Что такое предметный интерес
Предметный интерес
Кризисный период заканчивается: крупнейшие компании возобновляют инвестиции. Причем самые дальновидные вкладываются в собственный интеллект, подчеркивает проректор УрФУ по экономике и стратегическому развитию Даниил Сандлер
Формирование Уральского федерального университета и начало нового посткризисного периода в жизни крупнейших предприятий региона удачно совпали во времени и пространстве. Уникальность момента — не только в том, что государство инвестирует серьезные средства в вуз как механизм производства интеллектуального продукта, инновационных разработок, кадрового потенциала для экономики. Для бизнеса важно, что сам процесс организации федерального университета как ядра инновационной экономики региона предполагает создание в его структуре новых институтов. Потому что главное условие существования таких институтов — востребованность их продукта крупнейшими предприятиями региона.
— Даниил Геннадьевич, кто ставит перед УрФУ такое условие?
— Во-первых, правительство, которое выделило немалые деньги под принятую недавно программу развития вуза, направленную в конечном итоге на сбалансированное обновление традиционных и развитие постиндустриальных отраслей экономики. Выполнение этой программы вне партнерства с крупнейшими предприятиями региона просто невозможно.
Во-вторых, наблюдательный совет и руководство университета: разработан комплекс ресурсов и мероприятий, нацеленных на достижение стратегических целей вуза, а также ключевые индикаторы. В том числе — увеличение объема научных разработок. Объем НИОКР и продажа лицензий на одного преподавателя с 2010 до 2020 года должны возрасти втрое — с 80 до 250 тыс. рублей, доля науки в доходах увеличиться до 25%. Так вот, важнейшим инструментом достижения этих целей должно стать партнерство с бизнесом. И процесс уже пошел: определены конкретные предприятия, влияющие на состав лабораторий, будущих институтов, на направление их развития.
— В чем такое партнерство может быть выражено? Допустим, предприятие заинтересовалось. Что оно должно сделать?
— Элементарно войти с университетом в контакт. В принципе такие контакты были всегда: структура университета изначально ориентировалась на отраслевые потребности экономики региона. Так что их нужно где-то усилить, а где-то оживить, если они прервались. Компании достаточно проявить интерес при создании соответствующего института — и университет будет ориентироваться на ее запросы.
— Какова материальная сторона этого интереса?
— Речь не идет о сиюминутном материальном вкладе. Скорее, о совместных проектах. Здесь важно понимать взаимную выгоду. Согласитесь, предприятию, заинтересованному в создании и применении разработок, нет смысла самому приобретать исследовательское оборудование в собственность.
Хотя есть примеры совместных проектов крупнейших уральских предприятий и УрФУ, где речь идет и о софинансировании: университет направляет средства на приобретение научного оборудования, а предприятие довкладывает деньги, чтобы довести разработки до конкретных продуктов.
— Летом министерство образования и науки объявляло гранты на финансирование совместных программ университетов и предприятий. Это не то же самое?
— Нет. Эти конкурсы уже прошли, часть из них мы выиграли, проекты сейчас реализуются. Я говорю о том, что более половины из 5 млрд рублей по программе, подписанной премьером Путиным, пойдет на приобретение оборудования. И при выборе конкретного оборудования создаваемые институты будут ориентироваться в том числе на сотрудничество с предприятиями. Таким образом, проявив сейчас предметный интерес к конкретным направлениям научных разработок, компании могут повлиять на направление вложения этих средств. А проявив интерес к будущему выпуску студентов конкретных специальностей — на вложение средств в модернизацию учебного процесса.
— Это следующая статья расходов?
— Я бы сказал, это следующая задача — задача решения кадрового вопроса для предприятия, а значит, разработки учебных программ и приобретение учебного оборудования. Повторюсь, далеко не всегда и не по всем проектам материальное участие предприятия обязательно, во многом это может быть совместная корректировка будущих учебных процессов.
— А каков формат взаимодействия бизнеса и вуза? Наблюдательные и попечительские советы?
— Да, и туда могут быстро войти профильные предприятия, имеющие предметный интерес.
— Это значит в этом учебном году. Сейчас в первоочередной разработке находятся программы десяти институтов (список опубликован на сайте УрФУ. — Ред.). При успешном их рассмотрении с участием представителей наблюдательного совета, включающего власти и бизнес, до 1 февраля мы должны эти программы принять. Институты, например, такие: физико-технологический, металлургии и материаловедения, энергетический (новый институт с комплексным набором компетенций, в который объединяются два известных факультета с богатой историей, электротехнический и теплоэнергетический). Вслед за этим пойдет вторая волна создания институтов — до 1 сентября. Поспешность тут неуместна: требуется серьезная проработка программ.
Уральский федеральный университет — крупнейший вуз Урала и Западной Сибири. Создан в 2009 году на базе технического университета (УГТУ — УПИ) с последующим присоединением классического (УрГУ). По данным на 1 октября, объединенный штат преподавателей составил 4 тыс. человек, количество студентов — 50 тыс. человек. Претендует на статус университета мирового уровня, приоритет по образовательному, научному и инновационному потенциалу на интеллектуальном рынке региона.
Откуда берется интерес и почему он угасает
Любовь Карась
Интерес побуждает к действию, дает энергию и создает условия для лучшего восприятия информации, но иногда он пропадает так же быстро, как и появляется. Почему это происходит? Как можно поддерживать интерес в работе, обучении и межличностных отношениях? Что происходит в организме, когда человек заинтересован? Т&Р рассказывают об особенностях этой базовой эмоции, ее функциях, мимических проявлениях и о том, как сохранять интерес.
Интерес как базовая эмоция
Проявляется с рождения
Основана на подкорковых нейронных процессах
Активируется небольшим количеством специфических факторов окружающей среды
Провоцирует желание действовать целенаправленно
Создает отчетливое выражение лица
Интерес возбуждается и поддерживается переменами и новизной
В книге Изарда «Психология эмоций» упоминалось исследование, в котором наблюдали за лицами новорожденных детей. У заинтересованного ребенка уменьшалась частота сердечных сокращений. Это создает оптимальные условия для восприятия сенсорной информации, ее обработки и выработки оптимальной реакции.
Зачем нужен интерес
Биологическая функция
Сами по себе эмоции не вырабатывают энергию, но являются ее источником и создают соответствующие условия. «Умеренный уровень интереса необходим для энергетического обеспечения поведения, продолжительной деятельности. Работая над долгосрочным проектом, человек должен постоянно испытывать интерес нему, в противном случае работа будет вызывать у него негативные эмоции и он плохо справится с ней», — писал Изард.
Мотивационная функция
Для поддержания интереса необходимо постоянно привносить в саму деятельность что-то новое. Менять способы выполнения задачи, привлекать интересных людей, расширять кругозор по теме
Социальная функция
Интерес является необходимым компонентом для построения межличностных отношений. Нередко его угасание приводит к тому, что люди отдаляются друг от друга. Поэтому для поддержания интереса необходимо придумывать новые виды совместной деятельности, увлечения, путешествовать.
Познавательная функция
Интерес побуждает к познанию мира и становится необходимым компонентом обучения. Если взрослый человек, будучи более дисциплинированным, способен выполнить неинтересную ему задачу, то детей нужно постоянно завлекать, для чего и создаются различные игры.
Интерактивные элементы в процессе обучения стимулируют интерес и, как следствие, повышают мотивацию
Сильван Томкинс. «Влияние на воображаемое сознание» («Affect Imagery Consciousness»)
Для поддержания интереса в обучении необходимо:
Расширять знания об объекте
Пробовать новые способы выполнения привычных задач
Менять форматы обучения
Обмениваться опытом с единомышленниками
Комбинировать способы восприятия информации
Материал подготовлен при поддержке K-AMPUS — облачной IT-платформы для автоматизации корпоративного обучения. Сервис позволяет персонализировать обучение, обеспечить онбординг новых сотрудников и получить доступ к тысячам материалов для развития профессиональных и гибких навыков.
gekkon12
Альтернативная самооброзовательная программа &презентация&
Интерес, по Гегелю, есть нечто большее, чем содержание намерения и сознания, и этот «остаток», проявляющийся в конечных результатах человеческих деяний, связан у него с хитростью мирового разума, с абсолютной идеей
Категория интереса в науке является одной из базовых, характеризующих активное отношение человека к окружающему его миру. Одними из первых исследователей, обратившихся в свое время к анализу сущности понятия «интерес», стали французские просветители. Так, П.Гольбах рассматривал интерес в качестве побудительной силы человеческих поступков, замечая при этом, что «интересом называют объект, с которым каждый человек связывает представление о своем счастье»
«Если физический мир подчинен закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интереса. На земле интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета» (Гельвеций К. А., Об уме, М., 1938, с. 34).
Для того чтобы возбудить интерес, не нужно указывать цель, а затем пытаться мотивационно оправдать действие в направлении данной цели, но нужно, наоборот, создать мотив, а затем открыть возможность нахождения цели.
В дальнейшем интерес поддерживается как наличием определенных предпосылок способностей, так и стимулированием, положительным отношением и оценкой.
Высокий уровень развития интереса возможен лишь в результате многократного повторения определенной деятельности, определенной ситуации, но это повторение должно сопровождаться эмоциональным подкреплением образующимся в зависимости от сознания успеха, от удовлетворения определенного вида потребностей.
Интерес — в более широком значении есть участие, принимаемое человеком в каком нибудь событии или факте и вызываемое как свойством факта, так и склонностями самого человека.
В зависимости от предмета интереса говорят о материальных и духовных, о научных и художественных, о всеобщих и частных интересах. «Благоразумным интересом» называет Гельвеции связь бескорыстия с собственной пользой
Интересы детей очень разнообразны, что позволяет исследователям по данной проблеме разделить их на несколько видов.
В частности А.Г. Ковалевым составлена следующая классификация:
По содержанию (направленности):
материальный (с подвидами);
познавательный: учебный, специальный, научный;
Непосредственный и опосредованный:
Непосредственный – интерес к самому процессу деятельности: процессу познания, в том числе – овладению знаниями, процессу труда, творчеству. Я.Л. Коломинский связывает его с какой-либо потребностью.
Опосредованный – интерес к результатам деятельности: образовательному цензу, приобретению профессии, служебному или общественному положению, ученому званию, материальным результатам. Я.Л. Коломинский связывает его с осознанием жизненной значимости.
По уровню действенности:
По объему (характеризует структуру интересов):
широкий – многим интересуется, глубоко разбирается;
узкий – любознательность, нет постоянного увлечения.
глубокий – стремление глубоко проникнуть в предмет познания, в совершенстве овладеть профессией;
поверхностный – легкомысленность в практике, верхоглядство в познании.
устойчивый – развитие способности и глубокое сознание своего долга и призвания;
неустойчивый – антипод первого, характерен взрослым и детям.
В реальной жизни все эти виды переплетены между собой.
Классификация Г.И. Щукиной построена по иному принципу. Здесь интерес выступает как:
избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира;
тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;
мощный побудитель активности личности, под влиянием которого, все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной;
особое избирательное (не безучастное, а наполненное активными помыслами, яркими эмоциями, волевыми стремлениями) отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам.
О дефинициях интереса.
Дефиниция (лат. definitio — предел, граница) — логическая процедура придания строго фиксированного смысла терминам языка
Определение интереса зависит от прописи автора. Так K. Mierke, пишет, что феноменологический аспект позволяет узнать, что совершает интерес по отношению к чему–то или для чего–то. Интересует то, что возбуждает наше внимание, дает направление нашей готовности к достижениям, дает повод для нашей оценки.
В функционально–психологическом аспекте, интерес — это эндогенный или экзогенный фактор, который позволяет функционировать душевным диспозициям и придает структурность индивидуальной структуре потребностей.
В генетическом аспекте, интересы следует дифференцировать, как связанные преимущественно с созреванием или с обучением.
понятие интереса имеет следующие значения: установки внимания, направленность селективности внимания, чувство, что объект или событие представляет для субъекта значение, приятное чувство, сопровождающее деятельность, которая беспрепятственно достигает цели, чувство, без которого не должно проходить обучение, стремление постоянно воспринимать признаки предмета.
Интересы — относительно длительные и обобщенные тенденции поведения, стоящие в своем развитии в тесной связи с развитием образа Я, ориентированные на различные предметные области и зависимые от половых ролей. Тодт Э. Интерес. Эмпирическое исследование одного мотивационного концепта
Проблема интереса и творческого отношения к учению в истории русской педагогической мысли и в практике обучения выкристаллизовывалась постепенно под влиянием требований жизни. Социально-экономические изменения в России, начиная со второй половины XVIII в. подводили к жизненно назревшим вопросам развития просвещения. К перестройке просвещения в России и поиску путей усвоения знаний, пригодных для развития в стране промышленности и торговли, с учётом, однако, интересов помещиков-крепостников, были привлечены образованнейшие для того времени люди, воспринявшие передовые идеи европейской педагогики, — И.И. Бецкой и Ф.И. Янкович.
Идеи И.И. Бецкого создать сословные учебные заведения и вырастить в них “новую породу людей” выражали новое отношение к природе человека. Природу ребёнка нельзя разбудить, пока учение будет горестным, нужно приохотить детей к занятиям, вызвать у них любовь к учению. Дальнейший поиск системы образования и обучения осуществлялся Ф.И. Янковичем. Янкович выступал за использование в обучении элементов занимательности, игры, оживляющих занятия. Он впервые увидел связь интереса к учению с нравственностью.
В.Г. Белинский и А.И. Герцен были убеждены в том, что любознательность детей и их активность следует в первую очередь развивать при помощи естественных наук, книг, знакомящих с землёй, природой, которые сильнее всего могут заинтересовать детей, так как природа близка им.
Обстоятельно, в контексте своей педагогической теории проблему интереса рассмотрел К.Д. Ушинский. В своей теории он психологически обосновал интерес в обучении.
Л.Н. Толстой всецело полагался на интересы детей, за учителем оставалось право лишь фиксировать увлечения детей, связанные с их природой.
Практическое применение прогрессивные идеи по проблеме интереса в обучении нашли в опыте педагогов А.С. Макаренко и С.Т. Шацкого.
Кроме познавательного интереса ученых (педагогов, психологов, теоретиков) интересовали вопросы детского творчества. Творчества не только как деятельность, созидающая в себе “…нечто новое, оригинальное”.
А как деятельность, которая способствует усвоению учебного материала через совершенно другие приемы и способы, применяемые в традиционном обучении. Благодаря, постановки данного вопроса, возникла проблема развития творческой активности у детей на уроках и во внеурочной деятельности.
Проблема изучения творчества и творческой активности ученика имеет место в работах К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, М.Н. Скаткина, А.К. Марковой, Д.Н. Богоявленского и Н.А. Менчинской и других ученых. [8]
Сегодня проблема интереса и творчества детей на уроках всё шире исследуется в контексте разнообразной деятельности учащихся, что позволяет творчески работающим учителям успешно формировать и развивать интересы учащихся, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни.
Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как:
избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо);
проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн);
активатор разнообразных чувств ( Д. Фрейер);
активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н.Г. Морозова).
Таким образом, “познавательный интерес в самом общем определении можно назвать избирательной деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности”.
Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало можно вложить в каждую их них. В настоящее время проблема становления интереса к учебному предмету стала актуальной, в связи с тем, что произошли значительные изменения в обществе и образовании, которые во многом определяются особенностями перехода к информационному обществу. Стремительно нарастающие объемы учебной информации вошли в противоречие с самими возможностями ее усвоения.
Познавательный интерес представляет собой важнейший для развития личности, сплав психических процессов.
Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности все необычное, неожиданное вызывают у людей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.
В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательных интересов, проявляется:
Важной особенностью познавательного интереса является также и то, что центром его бывает такая познавательная задача, которая требует от человека активной, поисковой или творческой работы.
Проблема развития познавательной и творческой активности не имела однозначного решения, по причине ее многофакторности. М.Н. Скаткин утверждает, что на развитие познавательной и творческой активности влияет и содержание материала, и методы обучения, и организационные формы. Предметом познавательного интереса и творчества для школьников являются новые знания о мире. Поэтому глубоко продуманный, хорошо отобранный учебный материал, который будет новым, неизвестным, поражающим воображение учащихся, заставляющий их удивляться, а также обязательно содержащий новые достижения науки, научные поиски и открытия явится важнейшим звеном формирования интереса к учению.
Но далеко не все в учебном материале может представлять для учащихся какой-либо интерес. Поэтому необходимо уделять внимание процессу деятельности учащихся, т.е. требуется таким образом организовывать учебную деятельность, чтобы сам процесс учения привлекал школьников. Познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами. Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса.
Все познавательные процессы составляют единую систему, которую можно назвать интеллектуальной системой и которая одновременно обеспечивает и внимание к новому, и понимание, и запоминание учебного материала.
Специальные исследования, посвященные проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуются тремя обязательными моментами:
1. положительной эмоцией по отношению к деятельности;
2. наличием познавательной стороны этой эмоции;
3. Наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности.
Отсюда следует, что в процессе обучения важно обеспечить возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживанием душевного волнения: отклика, сочувствия, радости, гнева, удивления. Именно поэтому к процессам внимания, запоминания, осмысливания в таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивно протекающими и оттого более эффективными в смысле достигаемых целей.
Эмоциональность переживания вызывают путем применения приема удивления, например, парадокс Паскаля, при убедительности этих примеров неизменно вызывает глубокие эмоциональные переживания у обучаемых.
Входящие в методы формирования интереса приемы художественности, образности, яркости, занимательности, удивления вызывают эмоциональную приподнятость, которая в свою очередь возбуждает положительное отношение к учебной деятельности и служит первым шагом на пути к формированию познавательного интереса. Вместе с тем среди основных моментов, характеризующих интерес, не просто возбуждение эмоциональности, но наличие у этих эмоций собственно показательной стороны, которая проявляется в радости познания.
Основным источником интересов к самой учебной деятельности является, прежде всего, ее содержание. Для того чтобы содержание оказало особенно сильное стимулирующее влияние, оно должно отвечать целому ряду требований, сформулированных в принципах обучения (научность, связь с жизнью, систематичность и последовательность, комплексное образовательное, воспитывающее и развивающее влияние). Однако имеются и некоторые специальные приемы, направленные на повышение стимулирующего влияния содержания учения. К ним в первую очередь можно отнести создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке и технике, к явлениям общественно-политической внутренней и международной жизни.
В качестве приема стимулирования часто применяется анализ жизненных ситуаций. Этот метод обучения непосредственно стимулирует учение за счет максимальной конкретизации знаний.
Сильную мотивацию у учащихся создает метод постановки проблемы, суть которого заключается в представлении учебного материала урока в виде доступно, образно и ярко излагаемой проблемы.
Метод постановки проблемы близок к методу творческих заданий, но имеет значительное преимущество в том, что сразу создает у учащегося мотивацию. Ученики готовы преодолеть трудности, чтобы увидеть, узнать, решить и т.д.
Большинство используемых методов и технологий образовательного процесса, направленных на активизацию познавательной деятельности и формирование ключевых компетенций школьника: умения учиться, умения общаться, умения жить с людьми, умения работать и зарабатывать, умения работать с информацией и др. обеспечивают ученику свободу выбора способов проработки учебного материала, что создает основу самоопределения. Однако ни одна из технологий не является универсальной. Только их разнообразие делает образовательный процесс оптимальным.