Что такое прикидка в математике 5 класс
Технологическая карта по теме Прикидка и оценка, 5 класс
Ф.И.О. учителя: Царькова Ирина Сергеевна
Тема урока: Прикидка и оценка
Цель урока: Познакомить учащихся с элементарными приемами прикидки и оценки результатов вычислений, отрабатывать вычислительные навыки в решении задач.
Необходимое оборудование – учебник; доска; мел; компьютер; проектор, маршрутные листы.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствует учеников, контролирует подготовку рабочих мест. Создает эмоциональный настрой на работу.
Приветствуют учителя, проверяют подготовку рабочих мест
Доброе утро! Сегодня замечательный осенний день, сядьте поудобнее, итак начинаем наш урок!
2. Актуализация знаний
Организует повторение правил округления чисел
Вспоминают правило округления чисел, на листочках округляют числа сначала до сотен, затем до десятков тысяч, записывают ответы. Проверяем меняясь с соседом по парте с помощью готовых ответов.
Вспомним правило округления чисел? Поднимаем руки.
Перед собой вы видите маршрутный листок урока и первое задание на нем округлить числа, вам дается 2 минуты записываем только ответы. Правильно округлив числа мы увидим на картинке символ нашего урока.
Время закончилось начинаем проверять, поменяйтесь маршрутными листами и ставим + или – напротив каждого примера.
Сегодня совы – любимцы публики. По рейтингу просмотров видео с ними уступают разве что роликам с котиками В каком-то смысле подобная борьба «за сердца людей» началась еще в Древнем Египте. Несмотря на то, что сову не возводили в ранг священных птиц, как сокола в лице бога-неба Хора, или ибиса, ассоциирующегося с богом мудрости – Тотом, относились к ней с уважением. Об этом говорят мумии сов, найденные в гробницах, наравне с мумифицированными кошками.
Символ мудрости поможет нам на уроке! У каждого из вас на столе картинка совы зеленого и красного цвета. На каждом этапе урока я буду просить вас поднять сову зеленого цвета если вы все выполнили и поняли. И поднять сову красного цвета, если у вас остались вопросы.
Кто справился с первым заданием поднимите пожалуйста картинку зеленого цвета, если вы считаете, что справились.
Познавательные
(анализ, синтез, сравнение, обобщение)
3. Постановка цели урока
Помогает сформулировать тему урока и просит учащихся решить задачи подводящие к теме и заполнить маршрутный лист урока (Задание 2).
Решают проблемный вопрос, формулируют тему и цель урока вместе с учителем.
Записывают в тетради тему урока. Заполняют маршрутный лист. Делают выводы.
Вчера у меня на уроке один из учеников разделил 42 300 на 6 и получил в ответе 750. Взглянув на ответ и не выполняя вычислений, я сразу поняла, что он ошибся. Почему?
Например, мы говорим, что в Москве проживает 10 млн. человек, а в Праге — 2 млн. И хотя эти данные не являются точными, они вполне достаточны, чтобы оценить соотношение между числом жителей этих городов: в Москве проживает примерно в 5 раз больше людей, чем в Праге.
Решим задачи на ваших маршрутных листах (под цифрой 2) и сделаем выводы.
Отряд сов насчитывает в сотни раз меньше чем 14400 видов, а по мнению других учёных в десятки раз меньше чем 1340. Почему это считается небольшим отличием?
На одном уроке выполняя деление 11 514 на 38, Женя получил в ответе 33, Коля — 303, а Сережа — 3003. Кто из них прав?
Делаем с учащимися выводы:
В первой задаче мы находим точные значения, чтобы прийти к ответу. А во второй задаче нам достаточно числа округлить, т.е. найти приближенные значения, чтобы решить задачу.
В жизни часто бывает удобно использовать не точные, а приближенные значения чисел.
Тема нашего урока : Прикидка и оценка
Наша цель на уроке – научиться выполнять прикидку результатов арифметических действий и использовать их для решения задач.
Записываем в тетрадь число, классная работа, Прикидка и оценка.
На маршрутных листах заполним пропуски в предложениях.
Выполнить прикидку результата арифметического действия означает найти приближенное значение этого арифметического действия.
4. Первичное восприятие нового учебного материала
Побуждает к высказыванию своего мнения.
Отвечают на вопросы учителя.
Формулируют выводы наблюдений.
Формулируют конечный результат своей работы: прикидка помогает быстрее решать задачи.
Для того чтобы выполнить прикидку результатов арифметических действий необходимо:
1. Заменить компоненты числового выражения близкими по значению круглыми числами;
2. Найти значение полученного выражения и оформить запись прикидки.
В природе продолжительность жизни большинства видов составляет 5-10 лет, в неволе некоторые совы доживали до 40 и даже 50 лет. Интересно сколько совы лет живут в часах. Ваша задача проверить правильность вычислений действий. (Устно попробуйте объяснить ход решения)
10лет●365дней●24час= 8760 час
10 ● 400 ● 20 ≈ 80000
Очевидно, что это число на порядок больше данного в примере.
Прошу поднять картинки с совой тем, кто всё понял зеленого цвета.
(анализ, синтез, сравнение, обобщение)
(выражение и аргументация своих мыслей с достаточной полнотой и точностью,
учет разных мнений)
4.Практическая работа. Первичная проверка понимания.
Организует работу в парах.
Обеспечивает положительную реакцию на исследовательскую деятельность учеников.
Выполняют задание в парах, приклеивают на листочки с изображением пакетов продукты учитывая вес, который не должен превышать 3 кг.
Формулируют вывод, что прикидка результата действий помогает проверить правильность выполнения вычислений и важность умения пользоваться оценкой в жизни.
Совы могут съесть добычу, крупнее их самих. Вопреки всеобщим представлениям, меню сов отнюдь не ограничивается грызунами и мелкими пташками. Иногда они берутся за добычу, которая может превосходить их по размеру. Так, филины – одни из самых крупных пернатых хищников на планете, способны съесть молодого кабанчика, лису и даже молодого олененка.
И раз мы вспомнили о еде пора нам сходить в магазин. Перед вами на каждой парте файлы с пакетами максимально этот пакет может выдержать 3 кг. Работая вдвоём вы за 2 минуты должны приблизительно посчитать вес предложенных продуктов в тетради (их 10 видов), а затем выбрать и приклеить на пакет нужное количество продуктов. Так чтобы пакет их выдержал.
Работаем сначала в тетради, с соседом по парте обсуждаете и приклеиваете. Время пошло.
Кто справился с этим заданием прошу поднять вверх сову зеленого цвета.
(анализ, синтез, сравнение, обобщение,
выбор наиболее эффективных способов решения задачи)
(выражение и аргументация своих мыслей с достаточной полнотой и точностью,
учет разных мнение)
Проводит физминутку, обеспечивая эмоциональную разгрузку учащихся.
Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.
6. Первичное усвоение нового учебного материала
(применение правил в условиях выполнения учебных заданий)
Организует первичное усвоение правила: предлагает исправить ошибки, используя прикидку
Обеспечивает положительную реакцию учеников на преодоление трудностей одноклассниками.
Выполняют задание в тетрадях, используют ранее полученные результаты.
Формулируют вывод, что прикидка результата действий помогает проверить правильность выполнения вычислений.
Работа в тетрадях и на доске:
Сделай прикидку умножения, а затем вычисли ответ:
603 • 490
Сделай прикидку деления, а затем найди частное:
422 814 : 7
Кто справился с этим заданием прошу поднять вверх сову зеленого цвета.
Кто справился с этим заданием, записал решение в тетрадь прошу поднять вверх сову зеленого цвета.
(учебное сотрудничество с учителем и сверстниками)
7. Рефлексия деятельности. Итоги урока, постановка домашнего задания
Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие задачи вызвали у вас затруднения и почему?
Что такое прикидка и оценка? Как ее выполнять?
Итак, вы сегодня решали жизненные задачи. Они, конечно, упрощены и их не настолько много, как встречается в жизни. Но с каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются вместе с вами.
Сегодня оценки получают…
Задание домашней работы на втором уроке сегодня.
Округлить а) до сотых; б) до десятков тысяч
2. Исследование. Тема __________________________________________
Отряд сов насчитывает в сотни раз меньше чем 14400 видов, а по мнению других учёных в десятки раз меньше чем 1340. Почему это считается небольшим отличием?
На одном уроке выполняя деление 11 514 на 38, Женя получил в ответе 33, Коля — 303, а Сережа — 3003. Кто из них прав?
11514 ≈ _________, 38 ≈ _____, _________:______≈_________.
Выполнить прикидку результата арифметического действия означает найти ___________________________________________ этого арифметического действия.
3. Практическая работа.
4. Решение задач. (Работа в тетрадях и на доске)
1) Сделай прикидку умножения, а затем вычисли ответ:
603 • 490 ≈
2) Сделай прикидку деления, а затем найди частное:
422 814 : 7 ≈
1)108 тыс.
2)341 тыс.
3)23 тыс.
4)34 тыс.
5. Итоги урока, выставление оценок
Его цель – познакомить учащихся с элементарными приемами прикидки и оценки результатов вычислений, отрабатывать вычислительные навыки в решении задач.
В данном классе 25 обучающихся, из них 5 сильных, 13 средних и 7 слабых учеников. Поэтому я осуществляю в течение всего урока дифференцированный подход.
Это по типу урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности, в котором, должно быть первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний. Он включал в себя 7 этапов. Основным этапом был этап практической работы по теме урока, задачи этого этапа – выбор наиболее эффективных способов решения задачи, выражение и аргументация своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учет разных мнение и на этапе первичного закрепления таким образом была возможность проверить уровень усвоения темы.
Чтобы решить цель урока, я подбирала задачи с проблемным вопросом из разных областей жизни. Материал урока старалась подобрать разнообразный, но интересным для учащихся. Учитывала метапредметный подход при котором содержание новой темы усвоились бы, не как сведения для запоминания, но как знания для осмысленного использования.
В течение всего урока была организована парная, индивидуальная, фронтальная, коллективная работа учащихся.
Задания предложенные на уроке были ориентированы на развитие учащихся.
Руководство учителя при выполнении учащимися заданий было инструктирующим, потому что урок направлен на приобретение навыков самостоятельного поиска решений.
Мне (не) удалось уложиться по времени. Распределение времени было оптимальным. Темп урока достаточно высокий.
Мне было комфортно вести урок, ученики активно включались в работу на всех этапах.
Наглядный материал (маршрутный дист, презентация) были в наличии и служили средствами мотивации к успешному освоению нового материала.
Цель урока можно считать: достигнутой. План урока и конспект к уроку составлен. Материал подбирала сама, исходя из индивидуальных и возрастных особенностей данного класса; я полагаю, что все научились оценивать результаты действий на первичном уровне.
Домашнее задание не вызовет затруднения у большинства учеников, потому что полностью соответствует изученной теме.
В целом урок можно считать хорошим, содержательным.
Прикидки и оценки при сложении и вычитании (5 класс)
Тема урока: Прикидки и оценки при сложении и вычитании
Цель: научиться проводить самоконтроль при вычислениях
Планируемые результаты: знать простейшие способы контроля вычислений
Тип урока: урок рефлексии
Сообщение темы и цели урока
Повторение и закрепление пройденного материала
Ответы на вопросы по домашнему заданию (разбор нерешенных задач).
Контроль усвоения материала (письменный опрос).
Действие сложения. Понятия слагаемых и суммы.
Найдите сумму и разность чисел 7236 и 5137.
Найдите сумму чисел: 547 + 458 + 236.
В справочнике приведены длины (в километрах) рек России: Волги – 3531 и Амура – 4453. На сколько километров Амур длиннее Волги?
Действие вычитания. Понятие уменьшаемого, вычитаемого и разности.
Найдите сумму и разность чисел 5384 м 3725.
Найдите сумму чисел: 236 + 258 + 459.
В справочнике приведены длины (в километрах) рек Южной Америки: Ориноко – 2743 м Амазонки – 6437. На сколько километров Амазонка длиннее Ориноко?
Работа по теме урока
При решении многих задач нет необходимости выполнять вычисления. Порой вполне достаточно использовать некоторые прикидки и оценки. Это позволяет постоянно и быстро осуществлять самоконтроль при вычислениях. Поясним эту мысль примерами.
Пример 1. Проверим равенство: 2361 + 5142 + 8325 – 7624 = 8207.
Очевидно, что последняя цифра предполагаемого результата определяется последними цифрами слагаемых и вычитаемого. Найдем ее: 1 + 2 + 5 – 4 = 4. Таким образом, в предполагаемом результате последней цифрой должна быть 4. В приведенном ответе – последняя цифра 7. Поэтому данное равенство неверное.
Пример 2. Сравним сумму чисел А=783 + 368 + 591 и число 1800.
Для быстрой оценки суммы А округлим каждое слагаемое до сотен (при этом приближение происходит с избытком) 783
600. Тогда сумма А меньше, чем 800 + 400 + 600 = 1800, т.е. А меньше 1800.
Встали, выровняли спинки.
И еще раз повторили.
Приседаем мы по счету,
Мышцы ног тренировать.
А теперь рывки руками
Выполняем вместе с вами.
Продолжаем наш урок.
№ 171 (а,б), 172 (а,в), 173 (а,б,д), 147, 175 (а), 177 (б), 180 (а).
№ 171 (в,г), 172 (б,г), 173 (в,г,е), 175 (б), 177 (а).
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО
Курс профессиональной переподготовки
Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-299178
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Каждый третий российский школьник хотел бы стать разработчиком игр
Время чтения: 2 минуты
Школьники из России выиграли 8 медалей на Международном турнире по информатике
Время чтения: 3 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Для школьников к 1 сентября разработают короткие экскурсионные маршруты
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме «Прикидка результата действий»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Уруссинская основная общеобразовательная школа №2»
Ютазинского муниципального района Республики Татарстан
урока математики в 5 классе
«Прикидка результата действия»
в рамках курсов учителей математики
учитель математики и информатики первой квалификационной категории
Евсеева Светлана Александровна
Тема урока: Прикидка результата действия
Тип урока: урок открытия новых знаний
Дата проведения: 02.10.2015 года
Ввести понятия «прикидка» результата действия
Формировать умение решать задачи с помощью прикидки результата действия
Укреплять учебное сотрудничество, воспитывать самостоятельность
Научить применять на практике прикидку результатов действия
Отрабатывать навыки округления чисел
Отрабатывать приемы устного счета
Знать правила округления чисел
Уметь выполнять округление чисел, прикидку результата действий
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного
Добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме
Умение организовывать себя, настраиваться на работу
Умение с полнотой и точностью выражать свои мысли
Умение формулировать собственное мнение и позицию, совместно договариваться о правилах общения и следовать им
Саморегуляция, развитие самосознания, ответственного отношения
Умение работать в группе
Аргументировать свою точку зрения
Оборудование: меловая доска, интерактивная доска
Учебник «Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. организаций/ И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – 15-е изд. стер. – М.: Мнемозина, 2014. – 270 с.: ил.»
Презентация к уроку
Технологическая карта урока
создать благоприятный психологический настрой на работу
организует быстрое включение учащихся в урок. Мотивирует учащихся к учебной деятельности
Что вас удивляет в жизни? Удивление встречает нас часто. А мое удивление вызывает солнце. Оказывается, оно, как настоящий волшебник, умеет тепло и ласково здороваться. Протяните руки солнцу, и щедрые солнечные лучи, как нежные руки мамы, обнимают, гладят, согревают своим теплом. В душе наступает покой благодать. Нам хочется смеяться и радоваться новому дню.
Свет солнца в ладони возьму
И к сердцу я приложу.
И станет вокруг все добрее,
Нежнее, светлее, милее.
Вот с таким настроение мы и начнем урок. Сегодня вас ждут открытия. Какими они будут: большими или маленькими? У каждого они будут свои. Работать будем под девизом «Никто не знает так много, как мы все вместе!»
Р: умение организовывать себя, настраиваться на работу
актуализация знаний и фиксация затруднения деятельности
создание объективных предпосылок для введения новых знаний
организует актуализацию знаний и умений
1. работа по слайду
вспоминают правила округления чисел,
проговаривают при выполнении округления
обсуждают в парах, пытаются найти способ
П: оформлять свои мысли в устной и письменной форме
выявление места и причины затруднения
зафиксировать задания, вызывающие затруднения, создать проблемную ситуацию. Обеспечить мотивацию учению, принятие ими целей урока
организует выявление места затруднения
в каком месте возникло затруднение?
организует фиксирование во внешней речи причины затруднений
так как же могла считать Мини?
под руководством учителя выявляют место затруднения
проговаривают причину затруднения
П: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного
построение проекта выхода из затруднения
организовать постановку целей урока;
организовать совместное построение плана действий;
уточнить следующий шаг учебной деятельности
организует уточнение следующего шага учебной деятельности
какой следующий шаг?
организует постановку цели урока
определите цель урока
организует составление совместного плана действий
какую проблему ставим? Что нам поможет?
проговаривают следующий шаг учебной деятельности
с помощью учителя ставят цель урока
открыть способ нахождения результатов действия, при котором затрачивается меньше времени
проговаривают план действий
решают примеры и задачу точно
думаем, можно ли ответить на поставленный вопрос по-другому, не вычисляя
реализация построенного проекта
реализовать построенный проект в соответствии с планом;
зафиксировать новое знание в речи и записях;
организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;
уточнить тему урока
1. «сам найду способ»
когда группы готовы к ответу, вспоминаем проблемный вопрос.
после ответа всех групп делаем общий вывод с помощью слайда
уточняет тему урока
так как можно определить тему сегодняшнего урока?
обобщает сказанное детьми с помощью слайда
дает значение слова «прикинуть»
примерно сосчитать (разг.) Прикинуть на весах (определить вес чего-либо) Прикинуть в уме (сообразить)
что и чего. Добавить, прибавить. Прикинуть пять рублей. Прикинуть хворосту в костер
Из данных примеров только один решен верно. Попробуйте найти его за одну минуту
892 468 – 591 255 = 3 993
72 529 + 3 450 = 97 085
26 311 + 3 678 = 29 989
34 317 – 23 229 = 9 088
под руководством учителя реализуют составленный план действий
высказывают свои версии решения проблемы, фиксируют на листочке, выбирают, кто будет отвечать
приводят свои версии
П: добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
К: умение работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию, совместно договариваться о правилах общения и следовать им
организовать усвоение учениками нового способа действий, проговаривая во внешней речи;
создать, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха, мотивирующую его к включению в дальнейшую познавательную деятельность
организует усвоение учениками нового способа действий, проговаривая во внешней речи
фронтальная работа по слайдам
выполняют задания, проговаривая новые понятия
фронтальная письменная с выходом к доске
П: оформлять свои мысли в устной и письменной форме
самостоятельная работа с проверкой по эталону
организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;
организовать самопроверку по эталону с последующей оценкой результатов;
организовать выявление места и причины затруднений, выполняя работу над ошибками
организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание
после выполнения самостоятельной работы организует взаимопроверку
дать качественную оценку работы класса в целом и отдельных учащихся в частности
что изучали сегодня на уроке?
сформулируйте правила округления чисел
озвучивает оценки работы
отвечают на поставленные вопросы
Р: структурировать свои знания
К: умение с полнотой и точностью выражать свои мысли
обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
дает и комментирует домашнее задание
те, кто получил три или четыре плюса, записывают задание под номером 1, два или три плюса – под номером 2, остальные – под номером 3
записывают домашнее задание в дневник
Р: саморегуляция, развитие самосознания, ответственного отношения
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО
Курс профессиональной переподготовки
Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-022529
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
В московских школах придумали новый формат классных часов с участием отцов
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разработает внеучебные курсы для школьников
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России предложили учредить День семейного волонтерства
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.