Что такое премудрость в библии

ПРЕМУДРОСТЬ

Смотреть что такое ПРЕМУДРОСТЬ в других словарях:

ПРЕМУДРОСТЬ

ПРЕМУДРОСТЬ

премудрость ж. Отвлеч. сущ. по знач. прил.: премудрый.

ПРЕМУДРОСТЬ

премудрость ж.1. wisdom 2. разг., ирон. (что-л. труднопонимаемое) subtlety ♢ невелика премудрость разг. — it doesn‘t require much wisdom / knowledge. смотреть

ПРЕМУДРОСТЬ

ПРЕМУДРОСТЬ

ПРЕМУДРОСТЬ

ПРЕМУДРОСТЬ

ПРЕМУДРОСТЬ

1) Орфографическая запись слова: премудрость2) Ударение в слове: прем`удрость3) Деление слова на слоги (перенос слова): премудрость4) Фонетическая тран. смотреть

ПРЕМУДРОСТЬ

1) (σοφία) умение, знание, мудрость, опытность, ученость; 2) книги Ветхого завета: 1) премудрость Соломона, в которой содержится нравственно. смотреть

ПРЕМУДРОСТЬ

ПРЕМУДРОСТЬ

— евр. хахма. Премудрость. Под этим названием подразумевается Мессия в Прит. 8, где Он в 22 ст. свидетельствует о Себе Самом, как о Существовавшем у Иеговы прежде всего сотворенного, а в 30 стихе, как об исполнителе слов Бога Отца при сотворении мира. См. также Иов. 28:12 и дал.; Иер. 51: 15 и дал.; Прит. 30:4. В Новом Завете следует сравнить Иоан. 1:1 и дал., о том, как все начало быть через Вечное Слово, с семью местами, где Христос называется «Премудростью Божией» или «Мудростью» (Лук. 11: 49; 1 Кор. 1:24,30; срав. Рим. 11:33; 1 Кор. 1:21). смотреть

ПРЕМУДРОСТЬ

ж.1) разг. шутл., ирон. sabiduría fневелика премудрость! ирон. — ¡esto no es una cosa del otro mundo!2) уст. (высшая мудрость) omnisciencia f

ПРЕМУДРОСТЬ

ПРЕМУДРОСТЬ

премудрость сущ.жен.неод. (2)ед.им.Премудрость! вот урок ееС17.Бахчисарае, свое и чужое, но премудрость изливается иногда из уст юродивых.Пут9.

ПРЕМУДРОСТЬ

ж разг.Weisheit fникакой премудрости здесь нет — das ist alles ganz einfachСинонимы: всемудрость, всепремудрость, мудрость, мудрствование

ПРЕМУДРОСТЬ

ж. разг.sagesse fневелика премудрость! ирон. — ce n’est pas bien malin!Синонимы: всемудрость, всепремудрость, мудрость, мудрствование

ПРЕМУДРОСТЬ

Rzeczownik премудрость f mądrość f wiedza f rozsądek m

ПРЕМУДРОСТЬ

жhikmetникако́й прему́дрости тут нет — bunda anlamayacak kadar çapraşık bir şey yokСинонимы: всемудрость, всепремудрость, мудрость, мудрствование

ПРЕМУДРОСТЬ

ПРЕМУДРОСТЬ

1) уст. 非凡智慧 fēifán zhìhuì, 绝顶聪明 juédǐng cōngming2) разг. ирон. 非常费解的事 fēicháng fèijiě-de shìСинонимы: всемудрость, всепремудрость, мудрость, мудрство. смотреть

ПРЕМУДРОСТЬ

ж. разг. sagesse f невелика премудрость! ирон. — ce n’est pas bien malin!

ПРЕМУДРОСТЬ

ж рзг шутл ирон sabedoria fСинонимы: всемудрость, всепремудрость, мудрость, мудрствование

ПРЕМУДРОСТЬ

ж. разг. (profonda) sapienza; saggezza superiore •• невелика премудрость! ирон. — non ci vuol molto!; bella forza! кладезь премудрости — arca / pozzo di scienza; mente superiore Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: всемудрость, всепремудрость, мудрость, мудрствование. смотреть

ПРЕМУДРОСТЬ

(3 ж), Р., Д., Пр. прему/дростиСинонимы: всемудрость, всепремудрость, мудрость, мудрствование

ПРЕМУДРОСТЬ

ПРЕМУДРОСТЬ премудрости, ж. (книжн.). 1. только ед. Глубокая, высшая мудрость (устар.). бездна премудрости (см. бездна). 2. Что-н. мудреное, глубокомысленное, трудно понимаемое (разг. и ирон.). Тут такие премудрости, мне не понять!

ПРЕМУДРОСТЬ

разг.1.даналық, білгірлік, өте ақылдылық, данышпандық;2.ирон. (трудное понимаемое) хикмет, шытырман нәрсе;- заяем все эти премудрости осыншама хикметтің қажеті қанша;-бездна премудрости терең ақыл;- кладезь премудрости ақылдың кені. смотреть

ПРЕМУДРОСТЬ

Ударение в слове: прем`удростьУдарение падает на букву: уБезударные гласные в слове: прем`удрость

ПРЕМУДРОСТЬ

премудрость ж разг. Weis|heit f никакой премудрости здесь нет das ist alles ganz einfachСинонимы: всемудрость, всепремудрость, мудрость, мудрствование. смотреть

ПРЕМУДРОСТЬ

премудрость = ж. 1. уст. wisdom; 2. разг. ирон. mysteries pl. ; невелика премудрость that`s not very difficult; премудрый 1. уст. wise; 2. (трудный) abstruse, involved.

ПРЕМУДРОСТЬ

прему’дрость, прему’дрости, прему’дрости, прему’дростей, прему’дрости, прему’дростям, прему’дрость, прему’дрости, прему’дростью, прему’дростями, прему’дрости, прему’дростях. смотреть

ПРЕМУДРОСТЬ

ПРЕМУДРОСТЬ

ПРЕМУДРОСТЬ

visdomСинонимы: всемудрость, всепремудрость, мудрость, мудрствование

ПРЕМУДРОСТЬ

сущ. жен. родапремудрість

ПРЕМУДРОСТЬ

ПРЕМУДРОСТЬ

Ж köhn. 1. müdriklik, aqillik; 2. hikmət; бездна премудрости bax бездна; кладезь премудрости bax кладезь.

ПРЕМУДРОСТЬ

ПРЕМУДРОСТЬ

1. mądrość, sztuka, arkana, zawiłości;2. wyższa (głęboka) mądrość;

ПРЕМУДРОСТЬ

ж. 1. уст. акылмандык, абдан терең акылдуулук; 2. ирон. акыл жеткис, түшүнүүгө кыйын.

Источник

Премудрость, Мудрость

Премудрость, Мудрость

(WISDOM) Способность направлять сознание к полному пониманию сущности человеческой жизни и ее моральному совершенству. Премудрость или мудрость — это особое качество, необходимое для полноценной жизни человека; оно может быть обретено посредством обучения и работы ума. Божественная премудрость. Хотя по большей части премудрость в ВЗ относится к людям, вся она в конечном итоге исходит от Бога и имеет в Нем свои корни. Премудрость — одно из основных свойств Бога. Бог в премудрости Своей сотворил вселенную ( Притч 3:19 ) и людей ( Пс 103:24 ).

Так, премудрость, в ее положительном значении, — это нечто присущее Богу, отразившееся в творении, и одна из причин человеческого существования. Премудрость сотворения отражена в форме и порядке, возникшем из первозданного хаоса. Премудрость Бога отразилась в сотворении человечества, и это значит, что человеческая жизнь тоже должна быть упорядоченной и что значение жизни может быть найдено в мире творения, сохраняющем отпечаток Божьей премудрости. Премудрость Бога — творческая, она связана с Его замыслом и блага; это не просто интеллектуальная деятельность Бога. Потенциал человеческой премудрости коренится в сотворении человечества. Сотворенные Божьей премудростью, люди обладают внутренней богоданной способностью обрести премудрость. Так, невозможно понять, что такое человеческая премудрость, не поняв сначала, что такое божественная премудрость. Человеческая премудрость. По отношению к людям слово «премудрость» используется в ВЗ весьма разнообразно. Часто это слово практически является синонимом «знания», но в общем и светском использовании обычно указывает на практические знания, навыки и даже хитрость. Премудрость может быть определена как «совершенные умственные способности» или «совершенные умения»: мудрыми называются как хитроумие царя Соломона ( 3Цар 2:1-6 ), так и навыки ремесленника Веселиила ( Исх 35:31 ).

Но слово это относится также к умственным способностям и навыкам, которые включают в себя моральную составляющую — способность распознавать и делать благо. Так, когда Моисей облек властью только что избранных судей, он выбрал людей мудрых, понимающих и опытных ( Втор 1:13 ).

Такие люди считались мудрецами в Древнем Израиле. Человеческая премудрость в этом конкретном значении — не просто Божий дар, получаемый при рождении; она развивается сознательно в ходе жизни, в общении с Богом. Этот позитивный и особый вид человеческой премудрости не может существовать вне Бога. Частая тема Книг Премудрости в ВЗ: «Начало мудрости — страх Господень» ( Притч 9:10 ; см. также Иова 28:28; Пс 110:10 ; Притч 1:7 ; Притч 15:33 ).

Эта тема задает перспективу, в которой рассматривается подлинная человеческая мудрость, или премудрость. Во-первых, человеческая премудрость возможна только потому, что Божья премудрость присутствует в творении; потенциал этой премудрости существует лишь потому, что его создал Бог. Во-вторых, если человек хочет воспитать в себе премудрость, он должен начинать с Бога — с уважения к Богу и страха Божьего. Представление евреев о премудрости разительно отличалось от греческого. Ионические философы разработали потрясающую систему мысли, в которой не принималось во внимание существование божества. Их мудрость была основана только на человеческом разуме. Но премудрость у евреев, хоть она и предполагала развитие интеллекта и разума, как у греков, могла начаться только с Бога. Ум и способности даны человеку Богом; поэтому, какой бы светской ни казалась еврейская премудрость на первый взгляд, ее основа — Бог. Почитание Бога — а именно, признание факта, что Он существует, сотворил мир и играет роль в человеческой жизни, — лежит в основе развития еврейской премудрости. Человеческая премудрость, по представлению евреев, — это развитие ума, расширение знаний, понимание значения жизни и того, как она должна быть прожита. Это познание интеллектуально, но имеет внушительные моральные последствия. Люди ищут премудрость не ради нее самой, но всегда для ее применения в жизни, потому что жизнь — как и премудрость — это Божий дар. Этот акцент в еврейском представлении о премудрости означал, что добродетели мудрецов никогда не описывались только в интеллектуальном плане. Мудрецы представляли собой не интеллигенцию Израильского общества — как становится понятно из Книги Притчей, их жизнь отличалась пониманием, терпением, усердием, верностью слову, самоконтролем, скромностью и тому подобными добродетелями. Одним словом, мудрецы были богобоязненными людьми; их премудрость заключалась не в статичном уважении к Богу, но в сознательном развитии ума для достижения премудрости в контексте благочестивой жизни. На основании этого общего представления о премудрости в Древнем Израиле возникла особая группа людей — мудрецы. Хотя мудростью обладали не только они, они несли ответственность за рост и сохранение премудрости в Израиле. Мудрецы составляли один из трех классов религиозных деятелей. Первым из них были священники и левиты, обязанности которых прежде всего осуществлялись в контексте официальной религии. Они были служителями в храме, руководителями поклонения и выполняли определенные обязанности в сфере религиозного обучения. Вторым классом были пророки, глашатаи Бога перед Божьим народом. Третьим классом были мудрецы. С определенной точки зрения, их функции были наиболее светскими. Они выполняли ряд задач, от административных обязанностей до морального светского обучения. Как учителя морали, они наставляли молодых людей того времени, преподавали им правильный образ жизни. Кое-что из их программы обучения сохранилось в Книге Притчей. Книги Иова и Екклесиаста тоже содержат мысли мудрецов. Премудрость в Новом Завете. Слова «премудрость» или «мудрость» в НЗ обозначают как премудрость Бога, так и мудрость людей. Продолжение традиций ВЗ в НЗ отражено в использовании данного слова по отношению к Богу и в его позитивных коннотациях применительно к людям. Но в НЗ есть и негативные отзывы о человеческой мудрости. Так, Павел говорит, что его проповедь «не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» ( 1Кор 2:4 ).

Чисто человеческая мудрость — не заслуга, и Павел цитирует ВЗ, чтобы показать: Бог может лишить человека мудрости ( 1Кор 1:19 ; Ис 29:14 ).

Четкое разграничение благой и злой мудрости проводится в Послании Иакова ( Иак 3:13-18 ).

человек, в жизни которого есть место ревности и эгоистичным амбициям, не обладает подлинной премудростью от Бога, но думает о земном и не духовен. Подлинная мудрость — дар Бога; такая мудрость «во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» ( Иак 3:17 ).

Так как премудрость прежде всего принадлежит Богу, она также отразилась в жизни и служении Иисуса. Иисус в юные годы возрастал в премудрости ( Лк 2:40,52 ), и Его оппоненты, как и Его друзья, признавали мудрость Его учения ( Мф 13:54 ).

Так как премудрость имеет своим источником Бога, подлинная духовная премудрость — Божий дар. Она проявилась в жизни и речах таких слуг Божьих, как Стефан ( Деян 6:10 ) и Павел ( 2Пет 3:15 ).

О такой духовной премудрости, дающей человеку возможность полноценно прожить дарованную Богом жизнь, следует молиться для себя и остальных ( Кол 1:9 ).

Иисус для верующих стал конечным источником той премудрости, которая может прийти только от Бога ( 1Кор 1:30 ).

Источник

Премудрость

Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою. Притч. 1,20

Всякая премудрость – от Господа и с Ним пребывает вовек. Сир.1,1

Исследуй и ищи, и она будет познана тобою и, сделавшись обладателем её, не покидай её; ибо наконец ты найдешь в ней успокоение, и она обратится в радость тебе. Сир.6,28–29

Я предпочел ее скипетрам и престолам и богатство почитал за ничто в сравнении с нею. Прем.7,8

Как велик тот, кто нашел премудрость! но он не выше того, кто боится Господа. Сир.25,13

Путы её будут тебе крепкою защитою, и цепи её – славным одеянием; ибо на ней украшение золотое, и узы её – гиацинтовые нити. Сир.6,30–31

Как одеждою славы ты облечешься ею, и возложишь её на себя как венец радости. Сын мой! если ты пожелаешь её, то научишься, и если предашься ей душею твоею, то будешь ко всему способен. Сир.6,32–33

Если с любовью будешь слушать её, то поймешь её, и если приклонишь ухо твоё, то будешь мудр. Сир.6,34

Бывай в собрании старцев, и кто мудр, прилепись к тому; люби слушать всякую священную повесть, и притчи разумные да не ускользают от тебя. Сир.6,35

Премудрость же спасла от бед служащих ей. Прем.10,9

С раннего утра ищущий её не утомится, ибо найдёт её сидящею у дверей своих. Прем.6,14

Если богатство есть вожделённое приобретение в жизни, то что богаче премудрости, которая всё делает? Прем.8,5

..ибо она есть неистощимое сокровище для людей; пользуясь ею, они входят в содружество с Богом, посредством даров учения. Прем.7,14

Что же есть премудрость, и как она произошла, я возвещу, и не скрою от вас тайн, но исследую от начала рождения, и открою познание её, и не миную истины. Прем.6,22–24

Множество мудрых – спасение миру, и царь разумный – благосостояние народа. Прем.6,26

Размышляй о повелениях Господа и всегда поучайся в заповедях Его: Он укрепит твоё сердце, и желание премудрости дастся тебе. Сир.6,37–38

Прежде века от начала Он произвёл меня, и я не скончаюсь вовеки. Сир.24.10

Тремя я украсилась и стала прекрасною пред Господом и людьми: это – единомыслие между братьями и любовь между ближними, и жена и муж, согласно живущие между собою. Сир.25,1–2

Чего не собрал ты в юности,– как же можешь приобрести в старости твоей? Сир.25,5

Приступите ко мне, желающие меня, и насыщайтесь плодами моими; ибо воспоминание обо мне слаще мёда и обладание мною приятнее медового сота. Сир.24,21–22

Первый человек не достиг полного познания её( ред.-премудрости ); не исследует её также и последний; ибо мысли её полнее моря, и намерения её глубже великой бездны. Сир.24,30–31

Премудрость соответствует имени своему, и немногим открывается. Сир.6,23

..но где премудрость обретается? и где место разума? Не знает человек цены её, и она не обретается на земле живых. Иов.28,12

И так исправились пути живущих на земле, и люди научились тому, что угодно Тебе, и спаслись премудростью. Прем.9,18–19

Премудрость светла и неувядающа, и легко созерцается любящими её, и обретается ищущими её;она даже упреждает желающих познать её. Прем.6,12

Прежде всего произошла Премудрость, и разумение мудрости – от века. Сир.1,4

Источник премудрости – слово Бога Всевышнего, и шествие её – вечные заповеди. Сир.1,5

Кому открыт корень премудрости? и кто познал искусство её? Один есть премудрый, весьма страшный, сидящий на престоле Своём, Господь. Сир.1,6–7

Начало премудрости – бояться Бога, и с верными она образуется вместе во чреве. Сир.1,15

Полнота премудрости – бояться Господа; она напояет их от плодов своих: весь дом их она наполнит всем, чего желают, и кладовые их – произведениями своими. Сир.1,16–17

Премудрость возвышает сынов своих и поддерживает ищущих ее: любящий её любит жизнь, и ищущие её с раннего утра исполнятся радости: обладающий ею наследует славу, и, куда бы ни пошел, Господь благословит его. Сир.4,12–14

.. служащие ей служат Святому, и любящих её любит Господь. Сир.4,15

Если он совратится с пути, она оставляет его и отдает его в руки падения его. Сир.4,22

Познал я всё, и сокровенное и явное, ибо научила меня Премудрость, художница всего. Прем.7,21

Ибо премудрость подвижнее всякого движения, и по чистоте своей сквозь всё проходит и проникает. Прем. 7,24

..ибо Бог никого не любит, кроме живущего с премудростью. Прем.7,28

Она возвышает своё благородство тем, что имеет сожитие с Богом, и Владыка всех возлюбил её. Прем.8,3

Если богатство есть вожделенное приобретение в жизни, то что богаче премудрости, которая всё делает? Прем.8,5

Да хотя бы кто и совершен был между сынами человеческими, без Твоей премудрости он будет признан за ничто. Прем.9,6

Помышлять о ней есть уже совершенство разума, и бодрствующий ради неё скоро освободится от забот, ибо она сама обходит и ищет достойных её, и благосклонно является им на путях, и при всякой мысли встречается с ними. Прем.6,15–16

Начало её есть искреннейшее желание учения,а забота об учении – любовь, любовь же – хранение законов её, а наблюдение законов – залог бессмертия,а бессмертие приближает к Богу;поэтому желание премудрости возводит к царству. Прем.6,17–20

С Тобою премудрость, которая знает дела Твои и присуща была, когда Ты творил мир, и ведает, что угодно пред очами Твоими и что право по заповедям Твоим. Прем.9,9

Да и без этого они могли погибнуть от одного дуновения, преследуемые правосудием и рассеваемые духом силы Твоей; но Ты всё расположил мерою, числом и весом. Прем.11,21

Не даётся она за золото и не приобретается она за вес серебра. Иов.28,15

Откуда же исходит премудрость? и где место разума? Сокрыта она от очей всего живущего и от птиц небесных утаена. Иов.28,20

..ибо премудрость отверзла уста немых и сделала внятными языки младенцев. Прем.10,21

Бог знает путь её, и Он ведает место её. Иов. 28,23

Праведного, бежавшего от братнего гнева, она наставляла на правые пути, показала ему царство Божие и даровала ему познание святых, помогала ему в огорчениях и обильно вознаградила труды его. Прем.10,10

Она воздала святым награду за труды их, вела их путем дивным; и днём была им покровом, а ночью – звёздным светом. Прем.10,17

Но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы. 1Кор.2,7

И сказал человеку: вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла – разум. Иов.28,28

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Премудрость

Прему́дрость — 1) суще­ствен­ное свой­ство Три­еди­ного Бога; все­ве­де­ние Божье по отно­ше­нию к дей­ствиям, выра­жа­ю­ще­еся в том, что Бог от веч­но­сти знает все Свои дей­ствия, все Свои цели и лучшие сред­ства для дости­же­ния целей; знает, как рас­по­ря­диться этими сред­ствами наи­луч­шим обра­зом, знает о резуль­та­тах всех Своих дей­ствий; 2) Боже­ствен­ное имя, пре­иму­ще­ственно соот­но­си­мое с Сыном Божьим; 3) высшая сте­пень чело­ве­че­ской муд­ро­сти.

В Книге Прит­чей Соло­мо­но­вых ска­зано: «Пре­муд­рость созда Себе Дом и утверди стол­пов седмь» ( Притч.9:1-2 ). В этих словах содер­жится ука­за­ние на Христа, Сына Божьего, Кото­рый в посла­ниях апо­столь­ских име­ну­ется «Божиею Пре­муд­ро­стью» ( 1Кор. 1:30 ), а в слове «Дом» содер­жится ука­за­ние на Пре­свя­тую Деву Марию, от Кото­рой вопло­тился Сын Божий.

Почему, если Пре­муд­рость явля­ется сущ­ност­ным свой­ством Отца и Сына и Свя­того Духа, имя «Пре­муд­рость» пре­иму­ще­ственно соот­но­сится именно с Сыном?

Сын Божий име­ну­ется Пре­муд­ро­стью как вечное Слово Бога Отца ( Ин.1:1 ). Кроме того, именно через Сына, оби­тав­шего в чело­ве­че­ском обще­стве (как Чело­век), людям откры­лись, в необ­хо­ди­мой для спа­се­ния пол­ноте, Боже­ствен­ные совер­шен­ства, в их числе — такое Боже­ствен­ное свой­ство как Пре­муд­рость.

Осно­ва­нием для име­но­ва­ния Еди­но­род­ного Сына Пре­муд­ро­стью Божьей служат как вет­хо­за­вет­ные, так и ново­за­вет­ные сви­де­тель­ства.

О Пре­муд­ро­сти, создав­шей себе дом, выте­сав­шей семь осно­во­по­ла­га­ю­щих стол­бов, зако­лов­шей жертву, рас­тво­рив­шей вино, при­го­то­вив­шей тра­пезу и отпра­вив­шей Своих слу­жи­те­лей про­воз­гла­шать с город­ских воз­вы­шен­но­стей Радост­ную Весть, сооб­ща­ется в Книге Прит­чей Соло­мо­но­вых ( Притч.9:1-6 ).

Что же это за Лич­ность, и что это за дом? Дом, в Кото­ром оби­тала Пре­муд­рость, есть Матерь Сына Божьего по чело­ве­че­скому есте­ству, в утробе Кото­рой Он пре­бы­вал с момента сверхъ­есте­ствен­ного зача­тия до Рож­де­ства. Пре­муд­ро­стью же назван Сам Сын.

С другой сто­роны, под домом под­ра­зу­ме­ва­ется Цер­ковь Хри­стова, собра­ние верных. В этом отно­ше­нии воче­ло­ве­чив­шийся Сын Божий име­ну­ется Кра­е­уголь­ным Камнем, осно­ва­нием дома ( Еф.2:19-22 ). В рамках дан­ного объ­яс­не­ния семь стол­бов интер­пре­ти­ру­ются как семь Таинств Церкви (Кре­ще­ние, Миро­по­ма­за­ние, Евха­ри­стия, Таин­ство Пока­я­ния, Таин­ство Свя­щен­ства, Таин­ство Собо­ро­ва­ния, Таин­ство Брака (см.: Таин­ства)).

Под Жерт­вой, зако­ло­той Пре­муд­ро­стью ( Притч.9:2 ), под­ра­зу­ме­ва­ется Гол­гоф­ская, Крест­ная Жертва, доб­ро­вольно при­не­сен­ная Сыном Божьим во Искуп­ле­ние чело­века. Кроме того, под жерт­вой пони­ма­ется Евха­ри­сти­че­ская Жертва. На неё же ука­зы­вают и слова о рас­тво­рен­ном вине ( Притч.9:2 ), и слова о при­го­тов­лен­ной тра­пезе ( Притч.9:2 ) (см.: Евха­ри­стия).

Слу­жи­тели, послан­ные про­по­ве­до­вать ( Притч.9:3 ), суть Гос­подни уче­ники, апо­столы Хри­стовы и их после­до­ва­тели.

Книга Прит­чей Соло­мо­но­вых учит, что от веч­но­сти, прежде созда­ния мира, у Бога была Пре­муд­рость ( Притч.8:22-25 ). А Еван­ге­лие от Иоанна сооб­щает в подоб­ных выра­же­ниях о Слове Отца, Еди­но­род­ном Сыне: «в начале было Слово и Слово было у Бога» ( Ин.1:1 ).

Еван­ге­лие от Иоанна утвер­ждает, что мир сотво­рен через Сына ( Ин.1:3 ), а Книга Прит­чей — что мир сотво­рен через Пре­муд­рость ( Притч.8:25-30 ).

О личной про­по­веди Христа, во вре­мена Вет­хого Завета, сооб­ща­лось как о про­по­веди Самой Божьей Пре­муд­ро­сти: «я буду гово­рить важное, и изре­че­ние уст моих — правда» ( Притч.8:6 ).

Нако­нец, апо­стол Павел прямо име­нует Христа Божьей Силой и Божьей Пре­муд­ро­стью ( 1Кор.1:24 ).

Источник

Понятие и образ Божественной Премудрости в Ветхом Завете

Что такое премудрость в библии. Смотреть фото Что такое премудрость в библии. Смотреть картинку Что такое премудрость в библии. Картинка про Что такое премудрость в библии. Фото Что такое премудрость в библии

Но особенно примечательна книга Притчей тем, что в ней мы находим попытку богословия о Божественной Премудрости. Она же первая придает Божественной Премудрости ипостасные черты. И то и другое находится в первой части книги (гл. 1–9), наиболее современной с точки зрения литературной, наиболее богословской и, по всем признакам, наиболее поздней по времени написания. Возможно, что она принадлежит самому редактору книги Притчей. Во всяком случае она является подведением итогов всего учения книги. Поэтому все, что она говорит о Премудрости, должно быть понимаемо в связи с этим учением.

Итак, Божественная Премудрость книги Притчей не есть по существу никакая ипостась, ни даже некое онтологическое начало в Боге. По мысли автора, она не есть и таинственная сотрудница Бога в деле сотворения мира. В ее образе мы имеем изображение традиционным ветхозаветным способом сообщения Богом особой харизмы человеку в ответ на стремление последнего к праведной жизни. Но Премудрость книги Притчей никоим образом не выводит человека из узких рамок земной жизни: она не обеспечивает ему бессмертие и не подает ему никаких теоретических знаний о Боге или о мире. Она сообщает только морально-практическое учение и руководит человеком в правильном прохождении им своего земного пути. Она бросает как бы узкую полосу света, далеко не все освещающую, но все же не позволяющую человеку сбиться с той единственной дороги, которая может привести его к земному счастью.

Но книга Притчей есть только первый памятник боговдохновенной хохмической мысли в Израиле. Мысль эта имела свое дальнейшее развитие. Можно ли считать поэтому окончательным то представление о Божественной Премудрости и тот ее образ, которые мы находим в книге Притчей? Получили ли они в дальнейшем иное содержание и новые черты?

Книга Иова, вслед за Екклезиастом, знаменует окончательный разрыв боговдохновенной Премудрости с чисто человеческой житейской мудростью. Именно Иов вскрывает ту бездну, которая существует между мудростью Божественной и даже той благочестивой, но лишенной полета мудростью, которая стала классической для израильских хакамим. Книга показывает, как против верующего сознания ополчается та самая премудрость, в которой оно искало поддержки для своей веры. Ставя все тот же вопрос о воздаянии, автор Иова показывает, что соотношение между грехом и понесением несчастий, с одной стороны, праведностью и благополучием в жизни, с другой стороны, не представляется столь простым, как это обычно было принято считать (гл. 6). Конечно, и для него Бог всегда праведен, милосерден и справедлив, но проявление этой истины в жизни человечества гораздо более таинственно, чем об этом учил, например, пророк Иезекииль, провозгласивший, что каждый понесет наказание за свои собственные грехи (Иез 18:2–4). Иов сознает, что объяснение этой тайны лежит во власти одного только Бога, и потому его сознанию одновременно присущи как предельное богоборчество, так и предельное упование (Иов 19:25–27). Практический вывод этой книги заключается именно в признании этой двоякой тайны о Боге и о мире. При этом тайна эта является раздирающей для человека, пока последний обращает свой взор только на мир и на происходящее в нем, но она же успокаивает человека и подает ему упование, как только Бог снисходит к нему и лично являет ему Самого Себя.

О том, что такое сама Божественная Премудрость, гимн Вар 3:9–4:4 не содержит никаких указаний. Тем не менее он представляет исключительную важность для дальнейшего развития идеи Премудрости. Мы уже отметили, что он знаменует сближение хохмической и пророческой проповеди. Он свидетельствует о расширении горизонта израильских хакамим, так как начинает затрагивать историософские темы. Он показывает, как это мы уже имели случай отметить, что хакамим, доселе размышлявшие над судьбами одних только человеческих индивидов, начинают ставить вопросы о судьбах народов. В этом отношении это большой шаг вперед даже в сравнении с более чем пророчески дерзновенной книгой Иова. Однако это еще не есть вступление учения о Премудрости на путь подлинного универсализма. Параллельно с расширением кругозора хакамим, Вар 3:9–4:4 знаменует закрепление позиций израильского партикуляризма, благодаря отождествлению Премудрости и Торы. Премудрость же, как и Моисеев закон, становится таким образом привилегией одного только богоизбранного Израиля.

Сир уделяет внимание ставшей классической теме о воздаянии. Как и Притч, книга эта ничего не знает о тайне бессмертия. Но зато автору ее хорошо известны те противоречия, над которыми задумывались Иов и Екклезиаст. Он считает, что они отчасти находят свое объяснение в солидарном характере ответственности за грех (3:11; 41:8; 23:34–35). Кроме того, исходя из своей веры в справедливость и в милосердие Божие, сын Сирахов утверждает, что невозможно судить о счастье человека до его смерти (11:26). Потому не следует спешить высказывать суждений о делах Божиих, ибо то, что на первый взгляд представляется как дело злого случая, может впоследствии оказаться делом благого Промысла. Но и при этих разъяснениях Сир признает, что тайна остается тайной и, подобно Иов, призывает верующего читателя смиренно пред нею преклониться.

Но что же мы находим у нашего автора относительно самой Премудрости? Как и его предшественники, он настаивает на ее недосягаемости и на невозможности обрести ее одними человеческими средствами (гл. 1). Но тут же он замечает, что Сам Бог излил ее на все дела Свои и на всякую плоть по дару Своему, и особенно наделил ею любящих Его (1:9–10). Здесь, пребывая в линии Притч, автор представляет Премудрость как некий харизматический дар, промыслительно сообщаемый Богом людям. Далее, отожествляя, вместе с Притч 1 и с Иов 28, религиозно-практический аспект Премудрости со страхом Ягве, а вместе с Вар 3–4 — с Торой, сын Сирахов утверждает, что она находит свое конкретное выражение в исполнении традиционных Моисеевых заповедей (24:25 и только). Он следует Втор 4:6–8, где Израилю обещается особая слава перед другими народами по причине его мудрости, обусловленной исполнением закона. Таким образом все древнее священное наследие Израиля открыто входит у сына Сирахова в обозрение идеи Премудрости. Он с любовью говорит о храмовых жертвах (44:20; 38:11), о подати на храм и об очищениях (34:25), восхищается храмовым богослужением (50:5–22) и вдохновляется постановлениями закона в своих советах о социальных взаимоотношениях. Всем этим Сир еще больше, чем Вар 3–4, свидетельствует, что Премудрость составляет особую привилегию Израиля как избранного народа.

Подобно книге Притч, Сир ипостазирует Премудрость. Как это уже было отмечено, в сравнении с Притч Премудрость у Сир принимает даже более определенные ипостасные черты: порою речь как будто прямо идет о некоей вполне конкретной личности (14:20–15:10; 24:1–37). Тем не менее и это обстоятельство не позволяет еще нам видеть в этом образе некое отличное от Ягве Божественное лицо. Как и в отношении Притч, образ этот находит свое естественное объяснение в традиционном обычае персонифицировать теофании, тем более распространенном в поздний послепленный период, что он предоставлял удобный способ иносказательно изображать тот или иной аспект действия в мире трансцендентного Бога. Однако Божественная Премудрость книги Сир не есть уже одно только промыслительное действие Божие, умудряющее свыше и наставляющее человека: это есть персонификация всего действия Божия в истории, преимущественно в отношении богоизбранного Израиля.

Книга Прем также углубляет подход к теме о Промысле и о действии Бога в истории. Как и сын Сирахов (Сир 44 и сл.), она рисует грандиозную картину того, что было совершено Премудростью в истории Израиля, но хотя она не обозревает всю его историю в целом, а ограничивается патриархальным периодом и эпохой Исхода (Прем 10–12), она не довольствуется, подобно Сир, высказыванием своего изумления и восхищения перед добродетелями и прочими качествами израильских героев, но старается постигнуть через рассматриваемые события пути Божественного Промысла и тем самым воочию показать всю Божественную правду, милосердие и мудрость. Но наряду с прославлением израильского священного прошлого, книге присущ и удивляющий нас универсализм. Это проявляется, во-первых, в благожелательном отношении к язычникам, которые также не лишаются даров Премудрости (6:1–21). Во-вторых же, этот универсализм находит свое выражение в том энциклопедическом характере, который в Прем получает под влиянием эллинизма Премудрость в ее практическом аспекте. Как и прочие хакамим, автор Прем убежден, что Премудрость должна пролить весь необходимый свет на те пути, на которых человек может угодить Богу. Он не пренебрегает теми традиционными источниками и, в первую очередь, Священным Писанием, к которым прибегали его предшественники. В этом отношении он остается верен Сир 39:1–3. Но наряду с этим ему присуща универсальная любознательность. Иов испытывал священный трепет перед тайной мироздания; сын Сирахов, говоривший о знании, все же считал дерзновенным приобретать обширные знания (Сир 3:20–24). Автор же Прем принимает все научные дисциплины эллинов: космологию, физику, астрономию, зоологию, ботанику, медицину и т. д. Все это является для него плодами Премудрости (7:17–21). Он умеет при этом отличать Откровение от того, что познается чисто человеческими средствами (9:16–17). Он показывает, что наука вполне могла быть достоянием людей, не знавших истинного Бога (13:9), и делает вывод: если наука есть плод Премудрости, то она не есть результат сообщения человеческому уму уже готового знания, как бы своего рода диктовки; Премудрость лишь поощряет деятельность ума, руководит познавательным процессом (9:17) и приводит ум к незапятнанному ложью знанию, позволяющему не отожествлять Творца с творением и не ведущего человека к восстанию против Бога (13:1–9).

Как же Прем учит о самой Премудрости? Она есть прежде всего источник всех благ, а именно: знания (8:8), умения и успеха во всех предприятиях (8:5), всеразличных добродетелей (8:7), богатства (7:11), доброй славы (8:10) и т. д. Она же подает бессмертие людям (6:17–20), которые оказались смертными благодаря тому, что на языке христианского богословия называется первородным грехом (7:1; 9:14; 15:17). Она, затем, есть дар, который подается Богом в ответ на молитву и который не зависит от природных способностей человека (8:19–21). Она, наконец, находит свое проявление во всех отношениях Бога к миру. Книга Прем есть первая из книг Премудрости, определенно утверждающая, что Премудрость принимала участие в деле сотворения мира (9:2). Но Бог не только сотворил мир; Он непрестанно заботится о Своем творении (17:2, ср. 6:7; 14:3). Именно Премудрость является орудием Божественного Промысла: она спасает людей (9:18), она направляла древних патриархов и Моисея (10:1–21). Изливаясь в святые души, она, как это было с пророками, делает из них друзей Божиих (7:14; 7:27).

Рядом с этим учением об универсальной роли Премудрости Прем содержит ее описание. Это знаменитое место 7:22–8:1. Премудрость в нем определяется, как дух разумный, святый, единородный, многочастный, тонкий, удобоподвижный, светлый, чистый, ясный, невредительный, благолюбивый, скорый, неудержимый, благодетельный, человеколюбивый, твердый, непоколебимый, спокойный, беспечальный, всевидящий и проникающий все умные, чистые, тончайшие духи (7:22–23). Премудрость здесь, таким образом, еще более оконкретизирована в своих чертах и свойствах, чем во всех предшествующих писаниях хакамим. Перечислив ее свойства, прежде чем назвать Премудрость художницей всего (8:6, ср. 7:21), автор переходит к описанию ее взаимоотношений с Богом. Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя, отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благости Его (7:25–26). Кроме того, она таинница ума Божия и избирательница дел Его (8:4). Она разделяет престол Божий (9:4), она имеет сожитие с Богом (8:3), она была присуща Ему, когда Он творил мир (9:9). Во всем этом мы встречаем черты, которые уже отмечали в Притч 8:22–31 и в Сир 24:2–6, однако образ Премудрости приобрел еще более четкости, чем у сына Сирахова; ее достоинство к тому же прямо представлено уже почти как равнобожественное, тогда как роль ее принимает определенно всеобъемлющий характер. Но дает ли нам все это право утверждать, что автор Прем учит о Премудрости если не как некоем Лице, равнобожественном Ягве, то по крайней мере как о некоем существе или умной сущности, бесконечно превознесенной над творением?

Остается теперь показать, как и почему именно образ Премудрости получил в Ветхом Завете столь исключительную судьбу. Почему из всех ветхозаветных просопопей 37 именно Премудрость была столь последовательно доведена до конца и стала обозначать вообще все Божественное Откровение в мире? Как показало наше исследование учения о Божественной Премудрости библейских книг, учение это, как и самый образ Премудрости, стоит в тесной связи с темой Промысла Божия. Связь эта коренится в тех обстоятельствах, при которых идея Премудрости окончательно утратила свой прежний, чисто секулярный характер и превратилась в чисто богословскую спекуляцию. Мы уже отметили, что после разгрома южного царства в 586 году и после краха всей израильской государственности мудрецы, размышлявшие прежде над законами государственного управления, стали задумываться над таинственными законами Божественного управления миром. Это несомненно привело к появлению и самой темы Божественной Премудрости и ее ипостасного образа. Мы видим далее, что по мере того, как расширяется тот угол зрения, под которым рассматривается тема Промысла, расширяется и само содержание понятия и образа Божественной Премудрости. Автор книги Притчей, интересовавшийся темой о Промысле лишь в связи с вопросом о воздаянии и ожидавший награждение праведников в этой, земной жизни, понимал Премудрость как то действие Божие, которое вразумляет и умудряет человека, дабы привести его на путь, ведущий к земному благополучию и к долголетию. Автор книги Иова восстает против классического, слишком упрощенного понимания воздаяния и вскрывает всю таинственность человеческих судеб на земле; поэтому он удаляет в транcценз Премудрость и она становится для него непостижимым, но благим Божественным планом Божиим о созданном мире и таким же непостижимым и одновременно благим законом, которому Богу было угодно подчинить человеческие судьбы. Псевдо-Варух и сын Сирахов, сочетавшие Премудрость с пророчественным порывом постигнуть откровение Божие, подаваемое через события истории, сохраняют за Премудростью всю ее трансцендентность и в то же время имманентизируют ее, отожествляя ее с действием Бога в истории. То же самое мы видим и в книге Премудрости Соломона, но автор ее не довольствуется одной темой Промысла, но определенно затрагивает и тему творения и, кроме того, первый начинает учить о воздаянии в загробной жизни; поэтому Премудрость становится для него всем Божественным планом о мире, а также Божественным действием в истории и даже за пределами ее, ведущим к осуществлению этого плана.

Это позволяет вернуться к современным высказываниям о Божественной Премудрости и проверить, насколько они отвечают подлинному учению о ней тех ветхозаветных текстов, в которых они хотят найти свое обоснование. Можно ли считать, что под Премудростью ветхозаветные авторы подразумевали некое онтологическое начало в Боге? Весь анализ текстов и факт сближения учения о Премудрости с учением о Шехине показывает, что все ударение первого лежит вообще на личном характере откровения и обитания Бога в избранном народе. Кроме того, тема Премудрости только в Прем получает определенную связь с темой сотворения мира, но даже и в этой книге Премудрость относится преимущественно к действию Божию в уже сотворенном мире, и все учение о Премудрости в целом окрашивается отнюдь не космологическими, а сотериологическими тонами. Вот почему, согласно новозаветным писателям, вся та реальность, которая подразумевалась под ветхозаветным образом Премудрости, получила полноту своего откровения в Личности и в деле воплотившегося Сына Божия, сошедшего в мир ради нашего спасения (1 Кор 1:18–25). Вот также почему, говоря о воплощении Слова, евангелист Иоанн Богослов употребляет те же слова, которые некогда сын Сирахов употребил в отношении открывшейся в истории Израиля Премудрости: Слово стало плотию и поставило Свою палатку или скинию (™sk»nwsen) среди нас (Ин 1:14, ср. Сир 24:9).

Но если Премудрость не есть онтологическое начало в Боге, может ли учение о ней быть соотнесено, хотя бы ретроспективно, из Нового Завета, с тайной троичности Лиц Божества? Есть ли ветхозаветная Премудрость одно из ветхозаветных предчувствий догмата о Пресвятой Троице? Отметим на основании всего вышеизложенного, что ветхозаветная Божественная Премудрость никоим образом не поддается полному отожествлению ни с одной определенной Божественной Ипостасью. Для отцов Премудрость есть Логос, потому что в Нем осуществилось все домостроительство нашего спасения. Но ветхозаветное учение о Премудрости гораздо шире и туманнее новозаветного откровения о Пресвятой Троице. Потому и не может быть знака полного равенства между Божественным Логосом и Божественной Премудростью. Это учение перекрещивается и с учением о промыслительной и даже творческой деятельности и Третьей, и Первой Ипостаси. Таким образом, если отцы, следуя 1 Кор 1, отожествляют Премудрость преимущественно с Ипостасью Сына, потому что откровение, подразумеваемое под этим образом, прообразует в первую очередь “обитание” среди нас воплотившегося Слова, мы должны тем не менее придти к выводу, что учение о Премудрости прообразует не одну только Вторую Ипостась, но и многое иное.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *