Что такое познавательная активность учащихся

Статья. Познавательная деятельность учащихся

Познавательная деятельность учащихся

Деятельность ( a ctivity) От лат.Activus – деятельный.

Исходя их вида потребности различают материальную и духовную деятельность.

Основными элементами деятельности являются:

-1- осознание деятельности в виде мотива;

-2- оценка наличной ситуации;

-3- формулирование цели;

-4- выработка решения как цепи последовательных преобразований наличной ситуации в целевую ситуацию;

-5- выбор средств деятельности;

-6- реализация решения.

Познавательная деятельность человека представляет собой весьма сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних условий . Внешние воздействия являются определяющими в развитии познавательной деятельности личности, но по мере развития сознания человека, утверждения направленности его личности все большую роль в его деятельности приобретают внутренние условия: опыт, мировоззрение, интересы и потребности. Эти факторы в своем противоречивом единстве и составляют направленность в деятельности личности, которая и оказывает влияние на все развитие психологических процессов человека.

Благодаря направленности личности школьника вся его познавательная деятельность приобретает избирательный характер, что создает устойчивое внимание к предмету познания. Под влиянием устойчивого внимания к объекту познания совершенствуется и сложившаяся динамическая система психических процессов, обеспечивающая развитие познавательной деятельности и самостоятельности личности.

В самом деле, нет, и не может быть активной познавательной деятельности человека без устойчивого внимания с его стороны к законам и явлениям окружающего мира.

Разная степень заинтересованности личности в объекте или явлении порождает разное отношение к деятельности, а, следовательно, и её уровень. И это закономерно. В процессе целенаправленной познавательной деятельности человек не только проявляет свое отношение к объектам окружающего мира, но и пробуждают не только познавательное, но и регулярное значение: они не только помогают усваивать новые знания, но и оказывают плодотворное влияние на формирование отношений к самой познавательной деятельности.

Коротаева Е.В. выделила уровни познавательной активности, которые характеризуются компонентами познавательной активности.

Таким образом, познавательная активность учащихся отражает их уровень познавательной деятельности.

Источник

Конспект на тему «»Познавательная активность обучающихся в учебном процессе»

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Главной целью современного образования является образованность человека для подлинной жизни, для творчества. Творчество – это поиски человеком самого себя в реальной жизни. Как образовать человека для подлинной жизни в реальном мире? Как научить его ориентироваться в реальной жизни и найти путь, ведущий к самореализации и счастью среди бесчисленного множества путей, многие из которых ведут или в «никуда», или к самоуничтожению – физическому или духовному? Это главный вопрос современного образования. Для правильной ориентации в реальной жизни человек должен научиться правильно рассуждать, самостоятельно принимать осмысленные и обоснованные решения, что ставит соответствующие задачи в области образования.

Одной из таких важных задач следует считать развитие познавательной активности обучающихся. Решение этой задачи, в свою очередь, нуждается в поиске наиболее эффективных подходов в подготовке обучающихся к избирательности при выборе информации, к умению использовать ее в предложенных обстоятельствах.

Проблема педагогической поддержки познавательной активности особенно актуальна, так как преподаватель сталкивается с различным уровнем умений и навыков обучающихся, полученных в школе, по уровню мотивации, по личностным особенностям и т. д.

В педагогическом плане активность рассматривают как ведущую черту и интегральную характеристику целостной личности, что влияет на результативность всего процесса обучения и одновременно выступает как предпосылка собственного развития при педагогическом управлении деятельностью того субъекта, которому эта активность принадлежит.

Познавательная активность характеризуется поисковой направленностью в учении, познавательным интересом личности и стремлением удовлетворить его при помощи различных информационных источников как в учении, так и во внеурочнойной деятельности. В процессе анализа исследований по активизации учебно-познавательной деятельности были установлены взаимосвязь познавательной активности и познавательной самостоятельности.

Активизация учебного процесса начинается с диагностирования и целеполагания в педагогической деятельности. Это первый этап работы. При этом преподаватель помнит, прежде всего, о создании положительно эмоционального отношения у студента к предмету, к себе и своей деятельности. Далее, на втором этапе, преподаватель создает условия для систематической, поисковой учебно-познавательной деятельности студентов, обеспечивая условия для адекватной самооценки студентов в ходе процесса учения на основе самоконтроля и самокоррекции. На третьем этапе преподаватель стремится создать условия для самостоятельной познавательности студентов и для индивидуально творческой деятельности с учетом сформированного интереса. При этом преподаватель проводит индивидуально дифференцированную работу со студентами с учетом его опыта отношений, способов мышления, ценностных ориентации. Учебно-познавательная деятельность—многоуровневая система, включающая активные формы регуляции и преобразования разных систем: теоретических и методических. Особенно продуктивна, может быть совместная деятельность преподавателя и студента (студент—студент, преподаватель-студент).

При переходе на более высокий уровень познавательной активности и самостоятельности растут личностно-профессиональные, учебно-познавательные и коммуникативные мотивы, потребность в знаниях, интерес к учебе, уменьшаются трудности в учебно-познавательной деятельности.

Однако, нужно заметить снижение познавательной активности студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования. Социально-политические и экономические преобразования, начавшиеся в России в 90 г.г. и продолжающиеся в настоящее время предъявляют новые требования к профессиональной компетентности выпускников средних специальных учебных заведений. Разрушение существующей системы профессионального образования в техникумах и ПТУ, способствовало возникновению дефицита квалифицированных рабочих и специалистов. Поддержка рабочих специальностей, начального и среднего профессионального образования является одним из важнейших направлений работы Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России, сформированной Указом Президента РФ от 20 мая 2009 г. Анализируя процесс трудоустройства выпускников вузов, можно констатировать, что лишь 40% специалистов идут работать по специальности. Данное обстоятельство свидетельствует о недостаточно сформированном профессиональном самоопределении выпускников и обусловливает необходимость стимулирования профессионального самоопределения школьников. Таким образом, особую актуальность приобретают вопросы не только повышения качества среднего профессионального образования, но и вопросы профессионального самоопределения и профессиональной самореализации в соответствующей деятельности. Как самоопределение, так и самореализация предполагают проявление определенной познавательной активности, особенно у студентов. Более того, их высокую познавательную активность можно считать основным условием их профессионального становления. Однако на практике большая часть студентов не проявляют достаточно выраженной активности в учебной деятельности. Согласно исследованиям, базовыми социально-организационными факторами, определяющими познавательную активность студентов, выступают: взаимоотношения с педагогом и сверстниками, отношение семьи и друзей к процессу получения образования и учебе в целом; общественное мнение и социальные ориентации относительно выбранной профессии. Так же выявлено влияние типа учебного заведения (государственный –негосударственный вуз) на познавательную активность студентов. Так, в негосударственном вузе менее жесткие критерии отбора, что может негативно сказаться на мотивации познавательной деятельности. В структуре мотивов и стремлений таких студентов часто преобладают внешние социальные мотивы, мотивы престижа, а непознавательные. У студентов негосударственного вуза часто не сформированы умения и навыки учебной деятельности, что снижает их познавательную активность. В системе СПО значение этих факторов может проявиться в еще большей степени. Большинство студентов, слабо представляют свою будущую профессиональную деятельность и свои возможности, не уверены в правильности своего профессионального выбора, не проявляют целеустремленности в овладении будущей профессией. Именно это не позволяет укрепиться устойчивость профессионального выбора и, соответственно, проявлению профессиональной целенаправленности.

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что в современной педагогике всё более остро встает вопрос о том, что необходимо не просто вооружать студента знаниями, а учить разрешать его различные жизненные проблемы. Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно притупить его природные творческие способности – «разучить» думать самостоятельно. В максимальной степени процесс мышления проявляется и развивается при решении проблемных задач.

Целью современного российского образования стало полноценное формирование и развитие способностей обучающегося самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат.

Столкнувшись с проблемой низкого уровня качественной успеваемости обучающихся, пришло понимание, что наступило время уходить от традиционного подхода подачи материала, и наиболее удачным методом будет являться подача через технологию проблемного обучения, ведь проблемное обучение – такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.

Главной психолого-педагогической целью проблемного обучения является: развитие мышления, способностей и творческих умений обучающихся, а также усвоение ими знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем.

Проблемное обучение многофункциональное и решает следующие задачи:

стимулирует мотивацию обучения;

повышает познавательный интерес;

развивает творческие способности;

формирует навыки исследовательской деятельности;

развивает коммуникативные компетенции.

Проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления обучающегося. Суть активности, достигаемой при проблемном обучении, заключается в том, что студент должен анализировать фактический материал и оперировать им так, чтобы самому получить из него новую информацию. Это расширение, углубление знаний при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний. Нового применения прежних знаний не может дать ни преподаватель, ни книга, оно ищется и находится студентом, поставленным в соответствующую ситуацию. Это и есть поисковый метод учения как антипод методу восприятия готовых выводов преподавателя (хотя последний метод тоже вызывает определённую активность ученика).

Цель познавательной активности обучающихся посредством проблемного обучения заключается в том, чтобы поднять уровень мыслительной деятельности студента и обучать его не отдельным операциям в случайности, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий, которая характерна для решения нестереотипных задач, требующего применения творческой мыслительной деятельности.

Решение проблемы имеет огромное преимущество перед простым заучиванием готовой информации, которое заключается в том, что при решении проблемы обучающийся активно мыслит. А это приводит не только к прочности и глубине знаний, приобретенных самостоятельно, но и к ценнейшему качеству ума – умению ориентироваться в любой ситуации и самостоятельно находить пути решения любой проблемы.

Источник

Что такое познавательная активность учащихся

ЗЕЛЕНИНА Елена Борисовна,

кандидат педагогических наук,

завкафедрой педагогики и психологии ПКИППКРО

Развитие познавательной активности, способы и методы активизации учебной деятельности – одна из вечных проблем педагогики. К ней обращаются психологи, педагоги, даже философы. В многочисленных статьях, разнообразных исследованиях, научных трактатах она обросла толкованиями, уточнениями, точками зрения, а во ФГОС основной школы она обозначена как одна из центральных педагогических проблем.

Для основной школы самостоятельность как ответственное, инициативное поведение, независимое от посторонних влияний, совершаемое без посторонней помощи, собственными силами – основной вектор взросления. Основная школа отвечает за одну, но чрезвычайно существенную грань воспитания детской самостоятельности – учебную самостоятельность, которая является ключевой педагогической задачей подросткового этапа образования и рассматривается как умение расширять свои знания, умения и способности по собственной инициативе.

Познавательная активность – сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов – субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация, прилежание и т.д.) и объективных (окружающие условия, личность учителя, приемы и методы преподавания). Активизация познавательной деятельности предполагает определенную стимуляцию, усиление процесса познания. Само познание можно представить как последовательную цепь, состоящую из восприятия, запоминания, сохранения, осмысления, воспроизведения и интерпретации полученных знаний. Очевидно, что активизация может осуществляться одновременно на всех последовательных этапах, но может возникнуть и на каком-то одном.

Стимулирует, активизирует познание прежде всего учитель. Действия его заключаются в том, чтобы с помощью различных приемов и упражнений усилить каждый из этапов познания (реже один или несколько). Именно по такой логике выстраиваются программы развивающего обучения: через постоянную организацию условий для интенсивной познавательной деятельности к привычной познавательной активности, а затем – к внутренней потребности в самообразовании.

Что такое познавательная активность учащихся. Смотреть фото Что такое познавательная активность учащихся. Смотреть картинку Что такое познавательная активность учащихся. Картинка про Что такое познавательная активность учащихся. Фото Что такое познавательная активность учащихся

Очевидно, что активность связана с укреплением субъектной позиции учащегося. Вот как это выглядит графически.

Субъектную позицию школьника в учебной деятельности понимают как «внутреннюю позицию личности, основанную на отношении к процессу обучения в целом, на определении своего места и роли в нем» (С.А. Нелюбов). Значит, с одной стороны, приобретая свою внутреннюю позицию, ребенок не может быть пассивным в учении. С другой стороны, чем более активен он в учебной деятельности, тем более устойчива его субъектная позиция. К показателям сформированности субъектной позиции школьников относят: устойчивое положительное отношение к учению; высокую активность и самостоятельность; использование результатов учения в социальной практике; высокую самооценку и саморегуляцию.

Основная школа, согласно ФГОС ООО, должна стать этапом испытаний, проб, экспериментирования, проектирования – этапом постепенного преобразования коллективного субъекта учебной деятельности в индивидуальный.

Исследование, проведенное нами среди учащихся 9–11 классов (153 человека) трех школ Владивостока и Артема в 2009–2011 годах, показало, какие проблемы познавательной активности учащихся порождает традиционный процесс обучения.

Познавательная активность учащихся

Что такое познавательная активность учащихся. Смотреть фото Что такое познавательная активность учащихся. Смотреть картинку Что такое познавательная активность учащихся. Картинка про Что такое познавательная активность учащихся. Фото Что такое познавательная активность учащихся

Анализируя эти данные, выделим основные ценностные ориентации школьников в обычных массовых школах. На первом месте стоит умение «запомнить» (82%). Это свидетельство того, что обучение осуществляется на «знаниевой» основе.

При этом большинство детей (71%) не пытается находить связь с ранее изученным материалом. И только чуть более половины (58%) детей смогли сказать, что «им интересно многое из того, что изучают в школе». Почти столько же (55%) учащихся слабо владеют умением контролировать себя в процессе учения и потому «не всегда могут точно определить, что знают и что не знают».

А практически половина учащихся предполагает, что школьное обучение, скорее всего, значимо для их будущей жизни. Заметьте – не для нынешней.

Четыре основных типа познавательной активности школьника

Согласно результатам исследования В.А. Коротаевой, познавательная активность связана с укреплением субъектной позиции учащегося.

Анализ этих позиций позволил исследователю условно выявить четыре основных типа познавательной активности и выработать тактику (ближайшие педагогические взаимодействия) и стратегию (перспективу развития позиции школьника в учебном процессе) педагогической деятельности:

Педагог обязан «видеть» и включать в познавательную деятельность и школьника, который занимает пассивную позицию, и того, кто время от времени «включается» в интерактивное обучение, и учащегося с ярко выраженной готовностью к совместному познанию.

Проанализируем выделенные типы познавательной активности с точки зрения педагогической тактики и стратегии.

Первый тип (О): учащийся пассивен, слабо реагирует на требования учителя, не проявляет заинтересованности ни в совместной, ни в индивидуальной работе, включается в деятельность только под давлением педагога. Не развиты эмоциональные, интеллектуальные и поведенческие навыки для обучения во взаимодействии. Налицо выраженная объектная позиция в учебном процессе.

Тактика учителя в данном случае основана на создании такой атмосферы занятий, которая снимала бы у школьника чувство страха, зажатости. Такие учащиеся относятся к категории «пренебрегаемых». Вспоминая свои прошлые неудачи, они сами заранее снижают способность конструктивно подойти к новой учебной задаче. В данном случае очень важно нейтрализовать негативные воспоминания. Основным приемом, помогающим наладить такие отношения, будут так называемые «эмоциональные поглаживания» (обращение по имени, добрый ласковый тон и т.п.). При работе с этой группой учителю следует не ждать немедленного включения в работу, так как их активность может возрастать постепенно. Не предлагать им учебных заданий, требующих быстрого перехода с одного вида деятельности на другой. Давать время на обдумывание ответа, поскольку им трудно даются импровизации. Не сбивать во время ответа, задавая неожиданные и каверзные вопросы. Быть готовым к тому, что после перемены эти дети достаточно медленно переключаются с интенсивной двигательной активности на умственную.

Стратегическое направление в работе сданными учащимися – перевод их в учебном взаимодействии из выраженной объектной в преимущественно объектную позицию. Такое возможно благодаря особой атмосфере уроков, ориентированной на психологическое раскрепощение и эмоциональное включение школьников в общую деятельность. Тогда рождается цепочка: состояние комфортности, открытости, снятие страха перед совместной работой, готовность включиться в сотрудничество с педагогом или одноклассниками, ожидание и эмоциональная готовность к освоению нового типа познавательной активности.

Второй тип (OS) реализуется преимущественно в объектной позиции ученика. Характерные показатели – проявление интереса и активности лишь в определенных ситуациях (интересное содержание урока, необычные приемы преподавания), что, скорее, связано с эмоциональной возбудимостью, часто не подкрепленной наработанными навыками к самостоятельной работе. Во время урока эти ученики предпочитают объяснение нового материала повторению; легко подключаются к новым видам работы, однако при затруднениях также легко могут потерять интерес. Они могут удивлять учителя быстрыми правильными ответами, но такое происходит лишь эпизодически.

Тактика учебного взаимодействия с этими учащимися – подкрепление их субъектного (активного) состояния в учебной деятельности не только в начале, но и в процессе работы. Здесь неоценима помощь учителя, способного при необходимости помочь снять интеллектуальную усталость, преодолеть волевую апатию, стимулировать интерес.

Школьникам этого типа присуща торопливость и незавершенность действий, вот почему именно для них важно умение использовать план ответа, опираться на опорные сигналы, создавать алгоритмы того или иного учебного действия, рисунки-подсказки («шпаргалки»), таблицы. Но есть одна особенность: они легче запоминают и пользуются теми схемами, которые создают сами (или совместно с педагогом); к сожалению, большинство таблиц, изготовленных типографским способом, этих школьников не интересует.

Таким образом, стратегия действий учителя в работе с ситуативно-активными учащимися заключается в том, чтобы не только помочь им включиться в учебную деятельность, но и поддерживать эмоционально-интеллектуальную атмосферу на протяжении всего урока. Тогда ученик испытывает чувство радости и подъема нетолько при восприятии учебной задачи, но и в ходе ее выполнения. А испытав чувство успеха однажды, он захочет повторить и упрочить свои достижения и для этого проявит определенные интеллектуально-волевые усилия. Если последующие уроки не обманут его ожиданий, то возникнут предпосылки для постепенного перехода к исполнительски активному типу познания.

Третий тип – учащиеся с активным отношением к познавательной деятельности (S).

Главный плюс этих учащихся – стабильность и постоянство. Они систематически выполняют домашние задания, с готовностью включаются в те формы работы, которые предлагает педагог.

Именно на них опирается учитель при изучении новой темы, они же выручают учителя в трудных ситуациях. Однако и у них есть свои проблемы. Некоторым кажется, что этим детям учеба дается легко. В этом есть доля истины, но почему-то забывают о том, что такая кажущаяся легкость – результат более ранних усилий: умения сосредотачиваться на задаче, внимательно знакомиться с условиями задания, активизировать имеющиеся знания, выбирать наиболее удачный вариант, а при необходимости повторить (и не один раз!) всю эту цепочку. И эти учащиеся, как, впрочем, и остальные, нуждаются во внимательном отношении со стороны педагога. Порой они начинают скучать, если изучаемый материал достаточно прост, а учитель занят с более слабыми учениками. Постепенно они привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи и уже не хотят или отвыкают искать нестандартные решения. Чуть позже они понимают, что одобрение учителя можно получить просто за качественно сделанную работу, не требующую поиска дополнительного материала.

Основными тактическими приемами, стимулирующими активных учащихся, можно назвать все проблемные, частично-поисковые и эвристические ситуации, которые создаются на уроках. Например, «проблемный диалог», когда, обсуждая предложенную учителем формулировку темы урока, школьники прогнозируют ее содержание. Или «мозговой штурм», состоящий из следующих шагов: создание банка идей (обязательное правило – никакой критики!), анализ идей (поиск рационального зерна в каждом, даже самом фантастическом предложении, отбор наиболее продуктивных идей), представление результатов работы группы и дальнейший отбор предложенных идей экспертами. Часто при представлении идей рождаются новые предложения, которые тут же включаются в обсуждение. Можно предложить учащимся особые ролевые ситуации. Школьники могут подключаться к технологии оценивания устных и письменных ответов одноклассников, то есть брать на себя роль «эксперта» (только не забудьте вооружить «экспертов» требованиями к оцениванию ответов, чтобы не возникло существенных разногласий).

Четвертый творческий тип познавательной активности (S) характеризуется выраженной субъектной позицией учащегося. Эти школьники обладают нестандартным мышлением, яркой образностью восприятия, сугубо индивидуальным воображением, неповторимым отношением к окружающему миру. Однако именно они часто создают проблемы в учебной деятельности, которая опирается на последовательность, логику, основательность.

Развивая воображение, образность мышления, интуицию, необходимые для творческого типа учебной активности, можно сослаться на рекомендации, предлагаемые группой ученых под руководством С. Парнса: устранять внутренние препятствия творческими проявлениями;

воздерживаться от оценок; показывать учащимся возможности использования метафор и аналогий; давать возможность умственной разминки; уделять внимание работе подсознания. Даже когда проблема не находится непосредственно в центре внимания, наше подсознание может незаметно для нас самих работать над ней. Некоторые идеи могут на мгновение «показаться на поверхности», важно вовремя зафиксировать их, чтобы впоследствии прояснить, упорядочить, использовать и т.д.

Таким образом, деятельность педагога на данном уровне познавательной активности заключается прежде всего в развитии у учащихся самой потребности в творчестве, в стремлении к самовыражению, самоактуализации. Помочь в достижении этой цели могут и отдельные приемы, активизирующие творчество учащихся, и специальные творческие уроки.

Тип познавательной активности – это динамический показатель. В силах учителя помочь ученику перейти от нулевого типа к ситуативной и, возможно, исполнительской, творческой активности. Особо хочется подчеркнуть тот факт, что все учащиеся нуждаются во внимании и заботе со стороны учителя: и те, которые не проявляют особой заинтересованности в учении, и те, кто внешне производит благополучное впечатление и, казалось бы, не нуждается в особой поддержке.

Общие условия достижения планируемых результатов освоения образовательной программы основной школы:

1. Развитие познавательной активности школьников за счет сохранения и расширения поисково-исследовательского характера учебной деятельности учащихся, превращения ее в индивидуальную форму учебной активности каждого учащегося.

2.Выход за пределы учебной деятельности – постепенное сращивание учебной и внеучебной деятельности подростков.

3. Многовариативность разворачивания учебного материала в рамках учебной программы и за ее пределами (индивидуальный образовательный маршрут).

4. Переход на самоконтроль и самооценку собственного движения в учебном материале.

5. В содержании обучения подростка центральное место должна занимать «особая модель объекта, на которой возможно нечто испытывать и опробовать». Обучение в основной школе есть моделестроение и опробование этих моделей (пробных тел) в разных ситуациях для формирования собственной картины мира у подростка.

Основная школа предъявляет серьезные требования к самостоятельности, ответственности и инициативности школьников, особенно в ситуациях свободного выбора индивидуальных образовательных маршрутов. Неготовность взять высокую планку этих требований угрожает эмоциональному благополучию большей части школьников. Однако, если основная школа, идя на поводу у детской неготовности, снизит уровень этих требований, она потеряет развивающий эффект, что негативно отразится на будущем сегодняшнего подростка.

Лев Толстой писал: «Будущего нет – оно делается нами». Российские педагоги получают шанс реализовать этот подход. Иначе мы окажемся в будущем, сделанным для нас.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *