Что такое правда на дне

Три правды в пьесе Горького «На дне»

Автор: Guru · 03.10.2016

Пьеса «На дне» была написана 15 июня 1902 года, на сцене её премьера состоялась 31 декабря того же года. Она сменила множество названий в процессе разработки и преодолела множество препятствий в связи с цензурой в русских театрах, однако осталась интересной по сей день, ведь в ней можно встретить правду о жизни «бывших людей», то есть социальных низов общества, отсюда и выходит её название, к которому мы так привыкли.

Можно много рассуждать по поводу того, почему Горький не оставил ей название, например, «Без солнца» или же «Ночлежка», но интереснее всего, на мой взгляд, поговорить о конфликте этой пьесы.

Хочу начать с того, что в пьесе мы можем заметить три «правды», каждая из которых по-своему верна, именно они составляют конфликт произведения.

«Правда» странника Луки в том, что если для того, чтобы жить, человеку нужна ложь, ему нужно лгать, ибо это будет являться ложью во благо. Без нее человек может не выдержать тяжёлой правды и умереть вовсе, так как утешение нужно каждому для продолжения борьбы с унынием. Речь героя афористична, и в ней можно увидеть его жизненную позицию. Например, герой считает, что: «Во что веришь, то и есть».

Третья «правда» заключается в том, что нужно говорить всё прямо, как есть и это — правда Бубнова. Он считает, что нет смысла врать, так как всё-равно все рано или поздно умрут.

Каждый человек сам для себя решает какая «правда» ему ближе, но самое сложное — сделать правильный выбор, ведь от него может зависеть жизнь человека, а то и сотни людей. Я считаю, что правда, предложенная Сатиным, ближе мне, так как я думаю, что человек всегда должен осознавать свою ценность и быть уважаемым. Ложь же будет существовать всегда, хотим мы того или нет, ведь без зла, как известно, не было бы и добра. Однако нельзя культивировать ее и превращать в идею, оправдывая иллюзорным благом. У каждого свое понимание «блага», и если мы начнем друг-друга обманывать ради достижения «высшей» цели, то посеем одно лишь зло. Спор, чья правда правдивее, решится силой, и будет уже не до уважения и ценности человеческой жизни и личности.

Лука уходит, как и абстрактные идеалы под давлением реальной жизни. Что он, бродяга и нищий, может посоветовать людям? Чем помочь? Только вселить губительную напрасную надежду, которая, уходя, разобьет человека вдребезги.

В заключении хочу написать о том, что честный человек гораздо сильнее и добрее лжеца: он неравнодушен, если пытается найти истину и показать ее вам, а не скрыть или «не заметить» из банального безразличия к вашей судьбе. Враль безответственно и хладнокровно пользуется доверчивостью и предает ее, а честному человеку приходится пробиваться сквозь броню недоверия и действовать напрямик ради вашего блага. Он не использует вас и не дурит, чтобы развлечься. Лука тоже не был ни расчетлив, ни смешлив, но был далек от реальной жизни и погружен в собственные иллюзии. Сатин – реалист, он повидал на своем веку больше. Эдакий блудный сын на своем опыте изведал, как человек нуждается в уважении и правде, которая, как знать, могла бы предостеречь его в свое время от фатальной ошибки.

Источник

Три правды в пьесе “На дне” Горького в таблице

Три правды в пьесе «На дне» Горького занимают особое место в повествовании. Бубнов, Лука и Сатин имеют свое представление о том, что такое правда.

Бубнов

Правда для Бубнова – это правда факта. Персонаж утверждает, что никто не должен лгать, что все люди должны «валить» только правду, даже если она окажется тяжелой для человека, который ее услышит. Высказывания каждого человека, по мнению Бубнова, должны строиться как неоспоримый факт. Герой не воспринимает ложь в любом ее проявлении.

Лука считает, что ложь может давать человеку надежду. Герой придерживается позиции лжи во спасение. Пьянице Актеру Лука говорит об особом городе, в котором он излечится от алкоголизма и изменится к лучшему. Умирающей Анне Лука рассказывает о том, что она после смерти обретет настоящий покой. Насте, стремившейся к обретению любви, Лука говорит то, что она обязательно добьется того, во что верит. Герой, появившийся в ночлежке, пытается поддержать каждого, кто находится на «дне».

Правда Луки заключается в милосердии и сострадании. Она построена на любви ко всему человечеству. Герой стремится каждому жителю ночлежки дать надежду на лучшую жизнь, а ложь становится орудием. Лука не согласен с позицией Бубнова, он считает, что одной только правдой нельзя вылечить душу человека.

Сатин

С позицией Луки не согласен Сатин. Он является выразителем 3 правды. Сатин считает, что ложь является религией только рабов и хозяев. Противопоставлена ей правда, именно она является «богом свободного человека». Сатин не поддерживает жалость Луки по отношению к жителям ночлежки, герой считает, что ложь, покрытая жалостью, никому не поможет, что человека нужно не жалеть, а уважать.

Таблица

Чтобы понять разницу в понимании истины разными героями, рассмотрим таблицу «Три правды («На дне»)», построенную на цитатах.

Бубнов

Лука

Сатин

«А я вот… не умею врать!»

«Она, правда-то, – не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь»

«Человек – вот правда!»

«По-моему — вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?»

«Любить – живых надо… живых»

«Ложь – религия рабов и хозяев! Правда – бог свободного человека!»

«Человека приласкать – никогда не вредно»

«Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо!»

…жалеть людей надо!… вовремя человека пожалеть… хорошо бывает.

«Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!»

«Потому-то всякого человека и уважать надо»

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Три правды в пьесе «На дне» Горького», рассмотрит размышления Бубнова, Луки и Сатина по поводу правды и лжи в жизни человека.

Источник

Тема правды в пьесе Горького «На дне»: сколько сторон у правды

Содержание:

Пьеса знаменитого писателя Максима Горького воссоздает страшную действительность, в которой живут обездоленные, брошенные на произвол судьбы люди. Горький долго работал над созданием новаторского, философского, драматического произведения. Суть композиции заключается в столкновении трех взглядов на жизнь, свойственных разным людям. Задача писателя – показать изнутри характерные проблемы бытия.

Будучи молодым, решительным, автор взял для разбора весьма сложное направление. До сегодняшнего дня нет четкого определения правды, однозначного ответа на вопрос: «Что называется правдой?» Структура пьесы базируется на споре трех героев произведения: Сатина, Бубнова и Луки. Через их разногласия, убеждения писатель проявляет собственную неуверенность в значении этого слова.

Что такое правда на дне. Смотреть фото Что такое правда на дне. Смотреть картинку Что такое правда на дне. Картинка про Что такое правда на дне. Фото Что такое правда на дне

Тема правды в пьесе Горького «На дне» – Лука

Что такое правда на дне. Смотреть фото Что такое правда на дне. Смотреть картинку Что такое правда на дне. Картинка про Что такое правда на дне. Фото Что такое правда на дне

Образ странствующего человека в возрасте шестидесяти лет автор присвоил Луке. Он пришел в ночлежку недавно, другие герои пьесы уже живут здесь долгое время. На чем основана правда Луки:

Правда Анны в пьесе «На дне» характеризует ее как затравленную, забитую женщину. Она умирает от тяжелой болезни, мечтает о смерти, чтобы освободиться от мучений. Лука пытается вселить ей веру в загробный мир, где она обретет покой, счастье. Главным оппонентом в споре с Лукой является Бубнов.

Роль правды в пьесе Горького «На дне» – Бубнов

Что такое правда на дне. Смотреть фото Что такое правда на дне. Смотреть картинку Что такое правда на дне. Картинка про Что такое правда на дне. Фото Что такое правда на дне

Герой живет в ночлежке достаточно долго. Раньше мужчина имел собственную красильную фабрику, но превратился в картузника. Человек находится на дне жизни, живет в ночлежном доме в долг. Тест личности Бубнова говорит о его цинизме, жестокости, фатализме, нелюбви к другим людям. Правда персонажа:

Герой не знаком с взаимопониманием, гуманизмом, поддержкой. Он уверен – ложь не имеет смысла, каждый проживет отведенный ему срок и умрет. Нужно называть вещи своими именами, не заботясь о чувствах окружающих.

Правда Сатина – во что верит актер

Что такое правда на дне. Смотреть фото Что такое правда на дне. Смотреть картинку Что такое правда на дне. Картинка про Что такое правда на дне. Фото Что такое правда на дне

Сатин – бывший телеграфист, актер, нынешний карточный шулер. Он был отправлен в тюрьму на четыре года за то, что защитил сестру, по неосторожности убив её обидчика. Позиция Сатина основана на логике, образованности. Он начитанный, умный человек. Его правда базируется на следующих принципах:

Именно через мировоззрение, отношение Сатина к правде Горький передает собственные убеждения.

Источник

Сочинение: Три правды в пьесе «На дне» (М. Горький)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 25.11.2019 · Обновлено 13.05.2021

Многомудрый Литрекон представляет «Три правды в пьесе «На дне»», изложенные в сочинении. Кратко и полно (здесь два варианта) он говорит о том, что о правде думали Бубнов, Сатин и Лука. Здесь же он описал их мировоззренческие позиции с цитатами и биографическими справками. Приятного просвещения!

Вариант 1 (кратко)

(505 слов) Драма Максима Горького «На дне» раскрывает человеческие судьбы в трагическом свете: само название произведения даёт понять, что герои находятся в отчаянном положении. От этого по-настоящему значительными становятся монологи, в которых они раскрывают свои взгляды на мир.

Все действующие лица произведения относятся к типу «маленького человека», который в начале XX века привлекал особенно пристальное внимание. Его своеобразие у Горького заключается в том, что это «голый человек», с которого «всё слиняло» — звания, чины, различия в общественном положении. Уже в конце 1901-1902 года, когда была написана пьеса, городская беднота вызывала интерес не просто как социальное явление, но и как источник особой, новой правды времени. Тема поиска истины – одна из главных в произведении. Наиболее ярко формулируют своё миропонимание три героя: Лука, Бубнов и Сатин.

Лука – странник с тёмным прошлым. Он верит в то, что правда губительна для человека, потому что обнажённая неприглядность жизни отнимает надежду: «Она, правда-то, — не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь…». Герой утверждает, «во что веришь, то и есть». Его слова нужны тем, кто оказался в безнадёжном отчаянии, «на дне» жизни, перед лицом смерти. Анна, умирающая от чахотки, благодарит старика за жалость и обещание покоя – но оно не помогает ей смириться с уходом из жизни. Актёр, которому Лука рассказывает про лечебницу для отравленных алкоголем, воодушевляется новой идеей, но и мечта «начать жизнь снова» не уберегла его от петли в финале произведения. Лука предлагает провести жизнь в забытьи, его убеждения основаны на любви и жалости к людям.

Позиция Сатина занимает в произведении особое место: он поднимается над всем, что окружает его в повседневности, мыслит масштабно, его идеал – свободный и гордый человек. Сатин понимает, что неправда Луки спасительна для тех, кто гибнет, но отвергает её. В основе убеждений героя лежит вера в величие человеческого духа. Сатин – гуманист, отвергающий рамки эпохи, мыслящий независимо и смело. Монолог героя резко выделяется на фоне остальных его реплик и всей интонации диалогов, его патетические тона, размышления о вечном человеческом достоинстве вступают в контраст с обстановкой нищей ночлежки, где нашли приют одинокие и усталые люди. Этот акцент привлекает внимание читателя, заставляет вспомнить о том, что правда – вечное, высокое понятие. Только гордость, твёрдость, пренебрежение мелочной суетой помогают «чувствовать себя человеком», оказавшись «на дне».

В пьесе Максима Горького «На дне» раскрываются три взгляда на правду, но авторские симпатии на стороне Сатина. Горький верит, что преодоление страданий возможно только благодаря свободе и силе духа. По мнению писателя, только уважение к человеку способно разрушить мир «рабов и хозяев». В правде Сатина слышится голос новой эпохи, надежда на обновление мира силами бесстрашных и свободных людей.

Вариант 2

(1010 слов) Пьеса Максима Горького «На дне» является одним из самых читаемых произведений писателя. В своей драме автор показал жизнь духовно опустошенных людей, опустившихся на беспросветное «дно». В произведении автор затронул много важных и актуальных на все времена тем. Сюжет пьесы образует три смысловые композиции, включающие в себя три жизненные правды. Рассмотрим каждую из них.

Правда Бубнова: отчаяние и мрак

“А я вот не умею врать. Зачем? По-моему, вали правду, как она есть! Что стесняться”, – говорит Бубнов.

Его мировоззрение очень депрессивно и мрачно. Известно, что Бубнов раньше жил хорошо и имел свое дело. Но узнав об измене жены, герой не смог больше жить как прежде. Он собрался и ушел из дома, оставив все супруге. С тех пор он скитается и нищенствует. Горький опыт надломил его, и он стал обо всем думать плохо. Его отчаяние сквозит в каждой реплике. Он давно разочаровался в окружении и себе самом. Всех людей на Земле Бубнов считает лишними, а их судьбу — делом решенным. По его мнению, человек ничего не может изменить в своей жизни. Его удел определен раз и навсегда, а он «как щепка по реке плывет». Поэтому нет смысла в утешении и доброте, сочувствии и сострадании. Есть лишь объективная реальность, задающая свои правила игры.

“Как человека ни раскрашивай все сотрется” — считает Бубнов.

Правда Луки, или правда сладкой лжи и утешения

Лука — странствующий проповедник, который прожил очень долгую и нелегкую жизнь. О его прошлом мы знаем немного: по намекам понятно, что Лука сидел в тюрьме, имел горький опыт отношений с женщинами, работал одно время сторожем. Жизненные впечатления убедили героя, что люди нуждаются в жалости и милосердии. По его мнению, правда убивает людей, а вовремя поданная надежда, пусть и иллюзорная, может спасти их от отчаяния. Для него важнее не фактическая точность слов, а их посыл, их назначение:

«…не в слове – дело, а – почему слово говорится? – вот в чем дело. »

Лука проявляет свое мировоззрение на практике: он утешает всех обитателей ночлежки. Анне он обещает рай на небесах и блаженство. Насте верит, хоть она и рассказывает небылицы о своей любви. Актеру он и вовсе советует несуществующую больницу для бедняков, где от алкоголизма лечат бесплатно. Пеплу он дает напутствие: жениться на Наташе и ехать в Сибирь, чтобы начать жизнь с чистого листа и не воровать. Лука выражает уверенность, что все получится, главное — верить.

«…Человека приласкать – никогда не вредно…»

«…Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! вовремя человека пожалеть… хорошо бывает. »

Лука предпочитает сладкую ложь горькой правде, потому что «не всегда правдой душу вылечишь…». Проповедник доказывает свои слова притчами и историями из жизни. В спорах и беседах старик кроткий, терпеливый, доброжелательный. Он не категоричен и всегда умеет выслушать, посочувствовать, поверить собеседнику. Однако правота Луки сомнительна, ведь в финале он оставляет своих подопечных в самый критический момент. Увы, слабые люди быстро пристрастились к его доброте. Когда старик ушел, они не смогли жить дальше без потока лжи и сочувствия. Актер наложил на себя руки, Настя замкнулась в себе, Анна умерла, Пепел попал в тюрьму, Наташа пропала.

Лука, в отличие от Бубнова, уважал даже самого ничтожного человека и считал его нужным. Особенно он выделял детей и любил говорить о том, что им нужен простор. В жизни он видел вполне определенный смысл — стремление к доброте и чистоте.

Правда Сатина, или правда веры

Несмотря на то, что Сатину Лука нравится, он с ним не согласен в вопросе о правде:

«Ложь – религия рабов и хозяев! Правда – бог свободного человека!», — такова позиция Сатина.

По мнению Сатина, ложь оправдывает негодяя и клевещет на невиновного. Если она будет употребляться во благо, то неизбежно будет употреблена во зло, ведь у каждого свое видение блага. Поэтому ложь преступна в любом случае. Кроме того, она унижает личность. Жалость убеждает человека лишь в том, что он жалок. Она никак не мотивирует его справляться с трудностями. Ему проще смириться с тем, что он достоен жалости. Находясь в плену иллюзий, человек никогда не осознает своих недостатков, ведь его всегда утешают.

Я – знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живет чужими соками – тем ложь нужна…одних она поддерживает, другие – прикрываются ею… А кто – сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого – зачем тому ложь?

Сатин утверждает, что человека нужно уважать, а не жалеть. Сострадание унижает личность и помогает ей лишь смириться с проблемой, но не решить ее. Поэтому Сатин разоблачает ложь Луки и говорит жителям ночлежки правду без прикрас:

«…Фата-моргана! Наврал тебе старик… Ничего нет! Нет городов, нет людей…ничего нет. »

На жизнь Сатин смотрит весьма оригинально. Он призывает слушателей «обременять землю» и ничего не делать. По его мнению, трудиться нужно только в том случае, если труд — наслаждение. Во всем остальном работа лишена пользы. Сытость не стоит усилий — вот вывод Сатина. Жить нужно только в свое удовольствие, иначе жизнь не имеет смысла.

В своём знаменитом произведении «На дне» Горький представил три взгляда на мир. Но ему ближе всего была точка зрения Сатина. Необходимо жить по законам правды, не признавать ложь, верить в светлое будущее и в свои возможности. Безусловно, человеку нужно говорить только правду. Тогда он сможет понять, в чем его проблема, и исправиться. В пьесе автор задумывается над тем, что главнее для человека: истина или жалость, выраженная в сладкой лжи. Таким образом, произведение Горького пропитано мотивами гуманизма и внимания к человеческой личности.

Источник

«ТРИ ПРАВДЫ» В ПЬЕСЕ А. М. ГОРЬКОГО «НА ДНЕ»


«ТРИ ПРАВДЫ» В ПЬЕСЕ ГОРЬКОГО «НА ДНЕ»

Цели : рассмотреть понимание героями пьесы Горького «правды»; выяснить значение трагического столкновения разных точек зрения: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин); определить особенности гуманизма Горького.

I. Вступительная беседа.

Представьте на миг, что волею судьбы вы оказались в Москве без денег, без друзей, без родственников, без сотовых телефонов. Вы переместились в начало века. Как вы попытались бы наладить свою жизнь или изменить ситуацию, в которой вы оказались? Попытаетесь вы наладить свою жизнь или сразу же опустились на «дно»?

Герои пьесы, которую мы изучаем, сопротивляться перестали, она опустились на «дно жизни».

— Тема нашего урока: «Три правды в пьесе М. Горького «На дне».

— Как вы думаете, о чём пойдёт речь?

— Какие вопросы мы будем рассматривать?

(Предполагаемые ответы: Что такое правда? Какой может быть правда? Почему три правды? Какие мысли о правде высказывают герои? Кто из героев задумывается над этим вопросом?

Обобщение учителя: У каждого героя – своя правда. А мы с вами попытаемся выяснить позиции героев, разобраться в них, понять суть спора, возникшего между персонажами и решить, чья правда ближе нам, современным читателям.

Вы знаете, что нельзя грамотно отстаивать свою точку зрения без знания литературного произведения. Предлагаю вам литературную разминку. Я зачитываю реплику из пьесы, а вы определяете, кому из героев она принадлежит.

— На что совесть? Я не богатый (Бубнов)

-Любить живых надо, живых (Лука)

— Когда труд – обязанность – жизнь рабство (Сатин)

— Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека! (Сатин)

— Люди живут…как щепки по реке плывут…(Бубнов)

— Все люби на земле лишние (Бубнов)

— Христос всех жалел и нам велел (Лука)

— Человека приласкать – никогда не вредно (Лука)

-Чело-век! Это – великолепно! Это звучит гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека!

Актуализация знаний. Вызов.

— Вы продемонстрировали неплохое знание текста. Как вы думаете, почему вам были предложены реплики именно этих персонажей? ( Лука, Сатин, Бубнов имеют своё представление о правде).

Что является основным лейтмотивом пьесы? Кто из персонажей первым формулирует основной вопрос драмы «На дне»?

Спор о правде – смысловой центр пьесы. Слово «правда» прозвучит уже на первой странице пьесы, в реплике Квашни: «А-а! Не терпишь правды!» Правда – ложь («Врешь!» – резкий выкрик Клеща, прозвучавший даже раньше слова «правда»), правда – вера – это важнейшие смысловые полюсы, определяющие проблематику «На дне».

— Как вы понимаете значение слова «правда»?

Т.е. правда бывает частная, а бывает мировоззренческая

Итак, выясним правду Луки, Бубнова, Сатина. – Что же такое правда для героев пьесы? Как соотнести их взгляды?

II. Работа по проблеме, заявленной в теме урока.

Философия правды в пьесе Горького.

1) Восходит от имени апостола Луки.

2) Ассоциируется со словом «Лукавый», то есть хитрый.

3) «Луковка», пока до середины доберёшься, снимешь много «одёжек!

— Как появляется Лука в пьесе? Какие первые слова он говорит? ( «Доброго здоровья, народ честной», он сразу объявляет свою позицию, говорит, что он ко всем хорошо относится, «Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха не плоха».

— Что говорит Лука об отношении к окружающим людям?

Рассмотрим, как ведёт себя Лука с каждым из обитателей ночлежки.

— Как он относится к Анне? (Жалеет, говорит, что после смерти она обретёт покой, утешает, помогает, становится необходимым)

— Что советует Актёру? ( Найти город, в котором лечат от алкоголя, там чисто, пол мраморный, лечат бесплатно, «Человек всё может, лишь бы захотел»).

— Как предлагает устроить жизнь Ваське Пеплу? ( Уехать в Сибирь с Наташей. Сибирь – богатый край, там можно заработать, стать хозяином).

— Как утешает Настю? ( Настя мечтает о большой светлой любви, он говорит ей: «Во что веришь, то и есть»)

— Как разговаривает с Медведевым? ( Называет его «ундером», т. е. льстит, и тот попадается на его удочку).

Так как же Лука относится к обитателям ночлежки? ( Хорошо, в каждом видит человека, открывает положительные черты характера, пытается помочь. Он в каждом умеет открыть хорошее и вселить надежду).

— Прочитайте реплики, в которых отражается жизненная позиция Луки?

— Как вы понимаете слова : «Во что веришь, то и есть?»

В противовес «прозе факта» Лука предлагает правду идеала – «поэзию факта». Если Бубнов (главный идеолог буквально понятой «правды»), Сатин, Барон далеки от иллюзий и не нуждаются в идеале, то Актер, Настя, Анна, Наташа, Пепел откликаются на реплику Луки – для них вера важнее правды.

Неуверенный рассказ Луки о лечебницах для алкоголиков звучал так: «От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат. такая уж лечебница устроена для пьяниц. Признали, видишь, что пьяница – тоже человек. » В воображении актера лечебница превращается в «мраморный дворец»: «Превосходная лечебница. Мрамор. мраморный пол! Свет. чистота, пища. все – даром! И мраморный пол. Да!» Актер – герой веры, а не правды факта, и утрата способности верить для него оказывается смертельной.

— Человек может добру научиться..очень просто,- говорит Лука. Какую историю он приводит в пример? (Случай на даче)

— Как вы понимаете «историю» о праведной земле?

Итак, правда Луки утешительная, он обращается к остаткам человеческого в душах ночлежников, даёт им надежду.

— В чём правда Луки? (Любить и жалеть человека)

«Христос всех жалел и нам велел»

«Во что веришь, то и есть»

«Человек всё может – лишь захотел»

«Любить – живых надо, живых»

«Если кто кому хорошо не сделал, тот и худо поступил»

— Кто из героев (Лука, Сатин или Бубнов показался вам наиболее мрачным персонажем?

-Позиция какого персонажа противопоставлена позиции Луки?

— Кто это такой? (Картузник, 45 лет)

— Чем он занимается? ( примеряет на болванки для шапок старые, распоротые брюки, соображая, как кроить)

— Что мы о нём знаем? (Был скорняком, подкрашивал меха, руки были жёлтые от краски, имел своё заведение, но потерял всё)

— Как он себя ведёт? (Недоволен всем, презрительно обращается с окружающимися, смотрим угрюмо, говорит сонным голосом, ни во что святое не верит. Это наиболее мрачная фигура в тексте).

-Найдите реплики, характеризующие его мировоззрение.

«Шум – смерти не помеха»

«На что совесть? Я – не богатый»

«Люди все живут… как щепки по реке плывут..Строят дом, а щепки – прочь».

«Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру…и ты».

Когда умирает Анна, он говорит: «Кашлять перестала, значит». Как вы это оцените?

-Как эти слова характеризуют его?

-В чём правда Бубнова? (Бубнов видит лишь негативную сторону жизни, разрушает в людях остатки веры и надежды. Скептик, циник, он относится к жизни со злым пессимизмом).

Выслушав аллегорический рассказ Луки о его жизни на даче в Сибири и укрывательстве (спасении) беглых каторжан, Бубнов признался: «А я вот. не умею врать! Зачем? По-моему, – вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?»

Бубнов видит лишь негативную сторону жизни и разрушает остатки веры и надежды в людях, Лука же знает, что в добром слове идеальное становится реальным: «Человек может добру научить. очень просто», – заключил он рассказ о жизни на даче, а излагая «историю» о праведной земле, свел ее к тому, что разрушение веры убивает человека. Лука (задумчиво, Бубнову): «Вот. ты говоришь – правда. Она, правда-то, – не всегда по недугу человеку. не всегда правдой душу вылечишь. » Лука лечит душу.

Позиция Луки гуманнее и действеннее обнаженной правды Бубнова, потому что взывает к остаткам человеческого в душах ночлежников. Человек для Луки, «каков ни есть – а всегда своей цены стоит». «Я только говорю, что если кто кому хорошо не сделал, то и худо поступил». «Человека приласкатьникогда не вредно».

Такое нравственное credo гармонизирует отношения между людьми, отменяет волчий принцип, а в идеале ведет к обретению внутренней полноты и самодостаточности, уверенности в том, что вопреки внешним обстоятельствам человек нашел истины, которые у него никто и никогда не отнимет

Выразителем ещё одной жизненной правды становится Сатин. Одним из кульминационных моментов пьесы являются знаменитые, из четвертого акта, монологи Сатина о человеке, правде, свободе.

Чтение монолога Сатина.

— Как этот персонаж появляется в пьесе?

— Что мы понимаем из его первых слов?

( Появляется с рычанием. Его первые слова говорят о том, что он карточный шулер и пьяница)

-Что мы узнали об этом человеке? (Когда-то служил на телеграфе, был образованным человеком. Сатин любит произносить непонятные слова. Какие?

Органон – в переводе означает «орудие», «орган зрения», «разум».

Сикамбр – древнегерманское племя, означает «тёмный человек».

Сатин чувствует превосходство над другими ночлежниками.

— Как он оказался в ночлежке? (Попал в тюрьму, так как заступился за честь сестры).

— В чём видит правду жизни Сатин? (Одним из кульминационных моментов пьесы являются знаменитые монологи Сатина о человеке, правде, свободе.

«Ложь – религия рабов и хозяев»

«Человек свободен, он за всё платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум…»

«Правда – бог свободного человека».

-Как, по его мнению, надо относится к человеку? (Уважать. Не унижать жалостью Человек – это звучит гордо, считает Сатин).

По мнению Сатина жалость унижает человека, уважение возвышает человека. Что важнее?

-Сатин считает, что человека надо уважать.

-Лука считает, что человека надо жалеть.

Чувствовать жалость, сострадание;

Неохотно расходовать, тратить;

Чувствовать расположение к кому-либо, любить

Относиться с уважением;

Считаться с кем-либо, чем-либо

Что общего в их понимании? В чём разница?

Итак, у каждого из героев своя правда.

Лука – утешительная правда

Сатин – уважение к человеку, вера в человека

Бубнов – «циничная» правда

Интересно, что свои рассуждения Сатин подкрепил авторитетом Луки, человека, в отношении которого мы в начале пьесы представляли Сатина антиподом. Более того, ссылки Сатина на Луку в 4 акте доказывают близость обоих. «Старик? Он – умница. Он. подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету. Выпьем, за его здоровье!» «Человек – вот правда! Он это понимал. вы – нет!»

Собственно, «правда» и «ложь» Сатина и Луки почти совпадают.

Оба считают, что «уважать надо человека» (акцент на последнем слове) – не его «маску»; но расходятся они в том, как следует сообщить людям свою «правду». Ведь она, если подумать, смертельна для тех, кто попадает в ее область.

Если все «слиняло» и один «голый» человек остался, то «что же дальше»? Актера эта мысль приводит к самоубийству.

Какую роль играет Лука в раскрытии проблемы «правды» в пьесе?

Для Луки правда в «утешительной лжи». Лука жалеет человека и тешит его мечтой. Он обещает Анне загробную жизнь, выслушивает сказки Насти, посылает Актера в лечебницу. Он лжет ради надежды, и это, может быть, лучше, чем циническая «правда» Бубнова, «мерзость и ложь». В образе Луки есть намеки на библейского Луку, который был одним из семидесяти учеников, посланных Господом «во всякий город и место, куда Сам хотел идти». Горьковский Лука заставляет обитателей дна думать о Боге и человеке, о «лучшем человеке», о высшем призвании людей.

«Лука» – это еще и свет. Лука приходит, чтобы озарить костылевский подвал светом новых идей, забытых на дне чувств. Он говорит о том, как надо, что должно быть, и совсем не обязательно искать в его рассуждениях практические рекомендации или инструкции по выживанию.

Евангелист Лука был врачом. По-своему лечит Лука в пьесе – отношением к жизни, советом, словом, сочувствием, любовью.

Лука лечит, но не всех, а избирательно, тех, кому нужны слова. Его философия раскрывается в отношении к другим персонажам. Он сострадает жертвам жизни: Анне, Наташе, Насте. Учит, давая практические советы, Пепла, Актера. Понимающе, многозначно, часто без слов, объясняется с умным Бубновым. Умело уходит от ненужных объяснений.

Лука гибок, мягок. «Мяли много, оттого и мягок. » – произнес он в финале 1 акта.

Лука с его «ложью» симпатичен Сатину. «Дубье. молчать о старике. Старик – не шарлатан. Он врал. но – это из жалости к вам, черт вас возьми!» И все-таки «ложь» Луки его не устраивает. «Ложь – религия рабов и хозяев! Правда – бог свободного человека!»

Таким образом, отвергая «правду» Бубнова, Горький не отрицает ни «правды» Сатина, ни «правды» Луки. По существу, он выделяет две правды: «правду-истину» и «правду-мечту

Особенности гуманизма Горького. Проблема Человека в пьесе Горького «На дне».

Свою правду о человеке и преодолении тупика Горький вложил в уста Актера, Луки и Сатина.

В начале пьесы, предаваясь театральными воспоминаниям, Актер самозабвенно высказался о чуде таланта – игре перевоплощения человека в героя. Откликаясь на слова Сатина о прочитанных книгах, образованности, он разделил образование и талант: «Образование – чепуха, главное – талант»; «Я говорю – талант, вот что нужно герою. А талант – это вера в себя, в свою силу. »

Известно, что Горький преклонялся перед знанием, образованием, книгой, но еще выше ценил талант. Через Актера он полемически, максималистски заострил и полярно развел две грани духа: образование как сумму знаний и живое знание – «систему мысли».

В монологах Сатина идеи горьковских размышлений о человеке находят подтверждение.

Человек – «он – все. Он создал даже Бога»; «человек – вместилище Бога живого»; «Вера в силы мысли. это вера человека в себя самого». Так в письмах Горького. А так – в пьесе: «Человек может верить и не верить. это его дело! Человек свободен. он за все платит сам. Человек – вот правда! Что такое человек. это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет. в одном. В одном – все начала и концы. Все в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга!»

«И все, гляжу я, умнее люди становятся, все занятнее. и хоть живут – все хуже, а хотят – все лучше. упрямые!» – откровенничает старец в первом акте, имея в виду общие устремления всех к лучшей жизни.

Тогда же в 1902 году Горький делился с В. Вересаевым своими наблюдениями и настроениями: «Все растет и ширится жизнедеятельное настроение, все более заметно бодрости и веры в людях, и – хорошо живется на земле – ей-богу!» Одни слова, одни мысли, даже интонации одни в пьесе и письме.

В четвертом акте Сатин вспомнил и воспроизвел ответ Луки на свой вопрос «Зачем живут люди?»: «А – для лучшего-то люди и живут. По сту лет. а может, и больше – для лучшего человека живут. Все, милачок, все, как есть, для лучшего живут! Потому-то всякого человека и уважать надо. Неизвестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и чего сделать может. » И уже сам, продолжая говорить о человеке, изрек, повторяя Луку: «Надо уважать человека! Не жалеть. не унижать его жалостью. уважать надо!» Сатин повторил Луку, говоря об уважении, не согласился с ним, говоря о жалости, но важнее другое – идея «лучшего человека».

Высказывания трех персонажей сходны, и, взаимоусиливаясь, они работают на проблему торжества Человека.

В одном из писем Горького мы читаем: «Я уверен, что человек способен бесконечно совершенствоваться, и вся его деятельность – вместе с ним тоже будет развиваться. из века в век. Верю в бесконечность жизни. » Опять Лука, Сатин, Горький – об одном.

3. Каково значение 4-го акта пьесы Горького?

В этом акте – прежняя обстановка, но начинается «брожение» ранее сонной мысли босяков.

Это началось еще со сцены смерти Анны.

Лука произносит над умирающей женщиной: «Иисусе Христе многомилостивый! Дух новопреставленной рабы твоей Анны с миром прими. » Но последними словами Анны были слова о жизни : «Ну. еще немножко. пожить бы. немножко! Коли там муки не будет. здесь можно потерпеть. можно!»

– Как расценивать эти слова Анны – как победу Луки или как его поражение? Горький не дает однозначного ответа, комментировать эту фразу возможно по-разному. Ясно одно:

Анна впервые заговорила о жизни позитивно благодаря Луке.

В последнем акте происходит странное, до конца неосознанное сближение «горькой братии». В 4-м акте Клещ починил-таки гармонику Алешки, испробовав лады, зазвучала уже знакомая тюремная песня. И этот финал воспринимается двояко. Можно так: нельзя уйти со дна – «Солнце всходит и заходит. а в тюрьме моей темно!» Можно иначе: ценою смерти человек оборвал песню трагической безысходности…

Самоубийство Актера прервало песню.

Что же мешает ночлежникам изменить свою жизнь к лучшему? Роковая ошибка Наташи – в неверии людям, Пеплу («не верю я как-то. никаким словам»), надеющемуся вдвоем изменить судьбу.

«Оттого я вор, что другим именем никто никогда не догадался назвать меня. Назови ты. Наташа, ну?»

Ее ответ – убежденный, выношенный: «Идти некуда. я знаю. думала. Только вот не верю я никому».

Одно слово веры в человека могло изменить жизнь обоих, но оно не прозвучало.

Не поверил в себя и Актер, для которого творчество – смысл жизни, призвание. Весть о смерти Актера пришла после известных монологов Сатина, контрастно оттенив их: вот не справился, не сыграл, а ведь мог, не поверил в себя.

Все персонажи пьесы пребывают в зоне действия на первый взгляд абстрактных Добра и Зла, но становящихся вполне конкретными, когда речь заходит о судьбе, мироощущениях, отношениях с жизнью каждого из действующих лиц. И связывают людей с добром и злом их мысли, слова и дела. Они прямо или косвенно влияют на жизнь. Жизнь – путь выбора своего направления между добром и злом. В пьесе Горький исследовал человека и проверил его возможности. Пьеса лишена утопического оптимизма, как и другой крайности – неверия в человека. Но один вывод бесспорен: «Талант, вот что нужно герою. А талант – это вера в себя, свою силу. »

Афористичность языка пьесы Горького.

– Каким персонажам пьесы принадлежат следующие афоризмы, присловья, поговорки?

a) Шум – смерти не помеха.

б) Такое житье, что как поутру встал, так и за вытье.

в) Жди от волка толка.

г) Когда труд – обязанность, жизнь – рабство.

д) Ни одна блоха не плоха: все черненькие, все – прыгают.

е) Старику где тепло, там и родина.

ж) Все хотят порядка, да разума нехватка.

з) Не любо – не слушай, а врать не мешай.

(Бубнов – а, б, ж; Лука – д, е; Сатин – г, Барон – з, Пепел – в.)

Итог. Чья правда ближе вам?

Выразите свое отношение к вашей работе на уроке.

2 прилаг – оценка вашей работы на уроке

3 глаг. – описывающие действия объекта, т. е. как вы работали на уроке

Фраза из 4 слов, выражающая ваше отношение к вашей работе на уроке

Сегодня мы убедились в том, что правда у каждого своя. Возможно, вы ещё не решили, каких жизненных позиций вы будете придерживаться в дальнейшем. Я надеюсь, что вы выберете правильный путь.

– В чем смысл спора Луки и Сатина?

– Чьей стороны придерживаетесь в споре «о правде»?

– Какие проблемы, поднятые М. Горьким в пьесе «На дне», не оставили вас равнодушными?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *