что такое продуктовый дизайнер
Продуктовый дизайнер: кто это, обязанности, зарплаты и как им стать в 2021 году. Обзор профессии.
Кто такой продуктовый дизайнер?
Продуктовый дизайнер — специалист, который отвечает за выявление проблем продукта, предлагает решения по его улучшению и реализует изменения с учетом бизнес-стратегии продукта.
Что делают продуктовые дизайнеры и чем занимаются?
Обязанности на примере одной из вакансий:
Что должен знать и уметь продуктовый дизайнер?
Требования к продуктовым дизайнерам:
Востребованность и зарплаты продуктового дизайнера
На сайте поиска работы в данный момент открыто 3 793 вакансии, с каждым месяцем спрос на продуктовых дизайнеров растет.
Количество вакансий с указанной зарплатой продуктового дизайнера по всей России:
Вакансий с указанным уровнем дохода по Москве:
Вакансий с указанным уровнем дохода по Санкт-Петербургу:
Как стать продуктовым дизайнером и где учиться?
Варианты обучения для продуктового дизайнера с нуля:
Ниже сделали обзор 10+ лучших онлайн-курсов.
10+ лучших курсов для обучения продуктового дизайнера: подробный обзор
1 место. Курс «Профессия Продуктовый дизайнер» — Skillbox
Продуктовый дизайнер занимается развитием продукта от идеи до запуска. Он анализирует поведение пользователей, принимает ключевые решения о продукте и создаёт дизайн-макеты на основе метрик.
Вы научитесь продумывать бизнес-стратегию, работать с IT-командой, проводить исследования и проектировать удобные дизайн-системы. Сможете создавать классные продукты и зарабатывать от 80 000 рублей.
Программа записана совместно с «Тинькофф»
Технологическая компания и первый цифровой банк в России. Чистая прибыль компании в 2019 году составила 36,1 млрд рублей. Дизайнеры «Тинькофф» создают одни из самых удобных IT-продуктов на российском рынке. 7,1 млн человек являются клиентами «Тинькофф», из них 5,3 млн используют приложение.
На рынке не хватает продуктовых дизайнеров
сейчас ищут дизайнеров продукта
средняя зарплата middle-специалиста
Кому подойдёт этот курс
Вы поймёте, чем занимается продуктовый дизайнер. Освоите UX и UI, научитесь проводить исследования и предлагать эффективные дизайн-решения на основе данных. Соберёте портфолио и сможете уверенно пройти собеседование.
Вы освоите перспективное направление в дизайне. Прокачаете навыки в разработке дизайн-систем для любых платформ. Научитесь проводить исследования, выявлять инсайты и улучшать продукт. Поймёте, как работать с IT-командой. Сможете устроиться в компанию мечты.
Вы с нуля освоите одну из самых востребованных профессий в 2020 году. Научитесь готовить продукт к запуску и анализировать результаты. Поймёте, как устроена продуктовая команда. Смените профессию и начнёте карьеру в IT.
Чему вы научитесь
Научитесь уверенно работать в Figma. Освоите сетку, принципы декомпозиции и работу с элементами интерфейса. Сможете создавать мобильные версии сайтов.
Вы научитесь проектировать удобные интерфейсы на основе исследований. Поймёте, как проводить юзабилити- и A/B-тесты, и сможете улучшить продукт с помощью UX-аналитики.
Научитесь работать с макетами, форматировать код и освоите адаптивную вёрстку. Сможете создавать удобные сайты, которые точно понравятся пользователям.
Научитесь анимировать дизайн-макеты в Principle и создадите шоурил. Сможете сделать продукт привлекательным для заказчиков и пользователей.
Поймёте, как правильно ставить и делегировать задачи, а также оценивать результаты работы. Сможете уверенно общаться с менеджерами, разработчиками, маркетологами и аналитиками.
Узнаете, как поэтапно развивать продукт и вносить изменения. Поймёте, как выявить слабые и сильные места проекта. Сможете принести пользу клиентам и прибыль бизнесу.
Помогаем построить карьеру мечты
Вас ждёт индивидуальная карьерная консультация, помощь в оформлении резюме и портфолио. На основе ваших пожеланий подберём подходящие вакансии, подготовим к собеседованию и сделаем всё, чтобы вы получили оффер.
За 2021 год мы трудоустроили более 1000 студентов на работу по новой профессии
Программа
Вас ждут онлайн-лекции и практические задания на основе реальных кейсов.
Вы научитесь создавать интерфейсы и сайты: от выстраивания композиции до передачи макета в вёрстку. Поймёте, как адаптировать дизайн под мобильные платформы. Создадите эффектный кейс для Behance.
Вы научитесь проектировать удобные интерфейсы и решать проблемы пользователей с помощью UX-дизайна. Узнаете, как составлять сценарии, Customer Journey Maps и тестировать прототипы. Сможете понимать поведение пользователей и влиять на конверсию.
Вы поймёте, как строится работа над продуктом: от базового проектирования до передачи макета разработчикам. Сможете создавать сложные дизайн-системы и уверенно общаться с продуктовой командой.
Вы изучите нюансы UX-аналитики, сможете формулировать и тестировать гипотезы, анализировать метрики и принимать решения на основе полученных данных. Попрактикуетесь в расчётах unit-экономики продукта. Сможете улучшить бизнес-показатели проекта и увеличить его жизненный цикл.
Вы научитесь создавать анимации в After Effects и Atomic и превращать статичный дизайн в динамичные креативные интерфейсы. Сможете создавать популярные видеобаннеры и представлять проект в виде эффектного шоурила.
Вы познакомитесь со стандартами Web 2.0 и изучите основные теги HTML. Сможете работать с макетами и форматировать код, освоите адаптивную вёрстку. Будете создавать удобные сайты, которые точно понравятся пользователям.
Вы освоите популярный сервис для разработки интерфейсов Figma. Сможете создавать и анимировать дизайн-проекты, делать прототипы и использовать этот инструмент для командной работы.
Вы познакомитесь с программой Principle для macOS и научитесь создавать в ней интерактивные прототипы и анимацию интерфейсов. Сможете детально настраивать сложные переходы между экранами и разными состояниями интерфейса.
Вы выясните потребности заказчика, проведёте исследование, разработаете дизайн-концепцию и создадите готовые кликабельные прототипы для сайта и мобильного приложения стримингового сервиса.
Ваше резюме после обучения
Диплом Skillbox
Подтвердит, что вы прошли курс, и станет дополнительным аргументом при устройстве на работу.
Кто такой продуктовый дизайнер: что делает и за что отвечает
Одна из секций прошедшей в Иннополисе ночной конференции IT Nights была посвящена продуктовому дизайну. Узнали у спикеров конференции, кто такой Digital Product Designer и что конкретно он делает.
Обучение в онлайн-университете: курс «Продуктовый дизайнер»
Продуктовый дизайнер — специалист, который отвечает за выявление проблем продукта, предлагает решения по его улучшению и реализует изменения с учетом бизнес-стратегии продукта.
До сих пор не существует однозначного устоявшегося определения профессии продуктового дизайнера, поэтому бытуют стереотипы, что продуктовый дизайнер — это тот, кто рисует продукты. На самом деле это специалист широкого профиля — обладает широкими навыками и пониманием основ ряда узкоспециализированных профессий: UX-дизайнер, графический дизайнер, исследователь, аналитик, прототипировщик, маркетолог, бизнес-стратег. Продуктовые дизайнеры востребованы и хорошо зарабатывают.
Что делают продуктовые дизайнеры
Дизайнер компании Evil Martians
Дизайнер продукта — профессия достаточно новая. С непривычки нас можно перепутать с дизайнерами интерфейса, графическими дизайнерами, исследователями или даже бизнес-аналитиками, но на практике нам удается совмещать в одной роли все вышеперечисленное. Главная задача продуктового дизайнера — помочь цифровому продукту прийти к измеримому успеху, а для этого одного рисования интерфейсов недостаточно.
Дизайнер на «Марсе» [в компании Evil Martians. — прим. Нетологии] обращается к аналитике и пользователям, чтобы найти основные проблемы продукта, изобретает эффективные решения посредством прототипирования в графическом редакторе или коде, сопровождает разработку этих решений, тестирует результат и повторяет цикл, если нужно. Это не просто ремесленник, а стратег и инженер, движущая сила веб-сервиса или приложения.
Head of R&D компании «Ак Барс Цифровые Технологии»
Продуктовый дизайнер — человек, который должен совмещать в себе три базовые роли. Первая — это ответственность за качество пользовательского опыта. Он должен регулярно получать обратную связь от пользователей, проводить исследования текущего пользовательского следа внутри актуального цифрового продукта и постоянно его улучшать. А также думать над востребованными улучшениями, проводить исследования по изучению пользовательского спроса.
Вторая большая область влияния — это ориентация в технологическом мире, чтобы придумывать оптимальные с точки зрения технической разработки решения задач. Это как архитектор — с одной стороны должна быть эстетическая роль, с другой — он должен разбираться в технологиях.
Третье — экспертиза, связанная с бизнесом цифрового продукта. Ему нужно разбираться в модели монетизации, стратегии, понимать основные метрики жизнеспособности продукта. Каждое его решение должно быть продиктовано пониманием этих метрик и быть максимально ориентированным на их увеличение.
Руководитель команды продуктового дизайна компании Miro
Digital Product Designer работает с бизнес-эффектами и гипотезами, достигая первые и проверяя вторые, через итеративную работу с цифровым продуктом. Мы в Miro вовлекаем дизайнера на ранних стадиях работы с проектами, чтобы он или она могли определять, как должно выглядеть решение.
В зависимости от стадии продукта, опыта дизайнера и задачи специалист адаптирует свой процесс работы под цель. Например, чтобы расширить число этапов, которые закрывает продукт в работе команд, нужно провести исследование рынка, пользователей и конкурентов, чтобы сформировать видение: как мы можем это сделать. Либо же, получив такое понимание от стейкхолдеров, взять в проработку вид, опыт и функциональность, которые потенциально могут привести нас в ту точку, о которой мы договорились. Дробя вышесказанное на этапы, можно схематично зафиксировать процесс так: проблема/эффект/гипотеза → исследование → проектирование решения → тестирование → улучшение → запуск → анализ. Повтор.
Креативный директор компании Mail.Ru Group
В компании Mail.ru целая экосистема сервисов, чтобы закрыть большинство потребностей пользователей в онлайне. Они различаются по содержанию, стилю и разной фазе активности работы над ними (концепции/запуск/поддержка), поэтому заскучать невозможно и есть где развернуться.
Мы создаем концепции, прорабатываем их и внедряем, параллельно работая над отдельными задачами по улучшению какой-то локальной части сервиса.
Нам повезло: мы доказали внутреннюю экспертизу и уже давно занимаемся задачами шире создания самого продукта — креативная часть, айдентика, маркетинг. К этому тоже можно прикоснуться в своей работе, так как большой пул проектов и постоянно запускаются новые.
Сколько зарабатывают продуктовые дизайнеры
По данным сайта hh.ru, среднее предложение для продуктовых дизайнеров составляет от 40 000 ₽ до 90 000 ₽ ежемесячно (данные по состоянию на август 2019), в зависимости от города:
Работу продуктового дизайнера готовы предложить компании, которые занимаются разработкой ИТ-продуктов: веб-студии, интернет-стартапы, ИТ-холдинги, банки, телеком. От масштаба компании и сложности задач зависит и оплата.
По данным hh.ru, 41% вакансий приходится на компании ИТ-сферы. 11% — на розничную торговлю. В 9% случаев продуктовых дизайнеров ищут в компании, занимающиеся маркетингом, рекламой, BTL, PR. 7% предложений размещены организациями, которые специализируются на товарах широкого потребления. 5% приходится на финансовый сектор.
Можно предположить, что приведенные зарплаты относятся к уровню начинающих или мидл-специалистов. Топовому сотруднику или руководителю продуктовой команды компании в городе-миллионнике готовы предложить оклад в несколько сотен тысяч рублей.
Половина предложений для продуктовых дизайнеров подразумевает опыт работы от 1 года до 3 лет, еще 37% — опыт от 3 до 6 лет. 8% работодателей трудоустроят кандидатов без опыта работы.
Какими навыками должен обладать продуктовый дизайнер
Руководитель отдела дизайна продуктов компании «Актион-МЦФЭР»
Чтобы быть дизайнером продукта, нужно сначала всесторонне изучить, как устроен продукт: модель монетизации, портрет аудитории, задачи, сценарии, боль и радости пользователей, структура взаимодействия, интерфейс, используемые технологии и так далее. А потом прикладывать силы к тому, чтобы продукт становился лучше. Аналитическое мышление, эмпатия и умение учиться — главные hard skills дизайнера. Умение слушать, понимать и говорить — ведущие soft skills. А важнейшими установками должны стать желание делать дела (а не витать в облаках) и разделение коллективной ответственности за то, что вы отдаете пользователю в результате.
Head of R&D компании «Ак Барс Цифровые Технологии»
Прежде всего, это ожидания от UX-дизайнера, пользовательские исследования перед запуском итерации (to be customer journey map), а также после (as is customer journey map). Это создание прототипов разной степени детализации, которые применяются в исследованиях. Умение декомпозировать функциональность, которая находится в бэклоге, например, используя инструменты user story mapping. Умение проводить стратегические сессии вместе с командой с использованием таких инструментов, как lean canvas; потому что проведение сессий в формате коллективного творчества — самый эффективный метод сбора требований для продуктового дизайнера.
Также требуются базовые навыки UI-дизайна, непосредственно связанные с созданием дизайн-системы цифрового продукта: UI-кит, модульные сетки, типографические стили, стилистика иллюстраций, пиктограммы, набор токенов, разные фирменные цвета, набор компонентов интерфейса, анимация и прочее.
Дополнительной экспертизой является понимание владения продуктом, чтобы говорить на одном языке с бизнес-владельцем: бизнес-модель, модель ценообразования, маркетинговые исследования, vision продукта. И свободная ориентация в таких актуальных процессах цифрового производства продукта, как lean development, scrum и так далее.
Креативный директор компании Mail.Ru Group
На мой взгляд, сейчас важно не быть «одностаночником» — большинство сложных дизайнерских задач находятся на стыке ролей и специальностей. Уже нельзя просто нарисовать прототип, разукрасить его и отдать. Вы точно найдете, где применить навыки в копирайтинге, полиграфии, айдентике и даже 3D.
Важно понимать, что продуктовый дизайнер — один из элементов пазла успешного продукта. Только в команде рождаются идеальные решения, сделать все одному можно, но сложно — это только одна точка зрения за продукт или задачу. Как следствие, важно прокачивать свои коммуникационные навыки.
Внимание к мелочам: как говорится, дьявол в деталях — по умолчанию от продуктового дизайнера ждут аккуратности в смыслах, в макетах, в решениях. Важно осознавать, что каждый день именно ты можешь сделать продукт лучше. Следствие инициативы — брать ответственность за свои идеи и решения.
Ну и один из самых приятных моментов в работе — понимание, что ты делаешь это все для конкретных людей, которых сотни, тысячи, миллионы. И ты делаешь их жизнь проще, лучше и удобнее!
Руководитель команды продуктового дизайна компании Miro
Рад, если для кого-то это прозвучит очевидно, и ещё больше рад, если в вас это уже есть — дайте мне знать, я в постоянном поиске таких людей.
1. Моделирование сценариев: что было до, что будет после, как мы сюда попали, а что если?… Работу опытного дизайнера отличает отсутствие логических дыр и разрывов во взаимодействии: всегда ясно, откуда, куда и как может двигаться пользователь.
2. Снижение неопределенности. Это иногда называют исследованиями, но мне не хотелось бы сужать до конкретного инструмента. Задача может быть шире: формализовать требования или критерии результата, сформулировать вопрос, на который нужно ответить, или гипотезу, которую нужно проверить, а затем провалидировать их. Это о том, чтобы двигать работу вперёд, даже если результат невозможно описать в текущем моменте.
3. Проектирование. Опять же в широком смысле: как это будет выглядеть, как это будет работать, что будут чувствовать люди, используя это?
4. Коммуникация. Причём как внешняя, так и внутренняя. Команде важно объяснить: почему принято то или иное решение, а клиенту донести ценность, которую он получит от этого. Ещё важно слышать, задавать открытые вопросы и контролировать эмоции.
5. Менеджмент. В начале — научиться управлять собой: своим временем, обязательствами и ресурсами. Затем это масштабировать на проектную группу, отдел, департамент и всю компанию.
6. Бизнес-мышление. Как мы влияем на благосостояние компании? Делаем ли мы самую важную вещь с точки зрения эффектов в текущий момент? Как мы можем вырасти в десять раз в годовом доходе?
7. Проактивность. Что-то не ок → предложи, как улучшить. У тебя есть идея → обсуди. Не хватает ресурсов → придумай, как скорректировать решение или передоговорись. Не ждать, а жить интересную и правильную в вашем понимании жизнь.
Продуктовый дизайнер: кто это такой, какие скиллы ему нужны и как ему развиваться
Привет! Меня зовут Вероника Жалкая, я дизайн-директор IT-компании Artsofte. В прошлой статье я рассказала, как начинающему дизайнеру выстроить систему развития, чтобы быть востребованным на рынке.
Сейчас я хочу подробнее разобрать навыки, которые нужны продуктовому дизайнеру.
Давным-давно, на заре IT-рынка, первичны были технологии. И люди под них подстраивались. Это работало, потому что продуктов было мало и конкуренции не было — всем было важно, чтобы продукт работал, а желания пользователей никого не волновали.
Если посмотреть на старые системы, то глазам становится больно. Пользователи страдали. Они месяцами (или даже годами) осваивали новый софт и его функционал.
Поэтому у огромных продуктов до сих пор проблемы и с юзабилити и с UI — не так просто взять и изменить логику и интерфейс всей системы, когда она разрослась в нечто огромное с миллионами пользователей.
Со временем ситуация стала меняться. Быстрый рост технологий, распространение интернета, увеличение числа пользователей и снижение порога входа в мир IT привели к росту конкуренции. Если раньше были большие продукты, которые закрывали потребности пользователя во всем, но были максимально неудобными, то теперь есть много маленьких продуктов, из который пользователь может выбирать сам.
А пользователь выбирает удобное. И ему проще выбрать несколько удобных продуктов на разные задачи, чем одного непонятного, страшного и перегруженного, но функционального монстра. Это и изменило подход к разработке — потребности человека и его удобство стали первичны.
Сегодня пользователи очень привередливы, поэтому на первый план выходят исследование аудитории, тестирование, выявление потребностей, и, конечно, UX и UI. Любую технологию нужно упаковать так, чтобы людям было легко и просто с ней разобраться. Иначе конкуренты скопируют идею, но сделают более удобный продукт, а вы умрете с голоду.
Сейчас продуктовый дизайн важен как никогда. От работы дизайнера и его решений зависит большая часть успеха продукта. Дизайнер в продукте отвечает за:
Работа дизайнера очень тесно связана с работой менеджера продукта, в идеальном мире они дополняют друг друга настолько, что иногда их можно спутать. Но дизайнер больше отвечает за визуал и мыслит со стороны пользователя, а менеджер — со стороны бизнеса и рентабельности продукта.
Профессия достаточно молодая и четких требований к ней еще нет. Разные компании ждут от дизайнеров разного функционала, но все сходятся на том, что недостаточно просто рисовать, прототипировать или заниматься аналитикой.
Продуктовый дизайнер – это специалист с широчайшим спектром знаний и навыков. Здесь и аналитик, и проектировщик, и UX/UI дизайнер, и даже моушн и копирайтер. А еще это человек, который, чтобы достичь нужного результата должен уметь найти подход к каждому члену команды, а значит иметь прокачанные софт-скилы, лидерские качества, постоянно совершенствовать навык ведения переговоров.
Профессия продуктового дизайнера состоит из нескольких блоков, и в каждом — свои скиллы:
Классические дизайнерские навыки. Навыки по композиции, цветоведению, типографике.
Бизнес-навыки. В первую очередь это понимание предметной области и рынка, понимание продуктовых и интерфейсных метрик. Далее – построение и проверка продуктовых гипотез. И, конечно, анализ всего этого, а очень часто это огромные объемы данных.
Исследовательские навыки. Здесь понимание и описание портретов пользователей, а также проверка дизайн-решений.
Навыки проектирования. Продуктовому дизайнеру нужно будет проектировать структуру и навигацию по продукту, проектировать сами интерфейсы, следить за тем, чтобы все пользовательские сценарии при этом были закрыты, потому что если пользователь может все посмотреть, выбрать, но не может, например, оформить заказ из-за непродуманной логики, то толку от такого продукта не будет.
Здесь важно думать не только о взаимодействии онлайн, но и как пользователь будет действовать вне вашего продукта. Например, у вас есть приложение, но вы не можете в него внедрить оплату, и оплачивать можно только по счету. Нужно убедится, что пользователь поймет, что ему нужно сделать: оплатить через десктопную версию продукта, зайти на сайт или дождаться письма со счетом на почту. Нужно продумать все пути, чтобы определить все места, где он может споткнуться, и вовремя предложить поддержку, описать следующие шаги. Будьте максимально внимательны на этом этапе, продумайте все возможные проблемы заранее.
Навыки копирайтинга. Не обойтись без базовых навыков копирайтера, потому что дизайнеру нужно будет писать интерфейсные тексты, продумывать формулировки, названия кнопок. Важно следить, чтобы ваш продукт был целостным, не появлялись отдельные элементы с отличным tone of voice.
Здесь же важно помнить о том, что свою идею иногда нужно продать, пусть даже своей же команде. А это требует развитых навыков презентации.
Навык работы с анимацией. Передавая плоды ваших усилий в разработку, нужно максимально подробно описать, как должен работать тот или иной компонент, показать, как работает анимация. Для этого нужны навыки моушн-дизайнера.
Навык работы с иллюстрациями. Продуктовому дизайнеру не обязательно быть художником, но он должен уметь создавать отдельные иллюстрации, разрабатывать пакеты иконок для своего продукта.
А вот верстка — навык сомнительный. Многие считают, что продуктовый дизайнер должен уметь сверстать все то, что он создал, но в нашей компании это необязательный навык. Я считаю, что дизайнер, безусловно, должен понимать принципы верстки, но саму верстку лучше доверять профессионалам. Продуктовый дизайнер и без того «и жнец, и жрец и на дуде игрец», к тому же верстка постоянно развивается, появляются новые способы, новые подходы. Чтобы знать и уметь еще и это, дизайнеру нужна вторая голова и 46 часов в сутках. Но некоторые компании могут требовать этот навык, вы должны быть готовы к этому.
На этом харды заканчиваются. Давайте перейдем к софт-скиллам.