Что такое право талиона
Закон талиона
Принцип талиона (лат. lex talionis ) — принцип назначения наказания за преступление, согласно которому мера наказания должна воспроизводить вред, причинённый преступлением («око за око, зуб за зуб»).
Содержание
Виды и предназначение
По способу возмездия выделяют материальный талион, когда причинённое зло в точности воспроизводится наказанием (например, нанёсшему телесное повреждение отплачивается таким же), и символический, в котором равенство проступка и наказания проводится в идее.
Талион появляется в праве, когда кровная месть без пределов перестает соответствовать требованиям правосознания. Он имеет целью охрану правонарушителя и его рода от причинения излишнего ущерба со стороны потерпевших.
Талион является грубым выражением справедливости, доступным и понятным уже первобытному человеку.
Талион в истории права
Талион известен в первую очередь первобытным народам, у которых применяется в самых разнообразных формах, сохраняющих одно основное стремление — уравнять наказание с причиненным ущербом.
До каких пределов последовательно в этом отношении обычное право, видно из того, что у жителей Гвинеи мужчина, супруга которого совершила прелюбодеяние, был в праве совершить такое же преступление с женой виновного.
В Абиссинии родственник убитого чьим-либо неосторожным падением с дерева мог в таких же условиях сам броситься с дерева на неосторожного правонарушителя.
Весьма полно выражена была идея талиона в еврейском праве («око за око, зуб за зуб»), в римских законах XII таблиц и в средневековых германских законах.
В русском праве идея талиона еще сохранялась в значительном объеме в Соборном уложении 1649 года, которое, например, за телесное повреждение предписывало отплачивать преступнику тем же: «отсечет руку или ногу, или нос, или ухо, или губы отрежет, или глаз выколет… самому ему то же учинить». Разбойников дозволялось пытать в праздники, так как они сами в праздники бьют, мучат и огнем жгут.
Большую роль талион играл и в законах Петра I. В Артикуле воинском 1715 года предписывалось за богохуление прожигать язык раскаленным железом, за лжеприсягу отсекать два пальца, за убийство «паки отметить и без всякой милости голову отсечь». Талион применялся также при ложных доносах.
С течением времени материальный талион, разделяя участь членовредительных наказаний и квалифицированных форм смертной казни, перестает применяться. Вообще возможность осуществления его постепенно теряется при усложнении форм преступной деятельности и изменении карательных систем, ставящих в основание кары лишение свободы.
Идея возмездия (без строгого проведения талиона) и в настоящее время служит исходным началом, к которому только приводят другие цели и задачи наказания.
Талион в религиозных и философских учениях
Принцип талиона в иудаизме
В иудейских законах роль принципа талиона весьма велика. Ветхий Завет содержит одну из древнийших известных формулировок этого принципа — фраза «око за око» является цитатой из Книги Исхода (21:23-27), повторённая также в Левите (19:18).
Принцип талиона в христианстве
Данный принцип справедливости, еще до пришествия Иисуса Христа, в ветхозаветном обществе, способствует формированию более высокого уровня человеческих взаимоотношений, которые выражаются в «золотом правиле этики». Если быть точнее, в его первоначальной отрицательной формуле: «не поступай с другим так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой». С пришествием Иисуса Христа и обретением Нового Завета, стало возможным исполнять положительную формулу «золотого правила этики»: «поступай с другим так, как хочешь, что бы поступали с тобой». Христианин призван останавливать зло на себе.
На христианскую интерпретацию принципа талиона оказала огромное влияние цитата из книги Левит (19:18, см. выше) во время Нагорной проповеди Иисуса Христа. В той части проповеди, которую называют «Развитие Закона», Иисус призывает своих последователей «подставлять другую щеку», когда они сталкиваются с насилием:
Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую
Данная форумлировка утверждает, что необходимо прощать врагов и тех, кто вредит христианину. Эта поговорка Иисуса часто толкуется как критика Ветхого Завета, и зачастую воспринимается как указание на то, что принцип «око за око» поощряет чрезмерную мстительность, а не пытается ограничить её.
Принцип талиона в исламе
Данный принцип весьма развит в Шариате, по которому воровство карается отрезанием руки, за изнасилование преступнику предлагается жениться на жертве и т. п.
Ичкерия
Так, непосредственно занимавшийся этим вопросом, И. И. Киселёв в интервью «Российской газете» отмечал следующее [4] по поводу попытки законодательного закрепления принципа талиона в самопровозглашенной Чеченской Республике Ичкерия:
Принцип талиона в сатанизме
Написанный ЛаВеем сатанинский гимн содержит следующие строки [6] :
Furies from Hell are diving down!
“Lex Talionis” is their cry!
Напрямую с принципом талиона (представая в некотором роде его менее буквальным вариантом) [7] в сатанинском мировоззрении связан принцип активного противостояния врагам: «…если человек ударит тебя по одной щеке, СОКРУШИ его в другую! порази весь бок его, ибо самосохранение — высший закон!» («Сатанинская библия», 1969).
Принцип талиона и криминологические теории
Теряя свое значение на практике, талион сохраняет его в теориях наказания, исходящих из начала справедливости как математического равенства, дозволяющего причинить преступнику не более того страдания и зла, которые причинены им.
На проведении идеи талиона построены философские теории наказания Канта и Гегеля, которые легли в основу классической школы уголовного права. Кант исходил из положения, что нравственный императив предполагает возмездие преступнику в равном объеме: убийство должно караться смертью. Так как последовательное проведение талиона далеко не всегда возможно, то Кант допускал относительное равновесие наказания и преступления, например, отдачу вора в работы, назначение кастрации за изнасилование.
Гегель выдвинул вместо идеи возмездия идею восстановления права, но так как, по его мнению, наказание должно быть уравнено с преступлением, хотя не материально, а соответственно характеру воли преступника, то и его теория также опиралась на равное возмездие, то есть талион.
В современных уголовных кодексах это направление заметно уступает другим началам, поддерживаемым сторонниками социологического направления криминологии, выходящими из начал предупреждения, охраны, целесообразности государственной политики в области уголовного правосудия и придающими началу возмездия меньшую роль.
Однако и до настоящего времени принцип талиона продолжает бытовать в общественном сознании. Например, смертная казнь как вид наказания иногда воспринимается обществом как торжество справедливости.
См. также
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Закон талиона» в других словарях:
ЗАКОН ТАЛИОНА — (от лат. talio, род. п. talionis возмездие, равное по силе преступлению) принцип наказания, сложившийся в родовом обществе. Заключался в причинении виновному такого же вреда, который нанесен им («око за око, зуб за зуб») … Юридическая энциклопедия
ЗАКОН ТАЛИОНА — (от лат. talio, род. п. talionis возмездие, равное по силе преступлению) принцип наказания, сложившийся в родовом обществе. Заключался в причинении виновному такого же вреда, который нанесен им ( око за око, зуб за зуб ) … Энциклопедический словарь экономики и права
ТАЛИОНА ЗАКОН — (см. ЗАКОН ТАЛИОНА) … Энциклопедический словарь экономики и права
Талиона закон — (греч. talio – возмездие) – 1. древний принцип возмездия по принципу «око за око», то есть положение, согласно которому степень наказания преступника должна соответствовать мере страдания потерпевшего. Немалое число взрослых людей и поныне… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ТАЛИОНА ЗАКОН — (от лат. talio, род. п. talionis возмездие, равное по силе преступлению) принцип наказания, сложившийся в родовом обществе. Заключался в причинении виновному такого же вреда, который нанесен им ( око за око, зуб за зуб ). До сих пор используется… … Юридический словарь
ТАЛИОНА ЗАКОН — (от лат. talio род. п. talionis возмездие, равное по силе преступлению), принцип наказания, сложившийся в родовом обществе. Заключался в причинении виновному такого же вреда, который нанесен им ( око за око, зуб за зуб ) … Большой Энциклопедический словарь
Талиона закон — (от лат. talio, род. п. talionis возмездие, равное по силе преступлению) принцип наказания, сложившийся в родовом обществе. Заключался в причинении виновному такого же вреда, который нанесен им («око за око, зуб за зуб»). Политическая наука:… … Политология. Словарь.
талиона закон — (от лат. talio, род. п. talionis возмездие, равное по силе преступлению), принцип наказания, сложившийся в родовом обществе. Заключался в причинении виновному такого же вреда, который нанесён им («око за око, зуб за зуб»). * * * ТАЛИОНА ЗАКОН… … Энциклопедический словарь
ТАЛИОНА ЗАКОН — (лат. talio, talionis возмездие, равное по силе преступлению) принцип наказания, заключающийся в причинении виновному такого же вреда, который нанесен им ( око за око, зуб за зуб ). Как ограничение кровной мести Т.з. начал применяться в родовом… … Энциклопедия юриста
талиона закон — (от лат. talio, род. п. talionis возмездие, равное по силе преступлению) принцип наказания, сложившийся в родовом обществе. Заключался в причинении виновному такого же вреда, который нанесен им ( око за око, зуб за зуб ). До сих пор используется… … Большой юридический словарь
Закон Талиона: происхождение, текущий статус и страны, в которых он применяется
Содержание:
Этот закон применялся в древних обществах для регулирования мести. Таким образом, потерпевшей был предоставлен предел ущерба, который мог быть нанесен тому, кто действовал против него.
В настоящее время использование закона талиона не применяется в западном мире. Однако он действует в некоторых исламских странах.
В Мексике и Венесуэле он также известен под названием возмездие, что согласно словарю Королевской испанской академии эквивалентно слову «возмездие».
Происхождение термина
Это известно как закон талиона, но в народе его также называют «око за око, зуб за зуб». Первое название происходит от латинского слова «lex talionis”.
В римских принципах юриспруденции этот термин был придуман для обозначения наказания, пропорционального ущербу, нанесенному человеку, хотя его предшественники восходят к Вавилону.
Закон Талиона упоминается в Таблице VIII. Закон XII таблиц. Это было связано с уголовными преступлениями. Применялось, когда кто-то причинил физический вред другому; затем он был обречен страдать так же, как и он.
Несмотря на это, в Принципы римского права, которые были написаны в более поздние века, применение закона талиона исчезло. Эта модальность вышла из употребления, потому что она была непрактичной для общества.
Вавилон
Применение закона возмездия можно найти в Кодекс Хаммурапи, который был написан в 18 веке до нашей эры, во времена царя Хаммурапи, в честь которого он получил свое название. Там предлагается, помимо взаимности в наказании, должна существовать презумпция невиновности.
Вавилонский царь счел разумным установить закон, чтобы угодить одному из своих богов. Затем вся информация была собрана в документы, написанные на популярном языке, чтобы ее мог понять каждый, кто мог читать.
В этом тексте были установлены эквивалентности между преступлениями и наказаниями, например, когда кто-то причинил физический ущерб, они получали равный ущерб, но также, когда человек совершал грабеж, его руки должны были быть отрезаны в качестве компенсации.
Закон мозаики
Законы народа Израиля были собраны в Тора, что переводится как «закон”, текст, который был написан в течение тысячелетия, предшествовавшего рождению Христа. Они известны под названием Моисеев закон; Принципы закона возмездия встречаются здесь несколько раз.
Тот, кто убьет голову скота, должен будет заменить ее: животное на животное. Тот, кто причиняет вред одному из своих людей, должен будет понести тот же вред, что и он: перелом за перелом, глаз за глаз, зуб за зуб; ему придется понести в своей плоти тот же ущерб, который он нанес.
Не имейте сострадания: оживайте на всю жизнь, око за око, зуб за зуб, рука за руку, ступня за ногу.
Затем закон о талионе стал экономической компенсацией, которая была отменена для потерпевшей и должна была быть выплачена тем, кто совершил преступление.
Библия
Из Нагорная проповедь, использование закона талиона для христиан вышло из употребления, поскольку Иисус указал:
Вы слышали, что сказано: «Око за око и зуб за зуб». Но я говорю им: не сопротивляйтесь тому, кто причиняет вам вред; Напротив, если кто-то ударил вас по правой щеке, предложите ему и другую.
Если кто-то подает на вас в суд и хочет снять с вас рубашку, позвольте им снять и ваш плащ. Если они заставят вас нести груз одну милю, несите две. Каждому, кто просит у вас чего-то, отдайте ему это; И не отворачивайтесь от того, кто просит вас занять.
настоящее время
В 21 веке некоторые страны продолжают применять закон возмездия, поскольку он установлен как одна из исламских заповедей Шариат. Название, данное этому принципу в Коран Это из Кисас:
«О, верующие! Для вас установлен закон возмездия в случае убийства: свободный для свободного, раб для раба, будь то мужчины или женщины.
Кому-либо помилован смертный приговор по решению непосредственного родственника потерпевшего, которого должным образом благодарит и выплачивают соответствующую компенсацию в установленный срок.
Это облегчение от вашего Господа и милость. Но тот, кто согрешит после принятия компенсации [пытается отомстить убийце], получит мучительное наказание ».
В настоящее время применение этого закона вызвало споры, как и в случае с иранской женщиной, на которую в 2009 году напали с кислотой, и она решила простить нападавшего.
Однако в некоторых странах, исповедующих исламскую религию, соблюдение всех заповедей Шариат его широко предпочитает население.
Состоялись глубокие дебаты о совместимости применения религиозных законов с демократией, правами женщин, мышлением, религией или сексуальной идентичностью.
Страны, в которых применяется
В настоящее время закон возмездия применяется в нескольких странах, в которых религия и государство тесно связаны, как, например, в следующих странах:
Ссылки
Что такое сущность? (философия)
Рябина домашняя: характеристика, среда обитания, уход, болезни
Принцип Талиона
Начнут же они, по освобождении, свою новую жизнь, повторяю, именно с того, что выпросят себе у Европы, у Англии и Германии, например, ручательство и покровительство их свободе, и хоть в концерте европейских держав будет и Россия, но они именно в защиту от России это и сделают.
Начнут они непременно с того, что внутри себя, если не прямо вслух, объявят себе и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшею благодарностью, напротив, что от властолюбия России они едва спаслись при заключении мира вмешательством европейского концерта, а не вмешайся Европа, так Россия проглотила бы их тотчас же, «имея в виду расширение границ и основание великой Всеславянской империи на порабощении славян жадному, хитрому и варварскому великорусскому племени».
Может быть, целое столетие, или еще более, они будут беспрерывно трепетать за свою свободу и бояться властолюбия России; они будут заискивать перед европейскими государствами, будут клеветать на Россию, сплетничать на нее и интриговать против нее.
О, я не говорю про отдельные лица: будут такие, которые поймут, что значила, значит и будет значить Россия для них всегда. Но люди эти, особенно вначале, явятся в таком жалком меньшинстве, что будут подвергаться насмешкам, ненависти и даже политическому гонению.
У них, конечно, явятся, с самого начала, конституционное управление, парламенты, ответственные министры, ораторы, речи. Их будет это чрезвычайно утешать и восхищать. Они будут в упоении, читая о себе в парижских и в лондонских газетах телеграммы, извещающие весь мир, что после долгой парламентской бури пало наконец министерство в (. страну по вкусу. ) и составилось новое из либерального большинства и что какой-нибудь ихний (. фамилию по вкусу. ) согласился наконец принять портфель президента совета министров.
России надо серьезно приготовиться к тому, что все эти освобожденные славяне с упоением ринутся в Европу, до потери личности своей заразятся европейскими формами, политическими и социальными, и таким образом
должны будут пережить целый и длинный период европеизма прежде, чем постигнуть хоть что-нибудь в своем славянском значении и в своем особом славянском призвании в среде человечества.
Принцип талиона
При́нцип талио́на (лат. lex talionis ) — принцип назначения наказания за преступление, согласно которому мера наказания должна воспроизводить вред, причинённый преступлением («око за око, зуб за зуб»).
Содержание
Виды и предназначение
По способу возмездия выделяют материальный талион, когда причинённое зло в точности воспроизводится наказанием (например, нанёсшему телесное повреждение отплачивается таким же), и символический, в котором равенство проступка и наказания проводится в идее.
Талион появляется в праве, когда кровная месть без пределов перестает соответствовать требованиям правосознания. Он имеет целью охрану правонарушителя и его рода от причинения излишнего ущерба со стороны потерпевших.
Талион является грубым выражением справедливости, доступным и понятным уже первобытному человеку.
Талион в истории права
Талион известен в первую очередь первобытным народам, у которых применяется в самых разнообразных формах, сохраняющих одно основное стремление — уравнять наказание с причиненным ущербом.
До каких пределов последовательно в этом отношении обычное право, видно из того, что у жителей Гвинеи мужчина, супруга которого совершила прелюбодеяние, был вправе совершить такое же преступление с женой виновного.
В Абиссинии родственник убитого чьим-либо неосторожным падением с дерева мог в таких же условиях сам броситься с дерева на неосторожного правонарушителя.
Весьма полно выражена была идея талиона в еврейском праве («око за око, зуб за зуб»), в римских законах XII таблиц и в средневековых германских законах.
В русском праве идея талиона еще сохранялась в значительном объеме в Соборном уложении 1649 года, которое, например, за телесное повреждение предписывало отплачивать преступнику тем же: «отсечет руку или ногу, или нос, или ухо, или губы отрежет, или глаз выколет… самому ему то же учинить». Разбойников дозволялось пытать в праздники, так как они сами в праздники бьют, мучат и огнем жгут.
Большую роль талион играл и в законах Петра I. В Артикуле воинском 1715 года предписывалось за богохуление прожигать язык раскаленным железом, за лжеприсягу отсекать два пальца, за убийство «паки отметить и без всякой милости голову отсечь». Талион применялся также при ложных доносах.
С течением времени материальный талион, разделяя участь членовредительных наказаний и квалифицированных форм смертной казни, перестает применяться. Вообще возможность осуществления его постепенно теряется при усложнении форм преступной деятельности и изменении карательных систем, ставящих в основание кары лишение свободы.
Идея возмездия (без строгого проведения талиона) и в настоящее время служит исходным началом, к которому только приводят другие цели и задачи наказания.
Талион в религиозных и философских учениях
Принцип талиона в иудаизме
В иудейских законах роль принципа талиона весьма велика. Ветхий Завет содержит одну из древнейших известных формулировок этого принципа — фраза «око за око» является цитатой из Книги Исхода (21:23-27), повторённая также в Левите (24:20).
Принцип «мера за меру» в его буквальном понимании использовался народами древнего мира, а в некоторых странах применяется до сих пор. В Торе этот принцип применяется только в случае совершения убийства (см. Бемидбар, 35:31: «И не берите искупительный дар за душу убийцы, злодея, которому надлежит умереть, но смерти будет он предан»). Из следующих стихов Торы очевидно, что всем физическим повреждениям, нанесенным одним человеком другому, — при условии, что они не приводят к смертельному исходу, — должно быть найдено денежное выражение, и нанесший повреждение должен компенсировать их. Таким образом, выражение Торы «глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу» следует понимать как требование возместить пострадавшему нанесенный ущерб, заплатив штраф в том размере, который судьи определят как стоимость потери здоровья, трудоспособности и т. п. (см. стих 19).
Принцип талиона в христианстве
Данный принцип справедливости, еще до пришествия Иисуса Христа, в ветхозаветном обществе, способствует формированию более высокого уровня человеческих взаимоотношений, которые выражаются в «золотом правиле этики». Если быть точнее, в его первоначальной отрицательной формуле: «не поступай с другим так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой». С пришествием Иисуса Христа и обретением Нового Завета, стало возможным исполнять положительную формулу «золотого правила этики»: «поступай с другим так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Христианин призван останавливать зло на себе.
На христианскую интерпретацию принципа талиона оказала огромное влияние цитата из книги Левит (19:18, см. выше) во время Нагорной проповеди Иисуса Христа. В той части проповеди, которую называют «Развитие Закона», Иисус призывает своих последователей «подставлять другую щеку», когда они сталкиваются с насилием:
Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую
Данная формулировка утверждает, что необходимо прощать врагов и тех, кто вредит христианину. Эти слова Иисуса порой неправомерно толкуются как критика Ветхого Завета и указание на то, что принцип «око за око» поощряет чрезмерную мстительность, а не пытается ограничить её. [источник не указан 335 дней]
Принцип талиона в исламе
Данный принцип весьма развит в Шариате, по которому воровство карается отрезанием руки и т. п.
Ичкерия
Так, непосредственно занимавшийся этим вопросом, И. И. Киселёв в интервью «Российской газете» отмечал следующее [4] по поводу попытки законодательного закрепления принципа талиона в самопровозглашенной Чеченской Республике Ичкерия:
В среде современных чеченцев отмечаются случаи примирения, при условии «если убийца понесет достойное наказание» по Законам РФ [5]
Принцип талиона и криминологические теории
Теряя свое значение на практике, талион сохраняет его в теориях наказания, исходящих из начала справедливости как математического равенства, дозволяющего причинить преступнику не более того страдания и зла, которые причинены им.
На проведении идеи талиона построены философские теории наказания Канта и Гегеля, которые легли в основу классической школы уголовного права. Кант исходил из положения, что нравственный императив предполагает возмездие преступнику в равном объеме: убийство должно караться смертью. Так как последовательное проведение талиона далеко не всегда возможно, то Кант допускал относительное равновесие наказания и преступления, например, отдачу вора в работы, назначение кастрации за изнасилование.
Гегель выдвинул вместо идеи возмездия идею восстановления права, но так как, по его мнению, наказание должно быть уравнено с преступлением, хотя не материально, а соответственно характеру воли преступника, то и его теория также опиралась на равное возмездие, то есть талион.
В современных уголовных кодексах это направление заметно уступает другим началам, поддерживаемым сторонниками социологического направления криминологии, выходящими из начал предупреждения, охраны, целесообразности государственной политики в области уголовного правосудия и придающими началу возмездия меньшую роль.
Однако и до настоящего времени принцип талиона продолжает бытовать в общественном сознании. Например, смертная казнь как вид наказания иногда воспринимается обществом как торжество справедливости.