Что такое принять схиму

СХИМА

Когда в монашеской жизни развились злоупотребления, вызвавшие подчинение монашествующих епископскому надзору, отшельники были переведены из пустынь в города и села и запрещен выход из монастырей без разрешения епископа (IV Вселенский собор прав. 4). В монастырях бывшие отшельники образовали особую «степень», «чин», «образ», которому стало усвояться наименование «великого» в отличие от киновиатов, т.е. общежитийных иноков, получивших название малого ангельского образа. Для иноков великого ангельского образа был обязателен затвор в монастыре, заменявший собой древнее анахоретство.

В VI в. Иоанн Постник в своем чине покаяния упоминает уже о монахах великосхимнике и малосхимнике. Указаны были определенные сроки для перехода из общежития в затвор (четыре года — VI Вселенский собор прав. 41).

К началу IX века деление монашествующих на 3 степени — новоначальных, малосхимников и великосхимников — окончательно установилось в практике восточного монашества, По уставу патриарха Алексия великосхимники и малосхимники различались друг от друга даже одеждой. Памятники IX в. содержат в себе чины пострижения в мантию, или малый ангельский образ, и в схиму, или великий ангельский образ. Чинопоследование малой схимы отличалось простотою и краткостью, чинопоследование великой схимы — большою торжественностью. Уподобление св. отцами и учителями церкви пострижения в великую схиму, с одной стороны, таинству крещения, с другой — таинству покаяния окружило его величественно-трогательными песнопениями, молитвами и обрядовыми действиями.

В России разделение монашествующих на великосхимников и малосхимников ввел преп. Феодосий Печерский. Века XII, XIII и XIV были временем господства в богослужебной практике русской церкви сербских редакций посвящения в схиму, шедших с Афона и во многом не походивших на греческий оригинал. В XV в. чин малого ангельского образа был исправлен по греческим евхологиям. Чинопоследование великой схимы в существенных чертах остается согласным со списками XIV в. В XVII в. оно подвергается значительному сокращению. Так называемые «указы великого образа» выпустили из чина оглашение, произнесение монашеских обетов и пострижение волос, удержав лишь канон, молитвы и облачение с возгласом: «облачается (имя рек) в аналав и схиму». В памятниках XVII в. встречаются даже такие редакции указов, которые выпускают из чина все три основных его акта; молитвою, чтением Апостола и Евангелия и ектенией как бы только разрешается желающему носить «великий образ» и освящается первое возложение его. Эти сокращения чинопоследования великого ангельского образа появились вследствие установившегося в XVII в. взгляда справщиков на монашеское пострижение, как на второе крещение. Неповторяемость крещения привела к мысли о неповторяемости монашеского пострижения: а так как чин великой схимы в своих основных частях совпадает с чином последования мантии, то в повторении его не усматривалось надобности.

Для пострижения монашествующих женщин в великий образ в русской церкви с XV в. существовал особый чин, не оправдываемый греческой практикой; он сопровождался омовением ног будущей великосхимницы.

О пострижении в великую и малую схиму в настоящее время см. Пострижение, а также Монашеское одеяние и Параман.

Источник

Схима: в чем суть присяги православного отшельника

Что такое принять схиму. Смотреть фото Что такое принять схиму. Смотреть картинку Что такое принять схиму. Картинка про Что такое принять схиму. Фото Что такое принять схиму

Всем известно, что православные монахи не женятся и не зарабатывают денег. Их жизнь ограничена целым рядом правил поведения, строгость которых зависит от выбора самого человека. Так, представитель «черного» духовенства может быть обычным членом монастырской братии или же схимником, соблюдающим особые аскетические обеты. Эти люди живут отшельниками, полностью отрешившись от мирской жизни. Такого монаха называют человеком, принявшим «великий ангельский образ».

Три степени служения

Составитель книги «Вопросы священнику», Сергей Шуляк, собрал в одном издании ответы православных деятелей на обращения верующих. Например, клирик церкви Рождества Иоанна Предтечи (Санкт-Петербург) Константин Слепинин, отвечая на вопрос о церковной иерархии, коснулся и «черного» духовенства. Он отметил, что схима подразделяется на малую и великую.

«Существуют три степени монашества: рясофор, мантия (или малая схима) и схима (или великая схима). Низшая степень, рясофор, означает «носящий рясу». Малая и великая схима («форма», «образ») – высшие степени. Они отличаются более строгими обетами», – пояснил священнослужитель.

А вообще, слово «схима» переводится с древнегреческого языка как «образ». То есть, человек, который ее принял, как бы теряет свою мирскую личность, символически отказываясь от жизни. Но взамен он словно приобщается к другому, более высокому образу бытия, напоминающему ангельское существование.

Неслучайно, принимая схиму, монах получает новое имя, ведь его прежней личности больше не существует. Православные отшельники часто селились в пещерах, уподобляемых гробам, чтобы полностью посвятить себя лишь служению Всевышнему. Таких людей в народе почитали как святых старцев, поскольку к осознанному принятию великой схимы человек, как правило, приходит уже в зрелом возрасте.

Сейчас многие схимонахи живут при монастырях, закрывшись от мира в своих одиноких кельях. Обычные для представителей «черного» духовенства обеты послушания, целомудрия и нестяжания они дополняют торжественной клятвой полностью посвятить себя делам духовным. Поэтому схимники освобождаются от всех обязанностей (послушаний), которые исполняют обычные монахи при монастыре. Например, отшельники не занимаются уборкой помещений или приготовлением трапезы.

Одежда человека, принявшего «великий ангельский образ», тоже отличается от облачения других членов братии. Помимо рясы схимник носит параман (особый плат, который носится под одеждой на спине и напоминает о кресте, который взял на себя монах), остроконечную шапочку с крестами (куколь) и мантию.

Отчуждение от мира

Архиепископ Сиракузский и Троицкий Аверкий (Таушев) в 1952 году стал ректором Свято-Троицкой духовной семинарии в американском Джорданвилле. Он прочел учащимся авторский курс лекций «Литургика», который впоследствии был издан как книга. В своем труде архиепископ сравнил великую схиму с совершенным отчуждением от мира, а принявшего ее монаха – с воином Христовым.

«Последование великого ангельского образа сходно с последованием малой схимы, но совершается с большей полнотой и торжественностью и отличается большей строгостью и высотою даваемых обетов», – отметил Аверкий (Таушев).

Процедура пострижения монаха в великую схиму называется «вторым крещением», отныне этот человек считается полностью свободным от всех плотских грехов, становясь символическим сыном Света. Настоятель монастыря объявляет постригаемому, что теперь он должен ощущать себя распятым на кресте, помышляя лишь о духовном подвижничестве.

Схима предполагает воздержание плоти, нищету телесной жизни, а также великую скорбь о судьбах обитателей грешного мира. Кроме затворнической жизни в строгом посте и аскезе некоторые монахи добровольно налагают на себя дополнительные ограничения. Одни соблюдают обет молчания, другие собирают в своих уединенных кельях дождевую воду, чтобы пить лишь то, что дает им Господь. Третьи постоянно молятся, ограничивая время сна. Кто-то отказывается от пищи, приготовленной на огне. Все они уверены, что через телесные страдания и фактическое умерщвление плоти человек может достичь духовных высот.

Что такое самораспятие

Известный православный богослов Феофан Затворник (1815-1894 гг.) в своем сочинении «Наставления в духовной жизни» призывал монахов не спешить с принятием схимы, чтобы не повеселить бесов. Он сам долгое время жил в уединенной келье Вышенской пустыни Тамбовской епархии, занимаясь переводами и написанием духовной литературы. Богослов был уверен, что главная идея схимничества – добровольное символическое самораспятие.

«На схиме множество крестов. Это значит, что схимник распят, висит на кресте и пошевельнуться не может. Если у вас это самораспятие есть, или вы усердно желаете его и готовы для него на все, то это будет свидетельствовать, что вы готовы для схимы», – отметил Феофан Затворник.

В противном же случае, если монах принимает «великий ангельский образ», но в его душе еще не созрела идея полного отречения от жизни, то ангелы будут плакать, а бесы поднимут громкий смех. Служителей Сатаны обрадует, что схимник все еще является рабом мирских желаний и страстей.

Феофан Затворник считал, что к идее символического самораспятия православный монах может прийти лишь с годами, после длительной работы над собой.

Облечься в схиму изнутри

Принятие «великого ангельского образа» никак не мешает многим людям заниматься изучением духовной литературы, написанием богословских трудов, а также наставничеством. Пример такого схимника – старец Паисий Святогорец (1924-1994 гг.), который жил на Афонской горе. Он одинаково почитаем и в Греции, и в России.

Кстати, автором книги «Житие старца Паисия Святогорца» является один из его учеников – иеромонах Исаак (Атталах). Он написал, что духовный отец долгое время скромно отказывался от пострижения в великую схиму, хотя полностью соблюдал все ограничения и обеты.

«В первую очередь, он старался по-монашески жить, чтобы не просто формально принять великую схиму, но сподобиться и схимнической благодати. Большее значение он придавал тому, чтобы облечься в схиму изнутри, то есть стать монахом по внутреннему человеку», – рассказал ученик старца Паисия.

Поэтому богословы советуют монаху сначала «облечься в схиму изнутри» (то есть, духовно вырасти до идеи отречения от мира), а уже потом принять «великий ангельский образ». Ведь любые, даже самые незначительные нарушения торжественных обетов, данных Всевышнему, абсолютно недопустимы, что налагает на схимонаха огромную ответственность.

Источник

Что такое схима: схимонахи в православии

Люди, которые ощущают особую связь с Богом, порой выбирают нелегкий жизненный путь — монашество. Однако стать монахом совсем непросто. Нужно пройти ряд испытаний, чтобы получить высшую степень монашеского пострига.

Рясофор, малая и великая схимы — три этапа монашества, которые выделяет Православная Церковь. Высшей степенью монашества в православии является облачение в великую схиму. Если про нее говорят без уточнения, то подразумевается как раз великая. Многие далекие от монашеской жизни люди хотели бы узнать, кто такие схимонахи.

Что такое принять схиму. Смотреть фото Что такое принять схиму. Смотреть картинку Что такое принять схиму. Картинка про Что такое принять схиму. Фото Что такое принять схиму

Что такое схима

Схи́ма (от древне-греческого слова «σχῆμα» — образ, внешний вид) — это зарок соблюдать суровые монашеские правила поведения. Одежда монаха имеет аналогичное название.

Происхождение слова и значение понятия

Для того, чтобы понять значение слова, нужно обратиться к его истокам. Древнее греческое слово shēma переводится как образ, фигура, вид. Производной от этого слова является «схема».

Умирая для простой земной жизни ради соединения с Богом, постригающиеся в схиму приобретают ангельский вид, то есть после принесения обетов они становятся бесплотными ангельскими образами, «схемами». То есть, схема удерживает человека от грехопадения, как некий остов.

Что такое принять схиму. Смотреть фото Что такое принять схиму. Смотреть картинку Что такое принять схиму. Картинка про Что такое принять схиму. Фото Что такое принять схиму

Историческая справка

В III-V вв. н. э. на египетских и сирийских территориях появились первые монахи. Целью их являлось обретение спасения через жизнь во Христе. Первые христиане, отрекаясь от мирской суеты, понимали заповеди Христа и учение апостолов буквально. Поэтому, уходя в Египетские пустыни, они зачастую жили отшельниками.

При отсутствии возможности поселиться вдали от людей, монахи давали обет вселения в затвор, закрываясь в одиноких пещерах как в гробу и тем самым полностью отказывались для мира, оставаясь наедине с Богом. Они и стали называться схимонахами.

Некоторые из них стали основывать монастыри или присоединяться к уже существующим. Таким образом затворничество перестало быть основным обетом.

Что такое принять схиму. Смотреть фото Что такое принять схиму. Смотреть картинку Что такое принять схиму. Картинка про Что такое принять схиму. Фото Что такое принять схиму

Первые схимонахи и схимонахини

В практике восточного монашества начала IX века окончательно установилось трехступенное деление монашествующих.

Они разделялись на:

Уставом патриарха Алексия монахов разных степеней различали друг от друга по одежде.

Иноки — древнее русское название монахов, которое происходит от слова «иной». Чернецом (черницей) иногда называли монахов (монахинь) из-за черного цвета одежды.

Преподобный Пахомий Великий — один из первых схимонахов. Он упорядочил чин пострижения. На четвертом Вселенском Соборе произошло закрепление системы монашества, благодаря которой пустынники, жившие в монастырях, стали называться схимонахами, или затворниками. К лику святых были причислены многие из этих затворников.

Что такое принять схиму. Смотреть фото Что такое принять схиму. Смотреть картинку Что такое принять схиму. Картинка про Что такое принять схиму. Фото Что такое принять схиму

Дальнейшая судьба схимонашества

В XVIII-XIX вв. государственная политика была такова, что пострижение в схиму прекратилось. Но в 1887 г. игумения Евфрасия (Лихарева) из Успенского женского монастыря осмелилась просить Владимирскую Духовную Консисторию о пострижении трех монахинь, отличавшихся высокой духовной жизнью, в великую схиму.

Прошение приняли с неподдельным удивлением. В июне того же года после разъяснительной переписки Архиепископом Феогностом (Лебедевым) пострижение было разрешено.

Благодаря сохранившимся в монастыре документам, об этих монахинях-схимницах Евфрасии, Анастасии и Анатолии имеются довольно подробные сведения.

Что такое принять схиму. Смотреть фото Что такое принять схиму. Смотреть картинку Что такое принять схиму. Картинка про Что такое принять схиму. Фото Что такое принять схиму

Современное положение

Термин «малосхимники» не употребляют в современном православии. Постриженника в малую схиму называют просто — монах. Великосхимник — это идеальный образ монаха, путь обретения совершенства.

Первоначально схимонахи почти не общались ни с кем и без устали читали молитвы. Но в XIX–XX вв. в мужских и женских монастырях многие старцы и старицы (схимонахи) в самоотречении обретали дар предвиденья, особой премудрости. По этой причине правящий архиерей благословил схимонахов на утешение приходящего народа.

К схимонахам в Оптину Пустынь, Почаевскую лавру, Псково-Печерский монастырь, Лавру Преподобного Сергия и другие монастыри стали приезжать люди.

Многие схимонахи были причислены к лику святых после своей смерти. Самыми знаменитыми обителями являются Оптина Пустынь и Спасо-Бородинский монастырь.

В ХХ веке в России великий ангельский образ приняли многие монахини. Одна из принявших постриг в 1969 году в Вильнюсе — матушка Варвара, настоятельница Пюхтицкого монастыря. Обычно при постриге дают новое имя, но матушке Варваре оставили ее монашеское имя в честь святой великомученицы Варвары.

Что такое принять схиму. Смотреть фото Что такое принять схиму. Смотреть картинку Что такое принять схиму. Картинка про Что такое принять схиму. Фото Что такое принять схиму

Виды схим

Существует два вида монашеских схим — малая и великая.

Малая

Мантия, надеваемая поверх рясы, является отличительной особенностью малосхимника. Облачение его составляют ряса, параман, клобук, мантия, сандалии и четки.

Великая

Великая схима в Православии подразумевает под собой совершеннейшее отрешение от мира для духовного соединения с Богом.

Облачение состоит из рясы, аналава, куколя, мантии, четок, пояса и хитона. Схимонахи в русских монастырях освобождаются от всех монашеских послушаний, кроме литургии и духовничества.

Что такое принять схиму. Смотреть фото Что такое принять схиму. Смотреть картинку Что такое принять схиму. Картинка про Что такое принять схиму. Фото Что такое принять схиму

Кто такой монах-схимник

Монаха, принявшего «великий ангельский образ», называют схимником.

Внешний вид

Все одежды монаха предназначены для духовной борьбы (брани) с миром, плотью и дьяволом.

Они являются всеоружием Божьим:

Что такое принять схиму. Смотреть фото Что такое принять схиму. Смотреть картинку Что такое принять схиму. Картинка про Что такое принять схиму. Фото Что такое принять схиму

Правила поведения

У схимонахов остается только одно послушание — духовничество и отправление литургии. То есть, кроме молитвенного служения, они ничем не занимаются.

Рясофор, наоборот, проходит испытание на выдержку, выполняя в обители разноплановые работы наравне с трудниками (проживающими в монастыре работниками).

Что такое принять схиму. Смотреть фото Что такое принять схиму. Смотреть картинку Что такое принять схиму. Картинка про Что такое принять схиму. Фото Что такое принять схиму

Обеты

Монах дает при постриге три обета.

Что такое принять схиму. Смотреть фото Что такое принять схиму. Смотреть картинку Что такое принять схиму. Картинка про Что такое принять схиму. Фото Что такое принять схиму

Принятие схимы

Существует три чина пострижения.

Что такое принять схиму. Смотреть фото Что такое принять схиму. Смотреть картинку Что такое принять схиму. Картинка про Что такое принять схиму. Фото Что такое принять схиму

Для чего нужно

Святой Православной Церковью выделяемы три состояния монашеского подвига: послушничество, монашество, схимничество.

Эти состояния определяются как приготовление к подвигу, сам подвиг и высшее исполнение подвига:

Что такое принять схиму. Смотреть фото Что такое принять схиму. Смотреть картинку Что такое принять схиму. Картинка про Что такое принять схиму. Фото Что такое принять схиму

Постриг в рясофор

Схима с ее двумя ступенями следует сразу после рясофора (по-гречески «носящий рясу») или послушника. При пострижении в рясофор никакие обеты послушником не даются. Над послушником читают специальные молитвы, а волосы крестообразно постригают. При этом постригаемый порой даже не меняет имени. Теперь его зовут рясофорным монахом (иноком).

Послушник получает право носить рясу, которая символизирует:

Слово «ряса» с греческого переводится как «ветхая, потертая».

Облачение инока состоит из:

На этой ступени инок готовится к принятию малосхимничества.

Что такое принять схиму. Смотреть фото Что такое принять схиму. Смотреть картинку Что такое принять схиму. Картинка про Что такое принять схиму. Фото Что такое принять схиму

Постриг в малую схиму

Малая схима (мантия) — это, собственно, и есть монашество.

Продолжительный постриг делится на две части — оглашение и пострижение:

Пострижение власов является основным действием при этом постриге и этим самым напоминает собой обряд Крещения. Надевая не один, а два креста (большой деревянный на грудь и второй (параман) на спину), постригаемого нарекают новым христианским именем. В руки дается третий крест. Этот постриг называют вторым крещением.

Монашество — это призвание, а не выбор человека. И если настоятель монастыря не увидит в человеке этого призвания, то постриг может не состояться. Так как ответственность за постриг ложится именно на настоятеля, то он должен определить правильность выбора пути и намерений послушника.

Преподобный Антоний Печерский — один из самых первых монахов на Руси, основавший Киево-Печерский монастырь.

Что такое принять схиму. Смотреть фото Что такое принять схиму. Смотреть картинку Что такое принять схиму. Картинка про Что такое принять схиму. Фото Что такое принять схиму

Постриг в великую схиму

Постриг в великий ангельский образ величествен и долог. При пострижении монах дает крайне суровые клятвы: отречение от земной жизни выражено еще сильнее, чем при постриге в малосхимники, ведь монах полностью отрекается от мира. Этот постриг является образом смерти для мирской жизни и начала жизни горней.

Постригаемого облачают в аналав и куколь, вновь нарекая новым именем. При этом за постригаемого теперь молится перед Богом еще один святой: он получает святого покровителя.

Куколь снимается только на восьмой день после пострижения, об этом произносится специальная молитва настоятелем. Это делают для того, чтобы вернуться к телесному труду и рукоделию. Снова надевается он без повторного благословения настоятеля.

Что такое принять схиму. Смотреть фото Что такое принять схиму. Смотреть картинку Что такое принять схиму. Картинка про Что такое принять схиму. Фото Что такое принять схиму

Видео

Постриг в великую схиму можно увидеть в этом видеоролике.

Первый иноческий постриг со времени возрождения Спасского женского монастыря г. Кобрина — в следующем видео.

Источник

СХИМА

Когда в монашеской жизни развились злоупотребления, вызвавшие подчинение монашествующих епископскому надзору, отшельники были переведены из пустынь в города и села и запрещен выход из монастырей без разрешения епископа (IV Вселенский собор прав. 4). В монастырях бывшие отшельники образовали особую «степень», «чин», «образ», которому стало усвояться наименование «великого» в отличие от киновиатов, т.е. общежитийных иноков, получивших название малого ангельского образа. Для иноков великого ангельского образа был обязателен затвор в монастыре, заменявший собой древнее анахоретство.

В VI в. Иоанн Постник в своем чине покаяния упоминает уже о монахах великосхимнике и малосхимнике. Указаны были определенные сроки для перехода из общежития в затвор (четыре года — VI Вселенский собор прав. 41).

К началу IX века деление монашествующих на 3 степени — новоначальных, малосхимников и великосхимников — окончательно установилось в практике восточного монашества, По уставу патриарха Алексия великосхимники и малосхимники различались друг от друга даже одеждой. Памятники IX в. содержат в себе чины пострижения в мантию, или малый ангельский образ, и в схиму, или великий ангельский образ. Чинопоследование малой схимы отличалось простотою и краткостью, чинопоследование великой схимы — большою торжественностью. Уподобление св. отцами и учителями церкви пострижения в великую схиму, с одной стороны, таинству крещения, с другой — таинству покаяния окружило его величественно-трогательными песнопениями, молитвами и обрядовыми действиями.

В России разделение монашествующих на великосхимников и малосхимников ввел преп. Феодосий Печерский. Века XII, XIII и XIV были временем господства в богослужебной практике русской церкви сербских редакций посвящения в схиму, шедших с Афона и во многом не походивших на греческий оригинал. В XV в. чин малого ангельского образа был исправлен по греческим евхологиям. Чинопоследование великой схимы в существенных чертах остается согласным со списками XIV в. В XVII в. оно подвергается значительному сокращению. Так называемые «указы великого образа» выпустили из чина оглашение, произнесение монашеских обетов и пострижение волос, удержав лишь канон, молитвы и облачение с возгласом: «облачается (имя рек) в аналав и схиму». В памятниках XVII в. встречаются даже такие редакции указов, которые выпускают из чина все три основных его акта; молитвою, чтением Апостола и Евангелия и ектенией как бы только разрешается желающему носить «великий образ» и освящается первое возложение его. Эти сокращения чинопоследования великого ангельского образа появились вследствие установившегося в XVII в. взгляда справщиков на монашеское пострижение, как на второе крещение. Неповторяемость крещения привела к мысли о неповторяемости монашеского пострижения: а так как чин великой схимы в своих основных частях совпадает с чином последования мантии, то в повторении его не усматривалось надобности.

Для пострижения монашествующих женщин в великий образ в русской церкви с XV в. существовал особый чин, не оправдываемый греческой практикой; он сопровождался омовением ног будущей великосхимницы.

О пострижении в великую и малую схиму в настоящее время см. Пострижение, а также Монашеское одеяние и Параман.

Источник

Порядок пострига в великий ангельский образ, т. е. в схиму

Желающий принять святой великий ангельский образ – схиму прежде всего должен тщательно очистить свою совесть, исповедавшись перед своим духовником, и готовитья к принятию Святых и Божественных Тайн, подобно умирающему, ибо вторичными обетами он окончательно отрекается от мира, умирая для него и мирских пристрастий. Накануне пострига, с вечера в алтарь вносятся одежды, полагающиеся при принятии святой схимы и полагаются на горнем месте, у подножия Святого Престола.

На утрени поется канон 2 гл.:

Песнь 1. Ирмос: «Приходите, люди, воспоем песнь Христу Богу, разделившему море и проведшему народ, освобожденный Им от Египетского рабства, ибо Он прославился».

Припев: «Господи, помилуй меня, падшее создание Твое».

1. «Прийми, Христос Спаситель, пришедшего к Тебе, Человеколюбцу, и с душевной любовью и добродетельною мыслью стремящегося к святому образу подвижнической жизни».

2. «Удостой меня, Милосердный Владыка, поднять Твое благое иго и взять Твое бремя и облегчи, как Многомилостивый, тяжесть многих моих согрешений».

3. «Помоги мне отныне освободиться от греховного падения, очищая росою Твоей благодати язвы от совершенных мною бесчисленных согрешений».

И ныне: «Почитающие Тебя, Пресвятая Дева, Богородицею, имеют в Тебе прибежище, ходатайницу и светлый покров и удостаиваются Божественного созерцания».

Песнь 3. Ирмос: «Утверди нас в Тебе, Господи, древом умертвивший грех, и внедри страх пред Тобою в сердца нас, воспевающих Тебя».

1. «Очисти, Христе, прибегающего к Тебе Твоего раба и удостой его праведно и благочестиво проводить жизнь, подражая преподобным».

2. «Очистив от согрешений с верою приходящего к Тебе Твоего раба, даруй ему изменить жизнь и принять этот Божественный образ».

3. «Один Всеблагой и Милостивый, не желающий людям смерти, присоедини к числу избранных припадающего к Тебе Твоего раба».

Слава: «Прийми, Человеколюбец, меня, желающего ныне идти Твоим путем и избрать крестную жизнь и очисти меня от прежних согрешений».

И ныне: «Ты, Чистая Матерь Дева, сняла проклятие Евы, родивши миру Спасителя, источившего всем неиссякаемое благословение».

Седален 4 гл.: «Желающие следовать за Мною, – говорит Господь, – откажитесь от пристрастия к миру, от своих родителей, жен, детей, братьев, друзей, родных, слуг, имений, домов и приимите достоинство Моих Апостолов».

Песнь 4. Ирмос: «Получил я, Господи, откровение о Твоем домостроительстве и прославил Тебя, Единый Человеколюбец».

1. «Как в древности принял Ты, Слово Божие, блудного и мытаря, так и меня, заблуждающегося, прийми, Единый Человеколюбец».

2. «Будучи нашим Спасителем, Ты Крестом искупил мир; поэтому я припадаю к Тебе: спаси и меня, Владыка».

3. «Яви, Господи, овцою Твоего словесного стада меня, запечатленного Твоею благодатью и светом Богопознания».

Слава: «Воскресивший умершего Лазаря, оживи, Владыка, и меня, умерщвленного j греховным жалом».

И ныне: «Сохрани меня, Благословенная Богородица, Пречистая Матерь Божия, под Твоею защитою и Божественным покровом».

Песнь 5. Ирмос: «Податель света и Творец вселенной, Господи, наставь нас во свете Твоих заповедей, ибо мы не знаем другого Бога кроме Тебя».

1. «Твоим послушанием, Христе, Ты, как Бог, уничтожил наше преслушание и через веру и покаяние открыл нам вход в Небесное Царство».

2. «Видя, Христе, меня, небрежно проведшим жизнь, облеки меня в броню праведности и утверди в усердии и внимании к добродетели».

3. «Верою и возрождением в крещении, Ты омыл меня от прародительского проклятия; ныне же потоками слез омой меня, оскверненного тяжкими грехопадениями».

Слава: «Твоею животворною рукою, Владыка, восстанови меня, склонившегося книзу и сгорбленного до земли под страстным и смертоносным бременем греха».

И ныне: «Будучи по Божеству вечным и равным с Отцом, Ты, Христе, сделался подобным и нам, родившись от непознавщей брака Матери, по молитвам Которой спаси меня, Богочеловек».

Песнь 6. Ирмос: «Погруженный в бездну грехов, я призываю безконечную бездну Твоего милосердия; Боже, спаси меня от погибели.

1. «Не презри, Владыка, Твоего создания и спаси меня силою Креста Твоего и Драгоценною Кровию, Которую Ты источил из Божественного Твоего ребра.

2. Как вначале Ты призвал меня к жизни из небытия, так и ныне, Милосердный и Любвеобильный Пастырь, отыскав, спаси меня, погибающего в своих грехах.

Слава: «Удостой меня, Единый Человеколюбец, подражать жизни Твоих преподобных и наслаждаться с ними приготовленным для них райским блаженством».

И ныне: «Образовавший меня Своими Божественными руками, вновь обновил меня, сильно невоздержного, восприняв, как Милосердный, мою природу из Твоего чрева, Владычица».

Кондак гл. 1. Объятия отцовские раскрыть мне поспеши…» (стр. 175).

Песнь 7. Ирмос: «Не поклонились золотому кумиру премудрые юноши, но осмеивая ложных богов, сами вошли в огонь, и, орошаемые Ангелом, скоро услышавшим их молитву, среди пламени воспевали: благословен Бог отцов наших».

1. «Направь пути мои к Тебе, Милосердный Господи, обновляя Божественным Твоим Духом мое сердце; восстанови меня, падшего, и укрась совершенством святости меня, восклицающего Тебе: благословен Ты, Бог отцов наших».

2. «Взяв меня за правую руку, как Милосердный Господи, направь на путь совершенства, чтобы я, свято поступая, вел угодную Тебе жизнь, восклицая: благословен Ты, Бог отцов наших».

3. «Проживши прежде беспечно, я, несчастный, теперь прихожу к Тебе, надеясь на одно только Твое милосердие и щедроты, и, припадая, взываю к Тебе: благословен Ты, Бог отцов наших».

Слава: «Крыльями Креста и дуновением Святого и Божественного Духа – направь меня к пристани Твоих славных повелений и к небесному наследству и удостой воспевать Тебе: благословен Ты, Бог отцов наших».

И ныне: «Пречистая Дева, родившая Бога, Спасителя и Избавителя мира, моли Его ныне, чтобы Он облек светом и красотою добродетелей и благодатью воздержания нас, воспевающих: благословен Ты, Бог отцов наших».

Песнь 8. Ирмос: «Некогда огненная печь в Вавилоне по Божественному повелению производила различные действия: опаляла халдеев и низводила росу на верующих юношей, воспевавших: все творения Господни, воспевайте Господа».

1. «Для победы над диаволом Ты даровал нам знамя Креста Твоего, которым мы побеждаем бесовскую лукавую дерзость и козни, взывая: все творения Господни, благословляйте Господа».

2. «Ты, Человеколюбец, дал нам возможность обновить благодать крещения исповеданием, чистотою жизни, слезами и искренним покаянием».

3. «Помоги, Господи, Твоим рабам постом и подвижничеством подчинить уму плотские страсти, а оставлением зла и непрестанным исполнением Твоих заповедей достигнуть совершенства».

Слава: «Благодатию и действием Твоего Божественного Духа, обнови, Господи, свыше данное Тобою нам достоинство усыновления, ибо Ты Один, по Своему человеколюбию и великой милости, премудро все на пользу устраивающий.

И ныне: «Разорви, Пречистая Дева, греховные цепи и рукописи согрешений и сохрани утвержденным в Православной вере приступающего с благоговением и кротостью к Божественному образу».

Песнь 9. Ирмос: «Сын Безначального Родителя, Бог и Господь, воплотившись от Девы, явился нам, чтобы просветить омраченных и собрать рассеянных. Поэтому всеми воспеваемую Богородицу мы величаем».

1. «Даруй мне, Слово, Сын Божий, прожить достойно святого ангельского образа и монашеского звания, и, как Многомилостивый, Своею Божественною благодатью, очисти меня от скверны моего греха и от язв моих согрешений».

2. «Молюсь Тебе, Господи, Ты, как Истинный Спаситель: спаси меня, приходящего к Тебе с чистым сердцем и, как Один Щедрый, сними с меня бремя моего зла и, сжалившись, упокой меня, как обещался Ты, Всемогущий».

3. «Любвеобильный и Милосердный Христос ныне дарует Божественные дарования и, дары вечного блаженства всем, к Нему приходящим и с благоговением приступающим к Божественному престолу благодати».

Слава: «Имеющий силу, сопутствующую Твоей воле, яви нас, Слово, Сын Божий, достойными служителями Твоего Евангелия и, по молитвам Твоих святых, удостой, Жизнеподатель, выполнить данные Тебе обеты».

И ныне: «Умоли, Пренепорочная, Твоего Милосердного Сына, чтобы Он помог мне, искренно принимающему Божественный образ, до конца подвизаться с благоговением, принося непрестанные молитвы, ибо Тебя, Пречистая, мы имеем Единственной Защитницей».

Стихиры, гл. 2: 1. Поставив меня на путь Твоей правды, Ты, как Один Милосердный Владыка, наставь меня, с верою приходящего к Тебе, Спаситель, и подними меня, тяжко падшего и поверженного множеством моих согрешений, так как стремясь к этой ангельской жизни, я надеюсь только на одну Твою помощь, Человеколюбец.

2. Христе, Источник милосердия! Ты, по Своей неизреченной милости, не желая смерти грешникам, даровал покаяние верующим, познавшим Твое непостижимое воплощение, прийми же искренно принимающего Божественный Твой образ и спаси припадающего к Тебе, Человеколюбцу.

3. С Тобою, Спаситель, я разрушу стену моего греха и спасусь, ибо Ты, являя обилие милосердия! отдал за меня долг и ценою Крови искупил меня, плененного, желая излить бездну Своей любви всем, прославляющим Тебя; Человеколюбец.

Слава и ныне: Будучи всегда обремененными множеством грехов, мы, грешные, не имеем другой пред Богом ходатайницы в скорбях и бедствиях, кроме Тебя, Любвеобильная Предстательница всех, с верою прибегающих под Твой могущественный покров, а поэтому к Тебе, Матерь Бога Всевышнего, мы припадаем: избавь Твоих рабов от всякой напасти.

На Божественной Литургии, после входа с Евангелием желающий принять святую схиму, снимает с головы покров и с ног сандалии и, сделав три поклона, становится среди храма.

После дневных тропарей поются следующие антифоны 4 гл.:

1. Антифон: 1. Я желаю, Господи, слезами изгладить запись моих грехов и остальное время моей жизни угождать Тебе покаянием, но враг обольщает меня и борет мою душу. Господи, прежде чем не погибну до конца, спаси меня. 2. Кто из обуреваемых, прибегая к этому пристанищу, не спасается и кто из больных, обращаясь к этому врачевству, не исцеляется? О, Создатель всего мира и Врач больных, Господи, прежде чемне погибну до конца, спаси меня. 3. К Тебе, Добрый Пастырь, обращаюсь я, овца Твоего словесного стада: Боже, отыщи меня, заблудившегося, и помилуй меня.

Слава и ныне: Избавь нас от всяких бедствий, Благословенная Богородица, чтобы все взывали к Тебе: Радуйся, Единственная Защитница наших душ.

2. Антифон: 1. Я, усыновленный и спасенный в таинстве крещения – источнике возрождения, но проведший жизнь в лености и грехопадениях, ныне взываю к Тебе, Милосердный: даруй мне потоки покаянных слез, Всесильный и Многомилостивый Спаситель, и омой меня от скверны моих согрешений. 2. Греховная буря овладела мною и я, не вынося более ее волнения к Тебе, Единому Кормчему, припадая, взываю, простри мне, как Петру, руку Твоего человеколюбия и спаси меня.

Слава и ныне: Избавь нас от всяких бедствий, Матерь Христа Бога, родившая Творца всего мира, чтобы мы все взывали к Тебе: радуйся, Единственная Защитница наших душ.

3 Антифон: 1. Где привязанность к миру? Где мечты о скоропроходящих благах? Не есть ли все зто земля и пепел? Зачем напрасно суетимся? Почему не отвергнемся от мира и не последуем за Взывающим: желающий следовать за Мною пусть возьмет крест свой и тогда наследует вечную жизнь.

Стих: «Приидите, дети, послушайте меня; страху Господню научу вас» ( Пс. 33:12 ).

2. «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем и найдете покой душам вашим» ( Мф. 11:28–29 ).

Стих: «Я заблудился, как овца потерянная» ( Пс. 118:176 ).

3. К Тебе, Добрый Пастырь, обращаюсь я – овца Твоего словесного стада: Боже, отыщи меня, заблудившегося, и помилуй меня.

4. Приидите, поклонимся, припадем и восплачем перед Господом, сотворившим нас, воспевая Ему: Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.

Во время этого пения принимающий схиму идет до царских врат и, падши перед ними вниз лицем, не встает до конца пения следующих тропарей 4 гл:

«Господи, Господи! Склони Твой взор с небес и посмотри и посети этот виноград и сохрани то, что насадила рука Твоя».

Слава и ныне: «Единая Чистая Непорочная Дева, бессеменно по плоти родившая Бога, моли Его о спасении наших душ».

Затем: «Объятия отцовские раскрыть мне (поспеши, блудно растратил я мою жизнь, безучастно смотря на неисчерпаемое богатство милостей Твоих, Спаситель; не презри теперь моего обнищавшего сердца, ибо к Тебе, Господа в умилении взываю: согрешил я, Отче, против неба и пред Тобою».

По окончании пения настоятель поднимает постригающегося, произнося: «Чадо! Милосердный Бог, как чадолюбивый Отец, видя твое глубокое смирение и истинное покаяние, как блудного сына, принимает тебя, кающегося, и вторично от всего сердца к Нему припадающего».

Затем громко спрашивает его: «Зачем пришел ты, брат, вторично припадая перед святым жертвенником и перед этим святым воинством?».

Ответ: «Желаю подвижнической жизни, святой отец».

Вопрос: «Желаешь ли ты удостоиться ангельского образа, присоединиться к числу монашествующих и усиленными подвигами пред Господом обновлять монашеские обеты»?

Ответ: «Желаю, святой отец».

Настоятель: «Истинно ты избрал доброе и святое дело, но только выполни его, потому что добрые дела трудом приобретаются и страданиями освящаются».

Вопрос: «Добровольно ли, как и прежде, приступаешь ты вторично к Господу»?

Ответ: «Добровольно, святой отец».

Вопрос: «Не из-за каких ли выгод и не по принуждению ли»?

Ответ: «Нет, святой отец».

Вопрос: «Отрекаешься ли ты вторично от мира и от всего мирского, по заповеди Господней?».

Ответ: «Отрекаюсь, святой отец».

Вопрос: «Вторично обещаешься ли ты до самой смерти подвизаться, пребывая или в этой обители или там, куда тебя пошлют за святое послушание»?

Ответ: «Обещаюсь, с Божией помощью, святой отец».

Вопрос: «Вторично обещаешься ли ты до самой смерти хранить себя самого в девстве, целомудрии и благоговении»?

Ответ: Обещаюсь, с Божией помощью, святой отец».

Вопрос: «Вторично обещаешься ли ты до самой смерти хранить послушание к настоятелю и ко всей во Христе братии»?

Ответ: «Обещаюсь, с Божией помощью, святой отец».

Вопрос: «Будешь ли ты ради Царства Небесного терпеть всякую скорбь и тесноту монашеской жизни»?

Ответ: «Буду, с Божией помощью, святой Отец».

Вопрос: «Обещаешься ли ты вторично ради Христа быть нестяжательным и понесешь ли добровольно нищету в общежитии, ничего для себя не приобретая и ничего не храня, кроме того, что идет на общие нужды, и это не по своей воле, а за послушание»?

Ответ: «Обещаюсь, с Божией помощью, святой отец».

Вопрос: «Так ли ты вторично все это принимаешь в надежде на силу Божию и обещаешься ли, по благодати Христовой, пребывать до самой смерти в данных обетах»?

Ответ: «Принимаю и обещаюсь, с Божией помощью, святой отец».

Настоятель, обращаясь к нему, произносит: «Всещедрый и Многомилостивый Бог, открывающий пречистые недра Своей непостижимой любви всякому, приходящему к Нему с горячей любовью и желанием, и сказавший: «Если и мать забыла бы свое дитя, то Я не забуду тебя», Он Сам, видя твое желание и прилагая к твоему намерению Свою Божественную силу для исполнения Своих заповедей, да примет, обнимет и защитит тебя, и да будет тебе несокрушимой стеной от врагов, камнем терпения, виновником утешения, подателем силы, приобретением благодушия, соучастником – в подвигах, пребывая вместе с тобою, когда ты ложишься и когда встаешь, услаждая и радуя твое сердце утешением Своего Святого Духа, удостаивая тебя наследия святых и преподобных отцов наших: Антония, Евфимия, Саввы, Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежского, Серафима Саровского и всех преподобных отцов, (Женскому же полу: святой первомученицы Феклы, Евпраксии, Олимпиады и всех преподобных матерей), в монашестве Христу угодивших, с которыми и ты да унаследуешь Царство Небесное во Христе Иисусе, Госиоде нашем, Которому с Отцом и Святым Духом принадлежит царство, и сила, и слава, и власть ныне и всегда и во веки веков», Братия; «Аминь».

Настоятель, трижды благословив голову принимающего схиму, произносит: «Господу помолимся».

Братия: «Господи, помилуй».

Настоятель, обратившись на восток: «Владыка Вседержитель, Всевышний Царь славы, с вечным и ипостасным Твоим Словом и исходящим от Тебя Истинным Духом, управляющий всем видимым и невидимым творением! Ты, Боже, восседающий на херувимах и непрестанно воспеваемый в трисвятых песнях Серафимами: Ты, пред Которым предстоит бесчисленное множество воинств святых ангелов и архангелов; Ты – Свет, просвещающий всякого человека, приходящего в мир; Ты, умилостивляемый Святой Богородицей и Вечнодевой Марией и первенцами всей Твоей Церкви в Небесном Иерусалиме. Ты Сам воззри Твоим милостивым взором на смирение Твоего раба (имя), принесшего пред многими свидетелями исповедание, которое и соедини с даром прародительского усыновления и Твоего Царства, дарованными ему через святое крещение. А это его обещание ангелоподобной и монашеской жизни непоколебимо утверди на обсеченном и духовном камне веры в Тебя. Укрепи его могуществом Твоей силы и облеки его во всеоружие Твоего Святого Духа, так как борьба Твоего раба «не с плотию и кровию, а против начальств, против властей, против мироправителей тьмы этого века, против поднебесных духов злобы» ( Ефес. 6:12 ). Препояшь чресла его силою истины, облеки его в броню правды и радости, обуй его ноги в готовность благовествовать мир, умудри его воспринять щит веры, которым он сможет угасить все раскаленные стрелы лукавого, а также принять шлем спасения и меч духовный, который есть слово Твое. Укрепи его при невыразимых терзаниях его сердца, присоедини его к Твоим святым, чтобы он был Твоим избранным сосудом, сыном и наследником Твоего царства, сыном света, дня, мудрости, правды, освящения и спасения. Сделай его благозвучным органом, сладкозвучной псалтирью Святого Духа, чтобы отныне совершенствуясь, он снял с себя ветхого человека истлевающего в сладострастии и при обольщении под разными видами соблазнителем змеем-диаволом и облекся бы в нового Адама, созданного по Твоему Божественному образу в праведности и святости истины. Даруй ему силы всегда носить на своем теле язвы Христа Спасителя и Его Крест, которыми распялся бы он для мира и мир для него. Сделай его носителем истинной добродетели, чтобы он был не человекоугодником или самоугодником, но явил в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь и послушание. Не оставляй его Своею благодатью, чтобы он и в делах и в бодрствованиях, и во время сна, и пробуждаясь, и воспевая псалмы и духовные песнопения неизреченно радовался, созерцая, подобно ангелам, Тебя чистым сердцем и поклонялся Тебе, Одному Живому и Истинному Богу, ибо Твое есть царство, держава и власть, и Тебе принадлежит всякая слава, честь и поклонение ныне и всегда и во веки веков».

В это время на Святое Евангелие кладутся ножницы. Диакон: «Господу помолимся».

Братия: «Господи, помилуй».

Настоятель: «Святой Господь Сил, Отец Господа нашего Иисуса Христа! Благослови Твоего раба (имя), которого Ты призвал в Твой духовный брачный чертог; удостой его быть Твоим святым рабом; умудри его; излей на него благодать и просвещение Твоего владычественного Духа; дай ему силы на борьбу с невидимым врагом; Твоею могущественною силою победи в нем плотские возбуждения; помоги ему угождать Тебе непрестанными славословиями, благовременным пением духовных песнопений, благоприятными молитвами, истинным рассуждением, смиренным сердцем, кротостью, правдой и всеми делами жизни Удостой его служить Тебе с кротостью, с любовью, разумно, свято, мужественно и приносить Тебе, как благоуханную жертву, песнопения, славословия и молитвы. Даруй ему провести жизнь в праведности и истине, чтобы он, будучи непорочной непрестанно в единении с Тобою, удостоился бы небесного Царства по благодати и милосердию Единородного Твоего Сына, с Которым благословен Ты вместе с Пресвятым, Всеблагим и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков».

Настоятель, простирая руку к Святому Евангелию: «Вот Христос невидимо стоит здесь, смотри, чадо, ибо тебя никто не принуждает к этой совершенной монашеской жизни; смотри, так как ты добровольно принимаешь этот великий ангельский образ».

Постригющийся: «Да, святой отец, добровольно».

После обещания настоятель берет со св. Евангелия ножницы и, трижды бросая их на пол, каждый раз говорит: «Возьми ножницы и подай их мне». Постригающийся же, каждый раз поднимая их, подает настоятелю, целуя его руку. Приняв в последний раз ножницы, настоятель кладет их на Св. Евангелие, говоря принимающему схиму:

«Вот ты вторично принимаешь их из руки Христовой; смотри, к Кому ты приступаешь, Кому обещаешься и от кого и от чего отрекаешься», и, взяв ножницы с Евангелия, произносит: «Благословен Бог, желающий, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Благословен Он во веки веков» (ср. 1Тим. 2:4 ).

Настоятель крестообразно постригает волосы на его голове и дает ему новое имя:

«Брат наш (имя) вторично постригает волосы своей головы в знак окончательного отречения от мира и всего мирского и окончательного отречения от личной воли и от всех плотских влечений, чтобы, ревностно подвизаясь в безмолвии и деятельной усидчивости, внимать себе, – во имя Отца и Сына и Святого Духа. Воззовем все о нем: «Господи, помилуй».

Братия: «Господи, помилуй!» (трижды).

Настоятель, касаясь правой рукой власяницы, в которую одет принимающий схиму, произносит:

«Брат наш (имя) вторично одевается в одежду правды и облекается в ризу радости великого ангельского образа, чтобы во имя Христа добровольно нести ему совершенную, духовную и телесную нищету, всячески уклоняться от всякого приобретения и накопления имений и для отвержения и победы над всеми плотскими и мирскими скорбями и бесовскими смущениями и для постоянной во Христе духовной радости и веселив, – во имя Отца и Сына и Святого Духа. Воззовем все о нем: «Господи, помилуй».

И крестообразно благословляет принимающего схиму, который целует власяницу и правую руку настоятеля последний же одевает его в схимническую рясу.

Братия: «Господи, помилуй» (трижды).

Далее настоятель каждый раз берет полагающиеся при принятии схимы одежды и предметы в левую руку, благословляет их правой и вручает принимающему схиму; последний же, принимая, целует их и руку настоятеля. Братия после каждого возгласа настоятеля: «Воззовем все…» трижды поет: «Господи, помилуй».

1. Настоятель возлагает на принимающего схиму великий параман: «Брат наш (имя) принимает совершенный параман великого ангельского образа, как одежду нетления и душевной и телесной чистоты, для непрестанного напоминания о взятии на себя благого ига Христа и ношения Его легкого бремени и для обуздания и связывания всех плотских похотей и желаний, – во имя Отца и Сына и Святого Духа. Воззовем все о нем: «Господи, помилуй».

2. Опоясывает схимника кожаным поясом: »Брат наш (имя) вторично препоясывает свои чресла силою истины для умерщвления тела и обновления духа, в неусыпное наблюдение за собою, в исполнение Христовых заповедей, – во имя Отца и Сына и Святого Духа. Воззовем все о нем: «Господи, помилуй».

3. Облачает в куколь, соединенный с аналавом: «Брат наш (имя) облачается в куколь незлобия, в шлем спасительной надежды для пребывания в молчании, в духовном размышлении и в тщательном к себе внимании, – во имя Отца и Сына и Святого Духа. Воззовем все о нем «Господи, помилуй».

Возлагает на него куколь с аналавом, покрыв голову и опустив сзади и спереди; затем берет в левую руку конец передней полы аналава, правою благословляет полу и дает ему целовать:

4. Облачает в схимническую мантию без фалд: »Брат наш (имя) вторично одевается в одежду спасения и броню правды, чтобы уклоняться от всякой неправды и всеми силами отказываться от рассуждений собственного разума и своевольных желаний; чтобы всегда размышлять о смерти; быть распятым для мира, мертвым для всякого злого дела и всегда живым для всякого ревностного служения Христу, – во имя Отца и Сына и Святого Духа. Воззовем все о нем: «Господи, помилуй».

5. Обувает в сандалии: «Брат наш (имя) вторично обувается в сандалии, чтобы быть готовым благовествовать мир, быть ревностным и тщательным на всякое послушание и на всякое доброе дело; медленным и неподвижным на самоволие и на всякое непристойное дело и чтобы день и ночь с бодростью и терпением подвизаться в молитве, – во имя Отца и Сына и Святого Духа. Воззовем все о нем: «Господи, помилуй».

6. Вручает четки: «Прийми, брат (имя), вторично духовный меч, который есть слово Божие, и постоянно пребывай в Иисусовой молитве, чтобы всегда иметь тебе в своем уме, сердце и на устах имя Господа Иисуса, непрестанно произнося: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного». Помни, что отныне ты должен всегда непрестанно иметь на своих устах слово Божие, пребывая в молитве, славословии и пении псалмов и духовных песнопений, чтобы никакое гнилое слово не исходило из твоих уст, – во имя Отца и Сына и Святого Духа. Воззовем все о нем: «Господи, помилуй».

7. Вручает ручной крест, благословляя: «Прийми, брат (имя), вторично щит веры – Крест Христов, которым ты угасишь все разженные стрелы лукавого; и всегда помни слова Господа: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною» ( Мф. 16:24 ). Воззовем все о нем: «Господи, помилуй».

8. Вручает зажженную свечу: «Возьми, брат (имя), вторично эту свечу и смотри, что отныне своею чистою, добродетельною жизнью, благочестивым размышлением, словом и делом, совершенным смирением, хранением себя в кротости, молчании и усиленном воздержании от всего, ты должен быть светом для мира, как сказал Господь: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф. 5:16 ). Воззовем все о нем: «Господи, помилуй».

9. После всего этого настоятель благословляет схимника: «Брат наш (имя) принял обручение великого ангельского образа и вторично облекая во всеоружие Божие, чтобы возможно было ему побеждать всю борющуюся с ним силу начальников, властителей и мироправителей тьмы этого века и поднебесных духов злобы, себя же хранить в безмолвии, – во имя Отца и Сына и Святого Духа. Воззовем все о нем: «Господи, помилуй».

Братия: «Господи, помилуй» (трижды), и тропари 4 гл.:

2. «Да возрадуется душа моя о Господе, ибо Он облек меня в ризу спасения; одеждой правды одел меня; как на жениха, возложил венец и, как невесту, украсил убранством» (ср. Ис. 61:10 ).

Диакон: «Господу помолимся».

Настоятель: «Господи Боже наш, верный в Своих обещаниях, не раскаивающийся в данных Тобою дарах и неизъяснимый в Своем человеколюбии! Ты почтил святым званием Твое создание и привел Твоего раба (имя) к Твоей духовной жизни. Даруй же ему, добродетельно и неукоризненно поступая, вести благочестивую жизнь, чтобы проживши в святости, он сохранил неоскверненным этот ангельский образ, принятый по Твоей благодати и, как облеченный с одеждой в истину, с поясом принявши на себя умерщвление тела и целомудрие, с куколем возложив шлем спасения и смиренномудрие, с аналавом украсившись крестом и верою, с мантией облекшись в одежду бессмертия и в сандалиях вступив на путь мира и спасения, да будет он страшен для противника – диавола, непобежден врагами и чужд всяких, скверных плотских сладострастий, и, наставляемый в послушании, проходя воздержание, руководясь подвижническим правилом, следуя по стопам великого пророка Илии, святого пророка Предтечи и Крестителя Иоанна, да прославит он в псалмах и пении духовных песнопений Твое святое и величественное имя, и, достигнув меры совершенства, да окончит он течение, сохранит веру, облечется ангельским бессмертием, причислится к Твоему святому стаду и, удостоившись стояния справа от Тебя, да услышит блаженный призыв: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, приготовленное вам от создания мира» ( Мф. 25:34 ). Наследниками этого Царства удостой, Боже, быть и нас по Твоей благодати, ибо Ты – Бог милости, щедрот и человеколюбия, и Тебе мы воссылаем славу, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков».

Настоятель; «Мир всем».

Братия: «И в твоей душе да будет мир».

Диакон: «Головы ваши пред Господом преклоните».

Братия: «Тебе, Господи».

Настоятель, склонив голову, молится: «Господи Боже наш! Введи этого Твоего раба (имя) в Твой духовный двор, присоедини его к Твоему словесному стаду, очисти его помышления от плотских влечений и от обманчивой прелести настоящей жизни; дай ему всегда помнить о блаженстве, приготовленном для любящих Тебя и распинающих себя в этой жизни ради Твоего Царства, ибо Ты Один Пастырь и Посетитель наших душ, и Тебе мы воссылаем славу, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков».

Затем, если постриг совершается за Литургией, то следует ее продолжение в обычном порядке с добавлением прокимна, Апостола и Евангелия на постриг. Если же постриг совершается не за Литургией, то произносится мирная ектения:

Диакон: 1. В мире Господу помолимся. (Братия после каждого прошения: Господи, помилуй). 2. О ниспослании мира свыше, о прощении грехов и спасении душ наших, Господу помолимся. 3. О мире всего мира, о непоколебимом пребывании святых Божиих церквей и о соединении всех Господу помолимся. 4. Об этом святом храме и о входящих в него с верою, благоговением и страхом Божиим, Господу помолимся. 5. О святейших вселенских православных патриархах, преосвященных епископах, (местном епископе), о священниках, служащих в чистоте и святости, о благоговейных диаконах, о всех церковнослужителях и монашествующих и о всех людях, Господу помолимся. 6. О брате нашем схимонахе (имя) и о даровании ему от Бога помощи и успеха, Господу помолимся. 7. Чтобы непорочно, не подвергаясь осуждению и соблазнам, выполнить ему обеты великого монашеского образа, Господу помолимся. 8. О просвещении души его постом и подвижничеством, Господу помолимся. 9. Об избавлении его от всех мирских похотей и привязанности к родственникам, Господу помолимся. 10. Об оставлении грехов его, о прощении со? решений и чтобы быть ему выше всех мирских мудрований, Господу помолимся. 11. Чтобы пребывать ему во всяком благочестии, благоговении и чистоте, Господу помолимся. 12. Чтобы оставить ему ветхого человека и облечься в нового, созданного по Богу, в праведности и святости истины, Господу помолимся. 13. Об избавлении его и нас от всякой скорби, гнева и нужды, Господу помолимся. 14. Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. 15. Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Вечнодеву Марию со всеми святыми призывая, сами себя и друг друга и всю нашу жизнь Христу Богу предадим.

Затем: молитва перед чтением святого Евангелия, Прокимен. Апостол, Евангелие и ектения (стр. 185 – 187).

После этого над головой схимника настоятель произносит молитву: «Многомилостивый Господи! Ты даровал Твоему рабу (имя) с принятием ангельского образа куколь и с ним шлем спасительной надежды, сохрани же эту Твою благодать неотъемлемой от его головы, согревай его мысли и постоянно управляй ими, делая их господствующими над ухищрениями противника – диавола, чтобы Твой раб, поражая в голову вселукавого змея, допущенного уязвлять его в пяту, возводил свои мысленные взоры к Тебе, Величественной и Единственной Главе, ибо Ты – просвещение и освящение наших душ и Тебе мы воссылаем славу, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков».

Настоятель: «Мир всем».

Братия: «И в твоей душе да будет мир».

Диакон: «Головы ваши пред Господом преклоните».

Братия: «Тебе, Господи».

Настоятель – молитву над преклонившим голову схимником: «Благослови, освяти и сохрани, Владыка, от всякого видимого и невидимого гибельного искушения Твоего раба (имя), преклонившего свою голову пред Тобой, огненной Главой – Одним Премудрым Невидимым Богом. Ибо Твое есть царство и власть и сила, и Тебе принадлежит всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков».

Братия: «Аминь» и стихиру 1 гл. «Познаем, братья, силу таинства…» (стр. 187) и затем все остальное до конца см. стр. 187 – 188.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *