Что такое право мирного прохода

Статья 11. Мирный проход через территориальное море

Статья 11. Мирный проход через территориальное море

1. Проход через территориальное море является мирным, если только им не нарушаются мир, добрый порядок или безопасность Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 декабря 2008 г. N 250-ФЗ в пункт 2 статьи 11 настоящего Федерального закона внесены изменения

2. Проход через территориальное море иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна считается нарушающим мир, добрый порядок или безопасность Российской Федерации, если в территориальном море указанное судно осуществляет любой из следующих видов деятельности:

угрозу силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или независимости Российской Федерации или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе Организации Объединенных Наций;

любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности Российской Федерации;

любой акт пропаганды, имеющий целью посягательство на оборону или безопасность Российской Федерации;

подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата;

подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого военного устройства;

погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица вопреки пограничным, таможенным, налоговым (фискальным), санитарным, иммиграционным, ветеринарным, фитосанитарным, навигационным и другим правилам, установленным законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения окружающей среды вопреки требованиям законодательства Российской Федерации и нормам международного права;

любую деятельность в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов;

проведение исследовательской или гидрографической деятельности;

любой акт, направленный на создание помех функционированию любых систем связи либо любых других сооружений или установок Российской Федерации;

любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу через территориальное море, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 11 настоящего Федерального закона

Источник

Что такое право мирного прохода

Статья 11. Мирный проход через территориальное море

1. Проход через территориальное море является мирным, если только им не нарушаются мир, добрый порядок или безопасность Российской Федерации.

2. Проход через территориальное море иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна считается нарушающим мир, добрый порядок или безопасность Российской Федерации, если в территориальном море указанное судно осуществляет любой из следующих видов деятельности:

угрозу силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или независимости Российской Федерации или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе Организации Объединенных Наций;

любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности Российской Федерации;

любой акт пропаганды, имеющий целью посягательство на оборону или безопасность Российской Федерации;

подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата;

подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого военного устройства;

погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица вопреки пограничным, таможенным, налоговым (фискальным), санитарным, иммиграционным, ветеринарным, фитосанитарным, навигационным и другим правилам, установленным законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения окружающей среды вопреки требованиям законодательства Российской Федерации и нормам международного права;

любую деятельность в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов;

(в ред. Федерального закона от 03.12.2008 N 250-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

проведение исследовательской или гидрографической деятельности;

любой акт, направленный на создание помех функционированию любых систем связи либо любых других сооружений или установок Российской Федерации;

любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу через территориальное море, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Источник

Право мирного прохода

В соответствии с положениями Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. за судами всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю признается право мирного прохода через иностранные территориальные воды.

Право мирного прохода определяется Разделом 3 — «Мирный проход в территориальном море», подраздел А — «Правила, применяемые ко всем судам», Статья 17 «Право мирного прохода», в которой сказано, что при условии соблюдения требований Конвенции суда всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, пользуются правом мирного прохода через территориальное море.

Торговые суда в процессе эксплуатации вынуждены проходить через территориальные воды прибрежных государств при плавании вблизи их берегов, при прохождении через международные проливы, при входе или выходе из порта, при заходе или выходе из устьев судоходных рек, при следовании в порт убежище, в случае бедствия, для оказания медицинской помощи пострадавшему, находящемуся на борту судна и других случаях связанных с деятельностью судна.

Статья 18 Конвенции устанавливает понятие прохода, как плавание судна через территориальные воды: без захода во внутренние воды, на рейды или в порты прибрежного государства; с заходом во внутренние воды, рейды и порты прибрежного государства.

Любой проход через территориальные воды должен быть быстрым и непрерывным. Тем не менее судно имеет право остановиться или встать на якорь, если это связано с обычным плаванием или необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствием, или с целью оказания помощи лицам, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие.

Однако любая остановка или постановка на якорь в территориальных водах прибрежного государства может быть сделана только после получения разрешения от службы, осуществляющей охрану морских границ прибрежного государства.

Обычно запрос на остановку посылается в адрес береговой охраны или ближайшей службы регулирования движения (VTS), путем вызова на УКВ радиостанции или звонком по телефону. Так же для получения разрешения можно вызвать ближайшую береговую радиостанцию, которая соединит с соответствующей службой.

Если встать на якорь в территориальных водах и не сообщить об этом прибрежному государству, то можно получить штраф, например в Китае, после постановки на якорь в территориальных водах необходимо доложить об этом ближайшей службе регулирования движения в течение трёх дней, а если этого не сделать, то через три дня к вам явится береговая охрана и выпишет штраф на 850 долларов США.

Понятие мирного прохода определено правилом 19 Конвенции, в котором сказано, что:

Проход является мирным, если только им не нарушается мир, порядок или безопасность прибрежного государства, и он совершается в соответствии с требованиями Конвенции ООН по морскому праву 1982 г и другими нормами международного права.

Если на судне совершаются какие-нибудь действия, которые можно отнести к нарушающим мир, порядок и безопасность прибрежного государства или не соответствующие требованиям данной Конвенции и нормам международного права, то проход судна через территориальные воды прибрежного государства не может считаться мирным. Например, судно, нарушающее требования Конвенции МАРПОЛ, теряет право мирного прохода через территориальные воды прибрежного государства, которое ратифицировало данную конвенцию. Так же судно, на котором в темное время суток или в условиях ограниченной видимости, на ходовом мостике несет вахту только один вахтенный помощник без вперед смотрящего, так же утрачивает право мирного прохода. Разумеется, судно на котором вахтенный помощник капитана или капитан находятся в состоянии алкогольного опьянения, утрачивает право мирного прохода.

В Конвенция ООН по морскому праву перечислены виды деятельности, которые считаются нарушающими мир, добрый порядок и безопасность прибрежного государства, если судно осуществляет их его в территориальных водах. К ним относятся:

Таким образом, на основании вышеперечисленных видов деятельности, в некоторых странах можно нарваться на неприятности и крупный штраф за фотографирование или фотосъёмку, а также за пользование квадрокоптером или собирание камушков, ракушек и кораллов на побережье, лов рыбы с борта судна при стоянке на якоре или в порту у причала.

Прибрежное государство может издавать законы и правила, в соответствии с настоящей Конвенцией и другими нормами международного права, относящиеся к мирному проходу через территориальные воды. Эти правовые акты издаются в целях:

Законы, которые устанавливает прибрежное государство для своих территориальных вод не должны относиться к проектированию, конструкции, комплектованию экипажа или оборудованию иностранных судов, если только они не вводят в действие общепринятые международные нормы стандарты.

Издаваемые прибрежным государством законы и правила, относящиеся к мирному проходу в его территориальных водах, должны должным образом публиковаться для всеобщего сведения.

Все иностранные суда, осуществляющие предоставленное им право мирного прохода через территориальные воды, должны соблюдать все такие законы и правила, и все общепринятые международные правила, касающиеся предотвращения столкновения в море.

Прибрежное государство имеет право в случае необходимости для обеспечения безопасности мореплавания в определенных районах своих территориальных вод устанавливать морские коридоры и системы разделения движения. Такие морские коридоры и системы разделения движения должны быть нанесены на официальные навигационные карты, издаваемые должным образом, чтобы они были доступны всем мореплавателям.

Прибрежное государство обязано принимать все необходимые меры для обеспечения безопасности мирного прохода, в том числе путем передачи по официально установленным средствам передачи соответствующих навигационных и метеорологических предупреждений.

В целях обеспечения собственной безопасности, прибрежное государство может устанавливать в своих территориальных водах районы, запретные для плавания иностранных судов, в том числе устанавливать крепостные зоны вблизи военно-морских баз или других объектов оборонного значения. Такие запретные районы и крепостные зоны должным образом наносятся на навигационные карты, а их координаты печатаются в соответствующих навигационных пособиях.

Запретными для плавания могут объявляться районы проведения военных учений и опасные от мин районы.

Что такое право мирного прохода. Смотреть фото Что такое право мирного прохода. Смотреть картинку Что такое право мирного прохода. Картинка про Что такое право мирного прохода. Фото Что такое право мирного прохода

Для нанесения на навигационные карты запретных для плавания районов и крепостных зон используются общепринятые условные обозначения, например, Британское Гидрографическое Управление применяет «Символы и сокращения используемыми на Адмиралтейских картах».

Что такое право мирного прохода. Смотреть фото Что такое право мирного прохода. Смотреть картинку Что такое право мирного прохода. Картинка про Что такое право мирного прохода. Фото Что такое право мирного прохода

Иностранные суда не должны заходить в запретные для плавания и крепостные зоны, так как это будет расцениваться как посягательство на безопасность прибрежного государства и грубое нарушение морского пограничного режима. За подобные нарушения торговое судно может быть задержано для выяснения обстоятельств такого нарушения и на него может быть наложен штраф.

Источник

Право мирного прохода

Что такое право мирного прохода. Смотреть фото Что такое право мирного прохода. Смотреть картинку Что такое право мирного прохода. Картинка про Что такое право мирного прохода. Фото Что такое право мирного прохода

Право иностранных частных и коммерческих судов (в отличие от военных) на беспрепятственный проход через территориальное море, несмотря на суверенитет прибрежного государства – давно принятый принцип обычного международного права. Однако, основания применения концепции недостаточно четкие и открыты для неоднозначной интерпретации, особенно по отношению к условию, что проход должен быть «мирным». Статья 17 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года содержит следующее положение: «суда всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, пользуются правом мирного прохода через территориальное море».

Формулировка данного принцип была разработана в статье 14 Женевской конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года, в которой подчеркивалось, что прибрежные государства не должны препятствовать мирному проходу и должны объявлять во всеобщее сведение о всех известных опасностях для судоходства в его территориальном море. Под проходом понимается плавание через территориальное море с целью или пересечь это море, не заходя во внутренние воды, или пройти во внутренние воды или из внутренних вод в открытое море. Проход включает остановку и стоянку на якоре, но только поскольку они связаны с обычным плаванием или необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия.

Прибрежное государство не может вводить сборы за такой проход, если они не взимаются за конкретные услуги, а суда при прохождении обязаны соблюдать правила прибрежного государства, касающиеся, например, навигации, насколько они согласуются с международным правом.

Проход перестает быть мирным в соответствии со статьей 14 (4) Женевской конвенции 1958 года, если он «нарушает мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства», а в случае иностранных рыболовных судов – при несоблюдении соответствующих законов и правил, изданных и опубликованных прибрежным государством с целью запрещения этим судам заниматься рыболовством в территориальном море. Кроме того, подводные лодки должны следовать на поверхности и под своим флагом.

Если проход не является мирным, прибрежное государство в своем территориальном море может принимать необходимые для его недопущения меры. Если суда идут к внутренним водам, прибрежное государство может действовать превентивно, пресекая нарушение тех условий, на которых эти суда допускаются в эти воды.

Прибрежные государства из соображений безопасности при необходимости имеют право временно приостановить мирный проход иностранных судов с предварительным опубликованием сообщения об этом, однако мирный проход через проливы, служащие международному судоходству, приостанавливать не допускается.

Понятие мирного прохода, содержащейся в статье 14 (4) Конвенции 1958, получило развитие в статье 19 (2) Конвенции 1982 года, где представлены примеры нарушающих мир проходов, такие как: угроза силы или ее применения; маневры с оружием; шпионаж; пропаганда; нарушение таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных правил; преднамеренное и серьезное загрязнение; рыбный промысел; исследовательская или гидрографическая деятельность и создание помех для прибрежных коммуникаций или других объектов. Кроме того, к ним относится «любая деятельность, не имеющая прямого отношения к проходу», что допускает весьма широкое толкование. Таким образом, бремя доказывания при рассмотрении дел, связанных с мирным проходом, перекладывается с прибрежного государства на другую сторону, но отчасти усложняется установление факта нарушения. В соответствии со статьей 24 Конвенции 1982 года, прибрежные государства не должны препятствовать мирному проходу иностранных судов, устанавливая требования к ним, которые на практике сводятся к лишению их права мирного прохода или нарушению этого права, или допускать дискриминацию. В статья 17 Женевской конвенции о территориальном море 1958 обуславливается, что иностранные суда, осуществляя право мирного прохода, должны соблюдать законы и правила, издаваемые прибрежным государством и нормы международного права, в частности, относящиеся к транспорту и судоходству.
Эти положения уточняются в статье 21 (1) Конвенции 1982 года, в котором прямо закрепляется, что прибрежное государство может принимать законы и правила, касающиеся мирного прохода через территориальное море в отношении:

Неподчинение этим законам и правилам позволяет привлечь виновника к ответственности, но режим мирного прохождения не нарушается, если не будут осуществляться указанные в статьи 19 виды деятельности.

Одним из самых противоречивых вопросов, вокруг которого периодически кипели споры: является ли прохождение военных кораблей в мирное время мирным или нет. Вопрос еще больше осложняется умалчиванием данной проблемы в статье Конвенции 1958 года о территориальном море и в свете дискуссии развернувшейся в серии публикаций под заголовком «Правила, применимые для всех судов». Такое положение дало повод некоторым юристам сделать предположение что, положения конвенции в равной степени относятся и к военным кораблям, но другие специалисты утверждают, что столь важный вопрос не может быть решен исключительно путем логических заключений и суждений по аналогии, особенно в виду наличия со стороны многих государств оговорок к конвенции, отвергающих принцип мирного прохода для военных кораблей, и с учетом замечаний, содержащихся в комментариях к ряду подготовительных материалов к Женевской конвенции 1958 года.

Эта проблема в первую очередь беспокоила имеющих превосходство в военно-морском флоте западных государств, которые исторически отстаивали право мирного прохода для военных кораблей, в отличии от развивающихся стран и СССР. Тем не менее, с ростом мощи военно-морского флота последних отношение к данному вопросу претерпевает изменение.

В 1989 году СССР и США совместно выступили с «Единым толкованием норм международного права, регулирующих мирный проход», в котором подтверждается справедливость соответствующих норм международного права, содержащихся в Конвенции 1982 года, и в пункте 2 приводится следующее:

Все суда, включая военные корабли, вне зависимости от груза, вооружения или типа двигательной установки, в соответствии с международным правом пользуются правом мирного прохода через территориальное море, для которого не требуется ни предварительного уведомления, ни разрешения.

В заявлении отмечается, что судно, проходящее через территориальное море и не осуществляющее ни один из видов деятельности, исчерпывающий перечень которых содержится в статье 19 (2), осуществляет мирный проход. Во время мирного прохода суда должны соблюдают законы и правила прибрежного государства, принятые в соответствии со статьями 21, 22, 23 и 25 Конвенции 1982 года, при условии, что такие законы и правила не сводятся на практике к лишению или нарушению осуществления права мирного прохода.

Это важное заявление подтверждает мнение о том, что перечень видов деятельности, закрепленный в статье 19 (2) Конвенции 1982 года является исчерпывающим, таким образом суда, проходящие через территориальное море, не вступая в какую-либо из приведенных видов деятельности, не нарушают право мирного прохода. Заявление также подчеркивает правильность взглядов о том, что военные корабли действительно имеют право мирного прохода через территориальное море без предварительного уведомления или получения соответствующего разрешения.

Источник

Статья 19. Понятие мирного прохода

Понятие мирного прохода

1. Проход является мирным, если только им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. Такой проход должен совершаться в соответствии с настоящей Конвенцией и другими нормами международного права.

2. Проход иностранного судна считается нарушающим мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства, если в территориальном море оно осуществляет любой из следующих видов деятельности:

a) угрозу силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе Организации Объединенных Наций;

c) любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства;

d) любой акт пропаганды, имеющий целью посягательство на оборону или безопасность прибрежного государства;

e) подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата;

f) подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого военного устройства;

g) погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица, вопреки таможенным, фискальным, иммиграционным или санитарным законам и правилам прибрежного государства;

h) любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения вопреки настоящей Конвенции;

i) любую рыболовную деятельность;

j) проведение исследовательской или гидрографической деятельности;

k) любой акт, направленный на создание помех функционированию любых систем связи или любых других сооружений или установок прибрежного государства;

l) любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *