Что такое принцип обратимости
Обратимость электрических машин
Обратимость электрических машин вызвана одинаковым устройством преобразователем электрической энергии в механическую и механической в электрическую. Таким образом, электрические машины взаимозаменяемы: любой электродвигатель может использоваться в качестве генератора и наоборот, электродинамическая головка может использоваться в качестве микрофона и наоборот, и т. п.
Приоритетная функция электрической машины определяет её конструктивные особенности, вследствие которых обратимость становится неравномерной. Так, электрогенератор будет иметь несколько больший КПД, чем используемый в качестве генератора соответствующий по размерам электродвигатель, электродинамический микрофон будет выдавать более качественный звуковой сигнал, чем равная по размерам динамическая головка.
Применение
Данное явление широко используется в электротехнике, например, для электродинамического торможения: двигатель постоянного тока, будучи отключен от питающего его источника, вращаясь по инерции, сразу же переходит в генераторный режим из-за наличия в нём противоэлектродвижущей силы. Если одновременно с отключением от источника двигатель замкнуть на небольшое сопротивление, то под действием противоэлектродвижущей силы в замкнутой цепи якорной обмотки возникнет большой ток, который и создаст в двигателе тормозящий момент, направленный против его вращения, вследствие чего двигатель быстро остановится. Кроме того, генерируемый двигателем ток может подзаряжать аккумуляторы транспортного средства, на котором установлен, либо возвращаться в питающую электросеть, как происходит на некоторых электропоездах и трамваях при торможении или движении под уклон. Такой режим работы транспортного средства называется рекуперативным торможением.
Обратимость иногда используется в электронной технике: например, в некоторых образцах связной аппаратуры динамическая головка в режиме передачи служит микрофоном. Этим достигается улучшение массогабаритных показателей и удешевление изделия. Также известны образцы устройств, в которых светодиод часть времени используется в качестве фотодиода. Таким путём упрощается оптический тракт двунаправленных устройств оптической связи.
Свойством обратимости обладают также гидравлические машины.
Обратимость электрических машин
Основные положения принципа обратимости электрических машин
Таким образом, мы получим электрический двигатель, который, в отличие от генератора преобразует электрическую энергию в механическую.
По закону Ленца, индуцированный ток всегда имеет такое направление, при котором возникающая электромагнитная сила стремится препятствовать тому изменению (движению), благодаря которому индуцируется ток.
Рис. 1. Простейший генератор переменного тока
Рис. 2. Простейший генератор постоянного тока
Рис. 3. Генератор дает переменную э.д.с., если концы рамки подключены к кольцам. Если же они подключены к полукольцам (пластинам коллектора), то ток в цепи будет пульсирующим.
На основании упомянутых выше законов и принципа работы простейших электрических машин можем сформулировать следующие основные положения энергопреобразования:
1) непосредственное взаимообратное преобразование механической и электрической энергии в индуктивных электрических машинах возможно лишь тогда, когда последняя является энергией переменного тока,
2) для такого энергопреобразования необходим электрический контур с изменяющейся индуктивностью (в нашем случае это поворачивающийся в магнитном поле виток),
4) любая электрическая машина энергетически обратима, т. е. принципиально равноценно может работать и как генератор, и как двигатель,
5) поскольку для проявления закона электромагнитной индукции необходимо лишь относительное перемещение проводника и магнитного поля, то любая электрическая машина кинематически обратима, т. е. у нее может вращаться или якорь или индуктор.
Возможно ли использование двигателя вместо генератора на практике
По закону Э. X. Ленца индуктированный ток в замкнутом электрическом контуре всегда имеет такое направление, при котором возникающая электромагнитная сила стремится препятствовать тому изменению (движению), благодаря которому индуктируется электрический ток. На этом основании всякая индуктивная электрическая машина «энергетически обратима», т. е. может, принципиально, работать как генератором, так и двигателем.
Тем не менее, при необходимо знать, для какого режима работы электричсекая машина предназначается, — для генераторного или двигательного. Это объясняется тем, что на практике к генератору и к двигателю предъявляются определенные требования, которые не всегда совместимы, а потому может оказаться, что электрическая машина, выполненная как генератор, не будет в состоянии удовлетворительно работать в качестве двигателя, и наоборот.
Поэтому всякая машина должна иметь на своем «заводском щитке» указание, для какого режима работы она предназначается выпустившим ее заводом. Кроме того, нужно отметить, что ряд типов электрических машин возник и применяется только в качестве генератора, либо только в качестве двигателя.
Кинематическая обратимость электрической машины
С точки зрения осуществления в электрической машине энергопреобразования важно лишь взаимоотносительное движение ее двух основных органов, вытекает кинематическая обратимость электрической машины.
Это значит, что если ротор электрической машины застопорить, а статору дать возможность вращаться, то он придет во вращение, при этом будет вращаться, при неизменных электрических соединениях, в сторону, обратную той, в которую вращался ротор, превращенный в статор (это следует из законов механики).
Очевидно, что для придания статору возможности вращения его придется снабдить соответствующими подшипниками и, кроме того, скользящими электрическими контактами, чтобы сохранить подачу электрической энергии к статору, если таковая имела место до переделки. Очевидно, что при кинематическом обращении внутрироторной электрической машины получим внешнероторную электрическую машину, и наоборот.
Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!
Взросление и принцип обратимости
Жан Пиаже работает с ребенком
Это четвертая статья, написанная известным фельденкрайз-практиком и тренером Деннисом Лери (Dennis Leri, 1945−2016) в конце 1990-ых в рамках серии, которую он назвал «Багаж знаний» (Mental Furniture). В серии 12 статей, в некоторых из них Мойше Фельденкрайз и его Метод — главные герои, а в некоторых упоминаются буквально вскользь. Эта статья анализирует работы одного из известных психологов и философов XX века, создателя теории когнитивного развития Жана Вильяма Фрица Пиаже (1896−1980). Деннис не сравнивает детально подходы и концепции Мойше и Пиаже, но вводит и определяет целый ряд понятий, ключевых для Метода Фельденкрайза и работ швейцарского психолога.
Вот что сам Деннис писал об этом цикле статей:
«Серия „Багаж знаний“ содержит статьи, опубликованные в информационном бюллетене Feldenkrais Guild. Они задуманы как нечто вроде археологических раскопок того, что повлияло на Мойше Фельденкрайза. Я не разбираю его взгляды в свете современных представлений. Для этого будет другое время и место. Здесь я только пытаюсь очертить некоторые отсылки к областям знаний, которые сам Мойше Фельденкрайз делал в ходе преподавания»
Пиаже и понятие обратимости
Мойше Фельденкрайз упоминал швейцарского психолога Жана Пиаже (1896−1980) в списке авторов для чтения. Лично я до недавних пор читал только в первую очередь философские работы Пиаже. И изучая его работы по развитию ребенка был поражен глубоким резонансом с подходом Мойше.
Вот что говорил Пиаже о «биологической проблеме интеллекта»: «Словесный или когнитивный интеллект основан на практическом или сенсомоторном интеллекте, который, в свою очередь, зависит от приобретенных и рекомбинированных привычек и ассоциаций. Это, со своей стороны, предполагает систему рефлексов, очевидно связанных с анатомическим и морфологическим строением организма. Определенная связность, таким образом, существует между интеллектом и чисто биологическими процессами морфогенеза и адаптации к окружающей среде. Что из этого следует?» (The Origins of Intelligence in Children, International University Press, 1952/La naissance de l’intelligence chez l’enfant, 1936),
О чем же, действительно, это нам говорит?
Пиаже связывает онтогенез, исторический путь изменений, формирующий индивидуума, и филогенез, историю эволюции видов, таким образом, что это проясняет используемое Мойше понятие органического научения. Он фокусируется на роли организма, в частности сенсомоторной системы, в обучении. Пиаже направляет свое исследование в сторону от онтологического подхода, то есть от объяснений и описаний того, что собой представляют вещи, к онтогенетическому, то есть к их происхождению. Пиаже мог бы переформулировать слова философа Мартина Хайдеггера «Почему есть что-то вместо ничего?», спросив «Как получилось, что есть что-то вместо ничего?».
Пиаже разделяет весь период развития ребенка на четыре периода, каждый с подпериодами. Это: (1) Период сенсомоторного интеллекта от 0 до 2 лет. (2) Период дооперационных представлений от 2 до 7 лет. (3) Период конкретных операций от 7 до 11 лет. (4) Период формальных операций старше 11 лет.
Мойше Фельденкрайз работает с ребенком
Вне зависимости от периода или подпериода, Пиаже указывает на три необходимые операции, задействованные на каждом уровне развития, будь оно «физическое» или «умственное»: ассимиляция, аккомодация и адаптация (иногда называемая уравновешивание или восстановление равновесия). Для адаптации организм использует рефлексы. Пиаже рассматривает их как организованные схемы действий, которые младенец получает при рождении готовыми к использованию. Аккомодация происходит в контакте с объектами (в самом общем смысле), модицифицируя действие рефлекса. Консолидация и усиление действия рефлекса благодаря его применению представляет собой ассимиляцию. Прогрессивная адаптация рефлекторных схем предопределяет их организацию. Каждый рефлекс направлен во внешнюю среду. Сталкиваясь с ней, он изменяется.
Схема, лежащая в основе рефлекса, продолжает направлять поиск действий, а контроль со стороны коры больших полушарий определяет организацию. Разнообразие организаций рефлекторных схем организма — это его способ ассимиляции нового, сначала в форме питания, позднее информации.
Ассимиляция конкретизирует и расширяет рефлексы врожденные и приобретенные, привычки. Она делает это через распознавание и дифференциацию: объекты, которые вызывают рефлекс; факторы, которые соотносят объекты с внутренними потребностями, например голод; объекты, обобщающие способность распознавания других объектов. Всевозможные объекты определяются через тактильное и кинестетическое взаимодействие как источники питания, возбуждения или сигналы, закрепляющие само по себе действие. Эти оценки предвосхищают более формальный процесс суждения.
Аккомодация — процесс, в ходе которого схема через взаимодействие с объектами, меняет свою структуру, то есть «реорганизуется», чтобы дать пространство для ассимилируемого. Аккомодации дают начало новым организациям, основанным на предшествующих.
Ассимиляция — это процесс обучения идентификации, распознаванию и обобщению объектов. Аккомодация — это модификация действия аккомодации. Адаптация — это балансировка процессов ассимиляции и аккомодации, то есть восстановления равновесия, необходимого для соответствия организма окружающей среде.
На всех стадиях развития, на каждом уровне и соединяющих их структурах три этих процесса находятся в постоянном взаимодействии. Например, поздние когнитивные стадии остаются связанными с сенсомоторным уровнем, хотя и через более сложную организацию.
Приобретение способности различать внешние обстоятельства вкупе с развитием действий, прямо не зависящих от рефлексов становится базой для различения субъективных и объективных полюсов опыта. В процессе обучения действиям, которые позволяют различить разные объекты и разные контексты, постепенно дифференцируется личность. Сосание пальца предшествует более сложным координациям руки со ртом или со взглядом. Продвигаясь от простого хватания к целенаправленному исследованию руками, ребенок начинает различать средство, руки, от цели, поднести что-то ко рту, потрясти что-то, чтобы оно зазвучало, и т. д.
В процессе развития ребенок проходит через различные «эгоцентричные» стадии. В терминологии Пиаже «эгоцентричный» отсылает к детской некритической идентификации восприятия с миром. Действия ребенка создают восприятия, и, в силу неумения отличить действия от последствий, эти восприятия становятся его «реальностью». Взросление состоит в «децентрализации» воспринимаемого мира, то есть в приобретении понимания, что разные действия ведут к разным восприятиям. Такое осознание, подразумевающее сенсомоторную базу реальности, делает возможными разные действия и разные восприятия реального.
Давайте взглянем на восприятие ребенком времени, чтобы проследить, как происходит эта децентрализация. В эксперименте детям разного возраста показывали два соединенных стеклянных контейнера: один длинный и цилиндрический, второй широкий в основании и сужающийся к верху. Окрашенная жидкость переливается из одного в другой, вызывая два простых процесса: снижение уровня в первом сосуде и подъем в другом. «Операции со временем следующие: (1) приведение разных уровней в серию А+В+С и т. д. через понятия отношений „до“ и „после“ (серийность невозможна, если отношения „одновременны“); и (2) приведение соответствующих интервалов (сроков) АВ, АС, и т. д. (АВ короче, чем АС, и т. д., а А1 и В1 или А2 и В2 синхронны).» (The Child’s
Conception of Time)
У взрослого не возникает сложности в осознавании того, что это одна и та же жидкость и один и тот же объем переходит из одного контейнера в другой, несмотря на изменение формы. У детей проявляются всевозможные трудности в связывании того, что происходит в одном и другом контейнере. Складывается масса расходящихся концепций: что события не имеют отношения друг к другу, что их «два»; что объем жидкости не одинаков, то есть не сохраняется; что одно происходит быстрее или медленнее и так далее. На «интуитивном» уровне дети в конце концов способны увидеть, что в последовательных моментах один из контейнеров опустошается, признавая, что в предыдущий период он был полнее.
Интуитивное восприятие последовательности и длительности будучи эгоцентричным не приводит к координации событий в двух контейнерах. Только когда появляется схема, которая обобщает и координирует «два» события в организованное целое можно сказать, что есть понимание времени. Как только концепция времени, а на самом деле схема действий, создана, она может использоваться для новых действий. Для Пиаже зрелое понимание времени возникает, когда происходит сдвиг от интуитивных, эгоцентрических, необратимых толкований движений перемещения к операционным, обратимым интерпретациям.
Обратимость означает, что в любой данный момент действия можно представить предыдущий или исходный момент и следующий или финальный момент. То, что создает восприятие сохранения объема жидкости или одновременность снижения и подъема уровней, и есть «операционный» уровень действий с его подразумеваемым понятием обратимости. Потому что на этой стадии есть истинная концепция времени, можно отличить действие от его исхода. Можно дать внимание самому по себе действию. Можно «интериоризировать» действие, то есть совершить его мысленно или через модель или аналог, показывающий операционную обратимость. (Подумайте об этом в отношении некоторых АТМ, которые вы могли делать).
Реальное — лишь один из примеров возможного. С обратимостью можно модифицировать действия, замедляться или ускоряться, менять направление. Обратимость — не просто вопрос отматывания фильма назад. Она организует в связное целое и делает осознаваемым соперемещение себя, других и объектов в мире. Обратимость — конструкция, которая позволяет оценивать и менять качество действия, того, как оно выполняется и к каким последствиям приводит.
Для Пиаже зрелость есть децентрализованное поведение. Одновременно дифференцировать себя, других и объекты в мире — означает лучшую интеграцию себя в мир и мира в себя. Упомянутый выше эксперимент блестяще демонстрирует, что для восприятия любой вещи нужны определенные действия. Восприятию учатся и оно зависит от целого ряда предварительных этапов научения.
Размышляя над тем, как Фельденкрайз использует термин «обратимость», можно многое получить от чтения Пиаже. Также будет очень информативным сравнить, как Мойше определяет и использует такие термины, как организация, функция, дифференциация, интеграция, обучение и привычка, с тем, как это делает Пиаже. Я рекомендую любую из его работ, но особенно The Origins of Intelligence in Children. У Пиаже, нужно признать, немало критиков. Одна из превосходных работ на эту тему — Apprenticeship in Thinking Барбары Рогофф (Barbara Rogoff). Также особенно провокационны работы Эстер Телен (Esther Thelen).
Принцип обратимости: что происходит, когда вы прекращаете тренироваться?
Автор:
Павел Ин
Принцип обратимости, поскольку он относится к спорту и фитнес-тренировкам, означает: если вы не используете его, вы потеряете его. Этот принцип является обоснованным в спортивной науке и тесно связан с биологическим принципом употребления и неупотребления.
В то время как периоды отдыха необходимы для восстановления после тренировок, увеличенные интервалы отдыха снижают физическую форму. Физиологические эффекты фитнес-тренировки будут со временем уменьшаться, заставляя тело вернуться в его предтренинговое состояние.
Детренированность наступает в течение относительно короткого периода времени после прекращения тренировки. Только около 10% силы теряется за 8 недель после окончания тренировки, но 30-40% мышечной выносливости теряется за тот же период времени.
Принцип обратимости не распространяется на поддержание профессиональных навыков. Последствия прекращения практики двигательных навыков, таких как силовые тренировки или спортивные навыки, очень разные.
Навыки, если один раз научился, никогда не забываются, особенно если хорошо учился. Координация хранится в долгосрочной памяти, и моторика остается почти идеальной на протяжении десятилетий, в частности для непрерывных навыков (например, езда на велосипеде, плавание). Если вы прекратите тренировки, с течением времени вы будете терять силу, выносливость и гибкости, но вы вспомните, как выполнить навыки, необходимые при выполнении упражнений и заданий.
Советы о том, как применять принцип обратимости
Биологические принципы построения спортивной тренировки ч.2
Физкульт привет спортсмены, меня зовут Зайцев Игорь, в очередной статье я продолжу говорить про принципы спортивной тренировки, которые базируются на закономерностях адаптации, утомления и восстановления. Если вы не читали мой прошлый материал, то обязательно этой сделайте, в противном случае вникнуть в суть будет сложнее. Нумерацию продолжаю, учитывая предыдущую статью.
II. Принцип обратимости.
В основе этого принципа лежит следующая закономерность: для повышения тренированности спортсмена или улучшения его физических качеств, тренировочный процесс должен быть постоянным. Однократная тренировочная сессия не вызывает функционального роста и после прекращения тренировок, организм со временем возвращает своё функциональное состояние к исходному, дотренировочному уровню.
Проще говоря, для достижения результатов, тренироваться необходимо систематически. И каким бы не был ваш результат, при отсутствии тренировок, организм со временем теряет все свои энергетические и структурные резервы.
Основным механизмом приницпа является то, что суперкомпенсация носит обратимый характер. Всё, что было накоплено и «улучшено» за время долгих тренировок, со временем, при их отсутствии, теряется. В этом явлении есть биологический и эволюционный смысл. Все ресурсы, вся приобретённая долголетними тренировками форма или мастерство, требуют для их поддержания колоссальное количество энергии, которое мы получаем с пищей. И с целью экономии, организм от всего лишнего избавится.
III. Принцип специфичности
В основе этого принципа лежит тот факт, что адаптационные сдвиги в организме на прямую зависят от характера тренировки(аэробная, анаэробная, скоростно-силовая и т.д.), а именно какой режим энергообеспечения преобладает. Как я уже много раз говорил и писал в своих статьях, от интенсивности физической нагрузки зависит то, каким способом организм обеспечивает себя энергией, и какие сдвиги возникают после неё.
Спортсмены использующие в своей тренировке скоростно-силовые упражнения(максимальная интенсивность/мощность за короткое время) увеличивают в своих мышцах запасы гликогена, креатинфосфата, количество миофибрилл, гипертрофия возникает смешенного типа: саркоплазматическая и миофибриальная. Длительные тренировки такого рода вызывают смещение типа мышечных волокон в строну быстрых.
Те спортсмены у которых в тренировочном процессе преобладают нагрузки менее интенсивные, но более длительные, вызывают у себя в организме изменения другого характера: в мышечных клетках увеличиваются размер и количество митохондрий, увеличивается количество миоглобина, растут запасы гликогена и внутримышечного жира, соотношение мышечных волокон смещается в сторону красных. Следствием всех внутриклеточных, адаптационных изменений является повышение МПК, что увеличивает мощность аэробного механизма ресинтеза АТФ.
Подводя итог всему выше сказанному, во время составления тренировочного процесса, нужно чётко понимать цели и специфику выбранного спорта, и в соответствии с этим подбирать методику и средства для тренировки. Если вы силовик, основная тренировок должна быть силового характера. Если марафонец, то аэробного. В общем, свой организм нужно готовить к тому, что вам потребуется на соревнованиях, если же вы занимаетесь фитнессом, то методика тренировок должна соответствовать вашим целям.
IV. Принцип последовательности
Как говорилось в предыдущем принципе: в зависимости от характера и мощности нагрузки, со временем, при постоянных тренировках, в организме наблюдаются совершенно разные биохимические изменения, напомню: тренируясь в зоне максимальной мощности — растёт концентрация креатинфосфата, собственного АТФ, увеличивается количество миофибрилл и т.д. Субмаксимальной мощности — растёт гликоген, количество ферментов анаэробного гликолиза и других внутриклеточных включений. Умеренной мощности — увеличиваются количество и размер митохондрий, количество гликогена, ферментов аэробного гликолиза, миоглобина и т.д.
Больше времени требуется для роста лактатной работоспособности, и медленней всего растёт алактатная работоспособность. Что бы достигнуть максимальных пределов гликолитической и алактатной мощности, в среднем уходит 6-9 лет тренировок. Т.е. скоростно-силовые качества тренировать сложнее всего.
В итоге получается так, прощего всего тренировать аэробные возможности, затем гликолитические, а в конце алактатные. Тут стоит отметить, что если касаться восстановления всё происходит наоборот. Все выше перечисленные особенности учитываются при построении сезонного/предсезонного тренировочного графика, т.е. деятельность спортсмена носит сезонный характер(футболисты — предсезонка, лига, кубок, сборная, отпуск; бодибилдеры — межсезонье, подготовка, соревнование и т.д.).
Принцип последовательности играет важную роль при тренировке новичка, очень важно вводить другие или более сложные нагрузки в его тренировочную схему постепенно и последовательно, что бы избежать травм и добиться более эффективного результата.
V. Принцип регулярности или принцип положительного воздействия.
Этот принцип вытекает из зависимости между тренировочном процессом и восстановлением. Снова всё упирается в гетерехронность восстановительных процессов, после аэробной/анаэробной тренировки, как я уже говорил, мы восстанавливаемся разное время. Физиологические/биохимические сдвиги тоже зависят от типа тренировки(аэробная, алактатная, лактатная) и следовательно от мощности тренировки (максимальная, субмаксимальная, большая, умеренная). При правильном чередовании и/или совмещении разного типа тренировок, можно либо усилить, либо ослабить их воздействие на спортсмена. От сюда получается, что взаимодействие тренировок разной направленности может быть следующим:
— Положительное взаимодействие нагрузок
— Отрицательное взаимодействие нагрузок
— Нейтральное взаимодействие нагрузок
Положительное взаимодействие нагрузок. Это выполнение последующей тренировки на волне суперкомпенсации предыдущей. Т.е. когда новая тренировка, точно попадает на суперкомпенсацию,и при этом учитывается гетерехронность восстановительных процессов. Такое грамотное сочетание тренировки и отдыха позволяет, со временем, увеличивать тренировочный объем, что приводит к повышению функциональных возможностей организма спортсмена и росту его работоспособности.
Отрицательное взаимодействие нагрузок. Происходит, когда последующая тренировка проводится в фазе недовосстановления от предыдущей. Т.е. организму не хватает времени отдыха, что бы полностью восстановить сдвиги, вызванные предыдущей тренировкой. Если во время не дать организму восстановиться, то такой подход приведет к исчерпанию энергетических и физиологических резервов организма, снижению работоспособности и в конечном счёт приведёт к перетренированности и травмам. Но это не значит, что такой подход не используется, тренируюсь три дня подряд, можно вызывать сильные сдвиги, которые невозможны при однократной тренировке, и по всем законам восстановления, после сильного исчерпания резервов организма, идёт значительная суперкомпенсация.
Нейтральное взаимодействие нагрузок. В этом случае, каждая последующая тренировка проходит после того, как прошла суперкомпенсация от предыдущей. Т.е. между тренировками проходит слишком много времени, и функциональное состояние организма, успевает после суперкомпенсации вернуться к исходному уровню. Тренированность, работоспособность спортсмена при такой схеме тренировок не увеличиваются, но это позволяет сохранить имеющуюся работоспособность.
Что мы в итоге имеем? Давайте я приведу пару примеров тренировок в тренажёрном зале. Мы имеем три варианта тренировки: 1) аэробная — длительность примерно 60 минут, нету пауз и отдыха, мы можем бегать, ходить, ехать на велосипеде, подобрать нужную интенсивность для круговой тренировки, т.е. 60 минут ходить от тренажёра к тренажёру, выполняя упражнения с маленьким весом и с нужным пульсом; 2) лактатная — скорее всего в зале это будет стандартные 40-60 минут, отдых между повторами 60-120 секунд, где будет набор упражнений, супер-сетов, в диапазоне повторений от 10 до 20, так же может быть бег, гребля, но в более быстром темпе; 3) Алактатная — стандартная тренировка на силу, максимальные веса, 2-6 повторений, отдых 3-5 минут. Так вот, что нужно избегать:
1) Если вы тренируетесь три дня подряд, и направленность тренировок разная и даже если группы мышц тоже разные, на 4 день необходим отдых, скорее всего организм восстановится не сможет, и на 4 день будет отрицательное взаимодействие нагрузок, что начнёт приводить к падению работоспособности.
2) Нельзя использовать в одной тренировке лактатную нагрузку и аэробную, если ваша задача набор мышечной массы, особенно если аэробная нагрузка в конце тренировки. Дело в том, что вызванные во время лактатной нагрузки факторы росты(молочная кислота например), во время аэробной работы будут утилизированы митохондриями в качестве энергии, что понизит тренировочный эффект от занятия. Другой вариант, если вам необходимо быстро восстановится, избавиться от молочной кислоты, то аэробная нагрузка будет весьма полезна.
3) Не рекомендуется использовать после длительной аэробной нагрузки гликолитическую/лактатную нагрузку. Связано это с тем, что запасы гликогена после этого будут значительно меньше, а как вы знаете анаэробный гликолиз использует глюкозу в качестве источника энергии, вам просто будет трудно заниматься в таком режиме.
4) Если вы провели длительную, тяжелую аэробную тренировку или пробежали марафон, то на восстановление уйдёт до 96 часов. Пока это происходит можно, если очень хочется тренироваться, в анаэробных режимах, но не с высокой интенсивностью.
5) В одной тренировки можно совмещать аэробную нагрузку и алактатную нагрузку. Сочетание этих двух видов нагрузки имеет положительное взаимодействие. Т.к. креатинфосфатная реакция не сильно взаимосвязана с аэробным гликолизом. Если вы тренируетесь на увеличение скоростно силовых показателей, упражнения длятся до 15 секунд, то можете смело включать в такую тренировку аэробную нагрузку.
Какой в итоге вывод? Во время построения долгосрочной тренировочной схемы, нужно учитывать очень много моментов и нюансов, один из них это взаимодействие нагрузок, нужно уметь грамотно чередовать и объединять разного вида нагрузки, что бы получить максимальный тренировочный эффект. Особенно это относится к сезонным видам спорта.
VI. Принцип цикличности.
На мой взгляд самый важный и сложный, при правильной реализации, принцип, тренер, который знает и может грамотно внедрить его в тренировку спортсмена, может называть себя профессионалом. Суть его заключается в следующем: организм спортсмена, по ходу его спортивной жизни, находится постоянно в разных состояниях, таких как: утомление, восстановления, адаптация, сверхвосстановление, врабатывание, травмы, болезни, рабочее состояние, постоянно меняющиеся фазы катаболизма и анаболизма и т.д. Все эти состояния и есть площадка для места действия принципа цикличности. Тренер должен по возможности спрогнозировать, как отреагирует тело спортсмена на разного рода нагрузку, с помощью которой он планирует достичь поставленной задачи, и построить, в согласии с этим, тренировочный план. Может быть я сложно объяснил, но давайте разберём какие бывают циклы, и дальше будет легче:
а) микроциклы; б) мезоциклы; в) макроциклы
Микроциклы. Продолжительность как правильно 5-7 дней, это например, ваш тренировочный план в тренажёрном зале на неделю, стандартный сплит: 1)ноги + плечи; 2)спина + бицепс; 3)грудь + трицепс
Организм спортсмена полностью адаптируется под микроцикл, примерно после 3-6 повторений в тренировочном процессе. По этому, характер микроциклов, со временем, должен меняться.
Микроциклы по виду, характеру, направленности можно условно разделить на:
— Втягивающие микроциклы. Суть их заключается в том, что бы спортсмену втянуться в тренировочный процесс, например, после отпуска, или для разучивания нового, технически сложного упражнения. Так же втягивающий микроцикл может выглядеть как тренировка аэробной базы спортсмена. Интенсивность и мощность таких тренировок не должна вызывать сильные биохимические сдвиги, и сильно затрагивать функциональные резервы спортсмена.
— Ударные микроциклы. Главный смысл следующий: в течении 3-5 дней, максимально нагрузить тренируемую функцию, иногда тренировки проводятся дважды в день. Такое построение тренировочного процесса имеет отрицательное взаимодействие нагрузок, что вызывает сильные функциональные и биохимические сдвиги в организме, нагрузка часто бывает предельной. Затем, 2-3 дня тренировки носят восстановительный характер, таким способом тренер добивается максимальной суперкомпенсации, после столь глубоких сдвигов.
— Восстановительные микроциклы. Тренировочная программа в течении 5-7 дней, которая рассчитана на ускорение восстановительных процессов, или на восстановление после травмы. Например: это аэробные тренировки, направленные на устранения последствий от анаэробных нагрузок. Так же работа в зонах умеренной и большой мощности с целью восстановить тонус мышц после травмы.
Мезоциклы. Состоят из нескольких повторяющихся микроциклов, каждый мезоцикл решает определённую задачу или ставит перед собой определённую цель: развитие скоростно-силовых качестве, выносливости, техники, координации и т.д. Один мезоцикл состоит из 6-8 микроциклов(можно и больше) определённой направленности, т.е. методы тренировки на всем протяжении будут одинаковые, затем начнётся новый цикл, и если цель такая же, то методы необходимы сменить. Пример смотрите на рисунке:
На рисунке показаны три недели мезоцикла, допустим, что мы тренировали скоростно-силовые качества, как только мезоцикл закончится,и мы захотим его повторить с той же целью(тренировка скоростно-силовых качеств), то методики следующего мезоцикла, упражнения, характер тренировок должны будут поменяться, хотя суть может остаться такой же(ударный,ударный,восстановительный, ударный, ударный, восстановительный и т.д.).
Мезоциклы можно условно разделить на:
а) основной мезоцикл
б) контрольно-подготовительный мезоцикл
в) предсоревновательный мезоцикл
г) восстановительный мезоцикл
— Основной мезоцикл. На данном этапе решается определённая педагогическая задача, т.е. тренируется определенная функция или достигается определённая цель. Характер зависит от специфики спорта тренирующегося. Простыми словами, этот тренировочный этап повышает работоспособность спортсмена.
— Контрольно-подготовительный мезоцикл. Направлен на проверку/оценку функциональных возможностей организма, своего рода тест. Нагрузка используется на уровне соревновательной, т.е. то, что примерно ждёт спортсмена на соревнованиях, то и используется в качестве инструмента для тренировки.
— Предсоревновательный мезоцикл. В этом случае, тренировочная сессия конструируется таким образом, что бы подвести/подготовить спортсмена к максимально успешной демонстрации своего мастерства на соревнованиях. Оттачиваются технические навыки, исправляются недочёты и ошибки, а так же уделяется большоё внимание психологической и ментальной подготовки спортсмена.
— Восстановительно-поддерживающие мезоциклы. Объём нагрузки сильно снижается, но остаётся на таком уровне, что бы поддержать имеющуюся работоспособность спортсмена. Либо мезоцикл построен вокруг восстановления спортсмена, после выступлений или травмы. Нагрузки чаще всего аэробного характера, часто используется игровой метод проведения тренировки.
Макроциклы. Как думаю не трудно догадаться, состоят из нескольких мезоциклов(от 2 до 5), останавливаться долго на них я не буду, вряд ли кто-то из вас будет прогнозировать себе на год тренировочный процесс. Макроциклы являются инструментом, с помощью которого удобно группировать мезоцикл одинаковой направленности. Их подразделяют на:
а) восстановительные макроциклы
б) соревновательные макроциклы
в) переходные макроциклы
Комментировать подробно не вижу необходимости, я думаю вы уже интуитивно догадались, для чего каждый макроцикл нужен.
Если вы дочитали это статью, а лучше серию статей, то вы должны понять, что построение плана тренировок весьма сложное занятие, нужно учитывать огромное количество нюансов, индивидуальных особенностей, специфики спорта, тренированности спортсмена и т.д. и т.п. И только после анализа всех этих составляющих, можно переходить непосредственно к построению тренировок. Спасибо за внимание, на этом я с вами прощаюсь, тренируйтесь, питайтесь, восстанавливайтесь.
Если вы не читали мой прошлый материал, то обязательно этой сделайте
У вас этот «прошлый материал» есть и на Пикабу, почему тогда вы даёте ссылку на богомерзкий ВК?
Я птичка, мне такое сложно, можно я пойду©
Я читал немного такие статьи, про тренировки, про диеты, офигевал от масштабов, сколько нужно с нуля поднять и держать в голове информации.
Спасибо за статью, интересно)
5 повторений), а потом на второй неделе три тренировки ЛЕГКИЕ, веса гораздо меньше, повторений
12 без отказа. Тоесть выходит между тяжелыми тренировками перерыв в 14 дней, не слишком ли это много, можно ли так попасть в фазу сверхкомпенсации или лучше таки делать тяжелые тренировки чаще, раз в 10 дней допустим?
Материал весьма объёмный и интересный. После прочтения есть пару вопросов: 1) Что вы думаете по поводу ежедневной зарядки (разминка, немного на растяжку и отжимания к примеру), обязательно ли давать день другой восстановиться или это не столь большая нагрузка для организма? 2) Что тогда можно порекомендовать для поддержания себя в тонусе человеку, который не собирается бегать марафоны (хотя побегать я люблю) и активно заниматься именно спортом, а просто занимается собой?
То есть получается у спортсменов гигантские митохондрии? А можно поподробнее?
А мельдоний на каком этапе принимать?
Как сочетать бег и тренировки с железом
В чем секрет? Именно сочение бега и силовых тренировок топит жир и потребляемые калории, позволяя постоянно держать себя в форме.
Как и сколько раз я качаюсь?
делаем с минимальным отдыхом 4 упражнения подряд:
— отжимания от пола, подтягивания, отжимания на брусьях, подтягивания обратным хватом (количество 30/10/20/10)
— отдыхаем около 2-х минут
Как и сколько я бегаю.
Бегаю летом 3-4 раза в неделю, зимой 2 раза. В холодное время вместо бега использую либо беговую дорожку, либо катаюсь на лыжах.
Много раз пытался приучить себя к правильному питанию, считать калории, исключить сладкое, но силы воли не хватает. Поэтому выделил для себя перечень простых общих правил, которых стараюсь придерживаться:
— пью 2 литра воды в день. Дома утром фильтрую воду, наливаю в 2-х литровую бутылку, на работе в течении дня выпиваю;
Ниже моя форма после перенесенного коронавируса, и месяц спустя:
Что нельзя делать, если у вас был большой перерыв в физнагрузках
Эта тема скорее будет как дополнение к теме, в которой я рассказывал про то, как нужно начинать тренировки, чтоб их не бросить после первого же дня. Вот тут.
Здесь я расскажу и ещё раз напомню некоторые моменты, которые делать категорически нельзя, если у вас большой перерыв в физических нагрузках.
Первое. Реально оцените свои силы. Если последние несколько лет вы не вылезали из-за компьютера, а потом решили начать бегать, то это неправильно. Начинать нужно с ходьбы. Можно даже с медленной, отдыхая каждые десять минут.
Бег, для неподготовленного физически человека очень опасен. Это очень травматичный вид спорта. Особенно если у вас имеется лишний вес. Если вы последний раз бегали много лет назад и за это время у вас отросло пузико, то если вы резко начнёте бегать, то на суставы и позвоночник будет просто колоссальная нагрузка, которую выдержит далеко не каждый организм. Особенно, если имеется слабый мышечный корсет спины или есть травматические заболевания позвоночного столба. Для того, чтоб начать бегать, нужно как минимум подготовить свой организм в течении хотя бы полугода, делая направленные упражнения на укрепление в первую очередь мышц спины и ног.
Второе. Не беритесь за всё и сразу.
И не надо ходить 5-8-12 дней в неделю в зал. Вы только замучаете свой организм стрессом и он не ответит вам любезностью, а может создать обратный эффект, когда он не понимает, что хочет от него голова там сверху, он просто вцепится своими клеточками в каждую жиринку и будет отдавать её только с боем. Трёх дней в неделю вполне достаточно.
И даже если вы не будете на начальном этапе выполнять все упражнения в полной мере это ни в коем случае не страшно. Всё придёт со временем.
Перенагружая (именно ПЕРЕнагружая, а не просто нагружая) себя с непривычки вы вгоняете свой организм в стресс и получить от него результат получится только через силу и боль, но это не только не полезно, это вредно как для физического так и морального состояния.
Нельзя ничего делать через боль. То есть допустим, у человека грыжа поясничного отдела или артроз коленных суставов, а он вычитал где-то что занятия в зале помогут восстановить мышцы и уменьшить болевой синдром, он доползает до зала и начинает заниматься со штангой. Есть большая вероятность, что, присев со штангой всего один раз он уже никогда больше не встанет.
Ну и лёгкая версия развития: допустим вы поскользнулись на льду и сильно ударились коленкой. Пока уберите упражнения на ноги из вашей тренировки. Оставьте только верх и середину на недельку-две.
Потому что, во-первых, занятия на ногу вызовут у вас ужасный дискомфорт и нежелание заниматься вообще, а во-вторых есть возможность перенапрячь пострадавший орган и усугубить его положение. Заживление из-за нагрузки на повреждённый орган может длиться не неделю-две, а может растянуться не на один месяц.
Ну и заодно следите за своим состоянием в целом. Если у вас на сегодня в планах тренировка, а утром вы упали с кровати, потому что запутались в соплях, то лучше отложить тренировку.
Поверьте, зал никуда не денется, а дополнительная нагрузка на заболевший организм скажется не лучшим образом. Вообще, лучше всего всегда отлежаться дома когда вы заболели. Хотя бы три дня поиграть в тюленя: с книжкой, телефоном или просто отоспаться всласть. Организм пойдёт на выздоровление гораздо легче, чем если вы перенесёте болезнь на ногах.
На этом наверное всё.
Всем здоровья и прекрасного настроения.
Учебное заведение для полетов в вингсьютах, где спортсмены могут развивать свою технику и навыки, тестировать новые приемы
Почему вы не становитесь сильнее? Особенности пауэрлифтинга
«Буду немного добавлять вес каждую тренировку».
Знакомая фраза? Точно так же я думал три года назад, когда начал заниматься на «силу». Поначалу прибавлять удавалось, но в один момент всё остановилось, и никакого прогресса не было. Уверен тоже самое произошло у вас, и многие из вас просто перестали заниматься.
Работайте на запасе.
Что это значит? Не надо идти всё время на максимум. Умерьте своё эго. Возможно пару недель это тактика и принесёт свои плоды, но это ненадолго, в конце этого пути вас ждёт только застой и травмы. Что значит работать на запас? Это значит работать с весами в пределах ниже своего предельного максимума.
Например, ваш ПМ в жиме лёжа равен 100кг, я бы посоветовал работать в пределах 75кг в 5 пяти подходах по 5 повторений (5х5). Я более чем уверен что через месяц таких занятий, ваш ПМ уже будет равен 110кг. Но всё это можно ускорить в два раза быстрее.
Не буду заливать кучу воды, буду писать кратко и подробно. Скажем у вас есть 3 дня занятий в неделю. Ваш ПМ в жиме лёжа равен 100кг, эти 3 дня тренировок я бы разделил на Средний, легкий, тяжелый. Но вы и сами можете придумать комбинацию, весь смысл в том чтобы равномерно распределить нагрузку в течении всей недели. Всё очень индивидуально.
Три тренировки в неделю. В смысле делать жим лёжа три раза в неделю? Бред.
Может и бред. Но если вас интересует сила, есть еще один аспект который мы должны развивать и это наша НЕРВНАЯ СИСТЕМА.
Ведь нашими мышцами управляет именно наша нервная система, и чем сильнее импульс который наша НС может передать нашей мускулатуре, тем сильнее будет сокращение. Как вы знаете, наш организм для нашего же блага не позволяет нам сокращать наши мышцы на 100%, но частые тренировки как раз таки позволяют нам раскрыть сократительный потенциал нашей опорно-двигательной системы.
На самом деле если во всё это начать вникать, это становится очень интересно. Пауэрлифтинг это не спорт для глупых, здесь нужно думать, добиваться каждого килограмма всеми доступными способами.
Расскажу немного про себя, мне 28 лет, заниматься пауэрлифтингом начал 2 года назад, мои стартовые результаты были 100 кг в приседаниях, 110 килограмм в жиме лёжа, и 150 килограмм в становой тяге. Сейчас мои результаты выросли до 160кг в Пр, 150кг в Жл и 230 кг в Ст. Свой вес 81 кг.
Всего этого я добился в свободном полёте изучая соответствующую литературу, раскапывая кучу информации со времён Советского Союза, заканчивая Японской школой Тяжелой атлетики.
Если эта статья будет хоть кому-нибудь полезна, я с радостью поделюсь со своими знаниями и дальше. Ведь в этой статье я раскрыл лишь 10% той информации что я узнал. Я лишь хочу чтобы пауэрлифтинг стал более массовым спортом в нашей стране, как например в Штатах.
Темная сторона искусственного света
Вам не нужно летать по всему миру, чтобы испортить свои циркадные ритмы. Рабочие ночные смены или постоянное смещение графика сна ведут себя как хроническая форма смены часовых поясов с потенциально тяжелыми последствиями. Например, рабочие ночной смены чаще страдают ожирением, болезнями сердца, расстройствами настроения и даже раком.
Расположенные в основании головного мозга, главные часы организма работают по собственному 24-часовому циклу и находятся в части гипоталамуса, называемой супрахиазматическим ядром, или SCN.
Гипоталамус является основной, примитивной частью мозга, которая есть у всех позвоночных. Он также управляет такими вещами, как выброс гормонов, температура тела и ваша реакция бей или беги.
«Попытка бодрствовать и пытаться функционировать в неподходящее биологическое время, когда SCN говорит нам, что мы должны спать, или пытаться заснуть, когда SCN говорит нам, что мы должны бодрствовать, увеличивает риск проблем со здоровьем», – говорит Кеннет Райт невролог из Университета Колорадо в Боулдере, которая изучает влияние циркадных нарушений на здоровье. «Более того, искусственный свет и наша склонность смотреть на экраны усугубляют ситуацию».
Уровень гормона мелатонина повышается на закате, чтобы вызвать сон, а затем падает к восходу солнца – или, по крайней мере, это то, что должно произойти. Используя надетые на запястье девайсы для отслеживания воздействия сна и света, а также образцы слюны для измерения колебаний мелатонина, Райт заметила, что в ее исследовании уровень мелатонина у добровольцев остается повышенным в течение нескольких часов после пробуждения. Это говорит о том, что их тела все еще находятся в режиме сна.
«Затем мы забираем их в лагерь и убираем искусственное освещение на целую неделю», – говорит Райт. После недели без искусственного освещения, производство мелатонина участников росло на закате и падало на рассвете, указывая на то, что их биологические часы теперь выровнены с естественным циклом свет-темнота. Изменение демонстрирует, что в искусственно освещенном мире «мы потеряли синхронность с природной средой», – говорит Райт.
Аналогично, наши светоизлучающие устройства нарушают наше расписание сна. Клетки, передающие сигналы в супрахиазматическое ядро, особенно чувствительны к синей длине волны света. Эта длина волны присутствует в солнечном свете и излучается сотовыми телефонами, компьютерами и планшетами. В одном исследовании ученые из Отдела сна и циркадных расстройств в Бригаме и Женской больнице сравнили людей, которые читают обычную книгу перед сном, с людьми, которые читают на светоизлучающем устройстве для чтения электронных книг. У людей, которые читают на электронном ридере, было больше проблем с засыпанием, и у них были проблемы с пробуждением.
Вас также может заинтересовать:
Сеченов против религиозно–мистического представления о человеке и его деятельности. Книга
Иван Михайлович Сеченов (1829–1905) – физиолог, естествоиспытатель, доктор медицины, профессор, почетный член Императорской Академии наук, лауреат XXXII Демидовской премии. И сразу же его книга(аудиокнига), с хорошей озвучкой:
Книга «Рефлексы головного мозга» И. М. Сеченова появилась в разгар острой борьбы церкви с распространением идей материализма, атеизма и социализма в естествознании и философии | Всего-то 10 часов.
Первоначально этот научно-популярный психофизиологический трактат назывался «Попытки свести способ происхождения психических явлений на физиологическую основу» и планировался к публикации в журнале «Современник». В связи с последовавшим запретом, название, которое слишком явно указывало на вытекающие из статьи выводы, пришлось изменить на «Рефлексы головного мозга», и в 1864 году статью было дозволено опубликовать в малоизвестном издании «Медицинский вестник». Направленный против устоявшегося религиозно-мистического представления о человеке и его деятельности, труд Сеченова был встречен как вызов официальному мировоззрению, основанному на христианской религии, получил широкий резонанс в общественных кругах и вызвал полемику о сущности психической деятельности.
Знаменитый физиолог Иван Сеченов был почти нигилистом: дружил с оппозиционерами, конфликтовал с властями и, конечно же, резал лягушек.
В 1866 году «Рефлексы» были изданы в виде отдельной книги. Её низкая стоимость, на которой настаивал сам автор, и популярное изложение делало её доступной для более широкого круга читателей, чего особо опасалась цензура и боялось правительство. Весь тираж книги в 3 тысячи экземпляров был отпечатан, представлен в цензуру и арестован. Цензор отмечал:
«Эта материалистическая книга отвергла свободную волю и бессмертие души, не согласна ни с христианским, ни с уголовно-юридическим воззрением и ведет положительно к развращению нравов… Книга Сеченова вредна, как изложение самых крайних материалистических теорий».
В течение года шли переговоры между министерствами внутренних дел и юстиции об уничтожении книги и предании автора суду по статье 1001 Уложения о наказаниях, карающей авторов сочинений, которые «имеют целью развращение нравов и явно противны нравственности и благопристойности».
Несмотря на крайне резкую оценку книги защитниками православия, министру юстиции князю С. Н. Урусову удалось убедить министра внутренних дел П. А. Валуева не затевать гласный уголовный процесс против её автора и издателя, чтобы не привлекать лишнего внимания общества к книге Сеченова. Арест был снят, а в 1871 году в Санкт-Петербурге вышло второе издание. Тем не менее, еще в 1894 году книга числилась в списках запрещенных для хранения в библиотеках.
В книге научно-популярно излагается учение Сеченова, связанное с его выдающимся научным открытием, предопределившим пути развития физиологии нервной системы и создания научной психологии. Явление центрального торможения, влияние нервных центров головного мозга на задержку двигательной активности организма, было открыто Сеченовым в 1863 году. Этот феномен был положен в основу учения о взаимоотношении организма и среды, дал физиологическое обоснование психической деятельности, как нервного механизма, обусловливающего способность человека противостоять внешним влияниям.
Сеченов описывает рефлекторную природу деятельности человека и показывает, что в основе психических явлений лежат физиологические процессы, которые могут быть изучены объективными методами. Заключительные страницы «Рефлексов», логически вытекающие из всего содержания книги, примечательны тем, что в 1877 году были фактически подтверждены известным наблюдением А. фон Штрюмпеля над пациентом с потерей почти всех чувств.
По выражению И. П. Павлова(автор условных рефлексов и ученик Сеченова), это была «поистине для того времени чрезвычайная попытка… представить себе наш субъективный мир чисто физиологически». По мнению академика П. К. Анохина, этот труд Сеченова стал «…одновременно и глубоким научным произведением, и политической проповедью, звавшей к новой материалистической культуре».
Нажимай ^, если ты и есть тот тромбоцит, который лопнул, ради заживления
5 советов для правильного приседа
Не буду ходить вокруг, да сзади, просто дам несколько советов, если хотите приседать правильно, безопасно и мощно.
1) Создать плотность верхней части спины.
Многие люди вообще не пытаются сосредоточиться на верхней части туловища. Приседания – это же упражнение на нижнюю часть, зачем напрягать верхнюю… Уже по тому, как человек подходит к штанге, можно заметить, «подключает» он верх тела или нет. Очень важно положить штангу на «крепкую конструкцию». Поэтому уже подходя к штанге нужно как бы свести лопатки, напрягая всю верхнюю часть спины. Необходимо выбрать правильную ширину хвата, которая позволит создать максимальное напряжение и «поджать локти». Здесь важно не переборщить, если вы приседаете с «низким грифом», ибо будет дискомфорт в локтях.
2) Выбрать правильное положение стоп.
Несмотря на многочисленные советы тренеров о необходимой ширине стойки, я всё же рекомендую вставать в такую позицию, которая будет максимально комфортна вам самому. Не слишком широко, не слишком узко. Затем нужно развести пальцы ног примерно на 10-30 градусов, опять же как вам будет более комфортно.
3) Закрепить стопы на полу.
Вся стопа должна жёстко стоять на полу. Никаких «гуляний» и тем более отрывов пятки. Представьте, что ваши ступни это конец шурупа, который ввёрнут в пол, затем напрягая ягодицы, необходимо как бы выталкивать колени, будто хотим ввернуть этот шуруп. Если вы чувствуете, что «не можете ввернуть шуруп», создавая напряжение, скорее всего, у вас слишком широкая стойка.
4) Сжать ягодицы, вращая бёдра наружу.
Многие люди, после того как сняли штангу со стоек, буквально «падают» вниз, пытаясь сэкономить силы на опускание, лишний раз не напрягаясь. Уже внизу они пытаются «поймать» разогнавшуюся штангу, и напрячь нижнюю часть тела. Я же советую, перед тем, как начать движение вниз, «закрепить» нижнюю часть тела. Для этого необходимо силой сжимать ягодицы, при этом вращая бёдра наружу. Можно провести аналогию с прищепкой (смотрим рисунок). Одновременно сжимаем ягодицы и вращаем колени наружу.
5) Движение начинать одновременно в тазобедренных и коленных суставах.
Многие начинают движение вниз с отведения таза назад. Но отводя таз назад, мы автоматически вынуждены делать наклон корпуса вперёд. А это и лишняя нагрузка на поясницу, и потеря контроля спуска. Для равномерного распределения веса, движение должно начинаться одновременно в тазобедренных и коленных суставах. Представьте, что к бёдрам и коленям у вас привязаны верёвки, которые тянутся одновременно с одинаковым усилием в противоположные стороны.
Стальная мышца
Выпил кофе и уснул, почему?
Если тема заинтересовала загляньте на телеграм канал https://t.me/noxetmedicinum
Личный пример даёт результаты
В последнее время, когда мы выкладываем позитивные посты, многие реагируют в комментариях очень позитивно, а некоторые признаются, что у них после просмотра видео поднялось настроение.
Для меня это хорошая мотивация, чтобы публиковать новые посты, тем более, что у нас есть много подобных роликов. На этот раз мы показываем с дочкой небольшую комбинацию прыжков, которую нам удалось выполнить в синхроне.
Как тренировать ноги с больными коленями
Часто приходится слышать от людей что-то типа «я не хожу в зал, потому что у меня больные колени, а с ними не потренить». Я уж не понимаю что таким людям мешает тренировать хотя бы верх тела, ведь там вообще нет никаких ограничений, но и для тренировки нижней части тела, больные колени не помеха.
Проблемы с коленями бывают разными, и дать один общий «рецепт» на всех не получится. Сюда добавляем стаж тренировок, текущее состояние коленей, страхи человека и прочее, и получится, что одним можно даже приседать со штангой, а другие будут бояться и верх тела тренировать. Поэтому представлю, что вы лютый новичок, со среднестатистическими проблемными коленями.
Для начала, хочется обозначить, что сам по себе страх нагрузки, как правило, означает наоборот усугубление проблем с суставами. Именно физическая нагрузка помогает питаться хрящам, а сильные мышцы бёдер не только могут препятствовать ухудшению структуры коленного сустава, улучшая их функцию, но и прогнозируют риски различных проблем [1, 2]. Для лечения и профилактики артритов, так же как и для облегчения боли и скованности помогают именно физические упражнения [3, 4]. Короче говоря, мышцы, окружающие коленный сустав, можно и нужно тренировать!
Итак, с чего начать?
А начать можно с тазово-доминантных упражнений, то есть где большее участие тазобедренных суставов, нежели коленных. Максимально безопасными упражнениями, в данном случае, считаю: сведение и разведение ног в тренажёре, гиперэкстензия, мёртвая тяга, «махи» ногой стоя в кроссовере, «ягобицепс» [5] и т.п. Сюда же можно отнести хитпрасты, ягодичные мостики в различных вариациях.
Когда смелости прибавится, уже можно подключать упражнения, где коленный сустав работает активнее – от сгибаний в тренажёре до «ужасных» приседов. Да, возможно, без дополнительного веса, строго контролируя технику и прочее, но всё же. В обычной жизни все мы садимся, хоть на стул, хоть на унитаз, все мы поднимаемся по ступенькам и прочее, поэтому бояться этих движений не стоит.
— проблемы с коленями – не приговор, было бы желание. А уже что лучше: мучиться от боли, искать волшебную таблетку, либо укреплять мышцы – дело каждого.
Про профессиональную деформацию
Что тяжелее – жир или мышцы?
Решила Алёнушка схуднуть в попке аленькой, и пошла она в тренажёрный зал, поднимать железки могучие. Взялся Алёшенька тренировать попку Алёнушкину, да наказал ей жевать капустные листы для похудания. Но не послушалась Алёнушка, и ночами занюхивала листы капустные салом свинячьим. Спустя время встала она на весы, и удивилась – цифра-то на весах не изменилась. Она к Алёшеньке с предъявой, дескать, забирай свой жирный жир, отдай мне мышцы жопневые. А Алёшенька возьми да и выдай, что на самом деле похудела Алёнушка, просто у неё мышцы выросли, а они гораздо тяжелее жира ненавистного.
Думаю, многим эта сказка покажется знакомой, когда люди думают, что цифра на весах не меняется от того, что мышцы выросли. Ну и в качестве подтверждения показывают картинку, на которой огромный кусок жира и малюсенький кусочек мышц, и, дескать, при равном весе у них такая разница в объёме. Визуально разница примерно в 5 раз. Рис.1.
По всей видимости, такие специалисты не знали, что плотность всех тканей человека, от простаты до зубов, давно изучена. Средняя плотность жира ≈ 911 кг/м3, а средняя плотность мышц ≈ 1090 кг/м3 [1]. То есть разница составляет менее 20%, что уже не столь значительно, как «в 5 раз». Рис.2.
Поэтому наша Алёнушка не худеет потому что пельмени в пиццу заворачивает, а не потому что мышцы у неё выросли. Признаться, я и сам раньше так утешал некоторых людей, типа не переживай, Алёнушка, у тебя просто мышцы прут. А потом подумал какого члена, чего это я должен сам за людей оправдания искать?
— плотность мышц действительно больше плотности жира, но разница менее 20%, поэтому по размерам существенного различия нет;
— человек с лишним весом и мышечный человек, по габаритам будут выглядеть примерно одинаковыми. Разными будут лишь состав и качество тела, здоровье и интимная жизнь (шутка, конечно).
Йога явно не для меня
через время после родов начала заниматься спортом и поняла почему эти позы так называются!
Будущая чемпионка, или когда аргумент «ОНЖЕРЕБЕНОК», не аргумент
Мозоли
— Вы что с ребенком сделали? Он весь вечер проплакал из-за боли в ладонях! — кричала мамаша на всю раздевалку так, что некоторые, пришедшие на занятие впервые, начали собираться домой.
— Это мозоли. Ваш сын пришел заниматься спортивной гимнастикой, а не шашками. Чего вы хотели, отдавая его в спорт? — оправдывался тренер.
— Ему восемь лет! Должны быть специальные средства, защита от таких вот мозолей!
— О чем вы? Какие средства от мозолей? Сейчас кожа огрубеет, покроется коркой и их будет меньше. Нужно потерпеть, иначе никак, — Федор Иванович, заслуженный тренер, разводил руками.
— Потерпеть? Вы с ума сошли? Все, мы у вас больше заниматься не будем, пойдем в частный спортзал, где подобное не допустят!
Год за годом гимнастическая школа становилась все более похожей на фитнес-центр. Олимпийское золото уже мало кого интересовало, имена чемпионов прошлого и настоящего меркли наряду с известными блогерами, медийными личностями и другими более популярными спортсменами вроде футболистов. Тренеры все больше начали походить на обслуживающий персонал, родители сами диктовали им, как нужно проводить тренировки и как разговаривать с детьми.
Федор Иванович растерял почти всех учеников и был снят с оклада вместе со многими коллегами. Результатов школа не давала, как ни старалась. Дело шло к закрытию.
Однажды Федор Иванович вообще оказался в легком ступоре, закончив работать в обед. Он выпустил очередную группу дошколят, не желающую идти в спортивный класс, а других спортсменов на горизонте не наблюдалось.
Давно он не прогуливался по улицам в будний день так рано, было весьма непривычно. Обычно тренировки начинались с самого утра и заканчивались поздним вечером. Кроме матов и спортивных снарядов Иваныч видел только закаты и рассветы, а тут целый мир вокруг — такой молодой и жутко деловой.
Игнорируя общественный транспорт, Иваныч побрел домой через дворы и гаражи, спешить было некуда. Минуя большую часть пути, он вышел на старый заводской стадион, где кроме бегунов-однодневок по вечерам на трибунах проводили свой досуг некоторые безработные жильцы близлежащих малосемеек.
Путь к дому шел через спортплощадку, которую чудом еще не сдали на металлолом.
На брусьях курили и громко матерились какие-то школьники, их грязные портфели валялись на земле. «Должно быть, ребята из малосемеек», — подумалось Федору.
— Эй, шпана, почему не в школе? — поинтересовался тренер.
— А тебе какое дело? — рявкнул тонким голоском один из пацанов, на вид — лет десяти.
«И правда, какое мне дело? Это же не мои ученики», — подумал Федор, а сам сказал:
— Тебя что, родители не научили тому, как со старшими разговаривать? И про уважение не рассказывали?
— Шел бы ты, дядя, не тебе мне про уважение чесать, — сплюнул пацан на землю.
— Чего-о? — Иваныч начинал выходить из себя. Никто из детей никогда с ним так не разговаривал, даже те, которым родители в зад дуют.
— Да ты, сопляк, совсем оборзел? Может, мне тебя уважению научить?
— Чему ты меня научишь, старый козел? Ты же на полпути в могилу.
— В могилу? Старый? А ну, брысь со снаряда! — скомандовал своим привычным тренерским голосом Иваныч и, подойдя к пацану, потянул его за ногу.
— Ты чего, дядя? — соскочил тот, а следом за ним и его молчаливый друг.
Освободив брусья, Иваныч запрыгнул на них одним рывком и повис на руках. Сделав несколько сильных махов, он встал вертикально — голова внизу, ноги наверху.
— Ничего себе мужик дает! — подал, наконец, голос второй мальчишка.
После этого Федор соскочил со снаряда, сделав сальто назад. Правда, приземление получилось не очень удачное (возраст), да и практики не было уже очень давно. Он отделался легким ушибом колена, но не взвыл от боли, хотя и очень хотелось.
— Ого! Как это вы так сделали?! — резко перешел на «вы» тот, кто недавно дерзил мужчине, словно дворовому псу.
— Гимнастикой занимался, — не в силах сдержать одышку, гордо заявил мужчина, — и преподаю. Точнее, преподавал.
— А меня не научите? — подал голос второй мальчуган.
— Нет! — отрезал мужчина. — У тебя духу не хватит, на первой же тренировке взвоешь, мозольки на руках заболят.
— Пф, мозольки, — с этими словами парень показал свои ладони, они были все в кровавых волдырях.
— Где это ты так? — удивился тренер.
— Мы с Тимохой иногда подрабатываем у его дядьки, траншеи копаем вместо первых уроков.
«Так вот почему они не в школе».
— Спортсмены не курят, — начал искать новые оправдания Федор, уж больно ему не хотелось тащить всякую шпану в зал.
— Подумаешь, да мы бросим на раз-два, только научите нас так же! Мы тоже хотим сальто уметь делать, пацаны офигеют, когда увидят! — говорил один, а кивали оба.
— Чтобы так научиться, нужно каждый день ходить на тренировки, хотя бы на два часа.
Тут-то парни и задумались. Лица их поникли, а потом один спросил:
— А вечером ходить можно? Мы утром на работу ходим.
— Можно, почему же нет, — пожал печами Федор Иванович. Он вдруг увидел знакомый огонек в глазах этих невоспитанных сорванцов.
— Тогда мы завтра придем?
Мужчина вздохнул. Новых групп у него все равно в ближайшую неделю не предвиделось, а дома мариноваться желания не было.
— Бес с вами, приходите к шести, вот адрес, — достал он визитку спортшколы из рюкзака и всучил одному из парней.
Тот схватил и, смяв ее, сунул в задний карман.
Тренер усмехнулся и побрел домой. Он знал, что никто из этих двоих не придет.
— Иваныч, чего домой не идешь? — спросил на следующий день один из коллег, который тоже выпустил очередную группу.
— Да так. У меня тут ученики новые должны прийти, — усмехнулся, сам не веря своим словам, Федор.
— Еще одна партия тепличных неженок, — пробубнил в ответ коллега, — два-три занятия отходят, а ты из-за них торчи тут весь день.
— Может, и вообще не придут…
После этих слов в зал зашли двое вчерашних парней — лохматые, грязные, громко матерящиеся.
— Эти, что ли, к тебе? — с опаской спросил тренер.
— Да. Эти, — удивленно ответил Иваныч и подошел к мальчишкам.
— Ну что ж. Идите переодеваться.
Началась тренировка. Иваныч решил сразу из них весь дух (а заодно и дерзость) вымотать, дав им полный комплекс: разминка, растяжка, подкачка, ну и десять минут батута.
— Ну что, все, сдулись? — спросил тренер в конце тренировки, глядя на раскрасневшиеся потные лица.
Иваныч был в легком шоке, но, не подав виду, сказал:
— Это конь. Можно. Приходите к шести.
На следующий день он был уверен, что мальчишки не вернутся. Боль в мышцах должна была отбить всякую охоту, но парни вернулись. На удивление, они стали ходить почти каждый день, постоянно требуя научить их чему-то новому. Как только один из них научился делать сальто назад, учеников у Федора прибавилось. Через год у него уже была целая группа из не самых благополучных семей и домов. Многие, конечно, отсеялись и вернулись на улицу, но несколько человек все же продолжили тренировки, и на зависть остальным тренерам Иваныч впервые за последние годы поехал на областные соревнования.
Медалей его ребята не завоевали, но это только раззадорило пацанов, и они перевелись в спортивный класс. Тренировок стало больше, сдавались разряды, завоевывались первые грамоты.
Опыт Иваныча был перехвачен другими тренерами. Шпану собирали по всему городу. Этим ребятам не было нужно согласие родителей, никто за них особо не переживал. Никто, кроме их тренеров. Большинство парней, окончив школу, поступили в техникумы и институты, завязав с большим спортом, но достойно войдя в большую жизнь. А некоторые поехали на сборы, в их числе были и ребята Федора, их судьба уже была предопределена. Впереди маячил первый в их жизни чемпионат Европы.
Кофеин. Основной принцип действия
В один пост не получилось, поэтому план такой.
Пост один. Кофеин. Основной принцип действия.
Пост два. Кофеин и сердце.
Пост три. Кофеин и спорт.
Может сложиться впечатление, что это панегирик кофеина, но сие не так. Негативное влияние у него есть, просто подниму в соответствующих постах.
Предупреждение два. Разумеется каскадные реакции и сотни сопутствующих процессов имеют место, но это не монография, поэтому для понимания процесса оставлена только суть.
А что там с аденозином, так называемой «молекулой усталости»? Да, кофеин из-за схожей структуры замещает его на рецепторах, не давая аденозину гасить возбуждение ЦНС, что в принципе тоже стимулирующий эффект. Но это снятие усталости по приливу сил не сравнится с адреналино-подобным эффектом от угнетения фосфодиэстразы. Кстати с этим связано и привыкание (не путать с зависимостью) к кофеину. Действие уже не опосредованное, а прямое и организм отвечает тем, что создаёт новые рецепторы и эффект «снятия усталости» со временем слабеет.
А теперь ещё одна проблема фармакологии в ключе этого поста. В биохимических процессах столько нюансов, столько слагаемых, что по сути она только встаёт на ноги. Вещества меняющие свойства на противоположные в зависимости не то что от катализатора, а даже просто от количества. Каскадные и перекрёстные реакции. Тысячи субстратов, и каждый участвует в принципиально разных реакциях. И часто бывает сто раз проверенный механизм оказывается в корне не тем и на поверхность выходит новая трактовка известных эффектов. Я к тому, что «аденозиновую» теорию сменила «адреналиновая», но это не значит, что со временем не придёт другая, более глубоко и по-другому объясняющая наблюдаемые явления. А может вдруг вернёмся к аденозиновым рецепторам и окажется, что они ключ и запускают весь процесс. В фармакологии такие повороты бывают. Я к тому, что к вышенаписанному относитесь критично, а не как к сто процентному факту. Всякие повороты бывают.
У кофеина есть ещё классные свойства, но по силе действия они или вторичны, или просто продолжение описанного здесь механизма. В любом случае опишу их в следующих постах, согласно плану)
Ещё раз плюсы и минусы придут следующим постом, это не я ушёл в кофеиновый астрал, а тема обширная и в один пост не поместилась)