Что такое позитивная манипуляция
Что такое манипуляции и как им противостоять
8 октября 2019 года
Никому, разумеется, не нравится, когда кто-то манипулирует нами вопреки нашему желанию. Однако часто это происходит независимо от нас. Как вовремя распознать манипуляции и избежать их, рассказывает психолог социально-реабилитационного центра «Алтуфьево» Ярослав Ковалевский.
— Итак, Ярослав Викторович, что же такое манипуляции?
— Если очень коротко, то это обман, но очень специфический — когда чужую волю и реализацию чужих желаний человек начинает считать своими, причем абсолютно искренне. По факту эти желания могут противоречить его истинным ценностям, но ему кажется, что это именно его выбор. В этом и есть ключевой принцип манипуляций.
— Почему манипуляции так эффективно работают?
— В основе работы той или иной манипуляции является эгоистическое желание человека чем-то обладать. Человек настолько захвачен этим желанием, что его разум уже занят исключительно предметом вожделения, и он автоматически попадает в группу риска, у него все шансы стать жертвой манипуляции. Нужно понимать, что в такие моменты человек утрачивает здравомыслие, способность анализировать, и, гонясь за своим желанием, может стать жертвой обмана.
— Выходит, что наши желания — наши враги. Можно ли самому осознать в такой момент, что происходит?
— Конечно, но понять это может только тот, у кого нет ослепляющего желания чем-то владеть, кто владеет прежде всего собой. Человек, подвергшийся манипуляции, — это классический пример с осликом и морковкой, привязанной к удочке перед его мордой: ослик видит эту морковку, хочет её съесть, пытается догнать, но не может. Потому что в этот момент он осуществляет не собственное желание, а тратит свои ресурсы (силы, здоровье) на реализацию желания того, кто сидит у него на спине и держит удочку с приманкой.
— То есть самое главное — рационально оценивать свои желания.
— Конечно, если человек способен к анализу, то есть у него нет безумного желания чем-то обладать, то у него появляется возможность увидеть, что происходит какой-то обман, а значит, есть шанс не стать жертвой манипуляций.
— А есть ли другие случаи попадания в руки манипуляторов?
— Безусловно. Немаловажным критерием попадания под влияние манипуляций является общий фон невежества человека. Например, человек не знает, что такое сигареты. Он условно знает, что это, например, какие-то травы, но какие именно — никогда не интересовался. И если он где-то услышит, что это «целебные» травы, которые не калечат, а лечат, а потом еще увидит в интернете человека в халате, который «подтвердит» эту информацию «научными» данными, то он обязательно поверит. Это яркий пример невежества, когда человек понятия не имеет, что перед ним, но получает приличную дозу ложной информации, совладать с которой он не в состоянии. Таким образом он становится жертвой манипуляции.
— За какие крючки цепляются манипуляторы, чтобы обман был успешным?
— У каждого из нас есть слабые стороны, на которые можно надавить. Но есть и, безусловно, механизмы, которые работают на общераспространенных качествах характера. Это, например, жадность, зависть, похоть, гордыня и так далее. Если концентрация этих качеств в человеке довольна высока, то он рискует стать жертвой манипуляций. Но если эти же самые качества присутствуют в незначительной степени, то риск значительно снижается.
— А если человек понял и осознал, что с ним произошло, то он больше не попадёт в группу риска?
— Возможность стать жертвой есть всегда до тех пор, пока в человеке есть что-то негативное, низменное. Но если его не за что «зацепить», то манипуляция работать не будет. Правда, бывают и другие ситуации: человек может не быть жадным или завистливым, но если ему 200 раз повторить одну и ту же ложную мысль, то на подкорке она останется как правдивая. И тут надо вспомнить то, о чем мы говорили ранее — невежество. Здоровый человек, получая те или иные сведения, начинает искать их подтверждения или опровержения, анализировать, чтобы удостовериться в правдивости информации, и только после того, как он все изучил, сделает правильный вывод.
— Что должны обязательно знать жертвы манипуляции?
— Человек должен сам себе честно признаться, что с ним это произошло, этого не нужно бояться и скрывать. Потому что все мы совершаем ошибки, и самое главное — отдавать себе отчет в том, что ты это пережил, сделать выводы и больше не повторять ошибок.
— Можно ли распознавать манипуляции в процессе общения? Есть ли такая вещь, как лексикон манипуляторов?
— Да, конечно, существуют фразы, услышав которые стоит насторожиться: вполне возможно, что вами манипулируют.
В наиболее сложных случаях, когда вы не в состоянии справиться с манипулированием самостоятельно, стоит обратиться за профессиональной помощью к психологу.
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Алтуфьево» занимается круглосуточной реабилитацией и жизнеустройством иногородних несовершеннолетних, а также несовершеннолетних граждан иностранных государств.
Адрес: г. Москва, Алтуфьевское шоссе, д. 13, корп. 4, стр. 4 (м. «Владыкино»)
Телефон: 8 (499) 201-06-50, 8 (499) 201-59-47
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Хочешь манипулировать людьми с помощью слов? 14 техник
Как манипулировать людьми с помощью слов? Все просто! Нужно только разобраться в теории.
Общение между людьми – это неотъемлемая часть нашей жизни. Когда вы сталкиваетесь с людьми, вы так или иначе попадаете под манипуляцию. Более того, вы сами используете эти приемы в отношении других. Большинство людей ошибочно думает, что манипуляция всегда носит отрицательный характер. Однако способы манипулирования часто используются для достижения положительного эффекта в работе, отношениях, общении с людьми. В сегодняшней статье мы с вами подробно рассмотрим следующие вопросы манипулятивного общения:
Манипуляция – психология общения с людьми
Манипулятивное общение в теории психологии направлено на извлечение выгоды от собеседника. Это происходит путем использования различных приемов (лесть, обман, демонстрация доброты, ложной влюбленности и т.д.). Все идет в зависимости от особенностей личности манипулятора и самого манипулируемого.
Манипуляции являются разновидностью монологического общения. Эти взаимоотношения складываются при неравноправных позициях партнеров, которое может быть императивным и манипулятивным:
Способы и приемы манипулирования достаточно обширны. Однако стоит помнить, что главная их цель – это подчинение своей воле другого человека.
Какие типы людей наиболее подвержены манипуляции
Составить единый портрет человека, подвергающегося манипуляциям, достаточно сложно. Каждый из нас обладает уязвимыми чертами личности, на которые может надавить потенциальный манипулятор.
В науке психологии выделяются определенные типы людей, которые могут стать потенциальной жертвой манипуляции:
Определив, к какому типу личности вы относитесь, вы можете предугадать манипуляцию.
Психологический портрет манипулятора
Каждый манипулятор – тонкий психолог. Часть людей, использующих манипуляции в своей жизни, делают это неосознанно. На подсознательном уровне они определяют, через какие качества манипулируемого они могут добиться своей цели. Осознанные манипуляторы же способны определить тип личности человека. После выявить слабые стороны, черты характера, через которые он может подчинить его волю.
Как и с портретом потенциальной жертвы, определить конкретный тип личности для манипулятора достаточно трудно. Важно знать, что это могут быть:
Для выявления манипулятора важно знать его поведенческие черты:
Манипулятор в отношениях с людьми так или иначе будет проявлять часть этих перечисленных признаков. Видя такой вид поведения – будьте настороже!
Виды манипуляторов
В психологии манипуляторы условно подразделяются на активных и пассивных. Это разделение связано с тем, какие роли они берут на себя в отношениях.
Для такого вида характерно использование активных техник влияния и доминирования над человеком. Например, видом такого манипулирования может быть установление тотального контроля над другим человеком. Выделяют следующие типы активных манипуляторов:
Это вид манипуляторов выстраивает свои отношения с людьми, изначально ставя себя в позицию подчинения. В конфликтных ситуациях выступая в роли «жертвы», давя на чувство вины партнёра. Такой вид манипуляторов подразделяется на следующие типы:
Виды манипуляций в психологии — 14 Способов
Спектр приемов манипулятора достаточно широк и перечислить все практически невозможно. Использование каждого обуславливается личностью самого манипулятора и непосредственно манипулируемого.
Газлайтинг
Газлайтинг представляет собой способ управления волей человека. При нем ставится под сомнение правильность мыслей партнёра. Это непосредственно сказывается на его уверенности в себе и в своих действиях. Цель манипулятора в данном случае – это убеждение другого в неправильности восприятия им сложившейся ситуации. Это может сопровождаться внушением ложного чувства вины.
Примером газлайтинга может быть ситуация, когда партнёр постоянно убеждает вас в том, что проблемы выдуманы и незначительны. При этом он будет ставить по сомнение адекватность вашего поведения, указывая на нарушение душевного здоровья. Такие манипуляции могут сопровождаться фразами:
При газлайтинге не давайте манипулятору заставить вас поверить в свою необъективность и неправоту.
Проекция
Проекция – это метод манипулирования, когда человек перекладывает вину на другого, постоянно ищет оправдание совершаемым действиям. В данном случае манипулятор воспринимает партнёра в качестве «жертвы», которая постоянно подвергается обвинению.
Например, патологический лжец может обвинять своего партнёра во вранье. Работник, который не прикладывает должных усилий для выполнения своих задач, может считать начальника неэффективным. Это нужно, чтобы не соглашаться с фактом недостаточных усилий для выполнения работы.
Бессмысленный разговор
Данный метод манипуляций характерен для эгоистичных и деструктивных личностей. Цель манипулятора – сосредоточение внимания партнёра на себе.
Бессмысленный разговор может выражаться также и в конфликтах «на пустом месте». То есть когда в совокупности используются приемы газлайтинга, проекции, подмены понятий. При использовании такого метода, манипулируемый не понимает, каким именно образом ввязался в разговор и почему так долго его продолжает.
Что делать, чтобы эта манипуляция не сработала с вами? Держитесь в стороне от открытых и острых дискуссий с провокатором.
Голословные высказывания
Голословные высказывания представляют собой нежелание манипулятора разбираться в мелочах вашей аргументации. Например, в обобщении, основанном на отдельных словах, вырванных из контекста. Цель манипулятора – обесценивание явлений, мнений другого человека.
При голословных высказываниях любой аспект проблемы может быть раздут настолько, что серьезный разговор становится невозможным. Например, вы говорите человеку, что его поведение неприемлемо. В ответ он тут же делает голословное утверждение о вашей сверхчувствительности.
«Ты вечно всем недоволен» или «Тебя вообще ничего не устраивает».
Подмена понятий
Такая манипуляция основана на переворачивании фактов с ног до головы. То есть на использовании громких выражений и фраз, вырывании слов из контекста разговора. Манипулятор в данном случае делает поспешные выводы. То есть основывается на своих собственных эмоциональных реакциях, не выслушивая вас в разговоре до конца.
Эта манипуляция чаще всего характерна для конфликтных ситуаций. Например, вы высказываете партнёру свои переживания о том, что он повысил на вас голос. Не дослушав ваши доводы до конца, манипулятор начинает говорить подобные фразы: «Я, значит, для тебя плохой?», «А ты идеальный(ая)?», «Ну раз я тебе так противен».
Защита от подмены понятий заключается в выстраивании чётких границ с таким человеком путем уверенности в своей собственной позиции. Также возможности ее доказать и прекращении разговора с манипулятором. Ведь, как правило, не перестает беспричинно обвинять вас в том, чего вы не говорили.
Смена темы
Этот метод используется для отступления от обсуждаемой темы. Она нежелательна для манипулятора и его цель — перевести ваше внимание на совершенно другой вопрос.
Чтобы это не сработало с вами, повторите свой вопрос или утверждение и не отвлекайтесь от оригинальной темы.
Угрозы
Такая манипуляция является характерной для активных манипуляторов, использующих ультиматумы и угрозы. Цель манипулятора – это условное наказание партнёра за несогласие с ним. Манипулятор такого типа не приемлет компромиссы и иногда может высказывать угрозы в форме шутки.
Для защиты от такой манипуляции – ответьте на угрозу отказом подчиниться в аналогичной шутливой форме. Если же манипулятор продолжает угрожать и ставить условия, закончите общение.
Оскорбления
Самая распространенная манипуляция с помощью слов – оскорбления. Она также характерна для активных манипуляторов. Их цель – спровоцировать ответную реакцию партнёра путем оскорблений и неоправданной критики.
Главное при использование такого метода в отношении вас – не реагируйте на оскорбления.
Дрессировка
Дрессировка применяется манипулятором для подчинения человека, обесценивания его желаний, мнений. Цель манипулятора – полный контроль над действиями другого путем вырабатывания необходимого для манипулятора поведения у партнёра.
Сплетни
Такой манипуляции чаще всего подвержены люди ранимые, зависимые от мнения окружающих. Цель манипулятора – разрушение репутации партнёра, его самооценки путём сплетен, клеветы и слухов.
От любви до ненависти
Этот метод основан на технике приближения-отдаления. Цель манипулятора – стирание личных границ жертвы, возникновение зависимости от отношений у манипулируемого.
Распознать его достаточно просто. Манипулятор демонстрирует противоречивое поведение: от безграничной любви, до полной ненависти и игнорирования.
При таком виде манипуляций главный способ защиты – прекращение любых контактов с таким человеком.
Триангуляция
Манипуляция основана на подтверждении своей правоты путем привлечения в спор постороннего человека. Манипулятор преследует одну цель – провоцирование неуверенности партнёра в собственном мнении.
Чтобы противостоять триангуляции, ответьте манипулятору собственной «триангуляцией». Найдите поддержку третьей стороны, неподвластной ему. И не забывайте о том, что ваша позиция тоже имеет ценность.
Манипуляция чувством стыда
Метод основан на подчеркивании ваших недостатков, прививании за них чувства вины.
Такая модель поведения часто встречается в отношениях родителей и детей. Ругая ребенка за проступок, родитель использует фразы «Как же тебе не стыдно?».
Итогом данной методики является понижение самооценки человека, который подвергается манипуляции.
Чрезмерный контроль
Контроль как вид манипуляции бывает материальным, эмоциональным, социальным. Цель манипулятора — полное завладение чувствами, жизнью, эмоциями человека. Это является формой психологического насилия.
Для противостояния манипулятору сохраняйте контроль над собой, право на личную жизнь.
Всегда ли плохо быть манипулятором
Мы уже говорили о том, что каждый из нас является манипулятором. Всегда стоит помнить – манипуляторы не всегда отрицательные личности. Возможность человека управлять другими может способствовать достижению личной или общей цели без ущерба окружающим.
Многогранность манипуляций заключается в том, что часто они используются для предотвращения конфликтов. Главный аспект состоит лишь в этической стороне вопроса – вы скрытно используете человека.
Если изучите искусство манипуляций, вы можете использовать приобретенные навыки в положительных целях. Например, в улучшении взаимоотношений с партнёром, предотвращении ссор и конфликтов. Главное – помнить, что при положительной манипуляции нельзя использовать агрессивные методы. Например, тактики унижения и насильственной подавлении воли человека. Ваши действия должны быть направлены по большей части на аккуратное побуждение человека к действиям.
Как научиться манипулировать людьми?
Как манипулировать людьми с помощью слов? Данный вопрос достаточно сложен. Поведение будет зависеть от той сферы, на которую вы хотите оказать влияние:
Для эффективного манипулирования достаточно правильно подобрать тактики и методы.
Для начальных шагов искусства манипулирования необходимо:
Указанный краткий перечень правил – это только первые шаги в изучении искусства манипуляций. Ваше совершенствование в этом может продолжаться бесконечно – путем чтения соответствующих книг, а также практики. Следуя этим правилам, вы точно поймете, Как научиться манипулировать людьми!
Манипуляции – это неотъемлемая часть нашей жизни, нашего общения с людьми. Зная все приемы и способы манипуляции – вы можете вовремя защитить себя от разрушительных действий манипулятора. С другой стороны, использование манипулятивных тактик может помочь вам в достижении целей без ущерба для других.
Положительные стороны речевой манипуляции
Речевые манипулятивные приёмы сыграют положительную роль в психологической практике: пользуясь ими, психолог может подвести клиента к необходимости каких-либо изменений (например, помочь осознать проблему путём метафорического представления её), да и непсихолог тоже )) При условии использования для создания «положительных» текстов (например, текстов социальной рекламы) манипулятивные приёмы также идут со знаком «+»
Со всем согласен! Но зачем же речевые манипуляции использовать воспитывая детей? Нельзя прямо объяснить ребенку что такое «хорошо» и «плохо», и беседы проводить максимально откровенно? Если родители не только любят, но и уважают своего ребенка, мне кажется они не должны прибегать к манипуляции. Иначе с возрастом, ребенок начнет понимать где родители «дергают ниточки» и в лучшем случае затаит обиду, а в худшем использует манипуляцию против них самих.
На мой взгляд слово » манипуляция» имеет негативную окраску, поэтому словосочетание » положительная манипуляция» вызывает несколько двоякое чувство.
Думаю, что психология использует речевую манипуляцию в положительном смысле, ведь целью психолога является задача помочь пациенту. В тоже время ораторы, которые призывают к политическим бунтам, революциям и т.д, используют речевую манипуляцию с целью переманить или даже запугать людей. Всем известен пример Троцкого как великолепного оратора.
В быту и на работе встречаются люди, которые манипулируют другими. В этом соглашусь с комментарием Ирины. Причем могут настолько хитро манипулировать, что человек неведая идет, что называется, на поводу.
К очень негативной стороне манипуляции отнесла бы угрозы. Не уверена, что права. но на мой взгляд человек, который угрожает и при этом ставит условия выступает как манипулятор. Например: Если ты не согласишься выйти за меня замуж- брошусь в реку.
Ну и закончить все-таки надо положительными сторонами речевой манипуляции:) Различные примеры цитат, настраивающих на хорошее настроение и позитивное отношение к жизни. Доктор Кашпировский здорово манипулировал, если кто помнит,в 90-годы:)))
Вообще, как я уже писала здесь в другой теме, почти каждое речевое средство/явление нейтрально по своей сути. Плохим или хорошим оно становится в зависимости от того, как и зачем оно используется. Это касается и речевой манипуляции.
Ведь сколько существует методов и приёмов скрытого влияния на подсознание посредством речевой манипуляции, столько же (если не больше) разработано (причём уже давно) методов и приёмов защиты от него (рассчитанных, прежде всего, на случаи, когда оно преследует негативные цели и имеет злокозненную подоплёку).
К теме 4.3 Есть ли положительные стороны у манипуляции? Может ли языковая манипуляция быть использована во благо?
Мне кажется, есть несколько ситуаций, в которых речевое манипулирование не только уместно, но и полезно. Например, в случаях захвата заложников террористами. Вот здесь необходимо использовать все приёмы речевой манипуляции. Но если эта ситуация не очень уместна для примера, то приведу ещё такую. На каждом уроке учителю так или иначе приходится манипулировать детьми, чтобы изучаемый материал был и интересен, и усвоен.
Многое зависит от целей манипуляторов.Если их намерения благие, то языковая манипуляция безвредна, а в некоторых ситуациях даже полезна (формирование определенного общественного мнения по отношению к преступным деяниям, призыв противодействовать им и т.п.) К сожалению, в современном мире те, кто держит в руках «четвертую власть», как правило, используют ее в эгоистичных целях. Единственная защита-критично воспринимать абсолютно все, что транслируют СМИ.
Во благо? Конечно! Я часто её использую в общении внутри семьи или с учениками. Например: дочка признается в чём угодно, если ей сказать: «А теперь правду. » (при этом не обижается, лишь удивляется тому, как это я догадалась о её лжи). А в классе непоседе-ученику могу сказать: «Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а ко мне передом» (действует безотказно). Или на контрольной работе: «Сегодня мы пишем контрольную работу. Мы к ней вчера хорошо подготовились, поэтому обязательно справимся со всеми заданиями». ( дети, воодушевлённые, начинаю работать). Примеров можно привести ещё много.
Манипуляции очень важны в общении не только дома с детьми, но и с учениками. Например, я всегда задаю вопросы различного характера, но главное чтобы они не касались того что хочешь узнать, тогда ребенок сам выходит к тому что тебя интересует. Как твои дела? Как сходили в кино и многие другие и потом в итоге, почему не выучил домашнее задание, ребенок признается и объясняет все сам.
Манипуляция просто необходима в бизнесе. При помощи манипуляций мы заставляем сотрудников лучше и продуктивней работать, а с партнерами заключаем более выгодные для нас контракты, клиентов подталкиваем приобретать больше нашей продукции и приходить к нам снова. То есть бизнес и манипуляция идут рука об руку.
Добрый день! Прочитывая размышления на тему манипуляций с кем-то я мысленно соглашалась, но » споткнулась» на Вашем сообщении. Мне пришлось работать в компаниях, где применялись такие методы. Вот первое, что мне попалось на тему » Бизнес и манипуляции» в Школе корпоративного тренинга Вячеслава Летуновского http://www.ctschool.ru/psihologicheskiy-portret-moshennika-v-biznese.html
Большое спасибо всем, кто уже высказался по этой теме до меня. Столько интересных положительных результатов манипуляции предложили. Соглашусь, что манипуляция может быть полезной не только для манипулятора. Ведь действительно, все зависит от целей манипуляции. Не являясь экспертом в этой теме, рискну предположить, что есть психологические техники, призванные через манипуляцию помочь человеку разобраться, в чем заключается его проблема. В повседневной жизни и на работе мы, конечно, тоже прибегаем к приемам манипуляции, зачастую неосознанно.
В психологическом консультировании, в психотерапии (особенно на начальных ее этапах, когда терапевту необходимо установить «контакт» с пациентом) используются речевые манипуляции, что в некоторых случаях может являться единственно возможной отправной точкой на пути к решению проблемы, конфликта, исцелению недуга. В воспитании детей также без них не обойтись.
Что касается психологических консультаций, то считаю применение манипуляции неэтичным и ужасным в данном случае. В задачу консультирующего не входит речевая манипуляция пациента, а лишь четкая постановка вопросов, на которые пациент должен отвечать, используя собственные умственные и физические силы. Человек в этом случае выздоравливает не потому, что кто-то с манипулировал вопросы или якобы навел его/её на нужный ответ, а потому что этот пациент пришел к ответам сам в результате работы над собой.
На работе и в бизнесе речевые манипуляции лишь отражают несостоятельность либо начальства в управлении людьми, либо сотрудников в общении между собой или с тем же начальством.
Очень Вас поддерживаю в том, что манипуляция не может быть положительной. Что касается психологов, так наоборот, хороший специалист всегда говорит, о том, что надо отказаться от манипуляций в общении с близкими, учиться говорить прямо и честно, так как это единственный путь к настоящей близости.
Здравствуйте, Еlvas. Вы любите свою профессию, это видно из того, как и что Вы пишите о своей работе. И ученики Вас любят и интересно им слушать, что рассказываете (потому и поддаются влиянию, которое Вы справедливо называете Манипуляцией). И понятно, почему Вы вынуждены прибегать к манипулятивным тактикам (образовательная система такая, и здесь уж никуда не деться). Бывают и другие системы, когда «готовят к жизни, не к экзаменам» http://www.adme.ru/zhizn-nauka/7-principov-finskogo-obrazovaniya-838510/ С уважением, aprilinka.
Манипулирование синонимично «скрытому воздействию с целью влияния на адресата». Осуществляющие его с благими намерениями (хотя, благими намерениями дорога вымощена сами знаете куда), либо не пробовали иначе, либо разочаровались в возможности достижения результата путём прямой аргументации, либо считаю подобную стратегию поведения удобной, приемлемой. Однако порой речевое манипулирование граничит с речевой агрессией. В газете «Uzbekistan Today» (http://www.ut.uz/obshestvo/stanet-li-novaya-sistema-povisheniya-kvalifikacii-prepodavateley-platformoy-povisheniya-kachestva-vi) размещена статья «Станет ли новая система повышения квалификации преподавателей платформой повышения качества высшего образования»?
Приведу строки из интервью с организаторами без сокращений.
1. Пример речевой демагогии: «“Очевидно, что рассказывать преподавателю о предъявляемых к нему требованиях недостаточно. Поэтому мы продумали и запустили механизм, который позволяет предупредить ситуацию «послушал и забыл”». Без комментариев.
2. «И еще одно новшество. Специалисты отдела мониторинга проводят анализ деятельности преподавателей после прохождения ими курсов повышения квалификации на их рабочем месте – посещают занятия, беседуют со студентами. Такая оценка проводится через полгода после прохождения курсов повышения квалификации. Это время дается выпускнику курсов для того, чтобы МЕНЯТЬСЯ В ЛУЧШУЮ сторону, согласно современным требованиям». Удивляет тот факт, что оценка преподавателей до прохождения курсов повышения квалификации крайне ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ.
3. «Благодаря внедрению электронной системы мониторинга установлен строгий контроль над посещаемостью и успеваемостью слушателей курсов. К примеру, в этом году должны были обучиться 5814 человек, а пришло 5753. Возникает вопрос: «Почему?». Открываем раздел информации в разрезе вузов. Здесь видим, что в одних учебных заведениях – перевыполнение плана, в других – его невыполнение. Случается и неравномерное распределение слушателей в течение года: в первые месяцы в аудиториях было свободно, а в последние – яблоку негде упасть. Значит, нам предстоит провести с вузами работу по совершенствованию планирования повышения квалификации работников – от этого напрямую зависит качество обучения». Интересно, каким образом количество слушателей влияет на качество обучения?
4. «При помощи нашей электронной системы мониторинга мы следим за успеваемостью слушателей. Кроме того, обязательным для них является дистанционное тестирование перед началом обучения, и после окончания курсов. Если на «выходном» тестировании педагог набирает менее 60%, то получает вместо сертификата справку, которая по своему юридическому статусу равносильна тому, что он не посещал курсы». Интересно, для чего давать документ, раз он не имеет юридической силы?
Согласна с Seraphimой, «слова положительный и манипуляция не совместимы».