Что такое пристрастие к человеку
Пристрастие – что означает? Определение, значение, примеры употребления
Ищешь, что значит слово пристрастие? Пытаешься разобраться, что такое пристрастие? Вот ответ на твой вопрос:
Значение слова «пристрастие» в словарях русского языка
Пристрастие это:
1.Сильная склонность, влечение к кому-либо, чему-либо. отт. Настойчивое стремление к чему-либо. отт. Благоприятное отношение к кому-либо; расположение.
2.Несправедливое, предвзятое отношение к кому-либо, чему-либо; предубеждение.
Пристрастие
ср.
1) а) Сильная склонность, влечение к кому-л., чему-л. б) Настойчивое стремление к чему-л. в) Благоприятное отношение к кому-л.; расположение.
2) Несправедливое, предвзятое отношение к кому-л., чему-л.; предубеждение.
3) устар. Угроза.
Пристрастие
Пристрастие
предвзятость предупрежденность по отношению к кому-чему-нибудь П. в суждениях. Судить о ком-н. с явным пристрастием. пристрастие сильная склонность П. к театру.
Пристрастие
пристрастие ср.
1) а) Сильная склонность, влечение к кому-л., чему-л. б) Настойчивое стремление к чему-л. в) Благоприятное отношение к кому-л.; расположение.
2) Несправедливое, предвзятое отношение к кому-л., чему-л.; предубеждение.
3) устар. Угроза.
Пристрастие
1. Сильная склонность, влечение. Пристрастие к азартным играм. Пристрастие к музыке.
2. Несправедливое предпочтение, отсутствие справедливого, объективного отношения к кому-чему-н. Пристрастие в суждениях. Выказать пристрастие в решении. (Первонач. употр. в знач. застращивания, угрозы.) допрос с пристрастием –
1) допрос, сопровождавшийся пытками (устар.);
2) внимательные, придирчивые расспросы (шутл.).
Пристрастие
Пристрастие
сильная склонность, влечение несправедливое предпочтение, отсутствие справедливого, объективного отношения к кому-чему-нибудь
Где и как употребляется слово «пристрастие»?
Кроме значения слова «пристрастие» в словарях, рекомендуем также ознакомиться с примерами предложений и цитат из классической литературы, в которых употребляется слово «пристрастие».
Так вы сможете гораздо легче понять и запомнить, как правильно употребляется слово «пристрастие» в тексте и устной речи.
Примеры употребления слова «пристрастие»
Также он превосходно катался на коньках и в своих длительных поездках по стране отмечал, что немцы всех возрастов имеют особое пристрастие к этому виду упражнений.
Кроме того, фактором, искажающим материал, могут быть личные пристрастия автора, его приверженность тому или иному религиозному направлению.
Значение слова «пристрастие»
1. Сильная склонность, влечение к чему-л. [Нежданов] никакого пристрастия к музыке не имел. Тургенев, Новь. Единственным настоящим пристрастием Вани был цирк. Кетлинская, Дни нашей жизни.
2. Предвзятое отношение к кому-, чему-л.; предубеждение. — Наказание по суду я всегда считал более правильным, ибо там мое, быть может, пристрастие, личное мнение заменяется мнением незаинтересованных лиц. Степанов, Порт-Артур.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ПРИСТРА’СТИЕ, я, ср. 1. Сильная склонность, влечение. П. к азартным играм. П. к музыке. 2. Несправедливое предпочтение, отсутствие справедливого, объективного отношения к кому-чему-н. П. в суждениях. Выказать п. в решении. [Первонач. употр. в знач. застращивания, угрозы.] ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
пристра́стие
1. сильная склонность, влечение ◆ Пристрастие к азартным играм. ◆ Пристрастие к музыке.
2. несправедливое предпочтение, отсутствие справедливого, объективного отношения к кому-чему-нибудь ◆ Пристрастие в суждениях. ◆ Выказать пристрастие в решении.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова экзема (существительное):
Как избавиться от зависимости к человеку
Содержание
Эмоциональная зависимость от человека
Эмоциональная аддикция (зависимость) — патологическая привязанность к объекту любви, из-за которой человек теряет свою личность, превращаясь в «тень партнера».
Эмоционально зависимый человек не способен взять на себя ответственность за свои чувства. Испытывая негативные эмоции (печаль, горе, горе, тревога, депрессия), он не может их осознать, принять и справиться с ними. Не понимает саму причину этих чувств, что и приводит к необходимости одобрения со стороны других. Эта зависимость становится очень сильной, так как похвала и внимание партнера определяет личностную ценность зависимого.
Требуется большое мужество, чтобы найти силы и использовать свои сильные стороны в борьбе с зависимостью. Но это необходимо сделать в первую очередь для того, чтобы не потерять себя и реализовать свой истинный потенциал.
Важно: наличие определенной эмоциональной зависимости у партнеров — это нормально. Но там, где стираются личностные рамки — начинается саморазрушение.
Отличия зависимости от любви
Важно: кто не умеет любить себя — не в состоянии любить другого. Он может лишь вовлекаться в разрушительные отношения или игру, в которой окажется проигравшим.
Почему человек становится зависимым
Причины зависимых отношений
Как формируется зависимость от человека
Предпосылки зарождаются еще в детстве, если ребенка не любят должным образом люди, которые значат для него больше всего. Со временем они закрепляются и переносятся от одной связи без любви к другой. Упуская любовь в детстве, человек ее постоянно ищет, будучи взрослым. Тоска и одиночество никуда не уходят, становясь все сильнее.
Также отсутствие любви провоцирует внутриличностный конфликт и заниженную самооценку. Эта неспособность ценить себя и доверять себе создает отрицательный цикл потребностей, который стадия за стадией усиливает зависимость от другого человека: изначальная эйфория требует увеличение дозы объекта любви, концентрация доходит до своего предела и начинает падать, наступает разочарование. А на последней стадии аддикт всеми силами старается «перевоспитать» значимого человека, «подогнать» его отношение под свои рамки идеального.
А результатом эмоционального шантажа будет неизбежный крах отношений и сильная психологическая травма, вплоть до попыток суицида. И все это лишь для того, чтобы почувствовать собственную ценность. Поэтому зависимый снова и снова будет «играть» смиренную роль, в надежде хоть как-то уменьшить нанесенный за годы ущерб.
Обратите внимание: эмоциональная зависимость — ужасное состояние, потому что аддикт никогда не чувствует себя довольным, счастливым или удовлетворенным без одобрения другого человека.
Виды психологической зависимости от человека
Любовная
Все начинается как в сказке: влюбленные все время вместе, наслаждаются друг другом и им никто не нужен. Но когда гормоны утихают, появляется желание уделять время и другим вещам или людям. Здоровые отношения переходят на следующий этап, а токсичные начинают разрушаться. Зависимый партнер воспринимает такие стремления как потерю интереса к своей персоне, предательство и нелюбовь. Его начинает «съедать» ревность, обида, злость. Все это выливается в бесконечный поток ссор, манипуляций и даже угроз.
Дружеская
Картина очень похожа на любовную зависимость, с той лишь разницей, что действующие лица — друзья. Имеет место та же ревность, страх потерять дорогого человека, острая нужда в его присутствии рядом. Если у друга появляется новый знакомый или вторая половинка, зависимый впадает в ступор, испытывает сильную обиду, злость, чувствует себя преданным.
Родительская
Формируется еще в глубоком детстве из-за неправильного воспитания. Как правило — это деспотичные родители с тоталитарным стилем воспитания, которые сами глубоко несчастны или стали жертвой обстоятельств (из неполной семьи, недолюбленные, с психологическими травмами). Они всеми способами пресекают стремление ребенка к самостоятельности, культивируя таким образом огромное количество комплексов.
Такие родители боятся одиночества, ведь если их ребенок больше не будет в них нуждаться, то они потеряют смысл жизни. Поэтому стараются удержать возле себя: выдумывают болезни, обещают наследство, угрожают. Попутно лишая взрослеющую личность возможности развивать социально важные навыки (нести ответственность, принимать решения, адекватно оценивать свои возможности).
Признаки зависимости человека от других людей
Основные признаки
Как выявить такую зависимость у себя
Даже наличие одного положительного ответа говорит о том, что риск развития эмоциональной зависимости достаточно велик.
Развеять все сомнения сможет консультация с нашими психологами. Практикующие специалисты разберутся в вашей ситуации и помогут найти ответы на все вопросы. Избавиться от зависимости к человеку легче на первых этапах, пока она не переросла в пагубное пристрастие.
Почему от зависимости необходимо избавляться
Эмоциональная зависимость очень опасна, особенно когда человек не может вовремя распознать ее, чтобы избежать негативных паттернов (шаблонов поведения):
Потеря самооценки
Беря начало из низкой самооценки, эмоциональная зависимость полностью уничтожает уверенность в себе. Внутренний конфликт нарастает, разрушая собственное «Я» и отношения. Так как теряется связь с той личностью, которой был человек в начале отношений.
Изоляция и потеря социальных навыков
Оказавшись токсичных и всепоглощающих отношениях, человек изолируется. Когда прерывается связь с внешним миром, он быстро теряет социальные навыки, которые имеют неоценимое значение для долгосрочного счастья. Это побуждает к неконструктивной самокритике, еще больше ухудшая ситуацию.
Физическое и психологическое насилие
Изоляция себя с партнером, на которого человек всецело полагается — усиливает опасность физического и психологического насилия в отношениях.
В какой-то момент объект любви может принять зависимость за слабость. Такая ситуация приводит к дисбалансу сил и к тому, что партнер занимает «господствующую роль». Чем дольше происходит изоляция, тем более зловещей может стать эта доминация. Ведь когда один партнер видит, что счастье второго полностью зависит от него, ему становится легче оказывая давление, манипулировать, действовать враждебно или даже презрительно.Разрушение благополучия
Когда зависимость от другого человека глубоко укореняется, она становится важной частью того, кем является человек. Она играет решающую роль во всем, что касается эмоций, а, следовательно, благополучия. Зависимый человек страдает от дисфорического (болезненно-пониженного) настроения, депрессий, сильного чувства вины, пустоты, одиночества (несмотря даже на статус отношений).
Важно: самый здоровый тип отношений — взаимозависимые, так как это «золотая середина». Взаимозависимость также означает, что человек точно осознает свои эмоциональные потребности и лично прилагает усилия для их удовлетворения, а не делает это за счет других.
Как избавиться от зависимости к человеку
К чему нужно быть готовым
Избавление от зависимости к человеку — болезненное испытание, и придется столкнуться с неприятной правдой. Взглянуть своим страхам в лицо и бороться с ними. Вновь стать целостной и гармоничной личностью. И что самое главное — научиться себя любить и взять ответственность за свою жизнь в собственные руки. Только тогда получится сбросить оковы психологической зависимости.
Шаги к освобождению от зависимости
Как побороть зависимость от человека: советы психолога
Прекрасным лекарством станет спорт. Совершенствуя свое тело, человек обретает уверенность в себе, повышает свою самооценку. Йога помогает справиться с негативными эмоциями, а занятия танцами — избавиться от накопившейся энергии. Также психологи рекомендуют заняться творчеством, вести активную социальную жизнь и ни в коем случае не замыкаться в себе. Новые знакомства, увлечения, успехи на работе дарят положительные эмоции, которые крайне необходимы при избавлении от зависимости к другому человеку.
Почему и когда стоит обратиться к психологу
Эмоциональная зависимость — это не просто состояние души. Это поддающееся проверке психологическое расстройство, которое проявляется по-разному и на разных этапах жизни. В любом случае человек должен понять, что он стал жертвой чужого выбора и проживает не свою жизнь. Что заполнение внутренней пустоты — не задача других. А истинное эмоциональное удовлетворение может быть обеспечено только любовью к себе.
Важно: невозможно исцелиться другим человеком. Нужно вылечить того сломленного ребенка, который живет внутри.
Это очень серьезная работа над собой, которая требует четкого руководства. В процессе психологической реабилитации человек меняет свое мышление и избавляется от негативных установок. Учиться жить заново. Поэтому рядом должен быть профессионал, который поможет найти истинные причины и правильно их устранить. Иначе ситуация только ухудшится.
Наши специалисты часто сталкиваются с подобными ситуациями и успешно помогают преодолевать любые зависимости.
Даже одна консультация с психологом принесет неоценимую пользу. Оставить заявку можно в любое время, сервис работает 24 часа.
В течение 5 минут вам подберут специалиста под индивидуальный запрос. А первые 20 минут консультации бесплатные.
Как понять, что произошло избавление от зависимости
Вы избавились от пагубного пристрастия если:
Тест на зависимость от человека
1—2 положительных ответа говорят о начальной стадии зависимости. Если вы ответили «да» на
3—5 вопросов — это уже вторая стадия эмоциональной зависимости. Если более 5 — зависимость патологическая и требуется незамедлительная помощь психолога.
Заключение
Избавление от эмоциональной зависимости к человеку заключается не в том, чтобы найти в себе недостатки и изменить их. А в том, чтобы использовать их в качестве руководства по поиску настоящих причин. Которые лежат по ту сторону страха или незащищенности и вызывают болезненное пристрастие.
Человек в состоянии преодолеть все формы эмоциональной зависимости, если найдет свое истинное счастье в собственном существе. И тогда все придет само, легким, естественным путем. Обретая свободу, личность в изобилии получает все то, чего раньше так не хватало. Но, в то же время, ни от чего не будет зависеть.
Что делать для того, чтобы победить страсть?
Вечером 27 февраля 2017 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с проповедью.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Греховный взгляд на жизнь нередко формирует и греховные навыки отношения к жизненным обстоятельствам. Многие из таких греховных навыков именуются пристрастием: человек прилепляется к чему-то или кому-то, часто отдавая все силы своей души. Человек, подверженный пристрастию, порабощается, разум перестает контролировать ситуацию и уже не в силах повлиять на происходящее.
Обычно пристрастия связываются с неким удовольствием, с положительными эмоциями, — именно поэтому люди так часто попадают в зависимость от них. Но если не положить пристрастию конец, оно приобретет очень опасные качества. Былая радость уходит на задний план, удовольствие превращается в страдание — такое состояние именуется страстью.
У слов «страсть» и «страдание» один корень. Нередко пристрастие, выходя из-под контроля человеческого разума, перерастает в страсть, а страсть губит человека. Мы знаем, как люди, одержимые стремлением к алкоголю, сперва получают удовольствие, а затем впадают в страшную зависимость. Пристрастие становится страстью, а в результате разрушается физический организм, разрушаются духовные силы, разрушается семьи, и человек погибает, сгорая от этой страсти…
Состояние, когда люди способны управлять своими чувствами и разумом, на языке святоотеческой аскетической письменности именуется бесстрастием. Бесстрастие — это не безразличие. Бесстрастие — это способность разума сохранять способность контролировать развитие событий. Если разум управляет чувствами, мыслями, поступками, то силой разума человек способен оградить себя от пристрастия и, тем более, от страсти.
Размышляя на тему бесстрастия, святой Иоанн Лествичник, игумен Синайской обители, говорит, что подлинно бесстрастный человек есть тот, кто все свои чувства подчинил разуму. А у святителя Василия Великого находим еще более значительные слова: «Бесстрастием восстанавливается в человеке искаженный Божий образ».
Действительно, когда мы теряем свободу, когда мы становимся игрушкой в руках стихии, образ Божий, непременно связанный с даром свободы человеку, помрачается. Человек превращается в существо, чьи поведение и мысли строго определены уже не его волей и разумом, а чувствами и обстоятельствами. Известно, что страсть чаще всего приводит человека к тяжелейшим потрясениям. Но, помимо того, что страсть сопровождается страданием, она является также тяжким грехом. Многие святые отцы, аскеты, посвятили свои размышления этому опасному духовному явлению, которое действительно способно погубить личность.
Что же делать для того, чтобы победить страсть? Тот же Иоанн Лествичник говорит, что победа над страстью всегда требует времени. Это долгий путь, который человек может успешно преодолеть только с Божией помощью, потому что у личности, помраченной страстью, не хватает собственных сил сказать «нет» и начать новую жизнь. Даже если нечто подобное и говорится, то чаще всего за этими торжественными словами никаких дел не следует.
Для того чтобы реально побороть страсть, необходимо осознание своей греховности. Человек должен понять, что пристрастие или страсть не являются просто обстоятельством жизни. Нужно осознавать, что страдающий от страсти человек лично виновен в том, что с ним произошло, и потому раскаяние пред Богом, осознание своей греховности, осознание своей беспомощности являются непременным условием избавления от этой напасти.
А от покаяния нужно переходить к практическим шагам. Тот же Иоанн Лествичник, а вслед за ним и некоторые другие аскеты выстраивают систему преодоления страсти. Она начинается с борьбы, которую человек объявляет своим помыслам. Если мысль, приводящая к действиям, поступкам, осуждается человеком, ставшим на путь избавления от страсти, если самой мысли дается бой, если мысль перестает радовать человека, то это первая победа на пути к избавлению от страсти.
Но борьбы с мыслями недостаточно. Необходимо переходить к борьбе с поступками, и здесь особенно требуется помощь Божия: молитва, исповедь, причастие Святых Христовых Таин, чтение соответствующей аскетической литературы, в которой излагаются советы человеку, желающему освободиться от тяжкого плена страсти. Путь этот долгий, и на нем могут быть как победы, так и поражения. Редко бывает, чтобы человек, ставший на путь избавления от страсти, с легкостью и в короткое время прошел всю дистанцию. Требуется упорная борьба, требуется напряжение сил, но только такая борьба с помощью Божией и может привести человека к освобождению от страсти.
Святой и Великий пост дает нам замечательную возможность проконтролировать свои мысли, задать себе вопрос: а нет ли у меня пристрастий, которые могут перерасти в страсть? Иногда пристрастия начинаются как бы с мелочей, но постепенно овладевают сознанием и чувствами человека, лишают его свободы выбора, превращают его в игрушку обстоятельств, в несвободное существо. Именно поэтому даже небольшие пристрастия мы должны подвергать суровому осмыслению, не щадя своего самолюбия, задавая самим себе нелицеприятные вопросы и отвечая на них честно. Без этого первого и очень важного шага нет дальнейшего пути.
Святой и Великий пост предоставляет нам такую возможность. Через посещение богослужений, через личную молитву дома, через исповедь и причастие мы погружаемся в благодатную стихию, мы прикасаемся к Божественной благодати, мы способны почувствовать реальную помощь свыше. Именно поэтому никогда не надо пренебрегать возможностью достойно пройти поприще Великого поста. Ограничения в пище, отказ от развлечений, иные действия, которые необходимо совершать, чтобы иметь возможность концентрации всех внутренних сил, — все это непросто для человека, не имеющего навыка поста, но результат может превзойти все ожидания.
Так происходит очень и очень часто, когда именно в течение Великого поста пред нами открываются новые горизонты, новые возможности духовного роста и победы над самими собой. И да поможет нам Господь в течение Святой Четыредесятницы научиться управлять своими чувствами и через прикосновение к благодати Божией обрести подлинный дар свободы, возвыситься над всеми внешними обстоятельствами, особенно греховными, порождающими человеческую страсть. Да поможет нам в этом Господь! Храни вас Матерь Божия и святые угодники в течение всего поприща Святой Четыредесятницы! Аминь.
Пристрастие
. Да не увлекают тебя житейские прелести, когда диавол будет влагать злые помышления в душу твою; но тотчас вспомни о небесных благах и скажи себе самому: если захочу, в моей состоит власти победить и это восстание страсти; но я не побежду, если захочу удовлетворить моему желанию. Таким-то подвизайся подвигом, могущим снасти душу твою (при. Антоний Великий, 89, 81). Источник.
Пристрастие к земным вещам возмущает ум и сердце, презрение же оных доставляет успокоение (прп. авва Исаия, 59, 94–95).
Сердце, падшее с высоты небесных мыслей, бесы делают привязанным к вещам земным. А когда пренебрежет оно тленным, тогда приимет нетленное (прп. Ефрем Сирин, 30, 170). Источник.
Поелику земное влечет к себе долу, и страсти омрачают сердечные очи во брани, то посему самому лукавый одолевает в брани нас, земных, исполненных попечения о земном и раболепствующих страстям. (прп. Ефрем Сирин, 30, 542). Источник.
Пристрастие к ненасытному сну подобно страсти чревоугодия. Если кто привык есть много, то и природа требует многого; а если привык кто к воздержанию, то природа не требует многоядения (прп. Ефрем Сирин, 31, 162).
. Кто любит что-нибудь в мире сем и привязывается к какой бы то ни было мирской и тленной вещи, тот на вещь сию меняет Небесное Царство. Кто что любит, то и бывает для него богом, как сказано: имже бо кто побежден бывает, сему и работен есть ( 2Пет. 2, 19 ) (прп. Ефрем Сирин, 32, 36).
. Признак неверия – связывать себя сими земными вещами (прп. Ефрем Сирин, 32, 266). Источник.
Всякая земная связь, всякое пристрастие, к чему бы то ни было вещественному, как бы ни было это маловажно, в пристращающемся производит удовольствие и приятное ощущение, хотя неразумное и впоследствии вредное, и вожделевательную силу души так сильно в этом порабощает, что покорившийся страсти лишением любимого ввергается в раздражительность, в печаль, в гнев, в памятозлобие. А если сверх пристрастия нечувствительно и неисцельно овладеет человеком хотя небольшая привычка, тогда, увы! Она делает, что плененный неразумным пристрастием до конца предается ему по причине сокрытого в нем удовольствия, потому что удовольствие похоти, по сказанному выше, многообразно и находит себе удовлетворение не только в блуде и других телесных наслаждениях, но и в прочих страстях (прп. Ефрем Сирин, 32, 388–389).
Какое может иметь оправдание тот, кто сотворен для благоугождения человеколюбивому Богу и наслаждения благами будущего Царствия, но нисколько не заботится об этом, а предается житейским делам и мирским заботам (прп. Ефрем Сирин, 34, 521).
Ничто не лишает столько свободы, как прилепление к вещам житейским и пристрастие ко всему блестящему. Таковой служит не одному, не двум, не трем, а бесчисленным господам (прп. Ефрем Сирин, 36, 500).
Ничто так не гнусно, как памятование только о перстном (свт. Григорий Богослов, 16, 116).
Всякое пристрастие опасно. Пристрастие к любимому – двойная опасность. Пристрастие к молодой девице – тройное жало. Если же она прекрасна, то это еще большее зло. И если представляется возможность супружества, то самая внутренность сердца стала пищею огня (свт. Григорий Богослов, 16, 120). Источник.
Что возлюбил человек в мире, то и обременяет ум его, овладевает им и не позволяет ему собраться с силами (прп. Макарий Египетский, 67, 47). Источник.
Душа, отрешившаяся от земного пристрастия, делается несущеюся горе и скорою в этом движении выспрь, воспаряя от дольнего в высоту. И как свыше ничто не пресекает ее стремления (естество добра к себе привлекает возводящих к нему взоры); то, конечно, непрестанно становится она выше и выше себя самой, по вожделению небесного (свт. Григорий Нисский, 18, 343). Источник.
Подлинно одно из труднейших дел – отвергнуть пристрастие и старую привязанность, расторгнуть многосложные соблазны, окрылиться и вознестись до сводов небесных. Как у мучеников тяжел подвиг, так и у этих бывает продолжительная скорбь (свт. Иоанн Златоуст, 44, 271). Источник.
. Какое различие в том, обладается ли кто страстию к стяжаниям обширным и величественным или к чему-нибудь маловажному? Тот тем большего достоин осуждения, кто, презрев большее, привязывается к меньшему (прп. авва Даниил, 56, 239–240). Источник.
. Не иметь вредно, а иметь с пристрастием (прп. Зосима, 91, 105). Источник.
Бывает, что иной, презрев многие сокровища, пристращается к игле, и сие пристрастие причиняет ему смущение и тревоги. Тогда игла заступает у него место сокровищ (прп. Зосима, 91, 111). Источник.
. Душа, привязанная ко многим вещам, не пребывает верною божественным наставлениям (прп. Исаак Сирин, 58, 285). Источник.
Отцы наши. распяв себе мир, предались подвигам и распяли и себя миру; а мы думаем, что распяли себе мир, потому только что оставили его и пришли в монастырь; себя же не хотим распять миру, ибо любим еще наслаждения его, имеем еще пристрастие к снедям, к одеждам; если у нас есть какие-нибудь хорошие рабочие орудия, то мы пристрастны и к ним, и позволяем какому-нибудь ничтожному орудию произвести в нас оное (мирское пристрастие). Мы думаем, что, вышедши из мира и придя в монастырь, оставили все мирское; но (и здесь), ради ничтожных вещей, исполняем пристрастия (мирские). Это происходит с нами от многого неразумия нашего, что, оставив великие и многоценные вещи, мы посредством каких-нибудь ничтожных исполняем страсти наши; ибо каждый из нас оставил то, что имел; имевший великое, оставил великое, и имевший что-нибудь, и тот оставил, что имел, каждый по силе своей. И приходя в монастырь, маловажными вещами исполняем пристрастие наше. Однако мы не должны так делать; но как мы отреклись от мира и вещей его, так должны отречься и от самого пристрастия к вещам и знать в чем состоит сие отречение (прп. авва Дорофей, 29, 29–30). Источник.
. Мы оставили мир, оставим и пристрастие к нему. Ибо пристрастия, как я сказал, и маловажными, и обыкновенными вещами, не стоящими никакого внимания, опять привязывают нас к миру и соединяют с ним, а мы не разумеем этого. Посему если мы хотим совершенно измениться и освободиться (от мира), то научимся отсекать хотения наши, и таким образом, мало-помалу, с помощию Божиею, мы преуспеем и достигнем бесстрастия (прп. авва Дорофей, 29, 33). Источник.
Если кто думает, что не имеет пристрастия к какой-нибудь вещи, а, лишившись ее, печалится сердцем, то вполне прельщает самого себя (прп. Иоанн Лествичник, 57, 13).
Пристрастие к кому-нибудь из родственников или из посторонних весьма вредно: оно может мало-помалу привлечь нас к миру и совершенно погасить огонь нашего умиления. Как невозможно одним глазом смотреть на небо, а другим на землю, так невозможно не подвергнуться душевным бедствиям тому, кто мыслями и телом не устранился совершенно от всех своих родственников и неродственников (прп. Иоанн Лествичник, 57, 18).
. Все, что чуждо пристрастия и всякой нечистоты, и делается единственно для Бога, а не ради иного чего-нибудь, вменится нам во благое, хотя бы оно и не совсем было благо (прп. Иоанн Лествичник, 57, 196). Источник.
Беспристрастие к вещам чувственным возводит к видению мысленных (прп. Иоанн Лествичник, 57, 211). Источник.
. Насколько ум прилепляется к вещам мира сего, настолько порабощается им и презирает заповедь Божию, преступая ее небоязненно (прп. Максим Исповедник, 91, 137).
Изгоняется из души. пристрастие безмолвием и вниманием (прп. Илия Екдик, 91, 429). Источник.
Поистине бедны мы и пренесчастны, далеки будучи от жизни вечной и Царства Небесного, потому что не стяжали еще в самих себе Христа, но имеем еще в себе мир живым, поколику живем в нем и мудрствуем земная. А кто таков, тот явно враг есть Богу, потому что пристрастие к миру есть вражда на Бога. (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 39). Источник.
Как тот, кто на пламень разжженной печи набрасывает земли, угашает оный, так и житейские попечения и всякий вид пристрастия к чему-либо, даже последнему и ничтожному, истребляет возжегшуюся вначале теплоту сердца (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 526).
. Зачем ты, о душа, все еще стремишься к земле? Зачем обольщаешься здешними вещами? Получив нетленное, зачем ты льнешь к тленному? Нашедши будущее, зачем прилепляешься к настоящему? Старайся, душа, постоянно обладать ими, вся прилепись к ним, душа моя, чтобы и по смерти ты находилась в тех вечных благах, которые приобрела ты отсюда, и с ними предстала бы Творцу и Владыке, радуясь с Ним во веки веков (прп. Симеон Новый Богослов, 78, 67).
Если же какое пристрастие к земным благам вяжет тебя, то ты подобен орлу, уловленному сетью за ноготь и не могущему взлететь ввысь (прп. Феогност, 91, 384).
Когда видишь вещи, красивые на вид и ценимые на земле, помысли, что все они ничтожны, как сор какой, сравнительно с красотами и богатствами небесными, которые несомненно получишь ты по смерти, если презришь весь мир (прп. Никодим Святогорец, 70, 92–93). Источник.
Тщетно сияет солнце с чистого неба для очей, пораженных слепотою, – и вечность как бы не существует для сердца, обладаемого пристрастием к земле, к ее великому, к ее славному, к ее сладостному (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 383). Источник.
Все зараженные суетными и греховными пристрастиями, по неложному свидетельству Евангелия, отрекаются от участия в духовном браке Сына Божия, соделывают сами себя недостойными блаженного соединения с Ним (см.: Мф. 22, 5 ) (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 9).
Одно ничтожнейшее пристрастие может держать христианина прикованным к земле и вполне отнять у него духовное преуспеяние (свт. Игнатий Брянчанинов, 41,252).
. Пристрастие к земле умерщвляет душу вечною смертию; она оживляется словом Божиим, которое. возносит мысли и чувствования ее к небу (свт. Игнатий Брянчанинов, 42, 323). Источник.
. Всякое пристрастие к чему-либо, хоть и не грешному, тоже на идолослужебной части находится (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 125). Источник.
«Мне, – рассказывал Арсений, – подарили прекрасный чайный прибор. Я несколько раз приглашал игумена Филарета Глинского посмотреть и обновить подарок.
Наконец, он пришел и говорит: «Ах, хорош, хорош! Он тебе нравится?» – «Очень нравится». Тогда он берет поднос с посудой и бросает на пол, и все разбивается вдребезги. «Ах, батюшка, что вы сделали?» – невольно воскликнул я. «То, – отвечал отец Филарет, – чтобы ты не имел пристрастия к вещам».
Арсений стал впоследствии архимандритом, первым настоятелем возобновленной Святогорской пустыни, отличался строгостью жизни, умел и других приводить ко спасению (107, 477).
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»