Что такое пожертвование в алтарь
Зачем в храмах собирают деньги с подносами?
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Вопрос читателя:
Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, почему во время Божественной Литургии в некоторых православных храмах ходят по благословению батюшек люди с подносами и собирают деньги?
В одном подмосковном храме мне ответили, что это действо благословил архиерей. То есть он, по словам священника, благословил отвлекать людей от молитвы во время сборов? Как это согласуется со словами Христа «мой дом домом молитвы наречется»?
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Божие на Вас благословение!
Уважаемый Сергей, речь идет о так называемом тарелочном сборе. Эта практика была очень распространена во времена Советского Союза, когда иначе дать прихожанам возможность поучаствовать в жизни храма просто не было (невозможно было поставить ящички для сбора пожертвований).
В каких-то храмах она осталась до сих пор. Например, потому что так удобно прихожанам или там, где по каким-то причинам нельзя установить ящички для пожертвований. В некоторых случаях именно тарелочный сбор удобно организовать, когда нужно собрать разовое пожертвование на помощь в конкретной ситуации. Иногда это делается, чтобы не рушить уклад, к которому привыкли пожилые прихожане.
Я Вас призываю отнестись к этому с пониманием.
А подносы эти, думаю, уже скоро уйдут в прошлое. Потерпите немного. Или предложите настоятелю храма, куда Вы регулярно ходите, альтернативный вариант сбора пожертвований. Возможно, Ваша идея понравится настоятелю и будет воплощена в жизнь!
Символ Веры
О поминовении по уставу православной церкви
Михаил Васильевич Нестеров. Видение отроку Варфоломею
Памятка для подающих записки
О поминовении
1) Поминовение на проскомидии – самое важное и значимое поминовение. Поминовение происходит на богослужебных просфорах и на просфорах, поданных в алтарь верующими. В это время и читаются записки и книжки-помянники с именами живых и усопших христиан. Священнослужитель вынимает частицу просфоры, говоря: «Помяни, Господи, (указывается имя поминаемого)».
Вынутые из просфор частицы полагаются на дискосе, рядом с Агнцем (центральной частью особой агничной просфоры, предназначенной для причащения). Это первое, невидимое и неслышимое молящимися в храме поминовение тех, чьи имена написаны в поданных записках. Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет о частицах, вынутых из просфор и возложенных на дискос: «На проскомидии образно представляется собранной около Агнца, вземлющего грехи мира, вся Церковь небесная и земная. Какая тесная связь находится между Господом и святыми Его, между Ним и благочестно живущими на земле и умершими в вере и благочестии; помни, какая тесная связь между нами и святыми и умершими во Христе, и всех возлюби, как членов Господа и своих членов В какой близости друг к другу находятся и небожители и землежители, и Божия Матерь и все святые, и все мы, православные христиане, когда совершается божественная, всемирная, пренебесная, всеобщительная Литургия! Боже мой! Какое прерадостное, животворное общение!» После того, как все причастники приобщатся Святых Тайн, диакон влагает в Потир (Св. Чашу) возлежащие на дискосе частицы о святых, о живых и об усопших. Это делается для того, чтобы святые в ближайшем соединении с Богом возрадовались на небесах, живые же и мертвые, чьи имена указаны в записках, омывшись самой Пречистой Кровью Божия Сына, получили оставление грехов и жизнь вечную. Об этом говорят и слова, произносимые при этом священнослужителем: Частицы, вынутые из просфор за живых и усопших, возлежа возле пречистого Тела Господня, будучи внесены в Потир, напоены Божественной кровью, исполняются святыни и духовных дарований и ниспосылают их тому, о имени которого возносится.
2) Церковное поминовение совершается только о тех, кто был крещен в православной вере. Панихиды по самоубийцам, а также по не крещенным в православной вере, не совершаются. Тем более эти лица не могут быть поминаемы на литургии. Некрещенные и неправославные не поминаются потому, что иначе вынутые за них частицы были бы «чужеродным элементом» в Теле Христовом. Кроме того, такое поминовение нарушает Богом дарованную свободу личности, это как бы насильное причисление человека к Церкви, как мистическому Телу Христа, без его, человека, на то благоволения и согласия.
3) Священники вынимают на проскомидии частицы из проскомидийных просфор о здравии и упокоении иерархов и предстоятелей Церкви, а также за членов прихода, внесенных в синодик общины. Имена из ваших записок и помянников обычно поминаются на заказанных вами просфорах.
4) На проскомидию принято заказывать минимум одну просфору. Существует мнение, что для проскомидии необходимо заказывать две просфоры, о здравии и о упокоении. Это благочестивый обычай, но если вы закажете только одну просфору, то нимало не погрешите. Каждая просфора двусоставна, в знак двух природ Христа, божественной и человеческой; священник вынимает из каждой просфоры частицы и за здравие, и за упокоение. Также существует ложное мнение, что чем больше закажешь просфор, тем лучше. Из выше сказанного видно, что количество заказанных просфор не влияет на качество поминовения.
5) Пишите свои записки, пожалуйста разборчивым почерком, лучше всего большими, печатными буквами.
6) Первыми указываются имена архиереев, иереев и монашествующих, причем указывается их сан – например, «о здравии» епископа Тихона, игумена Алипия, иерея Ярослава, монаха Филофея, инокини Таисии, послушника Дионисия, затем пишите свое имя, своих родных и близких. То же относится и к запискам «о упокоении» — например, митрополита Иоанна, протоиерея Михаила, Александры, Иоанна, Антония, Илии и т. д. Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Георгия, а не Юрия) и полностью (например, Александра, Николая, но не Саши, Коли. Недопустимы всевозможные Фриды, Вернеры и Вальдемары. Коммунистические «Вилены» и т. п. не являются православными именами, которые могут быть даны при крещении).
7) Записывать в помянники и записки имена патриарха, нашего первоиерарха и правящего архиерея можно, но они поминаются в любом случае в начале проскомидии, на особых проскомидийных просфорах, поэтому от этого можно воздержаться. Разумеется, это не касается наших гостей из других епархий, желающих помянуть свое священноначалие.
8) Старайтесь следить за количеством имен в ваших помянниках, оно не должно быть слишком большим. Желательно поминать своих родственников и только тех людей, которых вы знаете или знали лично. От внесения в свои помянники имен подвижников благочестия, еще не прославленных Церковью и не знакомых вам лично, о которых вы читали в книгах или слышали, просьба воздержаться. Для вашей души будет полезнее молиться о них в частной молитве.
9. В записках о здравии нет необходимости писать «страждущего», «озлобленного», «нуждающегося», «заблудшего» и т. п. Господь знает все наши нужды и обстоятельства. Само понятие «здравие» включает не только физическое, но и духовное здоровье человека. Церковь молится о здравии и спасении своих чад, и именно духовное, а не физическое здравие есть предпосылка спасения.
10) Если вы не знаете полного христианского имени человека и не уверены, был ли он крещен,воздержитесь вносить его имя в помянник до выяснения фактов. Тем временем поминайте их в своих частных молитвах.
11) Поскольку во время Великого поста на литургии Преждеосвященных Даров проскомидия не совершается, соответственно в этом случае не имеет смысла подавать записки на проскомидию.
12) Просьба подавать записки и помянники, по возможности, заранее, лучше всего еще накануне вечером, после всенощной. Помните, что прием записок в день литургии заканчивается после малого входа, и даже это уже является большим отступлением от Устава, предписывающего закончить проскомидию до начала литургии, на шестом часе. Это попущение делается по снисхождению к немощам человеческим и с учетом обстоятельств нашей жизни в рассеянии, не всегда позволяющих прийти в храм, как и положено, до начала литургии. (Следует особо отметить, что в обителях нашей епархии проскомидия по будничным дням совершается во время чтения кафизм на полунощнице и утрене. Поэтому паломники, пришедшие в монастырский храм к началу службы, должны подавать свои записки именно в в это время, а не дожидаться начала часов.)
Поминовение на Божественной Литургии (Церковная записка )
На литургии можно подать записки:
Михаил Васильевич Нестеров. Великий постриг
Поминовение на сугубой ектинье
1) В России вошла в употребление новая практика – заказывать поминовение о здравии и упокоении на сугубую ектенью как и на проскомидию. В сугубой ектенье действительно могут содержаться прошения об упокоении и о помощи Божией христианам. Однако Русская Зарубежная Церковь придерживается традиционной практики поминовения христиан на сугубой ектинье только по особым случаям.
2) Об упокоении можно заказать поминовение на сугубой ектинье только о новопреставленных и только на заупокойной литургии. (Новопреставленным считается раб Божий, с первого по сороковой день после смерти). В воскресные дни, в праздники, предпразднества и попразднества, в день памяти святого или праздник, когда служится полиелей или славословная служба, поминовение усопших «на сугубой» не совершается.
3) О здравии поминают на сугубой ектинье путешествующих или тяжко болящих членов прихода, а также когда хотят помолиться об успешном совершении благого дела, например,учебы для учащихся и т. п.
4) Помните, что ектенья не является сама по себе молитвой, это призыв к молящимся в храме помолиться о том или ином случае, деле, человеке. Поэтому, заказывая поминовение «на сугубой», Вы просите членов общины помолиться о том или ином человеке, находящемся в обстоянии.
5) Естественным было бы, заказывая поминовение на сугубой, подать посильное пожертвование.
Панихида
1) Естественно, что на панихиде поминаются только усопшие. Правила оформления записки смотрите в разделе «проскомидия» под пункта ми 5-10. Эту записку следует надписать словом «панихида».
2) По причине неудобства использования помянника на панихиде, просьба писать на панихиду отдельные записки на листках. Если служится заупокойная литургия, то было бы весьма желательно заготовить записки на панихиду заранее, а в Алтарь подать помянник. Эти записки можно оставить у свеченого ящика, к началу панихиды их положат на аналой священнику.
3) Свои пожертвования Вы можете положить на специальную тарелку, которую выставляют рядом с аналоем или столиком для колива.
4) На панихиду принято приносить коливо (кутью). Коливо – это вареная пшеница с медом, орехами и фруктами. Оно символизирует нашу веру во всеобщее воскресение, (зерно, падающее в землю, истлевает, но из него рождается но вая жизнь – колосок), пожелание покойнику причастия сладости Небесного Царствия, (коливо должно быть сладким) и служит утешением поминающим. Приносить в храм на панихиду другие продукты, кроме колива, не желательно,это противоречит православной традиции. Однако, по желанию, Вы можете пожертвовать продукты на общую трапезу после литургии. В строго определенные Уставом дни в состав заупокойной литургии включается (в конце) специальный чин освящения колива.
Михаил Васильевич Нестеров. Отцы-пустынники и жены непорочны
Неусыпаемая псалтирь
Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу..
Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка. И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный,
Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги. Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.
Сорокоуст – это поминовение новопреставленного усопшего в течении первых сорока дней после смерти. Сорокоуст о живых является чемто новым, странным и не имеющим основания ни в церковном Уставе, ни в церковном Предании. Практика заказа сорокоуста о живых укоренилась в современной Православной Церкви в России. Наша Зарубежная Церковь в этом вопросе строго придерживается церковного Устава, совершая сорокоусты только о новопреставленных. «Сорокоусты, – пишет св. Симеон Солунский, – совершаются в воспоминание вознесения Господня, случившегося в сороковой день после Воскресения, – и с той целью,чтобы и он (умерший), восстав из гроба, вознесся в сретение (то есть навстречу. – Ред.). Судии, был восхищен на облацех, и так был всегда с Господом». Подробнее о сорокоусте читайте ниже, в извлечениях из труда еп. Афанасия Сахорова «Поминовение усопших по уставу Православной Церкви». Сорокоусты совершаются в тех храмах, где Божественная литургия служится каждый день. В нашей епархии это монастырские храмы. Пожалуйста, помните, что подавая записки на поминовение, вы не избавляетесь тем самым от обязанности молиться за своих близких.
Пожертвования в алтарь
Можно пожертвовать в алтарь вино для совершения Евхаристии, или на запивку. Вино для Евхаристии должно обладать определенными качествами, поэтому не покупайте вино самостоятельно, но дайте старосте деньги на покупку. Кроме того, можно жертвовать в алтарь масло для лампад и восковые свечи. Ниже мы предлагаем вниманию читателя несколько извлечений из трудов знатока богослужения и ревностнейшего исполнителя устава Православной Церкви, свят. Афанасия (Сахарова) – исповедника Христова, проведшего около 20 лет в тюрьмах и лагерях. Святитель Афанасий писал свои богослужебные заметки в середине прошлого века, однако актуальность их в наше время не только не уменьшилась, но даже возросла.
Михаил Васильевич Нестеров. Вечерний звон
О важности соблюдения церковного Устава
Сорокоуст о упокоении
Этот вид поминовения усопших можно заказать и в любой час – в этом тоже нет никаких ограничений. Великим постом, когда намного реже совершается полная литургия, в ряде церквей так практикуют поминовение – в алтаре в течение всего поста прочитывают все имена в записках и, если служат литургию, то вынимают частички. Нужно только помнить о том, что в этих поминаниях могут участвовать крещеные в Православной вере люди, как и в записках, подаваемых на проскомидию, разрешается вносить имена только крещеных усопших.
Сорокоуст
Основной смысл сорокоустного поминовения в том, чтобы усопший был помянут при совершении сорока литургий, хотя бы это поминовение ограничилось лишь тайным поминовением на проскомидии и по освящении Святых Даров. Сорокоуст – это значит сорок литургий.Но редко когда заупокойный сорокоуст исполняется точно. Обычно его заканчивают в сороковой день по кончине. В число сорока дней входит и самый день кончины, в который редко когда бывает первая заупокойная литургия. Таким образом, в 40-й день чаще всего бывает лишь 39-я литургия. Между тем устав церковный предписывает совершать литургию не до 40-го дня по кончине, а до исполнения дней четыредесяти приношения, что значит – до исполнения 40 литургий. Поэтому если поминовение за литургией началось не в самый день кончины, или если оно совершалось не непрерывно изо дня в день, то оно должно быть продолжено и после сорокового дня до исполнения полного числа 40 литургий, хотя бы их пришлось совершать спустя продолжительное время после сорокового дня, как это может быть о скончавшемся в Великом посте, сорокоустное поминовение коего начинается лишь с понедельника Антипасхи. В память усопших у нас обычно обильно возжигаются светильники на так называемой кануннице, перед находящимся на ней изображением Господа, распятого на кресте.Крест – знамя нашего спасения, знамя победы над грехом, над злом, над смертью. Крест осеняет православного христианина во всю его жизнь. Возложенный на перси его при крещении он сопровождает его до смерти, он сходит с ним в могилу. Крест увенчивает и могильный холм православного христианина. Поэтому и при заупокойном богослужении крест употребляется в качестве своеобразного “праздника”, “иконы праздника”, и перед ним, как всегда в праздники перед праздничной иконой, возжигаются многие светильники. Светильники эти горят не только перед крестом и Распятым на нем, но как бы и пред самыми могилками поминаемых, подобно тому как при погребении, кроме светильников пред крестом и иконами, поставляются особые светильники окрест гроба, пред телом усопшего.
Михаил Васильевич Нестеров. Видение отроку Варфоломею
Служение панихиды после литургии
У нас установился обычай, по которому панихида в большинстве случаев совершается непосредственно по отпусте литургии. Обычай этот не имеет оснований в Уставе. Типикон не предусматривает возможности совершения тотчас после литургии еще каких-либо богослужений.Литургия – завершение всего круга суточного богослужения. Все остальные службы подготовляют верующих к участию или к присутствию при совершении таинства вхаристии.
Настроение христианина, начиная с вечерней службы и проходя через нощное и утреннее богослужение, постепенно все повышается. На литургии же, при “Твоя от Твоихъ” и “Святая Святымъ” оно достигает высшей степени. Здесь радость христианина выше всякой праздничной радости, здесь торжество выше всякого праздничного торжества. Это ежедневная Пасха христианина. Большего утешения, большей радости и торжества для христианина быть не может. Вот почему почти непосредственно за совершением таинства Тела и Крови Христовых оканчивается весь круг суточных служб, причем даже заключительная служба 9-го часа здесь не совершается, а относится на вечер. Церковь хочет, чтобы верующие вышли в домы свои, благодаряще Бога, с пасхальным настроением, чтобы с ним приступали к трапезе, с ним шли на дело свое. После соприсутствия и созерцания великого Таинства обращаться хоть бы к друзьям Спасителя нашего (Ин 15, 12) – это уже понижать настроение, пасхальную радость заменять просто праздничной радостью. А совершать непосредственно после литургии продолжительные моления об усопших еще менее соответствует значению литургии и показывает только, что мы не в достаточной мере понимаем, не дооцениваем значение этой божественной службы и совершаемого на ней великого Таинства, как нашей Пасхи божественной. Устав церковный предполагает, что всякие моления, какие только могут быть в данный день, должны быть окончены до литургии или отложены до окончания вечерни. После всего суточного круга служб молящиеся нуждаются в отдыхе, в подкреплении трапезой. В конце литургии может быть только чин над кутией в честь праздника или в память усопших. Но, вопервых, это очень краткое моление, а во-вторых, это уже как бы предначатие трапезы, часть трапезы. Древняя Русь совершала множество разнообразных молебнов и после вечерни, и после утрени, и перед литургией, множество крестных ходов и так называемых действ. Но все это заканчивалось до литургии. Даже так называемые царские молебны в дни тезоимств и рождений совершались накануне после вечерни. Совершение панихиды пред литургией практически было бы полезно и в том отношении, что тогда сравнительно легко можно было бы разгрузить литургию от чтения множества помянников на литургийной заупокойной ектении. Все помянники были бы вслух прочтены на панихиде пред литургией, на литургийной же ектении можно было бы ограничиться общей формулой и теми немногими именами, для которых данный день есть действительно поминальный день, о которых по особому случаю бывает приношение. Совершение панихиды после литургии в качестве дополнения к общественному богослужению несоответственно и по времени. Самое название “панихида” по переводу с греческого означает службу всенощную. Поэтому она может быть после вечерни, как всенощное бдение должно быть после малой вечерни. Она может быть во время, предназначенное для утрени или близкое к нему, так как панихида по своему строю есть сокращенная утреня. Но как совершать панихиду – службу «всенощную» в обеденное время, близкое к полудню, около которого должна оканчиваться литургия, “обедня”, пред обеденная служба?
Поминовение усопших в Великом посте
Таким образом, поминовение 3-го и 9-го дней по кончине должны совершаться в две субботы, ближайшие ко дню кончины, независимо от того, будут ли эти субботы третьими или девятыми днями. Хотя общее поминовение усопших в будничные дни Великого поста совершается почти ежедневно на так называемых обычных литиях, нарочитое поминовение с совершением полной литургии может быть только в первые четыре субботы. Поэтому и уставное предписание о поминовении в Великом посте только к этим четырем дням приурочивает поминовение 3 и 9 дней скончавшихся в Великом посте. В одну из этих суббот может быть совершено поминовение и 40-го дня скончавшихся до начала поста. Применительно к этому порядку должны совершаться и всякие другие нарочитые поминовения, например по случаю именин, годовщины, – они должны быть переносимы на ближайшие будничные дни, когда может быть заупокойная литургия, а в самые памятные дни должно ограничиваться только тем поминовением, какое тогда разрешается, т. е. поминовением на проскомидии, когда бывает полная литургия, или на литии, когда она совершается. Сорокоустное же поминовение скончавшихся в Великом посте начинается с понедельника Фоминой седмицы и продолжается пока не исполнится 40 литургий. Поминовение усопших в будничные дни Великого поста невозможно потому, что в эти дни не может быть полной литургии. Но есть и еще причина, препятствующая совершению литургии в эти дни. У нас по доброй старой традиции, имеющей основание в церковном Уставе, поминовение усопших всегда сопровождается устройством поминальной трапезы, более или менее полной и обильной. Уже было отмечено, что с точки зрения Устава трапеза является продолжением богослужения, завершением дневного и вечернего богослужения. Поэтому, как вообще всякая трапеза православного христианина, так и поминальная в частности, должна быть в строгом соответствии на этот счет. В Великом посте наш устав в некоторые дни совершенно отменяет трапезу или разрешает только сухоядение. Употребление в пищу елея, кроме суббот и воскресений, он разрешает лишь в редких случаях при праздниках не ниже полиелейных и совсем не разрешает даже при полиелее на 1-й и 7-й седмицах и в среды и пятки всех остальных седмиц. Церковный устав, воспрещая совершать в будничные дни Великого поста освящение храмов, мотивирует это, между прочим, тем, что в будничные дни Четыредесятницы не может быть праздничной трапезы, приличествующей торжеству освящения. Тем более не должна быть поставляема в будничные дни Великого поста полная поминальная трапеза. Доброе дело поминовения усопших не должно соединяться с нарушением Устава церковного, и устроителям поминовения не следует брать на себя грех соблазнителей. И как торжество освящения храма отлагается до другого времени, между прочим и ради того, чтобы в седмичные дни Четыредесятницы не было ослабления поста, так следует и поминовение усопших перенести на “инъ день”, один из тех, когда оно может быть совершено без нарушения не только правил церковных, касающихся великопостного богослужения, но и без нарушения правил великопостного пощения.
Только Бог возвратит и приумножит!
Как правильно давать пожертвование? Очень немногие христиане могут дать библейский ответ на этот вопрос.
Бог не принимает абсолютно все пожертвования. Постарайтесь понять это правильно. Ваша церковь или служение примет любое пожертвование, но имейте в виду, что ни церкви, ни другие религиозные организации не обещают вам приумножить ваше пожертвование. Только Бог говорит о том, что приумножит и возвратит ваше приношение.
Библия содержит конкретные указания о том, как давать угодные Богу пожертвования. Чтобы ваше даяние соответствовало своему назначению, оно должно обладать некоторыми характеристиками, о которых сегодня мы хотели бы Вам рассказать.
СЕРДЕЧНОЕ НАМЕРЕНИЕ
И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладёт деньги в сокровищницу… (Марка 12:41)
Ибо если есть усердие, то оно [пожертвование] принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет (2 Коринфянам 8:12)
Заметьте, этот стих прямо говорит, что Господь принимает пожертвования от тех, кто имеет усердие жертвовать. Некоторые люди воздвигают в своих сердцах «стены», которые не дают им сделать пожертвование. Они приходят в церковь, заранее приняв решение не совершать пожертвования или не жертвовать больше определенной суммы. А кто-то и вообще специально оставляет кошелёк дома.
Богу не угодны такие приношения. Писание говорит, что Он отвечает благосклонностью только усердному и доброхотному сердцу.
Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог (2 Коринфянам 9:7)
ЖЕРТВОВАТЬ С БЛАГОДАРНЫМ СЕРДЦЕМ
…Оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет (2 Коринфянам 8:12)
Этот стих говорит, что пожертвование будет принято, только если оно дается из того, что вы имеете.
Даже среди верующих, к сожалению, распространено ложное учение о том, что когда нет денег, необходимо взять взаймы или даже кредит, чтобы дать пожертвование. Тогда Бог, видя ваше стремление, якобы должен помочь вам не только отдать долг (кредит), но и даст финансы сверх того. Это неправильно! Такое «пожертвование» неприемлемо для Бога, и этим вы только навлекаете на себя дополнительные проблемы.
Вы должны давать пожертвование в благодарность за то, что уже получили от Бога.
Определяя меру своего пожертвования, не переживайте за возможную нехватку. Не концентрируйте своё внимание на том, чего недостаёт вам в жизни. Правильное пожертвование — это то, которое вы даёте из осознания Божьей благости, которую Он уже явил вам.
Если вы будете определять размер своего пожертвования, рассуждая о том, чего у вас ещё нет, то, скорее всего, вы передумаете жертвовать. В результате, вместо того чтобы почтить Бога за то, что Он уже дал вам, вы будете обвинять Его за то, что Он вам ещё не дал. Не Бог виноват в том, что у вас нет денег. Но Он поможет вам преодолеть и эту нужду.
Не совершайте ошибку, давая пожертвование с мыслями о нехватке денег. Если же вы будете давать с радостью и охотно, можете быть уверены в том, что Бог примет ваше пожертвование.
ЧТО ВЫ ПРИ ЭТОМ ЧУВСТВУЕТЕ
Ваше пожертвование должно отражать ваши чувства. Очень важно понимать этот ключевой библейский принцип. То, что трогает ваше сердце, тронет и сердце Господа. И наоборот: то, что не трогает вас, оставит безучастным и Его.
Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших… (Евреям 4:15)
Пожертвование в десять тысяч рублей не произведёт на Бога большего впечатления, нежели пожертвование в десять рублей. И миллион рублей для Него не более значим, чем один рубль. Как можно деньгами впечатлить Всевышнего Бога, Владыку всей земли? Есть только один способ: давать пожертвование с чувством глубокой благодарности Ему.
Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание своё» (Марка 12:42–44)
Всякий раз, собираясь сделать пожертвование, не спешите определять его сумму. Пусть сумма будет такой, чтобы она выражала Богу вашу признательность. Прежде чем отдать деньги, убедитесь, что их достаточно для того, чтобы стать выражением ваших благодарных чувств. Десять тысяч рублей могут быть огромной жертвой для человека со скромным заработком, но могут ничего не значить для того, кто получает многие тысячи. Если ваше пожертвование не пробуждает у вас никаких эмоций, оно не пробудит эмоции и у Бога. Скажу это ещё так: если пожертвование ничего не значит для вас, то оно ничего не будет значить и для Бога. И наоборот, если ваше пожертвование вызывает у вас эмоции, оно вызовет отклик и у Господа.
Подумайте сегодня об этом!
По материалам Джона Аванзини