Что такое прилайт в кино
BadComedian оценил реакцию обматерившего российского критика Ридли Скотта
Кинокритик и блогер Евгений Баженов, более известный как BadComedian, оценил реакцию британского кинорежиссера Ридли Скотта, который обматерил российского кинокритика Антона Долина в интервью. Своим мнением BadComedian поделился в беседе с РЕН ТВ.
По мнению Баженова, Скотт отреагировал странно на слова российского критика. Возможно, его оскорбило то, что Долин назвал предыдущие картины режиссера менее реалистичными, чем его последняя работа «Последняя дуэль», о которой и шла речь в интервью.
Материалы по теме
Мамина кровинушка
Коррозия металла.
«Я не понимаю, что вызвало такую реакцию. Вопрос воспринялся как какая-то агрессия или что? Я в этом плане не понимаю, почему это произошло, чем вызвана такая агрессия Ридли Скотта. С другой стороны, Ридли Скотту уже сколько лет, и он известен своим характером. Возможно, ему что-то послышалось. Тут вообще непонятно», — высказался BadComedian.
Ранее российский кинокритик Антон Долин опубликовал на YouTube новый выпуск программы «Радио Долин». Он посвятил передачу творчеству Ридли Скотта, снявшего первую часть «Чужого», «Гладиатора», «Бегущего по лезвию», «Марсианина» и другие картины.
Для выпуска Долин взял интервью у самого Скотта. Кинокритик отметил, что фильм «Последняя дуэль» обладает гораздо большим реализмом, чем предыдущие работы режиссера — «Робин Гуд» и «Царство небесное». В ответ на этот комментарий Скотт обматерил собеседника и послал его. «Пошел на ***», — заявил режиссер.
термины кинопроизводства
Когда новичок попадает на съемочную площадку, поначалу ему может показаться, что все говорят на каком-то странном языке. В обычную речь постоянно вмешиваются непонятные словечки, и если ты не знаешь, что они означают, то ты немного в проигрыше, потому что не можешь быстро реагировать. На съемочной площадке нужны люди, которые быстро соображают и правильно действуют. Давайте разбираться.
Подготовительный период
В подготовительном периоде будут часто встречаться такие термины как КПП, драфт, референс. Все они касаются планирования и подготовки. Например, КПП – это не «контрольно-пропускной пункт», как многие поначалу думают, а «календарно-постановочный план». КПП является главным документом для производства, над ним работают продюсер, второй режиссер по планированию, режиссер-постановщик и оператор-постановщик. На составление этого плана в огромной степени влияют графики актеров, ведь они могут быть одновременно заняты не в одном кинопроекте, и часто это театральные актеры, что накладывает жесткие ограничения, и весь съемочный процесс подстраивается именно под актеров.
Драфт
Драфт – это очередной или окончательный вариант сценария, по которому расписывается КПП. Желательно, чтобы в него не вносились изменения после утверждения календаря актеров.
Референс
Референс – это образец или пример, на который ссылаются оператор или режиссер. Продюсер иногда просит предоставить такие примеры, чтобы лучше себе представить атмосферу или стилистику изображения будущего фильма. Также референс может быть хорошим способом понять друг друга самим постановщикам, если они еще не работали вместе и не знают вкусы и возможности друг друга.
Продакшн
Постпродакшн
В постпродакшне (монтажно-тонировочном периоде) основным термином становится слово дедлайн. Это тот срок, к которому необходимо сдать готовый фильм заказчику. В самом процессе монтажа и озвучиванья также используется много терминов, но они интересны только узкому кругу специалистов. Как бы не было обидно специалистам закадрового труда, основной интерес новичка всегда вызывают сами киносъемки.
КИНО СЛЕНГ и ТЕРМИНОЛОГИЯ в КИНО
Решил собрать для себя все все сленговые обозначения в одной заметке для удобства.
СЛЕНГ — жаргон, чаще молодежный, вкрапление в речь английской или американской разговорной лексики.
КИНО СЛЕНГ – речь содержащая большое количество свойственных только этой профессии – слов и выражений.
Квадриквел – четвертая часть, или четвертый фильм с подобным сюжетом, где действия хронологически происходят позже, чем в ранее созданном фильме.
Приквел – предыстория книги или кинофильма время действия которых происходит до событий ранее созданного произведения и предшествующие им по внутренней хронологии
Скрипт – или сценарий – это литературное произведение с подробным описанием действия, на основе которого создаётся кинофильм.
Шоураннер – это человек полностью ответственный за проект, начиная от изначальной идеи и заканчивая его финальным визуальным воплощением и реализацией.
Шоураннер, контролирует и задает вектор при написании сценария, отслеживает творческие аспекты во время подготовительного процесса, тесно сотрудничает с режиссером во время съемок и во время монтажно-тонировочного периода.
А самое главное, за ним всегда финальные творческие решения, а следовательно и ответственность.
Рекап – объяснение сериала или фильма. Обычно оформляется, как воспоминания персонажа о произошедшем ранее, или как обзор сюжета от третьего лица.
Может быть отдельной серией или быть включён в новый материал.
Филлер – дополнительный материал который используют в сериалах со сквозным сюжетом, добавляемый для увеличения длительности показа, и лучшего понимания.
Ребут – перезапуск или перезагрузка — это новая версия фильма созданная с новой сюжетной линией, но теми же героями и идеями.
Триквел – третья часть, или третий фильм с подобным сюжетом, где действия хронологически происходят позже, чем в ранее созданном фильме.
Мидквел — произведение, развивающее сюжет предшествующих произведений на ту же тему.
Особенность мидквела в том, что изображаемые в нём события хронологически относятся к периоду внутри исходного сюжета.
Например, как мультфильме «Бэмби 2» заполняет сюжетный пробел внутри «Бэмби».
Спин-офф — художественное произведение, представляющее собой ответвление от основного сюжета другого произведения.
При этом основными действующими лицами становятся персонажи, ранее уже фигурировавшие в исходном произведении и являющиеся в нём второстепенными.
Кроссовер — художественное произведение, в котором смешиваются элементы и герои нескольких независимых вымышленных вселенных.
Например, в фильме «Фредди против Джейсона» встречаются маньяки из серий фильмов ужасов «Кошмар на улице Вязов» и «Пятница 13-е», а в фильме «Чужой против Хищника» сталкиваются пришельцы из серий фильмов экшн-хоррор фантастики «Чужой» и «Хищник».
Интерквел — художественное произведение, сюжетные события которого происходят между событиями ранее созданных произведений.
Таким образом интерквел является одновременно сиквелом (продолжением) для одного произведения и приквелом (предыстория) для другого.
Например, действие фильма «Изгой-один. Звёздные войны: Истории» происходит между третьим и четвёртым эпизодами киносаги «Звёздные войны».
Ремейк – это фильм, снятый по мотивам другого фильма. Режиссёр при этом по-своему перерабатывает оригинальный фильм, и снимает новую версию, полностью повторяющие оригинал.
Часто действие переносится в новую историческо-культурную среду, например, вестерн «Великолепная семёрка» является ремейком фильма «Семь самураев».
При этом в ремейке и оригинале режиссёр, вся съёмочная группа и актёры обычно совершенно разные.
Сиквел – вторая часть, или продолжение фильма действие которого происходит после данного произведения, и в котором сохраняются те же мир, персонажи.
В некоторых случаях — просто тот же мир, если действие сиквела происходит через большой промежуток времени.
Нарратив – повествование или рассказ, изложение событий, представленных читателю или слушателю в виде последовательности слов или образов.
Флэшбэк – воспоминание или демонстрация событий прошлого.
Флешбэк используют для объяснения поступков и действий героев повествования, для раскрытия их мыслей и идей.
Логлайн – это очень короткий текст, буквально одно–три предложения, которые передают суть истории и побуждают продюсера, режиссера или редактора прочитать сценарий.
Питч – это короткое представление истории, только сделанное в устной форме.
В идеале питч должен укладываться в пять-десять предложений. Питч – это выступление, целью которого является продажа идеи, проекта, плана, себя, команды и т.д.
Франшиза или Франчайзинг – это покупка прав интеллектуальной собственности, сюда входит название, расположение локаций, имена главных героев и главное, становитесь владельцем раскрученного бренда.
Канон – материалы, признаваемые «официальными» и «верными».
Пилотный эпизод или просто «пилот» — пробный эпизод телевизионного сериала, который снимается, чтобы продать шоу телевизионной сети для дальнейшей трансляции.
Пилот снимается, чтобы проверить коммерческий и критический потенциал проекта и практически всегда тестируется на фокус-группах.
Эпик Фэйл (epic fail) – легендарная неудача, великий провал.
Фэндом – сообщество людей увлекающиеся научной фантастикой.
Спойлер – преждевременно раскрытая информация о сюжете фильма.
Пре-Продакшн – подготовки к созданию фильма, музыкального произведения, рекламного ролика.
Конец этой стадии означает, что сценарий уже написан, актёры подобраны, костюмы сшиты. На этой стадии подготавливается детальное расписание съёмок и создаются декорации.
Ориджинал – это любое оригинальное произведение, написанное автором без заимствования чужих героев, мира, и событий.
Другими словами, все что Вы напишете сами, не нарушая чужих авторских прав, будет ориджиналом.
Ориджиналом может быть – роман, повесть, рассказ, зарисовка.
Фанфик – это любительское сочинение по мотивам популярных оригинальных литературных произведений, произведений киноискусства (кинофильмов, телесериалов, аниме и т.п.
Словарь терминов — Сценарий, Кинодраматургия
Аннотация
— краткое изложение фабулы фильма, используемое в рекламных целях, и размещаемое, к примеру, на коробках DVD для ознакомления потенциального зрителя
Антагонист
— Главный «отрицательный» герой, противостоящий главному «положительному» герою, протагонисту
Антагонист не обязательно должен быть человеком, но он должен быть осязаемым, видимым препятствием. Обычно это человек, просто потому, что такой конфликт проще создать.
Антигерой
— нетипичный герой, лишенный привычных «положительных» героических черт и наделенный «отрицательными», но при этом занимающий место протагониста
Новый Голливуд стал эпохой антигероев: Бонни и Клайд, Грязный Гарри, Рэндл МакМерфи, наконец, Вито и Майкл Карлеоне
Арка героя/Сюжет героя
[Character arc/Character development]
— процесс внутреннего изменения, развития героя на протяжении истории
— А где здесь арка главного героя?
— Мне кажется, что рекурсия отношений между персонажами является хорошим развитием арки главного героя.
Аутлайн
— «рыба», основа сценария, его краткое содержание; может включать детальную иерархию персонажей, с обозначением взаимосвязей между ними, или последовательность событий (особенно необходима для создания сценариев с флэш-бэками); также может быть дополнен деталями и даже частью диалогов
Николай набросал аутлайн будущего сценария, чтобы потом самому не запутаться в сюжетных линиях.
Внутренний монолог
[Internal monologue/Internal speech/Inner voice]
— обращенный к самому себе закадровый голос героя, неслышный другим персонажам
Внутренним монологом в кино приходится изъясняться животным. В «Собачьем сердце», например.
Диалог
— обмен репликами между двумя и более персонажами
Драфт/Черновик/Набросок
— один из черновых вариантов сценария
Завязка
— событие, которое создает конфликт и тем самым служит началом действия
В фильме «Челюсти» завязкой является нападение акулы на девушку, тело которой потом выносит на пляж.
Заявка/Сценарная заявка
— суть сценария, его краткое (1-2 стр.) содержание, дающее представление о сюжете, конфликте, характерах основных героев, жанре и т.д.
Николай надеялся, что после прочтения сценарной заявки продюсер заинтересуется его гениальным сценарием.
— то, что утверждается фильмом, главная мысль, обобщающее смысловое содержание; способ разрешения обозначенных в произведении проблем; отвечает на вопрос «для чего?» (ср. Тема)
Катарсис
— процесс сильного потрясения человека под воздействием произведения искусства; подразумевает эмоциональную разрядку, духовное очищение; как правило, переживается в момент кульминации фильма
Композиция
— способ построения и организации фабулы, соотношения ее основных элементов (экспозиции, кульминации, развязки и т.д.)
Конфликт
— столкновение интересов, страстей, идей, характеров и т.д.; м.б. внешним (столкновение героев) и внутренним (столкновение внутри героя); подразумевает некие действия героя, направленные на достижение цели
Кризис
— момент столкновения героя с проблемой, требующий решительных действий, и, как правило, внутренне меняющий героя
«Крючок»
— сюжетный поворот, призванный заставить зрителя продолжать следить за действием; в сериалах, как правило, помещается в конце эпизода
Кульминация
— точка наивысшего напряжения действия; как правило, предшествует развязке; зачастую сопровождается катарсисом
В кульминации вы должны найти решение, которое, изменив все в лучшую или худшую сторону, обеспечит обретение нового порядка.Роберт Макки
Кульминация не обязательно должна быть одна. В фильме «Пролетая над гнездом кукушки» их три: нападение МакМерфи на сестру Рэтчед, лоботомия МакМерфи, бегство вождя из психиатрической клиники.
Логлайн
— краткий, но информативный пересказ сюжета; умещается в одно-два предложения или в 20-25 слов; сообщает информацию о главном герое, его цели, конфликте и антагонисте
Логлайн – это почти как изложить весь сценарий в одном твите.
МакГаффин
— некий загадочный предмет, имеющий для героев исключительную ценность, суть которой не разъясняется зрителю; служит побуждающим мотивом к возникновению конфликта, поскольку каждый из героев желает заполучить этот предмет
Не важно, что такое МакГаффин, важно лишь, чтобы герои хотели им обладать.
Альфред Хичкок
Монолог
— речь героя, обращенная к самому себе, к другому герою или к зрителю и, как правило, не подразумевающая отклика
Линейное повествование
— способ композиционной организации повествования, подразумевающий последовательное развитие действия
Нелинейное повествование
— способ композиционной организации повествования, при котором нарушена хронологическая последовательность действий
Нелинейное повествование редко используется в сериалах, но может стать очень ярким приемом, как, например, в “Настоящем детективе”.
Перипетия/Сюжетный поворот/Поворотный пункт
— действие, событие, информация и т.д., поворачивающие развитие действия в иное, как правило, неожиданное направление
Побочная сюжетная линия
[Subplot/Secondary plot/“B” story/“C” story etc.]
— второстепенный сюжет, развивающийся параллельно основному
Поэпизодный план/Поэпизодник/Тритмент
— запись сюжета на нескольких страницах, предназначенная для того, чтобы заинтересовать возможных покупателей сценария
Что почитать: Майкл Хальперин «Как написать убийственный тритмент: Продай свою историю без сценария»
Пролог
— часть фильма, предшествующая началу основного действия; может иметь форму эпиграфа, предыстории, ретроспекции и т.д.
Протагонист
— главный герой, как правило, «положительный»
Протагонист должен сразиться с антагонистом и победить его. Не обязательно сходиться на ринге или в стальной клетке и лупить друг друга цепями и бейсбольными битами до смерти, но выжить, тем не менее, должен только один.
Развитие
— часть фильма, обычно самая большая, в которой происходит основное действие
Развязка
— часть фильма, исчерпывающая основной конфликт
Режиссерский сценарий
— сценарий, переработанный режиссером непосредственно для работы на съемочной площадке; помогает ответить на вопросы «что снимать?» и «как снимать?»
Синопсис
— изложение сценария без деталей и подробностей, призванное ознакомить с главным героем и ключевыми событиями истории; как правило, занимает от одной до трех страниц (расширенный синопсис – до 10-15 страниц)
Чтобы не вспоминать каждый раз как переводится греческое слово «sinopsis» достаточно запомнить его латинский синоним «conspectus» (конспект).
Сеттинг
— мир, в котором развивается история; вымышленные условия, задающие время и место действия, особенности пространства, нормы поведения героев и т.д.
Сеттинг истории имеет четыре измерения – период, длительность, локация и уровень конфликта.
Роберт Макки
Спекулятивный сценарий
[Spec script/Speculative script]
— сценарий, написанный до достижения каких-либо договоренностей о его постановке, в надежде на успешную продажу готовой работы
Структура
— последовательность событий, происходящих в фильме
Сценарий
— литературно-драматическое произведение, включающее описание сцен действия и диалоги героев, и служащее основой для постановки фильма
Чтобы сделать великий фильм, необходимы три вещи — сценарий, сценарий и еще раз сценарий.
Альфред Хичкок
Общепринятый в Голливуд объем сценария составляет от 95 до 125 страниц.
Сценарный доктор/Скрипт-доктор
— автор, приглашаемый для «доведения до ума» чужого сценария, в том числе, для исправления и доработки структуры, диалогов и других элементов
Сюжет
— смысловое зерно произведения, его содержание, предмет, о котором идет речь; реализуется в фабуле
Твист/Перевертыш/Неожиданная развязка
[Plot twist/Twist ending/Surprise ending]
— разновидность перипетии, выявляющая ложность ранее полученной зрителем информации
— то, о чем говорится в фильме, главный предмет повествования; отвечает на вопрос «про что?» (ср. Идея)
Точка невозврата/Центральный поворот
[Midpoint/Point of no return]
— момент повествования, после которого главный герой не может действовать прежним образом, и вынужден меняться
Трехактная структура
— классическая структура драматургического произведения, подразумевающая его деление на три акта, зачастую обозначаемых как завязка, развитие и развязка
Фабула
— перечень событий, происходящих в произведении, их причинно-следственная связь и последовательность; посредством фабулы реализуется сюжет
«Король умер, а затем умерла королева» – это фабула. «Король умер, и королева умерла от горя» – это сюжет.
Финал
— заключительная часть фильма, знаменующая его смысловое завершение; м.б. закрытый финал (когда конфликт исчерпан) и открытый (когда конфликт не исчерпан или не поставлена смысловая точка)
Флэшбэк
— композиционный прием, нарушающий хронологию повествования и подразумевающий ретроспекцию, сюжетный взгляд в прошлое
Все учебники по сценарному искусству пишут примерно следующее: используйте флешбеки, только если это действительно необходимо. В сценарии «Молчания ягнят» сначала было семь флешбеков. В экранном варианте остался только один.
Флэшфорвард
— прием, аналогичный флэшбэку, только подразумевающий обращение не к прошлому, а к будущему
Совет о флэшбэках актуален и для флэшфорвардов. Сериал, сценарий которого основан на флэшфорвардах, именно так и называется – «FlashForward” (рус. «Вспомни, что будет»). После первого сезона из-за низких рейтингов было принято решений о прекращении съемок.
Экспозиция
— часть фильма, предшествующая завязке и показывающая ситуацию перед возникновением конфликта; используется для знакомства с персонажами, местом и временем действия
Эпилог
— заключительная часть фильма, следующая за окончанием основного действия; как правило, сообщает о последующем развитии событий, о дальнейшей судьбе героев и т.п.
|
---|
Каждый любитель кино хотя бы раз слышал или видел неизвестный термин из мира кино. Чаще всего мы обращаем внимание только на обиходные слова киноиндустрии, такие как: трейлер, промо, продолжение и так далее, упуская из вида кучу не менее интересных и важных кинотерминов, попросту не догадываясь об их значении.
Сегодня мы расскажем о самых часто используемых терминах современного киноискусства, значения которых не знает большинство зрителей. Это поможет вам узнать немного больше о мире кино и его создании.
1. Блупер (Blooper) — это короткий клип из фильма или видеопродукции, обычно удаленной сцены, содержащий ошибку. В основном блуперы присутствуют в виде коротких заставок после титров, где показаны смешные либо неудавшиеся моменты со съемок.
2. Сник-пик (Sneak Peak) — нарезка кадров из фильма/сериала в целях его рекламы и привлечения внимания широкой аудитории. Более известный как предварительный просмотр до официального выхода проекта в прокат.
3. Фичуретка (Featurette) — это фильм о фильме, его создании и процессе съемок.
4. Сиквел (Sequel) — продолжение существующего фильма или любое другое творческое повествование, по сюжету являющееся продолжением какого-либо произведения. В простонародье — вторая часть; продолжение.
5. Триквел (Threequel) — продолжение сиквела, третий — завершающий фильм трилогии.
6. Приквел (Prequel) — предыстория действующих событий. Фильм, книга или компьютерная игра, время действия которых происходит до событий ранее созданного произведения.
7. Интерквел (Interquel) — фильм или любое другое творческое повествование, сюжетные события которого происходят между событиями ранее созданных произведений. Таким образом интерквел является одновременно сиквелом для одного произведения и приквелом для другого.
8. Мидквел (Midquel) — фильм, книга или любое художественное произведение, развивающие сюжет предшествующих произведений на ту же тему. Простыми словами, это дополнение уже имеющегося проекта (часто путают с сиквелом, который продолжает основную историю, мидквел в свою очередь дополняет уже известный проект).
9. Ремейк (Remake) — это современная версия ранее снятого фильма или любого другого произведения. Ремейк в киноиндустрии является данью уважения мировой классике.
10. Таймлайн (Timeline) — временная линия событий того или иного произведения. Полный список событий в хронологическом порядке фильмов, сериалов, книг и игр. (хронология кинематографической вселенной Marvel).
11. Спин-офф (Spin-off) — это любое художественное произведение, являющееся ответвлением по отношению к уже существующему и использующее его популярность. Фильм, развивающий второстепенные образы из другой картины.
12. Пасхалка (Easter egg) — это ни что иное, как небольшая «загадка» или сюрприз от авторов фильма, которая неочевидна на первый взгляд, и часто скрыта. Чаще всего используется как своеобразный подарок для истинных фанатов.
13. Тизер-трейлер (Teaser Trailer) — это короткое видео, предназначенное для рекламирования будущего продукта, которое выходит задолго до релиза фильма. Чаще всего используется как короткое промо предстоящего полноценного трейлера фильма, не раскрывая сюжетной линии.
14. Пре-продакшн (Pre-production) — стадия, предшествующая непосредственно съемкам фильма. Конец этой стадии означает, что сценарий уже написан, актёры подобраны, костюмы сшиты. На этой стадии подготавливается детальное расписание съемок и создаются декорации.
15. Пост-продакшн (Post-production) — этап производства кино в период обработки видеоматериала после съемок эпизодов фильма, настройка CGI объектов, редакция, монтаж, озвучивание и обработка материала.
16. СиДжиАй (CGI) — это компьютерная графика неподвижных и движущихся изображений, сгенерированных при помощи трехмерной визуализации. Графика CGI позволяет создавать эффекты, которые невозможно получить при помощи традиционного грима и аниматроники.
17. Протагонист (Protagonist) — это главное действующее лицо в сюжете, по своему значению протагонист превосходит всех остальных персонажей. Чаще всего протагонисту противостоит антагонист или группа антагонистов. В фильме не может быть двух и более протагонистов, однако современные проекты часто и вовсе обходятся без них, если им не нужно выделять главного персонажа.
18. Антагонист (Antagonist) — персонаж или несколько персонажей, противодействующих главному герою (протагонисту) на пути к достижению его целей. Сюжетные действия фильма почти никогда не обходятся без антагонистов.
19. Канон (Canon) — это совокупность информации о вымышленном мире, которую автор считает верной. Канон является традиционной, не подлежащей пересмотру совокупностью законов, норм и правил произведения. Современный пример в кино — экранизации комиксов.
20. Анахронизм (Anachronism) — это ошибочное, намеренное или условное отнесение событий, явлений, предметов, личностей к другой эпохе относительно фактической хронологии. Часто анахронизмы в кино нарекают киноляпами, как историческую неточность.
21. Четвертая стена (Fourth wall) — обозначение воображаемой границы между любым вымышленным миром и его зрителями. Четвертая стена в киноиндустрии это негласно признаваемая зрителем и исполнителями псевдореалистичность.
Больше материалов о кино и сериалах вы найдете в нашем новом Telegram-канале! Подписывайтесь и будьте в курсе всех событий киноиндустрии.