Что такое православный крест

Зачем христиане носят нательный крестик? Это амулет?

Что такое крест?

Изначально крест — это орудие казни в Римской империи. К кресту прибивали или привязывали особо опасных преступников (изменников, бунтовщиков, военнопленных, беглых рабов, разбойников). Распятие — одна из самых позорных и мучительных казней: человек мог жить и мучиться несколько суток. Именно так был убит Иисус Христос в Иерусалиме.

И привели Его на место Голгофу, что́ значит: Лобное место. И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял. Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что́ взять. Был час третий, и распяли Его. И была надпись вины Его: Царь Иудейский
(Мк 15:22–26).

Что крест стал означать в христианстве?

После Воскресения Христа на третий день после распятия крест становится христианским символом победы над смертью. Вот что пишет об этом Иоанн Златоуст: «Прежде крест служил наименованием наказания, а теперь стал объектом почитания, прежде был символом осуждения, а теперь — знаком спасения. …он примирил нас бывших во вражде с Богом. »

Когда началось почитание креста?

Почитание креста началось в IV веке, после того как мать императора Константина, святая Елена, совершила паломничество в Иерусалим и нашла крест, на котором распяли Иисуса Христа. В честь этого события установлен один из 12 главных христианских праздников — Крестовоздвижение (27 сентября).

Зачем христиане носят крестик?

Нательный крест надевают на человека в таинстве Крещения — в знак того, что он стал новым членом Церкви. Нательный крест — это напоминание о том, что Бог умер за всех людей страшной смертью, чтобы искупить все человеческие грехи. Также крест — символ участия каждого христианина в крестоношении Христовом. В корне неправильно воспринимать крест как амулет или оберег — это языческие представления, которые не имеют ничего общего с христианством.

«Кроме того Крест Христов — это то, чем человек спасается. Нательный крестик — напоминание о том, что всех праведных ждет Царствие Небесное. В которое можно войти только через испытания, преодоление греха, умение быть добрым и славить Бога, несмотря на страдания», — протоиерей Игорь Фомин.

Как правильно носить нательный крест?

Никакого специального учения Церкви об этом нет. Но есть благочестивая традиция носить крестик под одеждой (отсюда и название — «нательный»), потому что веру христиане демонстрируют своими делами. Кроме того, ношение креста под одеждой позволяет защитить знаменье Христово от поругания.

хотел бы уточнить,этот персонаж по имени Иешуа стал так называемым Йисусом Христом через 300 лет после описанных событий.И в те стародавние времена в Иудее на греческом никто не разговаривал.Так от куда эти греческие названия Йисус Христос?

1. Иисус был распят на столбе, просто вертикальный столб, без перекладин.
2. Даже если бы это было крестом, всё ровно это орудие убийства. Если бы Иисуса казнили на виселице, стала бы виселица символом жизни?, или гильотина? или на кол посадили. Для веры никаких идолов не нужно.

Если бы его казнили с использованием другой приспособы, то носили бы сейчас виселицу.

Сергей, у истории нет сослогательного наклонения.

«Фома» выходит в свет только благодаря поддержке неравнодушных людей. Чтобы наш проект развивался дальше, нам очень нужна ваша помощь. Даже небольшое, но регулярное пожертвование поможет нам планировать нашу работу и дальше говорить людям о самом важном!

Источник

Что такое наш крест и почему его надо нести

Что такое православный крест. Смотреть фото Что такое православный крест. Смотреть картинку Что такое православный крест. Картинка про Что такое православный крест. Фото Что такое православный крест

Воскресное евангельское чтение Крестопоклонной недели Великого поста особо выделено словами Христа Спасителя: «Тот, кто хочет идти за Мною, пусть отречется от себя самого, возьмет крест свой и последует за Мною» (Мк.8:34).

Учитывая, что эти слова Господь произносил задолго перед Своими Крестными страданиями, вряд ли Он подразумевал patibulum (лат. съемная, горизонтальная балка, которую осужденные несли на себе к месту казни).

Термин σταυρος (греч. «крест») появляется в Евангелии в данном месте на этапе письменной фиксации – спустя некоторое время после определенного переосмысления сказанного Спасителем в свете Его Голгофской смерти.

О смысле земных страданий

Что такое православный крест. Смотреть фото Что такое православный крест. Смотреть картинку Что такое православный крест. Картинка про Что такое православный крест. Фото Что такое православный крест

Протоиерей Олег Скнарь

Крест в евангельском понимании – это боль, страдания, которые порождаются не зависящими от человека обстоятельствами, преодолеть которые он не в силах. Взять крест – означает принять скорбные обстоятельства жизни, принять посланные испытания, но не пасть под их бременем и не дать им раздавить себя.

«Отречение от себя» – важное условие обнаружения человеком внутренних духовных сил, нужных для несения своего креста. При этом очень важно отчетливо понимать, что есть наш крест, а что крестом не может являться, какое страдание должно отождествляться с крестом, какое – нет.

Евангелие и история Церкви определенно свидетельствуют, что крест, если это действительно крест от Бога, не может оказаться непосильным, не может быть погибельным для человека, что каждому из нас непременно дается от Господа запас внутренних сил для претерпевания и преодоления страдания.

Отец Александр Ельчанинов в своих дневниковых записях когда-то резюмировал эту мысль следующими словами: «Бог никогда не посылает испытаний выше сил самого человека».

– Но если человек, например, лежачий больной, уже так устал, что не может и слышать об этом – что делать?

– Боль – это то, что больше всего беспокоит человека. О страданиях трудно молчать. Как же понимать природу страданий? Весь вопрос, как правило, концентрируется в плоскости нашей земной жизни, как будто бы вечной жизни нет вообще…

Христианство открыло великую истину: жизнь человека – не миг нашего земного существования. Этот миг является всего лишь преддверием, только началом, и наша земная жизнь – это начало вечной жизни. Если хотите, наша жизнь – это экзамен!

Христианство утверждает: земное существование человека имеет огромный смысл! Мы верим, что наша земная жизнь – очень важный промежуток, именно в нем человек обнаруживает себя как личность и показывает направление своей свободы! Именно в вечности откроется подлинная суть вещей.

Если нет Бога, вечной жизни, какой тогда смысл страданий?! Полная бессмысленность! А если есть Бог? А Бог есть Любовь, следовательно, Премудрый Бог-Любовь не может допустить бессмысленных страданий человека, значит, в них есть какой-то смысл.

Бог не может являться причиной страданий человека

– Как реагировать, если на слова о том, что и Господь за нас пострадал, люди в беде и муке отвечают, что лучше бы Бог и Сам не страдал, и им страданий не посылал?

– Страдание является всегда следствием нарушения законов нашего существования. Во-первых, страдание – это нарушение закономерности жизни, нашего человеческого организма, души, закономерности социальной, общественной жизни. Во-вторых, страдание – от страстей: Бог не может являться причиной страданий, человек своими похотями вызывает атмосферу вражды, нестроений и проистекающих отсюда бед.

В этой связи очень важно подчеркнуть Бог – есть Вечная Любовь! Он никогда, никого не наказывает! Наказание, в нашем понимании – это справедливое воздаяние за нарушение каких-то договоренностей путем причинения определенного ущерба, даже в форме физической боли – но это наше человеческое представление наказания.

Бог – бесстрастен, Он не гневается и не карает. Да, Он наказывает – но, наверное, правильней было бы понять этот глагол в его славянской форме: «наказывать» – назидать, образовывать, а еще точнее – уврачевать. Наш Бог – Врач, а не Судья! Вот основная идея, которая является важной в вопросе наказания.

Страдание, действительно, ставит человека в тупик. Христианство же указывает на корень и причину страданий – болезни духовного характера, которые коренятся в нашей душе: зависть, жадность, гневливость и т. д. Мы рождаемся в этот мир с полным набором страстей, но впоследствии у каждого индивидуально выделяется какая-то особенная проблема.

Есть понятие «родовой грех» – это духовная болезнь, в истории человечества все без исключения рождались с наследственными болезнями. Единственный, кто родился без родового греха, был Господь Иисус Христос, потому что Он родился от Духа Святого. Господь был чист в этом плане. Основной причиной страданий являются наши страсти, которые, к сожалению, стали естественны для нашей человеческой природы.

Что такое православный крест. Смотреть фото Что такое православный крест. Смотреть картинку Что такое православный крест. Картинка про Что такое православный крест. Фото Что такое православный крест

Храм Покрова Пресвятой Богородицы при Главном военном клиническом госпитале Киева

Основной закон бытия – любовь, а не правда

– Должен ли человек быть готов к страданиям, духовным, физическим, которые могут стать просто фоном или даже сущностью его жизни?

– Человек страдает… Но виновен ли он, что родился с увечьями (слепой, без слуха, с врожденными душевными проблемами)? Нет, не виновен! Но он страдает… Где же справедливость? За что страдает человек? Наверное, сам вопрос звучит ошибочно. Правильно было бы спросить: почему?

К сожалению, очень часто мы считаем, что наше бытие построено на принципе справедливости, мы строим свои оценки на этой правовой, юридической почве. Основной закон бытия – любовь, а не правда. «Там, где правдатам нет любви, а где любовьтам нет возмездия» (преп. Исаак Сирин). Мать проводит бессонную ночь у постели больного ребенка: у нее нет ощущения, что она исполняет «долг», она так поступает по любви, она не может поступить иначе.

Христианство однажды сделало величайшее открытие: всё человечество – это «единый Адам»: мы один организм, центром которого является Христос! Все мы – Тело Христово. Каждая личность – это клеточка большого организма. Мы не бездушные горошины в мешке жизни – мы одно Тело!

Страдающая личность – это пораженная клетка, а страдание – отражение греховности, которой поражены его родные. Ни одна капля страданий не попускается человеку Богом без того, чтобы не воздать человеку в Вечной Жизни, и только когда человек переступит порог Вечности, ему будет открыт смысл его страданий.

Что такое православный крест. Смотреть фото Что такое православный крест. Смотреть картинку Что такое православный крест. Картинка про Что такое православный крест. Фото Что такое православный крест

Глубокая истина человеческого существования

Как относиться к страданиям, болезням, скорбям? Каждый христианин должен знать, что в первую очередь, когда эти скорби объективны, и мы ничего не можем сделать – нужно терпеть! Следующий этап: реально взглянуть на свою жизнь, не обвинять кого-то, а подобно евангельскому разбойнику констатировать: …мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли… (Лк.23:41). Только при стяжании взгляда без прелести на свою жизнь человек может подняться выше: «Господи, я Тебя благодарю за ниспосланное испытание!»

Поразительно, но именно страдание и боль иногда человека преображают настолько, что они могут послужить мощным толчком к обретению подлинной веры! Страдания воспитывают наш дух, это средство укрепления духа человека, чтобы мы утвердились в верности Богу.

И если попытаться в своей жизни осуществить то, к чему призывает Господь: стремиться преодолевать страдания и скорбь через терпеливое и мужественное несение креста, поставлять в центр своей жизни Бога и следовать Его заповедям, то мы с неизбежностью убедимся в том, что это не простые слова, но глубокая истина человеческого существования.

Источник

ОТЛИЧИЕ ПРАВОСЛАВНОГО КРЕСТА ОТ КАТОЛИЧЕСКОГО

Среди всех христиан, только православные и католики, почитают кресты и иконы. Крестами украшают купола церквей, свои дома, носят на шее.

Форма креста

Четырехконечный крест

Восьмиконечный православный крест

Для Православия форма креста не имеет особого значения, гораздо больше внимания уделяется тому, что на нем изображено, однако наибольшую популярность получили восьмиконечные и шестиконечные кресты.

Святитель Димитрий Ростовский пишет, что «когда Христос Господь на плечах Своих носил крест тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. Не было подножия, потому что еще не поднят Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе». Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала «распяли Его» (Ин. 19:18), а потом только «Пилат написал надпись и поставил на кресте» (Ин. 19:19). Именно сначала по жребию поделили «одежды Его» воины «распявшие же Его» (Мф. 27:35), а уж только потом «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27:37).

Восьмиконечный крест с давних времен считается самым мощным защитным средством от различного рода не́чисти, а также видимого и невидимого зла.

Шестиконечный крест

Однако не в форме креста или количестве концов заключается вся его сила. Крест славится силой распятого на нем Христа, и вся символичность и чудотворность его в этом.

Многообразие форм креста всегда признавалось Церковью вполне закономерным. По выражению преподобного Феодора Студита — «крест всякой формы есть истинный крест» и имеет неземную красоту и животворящую силу.

Распятие

В католической и православной Церквях особое значение придается не форме креста, а образу Иисуса Христа на нем.

До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим, и только в Х веке появились изображения мертвого Христа.

Да, мы знаем, что Христос умер на кресте. Но мы знаем и то, что потом Он Воскрес, и что страдал Он добровольно из любви к людям: чтобы научить нас беречь бессмертную душу; чтобы мы тоже могли воскреснуть и жить вечно. В Православном Распятии эта пасхальная радость присутствует всегда. Поэтому на православном кресте Христос не умирает, а свободно простирает руки, ладони Иисуса открыты, будто он хочет обнять все человечество, даря им свою любовь и открывая путь к вечной жизни. Он — не мертвое тело, а Бог, и весь его образ говорит об этом.

Над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС» — имя Иисуса Христа; а под ней: «НИКА»Победитель.

Кроме того, в православной Византии хранились гвозди, которыми Господь был прибит к кресту. И было точно известно, что их четыре, а не три. Поэтому на православных крестах ноги Христа прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось, как новшество, на Западе во второй половине XIII века.

Православное Распятие Католическое Распятие

В католическом Распятии изображение Христа имеет натуралистические черты. Католики изображают Христа мертвым, иногда с потоками крови на лице, из ран на руках, ногах и ребрах (стигматы). В нем проявляется все человеческое страдание, муки, которые пришлось испытать Иисусу. Его руки провисают под тяжестью тела. Образ Христа на католическом кресте правдоподобен, но это изображение мертвого человека, в то время как нет никакого намека на торжество победы над смертью. Распятие в православии как раз таки символизирует это торжество. Кроме того, ноги Спасителя прибиты одним гвоздем.

Значение крестной смерти Спасителя

Возникновение христианского креста связано с мученической смертью Иисуса Христа, которую он принял на кресте по вынужденному приговору Понтия Пилата. Распятие на кресте было распространённым способом казни в Древнем Риме, позаимствованным от карфагенян — потомков финикийских колонистов (считается, что впервые распятие использовалось именно в Финикии). Обычно к смерти на кресте приговаривали разбойников; многие ранние христиане, подвергавшиеся гонениям, начиная с времён Нерона, также были казнены таким образом.

Распятие на кресте у римлян

До страданий Христовых крест был орудием позора и страшного наказания. После же Его страданий он стал символом победы добра над злом, жизни над смертью, напоминанием бесконечной Божьей любви, предметом радости. Воплотившийся Сын Божий Своею кровью освятил крест и сделал его проводником Своей благодати, источником освящения верующих.

Читая Евангелия, мы убеждаемся, что крестный подвиг Богочеловека является центральным событием в Его земной жизни. Своими крестными страданиями Он смыл наши грехи, покрыл наш долг перед Богом или, на языке Писания, нас «искупил» (выкупил). В Голгофе сокрыта непостижимая тайна бесконечной правды и любви Бога.

Сын Божий добровольно взял на Себя вину всех людей и пострадал за нее позорной и мучительнейшей смертью на кресте; потом на третий день воскрес как победитель ада и смерти.

Почему для очищения грехов человечества понадобилась именно такая ужасная Жертва и существовала ли возможность спасти людей другим, менее мучительным путем?

Иными словами, апостол разъяснял, что то, что в христианстве некоторыми воспринималось как соблазн и безумие, фактически является делом величайшей Божественной мудрости и всемогущества. Истина искупительной смерти и воскресения Спасителя является фундаментом для многих других христианских истин, например, об освящении верующих, о таинствах, о смысле страданий, о добродетелях, о подвиге, о цели жизни, о предстоящем суде и воскресении умерших и других.

(Тайна искупления человечества тесно связана с целым рядом важных религиозных и психологических факторов. Поэтому для уяснения тайны искупления надо:

а) понять, в чем собственно состоит греховное повреждение человека и ослабление его воли для сопротивления злу;

б) надо понять, как дьявольская воля, благодаря греху, получила возможность влиять и даже пленять человеческую волю;

в) надо понять таинственную силу любви, ее способность положительно влиять на человека и облагораживать его. При этом, если любовь больше всего обнаруживает себя в жертвенном служении ближнему, то, несомненно, что отдача за него жизни есть высшее проявление любви;

г) от понимания силы человеческой любви надо возвыситься до понимания силы Божественной любви и того, как она проникает в душу верующего и преображает его внутренний мир;

В православной аскетике есть такое понятие, как несение своего креста, то есть терпеливое исполнение христианских заповедей на протяжении всей жизни христианина. Все трудности, как внешние, так и внутренние, именуются «крестом.» Каждый несёт свой жизненный крест. О необходимости личного подвига Господь так сказал: «Кто не берет креста своего (уклоняется от подвига) и следует за Мной (называет себя христианином), тот недостоин Меня» (Мф. 10:38).

«Крест хранитель всей вселенной. Крест красота Церкви, Крест царей держава, Крест верным утверждение, Крест ангелом слава, Крест бесом язва», — утверждает абсолютную Истину светилен праздника Воздвижения Животворящего Креста.

Мотивы возмутительного осквернения и похуления святого Креста сознательными крестоненавистниками и крестоборцами вполне объяснимы. Но когда видим христиан, втянутых в это гнусное дело, тем более молчать нельзя, ибо — по слову святителя Василия Великого — «молчанием предается Бог»!

Различия католического и православного креста

Таким образом, имеются следующие отличия католического креста от православного:

Католический крест Православный крест

Источник

Крест

Крест – 1) орудие казни Бого­че­ло­века Иисуса Христа, на кото­ром Он был распят ради искуп­ле­ния людей; 2) глав­ный символ хри­сти­ан­ства, зна­ме­ние победы Христа над адом и смер­тью; 3) наиме­но­ва­ние крест­ного подвига Спа­си­теля. Крест явля­ется сим­во­лом жерт­вен­ной любви все­бла­гого Бога к падшим людям, все­по­беж­да­ю­щим духов­ным ору­жием хри­стиан, осно­ва­нием и сре­до­то­чием цер­ков­ной жизни.

Крест – символ жерт­вен­ной любви, победы над злом

Далё­ким от Церкви людям кажется, что хри­сти­ане покло­ня­ются кресту – орудию казни. Это поверх­ност­ный взгляд, мы покло­ня­емся кресту не как сим­волу смерти, а как сим­волу вечной жизни – Кресту живо­тво­ря­щему – ибо Хри­стос, под­верг­ну­тый на кресте мучи­тель­ной казни, своими стра­да­ни­ями совер­шил искуп­ле­ние чело­ве­че­ства ( 1Пет.2:24 ). На Кресте про­изо­шла не просто тра­ге­дия, а триумф жизни, победа над смер­тью. Крест — выра­же­ние любви Бога к людям ( Ин.3:16 ).

Крест Хри­стов, кото­рый каждый пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин, полу­чив при кре­ще­нии, носит всю жизнь, есть:

На Кресте мы видим Бога Рас­пя­тым. Но в Рас­пя­тии таин­ственно пре­бы­вает Сама Жизнь, подобно тому, как в пше­нич­ном зерне таятся многие буду­щие коло­сья. Поэтому Крест Гос­по­день почи­та­ется хри­сти­а­нами как «живо­нос­ное древо», то есть дерево, дающее жизнь. Без Рас­пя­тия не было бы Вос­кре­се­ния Хри­стова, и поэтому Крест из орудия казни обра­тился в свя­тыню, в кото­рой дей­ствует Бла­го­дать Божия.

Виды кре­стов:

О молитве Кресту

Молитва Кресту это поэ­ти­че­ская форма обра­ще­ния к Тому, кто распят на Кресте.

Цер­ков­ные службы Кресту Гос­подню

Изоб­ра­же­ние Креста

Пра­во­слав­ные ико­но­писцы изоб­ра­жают возле Креста тех, кто неот­ступно сопро­вож­дал Гос­пода во время Его Крест­ных мук: Божию Матерь и апо­стола Иоанна Бого­слова – люби­мого уче­ника Спа­си­теля.

А череп в под­но­жии Креста – символ смерти, вошед­шей в мир через пре­ступ­ле­ние пра­ро­ди­те­лей Адама и Евы. Согласно пре­да­нию, Адам был похо­ро­нен на Гол­гофе – на холме в окрест­но­стях Иеру­са­лима, где мно­гими сто­ле­ти­ями позже рас­пяли Христа. Божиим про­мыс­лом, Крест Хри­стов был уста­нов­лен как раз над моги­лой Адама. Чест­ная Кровь Гос­подня, про­ли­тая на землю, достигла остан­ков пра­ро­ди­теля. Она уни­что­жила пер­во­род­ный грех Адамов и осво­бо­дила от раб­ства греху его потом­ков

Над­писи и крип­то­граммы на Рус­ских кре­стах:

Что такое православный крест. Смотреть фото Что такое православный крест. Смотреть картинку Что такое православный крест. Картинка про Что такое православный крест. Фото Что такое православный крест

«М.Л.Р.Б.» — место лобное распят бысть,

«Г.А.» — глава Ада­мова; причем кости рук, лежа­щие перед голо­вой, изоб­ра­жа­ются: правая на левой, как при погре­бе­нии или при­ча­ще­нии. Череп под нижней косой пере­кла­ди­ной вось­ми­ко­неч­ного креста явля­ется сим­во­ли­че­ским изоб­ра­же­нием головы Адама, погре­бен­ного по пре­да­нию на Гол­гофе (по-евр. — «лобное место»), где и был распят Хри­стос.

Буквы «К» и «Т» озна­чают копие воина и трость с губкой, изоб­ра­жа­е­мые вдоль креста.

Над сред­ней пере­кла­ди­ной поме­ща­ются над­писи: «IC» «ХС» — имя Иисуса Христа;

а под ней: «НИКА» — Побе­ди­тель;

на титле или около нее над­пись: «СНЪ» «БЖIЙ» — Сын Божий;

«I.Н.Ц.И» — Иисус Назо­рей Царь Иудей­ский;

над­пи­са­ние над титлой: «ЦРЪ» «СЛВЫ» — Царь Славы.

В чем заклю­ча­ется тайна Креста Гос­подня?

Свя­ти­тель Гри­го­рий Нис­ский:
«Кто может доста­точно изъ­яс­нить тайну Креста, послу­жив­шего ору­дием стра­да­ний Спа­си­теля? В самом деле, сколько было других спо­со­бов, посред­ством кото­рых Он мог испол­нить совет Свой отно­си­тельно стра­да­ния за нас! И однако из всех Он поже­лал и избрал один этот, как Сам пред­рек о Себе: «Сыну Чело­ве­че­скому должно много постра­дать»… (Лк.9:22). Заметь, как гово­рит Он здесь: не просто только и в общих чертах пред­ска­зы­вает Свои стра­да­ния, как сделал бы кто другой, но, по некой таин­ствен­ной необ­хо­ди­мо­сти, обо­зна­чает и как бы уза­ко­ни­вает для Себя один род смерти: «Сыну Чело­ве­че­скому над­ле­жит быть пре­дану в руки чело­ве­ков греш­ни­ков, и быть рас­пяту, и в третий день вос­крес­нуть» (Лк.24:7).

Вникни в зна­че­ние этого «над­ле­жит», и ты уви­дишь, что в нем заклю­ча­ется именно нечто такое, что не допус­кает дру­гого рода смерти, кроме Креста. В чем же при­чина этого? Один Павел, вос­хи­щен­ный в при­творы рая и слы­шав­ший в них неиз­ре­чен­ные гла­голы, может изъ­яс­нить ее… может истол­ко­вать эту тайну Креста, как отча­сти и сделал это в посла­нии к Ефе­ся­нам: «чтобы Вы… могли постиг­нуть со всеми свя­тыми, что широта и дол­гота, и глу­бина и высота, и ура­зу­меть пре­вос­хо­дя­щую разу­ме­ние любовь Хри­стову, дабы вам испол­ниться всею пол­но­тою Божиею» (Еф.3:18–19). Не про­из­вольно, конечно, боже­ствен­ный взор апо­стола созер­цает и начер­ты­вает здесь образ Креста, но уже это пока­зы­вает, что чудесно очи­щен­ный от тьмы неве­де­ния взор его ясно про­зрел в самую суть. Ибо в очер­та­нии, состо­я­щем из четы­рех про­ти­во­по­лож­ных пере­кла­дин, выхо­дя­щих из общего сре­до­то­чия, он усмат­ри­вает все­объ­ем­лю­щее могу­ще­ство и дивное про­мыш­ле­ние Того, Кото­рый бла­го­во­лил явиться в нем миру…»

Пре­по­доб­ный Иоанн Дамас­кин:
«Как четыре конца Креста свя­зы­ва­ются и соеди­ня­ются в центре, так Божией силой содер­жатся и высота, и глу­бина, и дол­гота, и широта, то есть вся види­мая и неви­ди­мая тварь».

Свя­ти­тель Симеон Солун­ский:
«Крест чет­ве­ро­ча­стен ради при­гвож­ден­ного на нем Христа, Сына Божия, сотво­рив­шего и содер­жа­щего горнее и доль­нее, и все суще­ству­ю­щее, соеди­нив­шего горнее с тем, что на земле, свыше нис­шед­шего, чтобы воз­вы­сить нас, воз­двиг­шего из ада и из земных сде­лав­шего нас небес­ными, соеди­нив­шего все в Себе Самом и созвав­шего концы мира к покло­не­нию Истин­ному и Живому Богу, все усво­ив­шего Себе, вос­со­здав­шего нас высо­той славы и глу­би­ной нищеты и сми­ре­ния, и широ­той мило­сти и любви».

Свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий:
«Все части мира были при­ве­дены к спа­се­нию частями Креста».

Свя­ти­тель Димит­рий Ростов­ский:
«Кто не уми­лится, взирая на Стран­ника, так бедно воз­вра­ща­ю­ще­гося в Свой дом! Был Он у нас в гостях; мы дали Ему первый ночлег в стойле между живот­ными, потом выпро­во­дили Его в Египет к народу идо­ло­по­клон­ни­че­скому. У нас Он не имел где при­к­ло­нить голову, «пришел к своим, и свои Его не при­няли» ( Ин.1:11 ). Теперь же отпра­вили Его в дорогу с тяже­лым Кре­стом: воз­ло­жили на плечи Его тяжкое бремя грехов наших. «И, неся Крест Свой, Он вышел на место, назы­ва­е­мое Лобное» ( Ин.19:17 ), дер­жа­щий «все словом силы Своей» ( Евр.1:3 ). Несет Крест истин­ный Исаак – древо, на кото­ром должен быть при­не­сен в жертву. Тяжкий Крест! Под тяже­стью Креста падает на дороге креп­кий в бранях, «сотво­рив­ший дер­жаву мышцею Своею» ( Лк.1:51 ). Многие пла­кали, но Хри­стос гово­рит: «не плачьте обо Мне» ( Лк.23:28 ): этот Крест на плечах есть власть, есть тот ключ, кото­рым Я отопру и изведу из заклю­чен­ных дверей адских Адама, «не плачьте». «Исса­хар осел креп­кий, лежа­щий между про­то­ками вод; и увидел он, что покой хорош, и что земля при­ятна: и пре­кло­нил плечи свои для ноше­ния бре­мени» ( Быт.49:14-15 ). «Выхо­дит чело­век на дело свое» ( Пс.103:23 ). Несет пре­стол Свой Архи­ерей, чтобы бла­го­сло­вить с него про­стер­тыми руками все части света. Выхо­дит на поле Исав, взяв лук и стрелы, чтобы достать и при­не­сти дичи, «уло­вить лов» отцу своему ( Быт.27:5 ). Выхо­дит Хри­стос Спа­си­тель, взяв Крест вместо лука, чтобы «уло­вить лов», чтобы при­влечь всех нас к Себе. «И когда Я воз­не­сен буду от земли, всех при­влеку к Себе» ( Ин.12:32 ). Выхо­дит мыс­лен­ный Моисей, берет жезл. Крест Свой, про­сти­рает руки, раз­де­ляет Черм­ное море стра­стей, пере­во­дит нас от смерти к жизни, и диа­вола. как фара­она, потоп­ляет в бездне адской».

Иисус Хри­стос не пре­тер­пел ни смерти Иоанна – отсе­че­нием головы, ни смерти Исаии – пере­пи­ли­ва­нием пилой, чтобы и в смерти Тело его сохра­ни­лось не рас­се­чен­ным, чтобы этим отнять повод у тех, кото­рые бы дерз­нули раз­де­лять на части Его Цер­ковь».

Пре­по­доб­ный Симеон Новый Бого­слов:
«Образ Креста пока­зы­вает при­ми­ре­ние и содру­же­ство, в какое всту­пил чело­век с Богом. Посему и демоны боятся образа Креста, и не терпят видеть зна­ме­ние Креста изоб­ра­жа­е­мым даже и на воз­духе, но бегут от этого тотчас, зная, что Крест есть зна­ме­ние содру­же­ства чело­ве­ков с Богом и что они, как отступ­ники и враги Богу, уда­лен­ные от Боже­ствен­ного лица Его, не имеют более сво­боды при­бли­жаться к тем, кои при­ми­ри­лись с Богом и соеди­ни­лись с Ним, и не могут более иску­шать их. Если и кажется, что они иску­шают неко­то­рых хри­стиан, да ведает всякий, что это борют они тех, кото­рые не познали как сле­дует высо­кого таин­ства Креста».

Свя­ти­тель Афа­на­сий Вели­кий:
«Как грех вошел в мир посред­ством дре­вес­ного плода, так и спа­се­ние – посред­ством древа крест­ного».

Свя­ти­тель Ириней Лион­ский:
«Иисус Хри­стос, истреб­ляя то непо­слу­ша­ние Адама, кото­рое вна­чале совер­ши­лось через древо, был «послуш­ным даже до смерти, и смерти крест­ной» (Флп.2:8). Или иначе: то пре­слу­ша­ние, кото­рое совер­шено через древо, исце­лил послу­ша­нием, совер­шен­ным на древе».

Почему Крест назы­вают зна­ме­нием истины?

Почему Крест, орудие убий­ства, назы­вают «венцом празд­ни­ков»?

«Крест – это грань Боже­ствен­ного попе­че­ния о нашем спа­се­нии, это – вели­кая победа, это – трофей, воз­двиг­ну­тый стра­да­ни­ями, это – венец празд­ни­ков».

Свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов):
«Нет дру­гого ключа, кото­рый бы отвер­зал врата в Цар­ство Божие, кроме Креста Хри­стова
Вне Креста Хри­стова нет хри­сти­ан­ского пре­успе­я­ния.
Увы, Гос­подь мой! Ты на Кресте – я утопаю в насла­жде­ниях и неге. Ты под­ви­за­ешься за меня на Кресте… я лежу в лено­сти, в рас­слаб­ле­нии, ищу повсюду и во всем спо­кой­ствия
Гос­подь мой! Гос­подь мой! Даруй мне ура­зу­меть зна­че­ние Креста Твоего, при­влеки меня к Кресту Твоему судь­бами Твоими…»

Пре­по­доб­ный авва Исаия:
«Крест – зна­ме­ние буду­щего бес­смер­тия».

Пре­по­доб­ный Нил Синай­ский:
«Имеешь у себя чест­ное древо – Крест Гос­по­день, кото­рым, если поже­ла­ешь, можно усла­дить горь­кую воду твоего нрава».

Правда ли, что у каж­дого чело­века свой соб­ствен­ный крест?

Архи­манд­рит Иоанн Кре­стьян­кин:
«…Надо обра­тить особое вни­ма­ние на то, что каждый чело­век на своем жиз­нен­ном пути должен под­нять именно свой крест. Кре­стов бес­чис­лен­ное мно­же­ство, но только мой вра­чует мои язвы, только мой будет мне во спа­се­ние, и только мой я понесу с помо­щью Божией, ибо он дан мне Самим Гос­по­дом. Как бы не оши­биться, как бы не взять крест по своему про­из­волу, тому про­из­волу, кото­рый в первую оче­редь и должен быть распят на кресте само­от­вер­же­ния?! Само­воль­ный подвиг – это само­дель­ный крест, и несе­ние такого креста всегда окан­чи­ва­ется паде­нием вели­ким.
А что же значит свой крест? Это значит идти по жизни по своему пути, начер­тан­ному для каж­дого Про­мыс­лом Божиим, и на этом пути подъ­ять именно те скорби, что попу­стит Гос­подь (Дал обеты мона­ше­ства – не ищи женитьбы, связан семьей – не стре­мись к сво­боде от детей и супруги.) Не ищи боль­ших скор­бей и подви­гов, чем те, что есть на твоем жиз­нен­ном пути,– это гор­дость сби­вает с пути. Не ищи осво­бож­де­ния и от тех скор­бей и трудов, что посланы тебе, – это само­жа­ле­ние сни­мает тебя с креста.
Свой крест – это значит доволь­ство­ваться тем, что по твоим силам телес­ным. Дух само­мне­ния и само­обо­льще­ния будет звать тебя к непо­силь­ному. Не верь льстецу.
Как раз­но­об­разны в жизни и скорби, и иску­ше­ния, кото­рые посы­лает нам Гос­подь для вра­че­ва­ния нашего, какое раз­ли­чие у людей и в самих телес­ных силах и здо­ро­вье, как раз­но­об­разны и наши гре­хов­ные немощи.
Да, у каж­дого чело­века – крест свой. И этот свой крест запо­ве­дано каж­дому хри­сти­а­нину при­нять с само­от­вер­же­нием и после­до­вать Христу. А после­до­вать Христу – это изу­чить Святое Еван­ге­лие так, чтобы только оно стало дея­тель­ным руко­во­ди­те­лем в несе­нии нами нашего жиз­нен­ного креста. Ум, сердце и тело всеми своими дви­же­ни­ями и поступ­ками, явными и тай­ными, должны слу­жить и выра­жать спа­си­тель­ные истины Хри­стова учения. И все это значит, что я глу­боко и искренне сознаю вра­чу­ю­щую силу креста и оправ­ды­ваю суд Божий надо мною. И тогда мой крест ста­но­вится Кре­стом Гос­под­ним».

Архи­манд­рит Нек­та­рий (Анта­но­пу­лос):
«На Гол­гофе воз­вы­ша­лись три креста. Все люди в своей жизни несут какой-нибудь крест, сим­во­лом кото­рого явля­ется один из гол­гоф­ских кре­стов. Немно­гие святые, избран­ные други Божии, несут Крест Христа. Неко­то­рые спо­до­би­лись креста пока­яв­ше­гося раз­бой­ника, креста пока­я­ния, кото­рый вел ко спа­се­нию. А многие, к сожа­ле­нию, несут крест того раз­бой­ника, кото­рый был и остался блуд­ным сыном, так как не захо­тел при­не­сти пока­я­ние. Хотим мы этого или нет, но все мы – «раз­бой­ники». Поста­ра­емся же, по край­ней мере, стать «бла­го­ра­зум­ными раз­бой­ни­ками»».

Мало в каком храме, мона­стыре встре­тишь сего­дня частицу Креста Гос­подня. Должны ли мы почи­тать как тот самый Крест его совре­мен­ные копии и изоб­ра­же­ния?

Пре­по­доб­ный Иосиф Волоц­кий:
«Сле­дует покло­няться и почи­тать не только тот один Живо­тво­ря­щий Крест, на кото­ром был распят Хри­стос, но и вся­кому Кресту, сотво­рен­ному по образу и подо­бию того Живо­тво­ря­щего Креста Хри­стова. Сле­дует покло­няться, как тому самому, на кото­ром был при­гвож­ден Хри­стос. Ведь там, где изоб­ра­жа­ется Крест, из любого веще­ства, – туда при­хо­дит Бла­го­дать и Освя­ще­ние от При­гвож­ден­ного на Кресте Христа Бога нашего».

Пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский:
«Крест без любви нельзя мыс­лить и пред­став­лять: где Крест, там и любовь; в церкви вы везде и на всем видите кресты, для того чтобы все напо­ми­нало вам, что вы во храме Бога любви, в храме Любви, рас­пя­той за нас».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *