление. Смотреть картинку что такое проектное мышление. Картинка про что такое проектное мышление. Фото что такое проектное мышление

Зачем нужно деление на этапы

Сюжеты большинства сказок совершенно непредсказуемы: практически невозможно угадать, что будет в следующий момент, какие новые задачи встанут перед главным героем. И это то, почему сказки так хороши для тренировки фантазии и аналитических способностей ребёнка: сказка постоянно подбрасывает новые обстоятельства, и ребёнку нужно анализировать – как достигнуть изначальной цели с учётом изменившихся обстоятельств.

Но с другой стороны, как планировать свои шаги, если ты знаешь, что уже в следующем абзаце всё поменяется, и твой план потеряет смысл?

Поэтому для того, чтобы ребенок мог сконцентрироваться на поставленной цели и текущих обстоятельствах, я предлагаю делить сказку на этапы.

В данном контексте этап – это отрезок повествования, описывающий определённые обстоятельства, в которых герой решает конкретные задачи. И если целиком события в сказке не поддаются планированию, то в рамках одного этапа вполне комфортно придумывать шаги для достижения цели. Другой вопрос в том, что ресурсов, которые есть в рамках этапа, может быть недостаточно, и тогда можно перейти на следующий этап.

Бывает и наоборот: в процессе обсуждения оказывается, что в текущем этапе есть все инструменты, чтобы достигнуть конечной цели, но по сюжету главный герой этого как будто не замечает. Так, в сказке про Джека и бобовые зёрна, когда в начале сказки встаёт вопрос, а как прокормиться, главным героям – Джеку и его маме – приходит здравая мысль продать корову и на вырученные деньги организовать лавку. Но в момент, когда Джек стащил у людоеда мешок с золотом, они с мамой почему-то предпочитают их просто проесть, а потом опять наведаться к людоеду, чтобы украсть у него ещё что-нибудь.

В сказке “Сказка о молодильных яблоках и живой воде” царевич идёт пьянствовать, вместо того, чтобы вернуться домой, когда у него есть для этого все возможности (по пути ещё с собой всех пьяниц с округи собирает и тусует с ними 3 года).

Это, кстати, хороший момент, чтобы объяснить ребёнку, что такое оптимизация: мы достигли цели на данном этапе, а остальные действия можно было просто не совершать.

Несколько слов в заключение

Напрашивается закономерный вопрос: зачем что-то придумывать, если в сказке уже всё описано?

Во-первых, как было сказано выше, это отличное упражнение для тренировки системного мышления: в процессе игры ребёнок учится вычленять из всего потока информации необходимые данные (речь идёт о той части, где мы предлагаем ребёнку поместить на игровое поле цели, обстоятельства и инструменты).

Мы развиваем критическое мышление: ребёнок не просто читает сказку, он учится оценивать информацию, которую ему предлагают, задавать вопросы и предлагать лучшее решение. Он анализирует, как описанные обстоятельства влияют на героев, какие инструменты можно использовать для решения конкретных задач. К тому же это отличный способ развивать воображение.

Выше я сравниваю эту игру с упражнением, и как с любым упражнением, эффект от игры будет только после многократного повтора. Просто попробуйте взять сборник сказок и “сыграть” в них все.

Однако, есть и такие сказки, для которых такая игра не имеет смысла – например, сказка “Летучий корабль” (не путать с мультфильмом): думать в этой сказке не над чем – все решения там уже есть (хотя эту сказку можно использовать как упражнение “найди соответствие”: какого мужика для выполнение какого царского задания можно использовать). Поэтому я рекомендую взрослым заранее прочитать сказку и поделить её на этапы.

Очень важную роль играет способность взрослого задавать правильные вопросы. Вопросы в этой игре – это основной инструмент взрослого, именно вопросы подталкивают ребёнка анализировать, придумывать что-то новое, делать выводы.
Ниже я предлагаю примерный список вопросов.

Обстоятельства:
Как герой может использовать его текущие обстоятельства?
Есть ли что-то, что ему мешает? Что можно с этим сделать?

Инструменты:
Как можно использовать данный инструмент помимо способа, предложенного в сказке?
Может, его можно обменять на что-то более подходящее? Продать?
Чем можно его заменить?
А что бы мы могли сделать, если бы его не было?
Какой другой инструмент можно было бы использовать в этой ситуации?

Персонажи:
Чего он хочет? (Аналог “Какая у него мотивация?”)
Чего он боится?
Можно ли предложить ему что-то взамен (касается антагонистов)?
Почему ты считаешь, что он добрый (злой)?
Можно ли избежать конфликта? Как? Хотел(а) бы ты избежать конфликта?

Общие вопросы:
Как думаешь, твой вариант лучше, чем вариант в сказке? Почему?
Понравилось ли тебе играть в эту игру? Что понравилось? Что не понравилось? (ответы на эти вопросы помогут организовать игру наиболее интересным для ребёнка способом)
Какие персонажи тебе понравились? Почему?
Какие выводы мы можем сделать?

Это не исчерпывающий список вопросов, в процессе игры могут возникать и другие, главное, не забывать их озвучивать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *