Что такое пресвитер в православии

Степени священства

Что такое пресвитер в православии. Смотреть фото Что такое пресвитер в православии. Смотреть картинку Что такое пресвитер в православии. Картинка про Что такое пресвитер в православии. Фото Что такое пресвитер в православии

В Православной Церкви три степени священства: диаконы; пресвитеры (или священники, иереи); епископы (или архиереи).

Духовенство в Православной Церкви делится на белое (женатое) и черное (монашествующее). Иногда в качестве исключения в священный сан посвящаются лица не семейные и не принявшие монашеского пострига, они называются целибатами. В епископы, согласно канонам Церкви, посвящаются только монашествующие.

Диакон в переводе с греческого означает служитель. Это священнослужитель первой (младшей) степени. Он — сослужащий священникам и епископам при совершении Таинств и других священнодействий, но самостоятельно никакого богослужения не совершает. Старший диакон называется протодиаконом.

Диакона рукополагает (посвящает) епископ во время совершения литургии.

Что такое пресвитер в православии. Смотреть фото Что такое пресвитер в православии. Смотреть картинку Что такое пресвитер в православии. Картинка про Что такое пресвитер в православии. Фото Что такое пресвитер в православии

Священник (пресвитер) — вторая степень священства. Он может совершать все Таинства, кроме Таинства рукоположения. В священники посвящают лишь после рукоположения в диаконский чин. Священник является не только совершителем священнодействий, но и пастырем, духовным руководителем и учителем для своих прихожан. Он проповедует, учит и наставляет паству.

Поверх епитрахили иерей надевает пояс — в знак своей готовности всегда служить Богу. Как награду за заслуги перед Церковью священник может получить набедренник и палицу (символ меча духовного, сокрушающего всякое зло).

Как и диакон, священник надевает поручи. Они символизируют узы, которыми был связан Иисус Христос. Поверх всех прочих облачений священник надевает фелонь, или ризу. Это длинная широкая одежда с вырезом для головы и большим вырезом спереди, напоминающая плащ. Фелонь символизирует багряницу страдающего Спасителя, а нашитые на ней ленты — потоки крови, которые текли по Его одежде.

Поверх ризы священник надевает наперсный (то есть нагрудный) крест.

За особые заслуги священники могут быть награждены камилавкой — бархатным головным убором цилиндрической формы. В качестве награды иерею может быть дан вместо белого восьмиконечного креста желтый четырехконечный. Также священник может быть награжден степенью протоиерея. Некоторым особенно заслуженным протоиереям как награда дается крест с украшениями и митра — специальный головной убор с иконами и украшениями.

Епископ — третья, высшая степень священства. Епископ может совершать все Таинства и священнодействия. Епископы также называются архиереями и святителями (святые епископы). Еще епископа называют владыкой.

Среди епископов есть свои степени. Старшие епископы называются архиепископами, далее следуют митрополиты. Самый старший по степени епископ — глава, предстоятель Церкви — имеет титул патриарха.

Епископа, по церковным правилам, рукополагают несколько епископов.

На голову епископа надевается митра, она одновременно изображает царскую корону и терновый венец Спасителя.

На облачении архиерей вместе с крестом носит образ Богородицы, именуемый Панагией (в переводе с греческого Всесвятая). В руках как знак святительской власти епископ держит жезл, или посох. Под ноги архиерею на богослужении кладут орлецы — круглые коврики с изображением орла.

Вне богослужения все священнослужители носят подрясник (нижнюю длинную одежду с узкими рукавами) и рясу (верхнюю одежду с широкими рукавами). На голове священники обычно носят скуфью (островерхую шапочку) или камилавку. Диаконы чаще всего носят только подрясник.

Поверх рясы священники носят наперсный крест, епископы — панагию.

Обычное обращение к священнику в повседневной обстановке: отец. Например: «отец Петр», «отец Георгий». Также к священнику можно обращаться просто: «батюшка», но имя тогда не называется. К диакону также принято обращаться: «отец Николай», «отец Родион». К нему также применимо обращение: «отец диакон».

К епископу обращаются: «владыка». К примеру: «Владыка, благословите!»

Чтобы взять благословение у епископа или священника, нужно сложить ладони в форме лодочки, чтобы правая была сверху, и с поклоном подойти под благословение. Когда священнослужитель осенит вас крестным знамением, благословит, нужно поцеловать его правую руку. Целование же руки священника, которое происходит тогда, когда он дает крест или благословляет, в отличие от простого приветствия, имеет особое духовно-нравственное значение. Получая от Бога благодать посредством креста или священнического благословения, человек мысленно целует незримую десницу Божию, которая ему эту благодать подает. В то же время целующий руку священника выражает почтение и к сану.

Источник

Пресвитер

Пресви́тер или свя­щен­ник (греч. πρεσβύτερος – старец, ста­рей­шина) – 1) сте­пень свя­щен­ства, пре­вы­ша­ю­щая диа­кон­скую и усту­па­ю­щая епи­скоп­ской; 2) лицо, обла­да­ю­щее этой сте­пе­нью.

Что такое пресвитер в православии. Смотреть фото Что такое пресвитер в православии. Смотреть картинку Что такое пресвитер в православии. Картинка про Что такое пресвитер в православии. Фото Что такое пресвитер в православии

Пре­сви­тер есть вторая сту­пень в свя­щен­ной иерар­хии (свя­щен­но­на­ча­лии).

Пре­сви­тер по своему пол­но­мо­чию, полу­чен­ному от епи­скопа, совер­шает все свя­щен­но­дей­ствия, кроме хиро­то­нии, хиро­те­сии, освя­ще­ния анти­минса и освя­ще­ния мира.

Он учит народ дог­ма­там веры и бла­го­че­стия, пас­тыр­ски окорм­ляет вве­рен­ных его попе­че­нию хри­стиан.

Для посвя­ще­ния в пре­сви­теры тре­бу­ется таин­ство хиро­то­нии. Каноны опре­де­ляли воз­раст для пре­сви­тер­ской сте­пени не мень­ший 30-тилет­него, поскольку Сам Иисус Хри­стос начал учить в 30 лет. Пре­сви­теру, как и всем свя­щен­но­слу­жи­те­лям, запре­щают всту­пать в брак после воз­ве­де­ния в свя­щен­но­слу­жи­тель­скую сте­пень.

Пре­сви­тер также име­ну­ется иереем или свя­щен­ни­ком. Пра­ви­тель­ствен­ные сте­пени пре­сви­тера – про­то­и­е­рей и про­то­пре­сви­тер.

«1. Исто­рия уста­нов­ле­ния чина

В бук­валь­ном пере­воде слово «пре­сви­тер» (πρεσβυτηροζ) озна­чает «старец». Это наиме­но­ва­ние второй сте­пени свя­щен­ства апо­столы заим­ство­вали из Вет­хо­за­вет­ной Церкви, назы­вая так самих себя и руко­по­ла­га­е­мых ими хри­сти­ан­ских пас­ты­рей ( 1Петр. 5, 1 ; 2Ин. 1 ). Само назва­ние гово­рит о том, что на иерей­скую сте­пень изби­ра­лись наи­бо­лее мудрые и опыт­ные люди. Но чаще пре­сви­тер назы­ва­ется в Писа­нии «свя­щен­ни­ком» или «иереем» (ιερευζ), как име­нует Писа­ние Самого Гос­пода ( Евр. 5, 6; 10, 21 ), так и всех веру­ю­щих, освя­щен­ных во Иисусе Христе (Ап. 1, 6). Пре­сви­тер имеет еще назва­ние «отец», потому что он Таин­ствами и уче­нием духовно воз­рож­дает веру­ю­щих и дает им пра­во­слав­ное вос­пи­та­ние.

Чин посвя­ще­ния во пре­сви­тера сохра­ня­ется в Пра­во­слав­ной Церкви с апо­столь­ских времен. Во 2‑м пра­виле святых апо­сто­лов поста­нов­лено, что руко­по­ла­гать во пре­сви­тера должен один епи­скоп. В Поста­нов­ле­ниях Апо­столь­ских чин пре­сви­тер­ского посвя­ще­ния пред­пи­сы­ва­ется совер­шать воз­ло­же­нием рук свя­ти­теля на главу посвя­ща­е­мого с молит­вою (Кн. 8, гл. 14). У Дио­ни­сия Аре­о­па­гита о посвя­ще­нии пре­сви­тера гово­рится сле­ду­ю­щее: «Посвя­ща­е­мый, пре­кло­нив оба колена пред алта­рем, имеет на главе своей дес­ницу епи­скопа и таким обра­зом освя­ща­ется свя­тыми при­зы­ва­ни­ями, запе­чат­ле­ва­ется крест­ным зна­ме­нием и при­вет­ствием свя­щен­но­слу­жа­щих».

2. Схема чино­по­сле­до­ва­ния хиро­то­нии во пре­сви­тера

Пола­га­ние воз­духа на главу посвя­ща­е­мого на Херу­вим­ской песни

Пере­дача воз­духа диа­кону

Воз­гла­ше­ние: «Повели…, пове­лите…, повели, прео­свя­щен­ней­ший Вла­дыко»

Трое­крат­ное хож­де­ние став­лен­ника вокруг пре­стола при пении тро­па­рей

Пре­кло­не­ние колен пред святым пре­сто­лом

Воз­ло­же­ние края омо­фора на главу хиро­то­ни­су­е­мого

Воз­ло­же­ние руки архи­ерея на главу посвя­ща­е­мого

Тай­но­со­вер­ши­тель­ная молитва: «Боже­ствен­ная бла­го­дать…»

Обла­че­ние в епи­тра­хиль, пояс, фелонь, вру­че­ние креста и слу­жеб­ника с воз­гла­сом: «Аксиос»

При­вет­ствие сослу­жи­те­лей цело­ва­нием

Пре­по­да­ние ново­по­став­лен­ному иерею части Свя­того Агнца после пре­су­ществ­ле­ния Святых Даров

Воз­вра­ще­ние части свя­того Агнца архи­ерею

При­ча­ще­ние Святых Таин

Чтение заам­вон­ной молитвы

3. Идей­ный смысл свя­щен­но­дей­ствий руко­по­ло­же­ния во пре­сви­тера

Святой Симеон Солун­ский назы­вает пре­сви­тер­ский чин «совер­ши­тель­ным», потому что иерей, совер­шая Таин­ства, не может пре­по­дать бла­го­дать Свя­щен­ства другим: он «кре­щает и свя­щен­но­дей­ствует, но не хиро­то­ни­сует, то есть не руко­по­ла­гает других к совер­ше­нию Таинств и не может других про­из­ве­сти в сан иерея или в иной сан, при­част­ный свя­щен­ному чину» (Новая скри­жаль. СПб., 1899, с. 262). Пре­сви­теру под­чи­нены диакон и цер­ков­но­слу­жи­тели, кото­рые выпол­няют свои обя­зан­но­сти в храме только по его бла­го­сло­ве­нию.

Хиро­то­ни­су­е­мый во пре­сви­тера изби­ра­ется из диа­кон­ского чина. Под­дер­жи­ва­е­мый диа­ко­нами, то есть тем чином, к кото­рому сам при­над­ле­жал, – по тол­ко­ва­нию свя­того Симеона Солун­ского, – он дово­дится ими до свя­щен­ных врат алтаря и таким обра­зом пока­зы­вает, что он еще диакон, под­дер­жи­ва­е­мый рав­но­чин­ными ему. Когда же достиг­нут врат, то он остав­ля­ется диа­ко­нами, потому что ста­но­вится выше чина их, и при­ни­мают его двое высшие из пре­сви­те­ров, потому что он всту­пает в их чин».

В тай­но­со­вер­ши­тель­ной молитве архи­ерей объ­яв­ляет все­на­родно имя хиро­то­ни­су­е­мого и сте­пень, на кото­рую он воз­во­дится, и при­гла­шает всех веру­ю­щих к сугу­бой молитве о руко­по­ла­га­е­мом.

В первой молитве о руко­по­ла­га­е­мом архи­ерей молит без­на­чаль­ного и бес­ко­неч­ного Бога, удо­сто­ив­шего при­няв­шего звание пре­сви­тера, «свя­щен­но­дей­ство­вать слово Его истины», бла­го­во­лить про­ру­че­ству­е­мому от него «подъ­яти вели­кую сию бла­го­дать Свя­таго Духа» для непо­роч­ного житель­ства и неуклон­ной веры и пока­зать его совер­шен­ным, бла­го­уго­жда­ю­щим и достойно житель­ству­ю­щим, созна­вая даро­ван­ную ему вели­кую честь свя­щен­ства.

Вторая молитва пред­став­ляет собой как бы завер­ше­ние и окон­ча­ние совер­ши­тель­ной молитвы. В ней изоб­ра­жа­ется образ пас­тыр­ского деяния: про­дол­же­ние бла­гого, бла­го­сло­вен­ного, Бого­че­ло­ве­че­ского Домо­стро­и­тель­ства («ико­ном­ства») спа­се­ния людей в Церкви, совер­ша­е­мого бла­го­да­тию Хри­сто­вой через пас­тыря, и ука­зы­ва­ется пять бла­го­дат­ных сил, пять дей­ство­ва­ний в Свя­щен­стве:

1) пред­сто­ять Жерт­вен­нику Искуп­ле­ния, отда­вая свою соб­ствен­ную жизнь как жертву;

2) про­по­ве­до­вать Еван­ге­лие Цар­ства Божия, утвер­ждая веру в Гос­пода нашего Иисуса Христа как истин­ного Судию и Спа­си­теля мира;

3) бла­го­вест­во­вать Боже­ствен­ную истину и правду Хри­стову, соб­ствен­ным при­ме­ром являя ее во всех слу­чаях и обсто­я­тель­ствах жизни;

4) при­но­сить дары и жертвы духов­ные, совер­шать Литур­гию – бес­кров­ную жертву сла­во­сло­вия и бла­го­да­ре­ния Гос­пода;

5) являть миру Божие отцов­ство (в озна­ме­но­ва­ние этого свя­щен­ник полу­чает име­но­ва­ние «духов­ный отец»), кре­стить водою, Духом Святым и огнем веры во имя Пре­свя­той Троицы, рож­дать людей в новую жизнь, слу­жить их духов­ному росту. После про­чте­ния молитв архи­ерей подает руко­по­ло­жен­ному свя­щен­ни­че­скую одежду – епи­тра­хиль, пояс и фелонь – и вру­чает ему Слу­жеб­ник – книгу, явля­ю­щу­юся руко­вод­ством для совер­ше­ния свя­щен­но­дей­ствий.

Епи­тра­хиль, по выра­же­нию Иоанна Зла­то­уста, зна­ме­нует духов­ное пома­за­ние. Пояс, кото­рый стя­ги­вает под­риз­ник (в звании диа­кона назы­ва­е­мый «сти­харь»), озна­чает духов­ную готов­ность и спо­соб­ность к бого­слу­же­нию. Фелонь, обычно назы­ва­е­мая «ризою», есть одежда правды и радо­сти, согласно изре­че­нию, кото­рое про­из­но­сит свя­щен­ник, обла­ча­ясь в ризу ( Пс. 131:9,16 ). Цело­ва­ние архи­манд­ри­тов и всех сослу­жи­те­лей «в рамена» выра­жает при­вет­ствие ново­по­став­лен­ного при вступ­ле­нии в чин иерей­ский и союз апо­столь­ской любви».

Источник

Пресвитер (греч. старейшина, глава общины, старик, предок, священник, лат. presbyter) — каноническое название второй степени христианского таинства священства; в церковных и государственных документах в России под этим термином подразумевался священник или иерей (Википедия).

1) История слова-понятия

Понятие «ИЕРЕЙ» истолковывают из греческого языка – «жрец», момент появления слова фиксируется в Деяниях апостолов (14:13), где описывается сцена исцеления хромого апостолом Павлом в городе Листра, увидев исцеление хромого, жители приняли Павла и Варнаву за богов, а жрец (иерей) собирался вознести им жертву, как богам. Православная Энциклопедия фиксирует возникновение понятия в христианской среде – «к IV веку», таким образом, связь термина «иерей-священник» с Деяниями апостолов сомнительна, до IV века слово не содержало понятие – священник, его не было в речевом обороте христиан.

В IV веке христианская церковь стала государственной, соответственно изменилась религиозно-политическая лексика, священники в это время вели активную миссионерскую деятельность – они были учителями, а не жрецами. В иврите есть корень ЙР, ЙАРА обучать, указывать, разъяснять; второй корень ЙИРА почитание, идол, страх (богобоязненный); от него образовано понятие БЕЙТ ЙИРА (йиереа, если читать все знаки) церковь (дом почитания (Бога)); маловероятно, чтобы христиане IV века искоренявшие язычество использовали языческую терминологию.

Православная Энциклопедия считает, что во времена апостолов пресвитерами часто назывались епископы и, наоборот, епископами — пресвитеры (см. Деян., ХХ, 17—18, 28; 1 Пётр., V, 2; Тит., I, 5, 7; 1 Тим., III, 1, 2, 7; V, 17 и др.) не в смысле обозначения иерархической степени тех и других, а лишь в древнем общенарицательном смысле слов «епископ» и «пресвитер» для указания на личные качества, обозначаемые этими словами в буквальном их смысле. Если, говоря о христианском епископе, хотели указать на его старческий возраст и свойственную ему мудрость, его называли пресвитером (старец, старейшина). Тех пресвитеров, которые были поставлены самими апостолами и находились под их непосредственным руководством, хотя и без права посвящения других в пресвитеры или диаконы, называли епископами (надзирателями, управителями).

Обязанности пресвитеров, как видно из Деяний и Посланий апостольских и творений св. отцов II и III вв., были следующие: 1) преподание благословения верным; 2) председательствование в собраниях верных в отсутствие епископа; в его присутствии пресвитер занимал второе место; 3) оказывание поучений с благословения епископа, которому это право принадлежало главным образом; 4) совершение таинств и священнодействий.

2) Существующая этимология

* Библейская энциклопедия. Арх. Никифора (1891)

* Словарь иностранных слов русского языка

ПРЕСВИТЕР — (греч. presbyteros, от presbys старик). Священник, иерей; старший церковный служитель: приходский священник, пастор (лютер.).

* Большой Энциклопедический словарь

ПРЕСВИТЕР — (греч. presbyteros букв. старейшина), в раннехристианской общине лицо, управлявшее ее делами; с образованием христианской церкви священнослужитель. В протестантизме избираемый из мирян руководитель общины, правящий ею совместно с пастором.

* Этимология по Википедии

Пресвитер – слово греческого (?) происхождения; пресвитер – старик, старейшина; первоначально, глава церковной общины, пользующийся всеми религиозными и юридическими правами должностного лица.

3) Терминология иврита

ПРЕ+СВ+ИТЕР (pre+sb+yter) = ивр. ПЕЕР прославлять (ЛХАХЕН ПЕЕР – занимать почетную должность, высокий пост) + САВ старец, старик; САБА (арам.) старик, дедушка + АТАР место, локализация; МАРА ДЕАТРА городской раввин (один корень в слове).

Таким образом, очевидно, что понятие «ПРЕСВИТЕР» не имеющее на сегодняшний день связи смысла и графики, может быть истолковано как – занимающий высшую должность (прославленный, известный) + старейшина + в данном месте (город, поселение, район); авторитетный старейшина определённого района (города).

В традиционном иудейском обществе правом на сбор людей и проведение в их среде определенных идеологических мероприятий пользовались СТАРЕЙШИНЫ, в Иудее их называли ЗАКЕНИМ (ивр. закен старейшина, мудрец). Перед апостолами христианской общины встала проблема пропаганды нового учения, молодость их служила серьёзным препятствием для политической работы среди населения. Традиция ограничивала деятельность молодых людей, считалось, что младший в обществе должен говорить только с разрешения старших: «пусть говорят дни, и многолетие поучает мудрости» (Иов 32:4-7).

Источник

Кто такой пресвитер в православной церкви?

Священнослужители в церкви наделены даром от Святого Духа, который дает им право совершать те или иные Таинства, вести службы и различные духовные дела, читать проповеди, наставлять прихожан на путь духовности. Пресвитер или иными словами священник стоит на втором ранге священства после епископа, а другие церковные чины, которые ниже его по статусу выполняют свои обязанности в храме только после его благословения.

История

Название в переводе как «старец», «священник» по священному Писанию Самого Господа (Евр. 5, 6; 10, 21). На иерейскую степень в праве избираться только самые опытные и мудрейшие священнослужители. Второе название пресвитера – это «отец» потому, что он может на духовном уровне возродить христиан и подарить им христианское воспитание.

Некоторые ученые считают, что до III века пресвитер и епископ имели одинаковую степень в церкви, а позднее между этими чинами появились различия. Звание «пресвитер» определяет достоинство, а «епископ» — должность. Это мнение имело начало развивать свои зачатки еще в IV в., но сразу же его отвергла христианская Церковь.

В православии пресвитерское звание сохранило свои традиционные обычаи со времен апостолов. Во 2 правиле Святых апостолов говорится, что стать пресвитером имеет право только церковный епископ.

Дионисий Ареопагит говорил: о пресвитерском чине, что Посвящаемый должен преклониться перед алтарем, встав на оба колена, он имеет на голове своей десницу епископа, и после этого освящается святыми призываниями, запечатлевается крестным знамением и приветствием священнослужащих.

О чине

С греческого языка наименование чина переводится как старец, старейшина или церковный староста. Чин свидетельствует о степени священства, которая превышает диаконскую и уступает епископской. Пресвитер занимает вторую ступень в общей священной иерархии (священноначалии).

Свои полномочия священник получает от епископа. Человек, получивший данный чин имеет право совершать все священнодействия, кроме:

Правительственные пресвитерские степени – это протопресвитер и протоиерей. В церковном кругу его могут называть иерей или священник. Пресвитер наставляет людей, обучает их догмам благости, чести и веры. Для посвящения в этот чин требуется Таинство Хиротонии.

Пресвитерская степень также соответствует возрастным канонам – священник должен достичь 30 лет. Это связано с тем, что Иисус Христос начал учить людей в этом возрасте. Как и остальные служители православной церкви он не может связать себя брачными узами после возведения в степень священнослужителя.

В православном храме

Христианские служители, находящиеся ниже по рангу, могут осуществлять церковные обязанности после благословения священника. Если опираться на 39 Правило апостолов, то можно отметить, что: «Пресвитеры и диаконы без воли епископа ничего да не совершают, ибо ему вверены людие Господни, и он воздаст ответ о душах их» (Ап. 38, 40, 41; VII Всел. 12; Лаод. 57; Карф. 6, 7, 33).

Таинство посвящения человека в пресвитерскую степень происходит только из диаконского чина, когда кандидата поддерживают диаконы. Святой Симеон Солунский толковал, что диакона доводят до Священных диаконских дверей равночинные ему, показывая тем самым, что он пока еще к их чину принадлежит.

Кто может стать пресвитером?

По правилам православной церкви необходимо, чтобы у пресвитера было богословское образование. Это может быть свидетельство об окончании курсов богословского образования в семинарии или академии духовенства.

В исключительно редких случаях допускают к церковным обязанностям данного чина лиц, не окончивших курс: к ним относятся благонадежные диаконы или светские лица, доказавшие свои знания в богословии на экзаменах у архиерея.

Кандидат должен показать свое безупречное поведение и знания. Если у человека есть телесные недостатки, то он может быть допущен к чину. Исключение составляют неизлечимые болезни, например, глухота или слепота, так как они препятствуют правильному исполнению обязанностей священника. Находящиеся в действии с 1869 года правила гласят, что пресвитером может стать овдовевший или неженатый человек, заявивший, что навсегда останется безбрачным.

Источник

Что такое пресвитер в православии

Здравствуйте уважаемые!
В предыдущий раз мы с Вами немого разобрали первую степень священства Русской Православной церкви – диаконов: http://id77.livejournal.com/204223.html l. Самое время перейти и на второй (средний уровень священства) – иерейский.
Вообще этот средний (и самый многочисленный) уровень священнослужителей принято называть священниками. Это и верно и неверно. Ибо когда мы говорим священник, мы понимаем, что это уже не диакон, но и не епископ. То есть тот профессионал от церкви, который уже сам проводит священнодействия, но при этом лишен права хиротонии. В православной традиции правильнее именовать представителей 2 степени священства другими терминами – иерей и пресвитер.

Пресвитер – это, пожалуй, самое древнее наименование священнослужителей второго уровня. Во всяком случае, впервые оно упоминается в связи с деяниями апостола Павла: «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (Деян. 14:23).
Вообще это слово произошло от древнегреческого (что не удивительно) πρεσβύτερος которое можно буквально перевести как «старейшина, старший». Но слово пресвитерствовать вообще используется в значении «заботится». Вот так то. Хотя, по большому счету термин пресвитер используется в РПЦ не очень часто. В ходу другой – иерей. Слово это произошло опять-таки от греческого Ἱερεύς, и этим словом на самом деле обозначали жрецов. Я понимаю, что так сказать правопреемниками жрецов стали именно священнослужители христианской (да и иных) церкви, но все равно забавно получается.
Что такое пресвитер в православии. Смотреть фото Что такое пресвитер в православии. Смотреть картинку Что такое пресвитер в православии. Картинка про Что такое пресвитер в православии. Фото Что такое пресвитер в православии
Икона священномученика иерея Федора Дорофеева

[ Spoiler (click to open) ] В простонародье же больше популярное другое наименование представителей 2 степени священства – попы. Тоже греческое слово πάπας и переводится как «отец». Официально это название отменено в России с середины 18 столетия. Интересно, что слово Папа (в смысле Римский папа) произошло от этого же греческого термина. У нас же в русской литературе чаще использовалось слово поп. Помните сказку о Балде и его работодателе? :-)))

Теперь, когда немного разобрались в общем наименовании, следует упомянуть, что говоря о 2 уровне священства, мы столкнёмся с несколькими чинами: собственно говоря, Иерей (Пресвитер), Протиерей, Протопресвитер, а также Иеромонах, Игумен и Архимандрит. Но чем они отличаются друг от друга, поговорим несколько позднее. Сначала давайте разберемся с требованиями к священнослужителям 2 уровня, системой их посвящения и тем, как их отличить от диаконов.
Что такое пресвитер в православии. Смотреть фото Что такое пресвитер в православии. Смотреть картинку Что такое пресвитер в православии. Картинка про Что такое пресвитер в православии. Фото Что такое пресвитер в православии
Пресвитер Михаил Накаряков в семьей. 1918 год

Прежде всего, следует отметить, что официально для того чтобы быть рукоположенным в иереи надо соответствовать нескольким требованиям. Прежде всего, необходимо иметь безупречное нравственное поведение. Это главное. Возраст – не менее 30 лет. Прописано, чтобы будущий иерей окончил курс богословского образования в духовной академии или семинарии, а также предварительно прошел низшие должности в клире. Но это в идеале. На самом деле иногда (правда редко) допускается проводить процесс хиротонии для диаконов, не получивших духовное образование, и даже (!) мирян, если те доказали свою чистоту и необходимость духовных знаний местному архиерею. Но это повторюсь, большая редкость. Ограничения духовные, физические и социальные точно такие же как мы говорили в рассказе о диаконах.

Пресвитер (иерей) может быть женат, но супруга должна быть исключительно православной веры, может быть вдовец после первого брака, а может быть и не женат, заявив о своем нежелании сочетаться браком в будущем. Тут ограничений нет. Хотя еще в середине 19 столетия неженатых просто никто не посвящал в иереи – было официально запрещено.
Хиротония иерея в целом похожа на хиротонию диакона, но все же имеет несколько отличий. Она также проводится епископом (архиереем), но проводится не после, а перед освящением Святых Даров.
Что такое пресвитер в православии. Смотреть фото Что такое пресвитер в православии. Смотреть картинку Что такое пресвитер в православии. Картинка про Что такое пресвитер в православии. Фото Что такое пресвитер в православии
Иерей Леонид с семьей. Фото 1931 года

По окончании молитв архиерей снимает с новорукоположенного иерея орарь и надевает на него особые знаки епитрахиль, пояс и фелонь, а также вручает Служебник и Наперстный крест (о них мы поговорим позже). При возложении на иерея каждой из одежд и креста, а также при вручении ему Служебника возглашается и поется «Аксиос!».
Что такое пресвитер в православии. Смотреть фото Что такое пресвитер в православии. Смотреть картинку Что такое пресвитер в православии. Картинка про Что такое пресвитер в православии. Фото Что такое пресвитер в православии
Обряд хиротонии иерея

По облачении новопоставленный иерей принимает благословение архиерея, затем целует всех священнослужителей, но не уста, а в плечи. Затем становится и в течение всей литургии стоит рядом со старшим пресвитером. Теперь иерей ( пресвитер) может совершать Таинства (крещения, миропомазания, исповеди, брака, соборования, а также совершать святую Евхаристию).
Об остальном поговорим в следующей части
Продолжение следует…
Приятного времени суток!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *