Что такое принцип прочности
Что такое принцип прочности
В нем закреплены эмпирические и теоретические закономерности: усвоение содержания образования и развитие познавательных сил учащихся — две взаимосвязанных стороны процесса обучения; прочность усвоения учащимися учебного материала зависит не только от объективных факторов: содержания и структуры этого материала, но также и от субъективного отношения учащихся к учебному материалу, обучению, учителю; прочность усвоения знаний учащимися обусловливается организацией обучения, использованием различных видов и методов обучения, зависит от времени обучения; память учащихся носит избирательный характер: чем важнее и интереснее для них тот или иной учебный материал, тем прочнее этот материал закрепляется и дольше сохраняется.
Современное понимание механизмов учебной деятельности, приводящих к прочному усвоению знаний, позволяет выделить важные правила прочного обучения.
Материал, требующий запоминания, следует заключать в короткие ряды: то, что мы будем носить в своей памяти, не должно иметь обширных размеров. Из подлежащих запоминанию рядов надо исключать все, что учащийся сам легко может прибавить.
Помните: забывание изученного наиболее интенсивно идет сразу после обучения, поэтому время и частота повторений должны быть согласованы с психологическими закономерностями забывания.
Частота повторения должна соответствовать ходу кривой забывания. Наибольшее количество повторений требуется сразу же после ознакомления учащихся с новым материалом, т. е. в момент максимальной потери информации, после чего количество повторений должно постепенно снижаться, но не исчезать совсем.
Не приступайте к изучению нового, предварительно не сформировав двух важнейших качеств: интереса и положительного отношения к нему.
Следите за логикой подачи учебного материала. Логически связанные между собой знания и убеждения усваиваются прочнее, чем разрозненные сведения.
В случае снижения темпов обучения следует немедленно установить его причину. Наиболее распространенные причины — падение (потеря) интереса к учебному процессу и усталость. Ищите пути к их восстановлению. Не интенсифицируйте обучение искусственно.
Принцип прочности в овладении знаниями, умениями и навыками
Принцип прочности означает способность учащегося при необходимости воспроизвести изученное и воспользоваться соответствующими знаниями в практической деятельности, т.е. прочность это не только глубокое запоминание, но и умение воспользоваться тем, чем располагает память. В этом заключается главная особенность данного принципа.
Ошибочным является традиционное (репродуктивное) обучение, которое ориентируется только на запоминание, на повторение рассказанного учителем или прочитанного в учебнике. Такой процесс обучения ориентируется только на развитие механической памяти учащихся, для чего применяется многократное повторение. На самом же деле необходимо развитие как логической, так и механической памяти на основе развития элементов рассудочной деятельности учащихся. Необходимо, чтобы учащиеся запоминали лишь основные понятия, фундаментальные, ключевые, а имея навыки рассудочной деятельности, они смогут самостоятельно обосновать новые понятия, объяснить факты и т.п.
Приведем пример. В четвертом классе учащимся был задан вопрос: «Чему равна длина окружности земного шара?» Никто никогда им ни о чем подобном не говорил. «Лес» рук и соответствующие ответы: миллион километров, сто миллионов, миллиард километров и т.п. Назывались самые большие числа, известные учащимся. Но один дал конкретный ответ: 11000 км. На вопрос, почему он так считает, он ответил, что когда-то учительница говорила, что протяженность нашей страны составляет 2200 км, он представил глобус и решил, что эта длина может уложиться пять раз, поэтому 2200 км он умножил на б. Ответ совершенно неверный, но он ценен своими логическими рассуждениями для учащегося данного возраста.
Принцип прочности в обучении
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие и характеристика принципа прочности в обучении
Принцип прочности подразумевает основательное изучение материала, при котором учащиеся всегда могут воспроизвести его в памяти или воспользоваться им как в учебных, так и в практических целях.
Прочность усвоения учащимися учебного материала зависит от ряда факторов:
Основой принципа прочности в обучении является память. Это объясняется тем, что именно от процессов закономерности памяти зависит запоминание, закрепление и возможность повторения (воспроизведения) полученных знаний. То есть именно от памяти зависит прочность и крепость полученной в процессе обучения информации. Исходя из чего, основная работа, в рамках реализации принципа прочности в обучении, проводится учителем в направлении тренировки памяти учащихся. Дети учатся не просто механически запоминать учебную информацию, а «управлять» полученными знаниями. Управление заключается в том, что учащийся при необходимости вспоминает и воспроизводит необходимую в данный момент информацию.
Помимо памяти, принцип прочности в обучении, опирается на эмоциональные, мыслительные и волевые процессы познавательной деятельности ребенка.
Опора на процессы познавательной деятельности обусловлена тем, что память любого человека носит избирательный процесс и чаще всего запоминаются особо интересные моменты и информация. Соответственно информация, окрашенная эмоционально будет запоминаться ребенком лучше и дольше сохраняться в памяти. Исходя из чего, педагогу необходимо осуществлять учебный процесс, а именно подачу учебного материала, в интересной и познавательной форме, с целью ее эффективного запоминания учащимися.
Кроме перечисленного, значительная роль в процессе закрепления пройденного учебного материала имеют такие умственные действия как сравнение, синтез, анализ, обобщение. Именно они способствуют интенсивному процессу запоминания информации.
Во время организации учебного процесса, направленного на закрепление пройденного учебного материала педагог должен проводить работу, направленную на развитие памяти, а также на подвижность и гибкость ума, умение обобщать знания. Это необходимо для того, чтобы в случае, если ребенок забыл необходимую ему информацию, он сможет воспроизвести ее, опираясь не только на память, но и на чувства и мышление.
Готовые работы на аналогичную тему
С течением времени, память детей развивается и совершенствуется. С возрастном у ребенка эмоциональная память уступает место памяти, основанной на логическом и наглядно-образном мышлении.
Педагог, во время организации и реализации учебного процесса, в рамках данного принципа, должен помнить, что успеваемость ребенка во многом находится в зависимости от памяти. Это подтверждается педагогической практикой, которая показывает, что в классах (группах) с высокой успеваемостью, нет детей с низким уровнем памяти. Чем старше становится ребенок, тем больше его память ориентирован на логическое запоминание, а процесс воспроизведения информации связан с умением устанавливать логические связи и сопоставлять различного рода учебный материал.
Таким образом, сущность принципа прочности в обучении заключается в сохранении и закреплении пройденного материла, а также умении при необходимости вспомнить и воспроизвести нужную информацию.
Педагогические правила реализации принципа прочности в обучении
Реализация принципа прочности в обучении предполагает соблюдение ряда педагогических правил:
Принцип прочности подытоживает теоретические поиски ученых и практический опыт многих поколений учителей по обеспечению прочного усвоения знаний.
ПРИНЦИП ПРОЧНОСТИ УСВОЕНИЯ
Смотреть что такое «ПРИНЦИП ПРОЧНОСТИ УСВОЕНИЯ» в других словарях:
Принципы обучения — взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности, дидактические принципы, доступность, индивидуализация обучения, концентризм, методические принципы обучения, обучение на синтаксической основе, общедидактические принципы обучения, опережение… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ — ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ. Принципы обучения, опирающиеся на разрабатываемые в дидактике положения теории образования и обучения, используемые при обучении любой дисциплине и не зависящие от предмета обучения. В то же время применение Д. п. о. в… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ — направляют деятельность педагогов, реализуя нормативную функцию дидактики. Поскольку дидактика одновременно теоретическая и нормативно прикладная наука, понятие принципа в ней выступает в разл. аспектах: с логич. точки зрения принцип можно… … Российская педагогическая энциклопедия
Принципы обучения — направляют деятельность педагогов, реализуя нормативную функцию дидактики. Поскольку дидактика одновременно теоретическая и нормативно прикладная наука, понятие принципа в ней выступает в различных аспектах: с логической точки зрения принцип… … Педагогический терминологический словарь
Дистервег, Адольф — Адольф Дистервег Adolph Diesterweg Дата рождения: 29 октября 1790(1790 10 29) … Википедия
Дистервег Фридрих Адольф Вильгельм — Дистервег (Diesterweg) Фридрих Адольф Вильгельм (29.10.1790, Зиген, Вестфалия, ‒ 7.7.1866, Берлин), немецкий педагог демократ. В 1812‒20 преподавал физику и математику в средних школах в Вормсе, Франкфурте на Майне и Эльберфельде, затем ‒… … Большая советская энциклопедия
Дистервег — (Diesterweg) Фридрих Адольф Вильгельм (29.10.1790, Зиген, Вестфалия, 7.7.1866, Берлин), немецкий педагог демократ. В 1812 20 преподавал физику и математику в средних школах в Вормсе, Франкфурте на Майне и Эльберфельде, затем директор… … Большая советская энциклопедия
Дистервег — Дистервег, Адольф Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег Немецкий педагог, прогрессивный либеральный политик. Выступал за секуляризацию школ.В 1812 1820 годах преподавал физику и математику в средних школах в Вормсе, Франкфурте на Майне и… … Википедия
Дистервег А. — Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (29 октября 1790, Зиген, Вестфалия, 7 июля 1866, Берлин) немецкий педагог демократ. В 1812 1820 годах он преподавал физику и математику в средних школах в Вормсе, Франкфурте… … Википедия
Дистервег Адольф — Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (29 октября 1790, Зиген, Вестфалия, 7 июля 1866, Берлин) немецкий педагог демократ. В 1812 1820 годах он преподавал физику и математику в средних школах в Вормсе, Франкфурте… … Википедия
Конспект 74. «Принцип прочности в овладении знаниями, умениями и навыками, принцип связи теории с практикой»
Конспект 74. Принцип прочности в овладении знаниями, умениями и навыками, принцип связи теории с практикой
Принцип прочности означает способность учащегося при необходимости воспроизвести изученное и воспользоваться соответствующими знаниями в практической деятельности, т. е. прочность – это не только глубокое запоминание, но и умение воспользоваться тем, чем располагает память. В этом заключается главная особенность данного принципа.
Ошибочным является традиционное (репродуктивное) обучение, которое ориентируется только на запоминание, на повторение рассказанного учителем или прочитанного в учебнике. Такой процесс обучения ориентируется лишь на развитие механической памяти учащихся, для чего применяется многократное повторение. На самом же деле необходимо развитие как логической, так и механической памяти на основе развития элементов рассудочной деятельности учащихся. Необходимо, чтобы учащиеся запоминали лишь основные понятия, фундаментальные, ключевые, а имея навыки рассудочной деятельности, они смогут самостоятельно обосновать новые понятия, объяснить факты и т.п. Практика является основой познания. Поэтому учащиеся должны понимать, что теоретические изыскания осуществляются не сами по себе и не ради развития самой науки, а для совершенствования практической деятельности, улучшения жизни людей. Главной особенностью принципа связи теории с практикой является то, чтобы учащиеся прежде всего понимали значение теории в жизни человека, в его практической деятельности. И чтобы они умели применять усвоенные знания для решения задач практического характера, которые возникают перед ними. Такие умения являются одним из важнейших критериев качества знаний обучающихся. Традиционными путями связи теории с практикой являются разнообразные экскурсии, выполнение учащимися лабораторных и практических работ, организация различного рода наблюдений за конкретными объектами и явлениями и т.п. Однако обычно при организации процесса обучения забывают о таком пути, как опора на личный опыт учащихся.