Что такое практикум по русскому

Значение слова «практикум»

Что такое практикум по русскому. Смотреть фото Что такое практикум по русскому. Смотреть картинку Что такое практикум по русскому. Картинка про Что такое практикум по русскому. Фото Что такое практикум по русскому

[От греч. πρακτικός — деятельный]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ПРА’КТИКУМ, а, м. [от греч. praktikos — деятельный] (книжн., педаг.). Особый вид учебных занятий, имеющих целью практическое усвоение основных положений какого-н. предмета, практическое занятие по какому-н. учебному курсу, преимущ. в высшем учебном заведении. П. в клинике. Лекции и п. по политэкономии.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

пра́ктикум

1. вид практических занятий по какому-либо учебному предмету (обычно в высшем учебном заведении)

Делаем Карту слов лучше вместе

Что такое практикум по русскому. Смотреть фото Что такое практикум по русскому. Смотреть картинку Что такое практикум по русскому. Картинка про Что такое практикум по русскому. Фото Что такое практикум по русскомуПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: отъесться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «практикум&raquo

Предложения со словом «практикум&raquo

Сочетаемость слова «практикум&raquo

Каким бывает «практикум»

Понятия, связанные со словом «практикум»

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «практикум&raquo

Им был организован современный для того времени лабораторный практикум, включающий до 50 работ.

В нашем психологическом практикуме можно и дальше подробно рассматривать разное восприятие одного товара людьми с разным типом мышления.

Поэтому данный практикум содержит так много упражнений на самовнушение.

Источник

Статья. Практикум по русскому языку

Практикум по русскому языку.

Цели: проверка знаний, работа над ошибками, выработка навыков грамотного письма.

Этому способствует деловой и эмоциональный контакт с компьютером, который постоянно предлагает выбор, стимулирует мыслительную деятельность.

Пример диалога «Учащийся – компьютер»

При запуске программы на экране дисплея появляется обращение: «Дорогой ученик! Если вы хотите проверить и усовершенствовать свои знания по русскому языку, выбирайте, с чего начать:

А) контрольные диктанты;

Б) тренировочные упражнения;

2. Допустим «Контрольные диктанты», программа снова дает выбор:

А) отрывки из произведений классиков;

Б) поэтические диктанты;

В) тексты из учебных пособий.

Перед подачей выбранного текста высвечиваются задания: «Вставить пропущенные буквы», «Указать слитное или раздельное написание», «Если нужно, расставить знаки препинания». После каждого вида работы компьютер фиксирует результат и оценивает знания учащегося, запрещая или разрешая переход к более сложной операции. Например, после выполнения контрольного диктанта на экране появился результат: 3/2 – три орфографических ошибки и две пунктуационных. В этом случае компьютер предлагает то же задание еще раз, и если ошибки допущены вновь, выдает правильный ответ (текст со всеми орфограммами и пунктограммами).

На экране перечень основных грамматических правил, и ученик выбирает те, на которые он допустил ошибки:, например:

$ 17. Правописание безударных гласных.

$ 55.Правописание частицы НЕ.

Ученик может обратиться к пособиям и повторить материал, выполнив упражнения. В дальнейшем вводим в программу и сами правила в виде справочного материала.

Предположим, выбрана А.А. Ахматова, на экране появляется «Мужество».

Мы знаем что ныне л…жит на в…сах

И что сов…ршается ныне.

Час мужества пробил на наших часах

И мужество нас (не)покинет.

(Не)страшно под пулями мертвыми леч…,

И мы сохр…ним тебя русская речь

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя прон…сем,

И внукам дадим и от плена спасем

Вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, учащийся многократно и вдумчиво читает стихотворение и непроизвольно запоминает его.

Можно сопровождать поэтические тексты музыкальными фрагментами из произведений известных композиторов. Например:

Это будет комплексная программа «ликвидация персональной безграмотности + поэзия + музыка», многие учительские проблемы исчезнут надолго.

Источник

Лекции-уроки по дисциплине «Практикум по русскому языку»

Запятая при однородных членах, между частями сложного предложения, при обращении.

Члены предложения, которые обычно отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же словом, называются однородными. Однородные члены предложения образуют сочинительное словосочетание.

Однородные члены предложения связаны между собой интонацией и союзами, из которых чаще всего встречаются и, а, но.

Что такое практикум по русскому. Смотреть фото Что такое практикум по русскому. Смотреть картинку Что такое практикум по русскому. Картинка про Что такое практикум по русскому. Фото Что такое практикум по русскому

Что такое практикум по русскому. Смотреть фото Что такое практикум по русскому. Смотреть картинку Что такое практикум по русскому. Картинка про Что такое практикум по русскому. Фото Что такое практикум по русскому

Что такое практикум по русскому. Смотреть фото Что такое практикум по русскому. Смотреть картинку Что такое практикум по русскому. Картинка про Что такое практикум по русскому. Фото Что такое практикум по русскому

В дедушкином саду росло двадцать шесть яблонь: антоновки, грушовки, анисовка, боровинка и много других.

И сад, и луга, и река так прекрасны летом! Она то смеялась, то плакала. Либо плыви дальше, либо вернись к берегу.

На базаре продают глиняные кувшины, миски и свистульки, поющие разными голосами.

Пунктуационное оформление прямой речи перед словами автора и после слов автора.

Слова автора могут стоять перед прямой речью или после нее:

1.М. Горький писал: «Хорошая книга – просто праздник».

1.Иван сказал: «Давайте быстро уберём класс и пойдём в парк!»

4. «У меня нет его номера телефона», — огорчился Богдан.
5. Саша спросил: «Сколько лет твоей сестре?»
6. «Я не помню этот стих, — вздохнул Олег, — я совсем его забыл».
7. Анна не унималась: «Сколько нужно топлива, чтоб долететь до Луны?» — спрашивала она все время папиного сослуживца.
8. Подруга сказала: «Вчера был отличный теплый вечер» — и мечтательно закрыла глаза.
9. «Я очень волнуюсь», — признался Вадик через силу.
10. Первоклассники не могли поверить: «Каникулы продляться целое лето!»

Что такое практикум по русскому. Смотреть фото Что такое практикум по русскому. Смотреть картинку Что такое практикум по русскому. Картинка про Что такое практикум по русскому. Фото Что такое практикум по русскому

Что такое практикум по русскому. Смотреть фото Что такое практикум по русскому. Смотреть картинку Что такое практикум по русскому. Картинка про Что такое практикум по русскому. Фото Что такое практикум по русскому

Что такое практикум по русскому. Смотреть фото Что такое практикум по русскому. Смотреть картинку Что такое практикум по русскому. Картинка про Что такое практикум по русскому. Фото Что такое практикум по русскому

Тире и двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающим словом.

Что такое практикум по русскому. Смотреть фото Что такое практикум по русскому. Смотреть картинку Что такое практикум по русскому. Картинка про Что такое практикум по русскому. Фото Что такое практикум по русскому

Что такое практикум по русскому. Смотреть фото Что такое практикум по русскому. Смотреть картинку Что такое практикум по русскому. Картинка про Что такое практикум по русскому. Фото Что такое практикум по русскому

Что такое практикум по русскому. Смотреть фото Что такое практикум по русскому. Смотреть картинку Что такое практикум по русскому. Картинка про Что такое практикум по русскому. Фото Что такое практикум по русскому

Тире и двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающим словом. (2)

Для выражения противопоставления:

ПОСЛЕ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ перед обобщающим словом:

* при наличии вводного слова ( словом, одним словом, короче говоря и т.д. ) — ПОСЛЕ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ перед вводным :

Среди птиц, насекомых, в сухой траве словом , ВСЮДУ , даже в воздухе, чувствовалось приближение осени.

ПОСЛЕ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ с обобщающим словом перед продолжением предложения :

ВЕЗДЕ: над головой, под ногами и рядом с тобой живет, грохочет, торжествуя свои победы, железо.
Наряду с
иными стихийными БЕДСТВИЯМИ, как-то: пожар , град , ненастье или, наоборот, великая сушь , есть в деревне еще одно бедствие (*запятая перед тире закрывает обособленный оборот с «наряду с»).

Владелец осведомлялся о ценах на разные большие ПРОИЗВЕДЕНИЯ , как-то: муку , пеньку , мед и прочее, но покупал только небольшие безделушки.

*после перечисления ставится запятая, если следует часть сложного предложения или конструкция с противительным союзом, перед которым должная стоять запятая.

ПЕРЕД И ПОСЛЕ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ со значением уточнения после обобщающего слова:

Все ПРИСУТСТВУЮЩИЕ мужчины, женщины и дети сразу устремились за ним.

Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже.

1) между подлежащим и сказуемым, если они выражены именами существительными в именительном падеже и между ними нулевая связка:

Великая радость — работа, в полях, за станком, за столом! (В. Брюсов);

2) перед словами «это», «это есть», «вот», «значит», «это значит»:

Судьба изобретателя — это судьба его изобретений (М. Ильин);

3) между подлежащим и сказуемым, выраженными инфинитивом:

Жизнь прожить — не поле перейти (Посл.);

4) между подлежащим и сказуемым, если один из главных членов выражен инфинитивом, а другой — именем существительным в именительном падеже:

Находить приметы или самим создавать их — очень увлекательное занятие (К. Паустовский);

5) между подлежащим и сказуемым, выраженными количественными числительными в именительном падеже:

Семью восемь — пятьдесят шесть;

6) между подлежащим и сказуемым, когда один из главных членов выражен количественным числительным, а другой — именем существительным в именительном падеже:

Мощность двигателя мотоблока — пять лошадиных сил;

7) для внесения ясности в смысл предложения:

Отец — мой учитель; Отец мой — учитель.

1) в простых предложениях разговорного стиля:

Моя мать учительница;

2) если перед сказуемым стоят сравнительные союзы «как», «словно», «будто», «точно», «вроде как», «все равно что» и др.:

Каждый кленовый лист как дождевая тучка! (Н. Сладков);

3) если перед сказуемым, выраженным существительным, стоит отрицательная частица «не»:

Душа Печорина не каменистая почва. (В. Белинский);

4) если между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово, союз, частица, наречие, несогласованный второстепенный член, относящийся к сказуемому:

После школы печать, несомненно, первый учитель языка (К. Федин);

5) если сказуемое предшествует подлежащему:

Какое большое удовольствие бродить в лесу! (В. Солоухин);

6) если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое — именем существительным в именительном падеже:

Он поэт, поэт народный, он поэт родной земли! (С. Есенин);

7) если сказуемое выражено именем прилагательным, местоименным прилагательным, предложно-именным сочетанием:

Я златострунный и пригожий. (Н. Клюев).

Морфологические способы образования слов.

Морфема – это наименьшая значимая часть слова.

Морфемы образуют морфемный состав слова.

1. Суффиксальный способ это образование новых слов путём присоединения к производящей основе суффиксов: гордый — гордость, глазглаз-н-ой.

2. Приставочный способ — это образование новых слов путём присоединения к производящему слову приставок: группапод-группа, грузитьразгрузить.

3. Приставочно-суффиксальный способ — это образование новых слов путём одновременного присоединения к производящей основе приставки и суффикса: берёзапод-берёзовик, окнопод-окон-ник.

4. Бессуффиксный способ — это образование имён существительных от основ глаголов и прилагательных, при котором производящая основа без присоединения каких-либо суффиксов становится основой существительного: выходитьвыходу, заплыватьзаплыв^, зелёныйзелень^, сухойсушъ^.

5. Сложение — это способ образования новых слов соединением двух и более основ или слов. В зависимости от того, что объединяется при образовании новой лексической единицы, различаются способы сложения слов и сложения основ.

При сложении слов образуются составные слова, которые пишутся через дефис: выставка-продажа, диван-кровать, плащ-палатка.

1.Сложение сокращенной основы и целого слова.

Пример: физкультура, главврач, оргстекло.

2. Сложение начальных частей основ (слоговая)

Пример: Завуч, спецкор (специальный корреспондент), мопед (мотоцикл педальный)

3. Сложение начальных звуков основ (звуковая).

4. Сложение названий начальных букв основ (буквенная).

Пример: ВВС, МГУ, ЦСКА

5. Комбинированный тип (слоговой + звуковый или буквенный тип; звуковой + буквенный и др.).

Пример: самбо, завуч, КамАЗ

НЕморфологические способы образования слов.

Морфема – это наименьшая значимая часть слова.

Морфемы образуют морфемный состав слова.

Неморфологические способы образования слов.

Переход одной части речи в другую (морфолого-синтаксический).

Например , столовая (прил.) ложка – столовая (сущ.) закрыта,

больной (прил.) малыш – больной (сущ.) выздоровел,

мороженое (прил.) молоко – мороженое (сущ.) растаяло

Например, сей (= этот) + час = сейчас,

нов (крат. прил.) + город = Новгород

Образование омонимов (лексико-семантический)

распад многозначного слова

Например, свет – вселенная,

свет – лучистая энергия

Например, норка (рус.) от слова «нора»,

норка (финск.) – «зверёк».

Словообразовательное гнездо – комплексная единица словообразовательной системы, представляющая собой упорядоченную совокупность всех однокоренных дериватов, связанных отношениями непосредственной или опосредованной производности с одним непроизводным (базовым) словом, называемым вершиной данного гнезда.

Словообразовательное гнездо представляет собой

и совокупность словообразовательных парадигм (по вертикали):

смелость Что такое практикум по русскому. Смотреть фото Что такое практикум по русскому. Смотреть картинку Что такое практикум по русскому. Картинка про Что такое практикум по русскому. Фото Что такое практикум по русскому

Все слова гнезда связывает корневая морфема как носитель основного элемента лексического значения.

Словообразовательный тип – это схема построения слов определенной части речи, абстрагированная от конкретных лексических единиц и характеризующаяся

общностью части речи мотивирующих слов,

формантом, тождественным в материальном и семантическом отношении:

Общее значение, которое отличает все мотивированные слова данного типа от их мотивирующих, является словообразовательным значением слов этого типа.

Источник

Элективный курс Практикум по русскому языку

Элективный курс «Практикум по русскому языку» составлен для учащихся 10-11 классов и рассчитан на 69 учебных часов (35 часов в 10 классе и 34 часа в 11 классе). Курс разработан в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования по русскому языку, Приказом Минобрнауки России №1400 от 26.12.2013 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» и Приказом Минобрнауки России № 306 от 24 марта 2016 г. «О внесении изменений в порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1400».

1. формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ ;

2. совершенствование языковой грамотности;

3. совершенствование письменной речи;

4. освоение норм русского литературного языка;

5. развитие логического мышления

1. обобщить и повторить полученные знания по основным разделам русского языка курса средней школы;

2. закрепить орфографические и пунктуационные навыки;

3. развивать владение нормами русского языка и языковую культуру;

4. развивать умение составлять алгоритм к задаче;

5. сформировать умение использовать разные виды чтения;

6. развивать умение анализировать текст;

7. сформировать умение формулировать тезис и адекватно его аргументировать;

8. сформировать навыки составления собственного текста;

9. сформировать умение искать и обрабатывать информацию;

10. практически и психологически подготовить обучающихся к сдаче государственной итоговой аттестации.

Результаты освоения элективного курса.

После освоения курса выпускники должны знать:

Общая характеристика учебного предмета

Элективный курс «Практикум по русскому языку» использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 10-11 классов при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь. Курс способствует психологической адаптации учащихся на экзамене, позволяет выпускникам легко ориентироваться в непривычной для них тестовой работе, подготавливает ребят к написанию сочинения-рассуждения. (В основном школьном курсе уделяется внимание написанию сочинений по художественным текстам), знакомит с правильным оформлением бланков на экзамене. (По результатам предыдущих экзаменов большое количество ошибок допускается именно в заполнении бланков) и т. д.

Актуальность данного курса несомненна: учителям и выпускникам неизбежно придется столкнуться с проблемой подготовки к новому для них типу испытаний – Единому государственному экзамену. Данный курс учитывает эти новые условия, в нем подробно разбираются все задания демонстрационного варианта теста ЕГЭ.

Содержание элективного курса

Информация о ЕГЭ. (2 ч.)

Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.

Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи. Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи Предупреждение ошибок при определении стиля текста. Речь. Языковые средства выразительности. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.

Орфоэпические нормы(1 час)

Основные правила орфоэпии. Ударение. Орфоэпический словарь.

Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики русского языка. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.

Орфография (9 часов)

Принципы русской орфографии. Правописание корней. Безударные гласные корня. Правописание приставок. Гласные и, ы после приставок. Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм. Правописание суффиксов. Слитные, раздельные и дефисные написания. Н – нн в различных частях речи. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. Правописание служебных слов.

Синтаксис и пунктуация. (8 часов)

Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.

Языковые нормы (6 часов)

Морфологические нормы русского языка. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Части речи. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. Варианты падежных окончаний. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение. Средства связи предложений в тексте.

Словосочетание. Виды словосочетаний. Нормы согласования, управления, примыкания. Построение словосочетаний. Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения.

Коммуникативная компетенция (22 часа)

Информационная обработка текста. Употребление языковых средств. Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы. Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Точность и выразительность речи. Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых, этических, фактологических норм.

Источник

Урок-практикум по русскому языку

Что такое практикум по русскому. Смотреть фото Что такое практикум по русскому. Смотреть картинку Что такое практикум по русскому. Картинка про Что такое практикум по русскому. Фото Что такое практикум по русскому

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА

УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ФИЛИАЛА МОУ «ЧУЛКОВСКАЯ СОШ» «СЕКИРИНСКАЯ ООШ»

СКОПИНСКОГО РАЙОНА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

КОСЫРЕВОЙ ЕЛЕНЫ ВИКТОРОВНЫ

Урок-практикум по развитию речи. Что такое практикум по русскому. Смотреть фото Что такое практикум по русскому. Смотреть картинку Что такое практикум по русскому. Картинка про Что такое практикум по русскому. Фото Что такое практикум по русскому

Тема: Напиши мне письмо.

Задача: повысить интерес к эпистолярному жанру и услугам почтовой связи.

Цель: познакомить с особенностями письма как одного из видов текста: логикой построения, эмоциональной окрашенностью, стилем изложения, сочетанием в письме различных типов речи, целями написания писем.

Оформление: в ысказывания о письме на стенде:

«В письмах человек обнажает свою душу». ( С. Джонсон)

«Письмо – это сама душа, эхо того, кто говорит, настолько точное, что люди тонкой души относят письма к самым ценным сокровищам любви». (О. де Бальзак)

«Пиши такие письма, которые ты хотел бы получить». (Античный афоризм)

Оборудование : тетради, конверты, образцы писем, памятки, презентация «Из истории письма».

— Приветствие. Создание эмоционального настроя.

Учитель: здравствуйте, ребята! Рада видеть вас бодрыми и жизнерадостными! Я вижу, что к уроку вы уже приготовились – распределились по группам, достали все необходимое. Но предлагаю сделать еще вот что: давайте закроем на несколько секунд глаза, вспомним о чем-нибудь хорошем и улыбнемся. Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное – доброе начало.

Мотивация к деятельности учащихся.

Учитель: ребята, сегодня утром я обнаружила у себя в почтовом ящике конверт с каким-то посланием, пока не знаю каким именно. Скажите, а в вашей семье получают письма? А кто вам пишет? А вам самим приходилось писать письмо? И вы сами заполняли конверт?

Отгадайте загадку: «Маком по белой земле посеяно, далеко вожено, а куда пришло, там и взошло». Что такое практикум по русскому. Смотреть фото Что такое практикум по русскому. Смотреть картинку Что такое практикум по русскому. Картинка про Что такое практикум по русскому. Фото Что такое практикум по русскому

Учитель : эту загадку можно встретить в качестве определения слова «письмо» в книге «Словарь великорусского языка» известного учёного, прекрасного знатока русского языка, фольклора – Владимира Ивановича Даля, известного под псевдонимом Казак Луганский.

Ребята, кто из вас помнит, в какое время жил этот писатель?

Дети: он жил в 1801-1872 гг.

Учитель : да, это было давно. В то время эпистолярный жанр, умение писать письма, был очень популярен. Почему?

Дети: не было телефона, телеграфа, телефакса, Интернета…

III . Постановка проблемного вопроса и сообщение темы урока.

Учитель: как вы думаете, писать письма – это актуально в наши дни? Разве это современно?

Давайте сегодня на уроке попробуем убедиться в том, что письма очень важны и необходимы в нашей жизни. Познакомимся с разными видами писем, научимся заполнять конверт, узнаем о правилах написания письма.

Т ема нашего урока « Напиши мне письмо».

Учитель: ребята, скажите, пожалуйста, что такое письмо? Обратимся к толковому словарю и посмотрим значение этого слова. Скажите слово «письмо» однозначное или многозначное? Как вы думаете, с каким значением этого слова мы будем сегодня работать?

1. бумага с написанным на ней текстом, посылаемая для сообщения чего-нибудь, уведомления о чем-нибудь, для общения с кем-нибудь на расстоянии//самый этот текст//соответствующее почтовое отправление.

2. Официальный (преимущественно денежный) документ (истор.)

3. только ед. Умение, способность писать.

4. только ед. Графические знаки, начертания для передачи, запечатления речи на каком-нибудь материале//та или иная система, форма, тот или иной стиль таких знаков//внешний вид чего-нибудь написанного. Что такое практикум по русскому. Смотреть фото Что такое практикум по русскому. Смотреть картинку Что такое практикум по русскому. Картинка про Что такое практикум по русскому. Фото Что такое практикум по русскому

Учитель: ребята, как вы думаете, для чего изобрели письмо? Когда это произошло?

2 группа: история письма

Письма существуют с давних времен. Они необходимы человеку как вид информационной связи. Так в Южной Америке индейцы для письма использовали листья разных деревьев. Лист одного определенного дерева говорил о том, что в племени все здоровы, лист другого – сообщал об удачной охоте и т. п. И когда гонец одного племени приносил такое письмо старейшине другого племени, то казалось, что он вручает букет, а на самом деле – письмо.

На Востоке, в арабских странах существовали письма из набора камешков, принцип такого письма был таким же, как и у индейцев Южной Америки.

Позже, когда люди научились писать, но не умели еще делать бумагу, записи велись на глиняных табличках, коже, бересте. А вот эскимосы, жители севера, писали свои письма на замороженной рыбе.

Для писем существует не только свой стиль, но и свой предмет речи. Описание бытовых новостей, просьбы, поручения, расспросы с наблюдениями о мире и человеке содержались в письмах, как великих людей, так и простых корреспондентов минувших эпох. Письмо представляло тематическую и стилевую свободу, легкость перехода с предмета на предмет независимо от его значительности. Эту открытость разным жанрам бытовое письмо передало своим литературным потомкам.

V . Знакомство со структурой письма и правилами его написания.

Учитель: к ак вы думаете, существуют ли к письму какие-нибудь требования? Конечно, с деловыми письмами понятно – они оформляются по определенным законам эпистолярного жанра, а вот личные письма? Что такое практикум по русскому. Смотреть фото Что такое практикум по русскому. Смотреть картинку Что такое практикум по русскому. Картинка про Что такое практикум по русскому. Фото Что такое практикум по русскому

Дети: можно говорить и о белизне бумаги, разборчивом почерке, расстановке запятых, речевых нормах, и о доброте, конкретности, правдивости, юморе в содержании письма.

Учитель: какие требования предъявляются к сотрудникам отдела писем?

Дети: знание правил русского языка, терпеливость, внимательность, тактичность.

Учитель: таким образом, можно сказать, что работа сотрудников отдела писем напрямую зависит от знания русского языка, и насколько хорошо сотрудник знает все правила языка, настолько легче ему будет выполнять свою работу.

Все письма, независимо от того, шлют ли их обычной почтой, электронной или факсом, делятся на три категории.

К каждой из них разный подход. Как писать то, или иное письмо зависит от того, зачем вы его пишете.

Личные письма адресуют членам семьи, любимым, друзьям, как реальным, так и по друзьям по переписке.

Полуофициальные письма используют, как правило, для бытовых случаев, например, для заказа товаров или их возврата, инструкции по доставке, письма-запросы необходимой информации, либо письма-подтверждения о получении товара или сведений.

Официальные (деловые) письма подразумевают, использование определенных правил, придающих письму формальность и беспристрастность.

Правило 1. Бумага должна быть безупречно чистой. Неряшливо выглядят письма на листках, вырванных из тетради. Если письмо занимает несколько отдельных листков, их следует пронумеровать.

Правило 2. Любое письмо должно быть написано чисто и аккуратно. В тексте не допускаются подчистки и исправления.

Правило 3. Не торопись сразу отправлять письмо. Сначала перечитай и проверь его внимательно. Что такое практикум по русскому. Смотреть фото Что такое практикум по русскому. Смотреть картинку Что такое практикум по русскому. Картинка про Что такое практикум по русскому. Фото Что такое практикум по русскому

Учащимся предлагается схема текста письма.

Возможные части текста письма.

Обращение или приветствие.

( имя того, кому предназначено письмо)

Мои дорогие друзья!

Любимая моя мамочка!

2.Начальная фраза о состоянии переписки.

Получила твоё письмо…

Давно не было от тебя письма…

Решила Вам написать…

3.Основное содержание письма, сообщение о новостях.

(изложение информации, интересующей адресата)

У нас много новостей…

Я хочу рассказать Вам…

Опишу тебе, как идёт моя жизнь в школе и дома…

4. Вопросы адресату.

(вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания)

Какие у тебя новости?

Спасибо за внимание…

Спасибо, что ты прислала…

Я прошу тебя ответить на моё письмо…

Прошу писать мне… Жду ответа…

Передай большой привет…

9. Подпись. Дата и место написания.

20 апреля 2006года

Правила заполнения конверта Что такое практикум по русскому. Смотреть фото Что такое практикум по русскому. Смотреть картинку Что такое практикум по русскому. Картинка про Что такое практикум по русскому. Фото Что такое практикум по русскому

От кого Косыревой Е.В.

Откуда ул. Школьная, д.3, с. Секирино,

Скопинский район, Рязанской области

Кому Управление образования

Учитель: итак, любой из нас с нетерпением ждет письма, огорчается, когда долго нет ответа. Ребята, почему письмо можно так красиво назвать – «дорога к сердцу»?

Возможные ответы детей:

— Из писем мы узнаем, что о нас помнят.

— В письмах нас иногда поздравляют.

— Из писем мы узнаем об интересных событиях.

— В письмах с нами делятся радостью или заботами.

Деловые (привожу пример делового письма из налоговой службы)

Сообщают важную информацию, указания, распоряжения, предписания

Дружеские (демонстрирую детям личное письмо от подруги)

Поздравительные (зачитываю отрывки из Новогоднего письма от Деда Мороза)

С их помощью можно поздравить людей со знаменательным событием

Письма в газету (рассказываю о своём личном опыте написания письма в газету)

Помогают ребятам рассказать о своих делах, увлечениях, проблемах, получить совет, поддержку, помощь.

Письма – источник знаний о прошлом (демонстрирую музейный экспонат – письмо военных лет в треугольничке)

Такие письма помогают помнить и хранить историю семьи, страны, Родины.

Письма, которые стали книгой

(рассматриваем библиотечные книги)

Помогают людям как можно больше узнать о жизни писателей.

Задания для 1 группы. Что такое практикум по русскому. Смотреть фото Что такое практикум по русскому. Смотреть картинку Что такое практикум по русскому. Картинка про Что такое практикум по русскому. Фото Что такое практикум по русскому

Напишите письмо маме.

Дружеские письма играют очень большую роль в жизни людей. С их помощью люди общаются, раскрывают своё отношение к тому, что они видели, слышали, переживали. В таких письмах могут быть изложены самые заветные мысли и желания, о которых можно писать только близкому человеку. Поэтому есть важное правило: не читать чужих писем!

Когда вы подрастёте, и придёт время покинуть родной дом, не забывайте своих матерей, пишите им письма, звоните, помните и цените своих родителей!

Задание для 2 группы.

Напишите письмо об истории и легенде своей семьи.

Ребята, из уроков истории вам известны берестяные грамоты, они писались на бересте. Их писали жители Новгорода ещё в Х веке. В этих письмах учёные находят материалы о том, как жили люди в прошлом на Руси, о том, что их тревожило и заботило.

Если в ваших семьях хранятся письма с фронта, прочитайте их вместе с папой или мамой, дедушкой или бабушкой.

Берегите такие письма! В них запечатлена история твоей семьи, а эта частица истории нашей страны, нашей Родины.

Ребята, очень важно помнить и не забывать подвиг наших героев, наших земляков, которые завоевали 70 лет назад Великую Победу! Об этих суровых днях мы можем узнать из фронтовых писем наших земляков, которые хранятся в школьном музее (демонстрирую музейный экспонат).

Слова-подсказки: сердечно, от всего сердца, от всей души, очень благодарен, как я благодарен, большое спасибо, благодарю Вас за то, что…

Задание для 3 группы.

Напишите письмо на тему: « Как я понимаю слова «творить добро».

Давайте прочитаем, какое определение этому слову дал Сергей Ожегов, создатель толкового словаря русского языка: «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение, к людям, стремление делать добро другим».

Какие качества человека определяются в его высказывании? Какой он – добрый человек?

Дети: отзывчивый – человек, готовый помочь, доброжелательный – желающий добра другому, добродетельный – человек, делающий добро другим. Что такое практикум по русскому. Смотреть фото Что такое практикум по русскому. Смотреть картинку Что такое практикум по русскому. Картинка про Что такое практикум по русскому. Фото Что такое практикум по русскому

Наверное, по-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами. Известный писатель Виктор Гюго говорил: «Во внутреннем мире человека доброта – это солнце». На самом деле, добрый человек, как солнце, дарит окружающим свет и тепло. С таким человеком очень приятно общаться.

Не зря Антон Павлович Чехов говорил: «Пишите друг другу письма, ведь они помогают нам жить, делая нас добрее».

Ребята, заканчивая наш урок, ещё одно творческое задание для каждого из вас: грамотно написать письмо из своего будущего, правильно подписать конверт и отправить письмо по почте на мой домашний адрес. А я, поглядывая в свой почтовой ящик, с нетерпением буду ждать ваши письма доброты.

Ответив на все вопросы, мы можем сделать выводы:

 только те добрые дела имеют ценность, которые мы делаем для других;

 чем больше в добром поступке самоотдачи, тем большую ценность имеет этот поступок;

 творить добро человек должен для того, чтобы послужить ближнему и от этого пережить духовную радость.

Что такое практикум по русскому. Смотреть фото Что такое практикум по русскому. Смотреть картинку Что такое практикум по русскому. Картинка про Что такое практикум по русскому. Фото Что такое практикум по русскому

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое практикум по русскому. Смотреть фото Что такое практикум по русскому. Смотреть картинку Что такое практикум по русскому. Картинка про Что такое практикум по русскому. Фото Что такое практикум по русскому

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Что такое практикум по русскому. Смотреть фото Что такое практикум по русскому. Смотреть картинку Что такое практикум по русскому. Картинка про Что такое практикум по русскому. Фото Что такое практикум по русскому

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое практикум по русскому. Смотреть фото Что такое практикум по русскому. Смотреть картинку Что такое практикум по русскому. Картинка про Что такое практикум по русскому. Фото Что такое практикум по русскому

К огда мы пытаемся представить себе начало русской книжности, наша мысль обязательно обращается к истории письма. Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке, как в зеркале, отражен весь мир, вся наша жизнь. И читая написанные или напечатанные тексты, мы как бы садимся в машину времени и можем перенестись и в недавние времена, и в далекое прошлое.
Возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием. Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий.
Вначале появилось картинное письмо (пиктография): какое-нибудь событие изображали в виде рисунка, затем стали изображать уже не событие, а отдельные предметы, сначала соблюдая сходство с изображаемым, а затем в виде условных знаков (идеография, иероглифы), и, наконец, научились изображать не предметы, а передавать знаками их названия (звуковое письмо). Первоначально в звуковом письме употреблялись только согласные звуки, а гласные или вообще не воспринимались, или обозначались дополнительными значками (слоговое письмо). Слоговое письмо было в употреблении у многих семитских народов, в том числе и у финикиян. Греки создали свой алфавит на основе финикийского письма, но значительно усовершенствовали его, введя особые знаки для гласных звуков. Греческое письмо легло в основу латинской азбуки, а в IX веке было создано славянское письмо путем использования букв греческого алфавита.
Великое дело создания славянской азбуки совершили братья Константин (при крещении принявший имя Кирилл) и Мефодий. Главная заслуга в этом деле принадлежит Кириллу. Мефодий был верным его помощником. Составляя славянскую азбуку, Кирилл смог уловить в звучании знакомого ему с детства славянского языка (а это был, вероятно, один из диалектов древнеболгарского языка) основные звуки этого языка и найти для каждого из них буквенные обозначения. Читая по-старославянски, мы произносим слова так, как они написаны. В старославянском языке мы не встретим такого расхождения между звучанием слов и их произношением, как, например, в английском или французском.
Славянский книжный язык (старославянский) получил распространение в качестве общего языка для многих славянских народов. Им пользовались южные славяне (болгары, сербы, хорваты), западные славяне (чехи, словаки), восточные славяне (украинцы, белорусы, русские).

В память о великом подвиге Кирилла и Мефодия 24 мая во всем мире празднуется День славянской письменности. Особенно торжественно отмечается он в Болгарии. Там совершаются праздничные шествия со славянской азбукой и иконами святых братьев. Начиная с 1987 года, и в нашей стране в этот день стал проводиться праздник славянской письменности и культуры. Русский народ отдает дань памяти и благодарности “славянских стран учителям. «

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *