Что такое праведная жизнь
Праведность от Бога
Слово в день памяти святых пророка Захарии и праведной Елисаветы
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность Размер )
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В сегодняшний воскресный день мы совершаем память родителей святого Иоанна Предтечи – святых праведных Захарии и Елисаветы.
В отличие от родителей Пресвятой Девы, о родителях святого Иоанна Предтечи мы знаем достаточно много из канонических источников. В Евангелии от Луки Захария и Елисавета названы праведными пред Богом. Апостол Лука не только указывает, что оба родителя Предтечи «поступали по всем заповедям и уставам Господним», и даже подчеркивает, что они совершали это «беспорочно» (Лк. 1: 6), то есть безукоризненно, безошибочно, без греха в отношении Моисеева закона. По мысли блаженного Феофилакта, добавочное слово «беспорочно» выделяло Захарию и Елисавету среди современников: они не стремились к показному благочестию в отличие от тех, кто соблюдал закон ради земной славы и внешней праведности (см.: Мф. 23: 5).
Однако даже такой непорочный муж, как священник Захария, был склонен к сомнениям. Как-то раз, когда он совершал каждение в святилище Иерусалимского храма, ему явился ангел, который возвестил, что молитва Захарии услышана и он родит сына. Более того, рождение сына станет предметом всеобщей радости (см.: Лк. 1: 14), он будет велик пред Господом, облечется духом и силой пророка Илии и «многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их» (Лк. 1: 16).
Несмотря на явное чудо, Захария засомневался в словах архангела, поскольку он и его жена были уже в преклонных летах. В качестве подтверждения верности слов небесного вестника Захария стал глух и нем (см.: Лк. 1: 22; ср.: Лк. 1: 62) [1] до тех пор, пока обетованный ребенок не родился. Как только сыну дали имя Иоанн и исполнилось ангельское благовестие, Захария исполнился Святого Духа и стал пророчествовать: «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас; сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой… служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей» (Лк. 1: 68–75).
В этом пророчестве употребление термина «правда» после понятия «святость» (ст. 75) может намекать на разные качества непорочности человека. Если до исполнения Святым Духом праведный Захария был склонен к сомнениям, то после пришествия благодати Духа он стал непоколебимым пророком.
Беспорочная Елисавета, когда зачала ребенка, пять месяцев пряталась от людей. В этот период главным предметом ее размышлений была самая обыкновенная житейская радость: Господь снял с нее поношение между людьми (см.: Лк. 1: 25), ее перестали считать бесплодной. Когда же Елисавету посетил Святой Дух, тогда предметом ее радости стали более высокие материи. Она потеряла страх пред людьми и громким голосом приветствовала пришедшую к ней Марию: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк. 1: 42–43). В этих словах Елисавета изображается не просто как мать ребенка, но как пророчица, увидевшая зачатие и скорое рождение Господа от Преблагословенной Марии.
Жизнь праведных Захарии и Елисаветы – иллюстрация того, как велика разница между праведностью по закону и праведностью по Богу
Так мученически закончили земной путь те праведники Ветхого Завета, которые сначала скромно жили чаянием утехи от рождения ребеночка, но по обновлению Святым Духом стали громогласными пророками о грядущем спасении Мессией всего народа. Их жизнь – иллюстрация того, как велика разница между праведностью по закону и праведностью по Богу.
Закон, по современному определению, – это свод обязательных норм и правил, регулирующих общественные отношения. В юриспруденции – это правовой акт, который дает возможность органам государственной власти регулировать общественные отношения и позволяет применять меры государственного принуждения.
Ветхозаветное законодательство было более всеохватывающим. Законы Моисея условно можно поделить на четыре категории: нравственные, гражданские, религиозно-обрядовые и законы о здоровье. Нравственные законы сводились к Десяти заповедям (см.: Исх. 20: 1–17) и были основой для гражданских законов. Обрядовые законы описывали порядок совершения жертвоприношений, дни общественных праздников и религиозных обязанностей каждого еврея. Правила о прокаженных, ритуальной нечистоте, чистых и нечистых животных были продиктованы заботой о гигиене и физическом здоровье граждан. Все эти типы законов для древних людей составляли единую систему. Тот, кто пытался исполнить их максимально правильно, мог называться праведником. Глазами наших современников, такой гражданин – порядочный, законопослушный человек, который с уважением относится к национальным святыням и заботится о здоровье.
Казалось бы, куда уж лучше? Человек никого не убивает, не грешит, старается поступать со всеми порядочно. Подобный тип людей порой на первой исповеди недоумевает: «Батюшка, я ведь стараюсь не грешить, в чем же мне надо каяться?» Есть и другой тип людей, которые пытаются добавить к своей системе социальной праведности еще и обрядовые законы: «Батюшка, как правильно поститься? Сколько молитв читать? Как часто надо ходить в храм?» Подобный человек хочет быть порядочным во всем, но, движимый земными интересами, пытается выстроить вокруг себя систему законов, подобных Моисеевым, чтобы задобрить Бога через исполнение обрядово-религиозных предписаний.
Но именно от этого нас оберегает апостол Павел в Послании к Римлянам, когда говорит, что христианская праведность – в вере, а не от дел закона. «Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона» (Рим. 9: 31–32); «Ибо… усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, потому что конец закона – Христос, к праведности всякого верующего» (Рим. 10: 3–4).
В подобных выражениях апостол Павел проводит разницу между праведностью от исполнения законов и праведностью Божией, которая ведет человека к святости. Бог – свят и пребывает в святости, Он – Творец мира и земли, Святой, Вседержитель (см.: Иез. 38: 23; Откр. 4: 8). Он посылает на землю Своего Святого Сына (см.: Лк. 1: 35), а затем и Святого Духа, чтобы человек через причастие к святости Бога восстановил в себе Образ Божий, первозданную нетленную природу. Это возможно только при помощи Благодати Божией, которая дает возможность людям с чистым сердцем видеть Бога, Его истинные небесные законы.
Апостол Павел обращает наше внимание на то, что мы спасены благодатью через веру, и это не от нас, но – Божий дар (см.: Еф. 2: 8): «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви… нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом» (Еф. 2: 4–5).
Для человека, который ищет праведности не земной, но Божией, на первое место выходит вера
Поэтому для человека, который ищет устойчивости в жизни, праведности не земной, но Божией, на первое место выходит вера в Бога, которая, став ключевой точкой опоры, помогает приобрести ту Благодать, творческую энергию и свет, который, просвещая ум и сердце, делает из рядового законопослушного лица святого мужа и пророка.
Пусть же Господь Светов просветит наши души и телеса, чтобы нам «познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12: 2), «ходить в обновленной жизни» (Рим. 6: 4), «служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве» (Рим. 7: 6).
[1] Блаж. Феофилакт Болгарский: «Справедливо подвергается тому и другому – глухоте и немоте, ибо как преслушник наказывается глухотой, а как противоречащий – молчанием». См.: Феофилакт Болгарский, блаженный. Благовестник. Т. 1. Толкование на Евангелие от Матфея. Гл. 1. С. 32.
ПРАВЕДНАЯ ЖИЗНЬ
Жизнь на Земле, как она есть, оказывает огромное влияние на формирование тела и ума. Поэтому, следует стремиться к тому, чтобы упростить свою жизнь и научиться жить по Истине. Именно от праведной жизни зависит и все остальное, в том числе поиски истинного “Я” и Бога. Важность праведной жизни невозможно переоценить. Правильно говорят:
Истина превыше всего. Но еще выше — жить по Истине.
Простая жизнь и высокие помыслы всегда были идеалом, к которому постоянно стремились наши предки. Мы же, в наш современный век, редко задумываемся об этом, хотя говорим и изображаем обратное. Хотя нам и кажется, что жить по таким высоким принципам невозможно, следует все же обратить внимание на важность такой жизни и поискать пути и методы достижения этой цели. Что бы мы ни делали, мы всегда ставим перед собой некоторую цель, определяем основные принципы своих действий, изучаем пути достижения желанной цели и периодически проверяем, насколько мы продвинулись вперед. Для этого совершенно необходимо направить в этом направлении все свое внимание и честно работать изо дня в день. Лишь в этом случае появятся заметные изменения в поведении и образе жизни, изменится отношение к себе и к окружающим.
Из чего же состоит человеческая жизнь? — может спросить любой. Пожилые люди с большим жизненным опытом, уставшие от того, что они видели и испытали, естественно, обращаются к самоанализу. Действительно ли жизнь состоит лишь из еды, питья, сна, рождения детей; из страха, терзаний и борьбы; из попыток выхватить лакомый кусок, накопительства и ненависти? В том ли она, чтобы посылать в тюрьмы или подчинять себе тех, кто слабее нас физически или умственно, а может быть в том, чтобы убивать одних и грабить других? Стоит ли проводить дни в наслаждении неправедно нажитыми мирскими богатствами лишь затем, чтобы наконец умереть жалкой смертью, жалея себя и своих близких, беспомощно стоящих вокруг и оплакивающих тебя? А наша привязанность к таким мирским вещам, как земельные владения, дома, деньги? А наши любимые домашние животные и много прочего, что мы считаем своим, но будем вынуждены оставить здесь против своего желания? Принимая во внимание все вышеизложенное, имеет ли смысл считать достижение мирских богатств своей единственной целью или стоит стремиться к чему-то более благородному и высокому, к тому, что существует вечно и останется с нами навсегда? Ответ прост: главной целью, к которой следует стремиться, должна быть Всемогущая Сила, Первоисточник всей жизни, счастья и вечного мира, дающая нам средство освобождения от ужасающего рабства рождений, смертей и Карм.
Высшей цели, о которой мы говорим, невозможно достичь просьбами и пожеланиями. Для этого необходимо искать и найти того, кто действительно может нам в этом помочь, кто сам познал Царствие Божие и может помочь и нам сделать то же самое. Как свет идет от света, так и жизнь приходит от жизни. Учитель будет постоянно напоминать нам о давно забытом Доме, о Райском Саде, потерянном для нас сейчас, Он укажет на наши недостатки и ошибки в повседневной жизни и поможет, наконец, перейти к действительно активной жизни, полной истинной чистоты, расставшись с тем поверхностным и бессмысленным существованием, которое мы ведем сейчас. Мир, это дом, полный копоти и дыма, в нем невозможно не насажать себе пятен, даже будучи настороже и прилагая все усилия, чтобы этого избежать. Множество жирных, глубоко проникших пятен, сосчитать которые невозможно, вполне характерны для всего нашего образа жизни, их невозможно смыть без посторонней помощи. Характер каждого человека побуждает его играть свою роль на сцене жизни и участвовать в бессмысленных действиях, которые ни к чему не ведут. Так будет продолжаться до тех пор, пока не появится направляющая рука Сей Души, способной провести наше судно через рифы и мели. Этим Божественным помощником и является Истинный Святой. Можно назвать его Гуру (несущим факел), Учителем Сатгуру (то есть Святым, Божественной личностью, пребывающей в единении с Истиной) Муршид-е-Камил (совершенным Учителем), Хади (ведущим), братом, другом, старейшиной или любым другим именем, которое Вам нравится.
Дальнейший анализ приводит нас к выводу о том, что человеческая жизнь зависит, в основном, от двух вещей: от Ахара, то есть питания и от Вихара, то есть от его отношений с другими людьми и прочими живыми существами. Сюда входит вся жизнь человека. И в том, и в другом случае человек действует либо по традиции, либо на основе ограниченной информации, которую он почерпнул из книг или разговоров с другими людьми. Все вышеперечисленное и формирует основу, опираясь на которую человек создает собственные принципы культуры и цивилизации, прочно укореняющиеся в нем и овладевающие его умом и интеллектом.
Вряд ли существует какой-либо практический курс, которым может систематически руководствоваться человек в своей физической, интеллектуальной и духовной жизни. Чтобы избежать бессмысленных действий надо глубоко изучить и проанализировать его составные части. Необходим глубокий анализ изучаемого предмета, чтобы правильно построить свою жизнь на физическом, умственном и духовном уровнях.
Православная Жизнь
Оправдание верою: православный и протестантский взгляд от Сергея Комарова.
С самого начала апостольской проповеди мир ощетинился на евангельское благовестие дулами тысяч вопросов, требуя у христиан «отчета об их уповании» (ср. 1 Петра 4:15). Учение о Боге, родившемся на земле от Девы и распятом за грехи всех людей, сразу явилось «соблазном» для иудеев и «безумием» для эллинов (ср. 1 Кор. 1:23). Поэтому одновременно вместе с обязанностью возвещения миру о приходе Спасителя перед Церковью встала задача богословского диалога – как с иудейским законом, так и с языческой философией. Освоению категорий античной мысли, попыткам облечь свидетельство о Христе в одежды платоновско-аристотелевского языка будут посвящены второе, третье, четвертое столетие. Но первый век, век апостольский, ознаменован для Церкви другой проблемой. Медленно назревал тяжелый и, увы, неизбежный разрыв с иудаизмом.
Больше всего из всех апостолов этим вопросом мучился апостол Павел. «Иудеянин» (Деян. 22:3), «из колена Вениаминова» (Рим. 11:1), «фарисей, сын фарисея» (Деян. 23:6), воспитанный в Иерусалиме «при ногах Гамалиила» (Деян. 22:3), он переживал неверие иудеев как свою личную трагедию. «Великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему, – писал апостол, – я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим. 9:2–3). Поэтому неудивительно, что именно Павел, за Христом не ходивший и уверовавший позже всех; Павел, сам себя считающий «апостолом язычников» (ср. 1 Тим. 2:7), взял на себя тяжелый труд богословского диалога с Израилем, посвятив этому значительную часть своих посланий. Павел был первым из всех апостолов, кто понял невозможность совмещения христианства и 613 мицвот не только для язычников, но и для евреев. Еще в то время когда иерусалимская община жила в столице Иудеи, исправно исполняя все требования закона, Павел уже во всеуслышание проповедовал, что «обрезание ничто» (1 Кор. 7:19) и «делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть» (Рим. 3:20). Именно в неправильном отношении к закону как к средству оправдания Павел и видел причину неверия Израиля.
«Братия! – писал апостол Римлянам, – желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение. Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, потому что конец закона – Христос, к праведности всякого верующего (Рим. 10:1–4).
Здесь Павел ясно обозначает проблему современного ему иудаизма. Евреи пытались поставить «собственную праведность», не покоряясь «праведности Божией». Учению же о «праведности Божией», об «оправдании верою» апостол Павел уделяет едва ли не большую часть своей проповеди.
«Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки… правда Божия через веру в Иисуса Христа… ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим. 3:21, 28, 22), – убеждает святой апостол в том же послании.
Но как возможно человеку приобщиться к «праведности Божией»?
Павел поясняет: «Если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим. 10:9). Вот первый шаг для усвоения нам праведности Божией – вера в Иисуса Христа.
Но если бы мы сказали после этих слов «Аллилуиа!» и закончили на этом беседу, то в одно мгновение превратились бы из православных в классических протестантов. «Sola fide» («Только верою») спасается человек – провозгласил протестантизм в XVI веке. Этот тезис был зафиксирован в официальных протестантских документах. «Добрые дела должны быть полностью исключены из вопроса, касающегося спасения» (Формула Согласия 4, 7). «Самой верой мы засчитываемся праведными» (Апология аугсбургского вероисповедания 4, 72). Вера же есть «желание и принятие предложенного обетования о прощении грехов и оправдании» (Апология 4, 48).
Православное же сознание должно пройти, как между Сциллой и Харибдой, посреди католического учения о «заслугах» перед Богом, своих или чужих, и протестантского мышления, сводящего роль человека в своем спасении только к одномоментному согласию с тем, что он уже спасен. Православие учит о «синергии» – соединении божественной и человеческой воли в деле спасения. «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его», – говорит Спаситель (Мф. 11:12).
Но что же такое «оправдание», «праведность Божия», «правда Божия» именно в сотериологическом контексте? Что значат эти понятия для нашего спасения?
«Правда», «праведность», «оправдание» являются вариантами перевода греческого слова dikaiosunh (дикэосини). Все эти слова – оттенки действительного богословского смысла данного термина. В русском языке «правда» и «праведность» имеют разные значения, но в понятии «дикэосини» они сходятся.
Перед тем как мы дадим положительное определение понятию «оправдание», необходимо исключить юридический смысл данного слова. В христианстве оправдание неотделимо от внутренней чистоты и не может как-то механически «засчитаться», если человек испорчен изнутри. Рассуждая по этому поводу, Феофан Затворник спрашивает: «Уж не питаете ли вы такого чаяния, – чтоб Бог державною властию простил грешников и ввел их в рай. Прошу вас рассудить, пригоже ли это и гожи ли такие лица для рая? – Грех ведь не есть что-либо внешнее, а внутреннее и внутрь проходящее. Когда грешит кто, грех весь состав его извращает, оскверняет и омрачает. Если простить грешника внешним приговором, а внутри его все оставить, как было, не вычистив, то он и после прощения такого останется весь скверен и мрачен. Таков будет и тот, кого бы Бог простил державною Своею властию, без внутреннего его очищения. Вообразите, что входит такой – нечистый и мрачный – в рай. Что это будет? Ефиоп среди убеленных. Пристало ли?» (1).
Поэтому в православном понимании оправдание – не только внешний акт прощения, но и перспектива стать внутренне праведным путем подвига во Христе.
«Оно (оправдание) совершается через особое действие Духа Святого, Который, объемля Собою все существо человека, влечет его ко Христу и воссоединяет его в Самом Себе с Господом, а через Господа – с Богом», – читаем в Толковой Библии Лопухина (2). Здесь подчеркивается, насколько глубоко понятие православное понимание оправдания. Подобное пишет святитель Феофан Затворник: «Уверовавший получает отпущение грехов и благодать Святого Духа, которая, вошедши в сердце, изгоняет грех из него и вселяет в нем праведность» (3). Итак, Павел употребляет слово «праведность» в значении особого воздействия на человека Духа Святого. Только вследствие именно такого оправдания человек становится праведным. Как раз в этом контексте мы и говорим о христианских святых, что они праведны не своей, но Христовой праведностью. Ее дарит Иисус каждому, кто очистит себя для нее.
Исходя из сказанного, мы можем выстроить определение, в которое вместим все три оттенка «дикэосини» – «правду», «праведность», «оправдание»: Бог оправдывает человека, дарит ему праведность (которая не от человека, но от Бога), и в этом (в спасении человека) проявляется божественная правда (домостроительство нашего спасения).
Таким образом, праведность – внутреннее состояние, дарованное Богом человеку, имеющему веру и исполняющего заповеди Божии. Вряд ли нужно пояснять, насколько разнится такая позиция от католических «сверхзаслуг» и протестантского спасения «только верою». Спасает Бог, но и человек трудится ради своего спасения. Наша собственная праведность всегда имеет в себе некоторую нечистоту, поэтому необходимо Божье оправдание – но не как юридический акт прощения, а как очистительное действие Духа Святого в сердце человека. Мы трудимся, но спасает Бог. Мы с помощью Божией очищаем свое сердце, но если не придет в него Дух Святой, мы никогда не узнаем, что такое праведность.
Такое оправдание проповедовал апостол Павел, и такое оправдание должны исповедовать и мы. Необходимо понимать, о чем молимся и чего просим. Поэтому и говорим о таких вещах, хоть они и выше нашего понимания. Углубление в святоотеческие книги и в сокровище церковного богословия, а также строгая, внимательная жизнь по заповедям, соединенная с покаянной молитвой, могут дать нам больше в уразумении этого вопроса. Кто способен вместить, да вместит – мы же обозначили лишь контуры интересной и всегда актуальной богословской проблемы.
Праведность Праведный
Люди делятся на праведников, которые считают себя грешниками,
и грешников, которые считают себя праведниками.
Праведный человек. Не ведая страха, он всегда на стороне справедливости — ни
Праведная жена — богатство дому и спасенье мужу.
Праведность как качество личности – способность любить Бога, руководствоваться Его законами, проявлять благочестивые, добродетельные качества, указанные Богом.
Учеников удивляло, что Учитель, который живёт подчёркнуто скромно, нимало между тем не осуждает своих богатых последователей. — Не многим это удаётся, но праведность и богатство можно совместить, — сказал он однажды. — Каким образом? — недоумевали ученики. — Если деньги влияют на душу не больше, чем тень вон того бамбука — на двор. Ученики повернулись и увидели, как тень бамбука подметает двор, не всколыхнув ни единой пылинки.
Праведность – правденая жизнь. Праведность есть торжество благочестия. Праведность — это когда смотришь на свои поступки глазами Бога.
О праведности предельно четко и ясно сказано Всевышним:
— Всевышний сказал: Душу с праведным и боголюбивым нравом можно отличить по таким качествам, как бесстрашие, великодушие, понимание своей истинной природы, милосердие, умение владеть чувствами, жертвенность, знание священных писаний, честность, не привязанность в быту, умение не причинять боль другим, не привязанность к мирскому и суетному, уравновешенность, самообладание, способность не гневаться и не искать недостатков в других, сострадание, щедрость, мягкость в общении, скромность, способность не поддаваться соблазнам, непреклонность в достижении намеченной цели, умение прощать, терпение, чистота, отсутствие зависти и высокого самомнения.
Те же, кто имеет порочный нрав немилосердны, легко впадают в гнев, склонны к безрассудным поступкам, жадны и высокомерны. Праведные качества ведут к свободе, а порочные – к рабству… Этот мир населяют два вида существ – праведные и порочные. Я описал тебе качества праведных, теперь расскажу подробнее о порочных. В повседневной жизни они не руководствуются законами Всевышнего. Им не свойственны чистота, порядочность и правдивость. Они говорят, что вселенная возникла из ничего, что у нее нет сознательной причины, а жизнь появляется на свет от совокупления.
Придерживаясь этих взглядов, порочные и безбожные существа лишают себя возможности видеть вещи в истинном свете и не понимают, что они частицы вечного сознания. Их цель завладеть призрачным миром, но стремясь к власти над ним, они уничтожают все вокруг. Совершая отвратительные поступки, они идут к погибели. Потакая ненасытному вожделению, в погоне за телесными удовольствиями, безбожники ведут омерзительную жизнь. При этом они гордятся собой и ставят себя в пример другим. Уверенные, что цель жизни получить как можно больше удовольствий, они до последнего вздоха мучаются страхами и тревогами. Ненасытные в похоти, они пытаются увеличить свои богатства любыми путями, а когда не получают желаемого, впадают в гнев.
Ради телесных удовольствий, они готовы совершать самые омерзительные поступки. Безбожные по природе люди рассуждают: Сегодня я достиг, чего хотел и завтра достигну, чего захочу. Все это – мое богатство и в будущем его станет еще больше. Сегодня я уничтожил этого врага, а завтра уничтожу остальных. Я возьму от жизни все. Мир создан для моего удовольствия, и я добьюсь всего, чего хочу. Я самый могущественный и счастлив этим. Никто не может сравниться со мной богатством и величием. Я буду жертвовать часть своего имущества бедным, помогать нуждающимся и от этого буду чувствовать себя еще лучше.
В невежестве нечестивцы соблазняются бренным и страдают, когда теряют бренное. В погоне за сиюминутными удовольствиями, они прокладывают себе дорогу в ад. Самодовольные и уверенные в своей безнаказанности, ослепленные роскошью и властью, безбожники желают показать другим свою набожность и совершают жертвоприношения, которые не упомянуты в священных писаниях. В погоне за властью они впадают в безумие и причиняют страдания другим. Влюбленные в себя, охваченные то похотью, то гневом, они доходят до того, что презирают Всевышнего, который живет внутри них, и поносят святых, которые очень дороги Всевышнему.