Что такое правый галс
Значение слова «галс»
1. Положение парусного судна относительно ветра. Правый галс (ветер дует справа). Левый галс (ветер дует слева). Переменить галс. □ [Яхта] ложилась то на правый, то на левый галс, грациозно описывая круги. И. Гончаров, Фрегат «Паллада».
2. Снасть парусного судна, прикрепляющая нижний угол паруса.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
2) Отрезок пути, который проходит парусное судно от одного поворота до другого при лавировке. Если корабль идёт под парусами и ветер дует ему в правый борт, то говорят, что корабль идёт правым галсом. Идти одним галсом или лежать на одном галсе — так говорят, когда несколько судов идут все или правым или левым галсом. Идти контр-галсами — говорится о судах, идущих навстречу друг другу разными галсами. Лечь на другой галс — значит повернуть судно так, чтобы ветер дувший, например, в правый борт, после поворота дул в левый. Сделать галс — пройти какое-нибудь расстояние одним галсом, то есть не поворачивая на другой галс.
ГАЛС, а, м. [гол. hals] (мор.). Снасть парусного судна, веревка, прикрепляющая нижний угол паруса. || Направление движения судна относительно ветра. Правый г. (ветер дует справа). Левый г. (ветер дует слева). Переменить г.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Что такое правый галс
галс м. 1) Курс парусного судна относительно направления ветра. 2) Отрезок пути судна от поворота до поворота (при лавировании под парусами, ловле рыбы, выполнении промерных работ, тралении мин и т.п.). 3) Снасть или тали, прикрепляющие к мачте нижние углы паруса.
галс
м. мор.
tack
правый галс — starboard tack
левый галс — port tack
переменить галс — tack
правым (левым) галсом — on the starboard (port) tack
ГАЛС (голл. hals), 1) курс судна относительно ветра (напр., судно идёт правым Г., когда ветер дует в правый борт судна). 2) Отрезок пути судна от поворота до поворота при лавировании под парусами, выполнении промерных работ, тралении мин, ловле рыбы и т. д. 3) Снасть, крепящая к мачте нижний наветренный угол паруса (галсовый угол).
Галс — снасть, или тали, которые растягивают нижний угол паруса к наветренному борту. Косые паруса все имеют галсы, а из прямых Г. есть только у нижних парусов, т. е. у тех, нижние углы которых не растягиваются по рею. Смотря по парусу, к которому Г. прикреплен, он и получает свое название; так, напр.: фока-галс растягивает нижний наветренный угол фока к особому сектору в носу корабля, называемому галс-бобанцем. Садить галс значит тянуть галс. Галсовый угол паруса. У прямых парусов так называются оба нижних угла; у некоторых парусов нижний передний угол называется просто галсовым углом, а верхний передний — верхним галсовым углом. У трехугольных парусов передний нижний угол называется галсовым углом. Галс — курс корабля относительно ветра. Если корабль идет под парусами, и ветер дует ему в правый борт, то говорят, что корабль идет правым галсом. Идти одним галсом или лежать на одном галсе — так говорят, когда несколько судов идут все или правым или левым галсом. Идти контргалсами — говорится о судах, идущих друг другу навстречу разными галсами. Лечь на другой галс — значит повернуть судно так, чтобы ветер, дувший, напр., в правый борт, после поворота дул в левый. Сделать галс — пройти какое-нибудь расстояние одним галсом, т. е., не поворачивая на другой галс. См. Лавировать. В. П.
(Tack) — 1. Курс судна относительно ветра. Если ветер дует с левой стороны (в левый борт), то говорят, что судно идет левым галсом, если же с правой (в правый борт) — то правым галсом. Сделать Г. — пройти одним Г., не поворачивая. Делать Г. — лавировать. Делать длинные Г. — подолгу оставаться на одном и том же Г. Делать короткие Г. — часто менять Г. Выгодный Г. — Г., которым судно или шлюпка приближается к цели, если приходится лавировать при почти противном ветре.Невыгодный Г. — Г., которым судно или шлюпка удаляется от цели, если приходится лавировать при почти противном ветре. Идти одним Г. с другим судном — идти одноименными Г. Идти контра-Г. — идти Г., противоположным тому, которым идет встречное судно. Лечь на другой Г. — если судно при том же ветре повернет так, что ветер будет дуть в другой борт. 2. Снасть или тали, удерживающие на должном месте нижний наветренный угол паруса (галсовый угол). Все косые паруса имеют Г., а из прямых его не имеют только те, у которых нижние углы растягиваются по рею. В зависимости от того, к какому парусу Г. прикреплен, он получает дополнительное название: бом-кливер-галс, грота-галс, кливер-галс, лисель-галс (лисельный галс), стаксель-галс, фока-галс и пр.
Правый галс:
Конфликт правил, как быть?
В парусных гонках часто бывают ситуации, когда яхты должны подчиняться одновременно нескольким правилам, конфликтующим между собой. Обычно это случается, когда несколько яхт не могут безопасно разойтись.
Посмотрим на картинку 1: у знака встречаются две яхты. Яхта с черным спинакером (А) имеет право дороги по правилу 10 потому что идет правым галсом. Яхта с красным спинакером (Б) по этому правилу обязана уступать дорогу, то есть сторониться. В это же время яхта Б имеет право на место-у-знака по правилу 18.2 потому что идет с внутренней стороны.
В нашем примере на картинке 1 внутренняя яхта Б идет в пределах места-у-знака, на которое имеет право, и нарушает правило 10, но по правилу 21 должна быть оправдана за свое нарушение.
Наружная яхта А не оставляет достаточного пространства для безопасного прохода между собой и знаком яхте Б, тем самым нарушает правило 18.2. Оно не упоминается в списке правил, которые можно нарушать по правилу 21, а значит, яхта с черным спинакером должна неправа и должна уступить.
Теперь посмотрим на картинку 2. Ситуация аналогична той, что на картинке выше, но у яхты с красным спинакером (Б) есть пространство для безопасного прохода между знаком и яхтой А. Это значит, что яхта А выполняет свои обязанности — дает место-у-знака.
Что такое правый галс
В этой главе будут даны ответы на некоторые вопросы относительно правил. Специфические правила и ситуации объясняются в тех главах книги, к которым относятся эти ситуации. Вот перечень вопросов, которые мы рассмотрим:
Основная часть данной главы посвящена ответам на второй вопрос, и здесь правила расхождения рассматриваются на основании пяти их основных принципов. Установив принципы, мы обсудим конфликтные ситуации, а также переходы от одного правила к другому.
В. 1: Что такое правила и в чем их цель?
И это правда. Правила расхождения в основном те же, что применяются для предупреждения столкновений судов в море. Но у них также много других задач. Используя правила, мы получаем возможность применять тактические решения в ситуациях сближения на кратчайшие расстояния, так как есть правила, которые устанавливают, что мы имеем право делать, а что нет. Более того, правила касаются не просто взаимных прав при расхождении. В книгу Правил Международной Парусной Федерации включены положения о проведении парусных соревнований и рассмотрении протестов. В правилах также рассматриваются гоночные ситуации, не связанные с тем, какая из яхт уступает дорогу.
В 1997 году правила впервые за целое поколение были значительно отредактированы, но основы остались неизменными.
О. 2: Давайте разделим правила на две группы: правила, касающиеся расхождения яхт, и другие.
Изучая правила расхождения, Вы должны начать с пяти основных принципов, которые лежат в их основе. Вы должны знать не только сами правила, но и то, как они работают в конфликтных ситуациях или при переходе от одного правила к другому.
Остальные правила, о которых мы упомянем в третьем разделе. Вы можете изучать самостоятельно и на собственном опыте.1
12.2. Пять основных правил расхождения
Правила, относящиеся к расхождениям, могут быть сведены к пяти основным принципам. Если Вы впервые приступаете к изучению Правил, Вы должны начать с этих пяти принципов. Они охватывают большинство ситуаций. После того, как Вы разберетесь в этих пяти основных правилах. Вы сможете понять конфликты их применения, и разобраться в их дальнейшей трансформации.
1: На разных галсах (правило 10)
Яхта на левом галсе сторонится (уступает дорогу)
Правило «правый/левый галс» применяется нами в каждой гонке. В ситуациях сближения на пересекающихся курсах на лавировке это правило является основным источником протестов, и яхта на левом галсе редко может выиграть такой протест. В следующий раз, когда Бы будете на левом галсе, попробуйте представить эту ситуацию с точки зрения яхты на правом галсе.
Рулевой, который находится в кормовой части яхты на правом галсе, не имеет возможности хорошо видеть развитие ситуации сближения. То, что для яхты левого галса выглядит чистым расхождением, для яхты правого галса может показаться неприемлемым риском. Протестовый комитет согласится с суждением яхты правого галса.
Если Вы хотите продолжать идти левым галсом, лучшим решением будет увалить под корму, чем рисковать дисквалификацией из-за близкого пересечения курс. При грамотном выполнении маневра уваливания Вы почти ничего не теряете. Допустив опасное пересечение курса, Вы рискуете потерять все (рис. 1).
2: На одном галсе, связаны (правило 11)
Наветренная яхта должна сторониться (уступать дорогу)
Правило «наветренная/подветренная» является одним из самых простых в этой книге. Если толковать его в простейшем виде, подветренная яхта может делать все, что угодно, а наветренная яхта должна сторониться (уступать дорогу).
Свобода подветренной яхты ограничена только лишь необходимостью предоставить наветренной яхте место для того, чтобы та могла сторониться (рис. 2).
3: На одном галсе, не связаны (правило 12)
Обгоняющая яхта должна сторониться *
Яхта, предпринимающая обгон, должна держаться в стороне от яхты, которая находится чисто впереди. Это правило, как и правило «наветренный/подветренный», применяется к яхтам, которые находятся на одном галсе. Правило само по себе достаточно однозначно, но, как мы увидим позже, при применении совместно с правилами «наветренный/подветренный* и «правый/левый галс», возникают сложности (рис. 3).
Прим. ред.: в тексте правила 12 нет термина «обгон», и речь идет о яхтах, находящихся в положении «чисто впереди/чисто позади». Ситуация, когда яхта связывается с другой из положения «чисто позади» (это и есть обгон в интерпретации автора) регламентирована правилом 17.
4: Место у знака (правило 18)
Внутренняя яхта имеет право на место у знаков и препятствий (правило 18). Хотя внутренняя яхта в принципе имел право на место, практика применения данного правила намного сложнее и служит поводом для многих протестов (рис. 4).
5: Изменение курса (правила 13 и 16)
Имеющая право дороги яхта может изменять курс при условии, что она предоставляет яхте, которая должна сторониться, место, чтобы та могла сделать это. Кроме того, яхта на галсе имеет право дороги перед яхтой, которая делает поворот оверштаг (правило 13, рис. 5).
Конфликты и переходные моменты
Когда Вы поняли пять принципов, лежащих в основе правил расхождения, следующим шагом будет изучение конфликтом н взаимодействия между этими основными правилами.
«Правый/левый галс» и «наветренная/подветренная»
Здесь конфликтов нет. Правило «правый/левый галс» применяется, когда яхты находятся на противоположных галсах. Правило «подветренная/наветренная» действует, когда яхты находятся на одном галсе. Переход от правил, применимых на противоположных галсах, к правилам, действующим на одном галсе, происходит при повороте оверштаг или фордевинд. Эти ситуации рассматриваются ниже в правилах, касающихся изменения курса (рис. 6).
Правило «чисто впереди/чисто позади» применяется только к яхтам на одном галсе. Если яхта на правом галсе обгоняет яхту на левом галсе (например, на курсе чистый фордевинд), применяется правило «правый/левый галес. Ситуации с переходными моментами, будут рассмотрены ниже (рис. 7).
«Правый/левый галс» и «место у знака»
На попутных курсах в зоне двух длин от знака главенствующим будет правило «место у знака». Если знак нужно огибать левым бортом, яхта на правом галсе в любом случае будет внутренней, поэтому право дороги не меняется (рис. 8а).
8а Правило «место у знака» главенствует на попутных курсах;
На лавировке правило «правый/левый галс» главенствует над правилом «место у знака» (рис. 8b).
«Правый/левый галс» и изменение курса
В первом случае яхта на правом галсе может изменять курс в той степени, в какой она не мешает яхте на левом галсе сторониться или не вынуждает ее к немедленному повороту оверштаг в случае пересекающихся курсов.
Вторая ситуация возникает, когда яхта получает право дороги после поворота оверштаг. Яхта, которая становится обязанной уступать дорогу, должна иметь для этого возможность. Один из примеров: две яхты идут на левом галсе в лавировку. Если яхта впереди и с подветра (на рис. «SL») решит сделать поворот на правый галс, яхта на левом галсе и с наветра («WP») может неожиданно для себя оказаться в конфликтной ситуации с яхтой на правом галсе. Поворот будет легальным, если яхте WP придется начинать свой манер по уклонению не раньше окончания поворота яхтой SL. Если же яхте WP для предупреждения столкновения придется делать маневр до того момента, как яхта SL закончит поворот оверштаг, этот поворот будет нелегитимным. Бремя доказательств того, что поворот оверштаг был выполнен правильно, лежит на подветренной яхте, повернувшей на правый галс (рис. 9).
На попутных курсах ситуация аналогичная. Яхта, которая получает право дороги в результате поворота фордевинд, должна предоставить другой яхте место, чтобы та имела возможность сторониться.
Когда яхта из ситуации чисто позади устанавливает связанность с наветренной стороны, право дороги не изменяется.
Лидирующая/подветренная яхта может делать, что хочет, при условии, что она предоставит другой яхте место, чтобы та могла сторониться (рис. 10а).
«Наветренная/подветренная» и «место у знака»
Подветренная яхта имеет право дороги до тех пор, пока лидирующая яхта не достигнет зоны двух длин, после чего будет применяться правило «место у знака» (рис. 11).
«Наветренная/подветренная» и изменение курса
Подветренная яхта имеет право делать все, что угодно, при условии, что она оставляет место для наветренной яхты, чтобы та могла сторониться (рис. 12).
Яхта, которая делает поворот оверштаг или фордевинд в подветренную позицию (которая дает право дороги), должна выполнить его таким образом, чтобы после окончания поворота у яхты, которая должна будет уступать дорогу, было для этого место (правило 15).
Когда яхта, находящая чисто впереди, достигнет зоны двух длин, яхта, которая была позади, не имеет права на место у знака. Яхта позади должна оставаться в стороне, пока яхта впереди не обогнет знак (рис. 13).
«Чисто впереди/чисто позади» и изменение курса
Яхта чисто впереди может делать что хочет, а яхта позади должна сторониться. Но лидирующая яхта не может идти ниже своего курса, если яхта позади (или с подветренной стороны) держит курс на обгон с подветренной стороны (правило 17.1, рис. 14).
Когда яхта на левом галсе делает поворот оверштаг по курсу яхты на правом галсе, она должна закончить этот поворот в положении чисто впереди, прежде чем яхте на правом галсе придется начать маневр по расхождению. Если яхте на правом галсе придется изменить курс до того, как другая яхта закончила поворот, будет считаться, что яхта на левом галсе выполняла поворот оверштаг слишком близко (правило 13).
12.3. Еще несколько правил
Хотя наше основное внимание уделено правилам, регулирующим расхождение яхт, некоторые другие правила знать также необходимо.
Основные правила изложены в Части 1 ППГ. Они касаются безопасности, честной спортивной борьбы и ответственности Правила Части 3 относятся к проведению гонок. Имеются правила, касающиеся подсчета результатов, процедуры рассмотрения протестов, а также специальные правила для матчевых и командных гонок.
Правило 44 устанавливает наказания за нарушения правил. Обычно, если Вы неправомерно помешали другой яхте, Вы должны выполнить наказание «два оборота» (рис. 16). Если Вы коснулись знака, предстоит сделать один оборот (рис. 17).
О. 3: Наряду с Книгой Правил имеются сборники решений по апелляциями. Решения по апелляциям являются аналогом решений Верховного Суда. Существуют «Книга решений по апелляциям» Яхтенной Ассоциации США и «Книга случаев ИСАФ». Процедура апелляции используется для решения конфликтных ситуаций при интерпретации (толковании) правил.
Прим. ред.: в оригинале книги указаны два оборота на 360°, что соответствовало тексту ППГ 2001-2004 ИСАФ.
О. 4: Рано или поздно Вам придется доказывать правоту своих действий на дистанции гонки перед протестовым комитетом. Очевидно, для этого надо понимать правила. Что особенно важно. Вам потребуется изложить информацию об инциденте в ясной и точной форме. Давайте факты, а не обобщения. Будьте конкретны. Внимательно выслушивайте все, что говорят другие, и задавайте вопросы, когда Вы не согласны с чем-либо. Ищите противоречия в изложении случая противоположной стороной.
Поприсутствуйте на слушаниях протестового комитета. Изучая правила, посмотрите, как они применяются на практике. В большинстве случаев комитет и стороны слушания не будут возражать против Вашего присутствия (если будете вести себя тихо). Рассмотрение протестов может быть скучным, а в других случаях может оказаться чрезвычайно увлекательным делом. Наблюдение за рассмотрением дел может оказать Вам помощь в понимании того, как реально работают правила. Этот опыт окажется бесценным, когда однажды Вам самим придется быть стороной при рассмотрении протеста.
Лично я бы посоветовал также приобрести книгу Дэйва Пери «Объяснение Правил парусных гонок» (Dave Perry «Understanding the Yacht Racing Rules»). Если Вы хотите изучить Правила, это именно та книга. Никакой другой источник не может сравниться с ней.
Когда Вы получите свой экземпляр правил, внимательно изучите приведенные там определения. Это даст понимание терминов, которые применяются в правилах, например «сторониться (уступить дорогу)» или «место». Для понимания правил Вы должны знать определения.
Парусник — это просто. Статья 1. Курсы, галсы, повороты, лавировка
Статья перенесена с сайта «ТаМак Парус«.
Многих людей, пока еще не посвященных в секреты управления парусным судном, удивляет факт, что парусник может ходить не только по ветру, но и против.
Причем, против ветра парусник иногда ходит даже быстрее, чем по ветру.
Почему это возможно, мы рассмотрим позднее. А пока выясним, как называются курсы парусного судна (любого — от маленькой лодки-тузика, до огромного барка) относительно ветра, что такое галс, и какие маневры (повороты) относительно ветра может совершать парусник.
Рис. 1. Курсы парусника относительно ветра
Иллюстрация, подобная той, что изображена на рис. 1, приводится в любой книге, посвященной управлению парусной яхтой. Мы, чтобы не нарушать чьи-либо авторские права, нарисовали ее сами. На ней изображена маленькая яхточка, оснащенная одним парусом, идущая разными курсами и разными галсами относительно ветра.
Когда мы утверждали, что парусник может идти против ветра, это было небольшой натяжкой. Прямо против ветра никакое парусное судно идти не может, оно может только против ветра стоять. Такое положение называется «левентик». Паруса при этом просто полощут, как флаги, а само судно начинает медленно двигаться назад (дрейфовать). К положению левентик понятие галс не применяют.
Название галса, которым идет парусник, определяется бортом, в который дует ветер. Если ветер дует в правый борт, то у нас правый галс, если в левый — это левый галс. Иногда определить борт, в который дует ветер затруднительно, например, на курсе «фордевинд» ветер дует сзади, в корму. В этом случае галс определяется по положению главного паруса (грота). Если грот вынесен на левый борт, то у нас правый галс, а если на правый борт, то у нас левый галс.
Правильно определить галс, которым идет судно, очень важно. Например, если есть угроза столкновения двух парусников, то, согласно Международным правилам предупреждения столкновения судов (МППСС), парусник, идущий левым галсом, должен уступить дорогу паруснику, идущему правым галсом.
Фордевинд — курс, при котором ветер дует прямо в корму. Для большинства парусников это самый неудобный и медленный курс. Почему? Об этом вы сможете прочитать в следующей статье. Так что подписывайтесь на рассылку или почаще заходите на сайт.
Бакштаг — ветер дует сзади-сбоку. Обычно это самый удобный курс для длительного крейсерского плавания.
Галфвинд (еще говорят «вполветра») — ветер дует сбоку. Для многих яхт это самый быстрый курс. Но увеличивается дрейф — снос яхты «под ветер». Это нужно учитывать при планировании перехода.
Бейдевинд — ветер дует спереди-сбоку. На этом курсе специально спроектированные спортивные парусники показывают самую высокую скорость — они могут идти быстрее скорости ветра. Но если вы просто катаетесь, то обычно детям и женщинам такой курс не нравится — ветер кажется гораздо более сильным и резким, чем он есть на самом деле, растет крен. Дрейф яхты на курсе бейдевинд самый большой.
Фордевинд, бакштаг и галфвинд относят к «полным курсам», а бейдевинд — к «острым курсам».
Гонщики различают еще такие курсы:
На рис. 1 положение паруса на каждом курсе примерно соответствует тому, которое задают на настоящих яхтах. На полных курсах парусу позволяют максимально отклониться в сторону борта. А на острых курсах его, с помощью специальной снасти (шкота), подтягивают поближе к центру судна (к диаметральной плоскости).
На ходу парусник может менять курс относительно ветра. При этом, если курс меняется от полного к острому, то говорят, что судно «приводится». А если курс меняется от острого к полному — то судно «уваливается». Но приведение и уваливание не считается поворотом.
Поворотом на парусном судне называется смена галса.
Существует два типа поворотов.
Поворот оверштаг позволяет паруснику прийти к цели, которая находится прямо против ветра от него. Судно просто идет не прямо на цель, а двигается зигзагом, время от времени меняя галс поворотом оверштаг (рис. 2). Такой прием называется «лавированием».
В следующих статьях мы подробно, с рисунками, опишем технику поворотов и возможные осложнения.
Иногда в разговоре яхтсменов вы можете услышать слово «оверкиль» или «кильнуться» (поворот через киль). Этим словом в шутку называют опрокидывание яхты.
Оставляйте комментарии и вопросы к статье. Мы стараемся очень быстро отвечать и реагировать.
Подписывайтесь на рассылку, чтобы не пропустить новую статью.