Что такое правильность чтения
Что такое правильность чтения
Правильное чтение — это чтение без искажения звукового состава слов с соблюдением правильного ударения в словах. Умственно отсталые дети, как уже отмечалось, допускают большое количество ошибок: пропускают и смешивают буквы, слоги, слова, перескакивают со строки на строку, не дочитывают окончания, что затрудняет выработку других качеств чтения.
Наиболее результативным периодом для формирования навыков правильного чтения являются 1—3-й классы, когда учащиеся от побуквенного восприятия слов переходят к слоговому, а затем и к чтению целыми словами. В этот период они читают небольшие тексты и учитель имеет возможность обращать самое пристальное внимание на правильное прочитывание текста.
Одним из эффективных приемов выработки у детей навыка правильного чтения являются ежедневные специальные упражнения, способствующие точному воспроизведению слоговых структур и слов, которые могут вызывать затруднения при чтении текста. Конкретные задачи таких упражнений следующие: установление связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов, дифференциация сходных единиц чтения, закрепление в памяти слогов и слов, читаемых глобально, слияние в единый процесс восприятия и осмысления слова. Несомненно, что предварительные упражнения в правильном чтении решают и задачу совершенствования произносительных навыков, поскольку прочтение слогов и слов предполагает четкость их артикулирования. Однако в противоположность артикуляционной гимнастике с ее нацеленностью на укрепление мышц артикуляционного аппарата, отработку четкости произношения звуков, данные упражнения прежде всего готовят детей к правильному прочтению слов текста.
Материалом для упражнений служат слоговые структуры слов и целые слова, которые встречаются в тексте, предназначенном для чтения на данном уроке. Виды упражнений подбирают с учетом общего уровня развития у детей навыка чтения, в частности, характера их ошибок, а также в зависимости от особенностей структуры слов текста, прорабатываемого на уроке. Подобранные на основе этих критериев слоги и слова могут быть сгруппированы и включены в следующие виды упражнений:
Методика работы над совершенствованием навыков чтения. Работа над правильностью чтения.
Методика работы над совершенствованием навыков чтения. Работа над правильностью чтения.
Просмотр содержимого документа
«Методика работы над совершенствованием навыков чтения. Работа над правильностью чтения.»
Методика работы над совершенствованием навыков чтения
Работа над правильностью чтения.
1. Искажение звукобуквенного состава:
— пропуски букв, слогов, слов и даже строчек;
— перестановка единиц чтения (букв, слогов, слов);
— вставка произвольных элементов в единицы чтения;
— замена одних единиц чтения другими.
2. Наличие повторов.
Такие ошибки заключаются в повторении единиц чтения: букв, слогов, слов, предложений. Чем менее совершенен навык чтения, тем меньшая единица чтения повторяется. Эти ошибки очень близки к предыдущему типу, однако, их причины в другом. Повторы, как правило, связаны со стремлением ребенка удержать в оперативной памяти только что прочитанный компонент. Это необходимо маленькому чтецу для осмысления прочитанного. Поэтому на аналитическом этапе становления навыка повторы неизбежны и должны восприниматься учителем как явление закономерное и даже положительное. Чрезмерная торопливость учителя, раннее пресечение “повторов” в чтении учащихся могут помешать ребенку свободно и естественно перейти на синтетический этап чтения.
3. Нарушение норм литературного произношения.
Среди ошибок этого типа можно, в свою очередь, выделить несколько групп:
2) ошибки, связанные с так называемым “орфографическим чтением”:
3) интонационные ошибки, которые представляют собой неправильные логические ударения, неуместные в смысловом отношении паузы. Нетрудно заметить, что такие ошибки допускаются чтецом, если он не понимает читаемого. Однако от маленького ребенка процесс чтения требует не только интеллектуальных, но и физических усилий, поэтому причиной интонационной ошибок у маленького чтеца может стать нетренированносгь дыхания и речевого аппарата.
Правильно работать над исправлением и предупреждением ошибок при чтении учитель может только в том случае, если понимает причины ошибочного чтения и знает методику работы над ошибками. Итак, ведут к ошибочному чтению такие факторы, как:
1) несовершенство зрительного восприятия;
2) неразвитость (недостаточная гибкость) артикуляционного аппарата;
З) нехватка дыхания;
4) незнание орфоэпических норм;
5) незнание лексического значения слова;
6) “догадка”, вызванная субъективным типом чтения.
В настоящее время выделены основные приемы, способствующие формированию правильного чтения учащихся. К ним относятся:
звукобуквенный анализ слов;
чтение таблиц с трудными словами;
предварительное послоговое прочтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав;
чтение небольших текстов, не связанных с изучаемым в классе произведением, написанных на доске;
хоровое чтение трудной части рассказа;
распределение частей текста для чтения между учащимися с учетом возможностей каждого;
тренировочное чтение с заданиями различного характера (выборочное чтение, нахождение части текста к иллюстрации и др.).
В целях предупреждения ошибок рекомендуется проводить предварительную словарную работу, которая направлена на выяснение лексического значения слов, без понимания смысла которых восприятие текста будет затруднено.
Существует две группы упражнений для формирования правильности чтения:
2. Опиши предмет (показать и убрать).
4. Повтори, что сказал учитель (шесть слов попарно, сходных чем-то по звучанию).
5. Выбери слова на данный звук (чтение четверостишия, предложений, текста).
6. Придумай названия продуктов на данный звук, из которых можно приготовить обед.
1. Чтение слов, отличающихся одной буквой.
2. Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы.
3. Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания.
4. Чтение “перевертышей”.
5. Словарная работа (выяснение лексического значения слов перед чтением).
6. Предварительное послоговое чтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав.
7. Восполнение пропусков букв в словах.
8. Восполнение пропусков слов в предложении.
9. Восполнение пропусков слов в предложении с подсказкой некоторых букв.
Однако перечисленные упражнения не всегда обеспечивают формирование качества чтения в полном объеме. Практикам хорошо известно, что даже при систематической работе над этим качеством чтения дети допускают целый ряд ошибок: искажение смысла слова, замена одних слов другими, несоблюдение ударений, границ предложений, повторение отдельных слов и слогов и т. д.
Для выработки правильности чтения, кроме организации каждодневных упражнений, предупреждения ошибок, необходимы постоянный контроль за правильностью чтения учащихся и своевременное исправление ошибок. Работа над ошибками может проходить следующим образом:
учитель фиксирует все ошибки ученика, однако прерывает чтение только тогда, когда ошибка ведет к искажению мысли;
ошибки в окончании слов учитель исправляет сам, не прерывая чтения ученика;
ошибки, искажающие смысл предложений, исправляют путем повторного прочтения того же места или при помощи вопроса, заданного к прочитанному отрывку.
Иногда к исправлению ошибки ученика привлекают других учеников.
Правильность чтения
Правильное чтение — это чтение без искажения звукового состава слов с соблюдением правильного ударения в словах.Умственно отсталые дети, как уже отмечалось, допускают большое количество ошибок: пропускают и смешивают буквы, слоги, слова, перескакивают со строки на строку, недочитывают окончания, что затрудняет выработку других качеств чтения.
Наиболее результативным периодом для формирования навыков правильного чтения являются 1—3-й классы, когда учащиеся от побуквенного восприятия слов переходят к слоговому, а затем и к чтению целыми словами. В этот период они читают небольшие тексты и учитель имеет возможность обращать самое пристальное внимание на правильное прочитывание текста.
Одним из эффективных приемов выработки у детей навыка правильного чтения являются ежедневные специальные упражнения, способствующие точному воспроизведению слоговых структур и слов, которые могут вызывать затруднения при чтении текста. Конкретные задачи таких упражнений следующие: установление связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов, дифференциация сходных единиц чтения, закрепление в памяти слогов и слов, читаемых глобально, слияние в единый процесс восприятия и осмысления слова. Несомненно, что предварительные упражнения в правильном чтении решают и задачу совершенствования произносительных навыков, поскольку прочтение слогов и слов предполагает четкость их артикулирования. Однако в противоположность артикуляционной гимнастике с ее нацеленностью на укрепление мышц артикуляционного аппарата, отработку четкости произношения звуков, данные упражнения прежде всего готовят детей к правильному прочтению слов текста.
Материалом для упражнений служат слоговые структуры слов и целые слова, которые встречаются в тексте, предназначенном для чтения на данном уроке. Виды упражнений подбирают с учетом общего уровня развития у детей навыка чтения, в частности, характера их ошибок, а также в зависимости от особенностей структуры слов текста, прорабатываемого на уроке. Подобранные на основе этих критериев слоги и слова могут быть сгруппированы и включены в следующие виды упражнений:
1. Дифференциация сходных слогов и слов:
ла —рама — мя дом — том
ло — ро мо — мё Дима — Тима
лу —руму — мю кадушка — катушка
2. Чтение слогов и слов по подобию:
ма мо му Маша шапка
са со су Даша лапка
ла ло лу Паша папка
Проводя эти упражнения, учитель обращает внимание школьников на единый принцип образования слогов с одной и той же гласной, т.е. на сохранение положения губ при произнесении не только гласного звука, но и каждого слога с этим гласным. Кроме того, в процессе неоднократного воспроизведения сходных слов в памяти учащихся быстрее накапливаются их зрительные образы.
3. Чтение слогов и слов с подготовкой:
о то сто стол тосто-ит
у ту стустул таста-ли
а ра еравраг ня сняли
После воспроизведения слоговых структур дети читают слово либо в слоговой разбивке, либо целиком, в зависимости от того, на каком этапе чтения они находятся и какова сложность структуры слова. Исходя из программных требований, учащиеся 2-го класса заканчивают чтение цепочки слоговых структур чтением целого слова без слоговой разбивки в том случае, если слово состоит не более чем из 2 слогов доступных им структур. Все остальные слова читаются по слогам. В 3-м классе предварительное прочитывание слоговых структур чаще заканчивается глобальным чтением слова:
Ра тратрам-вай трамвай
4. Чтение слов, написание которых отличается одной-двумя
буквами или порядком их расположения:
так — тот мука — муха
5. Чтение родственных слов, отличающихся друг от друга
одной из морфем:
решила — решала увидел — увиделся
6. Чтение слов, имеющих одинаковую приставку, но разные
корни:
прошел — проделал — просмотрел увял — увел — увез
Выполнение пятого и шестого упражнений предупреждает свойственную умственно отсталым учащимся ошибку читать слово с ориентацией только на его формальные признаки, а не на смысл. Так, часто повторяющиеся буквосочетания или опорные буквы ведут к прочтению более привычного слова: лесной вместо лесистый, серый вместо сизый и т.п.
Как показала практика, наиболее оптимальным для проведения подобного рода упражнений является тот этап урока, который непосредственно предшествует чтению текста самими детьми. Содержание произведения им уже знакомо из чтения учителя. В связи с этим слова, которые отобраны для упражнения, легче осмысливаются учащимися, поскольку ранее они были восприняты в контексте. После первого прочтения выбранных слов выясняется значение тех из них, которые не знакомы школьникам или которые, по мнению учителя, могут быть неточно поняты. На эти упражнения отводится 4—5 мин, в зависимости от объема материала. Покажем суть данной работы на конкретном примере. Во 2-м классе дети читают сказку братьев Гримм «Еж и заяц». В тексте содержится большое количество родственных слов, представленных в разных формах. Именно эти слова должны быть предварительно прочитаны. На доске заранее выписываются слова:
бе-жим бе-га-ет бе-жа-ли
по-бе-жим по-бе-жит по-бе-жа-ли
под-бе-жим под-бе-жит до-бе-жа-ли
при-бе-жа-ли Перед чтением сказки ученики прочитывают слова, объясняют значения некоторых из них. Затем им предлагают читать текст, правильно воспроизводя все подготовленные заранее слова.
В 3-м классе при чтении стихотворения И. Сурикова «Зима» можно для упражнения сгруппировать слова таким образом:
Учитель читает слова и объясняет их значение, привлекая к объяснению детей. Далее написанное читают ученики, индивидуально и хором. Кроме того, в стихотворении достаточно много слов, которые школьники уже могут читать целым словом. Принимая во внимание приверженность умственно отсталых школьников к одному способу чтения, учитель предлагает им прочитать глобально слова, заключенные в квадрат. Слова прочитываются учениками каждого ряда «на соревнование». Подсчитыва-ется количество правильно прочитанных слов.
белый | снегом | солнце |
на землю | поле | мало |
тихо | стали | зима |
Ставится задача: при чтении стихотворения все девять слов обязательно читают целым словом, остальные слова — по слогам.
В предварительные упражнения можно включать и другие игровые моменты, например:
«Слог потерялся», «Буква потерялась». На доске записывают слова из текста с пропущенной буквой или слогом. Учащиеся должны их прочитать, догадавшись, какая буква (слог) потеряна. Эта игра заставляет внимательно вглядываться в слово. Особенно полезна данная игра, когда в тексте много родственных слов. Например: снег, сне. ный, сне. той, сне..ли.
«Кто самый внимательный?» Учащимся предъявляют пары слов, различающиеся одной-двумя буквами, их количеством, расположением (зима — земля, потемнело — потеплело). Дается определенное время на прочтение каждой пары. Школьники должны сказать, какие два слова они прочитали.
«Шепни на ушко». На доске записываются слова и закрываются полосками. Полоски снимают поочередно на короткий промежуток времени и возвращают на место. Ученики должны прочитать и шепнуть на ухо учителю, какое слово они прочитали. Правильно назвавшим слово вручают игровые жетоны.
«Бегущая лента». Слова записываются на полоске бумаги. Лента постепенно разворачивается. Школьники должны успеть прочитать и запомнить слова (не более двух-трех).
Данные игры способствуют не только формированию навыков правильного чтения, но и наращиванию темпа последнего, развитию умения прогнозировать слова.
В процессе проработки связного текста учитель дает образец правильного чтения и затем неоднократно читает материал вместе с детьми. При этом важно чуть-чуть замедлять темп чтения, не разрушая его смысловой целостности и выразительной передачи.
Тренировка в чтении должна занимать большую часть урока. Фактически это основной путь, который ведет к выработке навыка правильного чтения. Во избежание быстрого утомления школьников при однообразной работе, когда (особенно в младших классах) к одному и тому же тексту приходится возвращаться многократно, учитель каждый раз модифицирует задания. Дети читают по цепочке (предложения текста прочитываются поочередно), абзацами (учитель называет ученика, который будет читать), по эстафете (сами дети называют одноклассника, который продолжит чтение), выборочно. Прием выборочного чтения, в свою очередь, дает возможность варьировать задание: школьники прочитывают отрывок, ориентируясь на иллюстрацию («Рассмотри рисунок. Подбери к нему строчки из рассказа»), на вопрос учителя («Как выглядит лес после первого снега? Прочитай этот отрывок еще раз»), на конкретное задание («Прочитай последние строчки из сказки и запомни их»).
Интерес учащихся к повторному чтению поддерживается не только за счет постоянной вариативности заданий, но и подчеркнутого интереса учителя к новому виду деятельности детей. Актерские данные (эмоциональность, выразительность, умение играть роль заинтересованного участника всего происходящего) необходимы педагогу любого типа школы, но в большей степени тому, кто обучает и воспитывает умственно отсталых детей.
Не менее важно для формирования навыка правильного чтения организовывать наблюдения учащихся за чтением друг друга. Только при активности всего класса можно добиться того, чтобы школьники читали текст в течение всего урока либо вслух по вызову учителя, либо про себя, следя за чтением одноклассника. Для организации таких наблюдений можно использовать различные приемы:
•медленное чтение учителя (текст до этого уже отработан), когда учащиеся имеют возможность следить по книге, используя закладку или водя по строке пальцем. Педагог в любой момент может проверить учеников и поощрить, выдав игровую фишку;
•комбинированное чтение, когда в тексте выделяются предложения для чтения их хором. Перед детьми ставят задачу вовремя включиться в хоровое чтение;
•сопряженное чтение, когда текст начинает читать учитель вместе с учениками. Затем на время он замолкает, а дети продолжают читать хором. Это чтение должно быть слаженным, чтобы затем учитель мог свободно подключаться к нему;
• контроль детей за чтением товарищей с последующим со
общением количества и характера допущенных ошибок. Каж
дый ребенок должен читать не более одного-двух предложений,
так как в противном случае дети забывают действительные
ошибки и начинают придумывать их, чтобы получить поощре
ние учителя.
С некоторыми учениками педагогу приходится проводить специальные занятия, а на уроке применять к ним индивидуальный подход. Например, следует учитывать, что правильность чтения у детей с нарушением работоспособности (возбудимых или тормозных) во многом зависит от обстановки, в которой оно протекает, от интереса ученика к тому, что он читает. Поэтому на индивидуальных занятиях с такими детьми и в процессе урока следует создавать игровую ситуацию, привлекать их внимание побуждающими средствами («Будем считать, сколько слов и предложений ты прочитал верно. За каждое правильно прочитанное слово или предложение ты получишь кубик», «Сравним, сколько кубиков у тебя было вчера, а сколько сегодня» и т.п.).
Учащихся со сложными нарушениями фонематического слуха следует объединять в группу, с которой должен заниматься логопед. Методика этой работы раскрыта в книге Р.И. Лалаевой «Устранение нарушения чтения у умственно отсталых детей» (М., 1978). На уроках чтения в 1—2-м классах для этой группы школьников можно вводить упражнения на дифференцировку смешиваемых звуков, на установление их места в слове, на определение количества звуков и их последовательности. В процессе работы учитель опирается на функции более сохранных анализаторов: зрительного, кинестетического. С детьми уточняется артикуляция звука (движения артикуляционного аппарата воспринимаются зрительно: с помощью зеркала и тактильно — посредством ощущения пальцем движения языка или губ), определяется место звука в слове сначала в произношении учителя с утрированной артикуляцией, затем — самого ученика. После анализа школьники читают предложения с этими словами. Очень полезно предварительно отрабатывать текст или отдельные абзацы из текста, который будет предложен всему классу на следующем уроке. Это позволит учителю вовлечь данную группу детей во фронтальную работу. Эффективен в занятиях с такими учениками и игровой прием с воображаемым магнитофоном. Слабочитающий школьник слушает чтение сильного ученика, следит за чтением по тексту. Затем после слов учителя «магнитофон включен» прочитывает предложение сам. Товарищи по классу обсуждают результаты «записи». Небольшой объем слов, предварительная ориентация в них зрительно и на слух помогают, как правило, ученику успешнее справиться с заданием, вызывают интерес к работе, способствуют появлению некоторой уверенности в своих силах, закрепляют нормы литературного произношения. Тот же прием чтения «слабым» учеником после «сильного» можно обыграть как имитацию эха.
Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 26 ; Нарушение авторских прав
Как читать правильно: полное руководство
Адаптированный перевод статьи Мелиссы Чу о том, как улучшить качество чтения.
Природа книги эволюционировала. Общество и технологии стали другими. Под воздействием нового образа жизни подход к чтению поменялся. К лучшему или худшему?
Сегодня одна и та же информация может быть представлена в самых разных форматах. Когда речь заходит о том, как именно мы должны читать, мнения расходятся.
Эффективность скорочтения
С 1950-х годов скорочтение рекламировалось как эффективный способ быстрого освоения материала. Ученые, психологи и учителя придумали методы повышения скорости чтения с помощью ручных инструментов или движения глаз.
На чемпионате мира по скорочтению лучшие участники достигают скорости 1000–2000 слов в минуту. Шестикратная чемпионка Энн Джонс читает за 60 секунд 4200 слов. Эти результаты кажутся феноменальными по сравнению со средними возможностями взрослого человека, который продвигается по тексту на 300 слов в минуту.
Популярные методы в скорочтении:
Хотя многие читатели придерживаются этих методов, их эффективность вызывает споры. При скимминге теряются детали. С другой стороны, скимминг и сканирование помогают быстро изучить тему, а нужные разделы затем можно прочитать подробнее.
Автор книги “Psychology of Reading” («Психология чтения»), Кейт Райнер, отклоняет методы скорочтения. Он объясняет, что мы ограничены анатомией глаз и способностью мозга обрабатывать информацию. Для экономии времени часть методов основана на субвокализации — прекращении мысленного озвучивания слов. Райнер утверждает, что при скорочтении уровень запоминания и понимания прочитанного значительно уменьшается.
Участники чемпионатов мира демонстрируют уровень понимания прочитанного около 50%. У Энн Джонс этот показатель составляет 67%.
Независимо от используемого метода скорочтения понимание всегда приносится в жертву скорости.
Это не всегда плохо — зависит от того, что именно вы читаете. Если просматриваете сухую документацию, чтобы понять ключевые моменты, есть смысл использовать скимминг. Метод RSVP работает, когда знакомишься с коротким и легким для понимания разделом книги. Автор предпочитает читать с пером, используя его в качестве указателя для глаз.
Но бессмысленно использовать методы скорочтения, если перед вами сложный материал или книга, над которой хочется размышлять и смаковать каждую главу.
Выбор формата
Раньше был доступен только один вариант — бумажные издания. Сегодня мы можем читать, смотреть или слушать книги. Выбор рождает вопросы о том, как нам следует изучать материалы и чем одни форматы лучше других.
Бумажные книги. Согласно исследованиям, они обладают рядом преимуществ перед другими форматами. Когда физически перелистываешь страницы, отчетливее чувствуешь прогресс в чтении. Тактильные ощущения также способствуют лучшему запоминанию материала. Бумажные книги помогают заснуть, потому что — в отличие от электронных устройств — не излучают синий свет.
Многие предпочитают традиционные книги. Людям нравится чувствовать бумагу. Мягкий запах, вес книги и возможность листать страницы делают чтение еще приятнее. Однако бумажные издания бывают тяжелыми и неудобными для перевозки.
Электронные книги (ридеры). Их основное преимущество — удобство. Нет разницы, сколько вы несете книг: одну или сто. Это помогает в путешествиях, особенно если хотите почитать побольше. Электронные книги понятны для пользователей, потому что мы привыкли к гаджетам, таким как смартфоны и планшеты.
Однако эффект синего света — большая проблема для читателей. Исследователи обнаружили, что люди, которые предпочитают электронные книги, дольше засыпают. У тех, кто читает на планшетах, ноутбуках, смартфонах и ридерах, снижается уровень мелатонина — гормона, который увеличивается по вечерам, вызывая сонливость. В результате они плохо спят и просыпаются уставшими.
Хорошо, что есть исключения — Amazon Kindle. Эти устройства придают свечение самому экрану для лучшей видимости текста, а не слепят читателя. Такое освещение напоминает лампу, направленную на бумажную книгу.
Аудиокниги. Некоторые относятся к ним скептически, считая, что прослушивание книг не дает такого же погружения, как чтение. Однако в исследовании отмечается, что люди воспринимают информацию на слух так же, как визуально. (Отдельная тема для обсуждения — являются ли прослушивание и чтение полностью эквивалентными.) В некоторых случаях тон рассказчика даже помогает лучше понять смысл.
Однако проблема в том, что люди склонны к многозадачности. Если одновременно слушать книгу и писать e-mail или готовить, смысл может потеряться. Лично автору нравится слушать аудиокниги, когда ее меньше всего отвлекают: в очереди или во время прогулки.
В последнее время аудиокниги стали популярными. Некоторые слушают их на скорости в два-три раза быстрее, чем в оригинальной записи. Хотя они утверждают, что информация не теряется, стоит задуматься, следовать ли их примеру при изучении материала.
Книга — это не просто коробка, которую мы открываем, чтобы проверить содержимое. Ее изучение — это опыт: информацию надо впитывать, размышлять над ней и давать выход в виде новых знаний. Мы получаем идеи из книг во время пауз при чтении — так же, как креативные мысли рождаются в спокойные периоды.
Чтение сегодня
По мере того как информация «оцифровывается», книги становятся доступнее. У нас под рукой бесчисленные варианты досуга. Стали ли книги в таких условиях более привлекательными?
Согласно опросу в Японии, чем больше времени люди тратят на смартфоны, тем меньше — на чтение: 53% респондентов не познакомились ни с одной новой книгой за последний месяц. Такая ситуация прослеживается в течение пяти лет.
Другое исследование показало, что объем чтения увеличивается с 17 до 21% после праздников, потому что людям часто дарят планшеты и ридеры. В прошлом году примерно 43% взрослых американцев предпочитали так называемый «длинный контент»: книги, журналы или лонгриды. В среднем пользователи ридеров прочли за год 24 книги. Любители бумажных страниц — 15 произведений.
Изменились условия и обстоятельства чтения. Люди открывают книги, когда у них есть свободная минута: в дороге или между задачами. Все чаще чтению отводится время во время просмотра телевизора или интернет-серфинга.
Мы зачастую знакомимся с текстами урывками, поэтому выгоды от «глубокого чтения» теряются. Длительное и вдумчивое уединение с книгой доставляет удовольствие, потому что вводит в состояние, подобное гипнотическому трансу. Интересно, что скорость освоения текста фактически замедляется. Но при «глубоком чтении» человек быстрее расшифровывает слова, у него обостряется понимание написанного, устанавливается связь с автором.
4 совета для эффективного чтения
В идеале мы читали бы непрерывно в течение нескольких часов при мягком освещении и без отвлекающих факторов. К сожалению, у большинства из нас нет такой ежедневной роскоши.
Вот четыре решения для максимально эффективного чтения:
Выберите подходящие форматы материалов для чтения в разных ситуациях
Классифицируйте их под время и место. Откладывайте статьи и заметки, чтобы прочитать их в короткие свободные периоды. Книги, требующие меньше внимания, слушайте в аудиоформате. Сложный для чтения материал откладывайте, пока у вас не появится достаточно времени для вдумчивого изучения.
Сделайте чтение повседневной привычкой
Когда автор стала постоянно читать, смогла:
Оптимальное время для чтения — раннее утро или вечер перед сном. Конечно, вы можете выбрать другие варианты, но для автора эти два идеальны.
Легкий способ сделать чтение привычкой — положить книгу на прикроватный столик, чтобы она стала одной из первых вещей, которую вы видите сразу после пробуждения и перед сном. Если вас утомляет чтение, выбирайте легкий материал.
Поделитесь прочитанным
Если вы только что прочитали книгу, поделитесь ею с теми, кому она тоже может понравиться (вот список любимых произведений автора). И если кто-то с похожими предпочтениями порекомендует книгу, почему бы вам ее не прочесть?
Чтение одних книг сближает, как если бы вы путешествовали или смотрели фильм вместе. Коллективное обсуждение помогает лучше понять и оценить прочитанное.
Подумайте о чтении
Автору не нравится просто сканировать книгу и переходить к следующей. Когда она читает подобным образом, обнаруживает, что результаты чтения теряются. Поэтому она использует другие методы, чтобы запомнить прочитанное:
Традиционные книги уступают место новым форматам. Вместе с формой меняется и подход к чтению. Мы сокращаем деятельность до небольших задач, чтобы успевать больше. Адаптируйте чтение в таком же ключе — ведь мы не властны над временем, но можем изменить подход к его использованию.
Адаптированный перевод статьи Мелиссы Чу о том, как улучшить качество чтения.
Природа книги эволюционировала. Общество и технологии стали другими. Под воздействием нового образа жизни подход к чтению поменялся. К лучшему или худшему?
Сегодня одна и та же информация может быть представлена в самых разных форматах. Когда речь заходит о том, как именно мы должны читать, мнения расходятся.
Эффективность скорочтения
С 1950-х годов скорочтение рекламировалось как эффективный способ быстрого освоения материала. Ученые, психологи и учителя придумали методы повышения скорости чтения с помощью ручных инструментов или движения глаз.
На чемпионате мира по скорочтению лучшие участники достигают скорости 1000–2000 слов в минуту. Шестикратная чемпионка Энн Джонс читает за 60 секунд 4200 слов. Эти результаты кажутся феноменальными по сравнению со средними возможностями взрослого человека, который продвигается по тексту на 300 слов в минуту.
Популярные методы в скорочтении:
Хотя многие читатели придерживаются этих методов, их эффективность вызывает споры. При скимминге теряются детали. С другой стороны, скимминг и сканирование помогают быстро изучить тему, а нужные разделы затем можно прочитать подробнее.
Автор книги “Psychology of Reading” («Психология чтения»), Кейт Райнер, отклоняет методы скорочтения. Он объясняет, что мы ограничены анатомией глаз и способностью мозга обрабатывать информацию. Для экономии времени часть методов основана на субвокализации — прекращении мысленного озвучивания слов. Райнер утверждает, что при скорочтении уровень запоминания и понимания прочитанного значительно уменьшается.
Участники чемпионатов мира демонстрируют уровень понимания прочитанного около 50%. У Энн Джонс этот показатель составляет 67%.
Независимо от используемого метода скорочтения понимание всегда приносится в жертву скорости.
Это не всегда плохо — зависит от того, что именно вы читаете. Если просматриваете сухую документацию, чтобы понять ключевые моменты, есть смысл использовать скимминг. Метод RSVP работает, когда знакомишься с коротким и легким для понимания разделом книги. Автор предпочитает читать с пером, используя его в качестве указателя для глаз.
Но бессмысленно использовать методы скорочтения, если перед вами сложный материал или книга, над которой хочется размышлять и смаковать каждую главу.
Выбор формата
Раньше был доступен только один вариант — бумажные издания. Сегодня мы можем читать, смотреть или слушать книги. Выбор рождает вопросы о том, как нам следует изучать материалы и чем одни форматы лучше других.
Бумажные книги. Согласно исследованиям, они обладают рядом преимуществ перед другими форматами. Когда физически перелистываешь страницы, отчетливее чувствуешь прогресс в чтении. Тактильные ощущения также способствуют лучшему запоминанию материала. Бумажные книги помогают заснуть, потому что — в отличие от электронных устройств — не излучают синий свет.
Многие предпочитают традиционные книги. Людям нравится чувствовать бумагу. Мягкий запах, вес книги и возможность листать страницы делают чтение еще приятнее. Однако бумажные издания бывают тяжелыми и неудобными для перевозки.
Электронные книги (ридеры). Их основное преимущество — удобство. Нет разницы, сколько вы несете книг: одну или сто. Это помогает в путешествиях, особенно если хотите почитать побольше. Электронные книги понятны для пользователей, потому что мы привыкли к гаджетам, таким как смартфоны и планшеты.
Однако эффект синего света — большая проблема для читателей. Исследователи обнаружили, что люди, которые предпочитают электронные книги, дольше засыпают. У тех, кто читает на планшетах, ноутбуках, смартфонах и ридерах, снижается уровень мелатонина — гормона, который увеличивается по вечерам, вызывая сонливость. В результате они плохо спят и просыпаются уставшими.
Хорошо, что есть исключения — Amazon Kindle. Эти устройства придают свечение самому экрану для лучшей видимости текста, а не слепят читателя. Такое освещение напоминает лампу, направленную на бумажную книгу.
Аудиокниги. Некоторые относятся к ним скептически, считая, что прослушивание книг не дает такого же погружения, как чтение. Однако в исследовании отмечается, что люди воспринимают информацию на слух так же, как визуально. (Отдельная тема для обсуждения — являются ли прослушивание и чтение полностью эквивалентными.) В некоторых случаях тон рассказчика даже помогает лучше понять смысл.
Однако проблема в том, что люди склонны к многозадачности. Если одновременно слушать книгу и писать e-mail или готовить, смысл может потеряться. Лично автору нравится слушать аудиокниги, когда ее меньше всего отвлекают: в очереди или во время прогулки.
В последнее время аудиокниги стали популярными. Некоторые слушают их на скорости в два-три раза быстрее, чем в оригинальной записи. Хотя они утверждают, что информация не теряется, стоит задуматься, следовать ли их примеру при изучении материала.
Книга — это не просто коробка, которую мы открываем, чтобы проверить содержимое. Ее изучение — это опыт: информацию надо впитывать, размышлять над ней и давать выход в виде новых знаний. Мы получаем идеи из книг во время пауз при чтении — так же, как креативные мысли рождаются в спокойные периоды.
Чтение сегодня
По мере того как информация «оцифровывается», книги становятся доступнее. У нас под рукой бесчисленные варианты досуга. Стали ли книги в таких условиях более привлекательными?
Согласно опросу в Японии, чем больше времени люди тратят на смартфоны, тем меньше — на чтение: 53% респондентов не познакомились ни с одной новой книгой за последний месяц. Такая ситуация прослеживается в течение пяти лет.
Другое исследование показало, что объем чтения увеличивается с 17 до 21% после праздников, потому что людям часто дарят планшеты и ридеры. В прошлом году примерно 43% взрослых американцев предпочитали так называемый «длинный контент»: книги, журналы или лонгриды. В среднем пользователи ридеров прочли за год 24 книги. Любители бумажных страниц — 15 произведений.
Изменились условия и обстоятельства чтения. Люди открывают книги, когда у них есть свободная минута: в дороге или между задачами. Все чаще чтению отводится время во время просмотра телевизора или интернет-серфинга.
Мы зачастую знакомимся с текстами урывками, поэтому выгоды от «глубокого чтения» теряются. Длительное и вдумчивое уединение с книгой доставляет удовольствие, потому что вводит в состояние, подобное гипнотическому трансу. Интересно, что скорость освоения текста фактически замедляется. Но при «глубоком чтении» человек быстрее расшифровывает слова, у него обостряется понимание написанного, устанавливается связь с автором.
4 совета для эффективного чтения
В идеале мы читали бы непрерывно в течение нескольких часов при мягком освещении и без отвлекающих факторов. К сожалению, у большинства из нас нет такой ежедневной роскоши.
Вот четыре решения для максимально эффективного чтения:
Выберите подходящие форматы материалов для чтения в разных ситуациях
Классифицируйте их под время и место. Откладывайте статьи и заметки, чтобы прочитать их в короткие свободные периоды. Книги, требующие меньше внимания, слушайте в аудиоформате. Сложный для чтения материал откладывайте, пока у вас не появится достаточно времени для вдумчивого изучения.
Сделайте чтение повседневной привычкой
Когда автор стала постоянно читать, смогла:
Оптимальное время для чтения — раннее утро или вечер перед сном. Конечно, вы можете выбрать другие варианты, но для автора эти два идеальны.
Легкий способ сделать чтение привычкой — положить книгу на прикроватный столик, чтобы она стала одной из первых вещей, которую вы видите сразу после пробуждения и перед сном. Если вас утомляет чтение, выбирайте легкий материал.
Поделитесь прочитанным
Если вы только что прочитали книгу, поделитесь ею с теми, кому она тоже может понравиться (вот список любимых произведений автора). И если кто-то с похожими предпочтениями порекомендует книгу, почему бы вам ее не прочесть?
Чтение одних книг сближает, как если бы вы путешествовали или смотрели фильм вместе. Коллективное обсуждение помогает лучше понять и оценить прочитанное.
Подумайте о чтении
Автору не нравится просто сканировать книгу и переходить к следующей. Когда она читает подобным образом, обнаруживает, что результаты чтения теряются. Поэтому она использует другие методы, чтобы запомнить прочитанное:
Традиционные книги уступают место новым форматам. Вместе с формой меняется и подход к чтению. Мы сокращаем деятельность до небольших задач, чтобы успевать больше. Адаптируйте чтение в таком же ключе — ведь мы не властны над временем, но можем изменить подход к его использованию.