Познание – это процесс постижения человеком новых, ранее неизвестных знаний. Структура процесса познания:
Характеристика основных видов познания
— непосредственность; — наглядность и предметность; — воспроизведение внешних свойств и сторон.
— опора на результаты чувственного познания; — абстрактность и обобщенность; — воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений
Вопросы для характеристики
Интуиция
средства
озарение, наитие, прозрение
формы
мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциями; интеллектуальная – связана с умственной деятельностью
особенности
внезапность; неполная осознанность; непосредственный характер возникновения знаний.
Вопрос о соотношении чувственного и рационального вызвал появление двух философских направлений. Эмпиризм — единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт. Рационализм — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства. Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая высшая. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности.
Знание — результат познания действительности, содержание сознания.
Виды знаний: Заблуждение – знание, не соответствующее реальному объекту, но принимаемое за истину. Ложь — сознательное искажение образа объекта. Житейское — основано на здравом смысле, формируется в результате повседневной жизни людей, сводится к констатации фактов и их описанию. Практическое — основой является деятельность людей по реализации потребностей. Художественное — строится на образе, характеризуется эмоциональностью, субъективностью. Научное — характеризуется стремлением к объективности, системностью, логичностью, существует в форме понятий и категорий, общих принципов, законов, теорий. Рациональное — отражает реальность в терминах, строится на рациональном мышлении. Иррациональное — отражает реальность в эмоциях, часто основано на интуиции, не подчиняется законам логики.
Формы познания
Особенности социального познания: — субъект и объект познания совпадают (общество изучает самого себя, социолог видит процесс изнутри, так как сам является участником общественных отношений. Поэтому большую роль играет личностная оценка общественных явлений); — ограничены возможности исследователя (не всегда можно провести эксперимент); — сложность и изменчивость объекта изучения порождает плюрализм точек зрения на общество.
При изучении общества следует применять конкретно-исторический подход: — устанавливать зависимость между прошлым и будущим; — выявляя общие закономерности, необходимо помнить о своеобразии и неповторимости исторического пути народов, стран, регионов; — изучать общественные явления в их многообразии и взаимозависимости; — рассматривать текущую деятельность как результат предыдущей.
Особенности познания средствами искусства: — эмоциональная окрашенность; — осуществляется при помощи образов. Образ – это отражение действительности, обладающее определёнными свойствами реально существующего предмета, преломлённое через внутренний мир творца (художника, режиссёра, писателя). Канон – свод прикладных правил создания образа. Характеризуется особенностями мировоззрения эпохи. (Например, в период античности воспевается красота человеческого тела, пропорциональность; в Средние века тело воспринимается как нечто греховное, поэтому изображается плоско, покрыто одеждами).
Что такое познание? Это совокупность процессов и методов, через которые можно получить знания об окружающем мире.
Это обширное понятие, которое охватывает и естественное стремление найти логическое объяснение происходящим вокруг процессам, и искусственно созданные приемы получения и накопления знаний.
Стремление объяснить каждое явление окружающего мира — главный фактор возникновения и развития человеческой цивилизации.
Субъект — тот, кто совершает действия, которые направлены на получение знаний. Например, вы читаете этот материал, чтобы узнать виды познания и их характеристику. Получается, что вы субъект познавательной деятельности.
Объект — то, на что направлена деятельность субъекта. Например, сейчас объект вашей познавательной деятельности — понятие познания и его виды.
Мотивы — то, зачем мы что-то делаем. Различают два вида мотивов:
Цель познавательной деятельности заключается в получении истинных, достоверных знаний о мире, понимании, как устроена реальность на самом деле.
Результат — это само знание о предмете или явлении. Иногда получение результата происходит неосознанно, например, если ребенок будет играть с глиняной кружкой и разобьет ее, он тут же поймет, что глина хрупкая и будет обращаться с посудой более бережно.
Сейчас узнаем, какие существуют методы познания, а после перейдем к формам.
Методы познания
Все методы познаний можно разделить на две большие группы: эмпирические и теоретические.
Эмпирические построены на наблюдении некоторых явлений. Теоретические основаны на анализе имеющейся информации и рациональных рассуждениях.
У познания есть два уровня (ступени): чувственный и рациональный. Рассмотрим отдельно каждый из них.
Чувственное познание
Чувственное познание происходит с помощью органов чувств человека. Основные механизмы чувственного познания: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.
Формы чувственного познания:
Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, которые возникают в результате их воздействия на органы чувств. При помощи этих органов человек ощущает некоторые свойства предмета — форму, цвет, запах.
Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, которые воздействует на органы чувств. Именно восприятие помогает формировать представления.
Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, который сохраняется и воспроизводится в сознании даже без воздействия самих предметов познания на органы чувств. Другими словами — то, что сохранилось в памяти человека после знакомства с предметом.
Чувственное познание всегда субъективно, при этом именно этот уровень познания реализует связь человека с внешним миром.
Рациональное познание
Рациональное познание осуществляется разумом. Оно свойственно только человеку и является довольно сложным способом отражения действительности.
Основные механизмы рационального познания: сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение.
Формы рационального познания:
Понятие — мысль, которая утверждает общие и существенные свойства объекта.
Суждение — мысль, которая утверждает или отрицает что-либо об объекте.
Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения.
Пример умозаключения: если a > b и b > c, то a > c.
Индуктивное умозаключение — от частного к общему.
Дедуктивное умозаключение — от общего к частному.
То, которое получается по аналогии.
Сравнение чувственного и рационального познания
Непосредственность, которая выражается в прямом воспроизведении объекта.
Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов.
Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.
Опора на результаты чувственного познания.
Абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов.
Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.
Нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании. Обе ступени проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.
Основные виды и формы знаний
Знание — результат познания действительности, содержание сознания.
Житейское — носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Это важнейшая ориентировочная основа повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Приводит к констатации фактов и их описанию.
Научное — понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем. Осуществляет предвидение разных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы).
Практическое — овладение вещами, преобразование мира.
Художественное — целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии.
Рациональное — отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением.
Иррациональное — противоречит рациональному мышлению. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, которые не подчиняются законам логики и науки.
Личностное — зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.
Формы знаний, которые выделяют по отношению к научному знанию:
Смотреть что такое «ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ или ПРАКТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ» в других словарях:
ЗНАНИЕ НЕЯВНОЕ — скрытое, молчаливое, имплицитное (от лат. implicite в скрытом виде, неявно; противоположное explicite), периферийное в отличие от центрального, или фокального, т.е. находящегося в фокусе сознания. Эмпирич. базис личностного молчаливого… … Энциклопедия культурологии
СОЗНАНИЕ — СОЗНАНИЕ. В эмпирической психологии под С. понимается такая связь одновременных и сменяющих друг друга во времени псих, процессов, к рая ведет к познанию действительности и регулированию взаимоотношений личности с окружающим миром (о… … Большая медицинская энциклопедия
ЗНАНИЕ — результат процесса познания, обычно выраженный в языке или в к. л. знаковой форме. Стремление понять, что такое З. и чем оно отличается от др. продуктов человеческого сознания, характерно уже для философов античности, которые поставили и пытались … Философская энциклопедия
СОЗНАНИЕ — многообразие различений и их различий (первичный опыт), а также предпочтений (выделение того или иного элемента различаемого в качестве переднего плана) и идентификаций различенного. В корреляции с миром как различенностью сущего С. образует… … Философская энциклопедия
знание — ЗНАНИЕ форма социальной и индивидуальной памяти, свернутая схема деятельности и общения, результат обозначения, структурирования и осмысления объекта в процессе познания. Дефиниция термина « 3. » является фундаментальной проблемой,… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Массовое сознание — Массовое сознание практическое знание различных социальных групп, не основанное на специализированном знании, нужное социальным группам в повседневной жизни для взаимодействия и коммуникации в малых группах, местности проживания, стране,… … Википедия
Введенский Александр Иванович — самый крупный представитель критической философии в России. Родился в 1856 г. Окончив тамбовскую гимназию, поступил на математический факультет Московского университета, откуда перешел в петербургский, сначала тоже на математический, а через год… … Биографический словарь
социальная эпистемология — СОЦИАЛЬНАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (англ. social epistemology, нем. soziale Erkenntnistheorie) одна из современных областей исследования на стыке философии, истории и социологии науки, науковедения. Последние 30 лет она активно развивается,… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Философия — (греч. philosophía, буквально – любовь к мудрости, от philéo – люблю и sophía – мудрость) форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека и мира; наука о всеобщих законах развития природы,… … Большая советская энциклопедия
ИДДЕНС (GIDDENS) Энтони — (р. 1938) один из основных представителей социологической теоретической мысли современной Англии. В 1956 1959 Г. учился в университете Халла (Hull) на отделении социологии и психологии. Затем с 1959 по 1961 посещал Лондонскую школу экономики по… … Социология: Энциклопедия
Познание — обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.
— в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем;
— в достоверном обобщении фактов;
— в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным — общее и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений. Научное знание охватывает что-то относительно простое, что можно более или менее убедительно доказать, строго обобщить, ввести в рамки законов, причинного объяснения, словом, то, что укладывается в принятые в научном сообществе парадигмы.
Религиозное познание – объяснение мира на основе веры в реальное существование сверхъестественных сил. Объектом религиозного познания в монотеистических религиях, то есть в иудаизме, христианстве и исламе является Бог, который проявляет себя как Субъект, Личность. Цель религиозного познания в монотеизме — не создание или уточнение системы представлений о Боге, а спасение человека, для которого открытие бытия Бога одновременно оказывается актом самооткрытия, самопознания и формирует в его сознании требование нравственного обновления.
Философское познание – создание общих концепций существования мира и человека. Философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология и онтология. В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть (аксиология), то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.
Смотреть что такое «практические знания» в других словарях:
СУЩНОСТЬ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ — – характерная особенность технического знания, основанная на интерпретации природной реальности, имеющая преимущественно прикладной характер и решающая практические задачи. Если «чистая» наука стремится к выявлению общих… … Философия науки и техники: тематический словарь
Высшее образование — совокупность систематизированных знаний и практических навыков, позволяющих решать теоретические и практические задачи по профилю подготовки, используя и творчески развивая современные достижения науки, техники и культуры. Под термином «В … Большая советская энциклопедия
Шерлок Холмс — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Холмс. Шерлок Холмс англ. Sherlock Holmes … Википедия
практи́ческий — ая, ое. 1. Относящийся к практике (в 1 и 2 знач.); связанный с практикой, с реальными потребностями, возможностями. Практическая деятельность. Практическое применение знаний. Практические вопросы. Практический совет. Практическая цель. □ Правда,… … Малый академический словарь
Евразийский открытый институт — (ЕАОИ) Оригинальное название Eurasian Open Institute Основан … Википедия
ОПЫТ — – способ познания действительности, основанный на его непосредственном, чувственном практическом освоении. О. служит важным источником информации как о внешнем объективном мире, так и о психической жизни субъекта. Эволюция понимания О. привела к… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Азербайджанская Советская Социалистическая Республика — (Азербайджан Совет Сосиалист Республикасы) Азербайджан. I. Общие сведения Азербайджанская ССР образована 28 апреля 1920. С 12 марта 1922 по 5 декабря 1936 входила в состав Закавказской федерации (См. Закавказская… … Большая советская энциклопедия
практический — прил., употр. часто Морфология: нар. практически 1. Практическим называют то, что имеет отношение к изучению человеческой деятельности. Практический идеализм. | Практический разум. 2. Практическим называют то, что связано с чьими либо реальными… … Толковый словарь Дмитриева
Сколковский институт науки и технологий — Запрос «СколковоТех» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Сколковский Институт Науки и Технологии (СколковоТех) Международное название Skolkovo Institute of Science and Technology Год основания … Википедия
Юридическое образование в США — Юридическое образование в США это термин, обозначающий образование, которое получают юристы в США до начала самостоятельной практики. Какими бы разными ни были американские юристы по своим специальностям, доходам и статусу, все они… … Википедия
ГОСТ Р ИСО 9712-2009: Контроль неразрушающий. Аттестация и сертификация персонала — Терминология ГОСТ Р ИСО 9712 2009: Контроль неразрушающий. Аттестация и сертификация персонала оригинал документа: 3.25 аттестационный надзор: Наблюдение за кандидатом персоналом неразрушающего контроля, аттестованным в соответствии с настоящим… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации