Что такое предоплата банковским переводом
Как пройти валютный контроль и получить оплату от иностранных клиентов
Компания из другой страны впервые перевела исполнителю из России оплату за заказ. Но получить деньги сразу не получится: сначала банк должен провести валютный контроль.
Дарья Камалина
Эксперт по валютному контролю Тинькофф Бизнеса
Разработчик выполнил свой первый заказ для иностранной компании, и она перевела ему оплату. Но получить деньги сразу не получится: сначала нужно предоставить документы по сделке в банк, чтобы он провел валютный контроль. Разбираемся, как к нему подготовиться и пройти быстрее.
В статье собрали самое главное, но все равно она получилась большой. Вы можете использовать ее как шпаргалку — сохраняйте в закладках или отправьте себе в удобный мессенджер.
Что такое валютный контроль и зачем он нужен
Любые расчеты с иностранцами — валютные операции. Для государства важно, чтобы эти платежи были по определенным правилам. Они зафиксированы в валютном законодательстве.
За законностью операций следят банки. Они изучают сделки, смотрят на документы по ним и фиксируют нарушения, если они есть. Информацию о них передают в Центробанк, а тот — в налоговую. Все это и есть валютный контроль.
Чтобы банк одобрил платеж и перевел его на валютный счет, обычно нужно предоставить документы — те, по которым работаете с заказчиком. Они могут отличаться в разных ситуациях.
Прежде всего, нужно обратить внимание на основной документ. Тут есть три варианта:
Для каждого из них — свои нюансы, которые мы разберем дальше.
Оплата по контракту
Когда используют контракты. Для сложных сделок или сделок на долгий срок, например на год или больше.
О чем нужно знать. Контракт — то же самое, что и договор. В нем исполнитель вместе с иностранным заказчиком фиксирует основные договоренности по сотрудничеству: порядок работы, сроки оплаты и другие важные условия.
Почти все контракты можно разделить на четыре типа:
Универсального шаблона для всех контрактов не существует, все зависит от конкретной ситуации. Иногда банки составляют рекомендации, какую информацию сразу включить в контракт, чтобы валютный контроль пройти быстрее.
Почему важно следить за суммой контракта. Контракты могут быть с фиксированной суммой или без нее. С фиксированной суммой — это когда конкретная стоимость товара или услуг прописана в документах. Здесь все просто.
Контракты без суммы — это когда вам платят по факту. Например, переводчик перевел один текст, ему в рамках контракта заплатили за него. Потом он перевел еще и снова получил оплату. И вот тут нужно складывать общую сумму контракта — все деньги, которые проходят по контракту.
По контракту без суммы вы получили четыре платежа, каждый — 1 300 000 ₽. Чтобы узнать общую сумму контракта, их нужно сложить:
1 300 000 ₽ + 1 300 000 ₽ + 1 300 000 ₽ + 1 300 000 ₽ = 5 200 000 ₽
От суммы контракта зависит, какие документы запросит банк и нужно ли ставить контракт на учет, то есть заранее сообщать банку о нем. На учет надо ставить контракты:
Если сумма контракта в иностранной валюте, то ее нужно пересчитать в рублях по курсу ЦБ на дату контракта.
Какие документы нужны для платежа. Если сумма по контракту больше 200 000 ₽, кроме него в банк нужно предоставить подтверждающие документы. Они помогают понять банку, что сделка действительно была.
В каждом случае список таких документов отличается. Но обычно это те, что фигурируют в контракте и дополнительных соглашениях к нему. Например, акты или товарные накладные. Если сомневаетесь, уточните пакет документов у своего банка.
Что учесть при работе с контрактами
Общая сумма контракта | Тип контракта | Нужны ли документы по контракту | Нужно ли ставить контракт на учет |
---|---|---|---|
До 200 000 ₽ | Любой | Нет | Нет |
От 200 000,01 ₽ | Любой | Да | Нет |
От 3 000 000 ₽ | Кредитный договор | Да | Да |
От 3 000 000 ₽ | Импортный | Да. Кроме документов по контракту нужна справка о подтверждающих документах | Да |
От 3 000 000 ₽ | Смешанный | Да. Кроме документов по контракту нужна справка о подтверждающих документах | Да |
От 6 000 000 ₽ | Экспортный | Да. Кроме документов по контракту нужна справка о подтверждающих документах | Да |
Если контракт стоит на учете в банке, понадобится еще справка о подтверждающих документах. Ее можно оформить одну на все документы.
Оплата по инвойсу
Когда используют. При небольших суммах и разовых сделках.
О чем нужно знать. Инвойс — международное название счета на оплату услуг или товаров. В нем все так же, как в российском счете: пишете, что и для кого делаете, в какой срок, за сколько и когда оплатить.
Инвойс могут оформлять вместе с контрактом, и тогда он будет подтверждающим документом для этого контракта. Но иногда инвойс может быть основным документом по сделке и заменять контракт. Обычно это бывает при разовых заказах.
В остальном требования и правила здесь такие же, как и по контрактам. Инвойсы редко бывают на крупные суммы, но все равно лучше следить, чтобы они не превышали лимита 6 000 000 ₽. Иначе документ нужно будет поставить на учет.
Какие документы нужны для платежа. Часто при оплате по инвойсу никакие другие документы не нужны. Например, в Тинькофф Бизнесе его достаточно для проведения платежа. Если вы обслуживаетесь в другом банке, условия лучше уточнить, они могут отличаться.
Оплата по оферте
Когда используют. При удаленной работе с крупными корпорациями. Например, с магазинами приложений App Store и Google Play или с биржей фрилансеров Upwork.
О чем нужно знать. Оферта — это предложение о заключении сделки, в котором описаны существенные условия договора. Чтобы работать по оферте, не нужно ничего подписывать. Достаточно просто принять ее условия. Обычно для этого достаточно поставить галочку в личном кабинете или ответить на письмо.
Оферту, как и любой контракт, при достижении определенной суммы платежей нужно ставить на учет:
Самое сложное в офертах — разобраться, кто кому оказывает услуги. Здесь все не так очевидно, как с обычными контрактами.
Разработчик создает приложения для App Store и Google Play. Кажется, что, раз платят ему, он оказывает услугу и это экспорт. Но это не так. По условиям этих оферт App Store и Google Play размещают приложения у себя, то есть оказывают услугу разработчику. А значит, это импорт.
Чтобы вам не запутаться, мы составили таблицу с основными офертами и указали, какой у них тип.
Типы оферт для популярных международных компаний
Заказчик | Тип оферты |
---|---|
Apple | Импорт |
Booking | Экспорт |
Google Play | Импорт |
Google AdSense | Экспорт |
Upwork | Импорт |
Какие документы нужны для платежа. При первом платеже загружают саму оферту, информацию о ней и подтверждающие документы. При последующих платежах достаточно только подтверждающих документов. Это могут быть квитанции или акты.
Как отправить документы в банк
Порядок передачи документов может отличаться в разных банках. В большинстве случаев их принимают в электронном виде. Например, клиенты Тинькофф Бизнеса могут все сделать через личный кабинет. А если не догрузилось или специалисты банка попросили дополнительные документы — отправить их прямо в чате.
Сроки прохождения валютного контроля
С момента, как валюта пришла на транзитный счет, у компании есть 15 дней на валютный контроль. Если пройти его с опозданием, бизнес могут оштрафовать — максимально на 150 тысяч рублей.
Сам валютный контроль по закону не может занимать больше одного рабочего дня. Например, если документы пришли во вторник, решение должно быть не позже среды, если они поступили в пятницу — не позже понедельника.
Специалисты банка могут отклонить платеж. Обычно это происходит в двух случаях:
Чтобы у вас был запас по времени на исправление возможных недоработок, лучше не откладывать прохождение валютного контроля на последний момент.
Как можно ускорить валютный контроль
Чтобы пройти валютный контроль быстрее, можно сразу учесть требования и рекомендации банка. В первую очередь они будут полезны клиентам Тинькофф Бизнеса, но могут помочь и при взаимодействии с другими банками.
Обязательные требования:
Дополнительные рекомендации:
При постановке контракта на учет перевод нужен всегда. В Тинькофф Бизнесе его делают бесплатно для клиентов, но на это может уйти несколько дней. Пока перевода нет, контракт на учет поставить нельзя.
Валютный счет от Тинькофф
Удобная работа с валютой:
Предоплата
Акт доверия. Как работать с предоплатой
Есть много способов предоплаты. Это и выставление счета, оплачивая который покупатель перечислит деньги на расчетный счет продавца, и прием интернет-платежей, и денежные переводы с банковских карт. Рассмотрим прием денег через интернет, то есть оплату товара непосредственно на сайте.
Как получить?
Во-первых, сайт и вся компания должны производить впечатление надежного партнера. Мало кто захочет перевести деньги на счет, написанный на единственной страничке простейшего сайта с обещанием пусть самых дешевых или, наоборот, самых эксклюзивных услуг или товаров.
Во-вторых, необходимо сделать все так, чтобы и покупателю было удобно и безопасно оплачивать заказ, и с обработкой заказов и выводом денег из системы проблем не возникало. Иначе говоря, нужно выбрать надежного посредника — сервис по приему денежных средств.
Кого же выбрать? Вот самые известные, проверенные и надежные:
Практически все они принимают платежи через многие системы электронных денег, терминалы и банкоматы, но на сегодняшний день большинство людей предпочитают оплачивать покупки в интернете пластиковыми картами, поэтому необходимо выбрать сервис, работающий с банковскими картами.
Второй критерий выбора — простота и удобство вывода денег из системы.
Большая часть платежных систем может перевести деньги на другие платежные системы (Webmoney, «Яндекс.Деньги» и т д.), но при многократном переводе денег теряются проценты. Хотя небольшие суммы можно сразу тратить в интернете — на оплату хостинга, продление регистрации домена, рекламу, покупку лицензий на софт. Для того чтобы получить деньги на руки, необходимо иметь расчетный счет в банке.
Есть еще один нюанс при выборе сервиса: некоторые из них берут либо деньги за регистрацию в системе, либо ежемесячную плату за использование. В других же взимается процент за перевод. Необходимо выбрать наиболее выгодные условия для своего бизнеса. Если объемы продаж велики, возможно, будет выгоднее ежемесячная оплата, которая равномерно распределится на все заказы и составит десятые доли процента их стоимости. Если поток заказов пока еще небольшой, более удобными могут оказаться высокие проценты от суммы платежа, которые за месяц работы, скорее всего, окажутся меньше ежемесячной оплаты.
Выбрав систему, необходимо в ней зарегистрироваться, добавить на сайт код или специальный модуль и информировать покупателей о новых способах оплаты. После нужно проводить мониторинг, отслеживать, сколько заказов было сделано с предоплатой и какой процент денежных средств был потрачен на оплату услуг сервиса, чтобы вовремя перейти на наиболее выгодную систему оплаты.
Как вернуть?
При оформлении договоров важно не путать аванс и задаток. Аванс — это частичная предоплата, которая в случае отказа от покупки всегда возвращается покупателю за вычетом издержек продавца, если это прописано в договоре купли-продажи. Задаток же имеет четкое юридическое определение и играет роль гаранта заключения сделки (акта купли-продажи), отказ от которой может приводить к потери задатка.
Обычно задаток используют при изготовлении партии товара под заказ, с такими характеристиками, которые исключают его продажу другим покупателям. Например, серия значков и монет для гостей к юбилею свадьбы. При отказе покупателя фирма-производитель понесет убытки, задаток же должен их компенсировать.
Итак, аванс и полную предоплату необходимо вернуть покупателю при расторжении договора купли-продажи. Если в договоре не было указано иное, сумма возвращается полностью и все убытки по оплате услуг банка ложатся на продавца. Для минимизации расходов деньги возвращаются тем же способом, что и были получены, то есть наличные — наличными, денежные переводы — денежными переводами.
Получение и, самое главное, возврат предоплаты необходимо отразить в бухгалтерском учете. Прежде всего после получения аванса не позднее пяти календарных дней со дня получения денежных средств нужно выставить покупателю счет-фактуру на сумму предоплаты. В день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), в счет которых был получен аванс, НДС, начисленный ранее с предварительной оплаты, организация вправе принять к вычету.
В случае изменения условий или расторжения договора купли-продажи и возврата авансовых платежей можно применить вычет налога, ранее начисленного и уплаченного в бюджет с сумм предоплаты за товары, но только после того, как в учете будут отражены операции по изменениям в связи с отказом от товаров (работ, услуг). Факт возврата авансовых платежей должен быть отражен в бухгалтерском учете и подтвержден документально, то есть платежными поручениями. Вычетом можно воспользоваться не позднее одного года с момента такого отказа.
Зачем это нужно?
Предоплата имеет свои плюсы и свои минусы для обеих сторон сделки.
Плюсы и минусы для продавца
+ Предоплата дает гарантии того, что покупатель действительно заинтересован в покупке и вряд ли от нее откажется.
+ Получив деньги по предоплате, можно спокойно доставлять товар, не усложняя логистику передачей денег (особенно крупных сумм) через курьера.
+ Продавец, получивший предоплату, может сразу же пустить деньги в оборот.
— Существует много способов предоплаты, но поначалу все они кажутся сложнее, чем получение денег непосредственно при передаче товара.
— Нужно доказать покупателю свою надежность, завоевать его доверие.
— В случае проблем с доставкой или иной ситуации, когда невозможно доставить товар, продавец обязан вернуть предоплату, что связано с некоторыми трудностями (трудозатратами, вернее) и тратой денег на услуги банка или платежной системы за перевод.
Плюсы и минусы для покупателя
+ Делая предоплату, проще планировать свои траты по времени.
+ Предоплата всегда подразумевает определенную сумму, в то время как оплата товара наложенным платежом, например, может включать в себя гуляющую стоимость пересылки.
+ Чаще всего продавец предлагает наиболее удобные способы оплаты — «Яндекс.Деньги», перевод с карточки и т д.
— Есть риск потерять свои деньги, если продавец оказался неблагонадежным.
— Чувство беспокойства, когда деньги переданы, а товар еще не получен.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Основные понятия и определения
Для того чтобы разобраться с дополнительными (по сравнению с «обычным» платежным поручением) полями в валютной платежке, следует немного изучить технику международных переводов. Ведь в валюте платим почти всегда зарубежным контрагентам. Валютные расчеты с партнерами-резидентами запрещены законодательно, за редкими исключениями (ст. 9 закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном контроле»).
Для международных переводов применяется несколько больше информации, чем для транзакций внутри страны. Уместнее всего дать их названия (обозначения) и немного расшифровать суть, чтобы было понятно, зачем им посвящены отдельные поля в валютном поручении.
SWIFT — международное банковское объединение. Банки, обслуживающие международные платежи, регистрируются в SWIFT и получают индивидуальный код-идентификатор с тем же наименованием. Указание SWIFT-кода в платежном поручении позволяет четко определить банк, в который уходит платеж. Собственно SWIFT-код — это 11-тизначный электронный «адрес» банка в системе SWIFT.
BIC-код — то же, что и SWIFT. Используется название из стандарта ISO 9362, регламентирующего методы идентификации участников финансовых расчетов.
BEI-код — тоже идентификатор в SWIFT, но уже не банка, а корпоративного клиента этого банка. Банк может регистрировать своих клиентов в системе SWIFT для повышения скорости и корректности расчетов. BEI-код тоже помогает тому, что отправляемый платеж уйдет по назначению.
Клиринговый код банка — тоже является идентификатором банка, но уже не в SWIFT, а в национальных клиринговых системах.
IBAN — еще один практически комплексный идентификатор: определяет банк (филиал) и номер счета клиента в международном формате (стандарт ISO 13616).
ISO-код — часть стандарта ISO 3166-1 содержит коды названий стран и подчиненных территорий. Применяется для указания в платежном документе адресов.
ВАЖНО! Существуют и другие подобные кодировки. Для банковских целей нужно применять именно ISO 3166-1.
Адрес — любой адрес указывается в последовательности: улица, номер дома, город, район, почтовый индекс, страна (можно кодом ISO). Это международный формат.
Бенефициар — тот, кому платим.
Банк-посредник (банк-корреспондент) — указывается в том случае, если непосредственно банк бенефициара держит счет в соответствующей валюте в другом банке (посреднике).
Таким образом, технически процесс создания корректного платежного поручения в валюте представляет собой правильное указание всех идентификаторов получателя платежа и его банка.
На пути выполнения международного перевода есть еще несколько подводных камней, на которых тоже стоит подробнее остановиться:
Кроме того, система автоматически заменяет их допустимыми. Таким образом, может быть нарушена последовательность знаков в идентификаторах и возникнет ошибка.
Как осуществляются валютные платежи и контроль валютных операций, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение.
Создание поручения на перевод в валюте — пошаговая инструкция
Разобравшись с технологией и нюансами оформления перевода, рассмотрим процесс создания валютного поручения (распоряжения) пошагово:
ВАЖНО! И SWIFT, и клиринговый код выбираются из международных справочников. То есть рядом с полем для кода должен находиться значок выпадающего списка банков с кодами.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В некоторых системах (например, Сбербанка) информация о комиссиях за перевод включается в платежное поручение после уточнения назначения платежа (а не на первых шагах, как стандартно представлено выше).
Об указании дополнительной информации для банковского контроля см. статью «Как указать код валютной операции в платежном поручении?».
Итоги
Формирование валютной платежки в клиент-банке требует выполнения некоторых дополнительных правил и внесения большего объема информации, чем при подготовке обычного платежного поручения.
Оплата покупок по «предоплате» (денежный перевод)
Из доступных методов оплаты заказа в магазине computeruniverse.ru наиболее редко используемым покупателями из России является вариант с внесением предоплаты или денежного перевода через банк. Тем не менее, в определенных ситуациях такой вариант обладает рядом преимуществ по сравнению с оплатой картой или PayPal и при этой также действует скидочный купон для первой покупки.
Оплата через SWIFT в КомпьютерЮниверс
Плюсы и минусы метода «предоплата» в Computeruniverse:
+ данный метод актуален в условия нестабильности курса национальной валюты. В отличие от других методов оплаты курс евро фиксированный на день отправки ваших денег. В то время, как при оплате той же карточкой, сумма на карте сначала только резервируется на день оформления заказа. Окончательное списание средств происходит в день передачи посылки в службу доставки. При это м в случае долгого сбора заказа курс евро может оказаться значительно выше первоначального, чем в момент «замораживания» денег на карточке.
+ на данный момент этот метод оплаты является практически единственным возможным для заказов из магазина Computeruniverse в Крым.
+ нет гарантии, что оформление вашего заказа попадет на период девальвации, когда любой центральный банк вашей страны может пойти на крайние и не популярные меры вплоть до приостановке всех операций по банковским картам связанных с оплатой заказов в иностранных интернет-магазинах за валюту.
— при небольших заказах и оплате через российские банки такая покупка обходится несколько дороже за счет достаточно высокого порога минимальной комиссии и возможных дополнительных платежей.
— метод требует личного визита в банк с паспортом и наличными, а также грамотного оформления платежного поручения. — деньги идут относительно медленнее по сравнению с оплатой картой и PayPal — претензии предъявить сложнее к магазину, открыв диспут.
— наличными деньги вернуть сложнее, но при желании заказ всегда можно отменить и зачислить неиспользованные евро на личный счет в магазине для будущих покупок в компьютеруниверс.
+ оптимальный выбор в случае редких и единичных заказах или для начинающих шопоголиков, поскольку нет необходимости заводить специальную карточку и нести расходы по её обслуживанию либо обращаться к услугам фирм-посредников.
+ нашим соотечественникам временно или постоянно проживающим в Европе есть возможность заказать подарок в магазине computeruniverse родственникам или друзьям в РФ. Предоплата банковским денежным переводом производится через любой европейский банк, комиссия при этом будет значительно меньше чем в России и совпадение почтового адреса, фамилии и имени не принципиально, как при оплате PayPal.
+ для таких заказов по-прежнему действует скидка в 5 евро на первую покупку.
Оплата заказов для жителей Крыма в 2017 — 2018 году
В 2018 году больше нет работающих методов заказа напрямую из немецкого магазина КомпьютерЮниверс в Крым!
В 2019 — 2020 году вам необходимо искать посредника в лице друзей/родственников «на материке» и вначале оформить доставку к ним, а затем дополнительно оплатить последующую пересылку по внутри российским тарифам в ваш город на территории Крыма.
На данный момент даже после успешной оплате заказа в Крым вы получите следующее сообщение, а деньги будут возвращены вам назад:
Dear Mr. ******, thanks for your order. I regret to say however that due to recent developments and new customs policies in Germany and how they’re enforced we can no longer ship to your country/destination at this time. We’ve had to cancel the order. If there has already been a payment it has been refunded (PayPal, Amazon or Alipay), in case of a credit card pre-authorization, the reserved funds have been released again and the card has not been and will not be charged.
We are very sorry that we cannot ship the order as expected. We do hope that this will become possible again in the future.Mit freundlichen Grüßen aus Friedberg
Перевод данного текста:
C пасибо за Ваш заказ. Мы сожалеем, но вынуждены сообщить вам, что в связи с последними событиями и новой таможенной политики в Германии мы больше не можем поставлять в вашу страну. Нам пришлось отменить заказ, денежные средства на карте буду «разморожены» и возвращена на вашу и карту.
Нам очень жаль, что мы не можем отправить ваш заказ, как планировалось. Мы надеемся, что это станет возможным в будущем.
Таким образом, выход для крымчан остаётся только один — оформление заказов на кого-либо «на материке» с последующей переправкой посылки по внутренним тарифам Почты России.
На протяжении нескольких лет жители Крыма оплачивали заказы в немецком магазине Computeruniverse через систему «CONTACT» и успешно получали свои посылки в своих городах. Затем в 2016 году был введен временный запрет на переводы такого рода от физических лиц в России в адрес юридических лиц в Германии.
Таким образом, практически единственными возможными способом расчетовов за покупки в данном магазине для крымчан осталась оплата с помощью виртуальных карт (QIWI, Яндекс-Деньги или WebMoney).
Тарифы при пополнении виртуальных карт
Пополнение карт происходит через интернет-банкинг:
Платежи проверяются достаточно долго и порой на этой может уйти даже 2-3 дня. Тарифы на пополнение составляют 0,5% при переводе с карточки банка на виртуальный кошелек платежной системы. Оплата заказов происходить по курсу евро на сайтах киви или яндекса соответственно, что обычно примерно на 2-3% больше чем указывается на немецком сайте, где как известно рублевые цены приведены для сравнения по курсу ЦБ РФ.
По оплате такими картам напрямую уже есть опыт успешной отправки и получения заказов из Германии в 2017 году! Можно, конечно, попробовать ещё привязать виртуальную карту к PayPal, но это уже более сложный процесс со множеством нюансов для крымчан.
Оплата через систему «CONTACT»
UPD.: По состоянию на ноябрь 2016 года введен временный запрет на переводы через систему контакт от физических лиц в России в адрес юридических лиц в Германии
В Крыму денежные переводы по системе «Контакт» осуществляют «Крайинвестбанк», «Агроинкомбанк», «Джаст Банк», «Крайинвестбанк», «МАСТ-Банк», «Рублев», «Рускобанк», «Генбанк» и при этом комиссия составляет 1% от суммы, но не менее 15 евро. Для перевода вам потребуется указать общую информацию о заказе (например, «покупка компьютерных комплектующих», «мобильного телефона» и т.п.) и распечатать сам заказ из учетной записи CU либо письма пришедшее по электронной почте.
В графе «назначение платежа» необходимо будет указать номер заказа и клиентский номер в магазине computeruniverse (customer id или номер клиента – содержится в параметрах заказа). Срок получения денег магазином составляет около суток. В отличие от системы «Свифт», где комиссия будет порядка 40 евро, данный метод для оплаты заказов computeruniverse является более выгодным.