что такое проект в образовании творческое направление
Что такое проект в школе: работа над ученическим проектом от А до Я
Что такое проект в школе? Это метод, который включает в себя исследовательские, проблемные и творческие подходы. Он способствует всестороннему развитию ребёнка, учит самостоятельно работать с информацией, уметь правильно выбирать главное, отсеивать второстепенное, анализировать и делать выводы. Всё это очень важно знать и уметь применять в жизни.
Определение проекта в школе
Профессор Е.С. Полат под методом проектов рассматривает способ достижения познавательной цели через детальное изучение проблемы (технологию), которая в итоге будет иметь реальный, практический, соответствующе оформленный результат.
По его мнению, это также совокупность приёмов, действий проектантов в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, которая имеет особое значение для всех участников процесса и должна быть выражена в виде определённого продукта.
Американские педагоги В. Килпатрик и Ф. Паркер сформулировали своё определение: проект – это акт практической деятельности, в основу которого положен целевой интерес ребенка, последовательное решение учениками жизненных ситуаций и проблем.
Таким образом, работа над проектом – это практика личностно ориентированного обучения в процессе конкретной работы ученика, на основе его свободного выбора, с учетом его интересов.
История возникновения
Первые упоминания о методе проектов возникли в Америке в 90-х годах ХХ века. Всё началось с педагогических идей и исследований Джона Дьюи (1859-1952 гг.). Ученый впервые ввёл в педагогический процесс термин «метод проектов», дал его чёткое формулирование, обосновал содержание.
Школьные проекты появились в США
Дж. Дьюи выделил основные концептуальные особенности проекта:
В 1905 году группой русских учёных под руководством С. Шацкого было проведено исследование активного внедрения в педагогический процесс проектных технологий. Немного позже, в конце 30-х годов, эту методику признали «непедагогичной».
В Советском Союзе проектная деятельность не бралась во внимание во время учебного процесса, но иногда использовалась во внеклассной работе, либо в виде ученических рефератов. Таким образом, метод проектов имеет довольно долгую историю и большое количество наработок как русских, так и иностранных учёных.
Виды школьных проектов
Существует множество разнообразных классификаций проектов. Большинство учёных разделяют школьные проекты по форме проведения, по продолжительности, по дисциплинам, по основной деятельности.
По форме проведения:
По основной деятельности:
Исследовательский проект наиболее приближён к научному исследованию. Его цель – найти наиболее правильное решение поставленной проблемы, обосновать её актуальность, чётко и лаконично обозначить цель, основные задания, предмет и объект исследования, выбрать наиболее подходящие методы исследования, варианты решения проблемы, доказать и оформить полученные результаты.
Исследовательские проекты можно проводить как во время уроков, так и во внеклассной работе. К ним относится проведение социологических исследований, актуальных и интересных для населения, нахождение наиболее эффективных вариантов решения экологических проблем своего города, изучение традиций своего народа.
Творческие проекты интересны тем, что проектанты имеют неограниченные возможности для его реализации. Дидактическая цель творческого проекта – научить детей неординарно подходить к решению поставленного задания, выполняя задачи. Конечным продуктом такого проекта могут стать проведение праздника, выпуск газеты, организация выставки, монтирование видеофильма.
Информационный проект характеризуется наибольшей степенью точности, логичности. Он направлен на изучение и анализ сведений об определенном объекте или явлении с целью обобщения и представления информации широкой аудитории. Результатом работы в этом виде деятельности будут научно-популярные статьи, схемы, алгоритмы, доклады, карты местности, сообщения, сценарные модели.
Ознакомительно-ориентировочные проекты сосредоточены на изучении социальных вопросов, интересующих собственно участников проекта. Продукт, полученный в результате деятельности, может быть использован в повседневной жизни класса, школы, города, страны.
Как видим, в основе классификаций проектов лежат совершенно разные принципы, что позволяет всесторонне изучить данный вопрос.
Этапы работы: от выбора темы до презентации
Работа над проектом состоит из трёх основных этапов:
I этап – подготовительный. На первом этапе участники выбирают тему, обосновывают её актуальность, формулируют проблему своего исследования. Нет проблемы – нет проекта.
II этап – основной. Непосредственная реализация проекта:
III этап – заключительный. Защита проектов, рефлексия.
Условно работу над реализацией проекта можно назвать «5 П»:
Таким образом, работа над проектом должна быть чётко структурирована, логично продумана и поэтапно реализована.
Что такое индивидуальный проект
По форме проведения проекты бывают индивидуальные и групповые. Вид каждого зависит от количества его участников.
Особенность индивидуального проекта заключается в том, что работа полностью выполняется одним участником в соответствии с его знаниями, желаниями, потребностями, творческим видением. Ученик свободен в выборе основных принципов и методов решения поставленной проблемы.
Ребёнок использует индивидуальные тип и стиль работы, активно формируются навыки самообучения, способности к самостоятельной
исследовательской работе, а также ответственность, поскольку выполнения проекта зависит исключительно от одного ученика.
Ученик приобретает опыт выполнения всех этапов проекта – от рождения замысла до конечной рефлексии. Знания, полученные в этих условиях, отличаются большей обоснованностью, их положение лучше аргументированы.
Принципиальное отличие индивидуального образовательного проекта – это свобода. Проектанту предоставляется возможность самостоятельно
заниматься проблемой, которая заинтересовала его, поэтому он пытается справиться с трудностями, возникающими в процессе работы над проектом.
Важным является тот факт, что из индивидуальных проектов начинается знакомство с методом проектов в классе: на одном из уроков в начале года ученикам необходимо рассказать о методе проектов, о том, что такое проект, какие существуют виды проектов, каким образом возможно представить результат работы над проектом, и предоставить возможность сделать творческий проект.
Групповые проекты
Групповые проекты также имеют свои преимущества. Во время выполнения таких проектов формируются умение достигать общей цели, понимать партнера, осознавать свою роль в группе, решать противоречия внутри мини-коллектива, договариваться с другими и отстаивать собственное мнение.
Группы самостоятельно определяют, над какой темой они будут работать. Каждая творческая группа получает карточки, где представлена необходимая информация, определенная проблема и основные вопросы к теме.
Члены группы самостоятельно распределяют задачи, определяют, что будет конечным продуктом проекта. Складывается график консультаций с учителем, который выполняет координирующую роль, направляет работу группы.
Создается ситуация успеха, что способствует формированию желания работать дальше. Таким образом, именно групповые проекты учат детей работать единой сплочённой командой, поддерживать друг друга и во всём помогать.
Как правильно оформить проект
Проектная деятельность сопровождается оформлением документации, которая является обязательной составляющей. Она условно называется «Паспорт проекта». Основные составляющие Паспорта проекта:
Прямая связь: проектная деятельность и успех современного школьника
Классическая карьерная траектория, которая работала в советский период, не актуальна в современном мире. К сожалению, диплом не является залогом того, что ученик получит путевку в жизнь и отправится в свое счастливое будущее. Нужен другой набор навыков, которые необходимы любому человеку для того, чтобы жить в сложном информационном мире, – в этом уверена Алена Францкевич, руководитель Тьюторского центра «Выбор будущего», тьютор, методолог профориентационных моделей.
Изображение StockSnap с сайта Pixabay
В XXI веке мир меняется стремительно: постоянно развиваются и внедряются новые технологии, усложняются процессы взаимодействия внутри общества, трансформируются рынки труда, появляются новые профессии.
По прогнозам экспертов, 65% детей, которые пошли в 1 класс в 2020-м году, будут работать на позициях, которых еще не существует. Более 350 профессий, которые будут востребованы на рынке труда в ближайшие 10-15 лет, можно увидеть в Атласе новых профессий.
Система образования, в том числе школьного, не всегда успевает подстраиваться под все эти изменения. И теперь для того чтобы найти свое место в профессиональном мире, встроиться в общественные процессы и сформировать успешное будущее, необходимы новые, эффективные формы обучения и профориентации. И одна из них — проектная деятельность.
Что такое школьные проекты? Soft skills & hard skills
Проект — это временно́е предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата. Так гласит «Свод знаний по управлению проектами».
«Hard skills — это навыки, которые нужны для того чтобы осуществить профессиональную деятельность. Soft skills — это навыки надпрофессиональные, которые позволяют мигрировать из одной профессии или отрасли в другую».
Типы школьных проектов и их результаты
Одним из важнейших признаков проекта, в том числе школьного, является наличие социально значимых результатов. Какими будут эти результаты, зависит от типа проекта.
Где и как обучиться проектной деятельности и реализовать собственные проекты?
В России возможности для обучения проектной деятельности и реализации школьных проектов есть как на региональном, так и на федеральном уровне.
В качестве примера региональных инициатив можно привести проектную школу «Старт Про», реализуемую Департаментом образования города Перми при методологической поддержке Тьюторского центра «Выбор будущего». Цель проекта — воплотить экосистемный подход по формированию индивидуальных образовательных маршрутов через проектную деятельность десятиклассников (в рамках ФГОС) в старшей школе.
«Старт Про» — долгосрочный проект, в котором участвуют 33 школы города (это примерно 300 школьников и 70 учителей). В рамках инициативы реализуется около 60 школьных проектов разной направленности и тематики.
Что же касается федеральных инициатив, стоит отметить Кружковое движение НТИ, которое реализует множество образовательных проектов, среди которых: олимпиада НТИ, хакатоны и проектные школы. Все эти инициативы построены по принципам детско-взрослой среды, системного развития регионов, освоения техник мышления и развития способностей, активного участия экспертов-практиков.
Проектная деятельность не только помогает школьникам отработать навыки, но и соотнести школьные знания с процессами, происходящими в реальном мире. А реализация собственных проектов помогает ребятам осознанно выбрать востребованную профессию по интересам и способностям.
Умение организовать проектную деятельность для школьников — важная компетенция современного педагога. О том, как ее развить, поговорим в следующих статьях.
Проекты в школе: от подготовки до презентации
Вопрос «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» задается на уроках очень часто. Причем увлечь ребенка той или иной профессией пытаются даже во время дошкольной подготовки. Эту идею нельзя недооценивать. Малыш, который впитывает в себя как губка все, что его окружает, начинает интересоваться не только предметами, но и действиями взрослых. Так постепенно формируется его представление о себе и своей будущей роли в социуме.
В последнее время особое место в воображении детей занимает непонятная, но любопытная сфера бизнеса. Ребята, уже осознающие, что деньги – это своеобразный «язык» людей, в будущем планируют хорошо зарабатывать. И при этом работать исключительно на себя. Такое стремление к финансовой и психологической независимости вполне понятно.
Как подготовить учащихся к будущему?
Однако подростки, как правило, смутно представляют себе, каким образом разрабатывается и реализуется бизнес-проект. В таком случае и педагогу, и родителю важно объяснить школьнику, что предпринимательство требует от человека серьезных эмоциональных и материальных вложений. Залог грядущего успеха в организованности, умении грамотно распределять ресурсы и, разумеется, знаниях.
Каждый ребенок изначально обладает уникальным потенциалом. Фундаментальной целью школы и системы образования в целом является предоставление возможностей для самореализации маленького человека. Правильный подход к выявлению способностей ученика позволит выпустить не только разумного члена общества, но и талантливого специалиста, искренне вовлеченного в свою профобласть. В достижении этой благородной цели поможет проектно-исследовательская деятельность.
Что включает в себя школьный проект
Конечным продуктом здесь может выступить что угодно: от стенгазеты до макета Древней Руси. Ведь главным является создание чего-то совершенно нового для ученика, ранее им неизведанного.
Решение проектных задач, так или иначе, входит в план каждого урока любой дисциплины. Разработкой же масштабных презентаций и практикой их защиты занимаются в основном на внеурочных занятиях.
В идеале принцип такого подхода к обучению базируется на 3-х преимуществах:
Самодисциплина (ребенок методом проб и ошибок учится самостоятельно организовывать свое свободное и рабочее время);
Самореализация (выбрав наиболее интересное для себя направление, школьник начинает максимально эффективно использовать свой потенциал).
Кроме того, дебаты во время защиты проекта – крайне полезный и увлекательный процесс. Даже если ребенку не суждено стать оратором или ученым, ему все равно придется презентовать себя как на работе, так и в обществе.
Применение проектов на практике
Понятно, что в начальных классах малыши еще не обладают навыками самостоятельного поиска нужной информации. Поэтому для начала им подойдет игровая форма: простое наблюдение за животными, растениями, погодой. По мере взросления проектные задачи ребят должны постепенно усложняться. Мотивацией послужит практический опыт из реальной жизни, а именно возможность заработка.
За основу берется некая идея. К примеру, установка на привокзальной территории терминала для зарядки гаджетов. В этом случае мало хотеть, нужно сначала все продумать, а потом еще и сделать:
Узнать все о путях реализации с точки зрения закона;
Зарегистрироваться в качестве ИП (попросить родителей);
Прикинуть свои шансы на успех, посмотреть, какие могут возникнуть проблемы и как с ними справиться;
Найти подходящее место, а также ответственное лицо, с которым нужно согласовывать установку и т.д.
Понятно, что девятикласснику не стать предпринимателем с ходу. Но у него сформируется конкретное, подтвержденное практикой представление о том, как можно запустить свой стартап.
В теории все звучит, конечно, привлекательно, но на деле преподаватели сталкиваются с определенными трудностями:
С чего следует начинать проект;
Как мотивировать учеников;
Каким образом следует включить такой подход в школьную программу без ущерба для основной базы.
Пособия в помощь
Как привести идею проекта к успешному результату;
Каким образом структурировать свою работу;
На примерах разбираются ошибки и способы их решения;
Даются советы по самостоятельной подготовке к сдаче проекта.
Цифровые решения
Серьезным подспорьем для педагогов станут сразу несколько онлайн-ресурсов: разрабатываемая Просвещением «Лаборатория школьных проектов» (появится в доступе осенью 2021) и «Proобрskills».
Работа в «Лаборатории школьных проектов» включает в себя 3 этапа:
Самый простой уровень: начинающему проектировщику необходимо заполнить пустые поля шаблона с темой и привести работу к логическому завершению;
Второй этап чуть более сложный. Здесь ребенку придется самому корректировать структуру проекта или исследования;
Третий уровень, где ученик создает свой проект самостоятельно, а учитель выступает в качестве куратора.
Уникальность же «Proобрskills» – в предоставлении всем участникам чек-листов. Такой методичный и скрупулезный подход обладает неоспоримыми плюсами:
Актуальность исследования будет обоснована уже на начальном этапе работы;
Четкая и понятная формулировка технического задания, что упростит процесс его выполнения;
Отбор требуемой литературы. Ребенок в ходе подготовки научится самостоятельно отсекать недостоверные источники информации;
Отслеживание всех нюансов процесса исследования. Учитель по чек-листу проектировщика будет видеть, как продвигается работа, какие ошибки сделаны, где не хватило базы знаний или усидчивости;
Ступенчатый анализ хода работ, его корректировка и конечная защита позволит усилить качество полученного результата.
Компьютерная презентация vs стенд для проектной работы
Представление проекта должно быть не только информативным, но и интересным. Наряду с компьютерной презентацией, которая распространена в каждой школе, существует стендовая демонстрация. Когда на доске отображаются основные моменты исследования в виде диаграмм, рисунков или таблиц. Такая презентация не должна быть перегружена данными. Она выступает лишь в роли помощника выступающего и аудитории.
Имеются ли существенные отличия между компьютерным показом и стендовым? Нет, в сущности это одно и то же. Просто в презентации слайды идут друг за другом, а на стенде последовательно вырисовываются блоки информации:
ФИО автора и научного руководителя;
Актуальность представленной темы;
Цель проекта и критерии результативности проекта (в исследовании мы говорим о подтверждении гипотезы);
Концепция проекта (блок-схема выполнения работ, демонстрация сути процесса исследования и его объектов: это могут быть карты местности, схемы, фото образцов и команды);
При желании в структуру можно включить список литературы, оценку эффективности и благодарности, если таковые имеются.
Как сделать презентацию максимально привлекательной
Чтобы защита проекта запомнилась всем участникам, желательно использовать инфографику – цепляющие внимание картинки со смысловой нагрузкой, созвучной идее проекта.
Изображения должны быть красочными и запоминающимися (другими словами – вирусными);
Любая информация, отображенная на картинке, обязана быть максимально простой для восприятия;
На вопросы, рассматриваемые во время защиты, допустимо отвечать в череде слайдов, логически связанных друг с другом (при помощи изображений или фотографий постепенно развиваем свою мысль, начиная с первоначальной задумки и заканчивая результатами, которые достигли).
Если вы хотите дополнить этот материал предметными знаниями в удобной и красочной форме, можете скачать файлы в формате PDF, прикрепленные ниже.
Творческий проект в дополнительном образовании, как современный способ развития креативных художественных способностей детей
автор: Жевняк Татьяна Владимировна
педагог дополнительного образования МБУ ДО ЦДП «Эдельвейс»
Творческий проект в дополнительном образовании, как современный способ развития креативных художественных способностей детей
Творческий проект в дополнительном образовании, как современный способ развития креативных художественных способностей детей
Жевняк Татьяна, педагог ДО,
МБУ ДО ЦДП «Эдельвейс»
Аннотация: в статье проанализированы основные аспекты использования проектной деятельности художественной направленности в рамках творческого проекта «Русские народные грани», в связи с годом народного творчества России. Представлен опыт творческой работы МБУ ДО ЦДП «Эдельвейс», ДПК «Огонёк».
Дополнительное образование детей уникальная сфера образования, которая объединяет воспитание, обучение, развитие подрастающего поколения. Одной из основных задач системы дополнительного образования детей в современных социальных условиях является оказание помощи обучающимся адаптироваться в обществе, реализации личностного потенциала; развитии творческих способностей детей.
Наиболее полно данные задачи реализуются через проектную деятельность, позволяющую детям приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем-то знакомым и понятным из реальной жизни.
Слово «проект» произошло от латинского слова брошенный вперед, то есть это замысел, план для достижения поставленной цели. Метод проектов зародился во второй половине XX века в сельскохозяйственных школах США. В его основу легли идеи американского философа- идеалиста Джона Дьюи. Он предлагал строить обучение на активной основе, используя целенаправленную деятельность учеников с учетом их личной заинтересованности в знаниях и получая в итоге реальный результат. Последователь Джона Дьюи, профессор педагогики Уильям Херд Патрик разработал широко известную в мировой педагогике проектную систему обучения. Суть ее заключалась в том, что дети исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняли проект, решая какую либо исследовательскую задачу, проблему.
Последовательность действий разработки нашей проектной деятельности такова:
— определение проблемы
— формулирование цели и конкретных задач, связанных с решением проблемы
— подбор методов и средств решения проблемы
— проведение исследовательской или иной работы
по решению проблемы
— получение и анализ данных
— оформление данных в виде изделий ДПИ с имитационным апробированием техники изготовления выбранного вида традиционных художественных промыслов и ремёсел
— обсуждение и корректировка данных
— выражение ожидаемого результата в виде итогового продукта — выставок ДПТ
Творческие проекты в дополнительном образовании – это проекты, которые знакомят учащихся с разными направлениями в музыке, стилями, жанрами, композиторами и отдельными произведениями. Предполагается максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов;
Творческие проекты, реализуемые в учреждении дополнительного образования могут быть ориентированы на:
— интеллектуальное развитие, социальную адаптацию и развитие социальной активности;
— формирование культуры досуговой деятельности;
— формирование экологической, экономической, правовой грамотности населения;
— развитие творческого потенциала детей (обеспечение условий для творческого роста детей в сферах искусства, науки, спорта).
Именно на развитие творческого потенциала в области декоративно-прикладного искусства или иными словами креативных художественных способностей детей, совместно с педагогами клуба «Огонёк», была ориентирована проектая деятельность на тему «Русские народные грани» в связи с объявленным 2020г. — годом народного творчества в России.
Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.
Но постепенно, стремительно продвигаясь в будущее, наше молодое поколение теряет эту связь и историческую часть времён.
Ценность произведений народного декоративного искусства состоит не только в том, что они представляют предметный мир, материальную культуру, но и ещё в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время.
Поэтому название нашего творческого проекта, безусловно было связано с Россией и её духовным наследием.
Цель проекта – создание условий для развития креативных способностей детей в области русского народного творчества на основе понимания народного искусства с его отличительными особенностями, методом поиска, выбора и апробирования имитационной техники для выбранного вида традиционных художественных промыслов и ремёсел.
1.развивать творческую, поисковую деятельность детей:
– способность к определению задач на основе поставленной проблемы;
–умение проектировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;
2.развивать у детей способность к созданию декоративно-прикладного художественного изделия:
— развивать умение владеть кистью и размещению узора на форме;
— развивать способность видеть и передавать характерные пропорции изделий народного творчества;
— способствовать развитию глазомера, ловкости рук, творческих способностей при создании имитационных видов русских народных изделий.
научить отличительным особенностям традиционных художественных народных промыслов России.
Содержание проекта включает систему занятий, мастер-классов, открытых мероприятий, которые сопровождаются проектной деятельностью детей и защитой блоков по темам творческого проекта. Дети выбирают понравившийся промысел или ремесло, подготавливают презентацию, сообщение и знакомят аудиторию участников проекта с теоретической частью темы. Длительность проекта: с 20.02.2020 по 25.03.2020
Тема №1: Народные промыслы.
Тема№2: Народная игрушка : дымковская игрушка, тряпичные куклы (обрядовые, обереговые и другие), матрёшки.
Практическая часть Дымковская игрушка
Практическая часть Тряпичные куклы
1.Подготовка расходного материала – нарезание ткани в соответствии с нужными размерами
6.Проведение открытого мероприятия для детей и воспитателей «Кукла Веснянка»
Практическая часть «Матрёшка»
Конечный продукт — Презентация творческого проекта Выставки в ЦДТ «Серов-город мастеров», «Серебряное копытце» и др.
Эффективность реализации проекта.
После окончания проекта воспитанники
— знания в области русской народной духовной культуры России и традиционных ремёсел,
-умения росписи по имитационному материалу – дерево, металл (городецкая, гжель, хохломская, жостовская, уральская);
— навыки и мастерство в изготовлении и росписи дымковской народной игрушки;
— технику работы с природным материалом- соломенным лыком;
— технику мотания — работы с нитками;
— принципы изготовления народных тряпичных кукол;
— техники работы с тканью.
Таким образом, можно сделать вывод, что проектная деятельность является важным современным способом развития креативных художественных способностей детей.