что такое проектная задача в начальной школе по фгос
Научная статья на тему :«Особенности решения проектных задач в начальной школе в условиях ФГОС НОО».
«Особенности решения проектных задач в начальной школе в условиях ФГОС НОО».
Ключевые слова: проект; проектные задачи; компетентностный подход; младшие школьники; проектная деятельность.
Цель нашей работы заключается в том, чтобы научиться использовать проектные задачи в начальной школе для реализации требований ФГОС.
Данная цель реализуется с помощью решения следующих задач:
1. Изучить теоретические и методологические аспекты проектных задач;
2. Рассмотреть проектные задачи в контексте ФГОС;
3. Изучить проектные задачи как средство реализации требований ФГОС.
Одной из поставленных задач ФГОС является становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости. Её решение особенно актуально для начального звена школьного обучения, поскольку с позиции отечественных психологов (Л.С.Выгодского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина и др.) учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 7 – 10 лет.
В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, методов обучения.
Среди новых направлений педагогических технологий проектно-исследовательская деятельность помогает решить эти задачи. Именно образование в начальной школе является базой, фундаментом, всего последующего обучения. И именно в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности.
Решение проектной задачи требует коллективно-распределительной деятельности учащихся – работы в малых группах.
При этом проявляются умения:
— планировать ход решения задачи;
— распределять работу между членами группы;
— осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль.
Проектная задача – это система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта». Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.
Метод проектов – это совместная деятельность учителя, и учащихся, родителей, направленная на поиск решения возникшей проблемы
В процессе проектной задачи формируются следующие общеучебные умения и навыки:
— социальные навыки: умение работать в группе, сотрудничать, умение оказать помощь товарищам и принимать их помощь;
— исследовательские нав ыки: учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить и выбирать лучшее решение;
— информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);
— презентационные навыки: навыки монологической речи; умение выступать перед аудиторией; умение отвечать на незапланированные вопросы; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; артистические умения;
— рефлексивные навыки: отвечать на вопросы «Чему я научился? Чему мне необходимо научиться?»;
— оценочные навыки: оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других.
Главными целями введения проектной задачи в начальную школу являются:
— развитие интереса к предмету;
— приобретение исследовательского опыта;
-развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории;
— развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.,
-получение дополнительных знаний по теме;
— развитие навыков монологической речи.
Виды проектных задач:
-информационный;
-творческий;
-исследовательский;
-практико-ориентированный.
Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.
Результатом работы над проектом, иначе говоря, выхода проекта является продукт «Пять П», а шестое портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта.
— проблема – социально значимое противоречие, разрешение которого является прагматической целью проекта.
— проектирование – процесс разработки проекта и его фиксации в какой-либо внешне выраженной форме.
— поиск информации – сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации.
— продукт проектной деятельности – конечный результат разрешения поставленной проблемы.
— презентация – публичное предъявление результатов проекта.
На всех этапах работы над проектом формируются навыки самостоятельной работы. Под руководством учителя ученики сами выбирают оптимальные пути решения данной проблемы.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Презентация «проектные задачи в начальной школе»
Описание презентации по отдельным слайдам:
ФГОС НОО Проектные задачи в начальной школе Подготовила: учитель начальных классов Евгеньева С.Ю.
ФГОС НОО От учебной задачи к проектной – вектор взросления младшего школьника Типология задач: Учебная задача – направлена на нахождение общих способов решения большого круга частных задач; Конкретно-практическая задача – ориентирована на применение уже освоенных способов действий в известной школьникам ситуации, как правило внутри каждого предмета; Творческая (олимпиадная задача) – не имеет готового. формального способа решения
ФГОС НОО От учебной задачи к проектной – вектор взросления младшего школьника Перечисленные задачи не могут: научить самостоятельному выбору способа решения задачи, когда он не виден явно; стимулировать получение принципиально нового «продукта», которого никто не знал бы до решения этой задачи; содержательно мотивировать способ решения задачи в малой группе; оценить возможности детей действовать в незнакомой, нестандартной ситуации, но с использованием известных детям способов действий
ФГОС НОО От учебной задачи к проектной – вектор взросления младшего школьника Проектная задача – система или набор заданий, целенаправленно стимулирующая детские действия на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата (продукта), в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер.
ФГОС НОО От учебной задачи к проектной – вектор взросления младшего школьника Проект для реализации не задаётся порядок действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств, материалов, действий, с помощью которых будет достигнут результат Проектная задача для решения задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных
ФГОС НОО От урока к проектной задаче – вектор изменений педагога Итог решения проектной задачи реальный нематериальный «продукт» «продукт» (текст, схема макет, (качественное таблицы,графики и т.д.) изменение ребёнка)
ФГОС НОО От урока к проектной задаче – вектор изменений педагога
ФГОС НОО От урока к проектной задаче – вектор изменений педагога Типология проектных задач Предметные и межпредметные Одновозрастные и разновозрастные Главное условие – возможность переноса известных детям способов действий в новую для них ситуацию
ФГОС НОО От урока к проектной задаче – вектор изменений педагога
ФГОС НОО От урока к проектной задаче – вектор изменений педагога Рекомендовано проведение «недели проектных задач» Предметные проектные задачи – 2 урока Межпредметные проектные задачи – по 2 урока ежедневно в течение недели По одному предмету в течение учебного года – 20-26 учебных часов (20-30%) учебного времени Кроме решения проектной задачи других учебных занятий не предусматривается
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-009030
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
ОНФ выявил за 2021 год более 600 опасных маршрутов к школам в регионах
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения подготовило проект плана по модернизации детских лагерей в России
Время чтения: 3 минуты
В Псковской области ввели обязательную вакцинацию для студентов
Время чтения: 1 минута
Детский омбудсмен предложила обучать педагогов мотивированию учащихся
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Проектная задача в начальной школе
ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дети от природы – народ любознательный и интересующийся. Однако, как показывает практика, очень часто стремление узнать новое и объяснить непонятное постепенно становится всё менее и менее заметным.
Послушайте стихотворение поэта Валентина Берестова.
У маленьких учеников
Спросил художник Токмаков:
«А кто умеет рисовать?»
Рук поднялось – не сосчитать.
Шестые классы. Токмаков
И тут спросил учеников:
«Ну, кто умеет рисовать?»
Рук поднялось примерно пять.
В десятом классе Токмаков
Опять спросил учеников:
«Так кто ж умеет рисовать?»
Рук поднятых и не видать.
А ведь, ребята, в самом деле
Когда-то рисовать умели,
И солнце на листах смеялось.
Куда всё это подевалось?
Сегодня всё большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками. В системе образования начинают преобладать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. С введением новых образовательных стандартов главными становятся следующие ценностные ориентиры начального образования:
формирование доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке);
формирования самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма.
ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА – это система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта». Фактически проектная задача задаёт общий способ проектирования с целью получения нового (до этого неизвестного) результата.
Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
целеполагать (ставить и удерживать цели);
планировать (составлять план своей деятельности);
моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё существенное и главное);
проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;
вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность. Они помогают сложиться учебному сообществу. Осваивается реальная практика произвольности поведения: самоорганизация группы и каждого внутри её, управление собственным поведением в групповой работе.
Как же устроена проектная задача? Основные этапы любого проекта.
1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической. Надо ли её разрешать и в чём проблема? Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы путей её преодоления было «несколько».
2. Формулирование принципов отбора целей. Зачем двигаться в этом направлении?
3. Планирования действий по разрешению проблемы, то есть с проектирования самого проекта, в частности с определения вида продукта. Куда придём в итоге?
4. Поиск средств, возможных путей решения – перевод проблемы в задачу. Задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации.
5. Выбор средств решения проблемы. Что будем делать и каким будет результат? Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена.
6. Решение проблемы (реальное продуктивное действие). Создание какого-то реального «продукта», который можно представить публично и оценить.
7. Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой. Разрешили ли мы проблему? Место сборки «продукта», оформление итогового результата.
8. Представление окружающим полученного результата («продукта») в виде различных текстовых, знаковых, графических средств, так как нет установки на жёстко определённую форму ответа.
В содержании проектной задачи нет конкретных ориентиров на ранее изученные темы или области знаний, к которым относятся те или иные задания. Школьники находятся в состоянии неопределенности относительно способа решения и, тем более, конечного результата. Решение проектной задачи требует коллективно-распределённой деятельности учащихся – работы в малых группах (в отдельных случаях в парах).
Не секрет, что после изучения темы учителю недостаточно провести одну проверочную работу, чтобы составить ясное и полное представление об уровне усвоения школьниками учебного материала, формирования коммуникативных навыков. Создав на уроке нестандартную ситуацию, учитель сможет более объективно оценить знания детей и определить их проблемы. Для педагога важно найти, придумать такую ситуацию, которая была бы интересна детям. Окунувшись с головой в проблему, дети не подозревают, что именно диагностирует учитель, они увлечены решением задачи, работают не «на учителя», а на свою общую цель и тем самым, не задумываясь об этом, демонстрируют свои истинные предметные знания, коммуникативные навыки в гораздо более полном объёме.
В 1 – 3 классах особенностью предметных проектных задач является то, что в большей степени они носят обучающий характер в части, касающейся общеучебных умений и навыков. В этих задачах ясно формулируется цель, которую должны достичь школьники, последовательность заданий. Работа проходит под руководством учителя. Основная педагогическая цель проектных задач – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. Основной метод – встроенное наблюдение. Такие проектные задачи могут решаться во всех трех фазах учебного года: в фазе запуска – с целью актуализации известных детям знаний, способов действий и постановки предметных задач на новый учебный год;
В фазе постановки и решения учебных задач – с целью освоения способов внутригруппового и межгруппового взаимодействия;
В рефлексивной фазе – с целью обобщения знаний.
Введение проектных задач в образовательный процесс начальной школы существенно меняет систему оценивания. Основными инструментами оценки в рамках решения проектных задач становятся экспертные карты и экспертные оценки по заданным критериям предъявления выполненных « продуктов».
В роли экспертов можно привлекать учителей, родителей, старшеклассников. Обязательно должно присутствовать публичное выступление экспертов, в которых отмечаются как положительные, так и отрицательные примеры работ групп школьников над проектной задачей.
В 4 – 5 классах ситуация с предметными проектными задачами меняется. Здесь основной педагогической целью становится выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию. Способы учебного сотрудничества, приобретённые в первые три года обучения в школе, становятся средством для эффективного решения проектной задачи. Подобные задачи уже приближаются к учебному пректу, но пока еще остаютс задачами, так как младшие школьники все еще не самостоятельны в выборе средств, способов действий, материалов для достижения результатов.
Предметные и межпредметные разновозрастные проектные задачи:
Сколько проектных задач должно быть в учебном году?
Количество и содержание проектных задач задаётся деятельностной технологией той образовательной системы, которая реализуется в школе. Например, на один предмет приходится минимум 4-5 проектных задач: одна задача ( предметная или межпредметная) в фазе запуска, две предметные проектные задачи в фазе решения учебных задач и одна проектная задача (предметная или межпредметная ) в рефлексивной фазе.
Для проектных задач должно быть предусмотрено специальное время в рабочей программе учителей начальной школы. Как правило, на решение предметных проектных задач требуется два урока, на решение межпредметных задач – по два урока ежедневно в течение недели.
Очень важно овладеть основами способа проектирования и сформировать интерес к нему ещё на этапе начальной школы. Эта цель может достигнута с помощью решения проектных задач.
Окружающая жизнь – это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Вот почему важно уже в младшем школьном возрасте вовлечь детей в активную познавательную деятельность.
Доклад на тему «Проектная задача как одна из форм организации учебного процесса при реализации ФГОС»
Районный семинар: «Современное образование: условия и пути реализации».
Тема выступления «Проектные задачи как одна из форм организации учебного процесса при реализации ФГОС».
Учитель начальных классов,
Требования ФГОС нового поколения заключаются в том, что целью обучения учащегося является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
В качестве основного результата обучения в школе выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. На первый план выходит личность школьника, способность к самореализации, самостоятельному решению проблем, формирование у подрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей, которые позволят ему быть успешным вне стен школы.
Наиболее эффективным способом создания «естественной среды», то есть условий, максимально приближенных к реальным, и одной из форм организации образовательного процесса является метод проектной задачи в начальной школе.
Основная идея системы проектных задач заключается в том, что, решая их, младший школьник фактически осваивает основы способа проектирования. Овладение основами этого способа в начальной школе поможет учащимся в дальнейшем содержательно и грамотно осваивать проектную (учебно-проектную) деятельность как ведущую в подростковой школе. Таким образом, проектные задачи в начальной школе могут стать прообразом будущей проектной деятельности подростков. В то же время решение проектных задач не только работает на перспективу, но и способствует более высокому (компетентностному) уровню усвоения программного содержания собственно начальной школы.
Под проектной задачей А. Б. Воронцов понимает задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер. Решение проектных задач дает возможность младшим школьникам освоить основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
— рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
— целеполагать (ставить и удерживать цель);
-планировать (составлять план своей деятельности);
-моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное);
— проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;
-вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Проектная задача отличается большим объемом и неоднородностью материала. Описание жизненной ситуации может быть представлено в виде единого текста или отдельных отрывков с множеством различных данных, в том числе избыточных, не имеющих отношения к конкретной ситуации, зашумляющих ее. В то же время представленная в описательной части информация может быть неполной, недостаточной, что вынуждает детей самостоятельно обращаться к справочной информации, содержащейся в приложении к проектной задаче или во внешних источниках, а возможно, и к собственному жизненному опыту. Информация, необходимая для выполнения одного задания, может также содержаться в тексте других заданий или в их результатах.
Результат решения задачи может быть представлен в виде различных текстовых, знаковых, графических средств, так как нет установки на жестко определенную форму ответа. При этом важен самостоятельный выбор учащимися наиболее подходящего, с их точки зрения, способа описания и представления результатов работы.
Решение проектной задачи принципиально требует коллективно-распределенной деятельности учащихся – работы в малых группах. При этом проявляются умения планировать ход решения задачи, адекватно распределять работу между членами группы, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль.
Для того, чтобы создать условия для эффективной самостоятельной деятельности обучающимся, необходимо провести подготовительную работу.
Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками в содержательной области проекта. Новое знание для обучающихся в ходе решения проектной задачи учитель может дать, но в очень незначительном объеме и только в момент его востребованности обучающимися. Учащимся понадобятся, до определённой степени, сформированные специфические умения и навыки проектирования для самостоятельной работы.
Формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектной задачей, но и в рамках традиционных занятий, когда они осваиваются поэтапно как общешкольные.
В рамках традиционных занятий используются специальные организационные формы и методы, уделяется отдельное внимание в канве урока. Например, проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, самоанализ и самооценка, рефлексия.
Следующие умения и навыки можно сформировать в процессе работы над задачей или вне её:
а) мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
б) презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
в) коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
г) поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
д) информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
е) проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
Каждая проектная задача должна быть обеспечена всем необходимым :
— материально-техническое и учебно-методическое оснащение,
— кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты),
— информационные ресурсы (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы и т.д.).
— информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением),
— организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет),
— отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием — медиатека).
Проектные задачи могут быть предметными и межпредметными. В любом случае, главное условие, позволяющее отнести задачу к классу проектных, — это возможность переноса известных детям способов действий (знаний и умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский «продукт».
Проектная задача имеет свои особенности. Она может состоять из нескольких заданий, которые связаны между собой общим сюжетом и служат ориентирами при решении поставленной задачи в целом. Перед собственно постановкой задачи обязательно должна быть описана конкретно-практическая, проблемная ситуация, которая фиксируется в формулировке задачи и реализуется через систему заданий. Система заданий, входящих в данный тип задачи, может требовать разных стратегий ее решения (в одних задачах задания необходимо выполнять последовательно, раскрывая отдельные стороны поставленной задачи, в других задачах возможно выполнение заданий в любой последовательности, в третьих требуемая последовательность выполнения заданий скрыта и должна быть выявлена самими учащимися и т.п.). Основная интрига заключается в использовании результатов выполненных заданий в общем контексте решения всей задачи.
В 1 – 3 классах основная педагогическая цель проектных задач – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества.
В 4 классе ситуация с проектными задачами меняется. Здесь основной педагогической целью становится выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию. Способы учебного сотрудничества, приобретённые в первые три года обучения в школе, становятся средством для эффективного решения проектной задачи.
Сколько проектных задач должно быть в учебном году? Количество и содержание проектных задач задаётся деятельностной технологией той образовательной системы, которая реализуется в школе. Например, на один предмет приходится минимум 4-5 проектных задач: одна задача (предметная или межпредметная) в фазе запуска, две предметные проектные задачи в фазе решения учебных задач и одна проектная задача (предметная или межпредметная) в рефлексивной фазе.
Для проектных задач должно быть предусмотрено специальное время в рабочей программе учителей начальной школы. Как правило, на решение предметных проектных задач требуется два урока, на решение межпредметных задач – по два урока ежедневно в течение недели.
Решение проектных задач не является ещё одной педагогической техникой, которая может быть просто добавлена к уже существующим учебным, практическим, исследовательским или творческим задачам. Проектные задачи меняют практически все составные части образовательного процесса: систему оценивания, тип отношений школьников друг с другом и с педагогом, отбор учебного содержания, составления расписания учебных занятий. Введение проектных задач в образовательный процесс начальной школы существенно меняет систему оценивания. Основными инструментами оценки в рамках решения проектных задач становятся экспертные карты и экспертные оценки по заданным критериям предъявления выполненных «продуктов». В роли экспертов можно привлекать учителей, родителей, старшеклассников. Обязательно должно присутствовать публичное выступление экспертов, в которых отмечаются как положительные, так и отрицательные примеры работ групп школьников над проектной задачей.
Очень важно, чтобы результаты выполненных работ, которые получают учащиеся, были «осязаемыми»: если это теоретическая проблема, должно быть конкретное ее разрешение, оформленное в виде информационного продукта, если практическая проблема, должен быть конкретный продукт, готовый к использованию. Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан.
Функциями учителя в процессе решения обучающимися проектных задач выступают: консультирование, помощь в определении проблемы, замысла ее реализации; наблюдение за ходом работы учащихся; оказание помощи отдельным учащимся; поддержание рабочей обстановки в классе; нормирование труда школьников; оценка творческой проектной деятельности на каждом этапе.
Включение в учебный процесс задач подобного типа позволяет учителю, администрации школы в ходе учебного года системно отслеживать пути становления прежде всего способов работы и способов действий учащихся в нестандартных ситуациях вне конкретного (отдельного) учебного предмета или отдельно взятой темы, т.е. осуществлять мониторинг формирования учебной деятельности у школьников.
Следует также отметить, что регулярное использование таких задач способствует повышению познавательного интереса учащихся
Таким образом, проектные задачи в начальной школе можно рассматривать как шаг к проектной деятельности в основной школе, позволяющие поддержать детскую индивидуальность, дают возможность апробировать различные пути решения, помогают сложиться учебному сообществу, у детей появляется возможность овладеть культурными способами действий, возможность их использования в модельных ситуациях.
Проектная задача по литературному чтению
Мир глазами животных
Предметная рефлексивная одновозрастная
Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)
1. Использование предметных знаний в модельной (квазиреальной) ситуации.
2. Развитие навыков сотрудничества в малых одновозрастных группах.
Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача
1. Владение понятием «точка зрения».
2. Умение преобразовывать художественные тексты от лица героя.
3. Умение удерживать и решать поставленную авторскую задачу.
· Работа в малой группе (коммуникативная компетентность): организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль.
· Работа с разными видами текстов, умение выделять существенную информацию, зашумленную несущественной.
Планируемый педагогический результат (указать конечный «продукт»)
· усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях;
Способ и формат оценивания результатов работы (самооценка, взаимооценка, оценка учителя)
Оценка взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа.
Получившийся в ходе работы «продукт» предлагается для оценивания другой группе через оценочный лит с заданными критериями
Методическое обеспечение (учебные пособия, автор), оборудование, материалы
Замысел задачи: ключевым понятием в курсе литературное чтение 2 класс является «точка зрения», дети учатся находить точку зрения героев в тексте, учатся ее понимать, а главное – вставать в позицию героя, смотреть на мир его глазами и озвучивать его точку зрения.
Данная работа позволяет в модельной ситуации проверить, насколько дети владеют таким понятием как точка зрения, умеют ставить и удерживать авторскую задачу, анализировать и преобразовывать тексты, а также способствует развитию навыков кооперации.
Детям предлагается принять участие в разработке и выпуске первого номера художественно – публицистического журнала «Мир глазами животных». Создавая свой номер журнала, дети самостоятельно выбирают рубрики, которые наполняют материалами о жизни собак, пользуясь предложенными художественными и энциклопедическими текстами. Детям предстоит не просто осуществлять отбор материала, но и его преобразование, т.к. необходимо удерживать поставленную авторскую задачу.
Особенность данной проектной задачи в том, что нет единственно правильного варианта решения. Каждая группа создает свой продукт, и во всех группах он разный. Такой подход расширяет возможности детей, предоставляет простор для их воображения и фантазии, делает этап презентации более интересным для учащихся, а действие оценивания не формальным.
Цель, которую должны достичь дети: создать иллюстрированный «журнал», все тексты и изображения которого представляют мир глазами собак.
Текст задачи с комментариями к отдельным заданиям.
Проектная задача «Мир глазами животных»
В издательство «Горизонт» поступил заказ на выпуск нового художественно – публицистического журнала «Мир глазами животных». Первый номер должен быть посвящен собакам. Работники издательства удивились странному названию журнала, но приступили к работе. Вот какие материалы поступили в редакционную коллегию для нового журнала:
Предок собаки — волк; эти животные очень похожи, что их легко спутать. Ученые полагают, что к 3500 до н.э. в Европе уже существовало 4 их основных типа, давших начало большинству современных пород. Существует более 200 пород собак.
Размер. Рост собак в холке от 100 см у огромного ирландского волкодава до 15 см у крошечной чихуахуа. Масса собаки зависит от ее телосложения и количества жировых запасов. Например, один ожиревший сенбернар весил 113 кг, а потом похудел до 72 кг.
Сила. При регулярной тренировке собаки удивительно сильны для своих размеров — некоторые способны переносить на спине тяжелую поклажу, таскать за собой сани, бревна и другие большие грузы. Эти животные также очень выносливы. Ездовым собакам часто приходится вшестером буксировать повозку массой в одну тонну по нескольку часов подряд, поисковые собаки могут идти по следу 48 ч без передышки.
Чутьё. Некоторые собаки способны учуять даже такие слабые запахи, которые не улавливает ни один прибор. Например, бладхаунды различают запах конкретного человека среди следов сотен людей.
Зрение. Собаки не различают цвета; в остальном их зрение, вероятно, близко к человеческому. Однако некоторые породы видят хуже, чем мы, особенно вдали.
Умственные способности. Физиологи считают собак одними из самых умных домашних животных. Однако в этом смысле они несколько уступают некоторым диким видам и значительно «глупее» обезьян. У собак превосходная память, особенно на запахи, и они быстро обучаются методом проб и ошибок.