Что такое претензия в психологии
Жизнь без скандалов: как правильно высказывать претензии
Романтическая концепция влюбленности заставляет нас думать, что есть некие идеальные партнеры, с которыми все будет складываться гладко и без какой-либо работы с обеих сторон. В реальности абсолютно все пары сталкиваются с недовольством: в отношениях или в самом партнере.
К сожалению, часто вместо того, чтобы конструктивно обсудить вопрос и найти компромисс, партнеры теряют контроль над ситуацией, оказываются во власти эмоций, повышают голос, высказываются резко и ведут себя грубо. Или, наоборот, замыкаются в себе. Может включаться пассивно-агрессивное поведение: вместо откровенного разговора — сарказм, издевки, саботаж или даже неосознанное нанесение вреда партнеру.
Что мешает выражать недовольство спокойно и конструктивно?
Формирование паттернов поведения и реакций в детстве
Часто реакции в отношениях с партнером мы перенимаем из детского опыта. Если дома было принято орать друг на друга, то выросший ребенок тоже будет кричать или, наоборот, замкнется в себе, осознавая, что пример был плохой (но как поступать иначе, непонятно).
Замкнутость может стать следствием запрета родителей на выражение эмоций, когда любые попытки проявлять чувства пресекались словесно или физически.
Существует много вариантов неприятных паттернов родом из детства, поэтому попробуйте подумать про свой конкретный случай: как вели себя ваши родители в конфликтной ситуации, что говорили про это, чему пытались вас научить, разрешали ли выражать ваше недовольство по отношению к ним и так далее.
Наличие деструктивных представлений об отношениях
Это могут быть негативные социальные установки или другие усвоенные идеи, которые мешают доверительным отношениям:
– нежелание показаться конфликтным, страх негативной оценки (скажут, что «выношу мозг»);
– тревога, что конфликт приведет к расставанию;
– желание, чтобы человек все понял сам: стереотип о романтической влюбленности, где все понятно без слов, опять играет против нас.
Страх задеть чувства партнера, который приводит к замыканию в себе
Конечно, никому не нравится выслушивать критику, но можно выразить недовольство мягко, показать, что это ради укрепления близости, а не для того, чтобы ее разрушить. Тогда и партнер, скорее всего, не будет чувствовать себя обиженным.
Печальный опыт в прошлом
Да, разговоры о недостатках (по вашей оценке) партнера могут привести к неприятным последствиям. Обычно это происходит тогда, когда партнеры переступают некую черту.
Психотерапевт Дж. Бах в своей книге «Близкий враг» предложил замечательные правила ведения споров:
• не наносите ударов ниже пояса;
• не оскорбляйте;
• не ворошите прошлое;
• не копите претензии, чтобы разом обрушить их на партнера;
• стремитесь выразить свои чувства, а не обвинять;
• позволяйте себе только конструктивную критику;
• дайте себе время осмыслить сказанное партнером, не бросайтесь сразу опровергать;
• в целом сохраняйте спокойствие.
Перед тем как учиться выражать недовольство, надо научиться понимать, что вас беспокоит на самом деле. Когда вам что-то не нравится, на пике эмоций возьмите паузу, а потом в более спокойной обстановке подумайте о том, что на самом деле вас задело и почему.
К примеру, вас беспокоит что-то, что касается лично вас (ваши отношения с родителями, завал на работе, головная боль), но вы срываетесь на партнере, раздражаясь по пустякам. Или, например, вы приревновали партнера к кому-то, но, пытаясь подавить эти чувства, «разозлились» на что-то совершенно другое.
Это важно отслеживать не только в себе, но и в партнере. Даже в конфликтных ситуациях все, чего хочет каждый из нас, — это быть понятым. Вы можете использовать конфликт, чтобы отслеживать изменения эмоционального фона в паре: ваши негативные чувства или чувства партнера — это подсказка, где у кого «болит».
Почему недовольство все-таки надо выражать?
Если этого не делать, в какой-то момент накопленный гнев, скорее всего, все-таки вырвется наружу и приведет к уже намного более сильному и деструктивному конфликту, чем если бы вы решились поговорить раньше.
Кроме того, когда мы носим в себе отрицательные эмоции, это может вызвать много негативных мыслей о партнере, которые будут крутиться в голове и как результат — ухудшать отношение к нему.
Наконец, проработанный конфликт может внести ясность в отношения и сблизить партнеров.
Как выражать недовольство, чтобы ясно донести свою позицию и никого не обидеть?
Есть две техники, которые каждый в паре может отрабатывать без участия психолога. Их смысл в том, что они учат строить фразы по определенным правилам, выражать свои мысли и желания корректно, не задевать чувства другого, предлагать возможный сценарий решения проблемы.
Обе техники необходимо применять не в критический момент, а уже после, когда все спокойны и благоприятно настроены.
Техника Я-сообщений
Я-сообщение состоит из четырех частей, из которых составляется одна фраза.
1. Сначала нужно назвать факт в поведении партнера, который вам не нравится. Именно факт, без оценки. Например, «когда ты говоришь раздраженным тоном. ».
2. Дальше следует описать свои ощущения от этого: «. я огорчаюсь, мне неприятно…».
3. Затем рассказать о том воздействии, которое оказывает такое поведение на вас или других: «. потому что я чувствую себя нелюбимой. ».
4. И в завершение объяснить, что хотелось бы вместо этого: «. я бы хотела, чтобы ты старался брать паузу и менять тон на нейтральный или позитивный, например такой (озвучить желаемый тон)».
Техника «гамбургера»
В начале и в конце говорится что-то, что послужит поддержанию близости в отношениях (будет однозначно приятно слышать), а в середину «заворачивается» то, чем вы недовольны. Это может звучать так: «Милый, я тебя люблю и ценю, но в последнее время меня беспокоит, что ты часто говоришь со мной раздраженным тоном, я хочу попросить тебя попробовать брать паузу и менять тон на позитивный, например такой (озвучить желаемый тон). Пожалуйста, не воспринимай это как претензию или критику, я на самом деле хочу, чтобы наши отношения стали ближе».
Будет здорово, если в освоении нового типа общения будут участвовать оба партнера. Например, вы можете рассказать, что пробуете новую технику, и объяснить процесс ее выполнения.
Конфликты бывают у всех, поэтому не стоит воспринимать их как трагедию. В конечном счете важно только то, как вы с ними работаете. Если хотя бы один из партнеров изменит свой негативный паттерн в развитии конфликта, это, скорее всего, положительно повлияет на второго.
Если вы чувствуете, что все это не помогает разрешить конфликты, и вы готовы работать над отношениями, рассмотрите вариант похода к специалисту по семейным отношениям.
Как женские претензии и обиды разрушают отношения? Спецпроект Аллы Демиденко
“Ой, все, я с тобой не разговариваю” – типичная женская реакция на обидное слово или поступок партнера.
Взять измором, пусть помучается, осознает свою неправоту и на коленях приползет мириться.
А если не приползет? Если в один прекрасный день ему надоест игра в “молчанку”, и в фундаменте ваших отношений пойдет трещина. Ведь сказать “Извини, я был неправ” бывает безумно сложно.
Почему претензии и обиды так разрушительны? Как уберечь от них отношения, вернуть гармонию и доверие?
Для кого эта статья?
Для женщин, которым знакомо чувство, что вас обидели, недооценили, недопоняли. Если любая ссора превращается в обмен претензиями и упреками, вы перестали понимать друг друга, из отношений постепенно уходит любовь и доверие – срочно читайте эту статью.
Из этого материала вы узнаете:
Откуда берутся обиды и претензии?
Этот механизм предусмотрен природой, он защищает наши личные границы.
Вспомните ребенка, который тянется к горячему утюгу или зажигалке. Он не понимает предупреждений “Это опасно”, “Тебе будет больно”, потому что у него нет четких ассоциаций с этим чувством.
Но если малыш обжегся – больше к горячим предметам не полезет. С обидой все точно так же. Если какие-то слова или действия человека нам не нравятся, дают ощущение дискомфорта, не сходятся с нашей системой ценностей – мы обижаемся, выпускаем иголки.
И именно эта реакция дает партнеру понять: здесь я был не прав, так делать не нужно.
Есть два важных нюанса, связанных с обидой:
Сама по себе обида – лишь интуитивная защита организма. Будущее ваших отношений зависит от того, какую тактику вы выберете для решения проблемных ситуаций.
3 основных ошибки
1. Замалчивание. Женщина страдает молча, глотает обиды и старается не показывать, как ей тяжело и больно.
Чаще всего такое поведение зиждется на страхах “А вдруг он уйдет” и ложных убеждениях “Ну а что такого? Все так живут”.
Теперь представьте: дама будто заткнула эмоциональную трубу пробкой. А чувства прибывают, к старым обидам добавляются новые, нужен только маленький толчок, триггер – и трубу прорывает.
В ответ на безобидную фразу на партнера выливается огромный поток эмоций, которые копились месяцами, годами. А он стоит в растерянности и думает “Откуда что взялось”?
2. Претензии. Обиды, которые трансформировались в глобальное недовольство. По сути, это лишь очередной способ переложить ответственность за отношения на чужие плечи.
Основное отличие обиды от претензий – форма, в которой вы пытаетесь донести свою точку зрения до собеседника. В претензиях явно заметен оскорбительный подтекст.
А теперь смотрите что получается: женщина думает, что так она мотивирует мужчину. Вот скажет ему: “Да ты тряпка. Не способен даже семью содержать” – и сразу он начнет шевелиться, доказывать ей обратное.
С сильным мужчиной такая тактика не работает. Обвинения заставляют его защищаться, пустяковая ссора перерастает в скандал, а желаемого женщина все равно не получит.
3. Манипуляции. С помощью чувства обиды очень легко манипулировать. Только мужчине быстро надоедает играть в игру “Угадай, на что я обиделась”.
Первое время манипуляция работает как нужно: у него просыпается инстинкт защитника, хочется вас утешить, успокоить, загладить свою вину. Но постепенно появляется отторжение: слезы уже вызывают не панику, а чувство злости.
Также высок риск попасть в состояние жертвы. Ведь претензии и обиды все упрощают: я хорошая – они плохие.
Давайте разберемся на примерах:
1. “Мой начальник – настоящий тиран, поэтому я и уволилась с работы” – в голосе Маши звучит неподдельная обида на шефа. Естественно, муж, родители и подруги ее жалеют, так не повезло с работой.
Только почему-то Маша умолчала о том, что ругали ее за то, что регулярно опаздывала, штрафовали, потому что часто теряла важные документы.
И в конце концов чаша терпения босса переполнилась и Машу он уволил. Она затаила обиду и теперь выставляет себя жертвой. Эта позиция ей удобна и выгодна.
2. Карина часто жалуется на мужа “Он целыми днями валяется на диване, весь быт на мне”. Но что-то менять в своей жизни не спешит, она уже сроднилась со своим положением жертвы.
А ведь изначальная проблема в том, что она даже не предложила ему обсудить сложившуюся ситуацию, разделить обязанности.
Она просто накапливает обиды, тянет эту лямку и общается с миром посредством жалоб.
Как обиды влияют на отношения?
У обиды накопительный эффект. Поначалу если обидел мужчина – поплакала и забыла. Но постепенно такие ситуации разрушают эмоциональную связь между супругами.
Кто должен меняться: обидчик или обиженный?
Давайте рассмотрим ситуацию: пара поссорилась. Крупно, со скандалом. Каждый чувствует себя пострадавшей стороной. Женщина думает: “Он же мужчина, пусть извинится первым. Ведь я была права”.
Мужчина же считает: “Сколько можно? Я постоянно ей уступаю, пусть осознает свои ошибки”. Никто не хочет идти на контакт, в доме разворачивается холодная война местного масштаба.
Что же получается? Каждый считает, что он прав. В итоге мужчина не выдерживает “молчанки”, собирает вещи и идет ночевать к друзьям, а женщина в слезах остается переживать новую семейную трагедию.
Нормальные отношения можно построить только вдвоем. Даже если вы считаете себя суперженщиной, в одиночку удержать рушащийся брак на своих плечах невозможно. Поэтому важнее всего найти компромисс, золотую середину.
Нарушается баланс “даю-получаю” и возникает претензия как сверхкоррекция. Своими упреками и претензиями женщина будто бы выставляет мужчине счет: “Я отдала тебе все, что могла. А ты не ценишь”.
Она остро чувствует несправедливость: истратила всю свою энергию, а ничего взамен не получила.
Постоянное игнорирование своих потребностей, желаний, нужд порождает претензии, раздражение, ненависть (в том числе и к самой себе за неумение сказать “нет”).
Именно поэтому в реанимировании отношений должны принимать участие оба партнера. Иначе это снова будет игра в одни ворота.
Как избавиться от обид?
Диалог
Сесть и поговорить: не молчать, не ждать пока эмоции начнут разрывать вас изнутри, а рассказать мужчине, что вас не устраивает.
Часто бывает, что партнер даже не догадывается, что наносит вам обиду. Он не экстрасенс и не настолько чувствительная натура. Поэтому расскажите ему о своих ощущениях.
Неправильно: “Я устала от постоянных унижений. Ты все делаешь не так”.
Правильно: “Пожалуйста, не критикуй меня. Своими язвительными замечаниями ты делаешь мне больно”.
Ваши слова не должны звучать как претензия. Вы просто выражаете свою точку зрения и выслушиваете его мнение.
Проработать свои чувства.
Проанализируйте, что именно вас задевает. Есть несложная практика: взять бумагу, ручку и выписать обиды, которые вы связываете с этим человеком. А теперь проанализируйте свой список. Разделите его на три категории:
Обиды из первой и второй категории нужно проработать и обсудить с партнером. Рассказать о своих страхах, подозрениях, болях, недовольстве – только тогда отношения будут действительно доверительными.
Третья категория – особая. В ней лично ваши претензии по отношению к этому мужчине. Он не такой, каким вы хотите его видеть. И у вас есть два выхода:
Поймите одну истину: от ваших претензий, упреков и нотаций мужчина не изменится. Он уже сформировавшаяся личность.
Вы можете его мотивировать, поддерживать, направлять, но не заставите стать другим человеком. И если вы не готовы смириться с его недостатками – ваши отношения обречены на провал.
Найти прощение
“Никогда его не прощу!” – это самая неправильная и разрушающая установка. Жить в состоянии вечной обиды и ненависти могут разве что герои “мыльных опер”.
Деструктивные чувства разрушают отношения и мешают нормально жить. Легче всего прощать человека, который осознал свою вину.
Убедите себя, что ваши личные границы восстановлены, мужчина осознал свою ошибку и отпустите ситуацию. Если же он настаивает на своей правоте, стоит проанализировать произошедшее.
Иногда требуется помощь третьего лица – психолога, проводника, который поможет осознать и переосмыслить случившееся, избавиться от негативных эмоций.
Научитесь не обижаться, а решать проблему
Вы поссорились с мужем, хочется закрыться в себе, держать дистанцию, заставить его помучиться. Просто задайте себе вопрос: “А как можно решить эту проблему по-другому”?
Поиск компромиссов и нормальный диалог – вот на что нужно направить свою энергию. Не копить обиды, не разрушать себя изнутри, а исправлять ситуацию.
Позволяйте себе высвобождать негативные эмоции. Кому-то помогает беседа с подругой, медитация, кому-то – интенсивная пробежка или занятия в спортзале.
Ваши взгляды на жизнь
Примите тот факт, что каждый человек по-разному видит этот мир. Мужчина не всегда соответствует вашим представлениям, не всегда оправдывает ожидания.
Но ведь и вы совершаете ошибки! И далеко не всегда просите за них прощения. Не позволяет гордость, стыд, страх.
Что делать, если не могу перестать обижаться?
Подобное происходит в двух случаях:
В этих случаях паре стоит обратиться к семейному психологу. Он поможет проработать блоки, комплексы, негативные сценарии и найти решение проблемы.
Если же душевная боль слишком сильна, стоит на время разойтись. Вы сможете разобраться в своих чувствах и переживаниях. Понять, чем вызвана обида, прожить ее и отпустить. А после этого вернуться в отношения или попробовать построить новые.
Важно понять: зачастую не человек хочет вас обидеть, это вы воспринимаете ситуацию под таким углом.
И нужно сделать выбор: продолжать обижаться или проработать свои чувства, высказать их партнеру и найти решение проблемы.
Как найти баланс между претензиями и осознанием своей ценности
Буквально почти в каждой нашей статье мы говорим о принятии себя, о том, как важно уважать себя, принимать свою силу.
Это необходимо тем, кто все еще боится отстоять свое мнение, привык молчать, соглашаться со всем, что с ним происходит, даже если внутри есть протест.
Но есть и такие, кто испытывает претензии к людям, считает, что им все должны.
И то, и другое не имеет ничего общего с осознанностью. Такое поведение, мышление поддерживает состояние жертвы, притягивает неприятности, уводит от истинной цели души.
Читайте, что происходит, когда проявление личной силы перерастает в претензии, в чем разница между этими понятиями, и как найти баланс.
Что значит “мне все должны”, или претензии к людям
Когда человек считает, что ему все должны, его сознанием полностью управляет эго. Он думает, что мир крутится вокруг него одного.
Он негодует, если что-то пошло не так, как было заявлено. Требует своего, угрожает, не идет на компромисс.
Критерий “мне все должны” или, другими словами, претензии к людям – это символ неразвитой личности. Так рассуждает ребенок, который думает, что все делается для него, и еще не способен понять, что мир не ограничивается им одним.
В книгах, тренингах по саморазвитию, достижению успеха активно продвигается идея, что мир существует для людей, и нужно пользоваться всеми благами, которые в нем представлены.
Это все для нас, все люди равны и каждый имеет право на лучшее.
Так и есть, но многие воспринимают это буквально, думая только о себе и забывая, что это право распространяется на всех вокруг.
Куда бы они не обращались, какими бы услугами ни пользовались, они везде несут эту истину – мир для меня.
Часто это переходит в претензии: раз заявлено – давайте, и неважно, что есть какие-то условия. Такие люди почему-то воспринимают в штыки любое несоответствие с заявленным.
При чем часто это несоответствие возникает из их внутреннего образа, как должно быть реализовано их право. Иногда даже не пытаются узнать точные условия выполнения той или иной сделки.
Таких людей вы часто можете встретить в различных публичных местах: ресторанах, магазинах, в гос.организациях.
Узнавая только верхушку предложения, они требуют порой невозможного, того, что не заявлено, додумывая остальное и предполагая, как это должно для них реализоваться.
Например, человек приобретает какой-то товар или услугу, подписывает договор, в котором оговорены условия, часто не читая.
Потом когда вступает в силу некоторые условия из этого договора, человек в возмущении обращается к продавцу, указывая на несоответствия полученного с его ожиданиями.
Человек воспринимает это как обман со стороны продавца. Ему идут на уступки, могут даже предложить те условия, что он и хотел, чтобы сгладить конфликт, но он уже не идет на компромисс.
В голове включается установка “мне все должны”. Я хотел это получить в таком виде изначально и все, теперь я вас засужу.
Или капризный клиент в ресторане, который хочет за свои деньги выжать все, что можно из этого места.
У него в голове есть картинка как это должно происходить: как его должны обслужить, через какой промежуток времени принести блюдо, какого вкуса оно должно быть и как выглядеть.
Если хоть что-то не соответствует – скандал: мне все должны, я плачу деньги.
Возможно, где-то в каком-то месте его обслужили именно так, ему понравилось, он это запомнил, и теперь переносит этот образ на все остальные заведения, куда он приходит.
То же самое можно сказать и про отношения. Есть у человека определенный образ, каким должен быть партнер. Может он в книге это прочитал, или в кино увидел, или один из родителей был таким, или у подруги/друга такой партнер.
И теперь он ко всем, с кем знакомится, применяет этот шаблон. И если не соответствует, то не стесняется об этом сказать, упрекнуть человека.
Что значит осознавать свою ценность и транслировать это состояние
Когда вы начинаете по-настоящему ценить себя, ваше поведение меняется:
В этом случае вы управляете собой, а не эго диктует, что вам делать, вы осознанны.
Так как по закону свободы воли и выбора, человек имеет право делать то, что он хочет и не делать, чего не хочет. Вам никто ничего не должен.
Нет гарантий, что вы это получите. Вы доверяете вселенной и знаете, что у вас будет все, что вам нужно.
Тут действуют договоренности, но внутри вы понимаете, существует вероятность, что другая сторона может их не выполнить.
Как в отношениях: обещать не значит жениться. Сегодня любовь есть, мужчина говорит, что любит, женится, а завтра любовь прошла, и он передумал. Не стоит в данном случае требовать, чтобы на вас женились.
Вы предполагаете, что живете сегодняшним моментом. Что будет завтра, и как могут измениться условия и ситуация не знает никто, и никто не может ничего гарантировать.
Если у вас внутри еще не полностью прописались эти принципы, вы понимаете, что нужно так поступать, но пока останавливает страх или неуверенность, используйте мантру “Я в своем праве”.
Мантра “Я в своем праве”
На одном из тренингов Алены Старовойтовой, была затронута тема ценности, и в итоге родилась эта мантра – “я в своем праве”.
Это упражнение очень эффективное, развивает центр силы, солнечного сплетения. И если вы решили принять, наконец, свою силу, это упражнение вам пригодится.
В любых ситуациях, где чувствуете, что ваши права ущемлены, вам недодали положенного, произносите про себя эту мантру – Я в своем праве.
Она действует как переключатель из состояния безмолвной, смиренной жертвы обстоятельств в состояние уверенности.
Поначалу будет непривычно и страшно заявить даже про себя, но в дальнейшем вам будет это делать все проще и проще.
На пути осознания своей ценности, когда вы учитесь доказывать свою правоту, ставить себя на первое место, заявлять о себе, полезно создавать себе ситуации, где вам нужно отстоять свое право.
До тех пор, пока не почувствуете, что в любой ситуации вы сможете высказать свое мнение и потребовать лучшее – то, чего вы по праву достойны.
Но не стоит заигрываться в это, переходить черту, когда вырастает гордыня и эго, и вы начинаете ставить себя выше других.
Читайте как прорастить внутри это ощущение, чтобы транслировать собственную ценность в каждом действии, мысли, поступке, в любой ситуации
Что происходит, когда человек переходит в претензии
Если вы все время отказывались от того, что вам по праву причитается, замалчивали свои потребности и желания в угоду хорошего отношения окружающих к вам, а тут вдруг провозгласили, что берете свою силу, важно не впасть в обратную крайность – “мне все должны”.
Человек осознает, что он в своем праве и начинает идти по головам, не задумываясь, что причиняет боль. Забывает о чувствах других, о том, что у каждого есть право выбора что делать, а чего не делать.
Часто люди склонны к крайностям в различных ситуациях, поведении. Если долго чего-то не имели, а потом получают, то не знают меры.
Иногда такое происходит с людьми, которые вышли на путь духовного развития, осознали свою ценность. Они попадают в ловушку и думают: раз я такой ценный, то мне все должны. Я обязательно должен получить то, что мое по праву.
Их право не отменяется в случае, если им не додали. Но в такой ситуации человек забывает о настоящей цели своих действий, плюет на договоренности и им овладевает желание доказать свою ценность любым способом.
Он думает, что доказывает себе и другим, что ценен, а на самом деле отдает себя во власть эго и эмоций.
Наличие претензий к людям – это показатель, что вы вытесняете из своего сознания какие-то качества. Разобраться в этом поможет курс “Танец с Тенью 3.0“.
Вы сможете понять, что скрываете от себя, принять свое поведение и высвободить энергию, которую используете на свое развитие.
Как найти баланс между претензиями и осознанием своей ценности
Когда вы приняли факт, что имеете право на все самое лучшее, важно при этом оставаться человеком и не переходить грань, когда вы начинаете предъявлять претензии к людям.
В ситуации, когда вы считаете, что нужно доказать свое право, спрашивайте себя, зачем вы это делаете. Вам это действительно нужно или это дело принципа?
Этот вопрос будет вас фокусировать на цели, и вы избежите ненужных конфликтов, сохраните свое внутреннее состояние.
Спрашивайте себя: кто это говорит во мне, чье это желание доказать? Это эго, которое боится оказаться не на высоте, которому важно чужое мнение?
Или я защищаю себя, потому что это сейчас необходимо?
Держите фокус на цели – зачем вам это нужно, и просчитывайте на несколько шагов вперед – к чему приведет это решение и поведение.
Ошибочно полагать, что нужно обязательно доказать правоту, иначе вы опять окажетесь слабаком. Это происки эго.
Умейте слушать себя. Иногда важнее не делать некоторые вещи, если вам сейчас это не принципиально и неважно.
Всегда выбирайте вертикальное общение, общение души с душой, будьте выше обстоятельств.
Иногда можно что-то не дополучить, позволить другим оказаться правыми, уступить. Но зато вы сохраните гораздо больше – сохраните себя.