Что такое поверхностность в человеке
Поверхностность Поверхностный человек
Поверхностные люди всегда должны лгать, так как они лишены содержания.
Не довольствуйся поверхностным взглядом. От тебя не должны ускользнуть ни своеобразие каждой вещи, ни ее достоинство.
Только поверхностные знания и неуверенные суждения приводят к чрезмерной болтливости.
Чем скорее и стремительнее высказывается впечатление, тем чаще оно оказывается поверхностным и мимолетным.
Когда мысли неглубокие — видны поверхностные знания
Есть мысли настолько глубокие, что просто не доходят до поверхностных умов.
Поверхностность как качество личности – склонность примитивно, неглубоко, внешне, в спешке воспринимать окружающий мир.
Когда сын вернулся домой после долгих странствий, отец спросил его: — И что же ты там узнал такое, что не мог бы узнать здесь? — Я постиг, что у Вселенной есть Создатель, — ответил сын. — И ради этого нужно было тратить столько времени? Он позвал служанку и спросил: — Скажи-ка, есть ли Творец у Вселенной? — Разумеется, — ответила девушка. — Ну? — обратился отец к сыну. — Она лишь говорит, — ответил тот, — а я — знаю.
Нелепо жить между глубиной и высотой. Ни рыба, ни мясо, ни там, ни сям. Разум, чтобы воспарить к вершинам человеческого духа, должен прорвать пелену поверхности и познать глубинные тайны жизни, скрытые от поверхностного взгляда. Познание бесконечно. Докопаться до самых глубин, конечно, невозможно, но, как говорится, стремиться к этому надо. Если человек скользит по поверхности явлений, если он игнорирует поиск их сути, пусть готовится к урокам жизни по исправлению допущенных ошибок.
Поверхностность – это закрытая для практического знания дверь. Можно загрузить свою память информацией из всех возможных энциклопедий и при этом оставаться поверхностным человеком. Количество принятой умом информации перейдет в качество, если человек сначала ее запомнит, затем осмыслит и потом применит в жизни. Фанатик или легковерный человек схватит первую, попавшую ему в уши информацию, и на этом остановится. Анализировать, сопоставлять и сравнивать с прежними знаниями он не может либо ему лень это делать. Сомневаться в информации он также не привык. Застряв на стадии слепого не критичного восприятия информации, он пополняет армию не только поверхностных людей, но и ее конкретных форм воплощения – фанатиков, легковеров, сектантов и пр. Иными словами, поверхностность, зачастую, проявляется в форме фанатичности и легковерия.
Осмысливание – враг поверхностности. Поверхностный человек хватает информацию, но не осмысливает ее и не пытается проверить в реальной жизни. Он, как несерьезный покупатель, небрежно покрутит знание в руках и отложит в сторону. Например, человек прочел массу книг о вреде курения, знает близко к тексту книгу Аллена Карра «Легкий способ бросить курить», но при этом продолжает «смолить» по две пачки сигарет в день. Проку от его информативного знания никакого. Это пассивная форма проявления поверхностности.
Активная форма поверхности реализуется через людей, неспособных к восприятию нового. Армия поверхностных критиканов неисчислима. Первый ее признак – нежелание слушать. Еще не услышав ни слова от своего оппонента, она, готова сражаться. Слушание предполагает послушание, то есть смиренное, а не воинственное, слушание. Если слушать другого человека, как послушник, смысл его слов достигает разума. Когда же человек включает свое ложное эго, он думает о том, что он будет говорить. Слушать другого человека, ему не приходит в голову. Его психика настроена на антагонизм. Вирус эгоизма настолько разъедает ум и разум личности, что ей реально больно слушать чужие мнения. Ей тяжело сидеть на одном месте, она ерзает, переживает или открыто бросается доказывать свою правоту, перебивает, перечит, осуждает и обвиняет. Надо заметить, если ложное эго поразило ум и разум человека, он становится невосприимчив к новому знанию, его личностный рост закончен, он может выезжать, лишь на багаже прошлых заслуг. Печальный диагноз. Понятно, что он становится полноценным волонтером армии поверхностных людей.
Поверхностным людям, как правило, кажется, что всегда там лучше, где нет их. Поэтому они перескакивают с места на место, трудовая книжка их напоминает «Капитал» К. Маркса. Не видя за деревьями леса, они гонятся за чужим в сторону от своего родного леса. Суетливость и сверхзанятость современной жизни только добавляют масла в огонь поверхностности. В гонке за счастьем некогда осмысливать суть происходящего в жизни, проникать в глубину человеческих взаимоотношений.
Поверхностность – это «галопом по Европам». Во время туристической поездки человек направился в уютное кафе. В меню были аппетитные супы, острые приправы и другие заманчивые блюда. Он заказал суп. — Вы из этого автобуса? — учтиво спросила почтенного вида официантка. Он кивнул. — Тогда супа нет. — А распаренный рис с соусом карри? — спросил удивлённый турист. — Нет, если вы из этого автобуса. Можете заказать только сэндвичи. На приготовление блюд я потратила целое утро, а у вас осталось не более десяти минут на то, чтобы поесть. Я не могу позволить вам есть блюдо, оценить вкус которого вы сможете лишь поверхностно из-за нехватки времени.
10 признаков, указывающих на то, что перед тобой поверхностный человек
Поверхностные люди — это личности, которые не отличаются эмоциональным интеллектом, не являются теми, на кого можно положиться и от кого можно ждать проявления поддержки, внимания и доброты просто так. Они привыкли только брать, не отдавая ничего взамен.
С такими людьми стоит быть осторожнее, если не хочешь в конечном итоге оказаться обманутым и брошенным. Мы собрали несколько отличительных характеристик, которые помогут тебе вовремя распознать, что перед тобой находится поверхностный человек.
1. Он постоянно выносит оценочные суждения
В той или иной мере все мы делаем это, но разница между непредвзятым человеком и поверхностным в том, что первый не делает этого на постоянной основе. Поверхностные люди, напротив, в любой ситуации без капли стеснения осуждают коллег, незнакомых людей, друзей и родных.
Причем негатив, который они отпускают в их сторону, чаще всего ничем не обоснован. Они не приводят каких-то стоящих аргументов и не пытаются предоставить доказательства своих слов.
2. У него нет никаких убеждений и принципов
Большинство людей, делая жизненный выбор, опираются на определенные убеждения и принципы. Поверхностные же люди могут менять свое мнение и свои жизненные ориентиры хоть каждый день, в зависимости от того, насколько выгодно это будет сделать в конкретной ситуации. Так что проще сказать, что каких-либо принципов у них нет совсем.
Поверхностный человек редко занимается самоанализом, так как ему это просто не нужно. Его мысли, чувства и поведение в большинстве случаев остаются неосознанными. Поэтому в жизни такие люди не придерживаются определенных ориентиров, а действуют так, как им хочется в данный момент.
3. Он чрезмерно заботится о том, как выглядит
Нет ничего плохого в том, чтобы следить за своей внешностью. Но во всём нужна умеренность.
Поверхностные люди делают чрезмерный акцент на внешней привлекательности, направляя чуть ли не все свои силы на то, чтобы выглядеть идеально. Они не только гордятся тем, что подходят под все физические «стандарты» красоты, но и стараются окружить себя такими же людьми.
4. Он убежденный материалист
Поверхностные люди — убежденные материалисты. Интеллектуальные или культурные ценности для них не так важны, как, например, дорогое авто, большой дом, самая последняя модель смартфона. Даже если у такого человека не будет высокооплачиваемой работы, он будет делать всё, чтобы окружать себя «статусными» вещами, которые должны подчеркнуть его важность и привлекательность.
5. Он всегда желает быть в центре внимания
Такое поведение поверхностного человека окружающие расценивают как проявление нарциссизма. Даже на вечеринке по случаю чьего-либо повышения, дня рождения или свадьбы поверхностные люди будут делать что угодно, чтобы выделиться.
Еще один отличительный признак: они не понимают разницы между хорошим и плохим пиаром. Для того чтобы стать предметом всеобщего внимания и обсуждения, поверхностный человек готов переигрывать эмоциями, распространять слухи о самом себе или своих близких, показывать нездоровые реакции, выставлять себя жертвой ситуации и т. д. — список можно продолжать вечно. Но главное, что ты должен понять: такие люди не остановятся ни перед чем, для них нет ничего святого, если на кону стоит даже призрачная популярность.
6. Он не понимает, как правильно вести себя с окружающими
У поверхностного человека отсутствует эмоциональный интеллект. Он не понимает таких базовых вещей, как хорошие манеры, чувство такта, благодарность, нормы поведения в обществе, социальное взаимодействие и т. д. Поэтому в большинстве случаев он будет производить впечатление грубого и невоспитанного человека.
7. Он не занимается самоанализом и самонаблюдением
Самонаблюдение и самоанализ поверхностный человек практикует только в том случае, если эти понятия как-то связаны с его внешним видом. Он не готов меняться и признавать свои слабые стороны и недостатки. При виде «статусных» людей, внимание которых поверхностный человек хочет обратить на себя, он может на время примерить на себя другой образ, но такие изменения, как правило, ситуативны.
8. Он любит сплетни и слухи
Поверхностного человека ты можешь легко узнать по общению: он будет вести кучу разговоров «ни о чём», рассказывать большое количество сплетен и слухов, апеллировать бездоказательными утверждениями и т. д. Разумеется, если ты предпочитаешь содержательные беседы, тебе будет довольно сложно поддерживать такую коммуникацию. В таком случае лучше снизь частоту вашего общения и не сближайся с человеком.
9. Он уверен в том, что ему все должны
Взрослые и ответственные люди давно поняли, что никто никому ничего не должен и всё в нашей жизни зависит только от нас самих. Поверхностный человек имеет противоположное мнение. Он уверен в том, что люди должны безвозмездно помогать ему, поддерживать, когда это нужно, отдавать всё самое лучшее и т. д. Причем сам он не готов быть тем человеком, который первым спешит на помощь.
10. Он не понимает чувств и эмоций собеседника
Поверхностный ч еловек не может идентифицировать даже свои эмоции — куда ему до понимания чувств собеседника! Он не обладает эмпатией, не пытается подбирать слова и выражения в зависимости от состояния другого человека, не будет «входить в положение» и идти на уступки. Ему это не нужно, неинтересно и непонятно.
5 признаков, которые выдают поверхностного человека
Мы часто встречаем сопоставление глубокомыслящих и поверхностных людей, так же, как и сопоставление умных и глупых. Но что на самом деле означает фраза «поверхностный человек» и в чем его отличие от человека глубокой мысли и души?
Глубокомыслящий человек – это тот, кто способен глубоко проникнуть в суть предметов и явлений и стремится докопаться до истины и смысла. С другой стороны, поверхностный человек не задумывается о причинах происходящего и не интересуется поиском смысла.
Таким образом, быть глубокомыслящим человеком означает быть способным на глубокое понимание вещей, в то время как быть поверхностным человеком указывает на невдумчивое отношение к жизни и отсутствие проницательности.
Но как именно это проявляется в том, как мы относимся к миру и другим людям? И чему можно научиться у глубокомыслящих людей?
Конечно, не каждый обладает глубокими познаниями во всех областях. Никто не станет утверждать, что человек мелок и поверхностен только лишь потому, что он плохо разбирается в квантовой физике.
Итак, что мы на самом деле имеем в виду, когда описываем людей как поверхностных или глубокомыслящих?
Вот пять признаков, по которым можно легко узнать поверхностного человека:
Поверхностный человек судит по внешним признакам
Пожалуй, самый говорящий признак поверхностных людей – это то, что они судят по внешнему виду и другим качествам, лежащим на поверхности. Например, такой человек может стараться окружать себя исключительно обеспеченными и внешне привлекательными людьми, не уделяя особого внимания их человеческим качествам.
Как правило, глубокомысленным людям более важны черты характера и моральные ценности окружающих, а не их внешность или достаток. Глубокие мыслители видят дальше поверхностных черт и ценят других за менее осязаемые качества, такие как доброта, верность и ум.
Поверхностные люди принимают любую информацию на веру
Другой признак поверхностных людей – это то, что они верят всему, что читают или слышат, не просеивая получаемую информацию через сито критического мышления и глубокого понимания. Глубокомыслящие люди не принимают какие-либо сведения на веру, особенно если это идет вразрез с их ценностями.
Вот почему люди глубокой души так не любят сплетни и дезинформацию. Они знают, насколько опасными могут быть эти поверхностные суждения. Вместо того, чтобы бездумно поглощать новости и сплетни, они задаются вопросом, почему эта информация так быстро распространяется и какой цели она служит.
Поверхностный человек больше говорит, чем слушает
Старая пословица «тихие воды глубоки» отлично демонстрирует различия между поверхностными и глубокомыслящими людьми. Если мы постоянно заняты разговорами, то мы лишаем себя возможности услышать идеи и мнения других людей.
Если все, что нас интересует, – это высказать свое собственное мнение, мы никогда не узнаем ничего нового. Это создает непреодолимое препятствие для более глубокого понимания вещей и явлений. Недаром древнегреческий философ Зенон Китийский говорил:
Два уха и один язык нам даны для того, чтобы больше слушать и меньше говорить.
Поверхностные люди не думают о последствиях своего поведения
Люди мелкой души и мысли зачастую не понимают, как их слова и действия влияют на других. Все, что мы делаем и говорим, затрагивает окружающих нас людей, и, хотя нам нужно в первую очередь оставаться верными себе, мы не должны причинять вред другому человеку необдуманным поступком или обидным словом.
Наверняка вы встречали людей, которые позволяют себе унизительные, а порой и оскорбительные ремарки в адрес других, при этом утверждая, что они всего-навсего «честны», «прямолинейны» или «искренни»?
Наши слова могут глубоко ранить окружающих, поэтому мы должны использовать их с осторожностью. Наши действия, в свою очередь, отражают нашу суть, поэтому, если мы стремимся быть глубокими душой и мыслью, то нам необходимо научиться принимать ответственность за свои поступки и брать в расчет последствия нашего поведения.
Поверхностный человек живет в плену своего эго
Люди глубокой души осознают, что часто нашим поведением движет эгоистическая потребность быть лучше других. Иногда мы унижаем других, чтобы почувствовать себя лучше. Зачастую желание критиковать окружающих возникает именно из-за того, что нам кажется, что мы сами недостаточно хороши.
Например, если человек считает какого-то своего знакомого или родственника «плохим родителем», то, возможно, внутренне он чувствует своего рода облегчение: да, он сам не идеальный родитель, но, по крайней мере, он лучше справляется со своими обязанностями по воспитанию детей, чем этот его знакомый!
Люди глубокой души способны совладать с этими комплексами и ловушками своего эго и проявить сострадание к тем, кто сталкивается с трудностями в жизни, вместо того, чтобы осуждать их.
Таким образом, поверхностный человек не способен на вдумчивое отношение к жизни, критическое восприятие информации и проявление понимания к другим людям. Все вышеуказанные признаки выдают в людях мелочность души и мысли и неспособность к глубокому анализу происходящего.
Поверхностный человек поверхностен во всем
Всем доброго времени суток!
Сегодня я хочу поговорить о таком человеческом качестве как поверхностность.
К сожалению, в последнее время я часто замечаю, что люди не придают значения вещам, к которым следовало относиться серьезнее: семья, взаимоотношения, отношение к самому себе, к своему внутреннему миру и многое другое.
Почему это так важно? Лично для меня имеет огромное значение то, какие люди меня окружают, думаю что для многих из вас это тоже важно.
А как понять, что человек «достоин» находиться в вашем окружении?
Ведь довольно часто мы знаем о человеке лишь то, что он сам о себе рассказывает, и это не всегда является правдой, а мы теряем своё время на общение с людьми, которые нам не подходят.
Как же сэкономить своё время? Научиться разбираться в людях, перестать быть поверхностными и смотреть в суть вещей.
Так что же такое поверхностность?
Приведу пару примеров, чтобы было понимание о чем именно пойдет речь.
Нынешние кинокартины вызывают у меня куда большую депрессию, потому что если ты начинаешь задумываться о сюжете и о том, что он собой представляет, то понимаешь, что нету никакой причинно-следственной связи, никакой логики в событиях и действиях персонажей, а так же сплошные аморализированные ценности, которые поставили во главу стола.
Надеюсь пример понятен и многие со мной согласятся.
Не уверена, что нужно и тут пояснять, но все же сделаю это.
Классические музыкальные произведения «сочетают глубину, содержательность, идейную значительность с совершенством формы» (взяла из Википедии, уж больно красиво и полно описано).
Основные черты поп-музыки — простота инструментальной части, ритмичность, акцент на вокал.
Вот вам два определения, сравнив которые, вы все поймёте. Классические произведения сложнее слушать, но когда ты полностью погружаешься в них, то получаешь невообразимое удовольствие, не каждый так может, для этого требуется время, желание и понимание, в отличии от поп-музыки, где достаточно ритмичности и довольно распространённых и массовых ситуаций описанных в тексте песне, что бы твой мозг «лайкнул» трек.
Но для того чтобы обвинить человека в поверхностности, необходимо знать значение понятия.
Поверхностность – это дефект восприятия, не видящего за внешними контурами внутренней сути.
Достаточно просто понаблюдать за человеком, послушать то, о чем он говорит, чтобы сделать те или иные выводы.
Если аргументы по типу «мне не нравится его внешность (одежда, машина, супруг, походка), то, очень сомневаюсь, что человек видит дальше собственного носа.
Главные враги поверхностности это вопросы: почему? и для чего?
Очень сложно объяснить эти вещи, они чувствуются на интуитивном уровне и на уровне нашего подсознания, но так как многие из нас не в «ладу с собой», то вещи подсознательные до сознания и не доходят.
Быть, а не казаться
Наш мир устроен намного сложнее, чем кажется, а люди вокруг пытаются все упрощать.
Так задайте вопрос: почему? И для чего?
Всем добра! Не будьте поверхностными, их легко сносит!
Как-то поверхностно написано!
Я не говорю про советское кино («Смотри и иди»
и всё в таком духе.
опыт показывает, что максимально поверхностны люди, у которых есть время на такие бессмысленные простыни)
Так задайте вопрос: почему? И для чего?
И зачем задавать этот вопрос? И почему?
ууу иди ты в ж-у со своими нравоучениями!
Расскажите, доктор, мне
Мы теряем мозг: почему выживает глупейший
Происхождение человеческого мозга относится к главным загадкам эволюции и к одной из наиболее дискуссионных тем в биологической науке. Почему в какой-то момент времени эволюция поддержала развитие мозга у одной из ветвей приматов? Почему мозг так стремительно вырос за столь короткий период? И почему в течение 30 000 лет мозг homo sapiens постоянно теряет в весе?
Чтобы ответить на эти вопросы, придется обратиться к интересным метаморфозам, происходившим с древнейшими предками человечества миллионы лет назад. До появления человека эволюция совершалась традиционным способом. «Топливо» эволюции — полиморфизм, вариабельность, изменчивость внутри одного вида. Если внешние условия обитания не изменялись, признаки вида сохранялись более-менее консервативно, если же условия претерпевали изменения, то полиморфизм позволял выжить тем существам, у которых оказывались более пригодные для изменившихся условий качества. А вот когда изменчивость признаков не перекрывала изменившихся условий, популяция вымирала. Естественный отбор — это вечное противостояние множественности признаков и давления среды. Сумели животные отыскать себе еду — хорошо, не сумели — вымерли. Есть возможность размножаться — хорошо, нет — все опять же вымерли.
Лобная доля, ставшая морфологической основой человеческого интеллекта, изначально имела задачу торможения животных инстинктов.
Только благодаря любной доле человек способен отказаться от еды, поделившись ею с ближним и поддержав тем самым отношения внутри социума. И этому есть одно простое доказательство.
Все знают, что некоторые дамы, слишком сильно озабоченные похудением, стараются есть как можно меньше, и при достижении веса около 40 кг у них нередко начинается болезнь под названием анорексия. Больных анорексией заставить есть практически невозможно, и современная медицина бессильна помочь этим несчастным. В итоге эти женщины безвременно уходят из жизни. Зато лет 60 назад, когда медицина была не столь гуманной, больным анорексией вводили острый скальпель в нижнюю часть височной области и отсекали лобную долю. Через некоторое время у пациенток восстанавливался аппетит и менструальный цикл и они возвращались к нормальной жизни. Ну или почти нормальной. Та часть мозга, которая вопреки животным инстинктам давала нам возможность отказаться от еды, переставала работать и мысль о неприятии еды человека больше не посещала.
Лобная доля поддерживала общественные связи у древних гоминид. Кто оказывался не способен делиться едой, того съедали самого или изгоняли. Поэтому всего за несколько миллионов лет лобные области мозга очень быстро выросли и однажды стали основой разума.
Человек — естественная часть природы, и долгое время эволюция человеческого мозга шла по тем же биологическим законам. Шла она не то чтобы очень быстро, да и само появление приматов (около 65 млн лет назад) нельзя считать какой-то вершиной эволюции — это не что иное, как приспособление млекопитающих к жизни на деревьях. Настоящая человеческая история в обезьяньем мире началась в тот момент, когда возникли необычные условия, то есть та самая переходная среда, которая в корне изменила характер эволюции человеческого мозга. Понятно, что ни с того ни с сего столь серьезные перемены, приведшие в конечном итоге к появлению homo sapiens, произойти не могли. Чтобы объяснить причину этих революционных преобразований, масса теоретиков склоняется к разным формам так называемой речесоциально-трудовой теории. Дескать, человек стал общаться, стал трудиться, и тогда мозг начал радикальным образом меняться. Однако эта теория не выдерживает даже поверхностной критики. Сейчас известно много видов животных, использующих орудия, системы сложных коммуникаций и развитую структуру сообществ, но это так и не привело к появлению крупного мозга. Так что же произошло?
РАЙ НАХОДИЛСЯ В АФРИКЕ.
Судя по всему, архетип человеческого мозга сформировался в определенной уникальной среде в результате длительного биологического процесса. В какой-то момент времени, примерно 15 млн лет назад, на востоке Африки сложились очень благоприятные условия для жизни любых млекопитающих. Тогда в субтропиках или в тропиках, в полузатопленных местах, в неглубоких проточных водоемах в огромных количествах размножались какие-то вкусные и питательные животные — беспозвоночные или рыбы. На этих существах паразитировало огромное количество птиц и других животных. Среди последних и оказались наши далекие предки — тогда они были чуть поменьше современных шимпанзе. И в наши дни в Норвегии можно увидеть, как во время нереста сельди медведи заходят на задних лапах вводу и, стоя там по грудь, черпают лапами икру и едят ее, пока не насытятся. Вот и нашим предкам достаточно было войти в воду и слегка почерпать лапками, чтобы наесться.
Такой полуводный образ жизни, кстати, хорошо объясняет происхождение двуногости. Понятно, что чем дальше животное может зайти в воду, тем больше оно сможет собрать там пищи. Но заходить на глубину на четвереньках неудобно, поэтому и норвежские медведи, и многие современные приматы вступают в воду, стоя на двух ногах. При этом передвижение на двух ногах освободило передние конечности, которые тоже пригодились. Поскольку, как уже говорилось, водные животные стали обильной пищей птицам, последние активно размножались, а значит, несли яйца. Чтобы доставать яйца из гнезд и употреблять в пищу, предкам человека нужны были руки.
Если фрукты для лазящих животных легкодоступны, то получение белковой пищи дается приматам с большим трудом. В погоне за мясом современные обезьяны охотятся даже на других обезьян. А вот в «африканском раю», сложившемся 15 млн лет назад, с высококачественной белковой пищей у тогдашних приматов не было никаких проблем: икра и птичьи яйца находились почти на расстоянии вытянутой руки. Все это привело к формированию группы животных, практически выпавших из системы отбора: зачем меняться, если условия среды близки к райским? Однако, как известно, при избытке пищи животных вообще ничего не интересует, кроме размножения. Обилие еды, таким образом, усилило конкуренцию при размножении и, как следствие, стало причиной гонки за доминантность.
МЫСЛЬ ИЗРЕЧЁННАЯ ЕСТЬ ЛОЖЬ
Одним из последствий сложившейся ситуации стала речь, которая, по-видимому, зародилась как раз в «райский» период. Речь могла возникнуть как способ организации совместных действий, а начиналась, возможно, с простых звуков или, например, пения, как у современных гиббонов. Кстати, у гиббонов в мозге есть такие же поля, как и в мозге человека, и именно там у нас локализуется речь. Далее на этой базе уже возникла речь, используемая не как средство общения, а как средство имитации. Можно было впечатлить самку реальными успехами на охоте и обильной добычей, что добавляло самцу привлекательности, увеличивая шансы на передачу своего генома будущим поколениям. А можно было ей об этом просто рассказать и заполучить в ее глазах те же лавры победителя, не прилагая реальных усилий. В биологическом мире все поддерживается именно в такой пропорции: чем меньше действий и больше биологического результата — тем эффективней событие. Поэтому имитация действия с помощью речи стала бесценным качеством у архаичных антропоидов. Речь стала выгодным продуктом, и на нее начал действовать интенсивный отбор, поскольку она позволяла достигать результата в размножении. По сути дела, речь возникла как форма обмана, а обман был эффективен и тогда, и в наши дни.
АЛЬТРУИСТИЧЕСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ
Получается, что в стабильной социальной группе любых ранних и поздних гоминид действовал непреложный закон искусственного отбора. И именно в этом заключена квинтэссенция эволюции мозга человека.
Никакой эволюции и естественного отбора не хватило бы, чтобы всего за 4,5 млн лет наш мозг проделал путь от мозга шимпанзе к мозгу homo sapiens. Но если происходит селекция по социальному принципу, эволюция невероятно ускоряется. Благодаря жесточайшему внутреннему искусственному отбору.
Вот вопрос: что трудно отнять даже у любимой собаки? Конечно, вкусную еду — кусок колбасы или косточку. В животном мире пищей не принято делиться — наоборот, животные стараются отнять еду друг у друга любым способом. Украл — значит, наелся, наелся — значит, получил преимущество в размножении. В человеческом же социуме едой принято делиться. И вот, как выяснилось, нижняя часть лобной области человеческого мозга потребовалась нам для того, чтобы мы могли отказаться от пищи. Иными словами, лобная область, считающаяся морфологической основой интеллекта, исторически развивалась не для того, чтобы думать о высоком или играть в шахматы. Не было в те далекие времена ни «высокого», ни шахмат. Главной задачей этой части мозга стало торможение животных инстинктов. Ибо только делясь едой, можно было поддержать взаимодействие и общение в группе.
ПЛОД ПИРРОВОЙ ПОБЕДЫ
Человечество расселялось по планете, наращивая объем мозга, и наконец на историческую сцену вышли две крупные группы — неандертальцы и кроманьонцы. У представителей обеих групп мозг достиг огромного размера — 1560−1600 г. Однако при том что мозг по массе был одинаков, стратегия поведения и результаты отбора оказались разные. Неандертальцы были мощными, сильными, умными существами, которые селились очень маленькими семьями. Они придумывали орудия и вообще, возможно, были более интеллектуальными, чем homo sapiens sapiens. Но отбор, связанный с поддержанием бесконфликтных ситуаций в группах, на них не действовал. А кроманьонцы, похоже, были туповатыми, ограниченными, но их мозг прошел больший путь социализации. Жестокий отбор приспособил их к общественному образу жизни. Каков же оказался результат конкуренции? Когда на трех жуков нападает банда муравьев, она их уничтожает. Примерно так же кроманьонцы расправились с неандертальцами. И дальше мы, сапиенсы, пожали печальные плоды своей победы. 30 000 лет назад социальный отбор, который тогда, в условиях конкуренции, требовал колоссальных усилий со стороны сапиенсов, прекратился. И ситуация вернулась в каком-то смысле к началу пути: ускорился отбор людей по социальной адаптированности, только теперь отдельные слишком умные «изгои» не могли повлиять на ситуацию — общество стало слишком большим. А безынициативные особи с посредственными данными, способные к плодотворному общению и коллективным действиям, получали преимущество. Кто мог выполнять правила игры в группе, какими бы они ни были идиотскими, получал возможность размножиться и перенести геном в следующее поколение. Кто нарушал правила — тот не размножался. Так мозг постепенно и уменьшился с 1600 до 1300 г, и надо сказать, что подобный регресс не наблюдался ни у одного вида за всю историю гоминид.
Есть ли у мозга шансы на биологический прогресс? Скорее всего нет, по крайней мере до тех пор, пока действие биологического отбора будет подменяться искусственным социальным отбором. Преференции получают наиболее общественно адаптированные люди, а наличие маленького мозга в большинстве случаев им не мешает.