что такое продовольственная безопасность
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Один из наиболее значительных политических факторов, играющий тем большую роль, чем глубже кризис государства и экономики. Проблема голода в странах третьего мира, казалось бы, окончательно решенная в 1970-х гг., на рубеже XX–XXI вв. напомнила о себе с новой силой. Это было вызвано целым комплексом факторов: резкое увеличение населения в странах Юга, повышение, пусть даже и умеренное, его благосостояния, стремительный рост цен на энергоресурсы, засуха в странах — производителях сельскохозяйственных культур, сокращение площади земли, потенциально пригодной под пашню, приток спекулятивного капитала на рынок сельхозпродуктов (торги фьючерсами на продовольствие и т. п.), политика властей ряда стран по поддержке биотопливной индустрии (так, в США практикуется субсидирование биотопливной индустрии, влекущее за собой рост спроса, а стало быть, и цен на кукурузу и соевые бобы — основные продукты для производства биотоплива. Известно также, что заправка одного автомобильного бака этанолом соответствует годовому запасу кукурузы для одного человека).
Импортерами продовольствия становится все большее количество стран, а его экспорт практически монополизирован немногими развитыми странами Запада. По данным ООН (2008), несмотря на достаточное количество продовольствия, в мире насчитывается 1,2 млрд голодающих, от голода ежедневно умирают 10 тыс. детей и 25 тыс. взрослых. Эксперты считают, что уже к 2017 г. при жизни нынешнего поколения продовольственная проблема может перерасти в глубокий международный кризис и вызвать ряд «голодных войн» по всему миру.
В 2008 г. проблема продовольственной безопасности заявила о себе с небывалой остротой. За период с марта 2007 по март 2008 гг. мировые цены на кукурузу выросли на 31%, рис подорожал на 74%, соя — на 87%, а пшеница — на 130%.
Рост цен и возникший дефицит продуктов питания спровоцировали беспорядки во многих странах, включая Китай, Индонезию, Египет, а на Гаити толпы голодающих пытались штурмом взять президентский дворец. Между тем, страны «золотого миллиарда» (всего лишь пятая часть населения планеты) потребляют 50% производимых в мире продуктов питания. Только США с населением в 300 млн чел. используют такое количество сырья, энергии и пищи, которое могло бы обеспечить жизнь 300 млрд на нынешнем уровне потребления населения Индии.
В самом деле, наличие экспортного потенциала на продукты питания — это мощный рычаг невоенного влияния на «неугодные режимы». Контролируя рынок продовольствия, США даже без учета их военной, финансовой и экономической мощи являются главным игроком на международной арене. К сожалению, на «продуктовую иглу» оказалась «подсажена» и наша страна. Впервые со времен послереволюционной разрухи СССР начал закупать зерно за границей во времена Н. Хрущева. В 1963 г. было закуплено 3,1 млн тонн, в 1964 г. — 7,3 млн тонн. Закупалось в основном фуражное зерно — ресурс, от переизбытка которого страдали и США, и Канада. Таким образом, СССР фактически спасал сельское хозяйство США — «наиболее вероятного противника» — от кризиса перепроизводства, расходуя на закупки хлеба до 300 тонн золота ежегодно.
Вопрос продовольственной безопасности перед СССР не стоял до экономических реформ 1990-х гг., приведших к глубокому системному кризису сельского хозяйства. Гайдаровское указание от 1 января 1992 г. «отпустить цены, насаждать рынок» повлекло за собой лавинообразный рост цен, сокращение в десятки раз государственной поддержки сельского хозяйства и удушение крупного сельскохозяйственного производства в пользу создания фермерского сектора. За последующие годы объем капиталовложений в аграрно-промышленный комплекс сократился в 20 раз. Посевные площади сократились почти в 2 раза — на 30 млн га. Поголовье крупного рогатого скота сократилось с 1993 по 2001 г. с 52,2 млн до 27,3 млн, свиней — с 31,5 млн до 15,7 млн, овец и коз — с 51,4 млн до 14,8 млн.
Не получая удобрений в течение многих лет, почва утрачивает плодородность. Уже в 1998 г. совокупный объем валовой продукции сельского хозяйства составил всего 56% от уровня 1990 г. При этом на хваленые либералами фермерские хозяйства приходится всего 3% валовой продукции, хотя занимают они 9% общей площади пашни.
Особому разрушению подверглась материально-техническая база: только годовое производство тракторов сократилось в 22 раза. А производство многих других видов техники вообще прекратилось.
Отмена продовольственных дотаций, достигавших по ряду категорий 80% розничной цены, привела к недоступности многих продуктов питания для населения. В результате к 1999 г. потребление мяса и мясопродуктов снизилось по сравнению с 1990-м на 44%, молока и молочных продуктов — на 47%, рыбы — на 51%.
В 1992г. Россия официально вошла в число полуголодных стран: выяснилось, что жители нашей страны поглощают в среднем только 2040 килокалорий в день. В СССР этот показатель составлял 2590 ккал, в США 3350 ккал, а в беднейших странах Африки — 2300.
По международной классификации Всемирной продовольственной организации питание на уровне 2150 ккал характеризует условия постоянного недоедания. Нормальным же уровнем для человека является 2600 ккал. Питаясь лишь на 78% от обоснованной медициной нормы, россияне по уровню душевого потребления переместилась к 1999 г. с 8-го на 71-е место в мире.
Нехватка продовольствия в начале 1990-х гг. привела к стремительному наполнению российского рынка некачественной продукцией из многих стран мира. Поток импорта покрывался продажей стратегического сырья, расходованием золотовалютного запаса, внешними займами. По ряду позиций (например, птицепром) доля импорта в общем объеме продовольствия доходила до 70%!
Уже в середине — конце 1990-х гг. аналитики всерьез заговорили об угрозе продовольственной безопасности России. Общепризнанно, что продовольственная безопасность обеспечена, если в стране производится не менее 80% основных продуктов питания — этот порог усилиями реформаторов-монетаристов Россия «успешно» преодолела. Низкое качество поставляемых из-за рубежа продуктов, а также наличие откровенно фальсифицированных товаров стало еще одной угрозой продовольственной безопасности России. В конце 1990-х гг. Госторгинспекцией забраковывалось от 10 до 50% животного масла, сыров, колбасных изделий и копченостей, рыбных и мясных консервов, муки, хлебобулочных и макаронных изделий. Почти каждая вторая проверка качества товаров на российском продовольственном рынке приводила к изъятию товара из торговой сети!
В 1999 г. проверки показали, что фальсификатом являются около трети всех ввезенных из-за границы вин, прежде всего, из Польши, Болгарии, Грузии, Молдовы, Украины.
Число смертей, инвалидностей вследствие приема недоброкачественной импортной пищи и контрафактного алкоголя измерялось в 1990-е гг. десятками, а то и сотнями тысяч. В статьях о продовольственной проблеме России все чаще стало появляться слово «геноцид». Тем не менее, вполне обоснованные претензии российской стороны к качеству поставляемого товара нередко трактуются «либеральной общественностью» России и Запада как «недружественный акт».
Так, запрещение в апреле 2006 г. ввоза из Молдавии и Грузии алкогольных напитков и минеральной воды, вызванное опасностью этих продуктов для здоровья (из-за высокого содержания пестицидов и др. токсинов), было воспринято как способ политического давления на эти страны. В подобном же ключе интерпретировался запрет продажи в мелкорозничной сети Москвы шаурмы — оказалось, что более 70% образцов этого восточного фастфуда не отвечают санитарным требованиям.
Борьба России за здоровье нации и благополучие отечественного производителя встречает на Западе исключительно агрессивную реакцию. В 2002 г. в ответ на претензии к качеству мороженных окорочков США даже пригрозили России экономическими санкциями. Вопрос об окорочках решался на самом высоком уровне — во время московской встречи Дж. Буша с В. Путиным! На то же время пришлась и масштабная кампания в СМИ по дискредитации российского птицеводства.
Воевать американцам, прямо скажем, было за что: только в 2001 г. поставки в Россию мяса птицы принесли США 600 млн долларов. Однако доля импортной курятины на российском рынке стремительно сокращается, упав с 1997 г. с 70 до 40%.
Опасаясь потерять огромный рынок сбыта продовольственных товаров, не предназначенных к реализации в развитых странах, США делает все, чтобы не допустить развития сельского хозяйства в России. Идут искусственные информационные кампании по поводу «птичьего гриппа», оказывается политическое давление, на переговорах по вступлению в ВТО предлагаются условия слабой протекционистской защиты нашего сельхозпроизводителя.
Между тем, дотации сельскому хозяйству в странах Европы иСША достигли огромных размеров, экономики этих стран содержат свое сельское хозяйство как армию или государственный аппарат, затратный, но нужный для существования и безопасности самого государства. Никто и не пытается рассматривать сельское хозяйство как прибыльную, рыночную отрасль. Прибыль получается только при экспансии на рынки других стран, таких как Россия.
По мнению премьер-министра РФ, Министерство сельского хозяйства должно взять за основу мировой стандарт, согласно которому зерна должно производиться по 1 тонне на душу населения. Это количество позволит не только создать достаточный запас зерна, но и поставлять его в другие страны, а также восстановить производство птицы, крупного рогатого скота и проч.
По словам бывшего главы Минсельхоза А. Гордеева, «в России имеются все условия, чтобы в ближайшие 10 лет темпы прироста производства зерна и мяса превышали общемировые в 2,5–3 раза». Дополнительную гарантию обеспечения продовольственной безопасности дает Государственный резерв, состоящий из стратегических материалов и товаров для стабильной работы экономики страны в случае чрезвычайных ситуаций, в т. ч. запасов муки, сливочного и растительного масла, мяса, зерна, сахара.
Что такое продовольственная безопасность
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Указ Президента РФ от 21 января 2020 г. № 20 “Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации”
В целях обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации.
2. Правительству Российской Федерации:
в 3-месячный срок разработать и утвердить план мероприятий по реализации положений Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации;
обеспечивать ежегодно подготовку докладов Президенту Российской Федерации, содержащих анализ, оценку и прогноз продовольственной безопасности Российской Федерации.
3. Федеральным органам государственной власти и органам государственной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации в практической деятельности и при разработке нормативных правовых актов, касающихся обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации.
4. Признать утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 5, ст. 502).
5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент Российской Федерации | В. Путин |
Москва, Кремль
21 января 2020 года
№ 20
УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Российской Федерации
от 21 января 2020 г. N 20
Доктрина
продовольственной безопасности Российской Федерации
I. Общие положения
1. Настоящая Доктрина является документом стратегического планирования, в котором отражены официальные взгляды на цели, задачи и основные направления государственной социально-экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации.
2. Используемые в настоящей Доктрине понятия означают следующее:
3. В настоящей Доктрине развиваются положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683, касающиеся продовольственной безопасности, учтены положения Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208, и других документов стратегического планирования.
4. Настоящая Доктрина является основой для разработки нормативных правовых актов в области обеспечения продовольственной безопасности, развития сельского и рыбного хозяйства.
5. Настоящая Доктрина учитывает рекомендации Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО) по предельной доле импорта и запасов продовольственных ресурсов.
II. Национальные интересы в сфере продовольственной безопасности
7. В развитие положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации национальными интересами государства в сфере продовольственной безопасности на долгосрочный период являются:
а) повышение качества жизни российских граждан за счет достаточного продовольственного обеспечения;
б) обеспечение населения качественной и безопасной пищевой продукцией;
в) устойчивое развитие и модернизация сельского и рыбного хозяйства и инфраструктуры внутреннего рынка;
г) развитие производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, которые соответствуют установленным экологическим, санитарно-эпидемиологическим, ветеринарным и иным требованиям;
д) повышение эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, а также расширение их доступа на соответствующие рынки сбыта;
е) развитие племенного животноводства, селекции растений, семеноводства и аквакультуры (рыбоводства), развитие производства комбикормов, кормовых добавок для животных, лекарственных средств для ветеринарного применения, минеральных добавок, в том числе за счет внедрения конкурентоспособных отечественных технологий, основанных на новейших достижениях науки;
ж) восстановление и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения, предотвращение сокращения площадей земель сельскохозяйственного назначения, рациональное использование таких земель, защита и сохранение сельскохозяйственных угодий от водной и ветровой эрозии и опустынивания;
з) недопущение ввоза на территорию Российской Федерации генно-инженерно-модифицированных организмов с целью их посева, выращивания и разведения, а также их оборота, запрещение выращивания и разведения животных, генетическая программа которых изменена методами генной инженерии или которые содержат генетический материал искусственного происхождения, а также контроль за ввозом и оборотом продовольственной продукции, полученной с использованием генно-инженерно-модифицированных организмов (за исключением ввоза и посева генно-инженерно-модифицированных организмов, выращивания растений и разведения животных при проведении экспертиз и научно-исследовательских работ);
и) недопущение неконтролируемого ввоза на территорию Российской Федерации и применения в Российской Федерации синтетических биологических агентов, прежде всего агентов биологической борьбы;
к) совершенствование технического регулирования, санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и фитосанитарного надзора, контроля в области обеспечения безопасности пищевой продукции для здоровья человека;
л) создание в сельском хозяйстве высокопроизводительного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного научными работниками и высококвалифицированными специалистами;
м) подготовка специалистов по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования для сельского хозяйства, рыбного хозяйства, а также пищевой и перерабатывающей промышленности.
III. Показатели продовольственной безопасности и индикаторы их оценки
8. Для оценки обеспечения продовольственной безопасности в качестве основных индикаторов используется достижение пороговых значений показателей продовольственной независимости, экономической и физической доступности продовольствия и соответствия пищевой продукции требованиям законодательства Евразийского экономического союза о техническом регулировании.
9. Продовольственная независимость определяется как уровень самообеспечения в процентах, рассчитываемый как отношение объема отечественного производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия к объему их внутреннего потребления и имеющий пороговые значения в отношении:
10. Экономическая доступность продовольствия определяется как отношение фактического потребления основной пищевой продукции на душу населения к рациональным нормам ее потребления, отвечающим требованиям здорового питания, и имеет пороговое значение 100 процентов.
11. Физическая доступность продовольствия определяется как процентное отношение фактической обеспеченности населения разными видами торговых объектов по продаже продовольственных товаров и объектами по реализации продукции общественного питания к установленным Правительством Российской Федерации нормативам.
12. Соответствие пищевой продукции требованиям законодательства Евразийского экономического союза о техническом регулировании определяется как удельный вес всех проб пищевой продукции, не соответствующих обязательным требованиям, в общем объеме исследованных в рамках осуществления государственного контроля (надзора) и мониторинга качества и безопасности пищевой продукции проб пищевой продукции.
13. Для комплексной оценки обеспечения продовольственной безопасности используется система показателей, определяемая Правительством Российской Федерации.
IV. Риски и угрозы обеспечения продовольственной безопасности
14. Обеспечение продовольственной безопасности сопряжено с рисками и угрозами, которые могут существенно ее снизить. Такие риски и угрозы относятся к следующим категориям:
а) экономические риски, обусловленные:
возможностью ухудшения внутренней и внешней экономической конъюнктуры и снижения темпов роста мировой и национальной экономик;
высокой инфляцией и кризисом банковской системы;
снижением инвестиционной привлекательности отечественного сельского и рыбного хозяйства;
снижением конкурентоспособности отечественной продукции;
б) технологические риски, вызванные:
отставанием от развитых стран в уровне технологического развития производственной базы;
несанкционированным использованием лекарственных препаратов для ветеринарного применения в процессе сельскохозяйственного производства;
в) климатические и агроэкологические угрозы, обусловленные:
неблагоприятными климатическими изменениями и аномальными природными явлениями стихийного характера;
увеличением доли деградированных земель;
снижением плодородия земель сельскохозяйственного назначения вследствие их нерационального использования в сельском хозяйстве;
последствиями природных и техногенных чрезвычайных ситуаций;
г) внешнеполитические риски, которые могут привести к ограничению потенциала развития отечественного сельского и рыбного хозяйства, вызванные:
колебаниями рыночной конъюнктуры;
применением зарубежными странами мер государственной поддержки сельского хозяйства, искажающих международную торговлю;
д) ветеринарные и фитосанитарные риски, связанные с возникновением и распространением ранее не регистрировавшихся на территории Российской Федерации массовых заразных болезней животных, а также с распространением болезней и вредителей растений;
е) санитарно-эпидемиологические угрозы, связанные с возникновением и распространением инфекционных и неинфекционных заболеваний населения вследствие нарушения обязательных требований к обеспечению безопасности и качества продукции на всех стадиях ее оборота на потребительском рынке;
ж) социальные угрозы, обусловленные снижением привлекательности сельского образа жизни.
15. Наличие рисков и угроз продовольственной безопасности может приводить к недостижению показателей продовольственной безопасности и требует реализации мер государственного регулирования для преодоления:
а) низкого уровня инвестиционной активности в сельском и рыбном хозяйстве и платежеспособного спроса населения на пищевую продукцию;
б) недостаточного уровня развития инфраструктуры внутреннего продовольственного рынка, в том числе сокращения количества торговых объектов, реализующих продовольственные товары;
в) ценовых диспропорций на рынках пищевой продукции, сырья и ресурсов;
г) замедления темпов структурно-технологической модернизации и инновационного развития сельского и рыбного хозяйства;
д) сокращения национальных генетических ресурсов животных и растений;
е) дефицита квалифицированных кадров;
ж) различий в уровне жизни городского и сельского населения;
з) неконкурентоспособности отечественных производителей отдельных видов пищевой продукции на внутреннем рынке;
и) ухудшения демографической ситуации в сельской местности и утраты преемственности уклада сельской жизни;
к) недостаточного количества сельскохозяйственной техники (энерговооруженности);
л) недостаточного количества хранилищ для
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
м) дисбалансов во внешней торговле.
V. Стратегическая цель и основные задачи обеспечения продовольственной безопасности
16. Стратегической целью обеспечения продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасной, качественной и доступной сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием в объемах, обеспечивающих рациональные нормы потребления пищевой продукции.
Исходя из требований продовольственной независимости основными источниками пищевых продуктов является продукция сельского, лесного, рыбного, охотничьего хозяйств, а также продукция пищевой промышленности. Определяющую роль в обеспечении продовольственной безопасности играют сельское и рыбное хозяйство и пищевая промышленность.
17. Основными задачами обеспечения продовольственной безопасности независимо от изменения внешних и внутренних условий являются:
а) устойчивое развитие производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, достаточное для обеспечения продовольственной независимости на основе принципов научно обоснованного планирования;
б) своевременное прогнозирование, выявление и предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, минимизация их негативных последствий за счет постоянной готовности системы обеспечения граждан пищевой продукцией, формирования стратегических запасов пищевой продукции;
в) обеспечение физической и экономической доступности продовольственного ассортимента качественной и безопасной пищевой продукции, необходимой для формирования рациона здорового питания каждого гражданина страны;
г) обеспечение безопасности пищевой продукции;
д) производство сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, которые соответствуют установленным экологическим, санитарно-эпидемиологическим, ветеринарным и иным требованиям, с учетом необходимости использования при их производстве безопасных для здоровья человека технологий;
е) достижение положительного сальдо торгового баланса сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
ж) реализация экспортного потенциала с учетом приоритета самообеспечения страны отечественной сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием, а также с учетом необходимости обеспечения продовольственной безопасности в рамках Евразийского экономического союза;
з) совершенствование социальной, инженерной, транспортной и иной инфраструктуры в сельской местности для развития производства и повышения качества жизни населения;
и) развитие многоформатной, высококонкурентной инфраструктуры розничной торговли;
к) развитие производства материально-технических ресурсов для производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
л) формирование принципов здорового образа жизни, включающих формирование рациона здорового питания для всех групп населения;
м) развитие фундаментальных и прикладных научных исследований в области сельского хозяйства для разработки новых видов, сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, пород, типов и кроссов животных и птиц;
н) совершенствование системы подготовки специалистов по образовательным программам среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительным профессиональным программам для сельского и рыбного хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности.
VI. Основные направления государственной политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности
18. Государственная социально-экономическая политика в сфере обеспечения продовольственной безопасности, составной частью которой является государственная аграрная политика, должна осуществляться по следующим основным направлениям:
а) повышение экономической доступности качественной пищевой продукции для формирования рациона здорового питания для всех групп населения путем:
осуществления мер, направленных на снижение уровня бедности;
обеспечения приоритетной поддержки наиболее нуждающихся слоев населения, включая беременных и кормящих женщин, детей всех возрастных групп, а также лиц, находящихся в учреждениях социальной сферы, продуктами здорового питания в рамках развития системы внутренней продовольственной помощи;
б) обеспечение физической доступности пищевой продукции путем:
развития межрегиональной интеграции в сфере продовольственных рынков и продовольственного обеспечения;
эффективного использования механизмов поддержки регионов, находящихся в зонах недостаточного производства пищевой продукции или оказавшихся в чрезвычайных ситуациях;
развития транспортной и логистической инфраструктуры, в том числе в отдаленных регионах, для гарантированного и относительно равномерного по времени продовольственного снабжения населения;
создания условий для увеличения числа объектов торговой инфраструктуры и объектов общественного питания различных типов;
в) формирование государственного резерва сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, которое должно определяться номенклатурой соответствующих материальных ценностей и нормами их накопления.
19. В области производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия необходимо осуществить:
а) повышение урожайности сельскохозяйственных культур, сохранение, восстановление и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения, рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения, соблюдение технологий производства сельскохозяйственных культур, вовлечение в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых пахотных земель;
б) развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения путем поддержания мелиоративного комплекса, находящегося в государственной собственности Российской Федерации, в нормативном состоянии, строительства, реконструкции и технического перевооружения мелиоративных систем, гидромелиорации, агролесомелиорации, фитомелиорации и осуществления культуртехнических мероприятий;
в) комплекс мер, направленных на обеспечение биологической безопасности территории Российской Федерации, включая проведение противоэпизоотических мероприятий, предотвращение возникновения и распространения болезней животных, в том числе общих для человека и животных, производство безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства;
г) устойчивое развитие животноводства;
д) развитие племенного дела, селекции и семеноводства;
е) расширение и более интенсивное использование потенциала объектов товарной аквакультуры и новых технологий их выращивания;
ж) создание новых технологий производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, которые соответствуют установленным экологическим, санитарно-эпидемиологическим, ветеринарным и иным требованиям, в целях обеспечения населения качественной и безопасной пищевой продукцией, их внедрение и использование;
з) развитие научного потенциала сельского и рыбного хозяйства, реализацию мер, направленных на поддержку и привлечение высококвалифицированных кадров;
и) развитие системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров, способных реализовать инновационную модель развития сельского и рыбного хозяйства с учетом требований продовольственной безопасности, в том числе системы высшего и среднего профессионального образования;
к) совершенствование механизмов регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, рыбной продукции в части повышения оперативности и устранения ценовых диспропорций на рынке;
л) оптимизацию межотраслевых хозяйственных отношений, которые стимулируют рост темпов расширенного воспроизводства, привлечение инвестиций и внедрение инноваций в сельском и рыбном хозяйстве;
м) совершенствование механизмов государственной поддержки сельского и рыбного хозяйства в параметрах отраслевых обязательств, принятых в рамках международных организаций, членом которых является Российская Федерация;
н) разработку и реализацию программ технической и технологической модернизации, в том числе внедрение новой техники и технологий, обеспечивающих повышение производительности труда, энергоэффективность, ресурсосбережение и снижение потерь в сельском и рыбном хозяйстве;
о) стимулирование интеграции и кооперации науки, производства, переработки и реализации пищевой продукции и сырья для ее производства;
п) сохранение в государственной собственности Российской Федерации сельскохозяйственных организаций и акций акционерных обществ, осуществляющих деятельность в сфере сельского хозяйства.
20. В сфере обращения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия предстоит осуществить:
а) создание сети оптово-распределительных центров для закупки продукции у сельскохозяйственных товаропроизводителей, ее подработки, переработки, хранения и сбыта через систему розничной торговли и закупок для государственных и муниципальных нужд, в том числе в рамках механизма внутренней продовольственной помощи населению;
б) стабилизацию ценовой ситуации посредством механизма формирования индикативных цен на основные виды пищевой продукции, обеспечивающих ее воспроизводство;
в) увеличение количества торговых объектов, реализующих продовольственные товары, в том числе сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, которые соответствуют установленным экологическим, санитарно-эпидемиологическим, ветеринарным и иным требованиям (магазинов, рынков, ярмарок, нестационарных торговых объектов), и объектов общественного питания, функционирующих на конкурентной основе;
г) участие в формировании товаропроводящей сети в рамках единого агропродовольственного рынка Евразийского экономического союза;
д) обеспечение сбалансированности товаропроизводящей цепочки, включая производство продовольствия, транспортно-логистическую инфраструктуру, оптово-распределительные центры, оптовую и розничную торговлю.
21. Для обеспечения качества и безопасности пищевой продукции необходимо:
а) контролировать ее соответствие обязательным требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза;
б) обеспечить контроль за пищевой продукцией, полученной из генно-инженерно-модифицированных растений и с использованием генно-инженерно-модифицированных микроорганизмов;
в) продолжить гармонизацию международных требований, характеристик и параметров качества и безопасности пищевой продукции на основе фундаментальных исследований в области гигиены и науки о питании;
г) совершенствовать организацию контроля качества и безопасности пищевой продукции, включая создание современной технической и методической базы;
д) совершенствовать механизмы стимулирования производителей к выпуску пищевой продукции, отвечающей принципам здорового питания, в том числе сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, которые соответствуют установленным экологическим, санитарно-эпидемиологическим, ветеринарным и иным требованиям;
е) усилить административную ответственность производителей пищевой продукции и должностных лиц за нарушение обязательных требований к пищевой продукции, установленных в актах, составляющих право Евразийского экономического союза, и в нормативных правовых актах Российской Федерации;
ж) обеспечить совершенствование лабораторной базы, методологических и методических подходов, технологий, оборудования для проведения экспертиз и научно-исследовательских работ в отношении сельскохозяйственной продукции;
з) развивать механизмы стандартизации с целью повышения качества пищевой продукции.
22. В области внешнеэкономической политики необходимо обеспечить:
б) развитие двустороннего сотрудничества по вопросам продовольственной безопасности в соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. N 640;
в) достижение Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 25 сентября 2015 г.;
г) наращивание производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, которые соответствуют установленным экологическим, санитарно-эпидемиологическим, ветеринарным и иным требованиям, для преодоления отрицательного сальдо внешней торговли и формирования экспортного потенциала;
д) координацию единой внешнеторговой политики в отношении сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в рамках Евразийского экономического союза;
е) осуществление постоянного мониторинга в целях применения мер по защите отечественного рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в случае демпинга и применения зарубежными странами необоснованных ограничений или субсидирования экспорта продукции сельского и рыбного хозяйства;
ж) эффективную работу системы санитарно- эпидемиологического, ветеринарного и фитосанитарного надзора с учетом международных правил и стандартов, а также требований технических регламентов Евразийского экономического союза в области пищевой безопасности;
з) снижение зависимости сельского и рыбного хозяйства от импорта технологий, машин, оборудования, а также семян основных сельскохозяйственных культур и племенной продукции.
23. В области устойчивого развития сельских территорий и повышения качества жизни сельского населения необходимо обеспечить:
а) социальное обустройство сельских и прибрежных рыбацких поселений и реализацию социальных программ;
б) создание высокопроизводительных рабочих мест в сельском хозяйстве, повышение уровня и диверсификацию занятости в сельской местности;
в) преодоление резких региональных различий в социально-экономическом развитии и очагов депрессивности на сельских территориях;
г) повышение уровня образования населения сельских территорий.
24. В области развития производства материально-технических ресурсов для производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия необходимо:
а) обеспечить создание новых производственных мощностей, реконструкцию и развитие действующих производств по выпуску:
машин и оборудования для растениеводства и животноводства, мелиорации земель, пищевой и перерабатывающей промышленности;
средств защиты растений, в том числе синтетических биологических агентов и агентов биологической борьбы;
лекарственных средств для ветеринарного применения и кормовых добавок для животных, в том числе с использованием методов биотехнологии;
компонентов (ингредиентов) для пищевой и перерабатывающей промышленности, в том числе с использованием методов биотехнологии;
б) реализовать меры по обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, семенами и посадочным материалом отечественной селекции, российской племенной продукцией.
25. Формирование здорового типа питания потребует:
а) проведения фундаментальных и прикладных научных исследований по медико-биологической оценке безопасности продовольственной продукции, развития традиционных агропромышленных технологий и технологий производства пищевой продукции и продовольственного сырья, которые соответствуют установленным экологическим, санитарно-эпидемиологическим, ветеринарным и иным требованиям, наращивания производства новой обогащенной, специализированной, в том числе диетической, пищевой продукции;
б) обеспечения популяризации здорового типа питания путем разработки образовательных программ рационального и сбалансированного питания, создания специальных обучающих программ с привлечением средств массовой информации;
в) разработки и реализации комплекса мер, направленных на сокращение потребления алкогольной и табачной продукции;
г) расширения ассортимента и объемов производства пищевой продукции массового потребления со сниженным содержанием жира, насыщенных жирных кислот и трансизомеров жирных кислот, сахара и поваренной соли.
VII. Механизмы и организационные основы обеспечения продовольственной безопасности
26. Механизмы обеспечения продовольственной безопасности устанавливаются в соответствующих нормативных правовых актах, определяющих условия функционирования экономики страны и ее отдельных отраслей, обеспечиваются финансовыми ресурсами федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Указанные механизмы направлены на предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности и должны разрабатываться с учетом социально-экономического развития Российской Федерации.
27. В области организации и управления обеспечением продовольственной безопасности необходимо:
а) совершенствовать нормативное правовое регулирование в сфере безопасности пищевой продукции для защиты жизни и (или) здоровья потребителя, сельского и рыбного хозяйства, устойчивого развития сельских территорий исходя из основных направлений и механизмов реализации положений настоящей Доктрины;
б) осуществлять мониторинг, прогнозирование и контроль в сфере обеспечения продовольственной безопасности;
в) учитывать влияние конъюнктуры на мировых рынках продовольствия;
г) учитывать влияние изменений природно-климатического характера на состояние отечественной экономики;
д) более эффективно использовать механизмы поддержки регионов, находящихся в зонах недостаточного производства пищевых продуктов или оказавшихся в экстремальных ситуациях, повысить транспортную доступность отдаленных регионов для гарантированного и относительно равномерного по времени продовольственного снабжения их населения;
е) осуществлять сопровождение и использование государственных информационных ресурсов для целей обеспечения продовольственной безопасности.
28. Система обеспечения продовольственной безопасности определяется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также решениями Совета Безопасности Российской Федерации.
29. В целях обеспечения продовольственной безопасности Правительство Российской Федерации:
а) проводит единую государственную социально-экономическую политику в области обеспечения продовольственной безопасности;
б) организует мониторинг состояния продовольственной безопасности и контроль за реализацией мер по ее обеспечению;
в) принимает меры по достижению и поддержанию пороговых значений показателей продовольственной независимости, экономической и физической доступности по основным видам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
г) осуществляет в установленном порядке соответствующие меры в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций;
д) координирует деятельность органов исполнительной власти в области обеспечения продовольственной безопасности;
е) обеспечивает ежегодную разработку прогнозных балансов спроса и предложения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также участвует в разработке соответствующих балансов в рамках Евразийского экономического союза и Союзного государства.
30. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти реализуют с учетом региональных особенностей единую государственную социально-экономическую политику в области обеспечения продовольственной безопасности:
а) разрабатывают и принимают нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации по вопросам обеспечения продовольственной безопасности;
б) формируют и поддерживают необходимые запасы и резервы продовольствия в субъектах Российской Федерации;
в) обеспечивают ведение мониторинга состояния продовольственной безопасности на территориях субъектов Российской Федерации;
г) предоставляют информацию, связанную с продовольственной безопасностью, в государственные информационные ресурсы;
д) осуществляют мероприятия по развитию торговой инфраструктуры в сфере реализации продовольственных товаров (магазинов шаговой доступности, прежде всего несетевых, розничных рынков, ярмарок, нестационарных и мобильных торговых объектов);
е) осуществляют меры по обеспечению физической доступности продовольствия в населенных пунктах, удаленных от торговых объектов.
31. Совет Безопасности Российской Федерации рассматривает в рамках национальной безопасности стратегические вопросы обеспечения продовольственной безопасности, подготавливает рекомендации по выполнению федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложенных на них функций в этой сфере деятельности.
32. Реализация положений настоящей Доктрины позволит обеспечить продовольственную безопасность как важнейшую составную часть национальной безопасности, прогнозировать и предотвращать возникающие риски социально-экономического развития и угрозы национальной безопасности, повышать ее устойчивость, создавать условия для динамичного и сбалансированного развития сельского и рыбного хозяйства, улучшения благосостояния населения.
Обзор документа
Утверждена новая доктрина продовольственной безопасности. Она заменит доктрину 2010 г.
Создадут сеть оптово-распределительных центров для закупки продукции у с/х товаропроизводителей, переработки, хранения и сбыта через систему розничной торговли и закупок для госнужд, в т. ч. в рамках механизма внутренней продовольственной помощи населению.
Для стабилизации ценовой ситуации сформируют индикативные цены на основные виды продуктов.
Для развития конкуренции увеличат количество магазинов, рынков, ярмарок, нестационарных торговых объектов и объектов общепита.
Усилят административную ответственность производителей пищевой продукции и должностных лиц за нарушение обязательных требований.
Для сельских территорий предусмотрены преодоление резких региональных различий в социально-экономическом развитии и очагов депрессивности, повышение уровня образования населения, социальное обустройство сельских и прибрежных рыбацких поселений.
Создадут новые и модернизируют существующие заводы для производства средств защиты растений, ветеринарных лекарств и кормовых добавок, ингредиентов для пищевой и перерабатывающей промышленности, машин и оборудования для растениеводства и животноводства, мелиорации земель, пищевой и перерабатывающей промышленности.
Разработают образовательные программы рационального и сбалансированного питания, создадут специальные обучающие программы с привлечением СМИ. Расширят ассортимент и объемы производства продуктов с пониженным содержанием жира, сахара, соли, насыщенных жирных кислот и трансизомеров жирных кислот.