Что такое примирительные процедуры
Новые виды примирительных процедур: что именно изменится и как отразится на судебном процессе?
Ведущий юрист, направление «Налоги и право» Группы компаний SRG
специально для ГАРАНТ.РУ
С 25 октября в процессуальном законодательстве грядут важные изменения, которые коснутся одновременно арбитражного, гражданского и административного процессов (Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 197-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; далее – Закон № 197-ФЗ).
С указанной даты, за исключением отдельных положений закона, устанавливаются новые примирительные процедуры при осуществлении судопроизводства в судах общей юрисдикции и арбитражных судах. Так, Закон № 197-ФЗ вносит в Арбитражный процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс и Кодекс административного судопроизводства новые нормы, устанавливающие виды, порядок и сроки проведения примирительных процедур, требования к судебным примирителям, а также нормы, касающиеся процедуры удостоверения нотариусом медиативного соглашения, достигнутого сторонами в соответствии с соглашением о проведении медиации (Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»; далее – закон о медиации).
Рассмотрим данные новеллы подробнее.
Новые виды примирительных процедур
В рассматриваемом законе законодатель указал, что примирение сторон возможно на любой стадии процесса и при исполнении судебного акта, если не предусмотрено иное.
При этом в Законе № 197-ФЗ перечислены следующие виды примирительных процедур:
Замечу, что этот перечень является открытым.
Наибольший интерес вызывает новая процессуальная процедура – судебное примирение. Одновременно с этим появляется и новое процессуальное лицо – судебный примиритель. Выполнять эту функцию вправе только судьи в отставке. Список судебных примирителей после вступления Закона № 197-ФЗ в силу будет формировать и утверждать Пленум Верховного Суда РФ на основе предложений арбитражных судов о кандидатурах судебных примирителей из числа судей в отставке, изъявивших соответствующее желание. Напомним, основные положения закона вступят в силу 25 октября.
Судебный примиритель вправе:
Стоит, однако, отметить, что судебный примиритель не считается участником судебного разбирательства и не вправе совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников арбитражного процесса.
Нотариальное удостоверение медиативного соглашения
Стоит также обратить внимание на новую процедуру удостоверения нотариусом медиативного соглашения, достигнутого сторонами.
Согласно новым процессуальным нормам медиативное соглашение будет удостоверяться при участии медиатора, медиаторов, медиатора-представителя организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.
Такое нотариально заверенное медиативное соглашение приравнено к числу исполнительных документов, направляемых судебному приставу-исполнителю (п. 5 ст. 12 закона о медиации в ред. Закона № 197-ФЗ).
Это совершенно новый для действующего в настоящее время процессуального законодательства вид исполнительного документа.
Введение примирения в административных делах
Помимо прочего, новые правила устанавливают возможность использовать примирительные процедуры и при рассмотрении административных дел.
Действующее законодательство такого порядка не предусматривает.
***
Перечисленные нововведения призваны разгрузить работу судов первой инстанции, так как правильное и качественное урегулирование спора в примирительном порядке должно существенно снизить огромную нагрузку судей.
Как юрист, постоянно участвующий в судах в силу своей специализации, могу сказать, что фактически судьи рассматривают в день более 20-30 дел, что влияет на качество итоговых судебных решений.
С учетом этого в данном случае, по моему мнению, новые нормы о судебном примирении не только помогут облегчить работу судейского аппарата, но и должны повлиять на более качественный подход к судебному процессу и составлению актов со стороны суда.
В настоящее время на практике спорящие стороны редко разрешают свои вопросы в порядке медиации.
Два основных способа разрешения конфликта:
Законодатель же в рассматриваемом Законе № 197-ФЗ пробует размыть четкую границу между «досудебным» и «судебным» этапами разрешения спора, вводя условие именно о судебном примирении.
Такое положение о судебном примирении с большой долей вероятности должно увеличить количество разрешения судебных дел в мировом порядке, так как, по сути, устанавливает государственное начало такого примирения, в отличие от медиации, где примирителем выступает частное лицо.
Именно частный характер медиаторства часто отпугивает стороны от использования такого порядка разрешения конфликта.
Наиболее перспективной нормой при этом видится приравнивание нотариально удостоверенного медиативного соглашения к исполнительному документу, так как она призвана значительно упростить взыскание участниками дела потенциального долга, позволяя миновать судебный орган.
В то же время следует с осторожностью применять данную норму, так как введение нового вида исполнительного документа с более простой процедурой получения, чем проведение судебного процесса, может повлечь злоупотребление правами со стороны недобросовестных участников спора.
Арбитражный суд Кировской области
Процесс
ОТДЕЛЕНИЕ КИРОВ БАНКА РОССИИ// УФК по Кировской области г.Киров
Получатель
УФК по Кировской области (ИФНС России по г. Кирову л/с 04401234520)
Казначейский счет
Счет получателя (Единый казначейский счет)
ОКТМО
Виды примирительных процедур
1. Переговоры
Эта примирительная процедура, посредством которой стороны урегулируют возникшие разногласия непосредственно или при содействии своих доверенных лиц без привлечения независимой третьей стороны.
Переговоры очень распространены в среде предпринимателей, поскольку они позволяют найти оптимальный выход из сложившейся конфликтной ситуации и сохранить при этом долговременные партнерские отношения. Переговоры часто заканчиваются принятием согласованного решения о дальнейшем поведении спорящих сторон.
Переговоры могут происходить непосредственно между участниками, вовлеченными в проблему, или между представляющими их интересы юристами. В переговорном процессе очень важна роль юристов, представляющих интересы сторон. Юристам легче понять друг друга и достичь соглашения по вопросам, представляющим интерес для них. Адвокат является посредником, но не беспристрастным, а заинтересованным, поскольку он стремится к достижению благоприятного только для его клиента результата. Целесообразно, чтобы адвокаты, представляя интересы клиентов, стремились примирить их противоречивые интересы. Для того, чтобы переговоры были эффективными, необходимо владение искусством ведения переговоров.
В ходе переговоров стороны могут договориться об определенных решениях, взаимных уступках, которые могут быть облечены в форму гражданско-правовой сделки или мирового соглашения, утвержденного судом.
Переговоры могут происходить как до, так и после возбуждения дела в суде. Однако чем раньше начнутся переговоры, чем быстрее конфликт будет урегулирован, тем больше преимуществ получат стороны.
Переговоры могут проходить в устной и в письменной формах.
Особой разновидностью переговоров в письменной форме является претензионный порядок урегулирования конфликтов. Суть этого порядка заключается в том, что одна сторона, не довольная нарушением договора другой стороной, пишет ей письменную претензию. Другая сторона должна рассмотреть эту претензию и ответить на нее. Различают два вида претензионного порядка урегулирования споров: обязательный и добровольный. К добровольному претензионному порядку урегулирования споров стороны прибегают по своей воле при отсутствии закона, который бы обязывал их к этому. Обязательный претензионный порядок состоит в том, что суд не рассматривает заявление до тех пор, пока стороны не соблюли этот порядок.
Согласно части 5 статьи 4 АПК РФ гражданско-правовые споры о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, других сделок, вследствие неосновательного обогащения, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом или договором.
Иные споры, возникающие из гражданских правоотношений, передаются на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора только в том случае, если такой порядок установлен федеральным законом или договором. Например, согласно п. 2 ст. 452 Гражданского кодекса РФ истец обязан до обращения в суд с исковым заявлением об изменении или расторжении договора направить ответчику предложение об изменении или расторжении договора, оформленное в письменном виде. Обязательный досудебный порядок урегулирования спора предусмотрен при понуждении стороны к заключению договора (ст. 445 Гражданского кодекса РФ). Досудебный порядок урегулирования спора предусмотрен п. 1 ст. 797 Гражданского кодекса РФ и ст. 120 Устава железнодорожного транспорта РФ, согласно которым до предъявления к перевозчику иска, связанного с осуществлением перевозки груза, к перевозчику должна быть предъявлена претензия.
Экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора в случае, если такой порядок установлен федеральным законом.
Соблюдения досудебного порядка урегулирования спора не требуется по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение, делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, делам о несостоятельности (банкротстве), делам по корпоративным спорам, делам о защите прав и законных интересов группы лиц, делам приказного производства, делам, связанным с выполнением арбитражными судами функций содействия и контроля в отношении третейских судов, делам о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений, а также, если иное не предусмотрено законом, при обращении в арбитражный суд прокурора, государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов в защиту публичных интересов, прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 52, 53 АПК РФ).
Претензионный порядок урегулирования экономических конфликтов направлен на примирение сторон в досудебной стадии. Этот порядок призван освободить судебные органы от гражданско-правовых споров, которые стороны могут решить самостоятельно. Практика показывает, что нередко конфликтные ситуации в экономической сфере устраняются сторонами самостоятельно, без вмешательства судебных органов, через претензионный порядок.
Обязательный досудебный претензионный порядок урегулирования споров, равно как и другие примирительные процедуры, согласуются со ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и Конституцией РФ, поскольку они не исключают возможность судебной защиты.
Примирительные процедуры неверно рассматривать как препятствие к осуществлению правосудия. Примирительные процедуры не являются преградой, а наоборот, это шаг к разрешению спора и достижению целей и задач, которые ставит перед собой правосудие. Следовательно, доступ к правосудию сохраняется в данном случае в полной мере.
Очень важно, чтобы спор между сторонами разрешался еще в досудебной стадии при помощи переговоров.
2. Посредничество
Это примирительная процедура, которая представляет собой способ урегулирования возникших разногласий при содействии независимого лица (посредника). Сущность посредничества заключается в переговорах между сторонами при участии нейтрального лица, которое оказывает помощь в достижении соглашения между участниками конфликта.
Достоинствами посредничества в сравнении с другими примирительными процедурами являются:
— конфиденциальность;
— оперативность;
— возможность использования до обращения в суд и в ходе производства по делу;
— возможность использования к любым участникам и любому спору;
— не представляет никакого риска для сторон;
— неформальная обстановка переговоров;
— возможность выбора кандидатуры посредника;
— возможность сторонам самим управлять и владеть процессом переговоров;
— отсутствие императивности, принудительности;
— нацеленность на удовлетворение интересов каждой из сторон;
— возможность в любой момент остановить переговорный процесс;
— широкий спектр возможных результатов;
— компетентность посредника;
— невысокие затраты;
— высокая результативность.
К числу недостатков посредничества относятся следующие:
— посредничество не всегда приводит к разрешению спора;
— откровенность стороны может обернуться против этой стороны;
— необходимость присутствия стороны во время переговоров.
Можно выделить следующие стадии посредничества.
— Встреча независимого посредника с каждой из сторон, целью которой является ознакомление с информацией по спору. При этом присутствуют обе стороны и независимый посредник. Каждая сторона излагает свои аргументы, правовую базу и т.д.
— Отдельные встречи посредника с каждой из сторон в целях уточнения информации, посредник дает разъяснения о возможности достижения соглашения.
Одной из самых эффективных сфер применения посредничества является предпринимательская сфера, область экономических отношений. Посредничество помогает восстанавливать и поддерживать деловые отношения между сторонами, восстанавливать нарушенное договорное равновесие.
Одним из способов урегулирования спора с участием посредника является медиация (см. подробнее раздел «Медиация»).
3. Судебное примирение
С 25 октября 2019 года в АПК РФ вводится новый институт судебного примирения. Порядок проведения данной процедуры помимо АПК РФ регулируется Регламентом проведения судебного примирения, утвержденным Верховным Судом Российской Федерации.
Судебное примирение осуществляется на основе принципов независимости, беспристрастности и добросовестности судебного примирителя.
В качестве судебных примирителей будут выступать судьи в отставке. Список судебных примирителей формируется и утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации на основе предложений арбитражных судов о кандидатурах судебных примирителей из числа судей в отставке, изъявивших желание выступать в качестве судебного примирителя.
Кандидатура судебного примирителя определяется по взаимному согласию сторон из списка судебных примирителей и утверждается определением суда. Примирительная процедура может быть проведена на любой стадии процесса.
В целях соотнесения и сближения позиций сторон по делу и выявления дополнительных возможностей для урегулирования спора с учетом интересов сторон, оказания им содействия в достижении взаимоприемлемого результата примирения, основанного также на понимании и оценке сторонами обоснованности заявленных требований и возражений, судебный примиритель вправе:
— вести переговоры со сторонами, другими лицами, участвующими в деле,
— изучать представленные сторонами документы,
— знакомиться с материалами дела с согласия арбитражного суда,
— давать сторонам рекомендации в целях скорейшего урегулирования спора и сохранения между сторонами деловых отношений,
— осуществлять другие действия, необходимые для эффективного урегулирования спора и предусмотренные Регламентом проведения судебного примирения.
Судебный примиритель не является участником судебного разбирательства и не вправе совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников арбитражного процесса.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
Процесс
Отделение Томск Банка России//УФК по Томской области, г. Томск
Получатель
УФК по Томской области (ИФНС России по Томску)
Казначейский счет
Счет получателя (Единый казначейский счет)
ОКТМО
Медиация и другие примирительные процедуры
Медиация и другие примирительные процедуры
Стороны могут примириться на любой стадии арбитражного процесса и при исполнении судебного акта, заключив мировое соглашение или применяя другие примирительные процедуры, в том числе процедуру медиации. При этом частью 1 статьи 138 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражный суд принимает меры для примирения сторон, содействует им в урегулировании спора.
Арбитражный суд принимает меры для примирения сторон, содействует им в урегулировании спора, руководствуясь при этом интересами сторон и задачами судопроизводства в арбитражных судах.
Примирение сторон осуществляется на основе принципов добровольности, сотрудничества, равноправия и конфиденциальности.
Стороны пользуются равными правами на выбор примирительной процедуры, определение условий ее проведения, а также кандидатуры посредника, в том числе медиатора, судебного примирителя. По указанным вопросам сторонами может быть заключено соглашение.
Примирение сторон возможно на любой стадии арбитражного процесса и при исполнении судебного акта.
Преимущества использования примирительных процедур:
Споры могут быть урегулированы путем проведения переговоров, посредничества, в том числе: медиации, судебного примирения, или использования других примирительных процедур, если это не противоречит федеральному закону.
Переговоры могут проходить в устной и в письменной формах.
Для использования примирительных процедур в арбитражном процессе необходимо обратиться к судье с письменным ходатайством об объявлении перерыва в судебном заседании (проведение переговоров) или об отложении судебного разбирательства (проведение переговоров или процедуры медиации).
В целях проведения процедуры медиации могут быть привлечены как конкретные медиаторы, так и организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, одним из основных видов деятельности которых является деятельность по организации проведения процедуры медиации (п. 4 ст. 2 Закона о медиации).
В процессе поиска медиатора, практикующего в конкретном регионе России, можно использовать любые доступные источники информации, начиная от рекомендаций и заканчивая поисковыми системами и специализированными сайтами в сети Интернет.
Также можно обратиться в организацию, осуществляющую деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, которая может рекомендовать кандидатуру медиатора, кандидатуры медиаторов или назначить их в случае, если стороны направили соответствующее обращение в указанную организацию на основании соглашения о проведении процедуры медиации (ч. 3 ст. 9 Закона о медиации).
Судебное примирение.
Федеральным законом от 26.07.2019 №197-ФЗ в арбитражном процессе расширился список примирительных процедур – добавилась такая процедура, как судебное примирение.
Стороны вправе урегулировать спор путем использования примирительной процедуры с участием судебного примирителя (судебное примирение).
Судебное примирение осуществляется на основе принципов независимости, беспристрастности и добросовестности судебного примирителя.
Порядок проведения судебного примирения и требования к судебному примирителю определяются Арбитражным процессуальным кодексом РФ и Регламентом (ссылка: http://www.supcourt.ru/documents/own/28380/) проведения судебного примирения, утверждаемым Верховным Судом Российской Федерации.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 января 2020 года № 1 «Об утверждении списка судебных примирителей» судебными примирителями утверждены судьи Седьмого арбитражного апелляционного суда, пребывающие в отставке: Жданова Людмила Ивановна, Нагишева Ольга Борисовна, Терехина Ирина Ивановна.
Судебный примиритель участвует в процедуре судебного примирения с учетом положений Арбитражного процессуального кодекса РФ и законодательства о статусе судей в Российской Федерации.
Кандидатура судебного примирителя определяется по взаимному согласию сторон из списка судебных примирителей и утверждается определением суда.
В целях соотнесения и сближения позиций сторон по делу и выявления дополнительных возможностей для урегулирования спора с учетом интересов сторон, оказания им содействия в достижении взаимоприемлемого результата примирения, основанного также на понимании и оценке сторонами обоснованности заявленных требований и возражений, судебный примиритель вправе вести переговоры со сторонами, другими лицами, участвующими в деле, изучать представленные сторонами документы, знакомиться
с материалами дела с согласия арбитражного суда и осуществлять другие действия, необходимые для эффективного урегулирования спора и предусмотренные Регламентом проведения судебного примирения, в том числе давать сторонам рекомендации в целях скорейшего урегулирования спора и сохранения между сторонами деловых отношений.
Судебный примиритель не является участником судебного разбирательства и не вправе совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников арбитражного процесса.
Судья вправе запросить информацию о ходе примирительной процедуры не чаще чем один раз в четырнадцать календарных дней.
Порядок и условия оплаты труда судей, пребывающих в отставке и осуществляющих функции судебных примирителей, определяются Правительством Российской Федерации.
Результатом примирительных процедур могут стать:
— по делам, возникающим из гражданских правоотношений:
— по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений:
В случае примирения (при заключении мирового соглашения, отказа от иска, его признании и др.) предусмотрена возможность возврата государственной пошлины:
Что такое примирительные процедуры
Уважаемые друзья!
Мы рады приветствовать вас на официальном сайте Арбитражного суда Красноярского края!
Судьи:
Касьянова Лариса Анатольевна
Председатель Арбитражного суда
Красноярского края
Расписание:
Разделы сайта
Примирительные процедуры
Примирительные процедуры
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – АПК РФ) в части 3 статьи 133 в качестве одной из задач подготовки дела к судебному разбирательству предусматривает примирение сторон.
25 октября 2019 года вступили в силу изменения в АПК РФ, устанавливающие в качестве нового вида примирительных процедур судебное примирение, а также детализирующие порядок проведения примирительных процедур в целом.
Процессуальная доктрина рассматривает примирительные процедуры в качестве методов разрешения правового спора, которые направлены на взаимоприемлемое урегулирование и разрешение возникших разногласий на основе добровольного волеизъявления сторон.
Примирение сторон осуществляется на основе следующих принципов:
Стороны пользуются равными правами на выбор примирительной процедуры, определение условий ее проведения, а также кандидатуры посредника, в том числе медиатора, судебного примирителя. По указанным вопросам сторонами может быть заключено соглашение (статья 138 АПК РФ).
В силу части 4 статьи 138 АПК РФ примирение сторон возможно на любой стадии арбитражного процесса и при исполнении судебного акта.
В зависимости от этапа урегулирования конфликта все примирительные процедуры можно разделить на досудебные, внесудебные, судебные, постсудебные и примирительные процедуры, применяемые в исполнительном производстве. Отметим, что примирительные процедуры характеризуются универсальностью, благодаря которой их применение возможно в любой момент.
Основные преимущества примирительных процедур
Порядок проведения примирительной процедуры
Порядок и сроки проведения примирительных процедур регулируются статьей 138.1. АПК РФ, введенной Федеральным законом от 26.07.2019 № 197-ФЗ:
1) Примирительная процедура может быть инициирована по ходатайству сторон (стороны) либо по предложению арбитражного суда.
2) В случае согласия сторон с предложением арбитражного суда о проведении примирительной процедуры, удовлетворения ходатайства о проведении примирительной процедуры сторон или одной стороны при согласии другой стороны, а также в случае, предусмотренном частью 2 статьи 190 АПК РФ, арбитражный суд выносит определение о проведении примирительной процедуры и при необходимости об отложении судебного разбирательства.
! Примирительная процедура должна быть завершена в срок, установленный судом в определении о проведении примирительной процедуры. По ходатайству сторон указанный срок может быть продлен арбитражным судом.
3) В ходе использования примирительной процедуры стороны могут достичь результатов примирения, установленных статьей 138.6 АПК РФ.
4) В случае, если стороны не достигли примирения, отказались от проведения примирительных процедур либо истек срок их проведения, арбитражный суд возобновляет судебное разбирательство.
Виды примирительных процедур
Согласно статье 138.2 АПК РФ видами примирительных процедур являются:
Примирительная процедура
Порядок
Переговоры осуществляются на условиях, определяемых сторонами.
В случаях, предусмотренных федеральным законом или договором, переговоры проводятся в обязательном порядке
(Статья 138.3 АПК РФ)
2. Посредничество, в том числе медиация
Процедура медиации осуществляется в порядке, установленном АПК РФ и Федеральным законом от 27.07.2010 №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее – Закон о медиации) (Статья 138.4 АПК РФ)
3. Судебное примирение
Порядок проведения судебного примирения и требования к судебному примирителю определяются АПК РФ и Регламентом проведения судебного примирения, утвержденным Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.2019 № 41 «Об утверждении Регламента проведения судебного примирения»
4. Другие примирительные процедуры, если это не противоречит федеральному закону
Переговоры
Это примирительная процедура, посредством которой стороны урегулируют возникшие разногласия непосредственно или при содействии своих доверенных лиц без привлечения независимой третьей стороны.
Переговоры – одно из наиболее простых, распространенных, эффективных и доступных средств урегулирования конфликтов, в том числе в сфере экономики, т.к. переговоры не влекут дополнительных расходов, для их проведения не требуется какое-либо официальное разрешение, они не представляют риска для сторон и направлены на конструктивное обсуждение проблемы.
Переговоры очень распространены в среде предпринимателей, поскольку они позволяют найти оптимальный выход из сложившейся конфликтной ситуации и сохранить при этом долговременные партнерские отношения. Переговоры часто заканчиваются принятием согласованного решения о дальнейшем поведении спорящих сторон.
Переговоры могут происходить как до, так и после возбуждения дела в суде. Однако чем раньше начнутся переговоры, чем быстрее конфликт будет урегулирован, тем больше преимуществ получат стороны.
Переговоры могут проходить в устной и в письменной формах.
Медиация (посредничество)
С первого января 2011 года вступил в силу Закон о медиации.
Процедуру медиации возможно применить к спорам, возникающим из гражданских, административных и иных публичных правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений. Если споры возникли из иных правоотношений урегулирование таких споров путем применения процедуры медиации возможно только в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Процедура медиации может применяться после возникновения споров, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства, административного судопроизводства и судопроизводства в арбитражных судах.
При проведении процедуры медиации сохраняется конфиденциальность всей относящейся к указанной процедуре информации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если стороны не договорились об ином.
Медиатор не вправе разглашать информацию, относящуюся к процедуре медиации и ставшую ему известной при ее проведении, без согласия сторон (статья 5 Закона о медиации).
Применение процедуры медиации осуществляется на основании соглашения сторон о применении процедуры медиации.
Процедура медиации может быть применена при возникновении спора как до обращения в суд или третейский суд, так и после начала судебного разбирательства или третейского разбирательства, в том числе по предложению судьи или третейского судьи.
Наличие соглашения о применении процедуры медиации, равно как и наличие соглашения о проведении процедуры медиации и связанное с ним непосредственное проведение этой процедуры, не является препятствием для обращения в суд или третейский суд, если иное не предусмотрено федеральными законами (статья 7 Закона о медиации).
Медиативное соглашение по возникшему из гражданских правоотношений спору, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной без передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, представляет собой гражданско-правовую сделку, направленную на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон. К такой сделке могут применяться правила гражданского законодательства об отступном, о новации, о прощении долга, о зачете встречного однородного требования, о возмещении вреда. Защита прав, нарушенных в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения такого медиативного соглашения, осуществляется способами, предусмотренными гражданским законодательством.
! Медиативное соглашение, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной без передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, в случае его нотариального удостоверения имеет силу исполнительного документа (статья 12 Закона о медиации).
Главными преимуществами медиации являются:
— внеюрисдикционный способ урегулирования разногласий, что означает отсутствие властного разрешения возникшего спора. Разрешение спора целиком и полностью зависит от сторон, от того, насколько они будут готовы учитывать интересы друг друга и идти на сотрудничество для достижения взаимовыгодного решения;
— применение процедуры медиации возможно исключительно на основе взаимного соглашения сторон. Никто не может быть принужден к участию в процедуре медиации. Более того, добровольное участие означает право выхода из процедуры медиации на любом этапе. В силу требований пункта 4 статьи 14 Закона о медиации процедура медиации подлежит прекращению в случае обращения с письменным заявлением к медиатору одной, нескольких или всех сторон об отказе в продолжении процедуры медиации;
— оперативность (процедура медиации не регламентирована многочисленными процессуальными правилами, что обеспечивает относительную быстроту рассмотрения спора). Так, в соответствии с требованиями части 3 статьи 13 Закона о медиации срок проведения процедуры медиации не должен превышать 180 дней, за исключением проведения процедуры медиации после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда. В этом случае срок проведения процедуры медиации не должен превышать 60 дней;
— конфиденциальность (медиатор не вправе разглашать информацию, относящуюся к процедуре медиации и ставшую ему известной при ее проведении, без согласия сторон). Более того, в соответствии с частью 5.1 статьи 56 АПК РФ медиаторы не подлежат допросу в качестве свидетелей об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с участием в примирительной процедуре.
— возможность выбора кандидатуры посредника (урегулирование спора с участием независимого и нейтрального медиатора, не обладающего властными полномочиями по разрешению спора, представляется более эффективным по сравнению с судебным процессом, поскольку позволяет достичь урегулирования разногласий на основе компромисса и учета интересов сторон, без принуждения). Медиатор не вправе ни судить, ни примирять, ни давать заключений, ни давать оценок, он не вправе принимать никакого решения, которое затрагивало бы суть разногласий. В медиации варианты, которые могут быть изучены, чтобы разрешить спор, часто шире, чем те, которые могут быть рассмотрены судьей.
Список медиаторов размещен в разделе «Справочная информация»
Судебное примирение
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.2019 № 41 утвержден Регламент проведения судебного примирения (далее – Регламент).
В соответствии с преамбулой к Регламенту судебное примирение является примирительной процедурой с участием судебного примирителя, осуществляемой в целях достижения сторонами взаимоприемлемого результата и урегулирования конфликта с учетом интересов сторон.
! Судебное примирение сторонами не оплачивается.
Задачами судебного примирения являются:
Судебное примирение осуществляется на основе следующих принципов:
— стороны участвуют в судебном примирении добровольно;
— кандидатура судебного примирителя определяется по взаимному согласию сторон;
— стороны вправе совместно определить наиболее подходящие порядок и результат примирения;
— сторона (стороны) вправе отказаться от продолжения проведения судебного примирения на любой стадии его проведения, письменно сообщив об этом другим участникам судебного примирения.
— стороны судебного примирения сотрудничают друг с другом, с судебным примирителем и с судом;
— переговоры сторон носят конструктивный и созидательный характер, направлены на урегулирование спора, проходят в атмосфере доверия и взаимного уважения.
3) Равноправия сторон:
— стороны судебного примирения пользуются равными правами на определение кандидатуры судебного примирителя, участников переговоров, правил и порядка проведения судебного примирения, индивидуальную работу с судебным примирителем, доступ к обсуждаемой информации, выработку и формулирование предложений по урегулированию спора, оценку их приемлемости и исполнимости, реализацию своих прав и законных интересов;
— судебный примиритель не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон.
4) Независимости и беспристрастности судебного примирителя:
— отношение судебного примирителя к каждой из сторон является беспристрастным, уважительным и доброжелательным;
— судебный примиритель обеспечивает равное участие сторон в судебном примирении;
— судебный примиритель обязан сообщить суду и сторонам о любых обстоятельствах, которые могут вызвать сомнения в его независимости и беспристрастности;
— судебный примиритель независим и осуществляет свою деятельность самостоятельно, без участия судьи, в производстве которого находится данное дело.
— если стороны письменно не договорились об ином, информация, полученная участниками в ходе судебного примирения, является конфиденциальной: стороны, судебный примиритель и иные лица, присутствовавшие при проведении судебного примирения, не вправе без письменного согласия обеих сторон ссылаться при рассмотрении дела в суде на мнения или предложения, высказанные одной из сторон в отношении возможного примирения; признания, сделанные одной из сторон в ходе процедуры; проявление готовности одной из сторон принять предложение о примирении, сделанное другой стороной; сведения, содержащиеся в документе, подготовленном исключительно для судебного примирения;
— в ходе судебного примирения стороны вправе раскрыть информацию в той степени, которую сочтут необходимой для успешного урегулирования спора. Вся информация, созданная или полученная в ходе судебного примирения, вне зависимости от формы носителя не подлежит разглашению или распространению участниками судебного примирения без письменного согласия сторон;
— информация о судебном примирении может быть использована для научно-исследовательских, образовательных или информационных целей при условии сохранения анонимности сторон.
Порядок судебного примирения
Судебное примирение может быть проведено по ходатайству сторон (стороны) либо по устному или письменному предложению суда при наличии согласия сторон.
Основанием для проведения судебного примирения является определение суда о проведении судебного примирения, в котором указываются следующие сведения:
+ при необходимости приводится круг вопросов, для урегулирования которых может быть использовано судебное примирение.
Кандидатура судебного примирителя определяется по взаимному согласию сторон из списка судебных примирителей в том числе с учетом специализации и региона проживания судебного примирителя и утверждается определением суда. В случае согласия сторон на проведение судебного примирения и невозможности определения ими кандидатуры судебного примирителя суд предлагает кандидатуру судебного примирителя, которая утверждается судом по согласованию со сторонами (статья 15 Регламента).
Судебное примирение проводится в форме переговоров и может включать в себя следующие стадии:
Судебное примирение завершается в случае:
Результаты примирительных процедур
Возможные результаты проведения примирительных процедур закреплены в статье 138.6 АПК РФ, введенной Федеральным законом от 26.07.2019 № 197-ФЗ, в соответствии с которой результатами примирения лиц, участвующих в деле, могут быть, в частности:
1) мировое соглашение в отношении всех или части заявленных требований;
2) частичный или полный отказ от иска;
3) частичное или полное признание иска;
4) полный или частичный отказ от апелляционной, кассационной жалобы, надзорной жалобы (представления);
5) признание обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения;
6) соглашение по обстоятельствам дела;
7) подписание письма-согласия на государственную регистрацию товарного знака.
Мировое соглашение
Мировое соглашение имеет определенные преимущества перед судебным решением:
— стороны получают навыки самостоятельного урегулирования возникших между ними споров и разногласий, сохраняют уважение и деловые отношения друг с другом;
— мировое соглашение очень часто становится первым шагом к окончательному примирению сторон, в то время как судебное решение нередко увеличивает разногласия между ними;
— судебное решение содержит элемент государственного принуждения, мировое же соглашение заключается на основании волеизъявления самих спорящих сторон, на основе их убеждения в необходимости именно такого разрешения спора;
— заключение сторонами мирового соглашения экономит время и средства суда;
— мировое соглашение предпочтительнее судебного решения, особенно в тех случаях, когда имеются трудности фактического порядка для вынесения решения или трудности, связанные с исполнением будущего решения
— мировое соглашение способствует оперативному урегулированию спора, развитию у организаций и граждан-предпринимателей навыков самостоятельного урегулирования возникших между ними споров и разногласий и уважения друг к другу в конфликтных правовых ситуациях.
Возможность разрешения спора путем заключения мирового соглашения должна выясняться судом как на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, так и на стадии судебного разбирательства, на стадиях апелляционного и кассационного обжалования актов арбитражного суда.
Мировое соглашение может быть заключено сторонами на любой стадии арбитражного процесса, в том числе при исполнении судебного акта.
Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора:
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
вправе участвовать в заключении мирового соглашения в качестве стороны.
вправе выступать участниками мирового соглашения в случаях, если они приобретают права либо на них возлагаются обязанности по условиям данного соглашения.
Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 20.12.2006 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству», заключение мирового соглашения невозможно только на стадии возбуждения производства по делу и в предварительном судебном заседании.
! Мировое соглашение не может нарушать права и законные интересы других лиц и противоречить закону (стать 139 АПК РФ).
Форма и содержание мирового соглашения.
Мировое соглашение заключается в письменной форме и подписывается сторонами или их представителями при наличии у них полномочий на заключение мирового соглашения, специально предусмотренных в доверенности или ином документе, подтверждающих полномочия представителя.
Мировое соглашение должно содержать согласованные сторонами сведения об условиях, о размере и о сроках исполнения обязательств друг перед другом или одной стороной перед другой.
В мировом соглашении могут содержаться условия об отсрочке или о рассрочке исполнения обязательств ответчиком, об уступке прав требования, о полном или частичном прощении либо признании долга, о распределении судебных расходов, санкции за его неисполнение или ненадлежащее исполнение и иные условия, не противоречащие федеральному закону.
Мировое соглашение заключается в отношении предъявленных в суд исковых требований. Допускается включение в мировое соглашение положений, которые связаны с заявленными требованиями, но не были предметом судебного разбирательства.
Мировое соглашение может быть заключено в отношении вопроса о распределении судебных расходов. Если в мировом соглашении отсутствует условие о распределении судебных расходов, арбитражный суд разрешает этот вопрос при утверждении мирового соглашения в общем порядке, установленном АПК РФ.
Мировое соглашение составляется и подписывается в количестве экземпляров, превышающем на один экземпляр количество лиц, заключивших мировое соглашение; один из этих экземпляров приобщается арбитражным судом, утвердившим мировое соглашение, к материалам дела (статья 140 АПК РФ).
Мировое соглашение подлежит утверждению арбитражным судом (статья 141 АПК РФ).