что такое продуктивность в торговле
Расчеты измерения продуктивности труда в торговом предприятии
Одним из самых эффективных способов контроля эффективности использования трудовых ресурсов –это измерение продуктивности труда на предприятии.
Наиболее популярным показателем продуктивности труда является выработок, который определяется средним размером товарооборота на одного работника предприятия:
Т – размер товарооборота за период в фактических ценах, грн;
n- численность работников предприятия, чел.
Этот показатель характеризирует объем товарооборота, реализируемого одним работником предприятия торговли за определенное время.
Несмотря на широкое распространение и простоту расчета, уровень и динамика этого показателя не позволяет в полной мере отобразить уровень продуктивности труда и его изменение, провести сравнительный анализ.
Он не учитывает трудоемкости реализации отдельных товарных групп, смещений в структуре товарооборота и изменения цен на продукцию в результате инфляции.
С целью нейтрализации обозначенных недостатков для достижения динамики продуктивности труда целесообразно использовать следующую формулу:
1.Продуктивность труда в сравнительных ценах:
Пс –средний выработок на одного работника в сравнительных ценах, грн;
Т –товарооборот в фактических ценах, грн;
Iц- индекс изменения цен данного периода в сравнении с базисным периодом;
Расчет этого показателя позволяет нейтрализировать влияние фактора изменения цены на значение продуктивности труда.
2. Продуктивность труда в сравнительных ценах на один отработанный человеко-день:
Пс –объем товарооборота в сравнительных ценах на один отработанный человеко-день, грн;
Т-объем товарооборота в фактических ценах, грн;
Iц – индекс изменения цен данного периода в сравнении с базисным периодом;
t- фонд отработанного времени одним работником (дн);
(nt) –общие трудовые затраты за период, чел.дн.;
Этот показатель позволяет получить размер объема товарооборота, который выработал в среднем один работник торгового предприятия за один день.
3. Продуктивность труда в сравнительных ценах и структуре товарооборота:
Птр- объем товарооборота в сравнительных ценах на одного работника, с поправкой на коэффициент трудоемкости реализации товаров, грн;
Тi – объем товарооборота в фактических ценах, полученный от продажи і-той группы товаров или i-тым отделом магазина, грн;
n- срендяя численность работников торгового предприятия за анализируемый период;
K Ті- коэффициент трудоемкости реализации і-й товарной группы или трудоемкость реализации товаров і-тым отделом магазина;
Коэффициент трудоемкости рассчитывается по формуле:
ti – время на реализацию i-той группы товаров стоимостью одна грн. или на реализацию i-м отделом магазина товаров на одну грн.
t – средний размер времени на реализацию магазином товаров стоимостью одна грн.,сек.
Расчет продуктивности труда на базе оценки трудоемкости реализации отдельных товарных групп позволяет сравнивать уровень продуктивности труда при изменении в структуре товарооборота, по товарным отделам одного предприятия или нескольких предприятий аналогичного профиля. Не смотря на определенную неточность расчета трудоемкости, практическое использование данного показателя позволяет получить определенное представление про влияние структурного фактора и его значение.
4. Продуктивность труда по реализации единицы товара:
К –количество натуральных или условно-натуральных единиц реализации i-того товара;
n – численность работников предприятия занятых реализацией i-того товара;
t – фонд отработанного времени одним работником (дней или часов)
Этот показатель продуктивности является натуральным, оценивает количество единиц товара, продаваемого одним работником в период оценки. Целесообразно использовать этот показатель в предприятиях или товарных отделах, которые реализируют штучные товары при наличии соответствующего программного обеспечения.
Все выше рассмотренные показатели продуктивности труда в качестве результата используют объем продаж товара в денежной или натуральной форме. Для оценки продуктивности труда отдельных категорий работников, могут использоваться также:
количество покупателей, тонно-километраж перевозок, объем финансирования и т.д.
В планировании и анализе продуктивности труда используются также обратные показатели, которые характеризируют трудоемкость деятельности –трудозатраты на достижение единицы результата (оборота). Они могут рассчитываться как обратная величина во всех рассмотренных выше формулах.
Статьи по схожей тематике:
Что такое продуктивность в торговле
Ключевые показатели эффективности розничного магазина
Если вы занимаетесь розничной торговлей, то окружены множеством самых разнообразных показателей: размер выручки, количество продаж, средний чек. Что делать с этими цифрами?
Какие данные стоит отслеживать, чтобы принимать грамотные решения по управлению бизнесом? В нашей статье мы расскажем о ключевых показателях эффективности, которые должен знать каждый владелец розничного магазина.
Ключевые показатели эффективности (KPI, или Key Performance Indicator) являются наиболее важными характеристиками вашего бизнеса. Они помогут вам ответить на самые разные вопросы, измерить «здоровье» вашего магазина и определить шаги, которые необходимо сделать для того, чтобы не допускать ошибок или исправить уже возникшие проблемы.
Это можно сравнить с устройством автомобиля. У каждого авто есть приборы на панели: спидометр, тахометр, индикаторы уровня бензина. Когда вы управляете автомобилем, вам нужно следить за показанием этих устройств, чтобы знать, что вы двигаетесь с правильной скоростью и с машиной всё в порядке, или же вам нужно проверить что-то под капотом.
То же самое можно сказать и о ключевых показателях эффективности, с помощью которых вы сможете оценить, находится ли ваш бизнес на правильном пути или что-то нуждается в корректировке.
Каждый вид бизнеса обладает определенными нюансами, но для розничной торговли мы подобрали следующие наиболее значимые ключевые показатели эффективности деятельности магазина: объем продаж, продажи на квадратный метр, коэффициент конверсии, средний чек, количество возвратов, зарплатоемкость. Посмотрите, какие из них лучше всего отвечают вашим целям, начните отслеживать и улучшать ситуацию.
Объем продаж
Объем продаж является основным показателем того, сколько продаж было сделано в вашем магазине за определенный период времени.
Лучше всего измерять объем продаж не только в денежном выражении, но и в количестве проданного товара, например, штуках. Если вы будете ориентироваться только на размер выручки, то можете не заметить, что количество проданного товара уменьшилось. Это может произойти, например, вследствие повышения цен.
Продажи на квадратный метр
Продажи на квадратный метр — это выручка за выбранный период (день, неделю, месяц), деленная на площадь торгового зала в квадратных метрах.
Например, вы арендуете магазин с торговой площадью 150 кв. метров и за месяц выручка составила 362 700 рублей. Это значит, что каждый квадратный метр принес вам 2 418 рублей в месяц.
С течением времени отрицательная или положительная динамика этого параметра говорит о том, насколько эффективно вы используете торговую площадь и является одним из лучших показателей производительности магазина.
Коэффициент конверсии
Коэффициент конверсии — это соотношение количества посетителей вашего магазина к количеству покупателей.
Представим, что за день вашу торговую точку посетили 152 человека, 18 из них совершили покупку. Делим 18 на 152 и умножаем на 100. Получается, что конверсия магазина за день составила 11,8%.
Измеряйте коэффициент конверсии регулярно, а также при внесении каких-либо изменений в работе вашего магазина. Например, если происходят какие-либо кадровые перестановки, вы можете отследить, как это повлияло на конверсию.
Средний чек
Размер среднего чека — это выручка за выбранный период, деленная на количество пробитых за это же время чеков.
Количество возвратов
Количество возвратов — это то, сколько купленного товара вернули в ваш магазин за определенный период.
Норму для каждой конкретной торговой точки можно найти только опытным путем. Анализировать этот показатель нужно вместе с причинами, из-за которых возвраты происходят. Например, число возвратов может увеличиваться при низком качестве товаров, если продавцы неверно определяют потребности покупателей и слишком настойчиво предлагают то, что им в итоге оказывается не нужно. Кроме того, продавец может ввести в заблуждение относительно характеристик товара. В любом случае, слишком высокий процент возвратов говорит о том, что что-то не так и необходимо принимать меры.
Зарплатоемкость
Зарплатоемкость — это отношение размера издержек на сотрудников к количеству продаж.
Для того, чтобы посчитать этот показатель, зарплату всех сотрудников за месяц, а также налоги и взносы за них во внебюджетные фонды, поделите на сумму выручки в рублях за этот же период и умножьте на 100%.
С помощью этого показателя вы сможете оценивать размер издержек на персонал и общую эффективность магазина. Если уровень вашей выручки снижается, а зарплатоемкость растет, пересмотрите и оптимизируйте затраты.
В заключение
Ваш магазин уникальный, поэтому единого ключа к успеху не существует. Тем не менее, если вы регулярно собираете статистику, то сможете оперативно оценивать результаты и корректировать работу вашего бизнеса.
Продуктивность. Результативность. Эффективность. Производительность. Интенсивность.
Делаю автосервисы прибыльными
Хочу поделиться информацией о том, что такое продуктивность, результативность, эффективность и производительность.
К сожалению, читая книги «гуру», изучая тренинги «по повышению продаж и эффективности работы автосервиса» понимаешь, что те, кто учит других, сами не понимают этих терминов и разницы между ними, а то и вовсе в большинстве случаев считают их синонимами.
Постараюсь разъяснить простыми словами.
Во-первых, нужно разделять понятия «продуктивность», «результативность», «эффективность», «производительность» и «интенсивность». Эти термины отражают разные процессы, хотя и имеют общую основу:
Все эти показатели связаны между собой, но отражают абсолютно отдельные параметры. Надеюсь вы поймете.
Продуктивность
На выполнение любой работы требуются затраты времени, поэтому продуктивность неразрывно связана с количеством времени, в течение которого сотрудник будет выполнять определенный объем работы.
В настоящее время я не знаю ни одной технической возможности, чтобы измерить фактическое время работы механика.
Пример расчета продуктивного времени механика:
Результативность
Классические толковые словари определяют результативность, как меру или степень достижения результата в сравнении с поставленной целью.
В автосервисе Результативность связана с плановым показателем. Она показывает уровень достижения результата, такой коэффициент план-факта.
Пример:
Результативность и производительность (продуктивность) часто отличаются между собой.
Пример:
Эффективность
Эффективность (лат. efficientia) не направлена на увеличение объема, она направлена на сокращение издержек для получения того же объёма работ без потери качества выполнения работ.
Эффективность относится к улучшению предприятия.
Мерилом эффективности является такой показатель, как маржинальность.
Пример:
Кроме маржинальности, у эффективности есть и другие показатели: рентабельность, производительность, затраты на единицу продукции и т. д.
Эффективность работы вашего автосервиса зависит от компетенций руководителя, набора технологий, ключевых процессов, управленческого учета, которые позволяют сделать работу предприятия эффективной.
В одной из следующих статей, сравню эффективность работы автосервисов из разных сетей.
Производительность
Пример для понимания, что такое производительность:
Для высокой производительности нужны квалифицированные сотрудники, хороший инструмент и оборудование и грамотный руководитель.
Когда говорят о производительности труда и сравнивают несколько стран, почему-то считают производительность в деньгах.
Но это не значит, что наш российский механик делает работы меньше, я уверен, что он делает больше, чем любой другой иностранный механик, просто в деньгах его результат ниже из-за курса валют.
Производительность является одним из показателей эффективности.
Производительность направлена на увеличение объема ремонта и показывает конкретный объем выполненных работ за единицу времени.
Производительность нацелена на расширение предприятия.
Производительность всегда имеет конкретный результат, в отличие от эффективности.
Пример:
Производительность механика Павла в два раза выше производительности механика Ивана: 260/130 = 2 раза.
Интенсивность
Отдельно хочу остановиться на таком понятии как интенсивность.
Интенсивность часто путают с производительностью.
Интенсивность труда – количество труда, затрачиваемого работником за определенный промежуток рабочего времени для получения полезного результата. Определяется затратами физической, нервной и умственной энергии в единицу времени и зависит от темпа работы.
На интенсивность прежде всего влияют индивидуальные физиологические особенности сотрудника, заложенные в нем природой, а также возраст и природно-климатические факторы.
Интенсивность труда имеет три группы: сотрудники умственного труда, сотрудники легкого физического труда и сотрудники тяжелого физического труда.
Оптимальная интенсивность позволяет достигнуть максимальной производительности труда, тогда как чрезмерная интенсивность труда сотрудника ведет к падению его производительности труда из-за переутомления, травматизма, возникновения профессиональных болезней и т.п.
Взаимосвязь
Отдельно хочу заострить ваше внимание на том, что понятие «продуктивности» в российских нормативных правовых документах не используется, в отличие от понятий эффективности, результативности, производительности и интенсивности.
Выводы
Бывают любые сочетания.
Работа может быть сделана с высокой производительностью и интенсивностью, но не результативно и неэффективно.
Бывает высокая результативность при низкой производительности и низкой эффективности.
И конечно, бывает высокая эффективность, в отсутствии производительности и результативности.
Если же вы видите сотрудника одновременно крайне производительного, эффективного и результативного – удерживайте его любыми способами.
Стимулируйте, делайте комфортной обстановку на работе, показывайте карьерные перспективы (если ему это важно) – такие сотрудники встречаются редко.
Самая распространенная ошибка руководителей автосервисов – пренебрежение эффективностью.
Дай объем! Дай выручку! Любыми способами!
Увеличить эффективность сотрудника достаточно просто.
А вот увеличить эффективность предприятия намного сложнее, но тоже можно, используя стратегию, учет и знания.
Бережливое производство не увеличивает производительность труда
К производительности труда бережливое производство и система 5С не имеют прямого отношения.
Эффективность сотрудников
Это описано ещё в «Капитале» Карла Маркса, а в современных исследованиях этот эффект показан в цифрах в книге «Выдающийся лидер» Джона Зенгера.
Повышение эффективности руководителя станции на 30-40% повышает влияние исполнителей (механиков и приемщиков) на эффективность работы станции в разы (в 2-3 раза по моим цифрам).
А 30-35% эффективности руководителя зависит от его природных данных.
По этим причинам основные усилия для повышения эффективности работы должны быть направлены в первую очередь на подбор и подготовку руководителя, а не на обучение его стандартам и их выполнение.
Как бы не поднимали эффективность внешним ресурсом, она сразу начнёт падать и в итоге упадёт до уровня, которому соответствует квалификации руководителя.
То есть вернётся к исходным показателям.
Производительность труда: что это такое, как найти показатель и добиться его роста
Главная задача любой компании – построить эффективную работу внутри предприятия на уровне отрасли, отдела или конкретного сотрудника. Для анализа продуктивности работы применяют показатели производительности труда. С их помощью определяют, насколько добросовестно персонал выполняет свои обязанности, пора ли расширять штат и что делать, если сотрудники требуют сократить рабочий день.
Что такое производительность труда
Производительность труда (ПТ) показывает, какую пользу приносит работа сотрудника или целого отдела за установленное время. Например, помогает посчитать, сколько деталей за час вытачивает на станке токарь, или какое количество товаров за месяц продают менеджеры завода. Это позволяет создавать нормативы и планировать развитие организации.
ПТ – количественный показатель, который можно измерить. Чем выше значение, тем результативнее работа в компании.
Однако оценить результат работы сотрудника не всегда легко. Есть мнение, что многие профессиональные сферы не поддаются анализу эффективности. Например, как определить продуктивность HR-менеджера, если он планово принял на работу двух специалистов? Каждый из них может уволиться из-за непредвиденных обстоятельств или показать плохие результаты в работе.
Для чего нужен расчет производительности труда
Неэффективный сотрудник зря получает зарплату и занимает место компетентного специалиста. Отдел, который показывает плохие результаты, мешает компании развиваться. Расчет и анализ ПТ поможет:
Расчет помогает выявить «узкие места» и определить способы устранения неэффективных методов работы.
Чтобы проанализировать эффективность рекламных кампаний в интернете, не нужно ничего считать вручную. Воспользуйтесь Оптимизатором от Calltouch: выберите рекламную стратегию, а сервис посчитает СРА и бюджет. Автоматизируйте рутину, чтобы уделять внимание более сложным задачам.
Оптимизатор
Зачем ее нужно повышать
Высокая производительности труда – это залог развития компании. Повышение показателей ПТ помогает:
При повышении ПТ улучшается состояние национальной экономики. Это отражается на социальной политике государства: увеличиваются пенсии и пособия, строятся школы, улучшается качество бесплатной медицины. При росте производительности труда можно производить больше товаров или сделать акцент на качестве.
Основные виды
На практике ПТ разделяют на:
Другая классификация выделяет три вида ПТ: индивидуальную (одного сотрудника), локальную и среднюю по стране.
Производительность труда отдельного работника
В этом случае рассчитывается производительность каждого сотрудника. Такой анализ часто проводят в период кризиса на предприятии, чтобы снизить издержки.
Компания проверяет важные параметры работы, например, количество и качество изготовленных деталей. Можно считать эффективность работника за смену, но показательнее анализ за месяц, период и год. Затем выводят средние значения, чтобы выявить слабых работников для сокращения.
Локальная производительность труда
Рассчитывается в конкретной локации: внутри организации, в ее подразделении или отрасли. При выборе такого метода руководство получает информацию о положении предприятия или отдельного цеха, отдела в сравнении со структурами высшего уровня.
Главным образом используется сравнительный анализ, позволяющий сформулировать общие выводы и расставлять необходимые акценты.
Производительность труда по стране
Это глобальный показатель в системе национальной экономики. В рамках анализа сравниваются данные по локальной производительности множества организаций в разных странах.
При высоком значении можно говорить о производстве качественной продукции, отсутствии монополии, развитой конкурентоспособности.
Сравнение позволяет сделать выводы о состоянии отрасли внутри страны и создать законопроекты для улучшения условий для среднего и малого бизнеса, развития инфраструктуры и провести другие социально-экономические мероприятия.
Показатели производительности труда
ПТ складывается из двух главных показателей: выработки и трудоемкости. Их рассчитывают по отдельности и получают полный анализ эффективности на одном рабочем месте или отделе.
Выработка
Нужна для определения объема и качества выполненной работы. Выработка – это количество продукции, которую произвел один работник за определенное время.
Считается по формуле:
Измеряется в натуральных единицах – штуках, килограммах. Допустим, один токарь за час вытачивает пять деталей, а другой десять. Это значит, что у второго рабочего выработка и производительность труда в два раза выше.
Этот факт обращает внимание на другую деталь: нужно проверить, не портится ли качество работы из-за такой скорости. После анализа руководство установит рабочий норматив, чтобы делать максимальное количество деталей в час без ущерба качеству.
Трудоемкость
Выработку нужно рассчитывать не для всех работ. Например, бесполезно считать показатель, чтобы оценить эффективность работы аварийной службы. Сотрудники не стоят весь день у станка. Чинят повреждения только в случае поломки, а в остальное время ждут звонка.
Намного показательнее высчитать трудоемкость – время, потраченное на устранение неполадок, производство продукции или оказание услуг. Это показатель, обратный выработке:
С ее помощью определяют потенциал организации, отрасли, составляют стратегические и тактические планы.
По виду состава затрат выделяют трудоемкость:
Эффективность маркетинга в компании в целом тоже складывается из отдельных рекламных мероприятий. С помощью сервиса сквозной аналитики от Calltouch можно просматривать данные с разных рекламных площадок в одном окне и мгновенно получать любые отчеты для формирования стратегии и оптимизации рекламы.
Сквозная аналитика
Факторы, влияющие на производительность труда
Производительность труда зависит от множества внешних и внутренних факторов с учетом специфики бизнеса. На ПТ негативно воздействует:
На повышение производительности труда воздействуют три большие группы факторов: государственные, отраслевые и производственные.
Первые предполагают модернизацию оборудования, технологии, оптимальное размещение производства. В рамках отраслевых факторов улучшается кооперирование и специализация. В производственном плане снижается трудоемкость и повышается эффективность временных издержек.
Методы и формула расчета
Рассчитывают производительность труда по формуле:
Для анализа работы в разных компаниях используются свои методы расчета ПТ, которые упрощают процесс и делают его понятнее.
Натуральный
Измеряется в натуральных величинах – километрах, килограммах, литрах. Натуральный показатель применяют, если компания производит однородную продукцию, сохраняя неизменные условия труда. Для расчета определяют количество продукции, произведенной за единицу времени.
Стоимостной
Этот метод требует проведения расчетов, определяемых условиями ценообразования. Показатель измеряется в денежных единицах – рублях, евро, долларах. Его применяют, если производство выпускает разные товары: стоимость произведенной продукции сопоставляется с трудозатратами на ее выпуск.
Условно-натуральный
Подходит для предприятий, которые выпускают разные виды однородной продукции. Например, применяется на цементных, текстильных или металлургических производствах. Для расчета берется условно-учетная единица – признак, который усредняет свойства продукции. Не учитывает цены товаров, имеет ограничения натурального метода.
Трудовой
Определяет, насколько эффективен труд рабочих в сравнении с установленными нормами. Рассчитывается как отношение нормо-часов к фактически отработанному времени. Полученное значение показывает интенсивность труда. Применяется не во всех сферах, поскольку имеет большую погрешность.
Как увеличить производительность труда
Чтобы показатель ПТ рос, нужно соблюдать целый комплекс условий:
Проблемы повышения производительности труда и пути их решения
На государственном уровне и уровне отдельной компании выделяют три проблемы повышения ПТ:
Преодолеть трудности поможет правильная государственная политика: создание комфортной предпринимательской среды, поддержка малого и среднего бизнеса, увеличение объемов экспорта. Государство может развивать технологии и инновации, выделяя гранты и субсидии.
Заключение
Производительность труда – это экономический показатель, который считают разными методами. ПТ показывает эффективность работы отдельного сотрудника, предприятия или отрасли. Оценивают уровень ПТ с помощью расчета показателей – выработки и трудоемкости. Повышение производительности труда увеличивает конкурентоспособность предприятия и страны на мировой арене и влияет на благосостояние государства.