Что такое повествовательная форма глагола

Наклонения глаголов в русском языке

Наклонения гла­го­лов в рус­ском язы­ке — это сло­во­из­ме­ни­тель­ный при­знак, кото­рый выра­жа­ет реаль­ное или воз­мож­ное дей­ствие, а так­же прось­бу выпол­нить действие.

Рассмотрим накло­не­ния гла­го­лов как непо­сто­ян­ную грам­ма­ти­че­скую кате­го­рию этой само­сто­я­тель­ной части речи. Глаголы изме­ня­ют свою фор­му в зави­си­мо­сти от того, в каком накло­не­нии они упо­треб­ля­ют­ся в пред­ло­же­нии. В рус­ском язы­ке у гла­го­лов выде­ля­ют три наклонения:

Что такое повествовательная форма глагола. Смотреть фото Что такое повествовательная форма глагола. Смотреть картинку Что такое повествовательная форма глагола. Картинка про Что такое повествовательная форма глагола. Фото Что такое повествовательная форма глагола

Изъявительное наклонение глаголов

Изъявительное накло­не­ние обо­зна­ча­ет, что дей­ствие рас­смат­ри­ва­ет­ся гово­ря­щим как реаль­ный факт дей­стви­тель­но­сти. В этом слу­чае дей­ствие, обо­зна­чен­ное гла­го­лом в изъ­яви­тель­ном накло­не­нии, сопря­же­но со вре­ме­нем. Оно раз­ви­ва­ет­ся в насто­я­щем вре­ме­ни, про­ис­хо­дит в буду­щем или уже состоялось.

Понаблюдаем:

Я буду рисо­вать зав­тра (в будущем).

Я нари­со­вал ёлку (дей­ствие произошло).

В свя­зи с этим у гла­го­лов в изъ­яви­тель­ном накло­не­нии выде­ля­ют фор­мы насто­я­ще­го, буду­ще­го и про­шед­ше­го вре­ме­ни. Этим изъ­яви­тель­ное накло­не­ние отли­ча­ет­ся от дру­гих накло­не­ний, кото­рые не име­ют грам­ма­ти­че­ской кате­го­рии времени.

Что такое повествовательная форма глагола. Смотреть фото Что такое повествовательная форма глагола. Смотреть картинку Что такое повествовательная форма глагола. Картинка про Что такое повествовательная форма глагола. Фото Что такое повествовательная форма глагола

Изъявительное накло­не­ние име­ет фор­мы всех трех вре­мен у гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида:

У гла­го­лов совер­шен­но­го вида мож­но ука­зать толь­ко две фор­мы времени:

В фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни гла­го­лы изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния изме­ня­ют­ся по родам и числам:

У этих гла­го­лов лицо не определяется:

В фор­мах насто­я­ще­го и буду­ще­го вре­ме­ни гла­го­лы изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния изме­ня­ют­ся по лицам и чис­лам (спря­га­ют­ся).

Повелительное наклонение глаголов

Повелительное накло­не­ние гла­го­лов выра­жа­ют побуж­де­ние собе­сед­ни­ка к дей­ствию в виде прось­бы, сове­та, поже­ла­ния, при­зы­ва, запре­та и пр.

Ответьте, пожа­луй­ста, на этот вопрос.

Глаголы в пове­ли­тель­ном накло­не­нии чаще все­го име­ют грам­ма­ти­че­ские фор­мы 2 лица един­ствен­но­го или мно­же­ствен­но­го чис­ла и отве­ча­ют на вопросы:

Форма един­ствен­но­го чис­ла пове­ли­тель­но­го накло­не­ния обра­зу­ет­ся либо с помо­щью суф­фик­са -и-, либо с нуле­вым суф­фик­сом от осно­вы насто­я­ще­го (буду­ще­го) вре­ме­ни глагола:

Форма мно­же­ствен­но­го чис­ла име­ет пост­фикс -те:

Что такое повествовательная форма глагола. Смотреть фото Что такое повествовательная форма глагола. Смотреть картинку Что такое повествовательная форма глагола. Картинка про Что такое повествовательная форма глагола. Фото Что такое повествовательная форма глагола

Сложные фор­мы пове­ли­тель­но­го накло­не­ния обра­зу­ют части­цы «да», «давай»,»давайте», «пусть», пус­кай­те» с гла­го­ла­ми насто­я­ще­го и буду­ще­го времени.

Условное наклонение глаголов

Условное накло­не­ние обо­зна­ча­ет воз­мож­ное или жела­е­мое дей­ствие, кото­рое может про­изой­ти при соблю­де­нии каких-либо условий.

Мне хоте­лось бы поспать, когда все уйдут.

Форма услов­но­го накло­не­ния обра­зу­ет­ся при­со­еди­не­ни­ем части­цы «бы» к гла­го­лу в фор­ме про­шед­ше­го времени:

Что такое повествовательная форма глагола. Смотреть фото Что такое повествовательная форма глагола. Смотреть картинку Что такое повествовательная форма глагола. Картинка про Что такое повествовательная форма глагола. Фото Что такое повествовательная форма глагола

Поскольку по грам­ма­ти­че­ской фор­ме гла­го­лы в фор­ме услов­но­го накло­не­ния напо­ми­на­ют фор­мы про­шед­ше­го вре­ме­ни, они ана­ло­гич­но изме­ня­ют­ся по родам и числам:

Как определить наклонение глагола?

В рус­ском язы­ке каж­дое накло­не­ние гла­го­ла обла­да­ет сво­им зна­че­ни­ем и систе­мой грам­ма­ти­че­ских форм. Чтобы понять, какое накло­не­ние име­ет гла­гол, зада­дим к нему соот­вет­ству­ю­щий вопрос и опре­де­лим грам­ма­ти­че­ские признаки:

Для нагляд­но­сти соста­вим таб­ли­цу накло­не­ний гла­го­лов рус­ско­го языка.

ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕУСЛОВНОЕПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ
Действие, кото­рое про­ис­хо­дит, про­ис­хо­ди­ло или будет про­ис­хо­дить на самом делеДействие жела­е­мое или возможноеДействие, кото­рое кто-то про­сит или тре­бу­ет выполнить
Примеры:Примеры:Примеры:
пою, пел, пела, пело, буду петьспел бы, спе­ла бы, сто­ял бы, сто­я­ла бы, учи­ла быспой, спой­те, ответь, ответь­те, учи, спрячь­те, спрячьтесь

Образец рассуждений

Слово «спой» обо­зна­ча­ет прось­бу, обра­щен­ную к собе­сед­ни­ку, и отве­ча­ет на вопрос что сде­лай?

Это гла­гол в фор­ме 2 лица един­ствен­но­го чис­ла (ты спой). Значит, гла­гол «спой» нахо­дит­ся в пове­ли­тель­ном наклонении.

Открыла бы тебе этот сек­рет, да опа­са­юсь огласки.

Слово «откры­ла бы» выра­жа­ет воз­мож­ность дей­ствия и отве­ча­ет на вопрос что сде­ла­ла бы?

Этот гла­гол име­ет фор­мо­об­ра­зу­ю­щую части­цу «бы», нахо­дит­ся в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла жен­ско­го рода (она открыл а бы). Эти при­зна­ки ука­жут услов­ное накло­не­ние глагола.

Опасаюсь — это гла­гол, кото­рый обо­зна­ча­ет дей­ствие в дан­ный момент и отве­ча­ет на вопрос что делаю? Он име­ет фор­му един­ствен­но­го чис­ла 1 лица, на что ука­зы­ва­ет лич­ное окон­ча­ние (я опа­са ю сь) в фор­ме насто­я­ще­го вре­ме­ни. Значит, гла­гол нахо­дит­ся в изъ­яви­тель­ном наклонении.

Видеоурок

Источник

Глаголы в русском языке: формы и виды глаголов, спряжение

Что такое повествовательная форма глагола. Смотреть фото Что такое повествовательная форма глагола. Смотреть картинку Что такое повествовательная форма глагола. Картинка про Что такое повествовательная форма глагола. Фото Что такое повествовательная форма глагола

Также в русском языке глагол имеет формы вида, рода, наклонения, залога: залог бывает действительный, страдательный и средневозвратный.

Как правило, в предложении глаголы выступают в качестве сказуемого.

Другое значение слова «глагол»

Изначально в русском языке «глагол» значило просто «слово» или «речь». Например, у А.С. Пушкина в стихотворении «Пророк» Бог велит пророку:

Востань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.

На современном русском языке это звучало бы так: «Встань, пророк, смотри и слушай, проникнись моей волей. Путешествия по суше и морям, обжигай словом людские сердца».

Переходные и непереходные глаголы

Все глаголы в русском языке делятся на переходные и непереходные.

Совершенные и несовершенные глаголы

Несовершенные глаголы обозначают незавершенное действие, без указания на его границу. Они отвечают на вопрос что делать? Например, «рисовать», «идти» или «выбрасывать».

Совершенные глаголы указывают на оконченное действие, ограниченное временным пределом. Отвечают на вопрос что сделать? Например, «нарисовать», «прийти», «выбросить».

Возвратные глаголы

Безличные глаголы

Безличные глаголы обозначают действие, происходящее без действующего лица. Например, «стемнело», «не спится», «потеплело». Безличные глаголы не изменяются по лицам и числам.

Наклонение глаголов

В русском языке глаголы могут употребляться в трех наклонениях.

Изъявительное наклонение обозначает действия, которые происходили, происходят или будут происходить. Например: «Вчера мы были у бабушки»; «Солнце погаснет через 5 миллиардов лет».

Сослагательное (условное) наклонение обозначает действие, которое может произойти при некоторых условиях. К глаголу при этом добавляется частица «бы». Например: «Собеседник не понял бы нас, если бы мы говорили на русском»; «Я был бы рад с вами увидеться»

Повелительное наклонение обозначает действие, к которому пытаются призвать собеседника. Например: «Быстро успокойся»; «Попросите Андрея Ивановича зайти ко мне».

Спряжение глаголов

Источник

Наклонение глаголов в русском языке: изъявительное, повелительное и условное наклонение

Что такое повествовательная форма глагола. Смотреть фото Что такое повествовательная форма глагола. Смотреть картинку Что такое повествовательная форма глагола. Картинка про Что такое повествовательная форма глагола. Фото Что такое повествовательная форма глагола

В русском языке глаголы могут употребляться в трех наклонениях: изъявительном (я приду), условном (я бы пришел) и повелительном (приходи поскорее).

Изъявительное, условное и повелительное наклонение. Примеры предложений

Глаголы изменяются по наклонениям в зависимости от того, о каких действиях мы говорим.

Изъявительное наклонение обозначает действия, которые происходили, происходят или будут происходить.

Примеры изъявительного наклонения:
Из дома вышел человек.
Мы гостим у бабушки.
Завтра вся семья пойдет в зоопарк.

Условное наклонение (оно же сослагательное) обозначает действие, которое может произойти при некоторых условиях. К глаголу при этом добавляется частица бы.

Примеры сослагательного наклонения:
Пришел бы ты к нам в гости, мы бы тебя чаем угостили.
Я был бы счастлив получить эту работу.
Это не доставило бы мне удовольствия.

Повелительное наклонение обозначает действие, к которому пытаются призвать собеседника.

Примеры повелительного наклонения:
Помогите!
Лучше замолчи.
Присаживайтесь, пожалуйста.

Изъявительное наклонение. Индикатив

Глаголы в изъявительном наклонении обозначает действия, которые по-настоящему происходили, происходят или будут происходить.

Глаголы в форме изъявительного наклонения изменяются по временам, числам и лицам.

Настоящее время: я читаю, ты идешь, мы рассуждаем.

Прошедшее время: я читал, ты шел, мы рассуждали.

Будущее время: я буду читать, ты пойдешь, мы будем рассуждать.

Неопределенная форма глагола: ходить
1 лицо, единственное число: я хожу
1 лицо, множественное число: мы ходим
2 лицо, единственное число: ты ходишь
2 лицо, множественное число: вы ходите
3 лицо, единственное число: он, она, оно ходит
3 лицо, множественное число: они ходят

В прошедшем времени глаголы изменяются только по родам и числам.

Мужской род: мальчик думал
Женский род: девочка думала
Средний род: собрание думало
Множественное число: люди думали

Условное наклонение. Субъюнктив

Глаголы в условном наклонении обозначают действия, которые могут произойти при каких-то условиях. При этом глагол ставится в прошедшее время, к нему добавляется частица бы: сходил бы, подумал бы, подарил бы.

В условном наклонении глаголы изменяются по родам и числам точно так же, как и глаголы прошедшего времени. При этом глаголы в форме условного наклонения не имеют времени и лица.

Мужской род: папа обрадовался бы
Женский род: мама обрадовалась бы
Средний род: общество обрадовалось бы
Множественное число: родители обрадовались бы

Частица бы с глаголом пишется раздельно. Она может стоять перед глаголом, после глагола или может быть отделена другими словами.
Услышав такое, я бы задумался.
Услышав такое, я задумался бы.
Я бы, услышав такое, задумался.

Повелительное наклонение. Императив

Повелительное наклонение не имеет форм времени. В повелительном наклонении глагол имеет форму второго лица, которая изменяется по числам.

Единственное число: читай, пиши, думай
Множественное число: читайте, пишите, думайте

Также побуждение к действию может выражаться формой третьего лица настоящего или будущего времени с частицами пусть или да:
Да будет свет!
Пусть он подойдет.
Да здравствует революция!
Пускай она поплачет.

Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения. Правописание повелительных глаголов

Если форма повелительного наклонения оканчивается на согласную, то после нее пишется мягкий знак: сядь, брось, плачь, оставь.

Исключение: ляг, лягте.

Как узнать, в форме какого наклонения употребляются глаголы

В упражнениях по русскому языку нередко встречается вопрос «в каких формах употребляются глаголы повелительного наклонения (в повелительном наклонении)?» или задание «укажите наклонение глаголов». Как это сделать?

Переносное значение наклонений

В русском языке формы наклонений могут употребляться в переносном значении, свойственном другому наклонению.

Также повелительное наклонение может употребляться в роли условного: Не будь вас, я бы загрустил. (не будь вас = если бы вас не было).

Форма изъявительного наклонения может употребляться в значении повелительного: Эй ты, быстро подошел сюда! (пошел отсюда = иди отсюда)

Форма условного наклонения может иметь значение повелительного: Шли бы вы куда подальше! (шли бы вы = идите вы)

Источник

Наклонение глаголов

Что такое повествовательная форма глагола. Смотреть фото Что такое повествовательная форма глагола. Смотреть картинку Что такое повествовательная форма глагола. Картинка про Что такое повествовательная форма глагола. Фото Что такое повествовательная форма глагола

Виды наклонений глаголов

Наклонение глаголов в русском языке — это грамматический признак спрягаемых глаголов.

Формы наклонений глаголов выражают, как ситуация относится к действительности: воспринимается ли действие как реальное, которое происходит в конкретный момент времени, или нереальное, то есть желаемое, возможное при определенных условиях.

Различают два типа наклонений:

Прямое наклонение — изъявительное наклонение (индикатив), которое служит для объективной передачи факта действия по отношению к действительности.

Вчера я выполнила контрольную работу.

Косвенные наклонения — повелительное (императив) и сослагательное (конъюнктив). Они служат для выражения ирреального действия, которое может не совпадать с действительностью.

Поздравь маму с праздником!

Я прочитала бы эту статью сегодня, но иду на свидание.

Приведем примеры, чтобы увидеть разницу в контексте времени:

Ходила. — Действие происходило в прошлом (что делала?).

Хожу. — Действие совершается сейчас, в момент, когда мы это слово произносим (что делаешь?).

Буду ходить. — Действие будет происходить в будущем, после того как мы произнесем эти слова (что будешь делать?).

Ходил бы. — Действие не совершается, есть желание его когда-нибудь реализовать. Невозможно определить время (что бы ты сделал?). В предложении это может звучать так: Ходил бы ты к нам почаще.

Ходи! — Действие не соответствует ни одному из времен. Звучит как просьба или приказ. Неизвестно, совершится оно или нет.

Глаголы можно использовать в формах трех наклонений: изъявительное, сослагательное и повелительное. Рассмотрим каждое подробнее.

Изъявительное наклонение

Глаголы в форме изъявительного наклонения используют, когда действие совершается, уже совершилось или будет происходить. Это значит, что глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам:

настоящее время (что делаю? что сделаешь? что делаем?) — я читаю, ты прыгнешь, мы пишем;

прошедшее время (что делал? что сделал?) она читала, он прыгнул;

будущее время (что сделаю? что буду делать?) прочту, прыгну, буду писать.

В формах настоящего и будущего времени глаголы изменяются по лицам и числам, это и называется спряжением:

1-е лицо: я гуляю — мы гуляем;

2-е лицо: ты гуляешь — вы гуляете;

3-е лицо: он гуляет — они гуляют.

(что сделать?) создать:

1-е лицо: я создаю — мы создадим;

2-е лицо: ты создашь — вы создадите;

3-е лицо: он создаст — они создадут.

В формах прошедшего времени глаголы изменяются только по родам и числам:

спать — ребенок спал (м.р.), мама спала (ж.р.), озеро спало (ср.р.), люди спали (мн. ч.);

смеяться — малыш смеялся, девочка смеялась, солнце смеялось, ребята смеялись.

нулевое окончание у глагола в форме мужского рода;

окончание в форме женского рода;

окончание в форме среднего рода;

окончание -и/-ы в форме множественного числа.

Условное наклонение

Глагол в форме условного (сослагательного) наклонения обозначает действие, которое возможно при определенных условиях.

Условное наклонение можно образовать через присоединение частицы «бы» к форме глагола прошедшего времени:

решиться — решился бы.

Оттенки значений условного наклонения:

Условие, возможное действие:

Если бы ты позвонила раньше, мы бы все успели.

Я бы сейчас с радостью поехала в отпуск.

Как бы дождь не пошел…

Глаголы в форме условного наклонения изменяются по родам и числам точно так же, как и глаголы прошедшего времени. Вот так:

похвалить — отец похвалил бы, мать похвалила бы, сообщество похвалило бы, родители похвалили бы;

улыбаться — мальчик улыбался бы, девочка улыбалась бы, лицо улыбалось бы, дети улыбались бы.

Без гор я совсем бы загрустила.

Привела бы ты малыша ко мне на денек.

Девушка прочитала и объяснила мне бы это сообщение, если бы не твое вмешательство в спор.

Важный факт: у глаголов в форме условного наклонения нет грамматической категории времени и лица.

Повелительное наклонение

Глаголы в форме повелительного наклонения обозначают просьбу, приказ, пожелание, побуждение к действию.

(что делай?) гуляй, пой, рисуй, сядь, отрежь;

(что сделай?) открой, поешь, создай, уйди.

Значение форм повелительного наклонения:

Расскажи подробнее, время у нас есть.

Кричи шибче, чтобы соседи услыхали, коли стыда в тебе нет. (А. Островский)

Делай, как знаешь. Иди!

Не заходите, она занята. Не беспокойте.

Ты только попробуй это сделать.

Ну, ладно, сходи погуляй.

Будь здоров! Расти большой!

Разворачивайся! Мы не туда повернули.

Нам критика из года в год нужна, запомните, как человеку — кислород, как чистый воздух — комнате. (Маяковский)

Старайтесь спать не меньше восьми часов. Ужинайте не позже 8 вечера.

Предостережение, напутствие и напоминание:

Осторожно, не упади.

Успокойся, я с тобой.

В повелительном наклонении глаголы второго лица могут изменяться по числам:

ты читай — вы читайте;

ты запиши — вы запишите;

ты поставь — вы поставьте.

Возвратные глаголы в повелительном наклонении оканчиваются на -ся (-сь):

Побуждение к действию, пожелание, призыв можно выразить в форме третьего лица настоящего или будущего времени с частицами «пусть», «да». Например:

Пусть она выскажется!

Да здравствует союз рабочих и крестьян!

Образование форм повелительного наклонения:

Суффикс и + те: приходи, приходите, учись, учитесь.

Слова «пусть», «пускай», «да», «давайте» + форма настоящего/будущего времени: давайте посмотрим, да здравствует, пусть приходит.

Важный факт: мягкий знак перед -те сохраняется: прячьтесь, прячьте, отрежьте, ешьте.

Как определить наклонение глагола

Теперь мы знаем все про наклонения глагола в русском языке. Чтобы быстрее запомнить и научиться определять наклонение глагола по его форме и контексту, используйте табличку-подсказку.

Таблица для запоминания наклонений глаголов в четвертом классе

Примеры наклонения глаголов

Я бегал, она бегала, оно бегало, они бегали.

Я рисую, ты рисуешь, он рисует, мы рисуем, вы рисуете, они рисуют.

Я буду читать/прочитаю, ты будешь читать/прочитаешь, он будет читать/прочитает, мы будем читать/прочитаем, вы будете читать/прочитаете, они будут читать/прочитают.

1-е лицо мн. числа: Давайте мы сделаем, пойдемте.

2-е лицо ед. и мн. числа: Ты собери, вы соберите.

3-е лицо ед. и мн. числа: Пусть он прочитает, пусть они пишут.

Единственное число: Он сделал бы, она убрала бы, оно делалось бы.

Источник

Речь. Текст

Речь. Текст

Речь – это процесс говорения, осуществленный в устной или письменной форме. Результатом этого говорения является речевое произведение, или текст.

Речь является реализацией языка, который только через речь может выполнять свою основную функцию – служить средством общения.

– по характеру речевой деятельности: монологическая (высказывание одного лица) / диалогическая (разговор двух или нескольких лиц),

– по форме использования языка: устная / письменная,

– по условиям и задачам общения: разговорная (разговорный стиль) / книжная (научный, официально-деловой, публицистический, художественный стиль).

Главная единица речи – текст. Текст – это группа предложений, объединенных в целое темой и основной мыслью. Основные признаки текста:

– тематическое и композиционное единство его частей,

– наличие грамматической связи его частей (последовательной или параллельной),

В редких случаях текст может состоять из одного предложения; пример этому – стихотворение А. С. Пушкина «К портрету Жуковского»:

Пройдет веков завистливую даль,

И, внемля им, вздохнет о славе младость,

Утешится безмолвная печаль

И резвая задумается радость.

Тема – то, о чем говорится в тексте. Помимо темы (или нескольких тем) в тексте могут быть авторские отступления.

Основная мысль текста обычно передает отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого (через раскрытие темы, лирические отступления, использование различных языковых средств).

Часть темы называется подтемой или микротемой, которая формирует абзац – отрывок текста между отступами в начале строки. В пределах абзаца предложения связываются логически и грамматически. В абзаце можно выделить абзацный зачин (начало абзаца) и комментирующую часть (разъяснение того, что заключено в первых предложениях абзаца, развитие мысли), иногда микротема, заключенная в абзаце, получает разрешение – конец.

В текстах большого объема всех стилей речи, кроме разговорного, возможно деление на более крупные части – параграфы, разделы, главы.

Между предложениями в тексте устанавливаются разные смысловые отношения: противопоставление, пояснение, цель, условие.

В предложении имеется «данное» и «новое»; новое содержит основное сообщение, выделяется логическим ударением и в спокойной монологической речи обычно находится в конце предложения.

Существует два способа связи предложений в тексте: последовательная связь (новое одного предложения становится данным следующего) и параллельная связь (данное общее для нескольких предложений).

Средства связи предложений в тексте:

Лексические: слова одной тематической группы, прямой повтор, синонимы, антонимы.

Морфологические: союзы, союзные слова, частицы, видовременные формы глагола, степени сравнения прилагательных и наречий.

Синтаксические: параллелизм (несколько предложений имеют одинаковое строение с точки зрения порядка членов предложения), парцелляция (выделение члена, чаще второстепенного, после точки в виде самостоятельного предложения), соположенность предложений (объединение нескольких предложений с одним типовым значением в синтаксическое целое параллельной связью – обычно в описаниях окружающей среды).

Рассмотрим, например, средства связи предложений в стихотворении А. Блока:

Исчезающий день, погасающий свет.

Открывая окно, увидал я сирень.

Это было весной – в улетающий день.

Раздышались цветы – и на темный карниз

Передвинулись тени ликующих риз.

Задыхалась тоска, занималась душа,

Распахнул я окно, трепеща и дрожа.

И не помню – откуда дохнула в лицо,

Запевая, сгорая, взошла на крыльцо.

В этом тексте использованы следующие средства: прямой лексический повтор (день), контекстуальные синонимы (исчезающий, погасающий, улетающий), контекстуальные антонимы (исчезать – заниматься), одинаковые временные формы глагола, синтаксический параллелизм.

Стили речи – системы языковых элементов внутри литературного языка, разграниченные условиями и задачами общения; форма наших высказываний зависит от того, где, с кем и зачем мы говорим.

Выделяют пять стилей; четыре книжных: научный, официально-деловой, публицистический, художественный – и разговорный стиль. Для каждого стиля характерны определенные средства языка: слова, их формы, словосочетания, типы предложений, причем их принадлежность к разговорному или книжному стилю осознается при сопоставлении с нейтральными средствами.

Стили речи реализуются в определенных формах, или типах текстов, называемых жанрами речи. Жанры речи – типизированная форма организации речи, определяющая типы текстов, отличающихся заданным характером речевой деятельности (ср. монологический жанр публицистической статьи и диалогический жанр интервью) и формой использования языка (ср. устный жанр доклада и письменный жанр статьи). В основном каждый жанр речи принадлежит к определенному стилю речи, но есть и межстилевые жанры, например: статья, очерк, эссе (научные и публицистические), интервью (публицистическое и официально-деловое).

Научный стиль – один из книжных стилей, который используется в научных трудах, учебниках и учебных пособиях, устных выступлениях на научные темы.

Задача научного стиля – сообщить научную информацию, объяснить ее, представив систему научной аргументации. Используется в официальной обстановке, характеризуется логичностью, объективностью, смысловой точностью.

В научном стиле можно выделить следующие разновидности:

1) собственно научный стиль (присущ научным трудам – монографиям, диссертациям, статьям в научных журналах, книгах, энциклопедиях, научным докладам),

2) научно-популярный стиль (присущ текстам, предназначенным для популяризации научных знаний, т. е. научно-популярной литературе, статьям в неспециальных журналах, газетах, выступлениям на радио и телевидении, публичных лекциях перед массовой аудиторией),

3) научно-учебный стиль (используется в учебниках, учебных пособиях, справочниках, предназначенных для учащихся).

Для научного стиля характерно использование следующих языковых средств:

насыщенность терминами данной науки;

использование слов с абстрактным значением: закон, число, предел, свойство; отглагольных существительных со значением действия: переработка, приземление, использование;

употребление слов в прямых значениях, отсутствие образности (метафор, метонимий, междометий, восклицательных частиц);

частое использование лексических средств, указывающих на связь и последовательность мыслей: сначала, прежде всего, во-первых, следовательно, наоборот, потому что, поэтому;

на уровне морфологии:

редкое использование личных местоимений я и ты и глаголов в форме 1 и 2 лица единственного числа;

специальные приемы авторизации: авторское «мы», неопределенно-личные (Считают, что. ) и безличные конструкции (Известно, что. ; Представляется необходимым. ),

использование причастий и деепричастий и оборотов с ними;

на синтаксическом уровне:

употребление сложных предложений с использованием союзов, указывающих на связь явлений;

неупотребление восклицательных предложений, незначительное употребление вопросительных предложений;

частые цитаты, ссылки;

использование в качестве компонентов текста формул, графиков, схем.

Основные типы речи – рассуждение, описание.

Основные жанры – учебник, статья, доклад, диссертация, научная монография, энциклопедическая статья, патентная заявка, аннотация, резюме, рецензия.

Приведем в качестве примера отрывок из речевого произведения научного стиля собственно научной его разновидности – монографии по лингвистике:

Правило 3 (факультативная окраска презумпций). Если составляющая с потенциальной презумпцией Р является синтаксическим актантом миропорождающего предиката, то имеется две возможности: а) Р является презумпцией в соответствующем мире и может быть переведена в презумпцию реального мира (или, по крайней мере, в суждение, истинное в реальном мире) при соответствующем изменении содержания – модальной «окраске» (термин «окраска» – из Schiebe 1979); б) Р остается презумцией в реальном мире. Различие пониманий а) и б) не имеет регулярного семантического выражения [Падучева Е. В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. М., 2001. с. 77].

В этом отрывке нашли отражение следующие черты научного стиля:

– лингвистические термины презумпция, синтаксический, актант, предикат, модальный, семантический;

– символ Р (презумпция) в качестве компонента текста;

– слова с абстрактным значением составляющая, возможность, суждение, изменение, понимание, выражение;

– отсутствие слов в переносном значении: слово окраска употреблено как термин, заключено в кавычки и снабжено соответствующей ссылкой;

– слова, указывающие на объективные критерии оценки ситуации: потенциальный, соответствующий, истинный, регулярный;

– отсутствие обращений, междометий, модальных частиц, вопросительных и восклицательных предложений и других средств образности;

– придание тексту большей четкости с помощью расчленения на пункты: а) и б);

– ссылка на другое произведение научной литературы, полное описание которой представлено в библиографии: Schiebe 1979.

Официально-деловой стиль – один из книжных, используется в сфере деловых отношений, деловых бумагах, т. е. законах, документах, актах, договорах, постановлениях, уставах, служебной переписке и др.

Задача этого стиля – сообщить информацию, дать инструкцию. Официально-деловой стиль характеризуется точностью, однозначностью, неличным характером, стандартизированностью построения текста, долженствующе-предписывающим характером текста.

Для официально-делового стиля характерно использование следующих языковых средств:

употребление полных наименований, точных дат;

книжная лексика (вследствие, в течение, в силу того что, характеризоваться);

использование слов в прямых значениях;

отсутствие экспрессивной и оценочной лексики;

частое употребление отглагольных существительных (апробация, использование, выполнение);

наличие стандартизированных оборотов (по истечении срока, в установленном порядке, вступать в законную силу);

ограниченные возможности синонимической замены, частые лексические повторы;

на уровне морфологии

отсутствие личных местоимений, особенно 1 и 2 лица, вместо которых используются собственные имена, собственные наименования или специальные обозначения (Заказчик, Исполнитель), а также глаголов в форме 1 и 2 лица;

на синтаксическом уровне:

осложнение простого предложения обособленными оборотами, однородными членами;

четкое членение текста на смысловые блоки, обычно с использованием подзаголовков и цифрового оформления пунктов.

Для официально-делового стиля характерны как монологические способы организации речи, так и диалог (разговор двух лиц) или полилог (разговор нескольких лиц).

Основные жанры: монологические – приказ, служебное распоряжение, инструкция, заявление, запрос, жалоба (рекламация), рекомендация, отчет, обзор; жанры-полилоги – собрание, совещание, переговоры, интервью.

В качестве примера приведем отрывок из типового договора:

О передаче неисключительных имущественных прав

г. Москва23 марта 2002 г.

Гражданка Российской Федерации Ружева Анна Ильинична, именуемая в дальнейшем Автор, – с одной стороны и ООО «Аранта», именуемое в дальнейшем Фирма, в лице генерального директора Бозина Сергея Ивановича, действующего на основании Устава, – с другой стороны заключили настоящий Договор о нижеследующем:

1. Определения, используемые в Договоре

1.1. Произведение – «Русский язык для школьников и поступающих в вузы», подготовленный Автором. Описание Произведения – пособие содержит основные теоретические понятия школьного курса русского языка и разъясняет порядок разбора языкового материала, адресован учащимся и особенно выпускникам средней школы в связи с отсутствием единого комплекта учебников по русскому языку для средних общеобразовательных учебных заведений.

В этом отрывке нашли отражение следующие черты официально-делового стиля:

– отсутствие личных местоимений;

– полное именование действующих лиц с указанием их социального статуса;

– замена их в дальнейшем на специальные обозначения Автор, Фирма;

– стандартизированные обороты: настоящий Договор о нижеследующем, именуемый в дальнейшем, действующий на основании;

– точное указание на место и время заключения договора;

– осложнение простого предложения различными обособленными членами – см. первое предложение договора;

– членение текста на блоки с использованием подзаголовков и цифрового обозначения.

Публицистический стиль – один из книжных, используется в общественно-публицистической и литературно-критической литературе, средствах массовой информации, на собраниях и митингах.

Задача этого стиля – воздействие на массовое сознание посредством общественно значимой информации. Характерные черты публицистического стиля – логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.

Для публицистического стиля характерно использование следующих языковых средств:

широкое употребление общественно-политической, экономической, общекультурной лексики;

использование торжественной лексики (мерило, воззрение, источать, несравненно), часто в сочетании с разговорной;

использование образных средств: эпитетов, сравнений, метафор, фразеологизмов и «крылатых выражений»;

акцентирование авторского «я», личной оценки ситуации;

частая языковая игра, каламбуры, пародирование (особенно в заголовках);

на уровне морфологии и синтаксиса:

активное использование личных местоимений 1 и 2 лица и соответствующих форм глагола;

неиспользование причастных и деепричастных оборотов, их замена придаточными предложениями;

употребление побудительных и восклицательных предложений, риторических вопросов;

частые лексические и синтаксические повторы

Основные жанры: публичное выступление (речь, доклад), дискуссия, критическая заметка, репортаж, интервью, статья, рецензия, очерк, зарисовка.

В качестве примера речевого произведения публицистического стиля приведем отрывок из статьи А. Архангельского, опубликованной в газете «Известия» 6 апреля 2002 г.:

Всю минувшую неделю кипели думские страсти, газеты и телевидение бурно обсуждали, кому какой комитет достанется и что в конце концов будет с коммунистами. Между тем в этом обсуждении начисто отсутствовал один мотив, который в известной мере можно считать ключевым. А именно: какие два комитета были предложены товарищам большевикам в качестве утешительного приза по причине из политической незначимости? На какие кабинеты никто из нового большинства так и не позарился – не безликие ЕДИОТы, ни блескучие правые?

Боюсь, народные избранники в очередной раз совершают очень серьезную ошибку. Не культурную. И не религиозную. А вполне себе политическую. Потому что политик не политолог. Он не обязан быть слишком умным. Зато он должен иметь хороший нюх. И всегда держать нос по ветру: куда дует ветер эпохи? Что же до ветра эпохи, то он дует в сторону от непосредственной (точнее, вполне посредственной) политики.

В этом отрывке нашли отражение следующие черты публицистического стиля:

– политическая лексика: комитеты, кабинеты (министров), думский, большевики, коммунисты, правые, политик, политолог;

– разговорная и просторечная лексика, в том числе фразеологизмы: начисто, позариться, нюх, блескучий, держать нос по ветру;

– языковая игра: вторичная игра в заголовке (Культур и Мультур – перифраз известного повтора-отзвучия культур-мультур), непосредственный как антоним к слову посредственный, ЕДИОТы – блок «Единство и Отечество», псевдосложносокращенное слово, графически и фонетически созвучное слову идиоты;

– выражение авторского «я» – глагол в форме 1 лица единственного числа с оценочным значением боюсь;

– отсутствие деепричастий, незначительное число причастий;

– парцелляция: совершают очень серьезную ошибку. Не культурную. И не религиозную. А вполне себе политическую.

Художественный стиль используется в произведениях художественной литературы, относится к книжной речи.

Задача – нарисовать словами картину, выразить отношение к изображаемому, воздействовать на чувства и воображение читателя. Особенность – единство коммуникативной и эстетической функции, высокая образность.

Художественный стиль характеризуется следующими выразительными средствами:

тропы – обороты, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении: метафора, метонимия, олицетворение, сравнение, эпитет и др.;

фигуры речи: анафора, антитеза, градация, инверсия, параллелизм, риторический вопрос;

ритм, рифма, преимущественно в поэтическом произведении.

Более широким понятием является язык художественной литературы: художественный стиль обычно используется в авторской речи, а в речи персонажей могут присутствовать и другие стили, например разговорный.

В качестве примера приведем отрывок из поэтического текста – стихотворения А. Блока:

И леса сквозят тишиной.

Прилегла на берег размытый

Здесь использованы следующие характерные для художественного стиля языковые средства:

– инверсия – прилагательное после существительного: осень поздняя, небо открытое, берег размытый, русалка больная;

– тропы: открытое небо, леса сквозят тишиной, голова русалки прилегла на берег;

– синтаксический параллелизм в первой строке;

– назывные предложения, создающие ощущение статичности, неподвижности.

Разговорный стиль противопоставлен книжным и используется в непринужденных беседах, чаще в неофициальной обстановке. Основная форма существования – устная, но может быть осуществлен и в письменной форме (записки, частные письма, фиксация речи персонажей, а иногда и авторской речи в художественных произведениях).

Задача речи – общение, обмена впечатлениями. Отличительными признаками разговорного стиля являются неофициальность, непринужденность, неподготовленность, эмоциональность, использование мимики и жеста.

Для публицистического стиля характерно использование следующих языковых средств:

на фонетическом уровне:

бо́льшая степень редукции гласных, произносительная компрессия слов (сейчас [щ’ас], здравствуйте [(з)дра́с’т’и]);

разнообразное интонирование при относительно свободном порядке слов;

на уровне лексики и словообразования:

использование разговорной и просторечной лексики, жаргона (работяга, электричка, дотошный, потихоньку, лебезить);

преимущественное употребление конкретной лексики, незначительное использование абстрактных, терминологических слов;

экспрессивность и оценочность в лексике и словообразовании (обалденно, бух, книжонка, здоровенный);

частое использование фразеологизмов;

на уровне морфологии:

наиболее частое из всех стилей употребление личных местоимений;

преобладание употребления глаголов над употреблением существительных;

редкое использование причастий и кратких прилагательных, неиспользование деепричастий;

несклоняемость сложных числительных, склоняемость аббревиатур;

употребление частиц, междометий;

частое переносное использование морфологических средств (например, использование времен и наклонений в несвойственных им в книжных стилях значении);

на синтаксическом уровне:

употребление односоставных и неполных предложений;

отсутствие сложных синтаксических конструкций;

бессоюзие сложного предложения;

частое использование побудительных, вопросительных и восклицательных предложений;

В качестве примера приведем высказывание одного из персонажей рассказа А. П. Чехова «Месть»:

Отворите же, черт возьми! Долго ли еще мне придется коченеть на этом сквозном ветру? Если б вы знали, что в вашем коридоре двадцать градусов мороза, вы не заставили бы меня ждать так долго! Или, быть может, у вас нет сердца?

В этом небольшом отрывке нашли отражение следующие черты разговорного стиля:

– вопросительные и восклицательные предложения,

– междометие разговорного стиля черт возьми,

– личные местоимения 1 и 2 лица, глаголы в этой же форме.

Еще один пример – отрывок из письма А. С. Пушкина к жене, Н. Н. Пушкиной, от 3 августа 1834 года:

Стыдно, женка. Ты на меня сердишься, не разбирая, кто виноват, я или почта, и оставляешь меня две недели без известия о себе и о детях. Я так был смущен, что не знал, что и подумать. Письмо твое успокоило меня, но не утешило. Описание вашего путешествия в Калугу, как ни смешно, для меня вовсе не забавно. Что за охота таскаться в скверный уездный городишко, чтоб видеть скверных актеров, скверно играющих старую, скверную оперу? Просил я тебя по Калугам не разъезжать, да, видно, уж у тебя такая натура.

В этом отрывке проявились следующие языковые признаки разговорного стиля:

– использование разговорной и просторечной лексики: женка, таскаться, скверный, разъезжать, что за охота, союз да в значении ‘но’, частицы уж и вовсе не, вводное слово видно,

– слово с оценочным словообразовательным суффиксом городишко,

– инверсионный порядок слов в некоторых предложениях,

– лексический повтор слова скверный,

– наличие вопросительного предложения,

– употребление личных местоимений 1 и 2 лица единственного числа,

– употребление глаголов в настоящем времени,

– употребление отсутствующей в языке формы множественного числа слова Калуга (по Калугам разъезжать) для обозначения всех маленьких провинциальных городов.

Типы речи – разграничение речи по обобщенному (типовому) значению на повествование, описание и рассуждение.

Повествование описывает последовательные действия, рассказывает о событиях в их временно́й последовательности.

Повествовательные тексты включают такие компоненты, как завязка (начало действия), развитие действия, кульминация (наиболее важный момент в развитии действия) и развязка (конец действия). При этом в повествовании может нарушаться последовательность этих компонентов, что часто бывает представлено в художественных произведениях (например, в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова).

«Новым» в предложениях повествовательного текста является сообщение о сменяющих друг друга событиях.

Повествование может быть изобразительное и информативное. В повествовательном тексте часто употребляются лексические средства, обозначающие временную последовательность действий (потом, тогда, через некоторое время), глаголы обычно употребляются в прошедшем времени.

В качестве примера приведем отрывок из рассказа А. П. Чехова «Живой товар»:

Наполнив карманы и бумажник, Бугров спрятал бланки в стол и, выпив полграфина воды, выскочил на улицу.

— Извозчик! – крикнул он диким голосом.

Ночью, в половине двенадцатого, он подкатил к подъезду гостиницы «Париж». С шумом вошел он вверх по лестнице и постучался в номер, в котором жил Грохольский. Его впустили. Грохольский укладывал свои вещи в чемоданы. Лиза сидела за столом и примеряла браслеты. Оба они испугались, когда вошел к ним Бугров.

Описание изображает какое-либо явление через перечисление и раскрытие его признаков. Текст такого рода может описывать внешность человека, предмет, место, состояние человека или окружающей среды. В «данном» называется предмет или его части, в «новом» сообщаются признаки предмета.

Для описательного текста характерно использование прилагательных, глаголов в настоящем времени.

Описание используется в разных стилях речи, но чаще в научном и в художественном.

В научном стиле в описание объекта включаются существенные признаки, которые названы прилагательными или отглагольными существительными, например: Жираф (жирафа), жвачное млекопитающее. Длина тела 3–4 метра (1/3 составляет шея), высота до темени 4,5–5,8 м, длина хвоста около 1 м, масса 550–750 кг. Обитает в саваннах Африки. Из-за охоты (ради мяса и шкуры) численность невелика. Хорошо размножаются в неволе. Живут до 20–30 лет.

В описании художественного стиля выделяются самые яркие признаки, создающие образ; они могут передаваться сравнениями, словами в переносном значении, словами с оценочными суффиксами. В качестве примера приведем начало рассказа А. П. Чехова «Барон»:

Барон – маленький, худенький старикашка лет шестидесяти. Его шея дает с позвоночником тупой угол, который скоро станет прямым. У него большая угловатая голова, кислые глаза, нос шишкой и лиловатый подбородок.

Рассуждение описывает причины свойств и явлений. Может быть доказательством, объяснением, размышлением (разница – в степени категоричности суждений). В рассуждении обычно присутствуют тезис (то, что нужно доказать), аргументы и вывод. Приведем два примера рассуждений, используемых в разных стилях речи:

На верблюдах, конечно, можно пройти по пустыне без остановки гораздо дальше, чем на конях, но переход нам предстоит недалекий, время дорого, да и опыта с верблюдами у вас нет, так что возьмем в городке лошадей.

Исходя из необходимости мобилизации и размещения людских ресурсов, перед разворачиванием строительства инженерных сооружений следует предусмотреть возведение благоустроенного временного жилого городка, в том числе систем энергоснабжения, связи, водоподготовки, канализации, рекреационных и спортивных сооружений.

Текст, особенно художественный, часто объединяет разные типы речи. В качестве примера приведем отрывок из повести К. Паустовского «Золотая роза»:

Старый пароход отвалил от пристани в Вознесенье и вышел в Онежское озеро.

Белая ночь простиралась вокруг. Я впервые видел эту ночь не над Невой и дворцами Ленинграда, а среди лесистых пространств и озер.

На востоке низко висела бледная луна. Она не давала света.

Волны от парохода бесшумно убегали вдаль, покачивая куски сосновой коры. На берегу, должно быть в каком-нибудь древнем погосте, сторож пробил на колокольне часы – двенадцать ударов. И хотя до берега было далеко, этот звон долетел до нас, миновал пароход и ушел по водной глади в прозрачный сумрак, где висела луна.

Я не знаю, как лучше назвать томительный свет белой ночи. Загадочным? Или магическим?

Эти ночи всегда кажутся мне чрезмерной щедростью природы – столько в них бледного воздуха и призрачного блеска фольги и серебра.

Человек не может примириться с неизбежным исчезновением этой красоты, этих очарованных ночей. Поэтому, должно быть, белые ночи и вызывают своей непрочностью легкую печаль, как все прекрасное, когда оно обречено жить недолго.

В представленном отрывке последовательно сменяют друг друга все типы речи – повествование, описание и рассуждение.

Проблемами речи и текста занимается стилистика – раздел языкознания, изучающий использование языка в разных условиях речевого общения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *