Что такое природная грамотность
Что такое природная грамотность
Природная грамотность
Что является условием формирования «природной грамотности»?
Можно ли целенаправленно развивать эту способность у ребенка?
Эти вопросы очень взаимосвязаны друг с другом. Если мы сможем ответить при каких обстоятельствах «природная грамотность» возникает спонтанно, то тогда мы сможем, воссоздав эти условия, целенаправленно формировать эту способность.
Напрямую утверждать, что читающие дети – грамотные дети, никак нельзя. Но если мы возьмем группу детей, которые читают часто и много, и группу детей, которые читают крайне редко, процент грамотно пишущих детей среди читающих будет больше. Почему? Какая такая зависимость существует между чтением и письмом?
Написав слово и бросив на него взгляд, Вы восприняли образ слова, но что-то в этом образе вызвало у Вас беспокойство и тревогу, это чувство и побудило Вас перебрать все возможные варианты написания слова. И только когда было найден письменный образ, идентичный Вашему устоявшемуся образу слова в памяти, Вы успокоились. Очень часто от таких людей мы слышим: «Я и правил-то не знаю, но пишу грамотно». Но на самом деле, в данной ситуации сработал зрительный контроль. За многие годы Ваша память накопила огромное количество образов написания слов. Ваш устоявшийся образ слова в памяти и воспринимаемый образ записанного слова в данном случае не совпали, это и побудило Вас искать правильный вариант написания слова. Итак, чтобы грамотно писать, ребенок должен иметь в своей памяти как можно больше устоявшихся образов слов. И это должны быть не специально заученные написания слов, а целостные образы, которые при письме будут бессознательно всплывать в памяти ребенка.
Но каким образом за столь короткий срок ребенок сможет запомнить огромное количество слов, если у взрослого человека на это уходят годы? Для того чтобы ответить на этот вопрос, надо понять, как запечатлеваются образы слов в памяти.
Дети с ведущим слуховым каналом восприятия информации только в том случае оказываются в разряде грамотно пишущих детей, если они очень долго читали по слогам, вслух, орфографически (т.е. так, как написано в книге) – «мо-ло-ко», «пе-ре-не-сли». В результате такого чтения у них создавался свой слуховой образ слова. Достаточно такому ребенку проговорить «ма-ла-ко», «ма-ло-ко», «мо-ла-ко», «мо-ло-ко» и он вспомнит, как грамотно пишется данное слово.
Кинестеты (воспринимающие мир через движения, ощущения) оказываются в самом худшем положении. Они могут тоннами читать книги и при этом писать совершенно безграмотно. Для таких детей не существует звукобуквенная оболочка слова, они сразу проваливаются в значение. Они не видят страниц книг, они видят бушующие океаны и себя у штурвала корабля, они слышат крик «Земля!» и их охватывает ничем не передаваемое чувство радости: сейчас перед их взором предстанет еще неоткрытая Америка. В такой момент для них не важно, какая буква в слове «земля»: «е» или «и».
Итак, в вышеописанных примерах, мы вскрыли механизм формирования «природной» грамотности: воздействие зрительных, слуховых образов написания слов на человека и их последующее запечатление в памяти.
Итак, все безударные гласные ( кроме звука [У]) считаются орфограммами, без сомнения мы можем обозначать гласные только под ударением.
Теперь мы знаем ошибкоопасные места в слове. Знает их и ребенок (из школьной программы), а если он забыл, то не составит труда повторить.
А теперь о самой методике формирования орфографического чутья у ребенка. Это всем известный прием списывания. Но! Списывание списыванию рознь. Как правило, говоря о списывании, многие подразумевают копирование букв и слов из книги в тетрадь, а не аналитическую работу по переработке печатного текста в письменный. Предлагаемый прием списывания разработан группой психологов под руководством П.С. Жедек. Для того, чтобы данная работа принесла желаемый результат, во-первых, она должна проводиться ежедневно, желательно на протяжении всей начальной школы, во-вторых, должен жестко соблюдаться сам алгоритм письма, так как каждый шаг имеет определенную смысловую нагрузку и не может быть выкинут из списка. Только полное воспроизведение алгоритма гарантирует успех.
Полный разбор алгоритма работы в данной статье я строю на тексте «Молчат ли рыбы», взятого из пособия О.В. Узоровой «Обучающие и познавательные диктанты по русскому языку для начальной школы». Данное пособие я рекомендую взять для проведения этой работы потому, что, во-первых, в книге представлено 450 текстов, и, во-вторых, тексты даны в порядке усложнения. Итак, алгоритм письма.
А) Читаем весь текст.
Часто голоса рыб схожи с птичьими. Белуги кричат чибисом. Морской карась крякает. Ставриды трещат дроздом. Морской петух кукует кукушкой. По Н. Сладкову
После прочтения спросите ребенка, о чем этот текст. Все ли слова в нем ему понятны. Цель данного этапа – понимание ребенком содержания текста.
Работаем отдельно по каждому предложению, если предложение большое – делим его на смысловые части.
Читаем предложение. Часто голоса рыб схожи с птичьими. Белуги кричат чибисом. Морской карась крякает. Ставриды трещат дроздом. Морской петух кукует кукушкой.
Какие механизмы реализуются в данном алгоритме? В работе задействованы все три типа памяти – слуховая, зрительная и кинестетическая. Когда мы орфографически воспроизводим текст по памяти, и когда при письме орфографически диктуем себе, мы заставляем работать нашу слуховую память.
Ставя в слове ударение и подчеркивая орфограммы, мы фиксируем своё внимание только на звукобуквенной оболочке слова, отодвигая в сторону его значение. Эта часть работы крайне важна, так как ребенок концентрирует своё внимание на местах, где он может совершить ошибки, не просто взглядом выделяя его, но и подкрепляя действием – подчеркиванием.
Сверяя печатный и письменный текст, ребенок проводит своеобразный зрительный контроль образа слова. На первом этапе важно не столько вообще не допускать ошибок, сколько уметь их самостоятельно исправлять. Ведь это своеобразное кинестетическое действие имеет свой след в памяти: Я сам увидел, что мной написанное слово и слово, напечатанное в книге, различаются в правописании, Я зачеркиваю ошибку и пишу правильную букву.
В заключении можно сказать, что, используя вышеописанный прием списывания в своих занятиях с ребенком, Вы разовьете у него орфографическое чутьё, поможете ему научиться писать грамотно.
Что такое природная грамотность
Проблема с грамотностью зарождается в момент обучения ребенка чтению.
Сейчас многие родители начитавшись «умных» книжек начинают самостоятельно учить своих малышей читать, зачастую не учитывая индивидуальных особенностей своего ребенка и используя непроверенные методики. В похожей ситуации оказываются и дети, которых отдают обучаться чтению в многочисленные нелицензированные детские центры. Зачастую, там обучение чтению ведется также безграмотно. Впрочем, и в школе, когда у учителя 25-30 учеников, ни о каком индивидуальном подходе речь не идет.
Феномен «природной» грамотности известен многим. Но, что это с точки зрения психологии?
Исходя из этого, возникают два вопроса:
Что является условием формирования «природной грамотности»?
Можно ли целенаправленно развивать эту способность у ребенка?
Эти вопросы очень взаимосвязаны друг с другом. Если мы сможем ответить при каких обстоятельствах «природная грамотность» возникает спонтанно, то тогда мы сможем, воссоздав эти условия, целенаправленно формировать эту способность.
Напрямую утверждать, что читающие дети – грамотные дети, никак нельзя. Но если мы возьмем группу детей, которые читают часто и много, и группу детей, которые читают крайне редко, процент грамотно пишущих детей среди читающих будет больше. Почему? Какая такая зависимость существует между чтением и письмом?
Для того, чтобы понять эту взаимосвязь, обратимся к нам, взрослым людям. Представьте себе такую ситуацию:
Итак, чтобы грамотно писать, ребенок должен иметь в своей памяти как можно больше устоявшихся образов слов. И это должны быть не специально заученные написания слов, а целостные образы, которые при письме будут бессознательно всплывать в памяти ребенка. Но каким образом за столь короткий срок ребенок сможет запомнить огромное количество слов, если у взрослого человека на это уходят годы? Для того чтобы ответить на этот вопрос, надо понять, как запечатлеваются образы слов в памяти.
Врожденная грамотность: описание понятия, методика развития, советы родителям
Начнем с того, что врожденной грамотности не бывает в принципе, это миф. Все дело в неверной терминологии. Правильнее говорить «языковое чутье». Оно отлично помогает писать без ошибок повседневные тексты. Его можно развить у ребенка с самого детства, для этого разработаны конкретные требования. Взрослых тоже учат и называют это «курсами врожденной грамотности». Но это уже иная сфера услуг, это шарлатаны.
Языковое чутье
Иногда этот феномен называют еще красивее: лингвистический тип интеллекта. Людей, обладающих им, немало. Они часто говорят о себе, что никогда не учили никаких правил русского языка, потому что не нуждаются в этом. Они много читают и, таким образом, запоминают, как выглядят слова. Часто для того, чтобы решить какое написание слова правильное, им достаточно написать оба варианта. Они тут же увидят, какой из них верный. Работает визуальная память – отличный помощник, если имеешь дело с простыми и рутинными текстами.
Вам будет интересно: Триацетат целлюлозы: формула, применение, свойства
А вот если встречается сложный текст, то никакое языковое чутье не спасет. Без знаний правил и тонкостей языка ничего не получится, чудес не бывает. Бывает только труд.
Об особенностях русской орфографии
Когда «лингвистический интеллект» может навредить
Если визуальная память молчит, интуиция легко может подсказать неверное решение. Такая ситуация часто встречается, если человеку с языковым чутьем встречается непривычное слово. Он не знает правила, для него легче довериться «внутреннему голосу».
Врожденная грамотность во многом похожа на врожденное знание правил дорожного движения. Встречаются водители, которые отлично ориентируются на дорогах, понимая запреты, разрешения и лучшие способы маневров. Но есть сложные дорожные развилки или ситуации, которые можно разрешить лишь с помощью неукоснительных правил.
Шок на тотальном диктанте
Люди, обладающие «врожденной грамотностью», часто впадают в состояние шока после написанного ими тотального диктанта.
Тотальный диктант – великолепный проект, посвященный грамотному письму на русском языке. Это ежегодный письменный тест, в котором добровольцы пишут под диктовку.
Тотальный диктант никогда не бывает простым. Поэтому многие участники безмерно удивляются, когда их визуальные привычки не помогают освоить современный художественный текст на русском языке. Привычное «я всегда писал без ошибок» в данном случае не работает.
Что делать с запятыми: пунктуационная грамотность
С пунктуацией еще труднее, запятые и прочие знаки препинания в русском языке далеко не всегда совпадают с паузами и интонациями устной речи. «Чувствовать запятую» попросту невозможно, нужно знать ее смысловую роль и правила использования.
Пунктуационную грамотность можно только выучить, разбирая и формируя стойкие навыки постановки знаков препинания в процессе письма. Одна прямая речь в русском языке чего стоит с правилами ее оформления. Так что с кавычками, запятыми и другими знаками другого пути нет.
Шарлатанство и волшебные курсы
Если вас приглашают на курсы обучения врожденной грамотности для школьников или взрослых, перед вами шарлатаны чистой воды.
Во-первых, мы договорились, что есть приобретенная в детстве интуитивная грамотность. Врожденной грамотности не бывает по сути, это следствие неверной терминологии.
Во-вторых, даже если допустить возможность существования врожденного феномена, то обучить ничему врожденному нельзя. Как, например, нельзя обучить петь великолепным сопрано, потому что это врожденное свойство голоса.
Что работает на самом деле
Явление врожденной грамотности неплохо исследовалось, поэтому факторы ее формирования давно определены:
Советы родителям
На пустом месте языковое чутье не вырастет. Здесь будет полезным и образное мышление, цепкая детская память и способность к зрительному восприятию. Одним словом, ребенком нужно серьезно заниматься. С самого раннего возраста соблюдаем следующие правила, которые можно обозначить в целом «методикой врожденной грамотности»:
Отдельно занимаемся с детьми, у которых уже есть чувство языка. Обычно они не хотят учить правила и не видят в них пользы. С пунктуацией у таких детей обычно есть проблемы. Лучший метод для школьников с врожденной грамотностью – от примера к правилу (в школе учат наоборот). Нужно разобрать несколько похожих фраз с выводами и правилом, которое появится само, согласно логике.
И не останавливаемся сами, русский язык нужно изучать всю жизнь. Такой уж это язык…
Природная грамотность и условия ее формирования
О природной грамотности и условиях ее формирования
Природная грамотность и условия ее формирования
Нередко родители младших школьников сталкиваются с таким парадоксом: упражнения и диктанты по русскому языку ребенок выполняет достаточно грамотно и хорошо, но вот спонтанная письменная речь – его записки, письма, сочинения – пестрят ошибками. Невольно возникает вопрос: почему так?
Дело в том, что работа на уроке и спонтанная письменная речь – это разные типы деятельности: сама учебная ситуация, урок русского языка, заставляет ребенка сконцентрировать внимание и контроль именно на грамотности своего письма. Во – вторых, упражнения и диктанты подбираются авторами учебников и учителем с учетом пройденных тем, в этом реализуется принцип доступности. Но ребенок же не может ждать, когда он вырастет и начнет грамотно писать. Едва начав читать, он сразу же понимает, какое мощное средство общения находится у него в руках, и, конечно, при случае тотчас же им воспользуется. Помните?!
Ушол щасвирнус. К.Р. (Кристофер Робин)
Ещё до прихода в школу читающие дети, как правило, изобретают свою теорию письма русского языка. В своих крайних формах она существует в двух вариантах:
Ребенок пишет так, как слышит. Например, предложение
Мы зашли в магазин.
он напишет совершенно верно. Но допустит ошибки в предложении
Этот ребенок напишет правильно предложение
Мы зашли в магазин.
Мы зошли в могозин.
Я развела эти два крайних варианта, чтобы показать, откуда возникают ошибки типа «гегант», «корондаш», «грочи», «шерокий». Как правило, родители, столкнувшись с таким дошкольным письмом, разводят руками и надеются, что школа всё исправит. Но вот ваш ребенок поступает в школу, а ошибки как были, так и остаются. И начинают родители заводить разговоры о «природной грамотности»: дескать, не дано нашему ребенку от природы быть грамотным человеком, ничего тут не сделаешь!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Развитие интереса к математике у детей
Да, действительно, феномен «природной» грамотности известен многим. Но, что это с точки зрения психологии?
Так называемая «природная грамотность» — это орфографическое чутьё спонтанно формирующееся в раннем возрасте.
Исходя из этого, возникают два вопроса:
Что является условием формирования «природной грамотности»?
Можно ли целенаправленно развивать эту способность у ребенка?
Эти вопросы очень взаимосвязаны друг с другом. Если мы сможем ответить при каких обстоятельствах «природная грамотность» возникает спонтанно, то тогда мы сможем, воссоздав эти условия, целенаправленно формировать эту способность.
Напрямую утверждать, что читающие дети – грамотные дети, никак нельзя. Но если мы возьмем группу детей, которые читают часто и много, и группу детей, которые читают крайне редко, процент грамотно пишущих детей среди читающих будет больше. Почему? Какая такая зависимость существует между чтением и письмом?
Для того, чтобы понять эту взаимосвязь, обратимся к нам, взрослым людям. Представьте себе такую ситуацию:
Вы что-то пишете, буква одна за другой четко выскакивает из-под вашего пера (действительно, никто из нас не задумывается, как написать: «карандаш» или «корондаш»). Но вдруг, написав слово «ремисия» Вы замедляете письмо, что-то шепчете, или берете отдельный листочек и пишете «реммиссия», «реммисия», «ремиссия». Удовлетворенно хмыкнув, Вы твердой рукой исправляете написанное слово и продолжаете писать дальше. Что произошло? Почему возникла стоп — пауза? Написав слово и бросив на него взгляд, Вы восприняли образ слова, но что-то в этом образе вызвало у Вас беспокойство и тревогу, это чувство и побудило Вас перебрать все возможные варианты написания слова. И только когда было найден письменный образ, идентичный Вашему устоявшемуся образу слова в памяти, Вы успокоились. Очень часто от таких людей мы слышим: «Я и правил-то не знаю, но пишу грамотно». Но на самом деле, в данной ситуации сработал зрительный контроль. За многие годы Ваша память накопила огромное количество образов написания слов. Ваш устоявшийся образ слова в памяти и воспринимаемый образ записанного слова в данном случае не совпали, это и побудило Вас искать правильный вариант написания слова.
Итак, чтобы грамотно писать, ребенок должен иметь в своей памяти как можно больше устоявшихся образов слов. И это должны быть не специально заученные написания слов, а целостные образы, которые при письме будут бессознательно всплывать в памяти ребенка. Но каким образом за столь короткий срок ребенок сможет запомнить огромное количество слов, если у взрослого человека на это уходят годы? Для того чтобы ответить на этот вопрос, надо понять, как запечатлеваются образы слов в памяти.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Музыкальное развитие детей
Как известно, человек может воспринимать информацию через зрительный, слуховой и кинестетический (двигательный) информационный канал. Один из трех каналов, как правило, является у него ведущим: тем самым мы подразделяем людей на визуалов (зрительный канал ведущий), аудиалов (слуховой), кинестетов (двигательный). В современном мире – мире телевизоров, видео, компьютеров, у большинства людей ведущий канал – зрительный. Гораздо меньше людей с ведущим слуховым каналом, и очень мало с кинестетическим. Большая часть грамотно пишущих детей, это те, у которых хорошо развита зрительная память. Читая книги, они запоминают образы слов, и в дальнейшем при письме бессознательно опираются на эти образы. Такие дети могут очень рано начать читать целыми словами, орфоэпически (т.е. так, как мы говорим), но всё это не влияет на качество письма; главное — они видят образ слова.
Дети с ведущим слуховым каналом восприятия информации только в том случае оказываются в разряде грамотно пишущих детей, если они очень долго читали по слогам, вслух, орфографически (т.е. так, как написано в книге) – «мо-ло-ко», «пе-ре-не-сли». В результате такого чтения у них создавался свой слуховой образ слова. Достаточно такому ребенку проговорить «ма-ла-ко», «ма-ло-ко», «мо-ла-ко», «мо-ло-ко» и он вспомнит, как грамотно пишется данное слово.
Кинестеты (воспринимающие мир через движения, ощущения) оказываются в самом худшем положении. Они могут тоннами читать книги и при этом писать совершенно безграмотно. Для таких детей не существует звукобуквенная оболочка слова, они сразу проваливаются в значение. Они не видят страниц книг, они видят бушующие океаны и себя у штурвала корабля, они слышат крик «Земля!» и их охватывает ничем не передаваемое чувство радости: сейчас перед их взором предстанет еще неоткрытая Америка. В такой момент для них не важно, какая буква в слове «земля»: «е» или «и».
Итак, в вышеописанных примерах, мы вскрыли механизм формирования «природной» грамотности: воздействие зрительных, слуховых образов написания слов на человека и их последующее запечатление в памяти.
Соответственно методика, которая ставит перед собой цель «целенаправленное развитие орфографического чутья (т.е. «природной» грамотности) у ребенка», должна задействовать в своей работе все основные виды восприятия информации человеком. Но прежде чем приступить к описанию методики, нам необходимо задеть ещё один вопрос, связанный с тем, что есть «орфограмма».
Если выразиться кратко, орфограмма – это место в слове, где написание не совпадает с произношением.
Существуют разные типы орфограмм. В этой статье я сосредоточусь на одном: во-первых, потому что орфограммы этого типа составляют 90% от общего числа орфограмм, а во-вторых, именно данный тип орфограмм является предметом изучения на уроках русского языка в начальной школе. Это тип орфограмм, где выбор буквы зависит от позиции (места) звука в слове. Так, все ударные гласные мы можем смело обозначить буквой: «СЛÓВО» — «СЛÁВА». А вот какая вторая буква пишется в этих словах, без проверки точно сказать нельзя: ведь мы говорим [слóва], [слáва]. На основании этого безударные гласные ( кроме звука [у] — кукуруза) считаются в русском языке орфограммами: например, в слове «мáма» мы подчеркнем вторую безударную гласную, как орфограмму. Да, да, не удивляйтесь, хотя память нам с детства подсказывает, что надо писать А, но продиктуйте своему ребенку ряд слов: смéл[а], сéн[а], мóжн[а], пéн[а], нýжн[а], грязн[а], льдин[а], вéчн[а], вьюг[а], мнóг[а], клякс[а], мяс[а], чýд[а], тáйн[а]. Скорей всего у него возникнет сомнение: что на конце писать, О или А? А ведь по своей структуре эти слова ни чем не отличаются от слова «мáм[а]», в них везде на конце слышится звук [А].
Итак, все безударные гласные ( кроме звука [У]) считаются орфограммами, без сомнения мы можем обозначать гласные только под ударением.
«Плот» и «плод», «дорожка» и «кошка» — что общее между этими словами? А то, что произносим мы их «пло[т]», «доро[ш]ка», «ко[ш]ка». Здесь мы опять сталкиваемся с выбором букв, а значит с орфограммами. То есть, если парный согласный (в-ф, г-к, ж-ш, з-с, б-п, д-т) стоит на конце слова или перед другим согласным «доро[шк]а», то это тоже считается орфограммой. Без сомнения мы можем писать парные согласные, когда они стоят перед гласными «[к]а[ш]а», перед «в» «[св]ерь» — «[зв]ерь» и перед «м», «н», «р», «л» (так называемыми сонорными) «доро[жн]ый».
Теперь мы знаем ошибкоопасные места в слове. Знает их и ребенок (из школьной программы), а если он забыл, то не составит труда повторить.
А теперь о самой методике формирования орфографического чутья у ребенка. Это всем известный прием списывания. Но! Списывание списыванию рознь. Как правило, говоря о списывании, многие подразумевают копирование букв и слов из книги в тетрадь, а не аналитическую работу по переработке печатного текста в письменный.
Предлагаемый прием списывания разработан группой психологов под руководством П.С. Жедек. Для того, чтобы данная работа принесла желаемый результат, во-первых, она должна проводиться ежедневно, желательно на протяжении всей начальной школы, во-вторых, должен жестко соблюдаться сам алгоритм письма, так как каждый шаг имеет определенную смысловую нагрузку и не может быть выкинут из списка. Только полное воспроизведение алгоритма гарантирует успех.
Полный разбор алгоритма работы в данной статье я строю на тексте «Молчат ли рыбы», взятого из пособия О.В. Узоровой «Обучающие и познавательные диктанты по русскому языку для начальной школы». Данное пособие я рекомендую взять для проведения этой работы потому, что, во-первых, в книге представлено 450 текстов, и, во-вторых, тексты даны в порядке усложнения.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Сто книг, которые должны прочитать дети
Итак, алгоритм письма.
А) Читаем весь текст.
Молчат ли рыбы.
Часто голоса рыб схожи с птичьими. Белуги кричат чибисом. Морской карась крякает. Ставриды трещат дроздом. Морской петух кукует кукушкой.
После прочтения спросите ребенка, о чем этот текст. Все ли слова в нем ему понятны.
Цель данного этапа – понимание ребенком содержания текста.
Работаем отдельно по каждому предложению, если предложение большое – делим его на смысловые части.
Часто голоса рыб схожи с птичьими. Белуги кричат чибисом. Морской карась крякает. Ставриды трещат дроздом. Морской петух кукует кукушкой.
По памяти вслух воспроизводим предложение.
Часто голоса рыб схожи с птичьими.
Работаем с каждым словом, отмечая все действия карандашом в книге: ставим ударение, подчеркиваем орфограммы.
Чá — сто го – ло — сá рыб схó — жи с птú – чьи — ми.
По памяти, вслух, проговаривая орфографически, воспроизводим это предложение.
Чá — сто го – ло — сá рыб схó — жи с птú – чьи — ми.
Закрываем книгу и по памяти записываем в тетрадь предложения, диктуя его орфографически.
Часто голоса рыб схожи с птичьими.
После того как предложение записано, в словах ставим ударение и подчеркиваем орфограммы.
Чáсто голосá рыб схóжи с птúчьими.
Открываем книгу и сверяем записанное в тетради предложение с написанным в книге.
Вид предложения, после проработки, в книге:
Чáсто голосá рыб схóжи с птúчьими.
Работаем с каждым словом
Вид предложения, после проработки, в тетради:
Чáсто голосá рыб схóжи с птúчьими.
Далее работа идет по тому же алгоритму отдельно по каждому предложению.
Какие механизмы реализуются в данном алгоритме?
В работе задействованы все три типа памяти – слуховая, зрительная и кинестетическая. Когда мы орфографически воспроизводим текст по памяти, и когда при письме орфографически диктуем себе, мы заставляем работать нашу слуховую память.
Ставя в слове ударение и подчеркивая орфограммы, мы фиксируем своё внимание только на звукобуквенной оболочке слова, отодвигая в сторону его значение. Эта часть работы крайне важна, так как ребенок концентрирует своё внимание на местах, где он может совершить ошибки, не просто взглядом выделяя его, но и подкрепляя действием – подчеркиванием.
Сверяя печатный и письменный текст, ребенок проводит своеобразный зрительный контроль образа слова. На первом этапе важно не столько вообще не допускать ошибок, сколько уметь их самостоятельно исправлять. Ведь это своеобразное кинестетическое действие имеет свой след в памяти: Я сам увидел, что мной написанное слово и слово, напечатанное в книге, различаются в правописании, Я зачеркиваю ошибку и пишу правильную букву.
В заключении можно сказать, что, используя вышеописанный прием списывания в своих занятиях с ребенком, Вы разовьете у него орфографическое чутьё, поможете ему научиться писать грамотно.
В качестве текстов для списывания рекомендую книгу О.В. Узоровой «Обучающие и познавательные диктанты по русскому языку для начальной школы», а так же специально сделанное для этих целей пособие И.П. Старагиной «Тетрадь для списывания».