Что такое прессинг в жизни
Что такое психологическое давление, и как ему можно противостоять?
Психологическое давление на человека предусматривает способ воздействия на его мнение и мышление. К такому прессингу чаще всего прибегают люди, не уверенные в себе. Сильный человек, обладающий твёрдым характером, вряд ли решится на психологическое давление. Такие личности используют честные методы для разрешения собственных проблем.
Что представляет собой психологический прессинг?
Психологическое давление может стать причиной утраты чувства внутренней безопасности. Подобный прессинг в отдельных случаях предусматривает уголовную ответственность. В Уголовном кодексе Российской Федерации имеется статья за психологическое давление на человека. Сильный прессинг представляет собой оправдательный пункт для жертвы такого негатива. В глазах правосудия психологический прессинг – настолько сильный приём, что он способен заставить человека совершить преступление против его воли.
Обратите внимание! Психологическое давление является крайне нежелательным способом воздействия. По мнению многих специалистов, например психолога Батурина Никиты Валерьевича, это нездоровая стратегия, рассчитанная на получение кратковременного результата. В долгосрочной перспективе психологическое подавление личности другого человека может стать причиной возникновения у него душевных страданий и травм.
В то же время знание основ подобного прессинга довольно важно. Оно помогает понять, как противостоять психологическому давлению со стороны окружающих людей. Ведь многие хотя бы раз в жизни совершали какие-то поступки, противоречащие их взглядам, после длительных манипуляций. После этого им доводилось испытывать смешанные эмоции – от злости до чувства стыда. Сильное психологическое давление может стать причиной «раскола» личности на две части.
Как надавить на человека психологически: основные виды
Каждый из видов психологического давления предполагает выработку определённой стратегии уклонения от него. Это поможет противостоять такому прессингу.
Унижение, в свою очередь, сопровождается оскорблениями, переходом на личность. Манипулятор намеренно подчёркивает видимые недостатки жертвы: болезни, внешность, отсутствие мужа или любимого человека. Унижение сопровождается подбором обидных и неприятных слов, которые больно ранят жертву манипуляции. После того как манипулятор озвучит очередную «порцию» гадостей он предполагает не уверенному в себе человеку стать лучше в глазах окружающих. Для этого жертве унижения придётся выполнить какое-либо малоприятное поручение.
Способы психологического давления на человека не ограничиваются указанными выше. Есть и такой метод воздействия на личность, как избегание. Оно сопровождается неявной манипуляцией. При этом жертва давления пытается разобраться в ситуации, а манипулятор с демонстративным возмущением избегает каких-либо объяснений. В таком случае возникает «когнитивный диссонанс». Жертве избегания начинает казаться, что она что-то делает неправильно. Для того чтобы избавиться от неприятного ощущения, человек идёт на поводу у манипулятора.
Психологическое давление – это воздействие, которое может сопровождаться убеждением и внушением. При этом у манипулятора есть определённые рычаги влияния на жертву. Это может быть близкое знакомство или явно выраженный авторитет. Внушение в наибольшей степени направлено на возникновение у жертвы каких-либо эмоций. Одна из коронных фраз манипулятора: «Я ведь желаю теперь только добра и знаю, что…»
Чёткое знание того, как давить на человека психологически, помогает навязать жертве своё мнение. В результате она воспринимать чужие взгляды как свои собственные. Убеждение свойственна рационализация. Манипулятор нередко призывает на помощь доводы логики, пусть и несколько извращённой. От огромного количества реальных и мнимых доводов мозг жертвы начинает уставать. Он уже перестаёт воспринимать информацию критически. В результате жертва нередко соглашается с доводами манипулятора.
Психологическое давление на пожилого человека может предполагать и такой метод, как требуемая благодарность. Такой вариант воздействия на личность отличается долгосрочностью. Сначала манипулятор оказывает жертве услугу, которая на самом деле ничего ему не стоила. Таким образом он втирается в доверие. Мнимая помощь, которая человеку в сущности не нужна, может оказываться манипулятором постоянно. Но в какой-то момент начинаются просьба «оплатить долг» (совершить поступок, который требуется манипулятору). Манипулятор отлично знает, как подавить человека психологически. Со временем его просьбы становятся всё более навязчивыми. Манипулятор начинает угрожать благополучию жертвы, которая не соглашается следовать его правилам игры.
Как можно бороться с психологическим давлением?
Прессинг – это в психологии хорошо изученная вещь. Но при этом манипуляторы в большинстве случаев не ищут готовых решений. Они не выбирают исключительно один способ подавления личности. В реальной жизни встречаются разнообразные сочетания изощрённых стратегий. Простор фантазии манипулятора практически ничем не ограничен. Методы психологического подавления выбираются им по наитию: в зависимости от испорченности и других отрицательных черт характера.
Способы борьбы с манипулятором также должны быть гибкими. Психологическое давление иногда предполагает самое неожиданное сочетание стратегий. Поэтому порой распознать его довольно сложно. Стоит периодически задавать себе вопрос: «Я поступаю так, потому что хочу, или меня заставляет это делать кто-то другой?» Если при ответе на этот вопрос возникают какое-то замешательство и «раздвоенность,» это может быть признаком оказываемого психологического давления. В таком случае мотивы поступков человека навязаны извне другим лицом.
Для победы под психологическим воздействием рекомендуется использовать прямолинейный отпор. Но этот метод действует далеко не на всех манипуляторов. К тому же далеко не каждой жертве удаётся сохранить «боевой дух». Прямолинейный ответ означает, что жертве удалось осознать собственное положение. Таким образом она доводит до сведения манипулятора, что не собирается выполнять его требования. Некоторых токсичных личностей подобное поведение жертвы выбивает из колеи, заставляя признать горечь собственного поражения. Но такой прямолинейный ответ действует далеко не во всех ситуациях. Достаточно часто он приводит к тому, что манипулятор начинает «плести паутину лжи» более активно и изощрённо. Нередко жертва начинает ещё сильнее запутаться в чужих амбициях и мучается от признания навязываемого ей чувства вины.
Квалифицированные психологии проводят практические занятия, уделяют много времени тренингам, посвящённым личностному росту. При помощи специалистов жертва насилия выбирается «из силков манипулятора». Занятия с психологом особенно необходимы, если токсичные люди находятся в близком кругу общения человека. Специалист сумеет объяснить, как противостоять психологическому давлению мужа, не разрушая семейные отношения.
Существуют специальные приёмы борьбы с токсичным воздействием. На первый взгляд, они могут показаться малозначительными. Но довольно часто такие простые приёмы отлично работают:
Можно представить собеседника в смешном виде. К примеру, можно мысленно надеть на вашего начальника дурацкую шапку или превратить его в кричащего пингвина. Если вы обратите пристальное внимание на создание шуточного образа, времени на пустые страхи просто не останется. Вы научитесь противостоять потоку поступающей негативной информации.
Можно ли выйти из-под прессинга?
Существуют различные способы поведения в конфликтной ситуации:
Как забыть о психологическом давлении?
Благодаря психологической защите человек защищён от отрицательных переживаний и дискомфорта. Защитные механизмы ослабляют реакцию психики на раздражители, помогают привести в норму душевное состояние.
Психологическая защита оберегает индивида от нервного срыва и стресса. Её способы отличаются по степени зрелости. К психологической защите человек прибегает несознательно. Он просто пытается защититься от стыда, тревожности и чувства вины.
Одним из эффективных методов психологической защиты является «Ветер перемен». У объекта прессинга может повыситься давление, ухудшается настроение, происходит учащение пульса. Для того чтобы избавиться от негативных эмоций, можно мысленно увидеть себя стоящим против ветра. При этом стоит вообразить, что сильный порыв ветра сметает на своём пути обидные, неприятные слова. Такой психологический приём применяют для восстановления душевного равновесия.
При выборе психологического приёма «Океан» человек ассоциирует себя с океаном. Этот водоём довольно спокоен. Но в него впадает огромное количество быстрых рек. Эмоционально стабильный человек во многом подобен океану. Он не обращает внимания на потоки негатива, которые выливаются на его голову. Такого человека отличает внешнее спокойствие, не нарушаемое жизненными страстями.
При выборе другого приёма человек словно пытается огородить себя от негативных слов при помощи «аквариума», не пропускающего звуков. Это позволяет уберечься от негатива. Сквозь плотное стекло плохо видно внешность обидчика. Оно кажется искажённым. В результате оппонент начинает казаться безобразным и смешным. Умению владеть собой в сложных ситуациях помогают научиться и книги по психологии. Специальная литература учит не сдаваться перед лицом существующих проблем.
ВАЖНО! Статья информационного характера! Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.
Что делать, если вас прессуют?
Сегодня у нас в гостях — книга от издательства «Питер» под названием «Безопасное общение, или Как стать неуязвимым!» Признаюсь — мне самой иногда ооочень хочется стать именно такой. Рецензия обещает советы профессионалов, которые могут помочь в любой ситуации. Так ли это?
Красивая и Успешная взяла главу «Эффективные модели поведения в ситуациях прессинга« и предлагает вам ее оценить: полезная ли книга?
Эффективные модели поведения в ситуациях прессинга
В жизни любого человека иногда возникают так называемые ситуации коммуникативного прессинга. Они представляют собой следующие явления социальной жизни homo sapiens: конфликты, неуместные требования, необоснованные претензии, обвинения, невыполнимые просьбы и т. п. В эту категорию событий могут попадать и вполне безобидные обращения, которые вы по ряду своих личных причин просто не желаете воспринимать. Но независимо от того, какая неприятная ситуация возникла, она не произошла сама по себе. Всегда есть конкретный источник негативного обращения. Это некий или, как условно его классифицируем, проблемный человек, или ПЧ.
Находясь в ситуации негативного коммуникативного прессинга, человек испытывает не только психологический дискомфорт. В организме развиваются изменения на физиологическом уровне, которые человек может даже не ощущать, будучи поглощенным ситуацией. Все внимание будет сосредоточено на восприятии происходящего и на собственных переживаниях. Но напряжение в теле, сердцебиение, может быть, холодный пот и другие неприятности обязательно появятся, если своевременно не защитить себя.
В проблемной ситуации прессинга чрезвычайно важно сохранять спокойствие. В книге В. Тарасова «Искусство управленческой борьбы» есть одна притча, которая отражает значимость сохранения спокойствия в неприятных ситуациях. Позволим себе ее перефразировать и предложить вам.
Один халиф боролся со своим врагом в течение долгих лет. Враг был силен, его боевое искусство ни в чем не уступало искусству халифа. И битва продолжалась всю жизнь. Но однажды в ходе очередной битвы враг халифа упал с коня. Халиф тут же воспользовался благоприятным моментом и направил копье прямо в сердце своего соперника. Еще миг — и все было бы кончено. Но в этот крохотный промежуток времени враг сделал одну вещь: он плюнул в лицо халифу. И копье тотчас же замерло, не пронзив грудь.
Халиф прикоснулся к своему лицу и сказал врагу: «Завтра мы начнем сначала». Враг был в замешательстве. Он спросил:
«В чем дело? Я ждал этого момента всю жизнь, я ждал, что придет час, и я приставлю копье к твоей груди, и все будет кончено. Но это везение не пришло ко мне — оно пришло к тебе. Ты мог бы покончить со мной в один миг. Что случилось с тобой?»
Но битва так и не началась, так как враг в этом случае стал другом. Он сказал: «Теперь научи меня. Будь моим учителем. Я хочу драться без гнева».
Спокойствие — это великая сила! Абсолютно бессмысленно нервничать и расстраиваться в ситуации прессинга. Безусловно, прессинг — это неприятно: отрицательные эмоции, может быть, даже гнев, переполняют. И крайне возмутительно выслушивать необоснованные претензии и обвинения! Возмущение и негодование так и рвутся в ответ на слова. Но отрицательные эмоции не изменяют проблемную ситуацию. Вообще, эмоции довольно коварны. Без них жизнь человека немыслима, но появляясь в избыточном количестве, они становятся небезопасными. Возникнув, отрицательные эмоции остаются в пределах собственного организма и, как бумеранг, разрушительно ударяют по нему. На помощь придет дыхательная успокаивающая техника (диафрагмально—релаксационное дыхание).
Сделав пару глубоких вдохов, можно «со спокойствием в сердце и ясностью мысли» уверенно разрешить проблемную ситуацию в свою пользу.
Если в возникшем проблемном общении вы решите оправдываться на звучащую в ваш адрес критику, на предъявляемые обвинения или будете извиняться за то, что не можете сделать, то проблемный человек с еще большими усилиями будет продолжать свою атаку. Его энтузиазму не будет предела, так как оправдываясь и полемизируя с ним, вы попадаетесь на крючок.
Проблемный человек, получая от вас какую-либо информацию, использует ее как топливо для своего наступления на вас: все оправдательные слова, предложения, звуки его заводят, распаляют. Ваши оправдания, как хворост для костра, как масло для огня: оправданием вы поддерживаете его нападения!
И поэтому в начале противостояния решите, что вам необходимо: оправдываться и тем самым признавать правомерность предъявляемых претензий или сохранять свою позицию, отстоять свое мнение. Кроме того, оправдываясь, вы оказываетесь в положении манипулируемого: вы поступаете согласно его плану — отвечаете на критику.
В ситуациях прессинга никогда не отвечайте на высказывания проблемного человека автоматически, выдерживайте паузу, предоставляйте проблемному человеку возможность выплеснуть агрессию. Его напор постепенно уменьшится, он, как шар, «выпустит воздух», ослабнет. После этого направляйте взаимодействие в нужное вам русло. По расходам психоэмоциональных усилий оправдание или ответ на критику подобны энергозатратам неэффективных ковровых бомбардировок. В ситуациях прессинга необходимо использовать точечные удары. Коими являются предлагаемые нами техники.
Если проблемный человек избыточно эмоционален, то вас его аффект не должен сбивать вас с пути истинного.
Пускай проблемный человек повышает тон, много говорит. Помните, что бы он ни говорил — это всего лишь звуки. И не более. Слово есть звук. Ну а как звук может нам повредить? Звук человеческого голоса — это же не звук реактивного самолета. Марк Твен однажды сказал: «Шум ничего не доказывает. Курица, снесши яйцо, часто клохчет так, как будто она снесла небольшую планету». Слова могут нанести ущерб, только если мы придадим им определенный смысл. Или исказим истинный смысл, преувеличим его до невероятных, ужасающих размеров.
Алгоритм преодоления прессинга
Чтобы в ситуации прессинга сохранить себя, то есть выйти из нее с наименьшими эмоциональными потерями, необходимо избрать определенную стратегию своих действий. И ваши действия должны быть эффективными при минимальных энергозатратах. Для этого существует алгоритм. Используя его, мы, во-первых, обретаем спокойствие и тем самым избегаем развития деструктивного стресса, во-вторых, отстаиваем свою позицию. Приведем этот алгоритм пошагово.
N. B. При применении алгоритма придерживайтесь выбранной линии поведения. Идите к поставленной цели для того, чтобы исчерпать возможности воздействия на вас.
——
Отрывок книги Безопасное общение, или Как стать неуязвимым! был официально предоставлен издательством «Питер» сайту www.sympaty.net – Красивая и Успешная.
Все права на книгу принадлежат издательству «Питер»
Психологическое давление и как ему противостоять
Вы когда-нибудь ссорились с любимым человеком? А приходилось ли вам после такой ссоры делать что-то, о чем вы потом жалели? Знакома ли вам ситуация, когда вы долго обдумывали какую-то идею, чтобы затем озвучить, например, своему боссу на работе, но после беседы с ним выходили из кабинета выжатыми, как лимон, да еще и с необходимостью вести совсем другой проект? Приходилось ли вам во время общения с кем-то давать ненужные обещания или брать на себя нелепые обязательства?
Если хотя бы на один из предложенных вопросов вы ответили положительно, значит, вы на собственном опыте прочувствовали, что это – психологическое давление. К сожалению, общение с окружающими людьми, в том числе даже с самыми близкими, не всегда избавлено от манипуляций и попыток оказать на нас влияние. Знать, как противостоять психологическому давлению, – это вовсе никакая не блажь и не прокачка своих навыков, а самая настоящая жизненная необходимость.
Виды психологического давления
Прежде чем мы расскажем о том, какие есть способы защиты от психологических атак, есть смысл вкратце вспомнить о самых распространенных формах таких атак. Представим их в порядке возрастания негативного потенциала.
Риторические вопросы
Одна из наиболее частых форм психологического давления – это задавание риторических вопросов. К примеру, вас могут спросить: «Ну почему ты такой никчемный?», «Ты хоть понимаешь, что творишь?» или «Вы понимаете, что вы только что сделали?» и т.п. Пытаться отвечать на такие вопросы не имеет особого смысла, как и игнорировать их, ведь тем самым вы либо признаете свою неправоту (вполне вероятно, что это вовсе не так), либо проявите к собеседнику неуважение.
Чтобы парировать такую психологическую атаку, можно продолжить вопрос и дать какой-то позитивный ответ, к примеру: «Да, я понимаю, что сделал, и сделал это потому что…» Таким образом в ряде ситуаций можно разрешить проблему, пусть даже с помощью оживленного, но вполне конструктивного спора. Несмотря на это, если не знать, как противостоять психологическому давлению, скорее всего, получится только усугубить ситуацию.
Чувство вины
В любой коммуникативной ситуации важно понимать, что у каждого своя правда, а граница между истиной и ложью может быть нечеткой. Одни и те же события разными людьми часто воспринимаются по-разному. И на этой «хитрости» многие манипуляторы выстраивают свои психологические атаки, давя на чувство вины собеседника. Это очень ловкий прием и с людьми, не обладающими приемами психологической защиты, он срабатывает безотказно.
Чтобы противостоять этому приему, для начала полезно подыгрывать манипулятору, чтобы его давление не усиливалось. Далее не следует брать на себя никаких ненужных обязательств или обещать того, чего вы выполнять не собираетесь. Также есть более радикальный метод – просто ответить человеку отказом. Хотя и эти приемы срабатывают далеко не всегда. Манипуляторы это знают, а использование чувства вины относится к наиболее мощным приемам в их арсенале.
Массированная атака
Этот прием характерен для людей, которые оказывают психологическое давление на человека, имеющего все полномочия не делать того, что от него хотят. Часто встречается в бизнесе и на работе. Заключается прием в том, что адресата манипуляции начинают со всех сторон атаковать разными методами люди, заинтересованные в разрешении ситуации в их пользу.
К примеру, если на переговорах представитель «слабой» стороны не желает подписывать контракт, «сильная» сторона начинает на него давить. Это может выражаться в бесконечных звонках, постоянных визитах представителей в офис жертвы нападок, огромных количествах электронных писем и т.д. Суть в том, что человек не выдерживает такого психологического давления и просто сдается под натиском соперника.
А вот еще несколько приемов психологического давления такого рода:
Умелая психологическая атака способна выбить из колеи даже стойкого и сильного человека, не говоря уже о тех, кто не готов к такой агрессии в отношении себя. Защититься же от нее можно двумя наиболее оптимальными способами:
Принятие подобных мер достаточно результативно, но все же не дает абсолютной гарантии победы над манипулятором.
Прямая угроза
Этот метод психологического давления не отличается необходимостью наличия особого интеллекта у агрессора, но очень эффективен. Когда кто-то открыто угрожает интересам человека, в особенности тому, что для него очень важно и ценно, отказаться ему крайне сложно. Но и здесь есть одно НО: далеко не всегда угрожающий человек способен реализовать свои угрозы. Однако суть даже не в том, произойдет это или нет, а в самом воздействии на психику.
Зачастую прямые угрозы нужно рассматривать как показатель того, что с вами желают договориться, причем для манипулятора вы являетесь достаточно серьезным соперником. Но и тут нужно помнить, что если бы человек был способен на какие-то решительные действия, он бы и не стал угрожать, а начал сразу действовать. Так что хороший способ поведения при наличии прямой угрозы – это следование изначально выбранному плану. (Здесь напомним, что речь у нас идет о ситуациях общения, не касающихся таких вещей как угроза здоровью или жизни. В этих случаях нужно использовать иные методы, в том числе и методы самообороны).
Таковы самые распространенные методы психологического давления. Как вы заметили, описывая их, мы указали и самые простые способы борьбы с ними. Но не всегда и не все люди могут постоянно находиться в спокойствии, контролировать ход общения и анализировать происходящее. Часто эмоции берут верх, и тогда о хладнокровии приходится забывать. Вот как раз в такие моменты и нужно применять методы защиты от психологической агрессии.
Ниже мы познакомим вас с несколькими такими методами, так что после прочтения статьи ваш оборонительный арсенал пополнится новыми видами «вооружения». Однако прежде чем перейти к этим методам, посмотрите небольшой видеоролик.
5 простых приемов защиты от психологического давления
Описываемые приемы очень просты в применении, и овладеть ими может любой желающий. По большому счету, многие из нас неосознанно уже применяют их, но максимальный эффект все же можно получить при соблюдении двух условий: понимать, что ты применяешь конкретный прием, и понимать, для чего ты его применяешь. На первый взгляд это мелочи, но в действительности они имеют огромное значение.
Итак, вот эти пять простых приемов:
Согласитесь, что поднатореть в этих приемах не составит большого труда? Думаем, что с этой задачей вы справитесь успешно. Но не спешите закрывать страницу и бежать навстречу манипуляторам. Дальше мы раскроем еще несколько полезных хитростей.
Эффективная борьба с психологическим давлением: алгоритм действий
Любой, кому приходилось на работе, в компании друзей, родных или не очень знакомых людей сталкиваться с психологическим давлением, знает, что стоит только немного расслабиться и растеряться, как в одночасье начинаешь вести себя, как неразумный ребенок. Кто-то сразу начинает обороняться, кто-то прячет голову в песок, а кто-то поддается влиянию манипулятора и выполняет, что ему говорят. Какая же реакция на такой стресс будет адекватной и оптимальной?
Самое первое, что необходимо сделать (и научиться делать) – это спокойно воспринять поступающий поток информации, купировать эмоциональное восприятие и начать изучать ситуацию. В идеале это должно выполняться в одно действие и занимать мизерное количество времени. А помогают в реализации этого такие вещи как:
Но психологи советуют более интересный способ: начните подмечать, как изменяется состояние вашего партнера в процессе общения. Например, уловите, куда он смотрит и как бегает его взгляд; соотнесите между собой его мимику и жестикуляцию с содержанием слов. Одни люди отводят взгляд, когда начинаешь за ними пристально наблюдать, другие становятся нервозными, начинают перебирать пальцами, теребить кончик пиджака или щелкать ручкой и т.д. По таким проявлениям можно более-менее точно определить истинные намерения и мотивы собеседника, а также понять, в каком состоянии он находится.
Так вот: в тот момент, когда вам удастся стать «исследователем», т.е. начать изучать ситуацию, можете начинать выяснять, какое именно влияние пытается оказать на вас психологический агрессор. И если уж вы удостоверитесь, что человек оказывает психологическое давление, не мешкайте и начинайте грамотно и профессионально защищаться, используя алгоритм, представленный ниже.
Шаг 1 – задавайте вопросы
Цель задавания вопросов – выиграть время на обдумывание ситуации вообще и своего поведения в частности. Можно прямо спросить своего собеседника, можете ли вы с ним не соглашаться в том, что он вам говорит. Если он ответит вам положительно, вы просто можете указать на это и дать ему отрицательный ответ на его просьбу. Если же вы чувствуете, что в ваших отношениях прослеживается какая-то зависимость, узнайте, какие последствия могут быть в случае вашего отказа.
Основное условие – ясно увидеть взаимосвязь между словами и действиями собеседника и вашими реакциями. Часто бывает так, что манипулятор скрывает свои манипуляции, вследствие чего не желает быть разоблаченным, поэтому прямые вопросы могут заставить его ретироваться. В особенности это касается ситуаций, когда присутствуют другие люди.
В случае, когда взаимосвязь ваших действий и действий оппонента явно прослеживается изначально, вопросы помогут вам заполучить немного времени, чтобы продумать свое дальнейшее поведение. Охладить пыл агрессора помогут уточняющие вопросы, такие как:
Главной задачей при задавании вопросов будет выяснение причин, по которым собеседник оказывается в выигрышной позиции. Заполучив время, переходите к следующему шагу.
Шаг 2 – определите преимущества оппонента
На втором этапе нужно понять, каким образом агрессор оказывает психологическое давление, чем он планирует воздействовать на вас. Поняв это, вы получите шанс организовать более мощную оборону. Возможно, оппонент думает, что сможет повлиять на вас повышением тона или криком. В этом случае не нужно поддаваться напору. Стоит просто подождать, пока запал агрессора ослабнет, и уже после этого выражать свою точку зрения.
Не исключено, что манипулятор будет пытаться давить на вас с помощью третьих лиц, присутствующих рядом. Если это так, то и здесь не нужно опускать голову. Стоит обратить внимание на реакции других людей. Можно даже не стесняясь начать смотреть на них. Один лишь тот факт, что вы невербально обращаетесь к присутствующим, заставит их дать вам какую-то обратную связь. Единодушие третьих лиц – большая редкость, так что кто-то из них может принять и вашу точку зрения. Да и банальное молчание окружающих можно использовать с выгодой для себя.
Помните, что вам нельзя дать психологически себя сломить, поэтому возражать нужно не спеша и спокойно. Любые приемы агрессора можно поставить под сомнение или ослабить, если быть внимательным. Когда, например, собеседник ссылается на какой-то авторитет, можно указать на то, что для текущей ситуации этот прием не подходит. А если, к примеру, агрессор указывает на свой опыт или возраст, нужно найти аргументы в силу своего опыта и возраста.
Если вы хотите сохранить перспективу сотрудничества, не нужно обесценивать аргументы оппонента. Лучше как-то ограничить их применимость, используя для этого объективные соображения. Вот человек говорит, что вы уже давно общаетесь и помогали ему раньше, и что сейчас он вновь ожидает помощи. Не нужно умалять значение отношений. Гораздо эффективнее указать на реальные причины того, почему в настоящий момент вы не можете помочь.
Когда агрессор использует против вас общение наскоком (в повышенном темпе), нужно придумать способ его остановить. Можно сказать, что нужно срочно позвонить, отойти в уборную, отправить электронное письмо и т.п. Любой адекватный предлог поможет вам снизить напор соперника, взять паузу и, зная, на что рассчитывает собеседник, давя на вас, найти и свой метод давления.
Шаг 3 – определите свои преимущества
Что вы можете использовать в помощь себе? Вариантов немало: поддержка третьих лиц, обращение к прошлому позитивному опыту, собственные заслуги, выполняемые функции, авторитет и т.п. Но вот ответный прессинг лучше не использовать, особенно если отношения с манипулятором по какой-то причине важны для вас.
Выстраивать свои рассуждения лучше всего, опираясь на логику, чтобы и вам и агрессору была отчетливо ясна связь ваших суждений. А если вы предлагаете свое решение проблемы, грамотнее сделать так, чтобы оно было компромиссным, т.е. устраивало и вас, и вашего партнера по общению.
Не забывайте о том, что ваши ответные действия не должны быть слишком напористыми, и даже если вам удается успешно парировать атаки, не стоит демонстрировать своего превосходства. Ваша задача – уравновесить баланс, а не усугубить ситуацию и спровоцировать конфликт. А после того как психологическое давление на вас ослабнет, можно проявить свои деловые качества, предлагая сотрудничество.
Шаг 4 – предложите сотрудничество
Договориться с психологическим агрессором – это лучший вариант разрешения негативной ситуации, ведь таким образом вы, во-первых, убедитесь в том, что сумели успешно применить приемы психологической защиты, а во-вторых, дадите собеседнику понять, что и в будущем попытки давить на вас не приведут ни к чему хорошему.
Конечно же, можно «обрубить концы» и навсегда прекратить взаимоотношения с агрессором, но в случаях с близкими людьми или теми, с кем вы вынуждены будете общаться, такой вариант не подойдет. Поэтому ориентир на перспективное сотрудничество является лучшим выбором. Это же касается и ситуаций, когда по какой-то причине вам все равно приходится идти на некие уступки.
Достижение компромисса выгодно еще и тем, что у вас будет возможность разъяснить партнеру некорректность его поведения. Именно поэтому рекомендуется воздерживаться от обвинений и тем более угроз. Придя к обоюдовыгодному соглашению, вы предупредите психологические атаки в будущем, ведь ваш партнер будет помнить, чем завершилась прошлая ситуация. Это и позволяет настраивать психологических манипуляторов на выстраивание конструктивных взаимоотношений.
Таким образом, у нас есть четкий алгоритм действий, когда кто-то оказывает психологическое давление:
Мы советуем вам всегда придерживаться предложенных в статье приемов и алгоритма защиты от психологического давления, ведь дома, на работе или в компании друзей в большинстве случаев необходимо сохранить хорошие взаимоотношения. В то же время мы прекрасно понимаем, что подойдут эти способы не для каждой ситуации, поэтому нужно овладевать и другими техниками противостояния манипуляторам.
С некоторыми из них вы можете познакомиться в нашей статье «7 эффективных стратегий поведения в конфликте», а о некоторых в этом небольшом видео вам расскажет Игорь Вагин – кандидат медицинских наук, опытный психотерапевт, бизнес-тренер и специалист по продажам, переговорам и управлению персоналом.